В 6-й книге (события 582-594 гг.) описано правление имп. Маврикия, к-рый удостоен высоких похвал автора как образец разумного и успешного государя (VI 1), события церковной жизни практически отсутствуют. Е. С. повествует в основном о византийско-персид. войне, закончившейся восстанием Бахрама Чубина и междоусобицей в Персии. В этих сюжетах как действующее лицо неоднократно появляется патриарх Григорий I Антиохийский. Он усмиряет бунт солдат на вост. границе, встречает шаханшаха Хосрова II, изгнанного из Ктесифона и просящего поддержки ромеев в борьбе за престол. Е. С. завершает историю повествованием о смерти прп. Симеона Столпника (Младшего) и патриарха Григория I. Историческая концепция Е. С. Основным сюжетом «Церковной истории», вокруг к-рого построено изложение истории Церкви в узком смысле, является описание IV Вселенского (Халкидонского) Собора 451 г. Ход Собора и различные связанные с ним обстоятельства - наиболее подробно раскрытое историком событие. Е. С. считал, что именно Халкидонский Собор - важный элемент его сочинения, поэтому он ввел специальное приложение ко 2-й книге, где представил эпитому всех деяний Собора (II 18). В связи с этим повествование Е. С. о церковной жизни 2-й пол. V - нач. VI в. (книги 3 и 4) в основном посвящено описанию последствий Халкидонского Собора для жизни Вост. Церквей. Подобно тому как у церковных историков V в. Сократа, Созомена и блж. Феодорита главной темой повествования была борьба за признание Вселенского I Собора 325 г. (Никейского), для Е. С. такой темой становится борьба за признание Халкидонского Собора. Она продолжается на протяжении долгих десятилетий в церковных общинах Александрии, Палестины, Антиохии, захватывает К-поль и имп. двор, в нее так или иначе включились все крупнейшие церковные престолы и иерархи Востока и Запада. Постоянные обращения автора к описанию стихийных бедствий и варварских нападений на империю создают некий мистический ореол вокруг церковно-политических событий. Др. важная особенность концепции Е.

http://pravenc.ru/text/180871.html

Иакову Зеведееву, 30 апр. (1-й тропарь каждой песни посвящен Воскресению Христову); 64-65 свт. Афанасию Александрийскому, 2 мая (в первом каноне каждый 1-й тропарь посвящен Воскресению Христову; акростих 2-го, включая богородичны: Γεργιος μλποιμι σν πτερ χριν ([Я,] Георгий, да воспою твою, отче, благодать)); 66 сщмч. Мокию, 11 мая; 67 мученикам Петру, Дионисию, Христине, Андрею и Павлу и прор. Захарии, 17 или 18 мая; 68 мч. Феодоту и 7 девам, 18 мая; 69 мч. Фалалею, 20 мая; 70 мч. Василиску, 22 мая; 71 прп. исп. Исаакию Далматскому, 30 мая; 72 сщмч. Евсевию Самосатскому, 22 июня; 73-74 сщмч. Феодору Киринейскому и прав. Марфе, матери прп. Симеона Столпника младшего, 4 или 5 июля; 75 мученикам Исавру, Перегрину и иже с ними, 6 или 7 июля; 76 сщмч. Еразму Формийскому, 7 июля; 77 мч. Прокопию Кесарийскому, 8 июля; 78 священномученикам Ермолаю, Ермиппу и Ермократу, пресвитерам Никомидийским, 26 июля; 79 мученикам Маккавеям, 1 авг. (прослеживается влияние гомилии свт. Григория Богослова - PG. 35. Col. 912-933); 80 на предпразднство Преображения и мч. Евсигнию, 5 авг. (1-й тропарь каждой песни посвящен предпразднству); 81 мч. Евплу, 11 или 12 авг. (атрибуция Г. указана только в рубрике одной рукописи, богородичны не сохр., но ирмосы и стиль зачина допускают эту атрибуцию); 82 на Успение Богородицы и мч. Павлу, мц. Иулиании и проч., 17 авг. (по 2 тропаря празднику, по 1 мученикам, по 1 богородичну, также связанному с праздником). 3 канона Богородице 83-85) изданы Э. Фольери ( Follieri. 1962. Vol. 3. P. 52-63, 172-183, 186-195). По рукописям известны кроме уже упомянутых 3, 4 и 5 еще 123 неизданных канона. 86 сщмч. Анфиму Никомидийскому, 3 сент.; 87 на попразднство Рождества Богородицы и мц. Минодоре и др., 10 сент.; 88 сщмч. Автоному Италийскому, 12 сент.; 89 на предпразднство Воздвижения и мч. Корнилию, сотнику, и др., 13 сент.; 90 мц. Евфрасии, 18 сент.; 91 мученикам Трофиму, Савватию и Доримедонту, 19 сент.; 92 на преставление ап. Иоанна Богослова, 26 сент.; 93 мч. Каллистрату и др., 27 сент.; 94 сщмч.

http://pravenc.ru/text/162173.html

Следует сказать несколько слов о культурном влиянии, которое мог испытывать на себе автор Жития. Учитывая преимущественно переводческий характер писательской деятельности Ибрахима ибн Юханны, его начитанность в греческой церковной литературе не подлежит сомнению. Можно говорить и о его знакомстве с агиографическим творчеством византийцев в частности. Два сборника гомилий, переведенные Ибрахимом ибн Юханной, – преподобного Ефрема Сирина и святителя Григория Назианзина – содержат энкомии их авторам. Кроме того, на время литературной активности Ибрахима ибн Юханны и возможное время написания им Жития приходится правление в Антиохии Никифора Урана, замечательного византийского дипломата, военачальника и писателя 26 . Многочисленные официальные поручения не мешали ему вести обширную литературную деятельность. В числе его сочинений – помимо известной «Тактики», писем и стихов – два жития: преподобного Симеона Столпника Младшего († 596) и преподобного Феодора Начертанного († ок. 840) 27 . В высшей степени вероятно, что Ибрахим лично знал Никифора Урана или по крайней мере был знаком с его произведениями. О том, что Ибрахим ибн Юханна опирался в своем творчестве на византийскую традицию, свидетельствует и тот факт, что Житие написано в целом согласно классической схеме византийского похвального жития 28 . Однако в эту форму агиограф облек жизнеописание мученика – так патриарх назван уже в первой фразе. В дальнейшем Ибрахим ибн Юханна не злоупотребляет этим наименованием – оно появляется всего несколько раз, но с поразительной закономерностью именно в ключевые для мученичества моменты: сцена убийства («Когда же мученик пал на землю, его голова была отрублена...») 29 , наказание убийц («горняя справедливость не могла не воздать за кровь мученика...») 30 , , обретение мощей («[новый патриарх] навел справки об истории мученика и разыскал останки его непорочного тела... его досточтимый прах явился уже спустя восемь дней после его мученичества») 31 , небесная слава («он поселился на горних небесах, водворяясь... в лике святых мучеников») 32 . Кроме того, есть еще одна фраза, в которой автор прямо называет убийство патриарха мученичеством 33 . Даже если эта закономерность не является продуманным стилистическим приемом, она все же свидетельствует о следовании автора, хотя бы и подсознательном, композиции мученичества, которая таким образом прочитывается сквозь более очевидную композицию похвального жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сын Переверзевых, Иван Гавриилович, в конце 1850-х гг. поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, когда ее ректором был архимандрит Феофан. По окончании Академии Иван Гаврилович был преподателем в Тамбовской духовной семинарии и в классической гимназии. В годы пребывания на Тамбовской кафедре епископа Феофана его племянник был уже в протоиерейском сане. Многие годы протоиерея Ивана Гаврииловича Переверзева и святителя Феофана связывали теплые и доверительные отношения, что видно из их переписки. Третья, самая младшая дочь в семье священника Василия и Татьяны Ивановны, Анна Васильевна Говорова родилась в 1825 г. Несмотря на десять лет разницы, она была наиболее близка святителю по религиозности характера и обостренной нравственной чуткости. Сестры Анна и Любовь получили от святителя Феофана все его имущество, собственноручно упакованное им в два ящика. В 1843 г. святитель Феофан устроил брак младшей сестры Анны Васильевны и Александра Захаровича Крутикова, который окончил Орловскую духовную семинарию немногим позже святителя, в 1839 г. Сохранилось письмо будущего святителя к епископу Орловскому и Севскому Евлампию 25 с просьбой познакомить Анну и Александра, а в случае их свадьбы назначить его приходским священником 26 . Взяв в жены Анну Васильевну, Александр Крутиков был рукоположен в сан священника и назначен в село Семеновское Елецкого уезда. В этом селе было два храма: основной в честь святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, и приписной в честь преподобного Симеона Столпника. Впоследствии, после кончины священника Гавриила Переверзева – мужа средней сестры святителя Евдокии Васильевны, Крутиковы переехали в Чернавск, где отец Александр служил во Владимирской церкви последние 32 года своей жизни. В 1877 г. он построил храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» с приделами в честь святителей Митрофания Воронежского и Тихона Задонского . Осуществляя строительство, он прибегал к советам святителя Феофана и получал от него пожертвования, в частности икону святителя Тихона Задонского и крест с частицей его мощей. Святитель Феофан регулярную переписывался с отцом Александром до конца его дней 27 , узнавая из его писем о своих родных, их заботах и нуждах.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Почти столь же ценны жития, составленные, если не учеником, то, по крайней мере, младшим современником святого, много и живо помнившим о нём, имевшим возможность слышать рассказы людей, близко стоявших к нему, или, наконец, пользовавшимся записями отдельных эпизодов его жизни и совершенных им чудес. Таких житий мы имеем 75, причём самыми выдающимися из них являются жития: препп. Илариона В., Мелании Младшей, Василия В., Авксентия, Кириака Отшельника, Матроны Пергской, Евфимия В., Саввы Освященного, Николая Чудотворца-Сионита, Симеона Столпника Дивногорца, Симеона Юродивого, Иоанна Милостивого, Стефана Нового, Филарета Милостивого, патриархов Тарасия, Никифора, Мефодия, Игнатия, Антония Кавлея и Евфимия, препп. Феодора Студита , Давида, Симеона и Георгия Митиленских, Георгия Амастридского, Григория Декаполита , Иоанна Психаита, Евстратия Авгаровского, Афанасии Эгинской, Феодоры Солунской, Антония Нового, цариц – Феодоры и Феофано, препп. Марии Новой, Луки Столпника, Павла Латрского, Никифора Милетского, Луки Элладского, Мелетия Нового, Христодула Патмосского и Кирилла Филеота. Третье место по своей содержательности и достоверности займут жития несовременные, составленные значительное время спустя после кончины святого на основании письменных или устных традиций о нём. Несовременные жития распадаются в свою очередь на две группы. В первую из них должны быть отнесены те, числом до 30, которые представляют лишь простую переделку, простой пересказ – метафразу старинных современных житий, сделанную с литературными целями. Сюда относятся: житие преп. Ипатия Руфинианского, житие Симеона Столпника Дивногорца, составленное Никифором Магистром, житие Евфросинии Новой, написанное Никифором Ксанфопулом, а главное все те «метафразы» старинных мученичеств и житий в риторическом стиле X века, которые частью действительно принадлежат, частью приписываются перу знаменитого Симеона Метафраста 61 . Сравнивая переработки Метафраста с дошедшими до нас оригиналами, мы убеждаемся, что «метафраза» касалась почти исключительно формы изложения и не затрагивала содержания жития. Содержание обыкновенно очень точно передано в новой редакции, и это обстоятельство достаточно определённо решает в положительном смысле вопрос о достоверности известий не только метафрастовых, но по аналогии с ними, и других несовременных житий, являющихся литературной обработкой недошедших до нас оригиналов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Марфы игумении монемвасийской в Ликаонии в 10 в. В Деян. св. отрывок ее жития из Флорентийского манускрипта. День ее памяти не известен. Поставиена здесь с Марфою материю Симеона столпника. Иоанна столпника, учителя Симеона столпника нового (3 сент. по Р. М. Симеон новый ). Мюллер. Рождество Христово (по Коптски собственно 29 числа). Копт. 1338. Темары . Копт. Калькас. 25 . Викентия, Иоанна, Мария мучч. в Гортине в Крите. Иерон. Евсевия муч. на Востоке. Иерон. Сатурнина, Сатура, Тимея, Томуна, Виктория, Истиала, Виктории, Флавина в Ефесе. Иерон. Тимофея муч. Копт. 1338. Симеона малого. Копт. 1286. Кора, Арввы жены. Абис. у Люд. 26 . Парда еп. в Пелопонезе, изгнанного и жившего отшельнически близ Лицерии, апулийского города, мощи его в Ларине в городе неаполит. королевства. Феррарий. Леонтия алеппского. Копт. 1338, у Люд. и 1286 во дни мусульман. (Копт. 1425 Обновление храма Леонтия). Космы в Тахе и друга его. Копт. 1425. Бефания воина муч. Копт. 1425. Аснеты . Абис. у Люд. 27 . Иулия муч. в Доростоле в Болгарии. М. Р. Ф. А. (в Деян. св. его акты). Аккула (или Акилина), Евангелия и других 14 в Александрии. Иерон. Н. Марциала, Виктурия, Мурины и Сервула в Томах при Ликинии. Иерон. Нотк. (из дружины Илии, Зотика, Лукиана, что у нас 13 сент.). Исаакия на Востоке (в Деян. св. в одном заглавии сегодня). Обретение мощей Иоанна Предтечи и Елисея пророка в Александрии при патриархе Феофиле († 412). Копт. 1838 и 1425. 28 . 3етула, Прима, Нонна, Евреса, Иулия в Памфилии. Иерон. Монахов в Фекуе в Палестине избитых Сарацинами при Феодосии младшем ок. 410 г. М. Р. (Деян. св. из Кассиана de Песе Sancmorum). Марфы егип. кающиеся. Копт. 1425. Илария еп. муч., обличавшего Ноликно (Иулиана?). Копт. 1425. (У Порфир. Леонтия). 29 . Сицимода, Васса, Венуста, Виктурия и Пуллиена в Антиохии. Иерон. Св. Кирилла отрока, Карелла, Примона, Финода, Венуста, Гиссина, Александра, Тредентея, Иокунда в Кесарии каппадокийской. Иерон. (Акты Кирилла в Деян. св. без означения времени). Акрония и Демонасии. Абис. у Люд.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

III.2.1. Арабский «Симеон» Большинство арабских рукописей CM – за исключением Vat. arab. 84, переведенной с греческого манускрипта типа IV, и ее апографа, а также отдельных слов в двух поздних рукописях XVIII и XIX вв. Британского музея (где часть слов приписана как Макарию, так и Симеону) – дошло под именем Симеона или Симеона Столпника 659 . В арабской рукописи V (Vatic. arab. 80) 660 собранию Макария предшествует житие Симеона Столпника с общим надписанием: «Книга св. Симеона Столпника», но при надписании отдельных текстов упоминается просто Симеон или Симеон-аскет 661 . Эпитет «Столпник» в общем надписании всей книги может быть чисто формальным (как бы механическим) объединением двух разных книг и восходить – под влиянием предшествующего жития и в соответствии с упоминанием о Симеоне-аскете в словах «Макариевского (в данном случае – «Симеоновского») корпуса» – к переводчику или переписчику рукописи V. Возможна и другая версия: для придания большего веса некоему Симеону-аскету, о котором ничего не было известно, к словам было специально присоединено житие почитаемого святого столпника и вся книга была приписана ему либо в данной рукописи, либо – что нам кажется более вероятным – в ее арабском или даже греческом прототипе. Эта версия вполне правдоподобна: мы уже говорили выше о приписывании слова Симеона Месопотамского «Об исходе из жизни» в независимых от арабской традиции греческих рукописях – например, ГИМ, Синод. греч. 409 и 416 – Симеону Дивногорцу (то есть Симеону Столпнику Младшему)! III.2.2. Другие свидетельства А. Mosq. sinod. graec. 320 Имя Симеона Месопотамского фигурирует в II, 51 в надписании 662 . В одной из двух самых древних и лучших рукописей второго типа и одной из наиболее древних рукописей CM вообще 663 – московской XII в. (M) – обращение сформулировано так: «Симеон возлюбленным и единодушным братьям о Господе. Мир вам в преизбытке от Господа да умножится» 664 , – и далее следует текст: «Мир небесный...». В более поздней рукописи D (использованной Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

языка, однако было неск. произведений с сир., арм., араб. языков: напр., Житие Симеона Юродивого и его брата Иоанна (Атн. Iver. 7 - Имнаишвили. Жития отцов. 1975. С. 285-311). Первым среди житий основателей монашества и отшельников было переведено в 353 г. Житие прп. Антония Великого, принадлежащее прп. Афанасию Великому (Кекел. А 1109, IX в.). На груз. язык было переведено ок. 35 житий преподобных (Макария Великого, Павла Фивейского, Илариона Великого, Ефрема Сирина, Онуфрия Великого, Евфимия Великого, Харитона Палаврского, Саввы Освященного, Феодосия Великого, Иоанна Отшельника, Кирика Палаврского, Феодора Эдесского, Феодора Студита, Афанасия Великого; нет сведений о переводе на груз. язык Жития прп. Пахомия Великого); 18 житий св. жен (Макрины, Мелании Римлянки, Марии Египетской, матери прп. Симеона Столпника Марфы и др.); 20 житий святителей (Николая Мирликийского, Спиридона Тримифунтского, Порфирия, еп. Газского, Иоанна Милостивого, Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Епифана Кирского, Иоанна Златоуста, Григория I Двоеслова). Переводы житий столпников (Симеона, Даниила, Симеона (Младшего), Тимофея Антиохийского, Алипия) и блаженных (Симеона, Павла Коринфского, Андрея Юродивого, Феодора, Иоанна Нищего, Алексия, человека Божия, Онисима Постника) не представлены в груз. оригинальной агиографии. Известны переводы житий с сир. (мц. Дросиды, свт. Порфирия Газского), арм. (18, среди них - мц. Сундухт, мч. Сухия и 16 воинов с ним, свт. Георгия Партева и др.), араб. (14, среди них - мч. Иулиана Эмесского, мч. Романа Нового и др.) языков. В XI в. на груз. язык были переведены составленные Симеоном Метафрастом следующие агиографические произведения на 5 месяцев - 24 сочинения на сентябрь (16 имеют кименные переводные соответствия, 8 представлены только в пространной редакции); 23 - на октябрь (12 и 11 соответственно); 20 - на ноябрь (11 и 19); 22 - на декабрь (12 и 10); 13 - на январь (7 и 6). Большая часть этих переводов принадлежит иером. Феофану, а также преподобным Евфимию и Георгию Святогорцам, Ефрему Мцире, Арсению Икалтойскому и др.

http://pravenc.ru/text/639853.html

С одной стороны, столпничество явилось как противоположность языческому культу гор и холмов, которые, как известно, считались обиталищами языческих богов. С другой стороны, известно, что заключение на столпы или в столпы некогда служило наказанием 397 . Святые столпники, сознавая себя великими грешниками и преступниками перед Богом, добровольно наказывали себя тем способом, который существовал в стране в отношении к гражданским преступникам. Столпы были для подвижников своего рода крестами, на которых они распинали свою плоть, подвергая ее всевозможным лишениям и жестокому влиянию погоды. «Владыце подобяся, на столп взошел еси, яко на крест», – говорится в стихире прп. Симеону Столпнику . Как добровольное мученичество, столпничество как бы явилось на смену реальному мученичеству от гонителей, возникнув именно тогда, когда подвига мученичества в империи уже не стало. Столпники (как и преподобные вообще), продолжили дело мучеников, став для своего поколения тем, чем были мученики для первых христиан, – живыми свидетелями веры, образцом чистейшей нравственности, укреплением колеблющихся, орудием обращения для неверных 398 . Основателем столпничества считают прп. Симеона Столпника (ок. 390–459), но есть свидетельства, что этот вид подвижничества появился еще ранее. Так, прп. Ефрем Сирин (†373) в 29-м поучении к египетским монахам говорит, что он видел человека, который ради добродетели стоял на столпе. В V–X вв. пример св. Симеона имел многих последователей, в том числе прп. Даниила (V в.), прп. Иоанна и прп. Симеона Столпника Младшего (VI в.), прп. Алипия (VII в.) и др. Образки с изображением столпников, которые приносили с собой паломники, возвращаясь после посещения этих подвижников (столпники, видимо, могли благословлять эти образки), сыграли существенную роль в развитии иконопочитания 399 . Столпничество было особенно распространено в Сирии и Палестине в IV–VII веках. Сирийские иноки принесли эту традицию и в Грузию. В других местах столпники были редки. В Римской Церкви этот подвиг не привился.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В настоящее время странноприимные дома на востоке называются метохами. Преподобные отцы и матери, подъявшие на себя неустанные подвиги в тяжкой борьбе с похотью плоти, похотью очес и гордостью житейской (1Ин.2,15-16), часто усвояли себе особые, чрезвычайно подвижнические труды, по которым и именуются в православном месяцеслове. Таков, например, подвиг - подвиг общего удивления и благоговения - столпников. Памятью святого Симеона Столпника в месяцеслове положено " начало индикта, сиречь нового лета " . Преподобный отец наш Симеон был первым из столпников. Он подвизался на столпе в течение 47 лет, начав свой новый и удивительный труд в царствование Феодосия Младшего и окончив в царствование Льва Великого. По примеру первого столпника подвизался, как было замечено выше, в святой обители Дивногорской новый столпник, младший, преподобный Симеон, " иже на Дивней горе " . Время его жития определяется по землетрясению, бывшему в Антиохии. Во время этого землетрясения, в 526 г., Симеону Младшему было 5 лет, следовательно, он родился в 521 г. и, прожив 75 лет, мирно скончался в царствование Анастасия, в 596 г. (Полн. мес. вост., т. 2, стр. 146). По священному примеру Антиохийских столпников 5 и 6 веков, в нашем отечестве в 12 в. просиял столпническими подвигами преподобный Никита Столпник, Переславльский чудотворец. Память его вместе с Симеоном, младшим столпником, 24 мая/6 июня. Наш отечественный подвижник-столпник скончался мученическою кончиною. Его навестили родные и, увидев на нем вериги, блистающие от трения о власяницу преподобного, подумали, что они золотые, и убили его ради темной корысти. Мощи нашего отечественного столпника были обретены при всероссийском митрополите Фотии. Столпниками в месяцеслове именуются еще: ученик первого столпника - преподобный Даниил (память 11/24 декабря), преподобный Алипий (память 26 ноября/9 декабря), преподобный Феодор Едесский, из Сирии (память 9/22 июля), и у нас на Руси преподобный Савва Вишерский (память 1/14 октября). Некоторым из преподобных отцов, ревностно внявшим словам нашего Господа: ты же, егда Молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, Иже в тайне (Мф.6,6), и затворившимся навсегда в своих тесных клетях-кельях для непрестанной молитвы, усвоено в наших отечественных месяцесловах наименование затворников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1360...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010