Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ ЕВАГРИЯ СХОЛАСТИКА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru " Церковная история " Евагрия Схоластика , одно из т. н. классических сочинений по истории древней Церкви " Церковная история " была завершена в 594 году в Антиохии (ныне Антакья, Турция). Сочинение состоит из 6 книг, охватывает более 160 лет, от возведения Нестория на Константинопольский престол в 428 году до 593/4 г., и представляет собой продолжение " Церковной истории " блж. Феодорита, еп. Кирского , написанной в 450-х годах. " Церковная история " Евагрия Схоластика сохранилась в четырех рукописях: Laurent. LXIX 51 (XI в.); LXX 23 (кон. XII в.); Patm. 688 (XIII в.); Baroc. 142 (XIV в.). Наиболее ценными считаются два древнейших кодекса, которые и используются как основа для изданий. " Церковная история " была известна свт. Фотию Константинопольскому и описана им в «Мириобиблионе» . В Византии ею пользовались автор Жития прп. Симеона Столпника (Младшего) (VII-VIII вв.) и историк начала XIV века Никифор Каллист Ксанфопул . Первое печатное издание «Церковной истории» было подготовлено Р. Стефаном и появилось в Париже в 1544 году . На русский язык " Церковная история " впервые была переведена и издана в 1853 году (переводчик неизвестен), новый комментированный перевод опубликован И. В. Кривушиным (СПб., 2006). Источники Источники, использованные в сочинении Евагрия Схоластика , многочисленны. Он опирался как на устную традицию, так и на письменные памятники, в т. ч. на исторические произведения Прокопия Кесарийского , Приска Панийского , Зосима; на истории Церкви Сократа Схоластика , Захарии Ритора ; на хроники Иоанна Малалы , Евстафия Епифанийского ; на Жития прп. Симеона Столпника (Младшего) , мц. Голиндухи Персидской ; на многочисленные официальные послания церковных деятелей (напр., св. Кирилла, архиеп. Александрийского , св. Льва I Великого , папы Римского, Нестория , Петра III Монга , патриарха Александрийского, Севира, патриарха Антиохийского ); на постановления императоров (Льва I, Василиска Флавия, Зинона, Юстина II); на акты Соборов (в т. ч. III, IV и V Вселенских).

http://drevo-info.ru/articles/13676622.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАФОНТЕН-ДОЗОНЬ Жаклин [франц. Lafontaine-Dosogne Jacqueline] (23.11.1928, Брен-л " Аллё, Бельгия - 21.05.1995, Брюссель), исследователь визант. и восточнохрист. искусства, представитель иконографического метода исследования. Л.-Д. окончила Свободный ун-т Брюсселя (Université libre de Bruxelles), в котором изучала классические языки, историю искусства и археологию, была ученицей Ш. Дельвуа. В 1958 г. принимала участие в работе семинара А. Грабара в Высшей практической школе в Париже (École Pratique des Hautes Études), где представила доклад о фресках храма Фортуны Вирилис в Риме, переработанный и изданный в 1959 г. в виде монографии (Peintures médiévales dans le temple dit de la Fortune Virile à Rome). Тема иконографии Богородичных сюжетов в средневек. искусстве, затронутая в этой работе, была раскрыта Л.-Д. в диссертации (1961) и в кн. «Иконография детства Богородицы в искусстве Византии и Запада» (Iconographie de l " enfance de la Vierge dans l " Empire byzantin et en Occident), вышедшей в Брюсселе в 1964-1965 гг. и переизданной с дополнениями в 1992 г. К этой теме она возвращалась в течение всей жизни. Значение этого труда Л.-Д. сопоставимо, как писала Н. Тьерри, с известной работой Г. Милле ( Millet G. Recherches sur l " iconographie de l " Évangile aux XIVe, XVe et XVIe siècles d " après les monuments de Mistra, de la Macédoine et du Mont Athos. P., 1916). с момента издания книги Л.-Д. были открыты новые памятники и уточнены сведения, приводимые в монографии, но эта работа остается базовым исследованием по теме житийного цикла Пресв. Богородицы в визант. искусстве ( Thierry N. [Рец. на:] Lafontaine-Dosogne J. Iconographie de la Vierge dans l " Empire byzantin et en Occident//REB. 1965. T. 23. N 1. Р. 288-290). В 1958-1966 гг. Л.-Д. работала в Бельгийском национальном фонде содействия научным исследованиям; в 1960-1962 гг. сотрудничала в Центре византиноведческих исследований Дамбартон-Окс (США). С 1967 по 1972 г. являлась научным сотрудником Королевского ин-та культурного наследия (L " Institut royal du Patrimoine artistique). В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XX в. путешествовала по территориям, некогда занятым Византийской империей, и странам, находившимся в период средневековья в орбите визант. влияния. Результатом научной экспедиции в район Антиохии (ныне Антакья, Турция) в 1965 г. стала работа «Археологические маршруты Антиохии: Исследование о мон-ре прп. Симеона Столпника Младшего на Дивной горе и об иконографии святого» (Itinéraires archéologiques dans la région d " Antioche: Recherches sur le monastére et sur l " iconographie de S. Syméon Stylite le Jeune), написанная совместно с Б. Оргелем, к-рая помимо детального исследования мон-ря на Дивной горе, иконографии прп. Симеона Столпника Младшего, содержит список археологических памятников близ Антиохии.

http://pravenc.ru/text/2463193.html

Память преподобных Иоанна Зедазнийского и учеников его Шио Мгвимского, Давида Гареджийского, Антония Столпника Марткопского, Фаддея Степанцминдского, Стефана Хирсского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Зенона Икалтского, Исе (Иессея), епископа Цилканского, Иосифа, епископа Алавердского, и Авива, епископа Некресского Св. Иоанн Зедазнийский еще молодым поступил в монастырь в Антиохии (кон. V в.), где просиял аскетическими подвигами, смирением и сердечным сокрушением. Вскоре он стал известен как чудотворец. Однако, смущенный стечением народа, он ушел далеко в пустыню вместе с несколькими учениками, чтобы тайно вести жизнь во Христе. Пресвятая Богородица явилась ему и приказала идти с двенадцатью учениками в Грузию (Картли), где в ту пору еще сильно господствовало идолопоклонство, и насадить там семена монашеской традиции. Назначив себе преемника, св. Иоанн, по указаниям Ангела, взял с собой двенадцать учеников: Шио, Давида, Антония ян.], Фаддея (Таты), Стефана, Исидора, Михаила, Пирра, Зенона, Исе дек.], Иосифа сен.] и Авива н.]. Получив благословение от св. Симеона Столпника Младшего м.], они пустились в дорогу пешком, одетые в кожаные одежды, надеясь в том, что касается пропитания, лишь на Промысл Божий. Когда они пришли в Грузию, епископ Евлавий, предупрежденный Ангелом, встретил их в присутствии духовенства и множества верующих. Как только епископ его благословил, св. Иоанн заговорил по-грузински, хотя до той поры совершенно не знал этого языка. Сирийские монахи тотчас приступили к проповеди , при этом они благовествовали народу о совершенстве жизни по Евангелию в большой степени собственной подвижнической жизнью и любовью. Верующие приходили со всей страны, чтобы святые монахи обучили и благословили их. Им приносили больных, которых они исцеляли молитвой. Сам царь (Картли) Парсман VI (541–553) часто приходил к ним за советом. Святые отцы посетили все места, где проповедовала св. Нина ян.], и чувствовали ее незримое присутствие. Подвижники молили Бога открыть им место, где они смогут окончательно обосноваться. Господь Бог указал св. Иоанну недоступную пещеру на горе Зедазени, на некотором расстоянии от столицы Мцхеты. Рядом с ней остальные иноки построили себе хижины из веток. Сверхчеловеческими постами и всенощными молитвами св. Иоанн сумел прогнать демонов, занявших место, некогда посвященное идолам. Оно блистало как светило, освещая с горы всю Грузинскую Церковь . Благочестивый народ проложил путь через лес, покрывающий гору, и вскоре великое множество людей стали посещать святых монахов, чтобы получить у них небесную благодать и утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Память преподобного Симеона Столпника Младшего, Дивногорца Святой богоносный Симеон появился на свет в Антиохии в 521 г. Его родители происходили из Едессы и занимались изготовлением благовоний. Сам Иоанн Предтеча явился его матери св. Марфе ил.] возвестить о рождении сына. Св. Иоанн дал младенцу имя и предсказал, что тот будет вести по его примеру подвижническую жизнь. Рожденный без болей, Симеон брал только правую материнскую грудь и отказывался от ее молока после того, как она ела мясо. С момента святого крещения в возрасте двух лет он начал говорить и не останавливался семь дней, повторяя: «У меня есть отец, и у меня нет отца. У меня есть мать, и у меня нет матери», чем предвозвестил свою полную отрешенность от всего земного. Когда ему было пять лет, он вместе с матерью чудом спасся от землетрясения (25 мая 526), а вот отец его погиб под обломками жилища. Через некоторое время мальчику было явление Христа, окруженного сонмом праведников. Господь указывал ему путь, как стяжать мудрость и избежать кары Божией. После этого явился муж в белых одеждах и позвал его за собой на гору, расположенную в тринадцати километрах от Антиохии в направлении Селевкии. Там он в одиночестве провел несколько дней, окруженный дикими зверями. Затем отрок нашел небольшой монастырь под началом Иоанна Столпника, который был предупрежден о его приходе видениями. Иоанн встретил его с большой радостью как избранника Божия и взял тотчас под свое духовное попечительство. Игумен был изумлен мудростью и воздержанием шестилетнего ребенка, принимавшего пищу только раз в три или семь дней. В самом начале монашеской жизни Симеон чудесным образом исцелил пастуха, который из зависти хотел его убить и был наказан параличом правой руки. Мальчику хотелось во всём быть подобным духовному отцу. Поэтому через год, достаточно укрепившись в своем желании, он соорудил маленькое возвышение рядом со столпом Иоанна и так в семилетнем возрасте начал столпнический подвиг, в котором его поддержало чудесное видение. Христос открыл Симеону, что стояние на столпе будет для него подобием Его распятия и путем подражания Его спасительным страстям.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сентябрь 1 сентября 1. Церковное новолетие (начало индикта). Первый Вселенский Собор постановил, чтобы церковный год начинался 1 сентября. Сентябрь был у евреев началом нового гражданского года ( Исх. 23:16 ), месяцем собирания плодов и принесения благодарственных жертв Богу. Во время этого празднования Господь Иисус вошел в синагогу в Назарете, раскрыл книгу пророка Исаии и прочитал следующие слова: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение... проповедовать лето Господне благоприятное ( Лк. 4:18–19 ; Ис. 61:1–2 ). Кроме того, сентябрь в истории христианства знаменит еще и тем, что именно в этом месяце царь Константин Великий одержал победу над Максенцием, врагом Христовой веры, и вслед за этим военным успехом была провозглашена свобода христианского вероисповедания во всей Римской империи. В течение длительного времени и гражданский год в христианском подобно церковному, исчислялся с 1 сентября, а затем – сначала в Западной Европе, а впоследствии и в России, в правление Петра Великого, – [сей отсчет] был перенесен на 1 января. 2. Преп. Симеон Столпник . Родом сириец, из семьи крестьян. На 18-м году жизни оставил родительский дом и принял монашество. Предавал себя самым трудным подвигам, иногда проводя в посте 40 дней. После этого взял он на себя подвиг особый, дотоле неведомый, а именно: деннонощное стояние на столпе в непрестанной молитве. Сперва сие место молитвы было высотой в 6 локтей, затем ему построили столп в 12, а потом в 22, 36 и наконец в 40 локтей. Его мать Марфа дважды приходила, чтобы его увидеть, однако он не захотел ее принять, но сказал ей со столпа: «Не тревожь меня теперь, мать моя. Если удостоюсь [я того], увидимся на том свете». Святой Симеон претерпел бесчисленные напасти от бесов, но одолел все [искушения] молитвой к Богу. И сотворил великие и бессчетные чудеса, исцеляя словом и молитвой многих больных. К его столпу со всех сторон сходился народ: богатые и убогие, цари и рабы. И всем он помогал, одним возвращая здравие телесное, других утешая и назидая, а некоторых обличая в неправоверии и ересях. Так, отвратил он царицу Евдокию от ереси Евтихия и вернул ее к Православию. Подвизался он в правление царей Феодосия Младшего, Маркиана и Льва Великого . Сей первый столпник в истории христианства и великий чудотворец Симеон прожил на земле 103 года и упокоился в Господе 1 сентября 459 года. Его мощи были перенесены в Антиохию, в храм, [посвященный] его имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРФА [Греч. Μρθα] († 551), прав. (пам. 4 июля; пам. визант. и древнерус. 5 июля, 23, 24, 25 мая), мать прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца . Почитание М. сложилось не под влиянием святости ее сына, а стало результатом ее собственной духовной жизни. При этом в описании благочестивой жизни М. в миру нет никаких аскетических крайностей, хотя она искренне стремилась угодить Богу. Особую роль в жизни М. сыграло покровительство св. Иоанна Предтечи, неоднократно являвшегося ей в видениях. Житие М. (BHG, N 1174) лишь бегло касается раннего этапа ее жизни и посвящено гл. обр. событиям, предшествующим ее кончине, затем описаны перенесение ее мощей из Антиохии на Дивную гору и чудеса при гробе святой. Поскольку Житие М. было написано немного позже Жития прп. Симеона (BHG, N 1689), то, возможно, это было сделано преднамеренно, т. к. сведения о происхождении М., ее вступлении в брак, чудесном предвозвещении о рождении сына и его воспитании уже были подробно изложены в Житии прп. Симеона. Считается, что автором Жития М. был один из учеников прп. Симеона. М. происходила из Антиохии, из благочестивой христ. семьи. Ее родители захотели выдать дочь замуж за юношу Иоанна из Эдессы, но она, желая вести девственную жизнь, не соглашалась вступать в брак. М. пошла в ц. св. Иоанна Предтечи в пригороде Антиохии и горячо молилась Господу, прося устроить все так, как было бы спасительнее для нее. М. было видение, в к-ром ей велено было подчиниться родителям и вступить в брак. Выйдя замуж, М. стала образцовой супругой. Она часто приходила в ц. св. Иоанна Предтечи и молилась о рождении сына, которого хотела посвятить служению Богу. Однажды во сне М. явился св. Иоанн Предтеча и сказал, что ее молитва услышана и она родит великого подвижника Симеона. В знак благоволения Божия св. Иоанн Предтеча дал М. кадило с благовонием. Проснувшись, она увидела в руке кадило, от к-рого исходило «неизреченное благоухание».

http://pravenc.ru/text/2562506.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН III СХОЛАСТИК [Иоанн Антиохиец, Иоанн Сиримийский; греч. Ιωννης Σχολαστικς; лат. Iohannes Scholasticus] ( 31.08.577, К-поль), свт. (пам. греч. 21 февр.), патриарх К-польский (с 15 апр. 565), канонист, один из первых кодификаторов церковного права Восточных христ. Церквей. Отождествление И. С. с его современником хронистом Иоанном Малалой , предложенное на основании нек-рых сходных деталей биографии, хотя и допускается, однако не считается доказанным. И. С., сын клирика, род. в мест. Сиримий близ Антиохии; выбрал профессию юриста (схоластика). Изучал право в Антиохии, вероятно, там же занимался адвокатской практикой. Впосл. он вступил в антиохийский клир и в 548/9 г., будучи уже пресвитером, был отправлен патриархом Домном Антиохийским в К-поль в качестве его апокрисиария (постоянного представителя). Когда визант. имп. Юстиниан I сместил с К-польской кафедры патриарха Евтихия, его преемником был избран И. С., пользовавшийся к тому времени славой знатока канонического права. Об участии И. С. в низложении Евтихия достоверных сведений нет ( Ven. 1965). Однако в ряде источников возведение И. С. на престол связывается с интригой против Евтихия. Так, автор Жития Евтихия пресв. Евстафий (кон. VI в.) указывает, что И. С. осудил Евтихия на Соборе и одобрил его изгнание в Амасию ( Eustathius. Vita Eutychii. 39-41). Хронист Михаил Сириец (XII в.) пишет, что И. С. анафематствовал Евтихия. Об отношении И. С. к афтартодокетизму ничего не известно, тем более что этот вопрос потерял актуальность по смерти имп. Юстиниана (14 нояб. 565). 15 нояб. 565 г. И. С. короновал его преемника имп. Юстина II Младшего. Почти нет сведений о деятельности И. С. на Патриаршем престоле. Согласно Житиям св. Симеона Столпника Дивногорца, с к-рым И. С. общался еще в Антиохии, его возведение на престол было предсказано св. Симеоном . Будучи патриархом, И. С. просил св. Симеона молиться о здоровье имп. Юстина II, «впавшего в безумие» (RegPatr, N 259). В 569/70 г. начался конфликт между И. С. и Антиохийским патриархом Анастасием I Синаитом из-за Иоанна II Александрийского, к-рого И. С. в К-поле поставил патриархом александрийской общины халкидонитов, не сообразуясь с мнением егип. паствы. Анастасий Синаит в свою очередь увидел в этом вмешательство К-поля в дела Александрийской Церкви и прямое ущемление ее прав ( Theoph. Chron. P. 243).

http://pravenc.ru/text/469582.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДАВИД ГАРЕДЖИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Давид Гареджийский. Икона из Давидогареджийского монастыря Давид Гареджийский (груз. ; + 604 ), монах , преподобный Память 7 мая , 27 мая (Серб. , РПЦЗ )  и в четверг по Вознесении Был в числе сирийских отцов , пришедших в Грузию в середине VI века со своим учителем преподобным Иоанном , ставшим просветителем восточной части страны - Картли. По преданию, Сама Божия Матерь послала пустынника Иоанна на землю Иверии продолжить дело равноапостольной Нино . Получив во сне указание Пресвятой Богородицы избрать себе в сподвижники двенадцать учеников, он решил всецело положиться на Промысел Божий и выбрал их по жребию. Все они впоследствии получили свои вторые имена от мест, где основали святые обители или занимали архиерейские кафедры. Покидая родную Антиохию и отправляясь в Грузию, их учитель привел своих чад к Симеону Столпнику-младшему (Дивногорцу) , и тот преподал им благословение. Житие преподобного Иоанна Зедазнийского повествует о том, как приблизившиеся к древней столице Грузии Мцхете путники были с великим почётом встречены клиром и народом во главе с католикосом Картли Евлалием; как поклонились они святыням кафедрального собора Светицховели , среди которых пребывал хранившийся под спудом Хитон Господень; как обошли Восточную Грузию, проповедуя и по милости Божией совершая чудеса и исцеления. Спустя некоторое время авва Иоанн избрал местом их пребывания гору Задени близ Мцхеты, где прежде здесь находилось языческое капище, и инокам пришлось потрудиться, чтобы молитвой и постом очистить её от злых духов и превратить в удел мирных монашеских подвигов. В этот первый на здешней земле монастырь стали стекаться паломники, многие из них пополнили монашескую братию - обитель разрослась, приобретя форму киновии, с жизнью под руководством одного настоятеля и духовного отца, с послушаниями, распределяемыми между братиями. Однажды преподобный Иоанн получил извещение свыше, что ему пора отпустить своих духовных детей - им предстоит разойтись по всей Грузии, чтобы основать свои монастыри и умножить проповедь христианства.

http://drevo-info.ru/articles/13677846.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛИПОС (Калиполис) [груз. , ], груз. муж. монастырь Пресв. Богородицы (до 30-х гг. XI в.- после 1-й трети XII в.). Согласно источникам, К. был расположен в исторической Сирии, к северо-востоку от Антиохии (ныне Антакья, иль Хатай, Турция), на юж. склоне Чёрной горы, к востоку от Дивной горы. Название К. восходит к греч. наименованию Антиохии - Калиполь (греч. Καλ πλις - Прекрасный град) ( Djobadze. 1976. Р. 99-100). Сведения о К. сохранились в выполненных в мон-ре колофонах груз. рукописей. Так, в одной из них указано, что «монастырь грузин, святой Матери Божией, Калипос» находился в «стране Асурети (Сирии.- Авт.), у границы с Антиохией» (СПбФИВ РАН. Р 3, 1040 г.; Djobadze. 1976. Р. 10). К. как «лавра святой Матери Божией» упомянут в колофонах Алавердского Четвероевангелия (НЦРГ. А 484, 1054 г.; Djobadze. 1976. Р. 16). В др. Четвероевангелии (Кут. К 76, 1060 г.) описываются «место Асурети, великий град Антиохия с монастырем великим Калиполисом, возведенным в честь святой Матери Божией, местожительство и пристань для грузин, и исихастирий возведен к востоку от монастыря в честь святых Архангелов» ( Djobadze. 1976. Р. 21). Возникновение и культурно-просветительская деятельность К. связаны с т. н. литературно-богословской школой мон-рей Чёрной Горы (см. разд. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь ). В 30-х гг. XI в. Сирия была освобождена от владычества мусульман, что способствовало оживлению здесь монашеской жизни, в т. ч. и грузинской. Груз. монахи приходили из южногруз. провинции Тао-Кларджети, селились в греч. обителях и основывали новые груз. монастыри: Торне (греч. Моди, близ Свимеонцмиды), Кастана, Варламцмида (св. Варлаама), Эзры, Лерцмисхеви (груз.- Тростниковое ущелье, монастырь в ущелье близ Селевкии), Романцмида (св. Романа), Туалта (Твали), К., Дзелицховели (Животворящего Древа, близ Романцмиды) и др. К. был связан с центром Чёрной Горы - сир. мон-рем прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца (в груз. источниках - Свимеонцмида), в к-ром во 2-й пол. XI в. подвизалось до 60 монахов-грузин. В скриптории К., находившемся в исихастирии, переводили и переписывали рукописи для др. груз. обителей, в т. ч. за пределами Грузии. Роль К. в деле создания и распространения рукописей была весьма значительна. По-видимому, в свое время К. обладал богатой б-кой.

http://pravenc.ru/text/Калипос.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАРЕДЖИ [Давидгареджи; груз. ], комплекс пещерных мон-рей, протянувшийся на 25 км на склонах хребта Гареджи, в 60 км к юго-востоку от Тбилиси; до XX в. один из крупнейших на Кавказе религиозно-культурных центров. Пустынь была основана в сер. VI в. прп. Давидом Гареджийским , одним из 13 сир. отцов, пришедших в Грузию во главе с прп. Иоанном Зедазнийским по благословению прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца. Прибыв в Грузию, прп. Давид недолго обретался в природной пещере в отроге горы вблизи Тбилиси (позднее на этом месте был построен мон-рь, известный как Мамадавити ( - отец Давид), или Мтацминда ( - Св. гора); ныне в центре Тбилиси). Но окончательным местом, пригодным, на взгляд монаха-аскета, для подвига и учреждения уклада жизни по сирийско-палестинскому иноческому уставу, стала «Гареджийская пустыня». Аскетический характер подвижничества прп. Давида и его учеников, преподобных Додо и Лукиана Гареджийских, позволяет говорить о незначительном строительстве на раннем этапе истории Г. Поскольку монастырская жизнь в лавре св. Давида и в мон-рях Натлисмцемели ( - [Иоанна] Крестителя) и Додос Рка ( - рог Додо) не прерывалась, эти комплексы неоднократно перестраивались и обновлялись. Из наиболее древних, относящихся к VI-VIII вв. памятников монастырского комплекса сохранились кельи и могилы преподобных Давида и Лукиана в лавре (VI в.), усыпальница прп. Додо в его мон-ре (VI в.), келья и стела в Натлисмцемели (VI-VII вв.), усыпальницы и остатки церкви в Цамебули ( - мученик, VI-VII вв.), усыпальницы в Бертубани ( - местность монахов, VI и X вв.), неск. малых комплексов, наиболее значительными из к-рых являются Тетри Удабно ( - белая пустыня, с сохранившимися в пещерной церкви росписями VI-VIII вв.) и Берта Мта ( - гора монахов, где селились отшельники-пещерники, не позднее IX в.). В суровых климатических условиях полупустыни в большинстве мон-рей уже в ранний период сформировались системы водоснабжения с высеченными в скале желобами и резервуарами, нек-рые (напр., в лавре) действуют и в наст. время.

http://pravenc.ru/text/161684.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010