Идем, и вдруг слышу: — Ой! Папа, смотри, Петрович, мой учитель математики! На фотографии, что на памятнике, знакомое лицо. Точно, я его помню. — Еще не старый. Ты говорила, он сильно выпивал. Может, потому так рано и умер? — Да, Петрович пил знатно. Только знаешь, при всем при том он был настоящим учителем. Неравнодушным. Когда в старших классах вы перевели меня в другую школу, я сильно отставала по математике. Так представь, Петрович две недели сам, по собственной инициативе, безо всякой оплаты занимался со мной своим предметом. Благодаря ему ни в школе, ни в академии у меня никогда не было проблем с математикой. Мыслимое ли это дело, чтобы сегодня вот так, бесплатно! Царство тебе Небесное, Петрович, мой учитель. Спасибо тебе за все. Я тоже перекрестился. Надо будет запомнить его могилку. Нет, все-таки должно что-то оставаться от каждого из нас, хотя бы такой вот скромный холмик с надписью: «Раб Божий Николай» или «Раб Божий Петрович». Чтобы те, кто еще помнит, могли о тебе помолиться. С благодарностью. А Финский залив — это все наша гордыня и юношеский максимализм. Среда. Бездельники Вечером идем с матушкой на великое повечерие читать канон преподобного Андрея Критского . В этом году решили службу вечером на первой седмице поста начинать на полчаса позже обычного. Вот уж действительно «по просьбам трудящихся». Это для того, чтобы те, кто работает, успевали в храм на молитву. Идем, а скользко. Март. То он теплый и все начинает таять, то холодом дорогу прижмет и снова хоть коньки надевай. От поселка, где большей частью живут наши прихожане, до храма самое малое километр-полтора. Народ и скользит до деревни, пробираясь по самой обочине. И все равно идут. Подходим. В самой деревне через дорогу напротив храма стоит и курит наш сосед Александр Иванович . Мы с ним почти ровесники. Только один из нас на несколько лет старше, а другой, выходит, младше. Только кто старше, а кто младше, я уже не помню. Он часто так: откроет свою калитку, выйдет на улицу и курит. Кто из знакомых мимо идет — поздоровается или тоже остановится рядом с ним и закурит. Вот уже и общение получается, а то огородился народ заборами — и надо бы, а не достучишься.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-velikog...

А меня бросало то в жар, то в холод. Свету я знала уже несколько лет. Впервые встретившись с ней и разговорившись, узнала, что мы учились в одной школе, правда, в разное время. Света младше меня на десять лет. Но дети наши почти ровесники, потому у нас много общих тем и проблем. Только муж Светы оказался трудным человеком, он – игроман, проиграл квартиру, купленную им родителями. Света ушла от него и теперь снимает жилье. Понятное дело, алиментов от него не дождешься. Правда, папа и мама ей помогают, а то вообще неизвестно, как бы она с детьми жила. Расставшись со Светой, я не могла успокоиться. Почему она, совсем нецерковный человек, купила эти злосчастные бусы, а я – нет? Как могла я вот так просто пройти мимо? Не снимаю ведь квартиру и не одна ращу своих детей! Приехав в следующую точку маршрута, я с горечью рассказала моей близкой верующей приятельнице эту историю. – Света, она же на трех работах, одна – и вот так отдала эту тысячу, а я… – сокрушалась я. – Да ладно, не бери в голову, – ответила моя приятельница. – Ты не знаешь, какую жизнь прожила эта старуха, что в старости оказалась в таком положении. Наверняка она неверующая, одинокая, потому что сама никогда никому ничего хорошего не сделала. «И все равно она просила, и Сам Бог дал мне ее увидеть и пожалеть, – думала тем временем я. – Ну почему я не исполнила заповедь “просящему у тебя дай”, называя себя христианкой?.. А Света…» Много есть у нас предубеждений против тех, кто просит милостыню: и мафия это, и цыгане, и «понаехали тут». Иногда доходит до абсурда: одна родственница убеждала меня, что люди на инвалидных колясках без ног и без рук каким-то особенным образом прячут (подворачивают, – сказала она) свои конечности, чтобы просить милостыню. А я вспоминаю, как в далекие восьмидесятые видела отца Иоанна (Крестьянкина) , который, приехав в Москву, шел на Введенское Немецкое кладбище. Из специально приготовленного мешочка батюшка раздавал монетки и не пропустил ни одной протянутой к нему руки. И еще об одном думала я после этого случая. Ведь, надо признаться, я относилась к Свете с симпатией, но снисходительно: она младше, неопытнее, да еще и нецерковная. А теперь как остро я поняла, какой она прекрасный неравнодушный добрый человек! А я?!

http://pravoslavie.ru/111659.html

При монастыре также действует приют для девочек-сирот. Сироты живут в отдельных корпусах, в каждой комнате по шесть девочек и с ними одна монахиня, которая берет на себя заботу по уходу и воспитанию. Чем младше дети, тем старше монахиня, которая живет с ними. И наоборот, чем старше девочки, тем младше прикрепленная к ним монахиня. Девочки учатся в школе, существующей при монастыре, а также осваивают ремесла в монастырских мастерских. Несмотря на свою социальную направленность, монастырь не оставляет собственно монашеской традиции. В нем действуют два храма, в которых богослужение совершается три раза в день. Устройство монастыря имеет отдельные черты, которые роднят его с греческой монашеской традицией. Так, в нем есть специальный зал для собраний насельниц, где также принимают гостей, у греков такой зал называется синодикон. Также игуменья монастыря избирается самими сестрами и затем лишь утверждается синодом. При Менгисту у монастыря были отобраны все его владения, но теперь жизнь обители возрождается. Роль Церкви в обществе С настоятельницей монастыря Себата / Эфиопская Церковь занимает в эфиопском обществе то место, которое еще в относительно недавнем прошлом в обществе занимала любая Церковь, – передовое. В том смысле, что Церковь располагает всем передовым, что есть в обществе: прежде всего нравственным авторитетом, но также знаниями, социальными и образовательными институтами. Церковь не находится в социальном гетто, но охватывает все общество и пользуется в нем большим авторитетом, и это несмотря на период государственного атеизма, связанного с насильственным отрывом Церкви от общества. В настоящее время Церковь в Эфиопии развивает активную социальную деятельность, что для такой бедной страны, часто терпящей гуманитарные катастрофы, очень актуально. Благотворительностью занимаются отдельные монастыри и приходы. Однако в Церкви также функционирует особое агентство по социальной работе – Комиссия по развитию и межцерковной помощи. Она аккумулирует большие средства, как финансовые так и технические, которые затем идут на различные социальные программы.

http://pravoslavie.ru/590.html

Академическая программа была очень сложной, нам приходилось много и серьезно заниматься. Выполненное задание могли вернуть только потому, что края текста не были идеально выровнены. Нас учили быть предельно конкретными в своих аргументах, любые обобщения подвергались критике: «Вы говорите, что они находились под влиянием X.? Докажите это! Приведите источники, продемонстрируйте свою логику, покажите развитие мысли в точных, правильно построенных фразах!» Не принимались и не допускались ни сокращения, ни упрощения. Именно в школе я выучила все, что знаю о французской литературе и истории. И эти знания позволили мне сорок лет преподавать французский язык в Америке. Почти каждые выходные я проводила в другом моем мире — дома, после чего возвращалась к школьным будням. Я научилась приспосабливаться к этой двойной жизни. Дома у меня были церковь, родители, братья и сестры. Церковь была для меня уютным, теплым, добрым домом, сладко пахнущим ладаном. Моя вера была простой, чистой и безусловной. В школе же я узнавала о вселенском смысле христианства, и за это я перед школой в неоплатном долгу. В школе у меня появились друзья, но я часто отставала в учебе, робела и терялась. Я была на год младше своих одноклассниц и привыкла к тому, что меня защищали моя церковь, мое русское окружение и мой любящий отец. И вдруг, когда мне минуло пятнадцать лет, все изменилось. Суровое школьное воспитание принесло плоды: я стала (или, по крайней мере, старалась стать) хорошей ученицей, разумной, думающей, счастливой и уверенной в себе. И вскоре я встретилась с Александром. Я удачно сдала письменные и устные экзамены на свой первый бакалавриат — французский язык, историю, географию, математику, немецкий язык, латынь, греческий, физику, химию. Я была на год младше, а Александр на год старше своих одноклассников, так как потерял год при переходе из кадетского корпуса в лицей, и мы держали экзамены одновременно. Совершенно случайно мы встретились на улице около Сорбонны после устных экзаменов и, радуясь окончанию школы, перекинулись несколькими словами. И все! Была весна 1939 года. Моя семья уехала в Нормандию, в Г)эанвиль, на летние каникулы. И вдруг разразилась война!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

93 Михаил Федченков – родной брат Ивана Федченкова, будущего митрополита Вениамина. Иван был младше Михаила на два года. Впоследствии Михаил стал фельдшером. Умер от тифа в русско-японскую войну на Дальнем Востоке. (См.: Вениамин (Федченков) , митр. Письма о монашестве. М., 2003. С. 14; Вениамин (Федченков), митр. Записки архиерея. М., 2002. С. 652.) 96 Надежда Афанасьевна Федченкова (ум. после 1955 г.) – родная сестра митрополита Вениамина. Вышла замуж за священника Федора Михайловича Шебалина, настоятеля московского храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. Другая сестра – Елизавета – закончила Тамбовскую женскую гимназию, затем петроградские Высшие бестужевские курсы и преподавала в Кирсановской женской гимназии (с 1918 г. – школа 2, затем 1) русский язык и литературу. Была замужем за Аркадием Онисимовичем Белоусовым, председателем педагогического совета в Кирсановской гимназии, преподавателем физики. Умерла в 1953 г. 101 Великорусское слово; значит: бросается (ввергается) в глаза, представляется; обычно – ложно, мечтательно. – Авт. 104 См. далее о том же случае рассказ «Непонятное» (часть 2 «Из другого мира», глава «Из моей жизни – чудеса»). 109 Иеромонах Исидор Грузинский (в миру – Иоанн Андреевич Козин; ок. 1833–1908) родился в семье крепостных крестьян князей Грузинских в Нижегородской губернии. Духовный сын будущего старца Павел Флоренский писал о нем: «Иоанн родился в тот самый год, когда преставился преподобный Серафим, Саровский Чудотворец... Так или иначе, но в жизнь Иоанна вошел луч от сияния преподобного Серафима. Еще нося в лоне своем Иоанна, мать его ходила в Саров к старцу Серафиму; святой вызвал ее из громадной толпы народа, поклонился ей при всех до самой земли и предсказал, что от нее произойдет великий подвижник и что имя ему будет Исидор...» (Флоренский П.А. Соль земли, то есть Сказание о жизни Старца Гефсиманского Скита иеромонаха Аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским//Сочинения: В 4 т. М, 1994. Т. 1. С. 620). Насельником Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры Иоанн стал в 1852 г. Был келейником у наместника Лавры архимандрита Антония (Медведева; † 1877; память – 6/19 июля (в Соборе Радонежских святых). В 1860 г. принял монашеский постриг. Перешел на жительство в пустынь Параклит. В 1863 г. рукоположен во иеродиакона, в 1865 г. – во иеромонаха. Побывал на Афоне. Вновь переселился в Гефсиманский скит, где прожил до своей смерти. С 1906 г. был духовником братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Как настоящий священник отец Жак о себе и своей деятельности говорит скупо, но орган Ватикана Avvenire в свое время рассказывал: монастырь Мар-Элиан, настоятелем которого он был, давал приют многим беженцам, среди которых порядка ста детей младше 10 лет. При этом, как утверждали свидетели, отец Жак умудрялся обеспечивать их всем необходимым, в том числе благодаря пожертвованиям мусульман. В Ватикане знали и то, что экуменизм не был в этом монастыре мертвой догмой: в общине Мар-Муса даже молитвы совершалась на арабском языке. Больше того, настоятелю монастыря при посредничестве адвоката общины, мусульманина-суннита, удалось добиться того, что находящийся в непосредственной близости от обители город Эль-Карьятейн с населением в 35 тысяч долгое время оставался за пределами столкновений сирийских правительственных войск с повстанцами. Столь тесные связи с мусульманским миром объясняются тем, что основанная в 1990-е годы община Мар-Муса, подвижником которой Жак Мурад и является, с первых дней существования провозгласила своей миссией межрелигиозный диалог христианской и мусульманской конфессий в Сирии. — Расскажите, при каких обстоятельствах вас похитили. — 21 мая примерно в два часа дня несколько вооруженных человек в масках ворвались в монастырь. Двое вошли в мою келью, другие — в келью Бутроса Ханна, волонтера нашей общины. Они посадили нас в монастырский автомобиль и повезли в пустыню (сама обитель Мар-Элиан — в оазисе, за которым сразу же начинается пустыня.— «О»). Там нас продержали четыре дня, запертыми в машине, со связанными руками и повязками на глазах. На пятый день тронулись в путь. Дорога была длинной, мы не могли ничего видеть. Единственное, что я чувствовал, это присутствие пустыни. В какой-то момент подумал, что это конец. Но я тут же услышал внутренний голос, даже не голос, а крик, который укрепил меня в вере и дал понять, что этот путь приведет в итоге к свободе. — Почему вы решили, что вас похитили джихадисты ИГ? — Потому что в конце пути они нас привезли в Ракку, в которой этих фундаменталистов больше всего и которую они провозгласили столицей своего «Исламского государства». Там нас — меня, Бутроса и еще одного христианина — поместили в тюрьму, которая была устроена в нужнике. Как я понимаю, это было сделано, чтобы нас унизить. Затем сообщили, что, если мы не примем мусульманство, нас казнят. После этого каждый день кто-то из боевиков входил в нашу камеру и задавал вопрос: кто вы? Я отвечал: назара (по-арабски означает христианин).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Хованскую (1747 –1813), смелостью и решительностью в отца Ф.С. Барятинского (1742 –1814) – гоф-маршала, действительного советника, камергера. Павел I, придя к власти, отстранил его от службы. Подписал приказ оставить столицу и жить в деревне, так как тот принимал участие в устранении Петра III в Ропше. Мужа своего Долгорукова В.В. (1752 –1812) – генерал-поручика русской императорской армии, на гражданской службе тайного советника – уважала, но не любила... Он принимал участие в осаде и штурме Очакова, за что был удостоен Святого Георгия 2 класса, 17. Василия Васильевича Долгорукого Павел I, в отличие от Ф. С. Барятинского, ценил и в день своего коронования произвел в действительные тайные советники, наградил Александровской лентой, а 21 августа 1799 уволил со службы. После этого супруги жили в Париже и Вене. Остаток дней провел в Санкт-Петербурге. Скончался 13 марта 1812 года от апоплексического удара. Болел отдышкой и водянкой, плохо двигался. Жена его Екатерина Федоровна была ровесницей Петра Багратиона и младше своего больного мужа на 17 лет. Ею была очарована французская художница М. Э. Л. Виже-Лебрён (1755 –1842) – модная французская художница–портретистка. С 1795 –1801 год творила в Москве и Санкт-Петербурге. Они подружились. Художница была сражена её классической красотой лица, стройностью, благородством и грацией. Что-то семитское отмечала в ее внешности. «Я никого так не любил, как вас, и ни к кому от роду не был так привязан, как к вам, хотя вы и будете хохотать и говорить, что, как я смею писать. Но воля ваша, я люблю правду говорить…», – писал П. Багратион. Черты, замеченные французской художницей, импонировали и ему. Екатерина Фёдоровна посоветовала Петру не горячиться в такой пикантной ситуации, не идти на поводу у нетерпеливо деятельной Е. П. Романовой. Петр, следуя наставлению любимой женщины Е. Ф. Долгоруковой, напомнил при встрече Екатерине Павловне, что он давал клятву верно служить царю и отечеству, а посему ни в каких дворцовых акциях принимать участие не намерен, тем более, что привык действовать только в военных баталиях.

http://bogoslov.ru/article/5237470

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю по Рождестве Христовом в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 10 2010 р. 15:51 10 января, в Неделю по Рождестве Христовом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры . После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодняшний день на языке церковного Устава называется Неделей по Рождестве Христовом. Это первое воскресенье после Рождества Спасителя посвящено воспоминанию о трагическом событии, которое последовало вскоре после пришествия в мир Спасителя. Из Евангелия от Матфея известно, что царь Ирод, напуганный вестью о рождении Младенца, которая принесена была ему восточными мудрецами — волхвами, решил убить в Вифлееме всех младенцев мужского пола младше двух лет отроду. Невинные младенцы были избиты, но среди них не оказалось рожденного Спасителя, потому что Ангел Господень, явившись во сне Иосифу, повелел ему вместе с Марией, взяв Отроча, бежать в Египет. И, как известно, Святое Семейство пробыло в Египте до тех пор, пока не умер Ирод, и только затем вернулось в Палестину (см. Мф. 2). Как это удивительно: в момент рождения Ангелы Божии благовествуют пастухам, а через них всему миру о том, что явилась слава Божия, и на земле мир, и в человеках благоволение (см. Лк. 2:14), то есть в очах Божиих люди обрели благоволение и им даруется мир через рождение Сына Божия. И тут же, в ответ на эту благую весть, следует избиение младенцев — только ради того, чтобы весть, которую должен был произнести и передать миру Христос, не была услышана. Страдания, скорбь — это то, с чем столкнулась семья Спасителя, Его Пречистая Матерь, Обручник Иосиф; и, конечно, Сам Господь, будучи младенцем, претерпел невзгоды этого долгого путешествия в Египет. Явление ангелов, поклонение волхвов, явление звезды — казалось бы, род человеческий, который ожидал Спасителя, должен был в этих знаках увидеть пришествие в мир Сына Божия и поклониться Ему, подобно тому, как поклонились волхвы с востока; принять Спасителя, а затем, слушая Его слово, идти за Ним. Но ничего подобного не происходит: лежавший во зле мир продолжает во зле лежать (см. 1 Ин. 5:19). И мы знаем, что не только первые годы жизни Спасителя были омрачены гонениями, но и вся последующая Его жизнь — особенно тогда, когда Он вышел на Свое общественное служение, когда стал говорить то, что должен был сказать. Встречная волна злобы и зависти обрушилась на Спасителя, и мы знаем, что жизнь Его завершилась мученически. Силой Божественной Он воскрес, но это было уже не от человеков, но от Бога; а люди сделали все для того, чтобы умертвить своего Спасителя.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210160...

Он тоже казачьего происхождения. По окончании Камышинского духовного училища в 1855 году его определили пономарем к Покровской церкви станицы Иловлинской. Здесь он бессменно и беспорочно прослужил пятьдесят лет! В 1906 году за 50-ти летнюю службу Церкви Божией Священный Синод наградил его орденом Святой Анны III степени. Чуть раньше, в августе 1905 года, по прошению общества он рукоположен во диакона с оставлением на должности псаломщика. Женат он был на дочери хорунжего Стефаниде Симеоновой (1839 г.р.). В 1914 году при нём находилась только жена, а четверо детей его уже разъехались. Благочинный отметил для епархиального начальства, что отец диакон поведения «отличного, по службе исправен. Жена по поведению честна». Особенно отличился перед Отечеством псаломщик Михаил Евграфович Васильев (1857 г.р.). Он окончил четырёхклассное Усть-Медведицкое духовное училище, но в мае 1872 года его призвали на военную службу, где он состоял десять лет до мая 1882 года. Михаилу Евграфовичу довелось участвовать в Русско-Турецкой войне. За участие в походах против неприятеля 1877-1878 годов он был награждён светло-бронзовой медалью и даже получил Румынский крест «за обложение Плевны». Об этих сражениях наш современник Борис Акунин написал приключенческую книгу «Турецкий гамбит», по мотивам которой сняли одноимённый фильм. После окончания военной службы молодой казак женился на дочери сотника Елизавете Николаевне Добрыниной, которая была на десять лет его младше. У них было четверо детей: Евгения, Владимир, Анна, и Дмитрий. В 1890 году Михаил Евграфович, сполна отдав долг Отечеству, решил вернуться к Божьему служению. Он поехал к Донскому архиерею, который назначил его штатным псаломщиком Петро-Павловской церкви слободы Карповской Качалинского благочиния. В 1892 году по собственному прошению псаломщика Василия переместили к Покровской церкви станицы Иловлинской. Через пять лет «за отлично усердную службу по духовному ведомству» он был награждён Архипастырским благословением с выдачей свидетельства из Донской Духовной Консистории.

http://sobory.ru/article/?object=38474

Далее евангельская история обрывается, и далее в Писании Иоанн предстает уже зрелым мужчиной, закаленным жизнью в тяжелейших условиях пустыни. Недостающие сведения нам дает Предание, и эти факты полны трагизма. Через полгода после рождения Иоанна в Вифлееме родился Спаситель. Узнав о старинном пророчестве, что младенец из Вифлеема займет израильский престол, тогдашний царь Ирод испугался, и решил ликвидировать возможных конкурентов, убив всех детей в окрестностях Иерусалима младше двух лет. Угроза нависла и над Иоанном, ведь его родители жили в пригороде Иерусалима, а в народе еще не стихла молва о чудо-ребенке. Сначала солдаты Ирода пришли к Захарии в храм и прямо во время богослужения стали требовать отдать им мальчика. Захария им не ответил, и они убили его между жертвенником и святилищем. А тем временем Елизавета успела бежать в пустыню. Первые недели мать и сын вовсе не покидали пещеру в которой укрылись от солдат, но голодными не были – все нужное им приносил ангел. До года Елизавета кормила малыша грудью, потом стала приучать его к пустынной пище – саранче, дикому меду, траве. Прожив еще несколько месяцев, Елизавета умерла. Предание гласит, что воспитанием ребенка занялись ангелы, а современные исследователи полагают, что Иоанн рос у ессеев – представителей радикального иудейского течения, которое по своему уставу очень напоминало монашество. Это были жители пустыни, которые добровольно уходили из людных мест ради более полного служения Богу. Но «ессейское» прошлое Иоанна – лишь гипотеза, и о детстве пророка мы почти ничего не знаем. Церковь говорит лишь о том, что именно в пустыне сформировался его жесткий и бескомпромиссный, огромной силы характер. Иоанн знал, что Господь избрал его, чтобы подготовить народ к пришествию Мессии. Он мог отказаться, но не сделал этого. Наоборот, Иоанн с энтузиазмом принял свой жребий и был верен до конца своему призванию. Трудность подвига Иоанна была двоякой. одной стороны, в Израильском народе уже более трех веков не было пророков, и они стали восприниматься людьми как нечто фантастическое. Были, конечно, разные самозванцы, проповедники, экзальтированные сектанты и просто бунтари, но настоящих пророков, в которых чувствовалась сила Божья, дух, твердость и убежденность, – таких не было. Поэтому выход Иоанна на проповедь был для многих огромным соблазном: ведь он обличал и говорил так, как до него это делал лишь Илия.

http://zavet.ru/a/rss_1352564811.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010