Все эти явления, наблюдаемые в той или иной форме в Византии, на Христианском Западе или на Руси, имели место и у христиан Ближнего Востока, у мелькитов в частности. Подвижники V–VII вв., ушедшие от мира в каньоны Иудейской пустыни, вписали самые славные страницы в историю византийского монашества. Образы Евфимия Великого, аввы Герасима, Саввы Освященного остались недосягаемым образцом для подражания для множества монахов всех уголков христианского мира. На территории византийской Палестины археологами открыто до тысячи монастырей. В одной только Иудейской пустыне подвизалось несколько десятков тысяч монахов. Сирийская монашеская жизнь, в целом менее изученная, также дала образцы запредельной аскезы, наиболее полно воплотившиеся в личности Симеона Столпника. Место его духовных подвигов стало центром массового паломничества, на маршрутах которого выросла целая сеть монастырей. Персидское нашествие 614 году стало катастрофой для палестинского монашества. Дело было даже не в тысячах убиенных иноков, чьим костям, сложенным в пещерах, поклонялись поколения паломников. Более серьезные последствия имел подрыв экономики и социальной структуры сиро-палестинского общества, резкое ослабление влияния греческой культуры и православной церкви. Арабское вторжение добило уже ослабленный организм византийского Востока. Многие монастыри, по данным археологии, были оставлены именно в первой половине VII века. Однако в надломленном дереве, которому можно уподобить восточное монашество в мусульманскую эпоху, еще хватило жизненных соков на пару столетий интенсивного цветения и роста, отраженного в житиях Иоанна Дамаскина , Стефана Чудотворца, писаниях Стефана Младшего Савваита. Эти источники по истории ближневосточного монашества иссякают к началу IX века. И, хотя рукописи из скрипториев лавры св. Саввы и Синайского монастыря св. Екатерины, а также частые упоминания в хрониках монастыря св. Симеона Столпника свидетельствуют об определенной культурной активности монашества, в целом складывается впечатление об его прогрессирующем упадке в X–XI вв. (исключая, конечно, регион византийской Антиохии).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

„Святого Симеона столпника, жившего на чудной горе, седьмое послание к царю Иустину младшему: «Августейший и благий государь! Кто даст глазам моим источники слез, чтобы плакать и рыдать горько и неудержимо во все дни несчастной жизни моей? Не смотря на всю ревность вашей боговенчанной и христианнейшей императорской власти эти безбожные и хуже всякой нечистоты нечистые и мерзкие самаряне, обитающие в так называемых Кастрах, близ города Порфиреона, осмелились на такие нечестивые поступки по отношению к честному дому, который ваша боголюбезная власть повелела создать там, об каких ваша богохранимая кротость в точности знает из послания, адресованного нашему смирению Павлом, святейшим епископом тогоже Порфиреона, и пересланного к нам чрез блаженнейшего патриарха восточного, который и сам сильно сокрушается об этом; не тем ли более сокрушаетесь вы, кротчайший самодержец? Таких беззаконий, какие собственными глазами видел вышепоименованный блаженнейший архиерей, достаточно, чтобы заставить камни говорить. Нашему смирению кажется, что это, дошедшее до нашего слуха, богохульное деяние, резко выдающееся по своему нечестию и дерзко направленное против Самого воплотившегося ради нас Бога Слова и всесвятой преславной Богоматери, и всечестного и всеславного креста и святых, достойно смерти и совершенной погибели. Поэтому, мы предлагаем вашему императорскому победоносному вниманию: если в случае нанесения оскорбления императорскому портрету, ваши благочестивейшие законы осмелившихся сделать это повелевают предать беспощадной и всегубительной смерти; то какому осуждению должны подлежать те, которые с несказанным бесстыдством и нечестием и, – не могу сказать, с какою силою зла, – дерзали делать такие оскорбления иконе Сына Божия и Всесвятой Преславной Богородицы, не оказывая никакого к ним сострадания? Поэтому мы умоляем вашу победоносную власть не оказывать осмелившимся сделать это никакого снисхождения, не щадить их и не принимать никакой просьбы и ходатайства за них, чтобы они не предприняли чего либо еще; каковой пример я уже видел очень хорошо и еще в августе месяце докладывал святейшему и боголюбезному патриарху, ссылаясь на то, что около него совершается; потому что Бог не сокрыл от нас их намерений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

В русском искусстве М. изображалась на минейных иконах, напр. на иконе на март, нач. XVII в. (ЦАК МДА). Она представлена среди избранных святых: напр., на правой створке складня-кузова с вкладной иконой «О Тебе радуется...» (кон. XVIII в., ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея/ГРМ; Сост.: Н. В. Пивоварова. СПб., 2008. Кат. 176); на поле иконы «Не рыдай Мене, Мати» (посл. четв. XVIII в., собрание М. Е. Елизаветина (Де Буара)); на иконе из Спасо-Пробоинской ц. в Ярославле «Св. Иоанн Предтеча, арх. Михаил, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, преподобные Евдокия и Симеон Столпник, мученицы Татиана и Матрона» (1-я треть XVIII в., ЯХМ; см.: Маленькие шедевры больших мастеров: Иконы Ярославля XVI-XIX вв. из собр. ЯХМ. М., 2006. Кат. 27. С. 62-63). В XVIII-XIX вв. встречается народный вариант написания имени святой - Матрёна, напр. на иконе «Избранные святые с Ангелом Хранителем» (1894; см.: Lebendige Zeugen: Datierte und signierte Ikonen in Russland um 1900. Tüb., 2005. Сат. 83) - в белом плате, с крестом в руке. Н. В. Герасименко Рубрики: Ключевые слова: ИСАВР ДИАКОН, ИННОКЕНТИЙ АФИНЯНИН, ФИЛИКС, ЕРМИЙ, ВАСИЛИЙ, ПЕРЕГРИН, РУФ И РУФИН († 283-284), мученики Аполлонийские (Аполлониадские) (пам. 6 июля; пам. визант. 7 июля; пам. греч. 17 июня) КОНОН ГРАДАРЬ Конон Градарь (Огородник) († ок. 251), мч. Мандонский (Памфилийский) (пам. 5 марта; пам. визант. 4, 5, 6 марта) МАРФА († 551), прав. (пам. 4 июля; пам. визант. и древнерус. 5 июля, 23, 24, 25 мая), мать прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца МАРФА, МАРИЯ И ЛИКАРИОН († 249-251), мученики Асийские (пам. 6 февр.; пам. греч. 8 февр.; пам. визант. 7 и 9 февр.; пам. древнерус. 5 и 8 февр.) МИРОПИЯ († ок. 251), мц. (пам. 2 дек.; пам. визант. 13 и 14 июля, 23 нояб., 2 и 4 дек.; пам. древнерус. 23 июня) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая)

http://pravenc.ru/text/2562606.html

Е. С. считал себя продолжателем многовековой традиции античной и ближневост. историографии, основателем к-рой, по его мнению, был прор. Моисей (V 24). В рамках этой традиции он особо выделял историков Церкви. Основную цель своей работы Е. С. видел в том, чтобы раскрыть главные направления жизни Церкви в Византийской империи за 150 лет, с 30-х гг. V в. до совр. ему событий. Наибольшее внимание он стремился уделять жизни христианских общин империи, важнейших церковных кафедр, наиболее известных подвижников и богословов. Однако в отличие от более ранних церковных историков Е. С. подробно описывал и общеполитическую историю, деятельность императоров, их личные качества, войны, политическую борьбу и т. п. Интерес Е. С. к светской истории столь велик, что совр. исследователями его сочинение оценивается как свидетельство секуляризации церковной истории, означающее частичный разрыв с традицией, основанной Евсевием Кесарийским ( Кривушин. 1999. С. 202-214). Содержание 1-я книга (события 428-450 гг.) посвящена правлению имп. Феодосия II Младшего и представляет собой введение в «Церковную историю». Е. С. начал повествование с восшествия Нестория на К-польскую кафедру, описал конфликт в Церкви, возникший из-за ереси Нестория, его осуждение на Вселенском III Соборе (I 3-5) и примирение Александрийской и Антиохийской Церквей в 433 г. (I 5-6). Подробности богословских споров и интриг вокруг дела еп. Нестория автора интересуют мало. Стиль его рассказа официозен, содержит риторические обличения еретиков и славословия отцам Церкви. Наибольшее внимание Е. С. уделяет не конфликту в Церкви из-за учения Нестория, а его преодолению в 433 г. и демонстрации общецерковного единства. Дело архим. Евтихия и Диоскора , еп. Александрийского, II Эфесский Собор 449 г. описаны кратко (I 9-11). «Торжество монофизитства» в 449 г. воспринимается автором как историческая ошибка. Ее обсуждение стало предметом историософского отступления, в котором Е. С. показывает, что зло отвергнутой христианами мифологии язычества с ее многочисленными «глупостями» и нечестием многократно превосходит все христ. споры и церковные нестроения (I 11). Имп. Феодосий II и его супруга августа Евдокия представлены как образцы благочестия (I 12, 20-22), а их эпоха - как время процветания различных ученых и писателей, подвижничества прп. Симеона Столпника Старшего (I 13).

http://pravenc.ru/text/180871.html

И. З. род. в селе близ Антиохии, там же получил начальное образование. В юности принял постриг и встал на путь строгого подвижничества, отличался кротостью и смирением, обладал даром обильного слезоточения. Как сказано в Житии, «Бог услышал раба Своего и дал ему власть над страстями и дар чудотворения. Святой Иоане превзошел подвигами других братий в обители, творением чудес он привлекал к себе жителей Антиохийской страны, просвещал их светом Богопознания... сделался светилом той страны... слава о нем пошла по всей Сирии». Стремясь избежать общения с многочисленными приходившими к нему людьми, И. З. вместе с неск. учениками поселился в пустыне. На деньги, вырученные от продажи в городе того, что ученики делали своими руками, они покупали необходимую для поддержания жизни пищу. Спустя долгое время место подвижничества И. З. было раскрыто - к нему вновь стали приходить жаждущие духовного утешения и телесного исцеления. Тогда преподобный решил удалиться в еще более отдаленную пустынь, где бы о нем ничего не было известно. Во сне ему предстала Пресв. Богородица и повелела выбрать 12 учеников и пойти в Грузию, дабы утвердить в вере основанную там Церковь. Выбирая учеников, И. З. бросил жребий: имена были написаны на отдельных «хартиях» и положены на престол. По окончании литургии И. З. и вся братия стали петь «Кирие элейсон» и случилось чудо: ангел Господень на виду у всех взял 12 «хартий» и вложил их в руки И. З. Так были избраны Шио Мгвимский , Давид Гареджийский (см. в ст. Давид и Лукиан Гареджийские ), Антоний Марткопский , Фаддей Степанцминдский , Стефан Хирсский , Исидор Самтависский , Михаил Улумбойский , Пирр Бретский , Зенон Икалтойский , Авив Некресский , Иессей Цилканский и Иосиф Алавердский . Оставшимся ученикам И. З. преподал духовное наставление и из их числа поставил настоятелем обители мон. Евфимия. Покидая Антиохию, И. З. и его спутники посетили незадолго до этого взошедшего на столп прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца и получили у него благословение.

http://pravenc.ru/text/471182.html

Ученики святого построили столп высотой в 2 человеческих роста. В 461 г. Д. С. взошел на него. За 32 года, к-рые Д. С. провел на столпе, им было совершено множество чудес: он исцелил сына бывш. префекта К-поля Кира, избавил от глухоты и немоты детей, изгнал беса из блудницы, к-рую еретики подговорили оклеветать святого, лечил прокаженных и хромых. Д. С., несмотря на язвы на ногах, являл чудеса долготерпения: во время сильного ненастья ученики нашли Д. С., покрытого коркой льда. С большим трудом они смогли отогреть его, и лишь после долгих уговоров Д. С. согласился, чтобы на столпе был сооружен железный навес. Отношения Д. С. с церковной и светской властью первое время были напряженными: владелец земли, где был поставлен столп, требовал, чтобы патриарх К-польский свт. Геннадий I, преемник свт. Анатолия, разрешил ему силой свести Д. С. со столпа, а столп разрушить, но потом раскаялся и сам стал помогать святому. Когда слава о Д. С. широко распространилась, мн. вельможи и члены имп. семьи (напр., имп. Евдокия, жена имп. Феодосия Младшего) считали за честь украшать столп или старались убедить святого поставить новый столп на их землях. В благодарность за исцеление жены от бесплодия имп. Лев I приказал заложить основание нового столпа для святого, построил рядом с ним мон-рь и часовню, куда по совету Д. С. поместил мощи прп. Симеона. Император считал нужным всегда советоваться с Д. С., посвящал его в свои дела и просил быть посредником в переговорах (напр., с царем лазов Губазом). Из благоговения император никогда не приближался к столпу верхом. По желанию императора патриарх Геннадий должен был рукоположить Д. С. во пресвитера, однако преподобный отказался спустить для патриарха лестницу. Тогда Геннадий совершил таинство под столпом, провозгласил, что Д. С. теперь рукоположен, и только тогда сумел взойти на столп, чтобы причаститься вместе со святым. Авторитет Д. С. был настолько велик, что в период смуты в империи (475-476) его поддержкой стремились заручиться и буд. имп.

http://pravenc.ru/text/171316.html

Эти две власти сливаются при условии, что «единственный государь» на земле подчиняется «вселенскому могуществу» «единого Бога» – небесного суверена земного Императора 4 . В силу уже сложившегося трехвекового культа обожествления императора в языческой Римской империи неудивительно, что царскому изображению на монете и в христианский (византийский) период придавалась почти сакральная значимость. Ритуал воздаяния почестей императорским изображениям, установленным в общественных местах для всеобщего поклонения, был разработан еще язычниками-римлянами 5 . И такая практика сохранилась в уже христианской Византии, «став прообразом и примером для почитания христианских икон» 6 . Бесчестие, нанесенное изображению государя (в том числе на его монете), считалось тягчайшим государственным преступлением – «оскорблением величества» – и каралось вплоть до смерти 7 , что видно из жития св. Стефана Нового 8 . Поэтому в Византии «оскорбление изображения василевса или иконы святого стали рассматриваться как уподобляющиеся друг другу преступления» 9 . Об этом прямо свидетельствует письмо св. Симеона Столпника царю Иустину младшему, также зачитанному на Седьмом Вселенском Соборе 10 . В Византии оскорбление изображения василевса или иконы святого стали рассматриваться как уподобляющиеся друг другу преступления «Социальное пространство византийского мира, как и ранее римского, было наполнено символами, образами, эмблемами власти и имперской государственности… Полноценными носителями образов власти были и монеты», – пишут исследователи 11 . С VIII в. византийские монархи на монетах титулуются по-гречески как «василевс» или «автократор». Примечательно, что древнеримский титул «царь» («rex», синоним греческого «василевс») на византийских монетах встречается только применительно ко Христу, Который именуется «Царь царствующих» («Rex regnantium»). В императорской титулатуре «rex» после Василия I (866–867) более не употреблялся. По византийским монетам можно проследить изменение взаимоотношений Христа и императора, наместником Которого на земле он считался. До VII в. на монетах чеканились только христианские знаки – крест и христограмма.

http://pravoslavie.ru/155297.html

МАРК апостол от 70, автор Евангелия от Марка, вошедшего в состав канона НЗ ( пам. в Соборе 70 апостолов) МАРКЕЛЛ († 1663), архиеп. Вологодский, свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), архиеп. Вологодский МАРК МОЛЧАЛЬНИК (Мальцов Михаил Андреевич; 1742 - 1817), схим., прп. Саровский (пам. 4 нояб. и в Соборе Тамбовских святых) МАРК, ФЕОФИЛ И ИОАНН (2-я пол. XI - нач. XII в.), Киево-Печерские, в Ближних пещерах почивающие, преподобные (пам. 29 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших) МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) МАРТИН I [Мартин Исповедник] († 16.09.655), папа Римский (с 5 июля 649), исп. (пам. 14 апр.; пам. зап. 13 апр.) МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский МАРТИРИЙ (в миру Мина; † 1.03.1603), прп., Зеленецкий (пам. 1 марта, 11 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Зеленецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря МАРФА († 551), прав. (пам. 4 июля; пам. визант. и древнерус. 5 июля, 23, 24, 25 мая), мать прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца МАТРОНА Дмитриевна Никонова (1881 (по др. сведениям, 1883 или 1885) блж. (пам. 23 февр., 19 апр., в Соборе Московских святых и в Соборе Тульских святых) МАТФЕЙ ап. от 12, согласно христ. традиции, автор Евангелия от Матфея, вошедшего в состав канона НЗ (пам. 16 нояб., 30 июня; пам. зап. 21 сент.) МЕЖИРИЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЖИЗНЕПОДАТЕЛЬНИЦА» чудотворный образ, главная святыня Межиричского во имя Святой Троицы мужского монастыря Ровненской епархии (УПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/123208_15.html

Это трогательное предание, вещественному свидетельству которого до сей поры поклоняется православная Грузия, повествует о великом святом Грузинской Церкви, одном из родоначальников грузинского монашества – преподобном Давиде Гареджийском. Преподобный Давид был в числе двенадцати сирийских отцов, пришедших в Грузию в середине VI века со своим учителем – преподобным Иоанном, ставшим просветителем восточной части страны – Картли. По преданию, Сама Божия Матерь послала пустынника Иоанна на землю Иверии продолжить дело равноапостольной Нино. Получив во сне указание Пресвятой Богородицы избрать себе в сподвижники двенадцать учеников, он решил всецело положиться на Промысл Божий и выбрал их по жребию. Шио Мгвимский, Давид Гареджийский, Антоний Марткопский, Фаддей Степанцминдский, Стефан Хирский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Зенон Икалтойский, Авив Некресский, Иессей Цилканский и Иосиф Алавердский – все они впоследствии получили свои вторые имена от мест, где основали святые обители или занимали архиерейские кафедры. От названия горы Зеда-Задени близ Мцхеты, которую преподобный Иоанн избрал местом своего пребывания и основал там первый монастырь, сам он стал именоваться Иоанном Зедазнийским. Какое древнее духовное наследие питало этих новых апостолов? Они возрастали в среде сирийского монашества, занимающего особое место в истории христианского аскетизма. Существуют разные взгляды специалистов на этот вопрос, но сейчас многие уже готовы признать, что идеал монашества и монашеского образа жизни в своей первоначальной форме, даже опережая Египет и Палестину, ведет свое происхождение от Восточных Сирийцев. В IV–VI веках по всей Сирии действовало множество монастырей и крупных монашеских центров, привлекавших многочисленных паломников и последователей. В Эдессе в это время возникла большая аскетико-богословская школа, оказавшая значительное влияние на формирование иноческих общин. Одновременно именно в Сирии зародилось столпничество – уникальный вид индивидуального подвижничества, которое в свою очередь тоже способствовало образованию обителей рядом с местами, где подвизались столпники, – например, прекрасный и величественный монастырь Калат-Симан связан с именем первого столпника – преподобного Симеона († 389). Будущий авва Давид Гареджийский, вероятно, на всю жизнь сохранил воспоминание о том, как, покидая родную Антиохию и отправляясь в Грузию, их учитель привел своих чад к младшему последователю святого СимеонаСимеону Столпнику Дивногорцу, и тот преподал им благословение.

http://pravoslavie.ru/113061.html

были устранены позднейшие переделки. В 60-х гг. ХХ в. была укреплена сохранившаяся сев. стена нартекса, настлан новый пол и сделана мраморная алтарная преграда, в к-рую включены древние фрагменты колонок и капителей. В 1963 и 1968-1969 гг. Центром визант. исследований Дамбартон-Окс были проведены расчистка и укрепление сохранившихся фресок. Во время реставрационных работ в нижней части восточных столбов были раскрыты надписи, в которых упоминается ктитор Евмафий Филокал, дважды бывший наместником Кипра (1099-1102/03 и 1111/12-1118), который построил храм «от самых оснований». По мнению С. Манго и Э. Хокинса, парекклисион воздвигнут ок. 1000 г. ( Mango, Hawkins. 1964. P. 338), по мнению Т. Папакостаса - в 1099 г. или немного ранее (этот исследователь считает, что освящение парекклисиона во имя Св. Троицы указывает на связь игум. Георгия с мон-рем прп. Симеона Столпника Младшего на Дивной горе, главный храм к-рого также посвящен Св. Троице ( Papacostas. 2007. P. 75, 103)). Вероятно, парекклисион предназначался для погребения ктитора, однако ни в зап. компартименте, ни в пристроенном позже нартексе следов захоронений обнаружено не было. Росписи парекклисиона созданные при Евмафии Филокале, возможно с участием столичных мастеров, отличаются очень высоким качеством. Полностью не сохранилось ни одной композиции, но, насколько можно судить по их фрагментам, а также по изображениям святых, традиц. визант. программа была здесь неск. модифицирована в соответствии с пожеланиями монахов и ктитора и дополняла ныне утраченные росписи соборного храма свт. Иоанна Златоуста. Из 2 возможных датировок росписей (1099-1102/03 и 1111/12-1118) С. Бойд, Д. Мурики, М. Панайотиди и Папакостас отдали предпочтение 1-му периоду наместничества Евмафия Филокала, а А. и Дж. Стилиану - 2-му. Манго и Хокинс оставили вопрос открытым ( Mango, Hawkins. 1964. P. 338-339). В куполе была помещена композиция «Сошествие Св. Духа на апостолов», к-рая реконструируется по фрагментам сидящих фигур между окнами барабана (сохр.

http://pravenc.ru/text/577890.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010