Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоанн Зедазнийский, прп. - житие Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников: Авив, епископ Некресский, Антоний Марткопский, Давид Гареджийский, Зенон Икалтский, Фаддей Степанцминдский, Исе, епископ Цилканский, Иосиф, епископ Алавердский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Стефан Хирский, Шио Мгвимский - сирийские (каппадокийские) подвижники, основатели грузинского монашества, пришедшие в Грузию из Каппадокии в середине VI века. Тринадцать святых каппадокийских отцов вероятно были грузинами, получившими духовное образование в знаменитой Лавре святого Симеона Столпника и в других монастырях Сирии и Месопотамии, с целью вернуться на родину и содействовать ее христианскому просвещению. Святой Иоанн Зедазнийский, глава этих подвижников, получил духовное образование в Антиохии. О месте его рождения и о родителях сведений не сохранилось. В молодые годы он принял монашество и предался уединенной аскетической жизни, стяжав впоследствии удивительную кротость, смирение и дар чудотворения. Слава о духовных подвигах привлекла к нему множество учеников, из числа которых святой Иоанн Зедазнийский избрал по жребию 12 человек и, исполняя повеление Божией Матери, отправился с ними в Грузию. По дороге они получили благословение от святого Симеона Столпника Младшего († 596), а в Мцхета, древней столице Грузии, перейдя " немокрыми ногами " реку Куру, были радостно встречены народом, царем Парсманом (542-557) и Католикосом-Архиепископом Евлавием (552-560). Летописцы повествуют, что святые каппадокийские отцы обратились к встречавшим их на грузинском языке, а войдя в соборный храм Светицховели и простершись ниц перед Животворящим Столпом (сведения о нем помещены 1 октября), славили и благодарили Бога. По благословению Католикоса Евлавия святой Иоанн вместе с учениками поселился на горе Зедазени (отсюда наименование святого Иоанна - Зедазнийский), где некогда было языческое капище и возвышался идол. Подвижники жили в шалашах, питались травами и кореньями, постоянно пребывая в молитве и духовных размышлениях. К ним притекало множество больных, получавших исцеления по их молитвенному предстательству. После избрания святых Авива и Исе епископами, святому Иоанну явилась во сне Божия Матерь и повелела ему послать своих учеников по разным местам Грузии для проповеди Слова Божия и пастырского назидания. Выслушав наставления святого Иоанна, одни ученики отправились в Кахетию (Зенон, а впоследствии - Стефан), другие в Карталинию (Пирр, Михаил, Фаддей и Исидор). Сведения о других святых - Авиве, Антонии, Давиде, Исе, Иосифе, Шио - помещены соответственно: 29 ноября, 19 января, 2 декабря, 15 сентября, 9 мая.

http://pravicon.com/info-2460

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОН ЧЕРНОГОРЕЦ Никон Черногорец. Пандекты и Тактион. Рукопись. 1727 г. (РГБ. ОР. Ф. 173.4. 22. Л. 1 об.— 2) Никон Черногорец. Пандекты и Тактион. Рукопись. 1727 г. (РГБ. ОР. Ф. 173.4. 22. Л. 1 об.— 2) [Никон Монах; греч. Νκων Μαυρορετης] (ок. 1025, К-поль - ок. 1100), мон., церковный деятель, книжник, канонист. Сведения о жизни Н. Ч. происходил из знатной семьи, однако систематического образования не получил ( Doens. 1955. P. 132; Γιγκου. 1991. Σ. 41-43). Начав военную карьеру (вероятно, вслед за отцом), он оставил ее после того, как явившаяся ему в видении Богоматерь велела покинуть мир и стать монахом. В сер. XI в. отправился в Сирию. Достигнув Антиохии, принял монашество в мон-ре Пресв. Богородицы на Чёрной Горе (τ Μαρον Ορος), известной в источниках также как Αμανς (лат. Mons Amanus), к-рая располагалась недалеко от города и была одним из крупнейших монашеских центров Ближ. Востока. В монашестве Н. Ч. сделался учеником и ближайшим помощником Луки, митр. Аназарвского ( Γιγκου. 1991. Σ. 43). Последний, будучи опытным подвижником и аскетом, но не обладая умением завоевывать авторитет у подчиненных, поручил Н. Ч. наставлять в послушании и др. монашеских добродетелях братию основанного им мон-ря на Чёрной Горе ( Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 1. P. 111). Потерпев неудачу в попытках установить дисциплину среди монахов, Н. Ч. после смерти своего покровителя удалился в мон-рь прп. Симеона Столпника (Младшего; † 596) на Дивной Горе (τ Θαυμαστν Ορος, в лат. источниках Mons Admirabilis) близ Антиохии. Там он жил за оградой мон-ря в построенной им келье, пока патриарх Антиохийский Феодосий III Хрисоверг не поручил ему особую миссию наставничества (διακονα το διδασκαλεου), к-рая распространялась как на монахов, так и на мирян в пределах всего Антиохийского Патриархата (Ibidem; Γιγκου. 1991. Σ. 50). Н. Ч. всецело отдался изучению Свящ. Писания, церковных канонов и творений св. отцов, для того чтобы убеждающим словом смягчать разногласия между иерархами и своевольным монашеством, раздирающие Антиохийскую Церковь. Недоброжелатели, среди к-рых были как монахи, так и представители светской власти, многократно изгоняли Н. Ч. из дававших ему прибежище монастырей, а построенные им кельи сжигали ( Γιγκου. 1991. Σ. 51).

http://pravenc.ru/text/2577579.html

Святитель Иувеналий (Ювеналий), Патриарх Иерусалимский Святитель Иувеналий (Ювеналий), Патриарх Иерусалимский, занимал престол Святого Града с 420 по 458 год. В это время мир озаряли великие светильники Церкви: преподобные Евфимий Великий († 473; сведения о нем помещены 20 января), Симеон Столпник († 459; сведения о нем - 1 сентября), Герасим Иорданский († 475; сведения о нем помещены 4 марта) и многие другие. Святой Ювеналий был другом и собеседником преподобного Евфимия Великого. Во время первосвятительства святого Патриарха Ювеналия Восточная Церковь была волнуема опасными лжеучениями, против которых он восставал с пастырской ревностью, сберегая Христово стадо. В 431 году в городе Ефесе был созван III Вселенский Собор, осудивший ересь Нестория, восставшего против православного исповедания Божественной природы Иисуса Христа. На Соборе председательствовал святитель Кирилл, Патриарх Александрийский († 444; память 9 июня), и в числе его единомышленников был святой Патриарх Ювеналий. В 451 году в городе Халкидоне собрался IV Вселенский Собор для обличения новой ереси - евтихианской (монофизитской), учившей, что человеческая природа во Христе была полностью поглощена Божественной. Святые отцы, среди которых был святитель Ювеналий, осудив ересь Евтихия, утвердили православное исповедание о соединении в Господе Иисусе Христе обоих естеств - Божеского и человеческого - нераздельно и неслиянно. Однако еретики продолжали смущать умы христиан. Во главе лжеучителей стоял Феодосий, который, склонив на свою сторону проживавшую в Иерусалиме вдову императора Феодосия Младшего († 450) Евдокию, требовал, чтобы Патриарх Ювеналий высказал порицание постановлению Халкидонского Собора, то есть отказался от православного догмата о двух естествах во Христе. Святейший Ювеналий не согласился на предательство Истины, но мужественно исповедал Халкидонский догмат перед еретиками. Феодосий и его сторонники низложили святого Ювеналия с патриаршего престола. Святитель удалился в оплот Православия - Константинополь, к святому Патриарху Анатолию (449-458; память 3 июля) и императору Маркиану. Еретик Феодосий, при поддержке императрицы Евдокии, занял патриарший престол в Палестине, но лишь на 20 месяцев. Император Маркиан, уважавший святого Ювеналия, добился восстановления его в патриаршем достоинстве, и Патриарх-исповедник возвратился в Иерусалим. Много трудов приложил святой для восстановления церковного мира. По вразумлению преподобного Симеона Столпника, императрица Евдокия покаялась пред святителем и вернулась в церковное общение с православными. Вслед за ней возвратилась и большая часть совращенной еретиками иерусалимской паствы. Устранив мятежные ереси и установив церковное единомыслие и благолепие. Патриарх Ювеналий мирно скончался среди верной паствы, потрудившись в святительском сане 38 лет. Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/910057.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРТИРИЙ Прп. (пам. древнерус. 17 янв.). Краткие сведения о М. содержатся в 39-й Проповеди на Евангелия свт. Григория I Великого , папы Римского, где говорится, что М. жил в Ликаонии . Однажды, направляясь из своей обители в др. мон-рь, он увидел на дороге прокаженного, к-рый не имел сил дойти до госпиталя. Проявив сострадание к ближнему, М. завернул больного в плащ и понес на плечах. Настоятель мон-ря издалека узнал приближающегося монаха и велел братии как можно скорее открыть ворота, т. к., по его словам, М. нес Господа. Перед дверями обители прокаженный скинул плащ и явился преподобному в образе Спасителя, сказав, что, как М. не постыдился Его на земле, так же и Он не постыдится его на небе; после этого прокаженный исчез. Когда настоятель мон-ря спросил вошедшего монаха, где больной, тот ответил, что если бы он знал, Кто это был, то удержал бы Его, и добавил, что, неся больного на плечах, он не чувствовал тяжести ( Greg. Magn. In Evang. 39 10). Начиная с XII в. повествование о М. из 39-й Проповеди свт. Григория вошло под 17 янв. в состав древнерус. нестишного Пролога при его дополнении разделом слов и поучений отцов Церкви. Этот же текст содержится в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление. Стб. 403 (1-я паг.)). Впосл. нек-рые переписчики, не видя границы между житийным и поучительным разделами, включали М. в число святых, напр. в Святцы 1621 г. из Коряжемского мон-ря. В совр. календаре РПЦ память М. отсутствует. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 17; Benedetto G. Martirio//BiblSS. Vol. 8. Col. 1303-1304; Прокопенко Л. В. Источники Пролога за сентябрьскую половину года (кр. и пространной редакций) по четырем спискам XII-XIV вв.//Словарь древнерус. языка (XI-XIV вв.). М., 2008. Т. 8. С. 701-745. А. Н. Крюкова Рубрики: Ключевые слова: МАРФА († 551), прав. (пам. 4 июля; пам. визант. и древнерус. 5 июля, 23, 24, 25 мая), мать прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца МАРФА, МАРИЯ И ЛИКАРИОН († 249-251), мученики Асийские (пам. 6 февр.; пам. греч. 8 февр.; пам. визант. 7 и 9 февр.; пам. древнерус. 5 и 8 февр.) МАТРОНА (III-IV вв.), мц. Фессалоникийская (пам. 27 марта; пам. зап. 15 март, 20 февр.; пам. визант. и древнерус. 28 марта) МИРОПИЯ († ок. 251), мц. (пам. 2 дек.; пам. визант. 13 и 14 июля, 23 нояб., 2 и 4 дек.; пам. древнерус. 23 июня)

http://pravenc.ru/text/2562450.html

При императоре Зиноне в 480-е годы построен сложный крестообразный в плане ансамбль монастыря. В 979 году комплекс, в который также входят баптистерий, кельи, гостиницы и малые церкви, был укреплен крепостными стенами с 13 башнями (отсюда возникло название Калъат-Симъан, в переводе с арабского — крепость Симеона). Но укрепления не помогли: уже в 985 году он был разрушен, а к XIII beky опустел, хотя еще долго привлекал паломников. Тем не менее сохранились десятки других монастырских комплексов IV–VI веков. Среди них — обители Святого Даниила Столпника в Брейдже близ Алеппо с башенным келейным корпусом (конец VI века), Святого Симеона Столпника Младшего, или Дивногорца (на территории Турции), который последние десятилетия своей жизни b VI beke провел на 12-метровой колонне, основа которой тоже сохранилась. Многие заброшенные монастыри расположены в горах Бариша (b VI beke здесь было более 60 монастырей) и близ Калъат-Симъана — около села Брад с церковью 395–402 годов и предположительным захоронением святого Марона, основателя течения маронитов. По мнению современных ученых-историков, «мертвые города» покидали по разным причинам. Одна из них — экономическая. Приходило в упадок сельское хозяйство, менялись основные транспортные артерии, происходил отток финансов и молодежи. Другая — культурная и религиозная. Арабы-мусульмане b VII–VIII bb. были более терпимы к христианам, чем мамлюки b XIII–XIV bb. Дело в том, чmo b XIII–XIV bb. по Сирии прокатилась волна завоевателей (монголов, мамлюков и тюрков), окончательно подорвавшая старую экономическую систему, важную роль в которой играли византийские сельскохозяйственные центры, что и спровоцировало крупный отток населения. Памятники сирийской культуры, находящиеся на территории Турции Один из важнейших городов для каждого христианина на Ближнем Востоке — Антакья (древняя Антиохия), город на Юге Турции. Город был основан в 300 году до н.э. царем Селевком Никатором. Из-за своего выгодного географического положения в 20 км от Средиземного моря он стал столицей государства Селевкидов, а после 64 года до н.э. — резиденцией наместника римской провинции Сирия. До захвата города в 540 году персидскими войсками это был третий по величине и значению город Римской империи (после Рима и Александрии). Не случайно, что именно Антиохия стала важнейшим церковным центром на Ближнем Востоке. Рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана (Деян. 11, 19), в 30-е годы сюда попали многие апостолы и их ученики. Именно здесь впервые последователи Христа стали именоваться христианами (Деян. 11, 26). Около семи лет здесь проповедовал апостол Петр. Затем около 40 лет антиохийским епископом был священномученик Игнатий Богоносец. В III–VI веках в Антиохии состоялось около 30 церковных соборов.

http://e-vestnik.ru/world/drevnyaya_siri...

На славянский язык Житие М. (BHG, N 1174) переведено не было, в нестишной Пролог краткое Житие было включено под 5 июля ( Павлова Р., Желязкова В. Станиславов (Лесновски) Пролог от 1330 г. Велико Търново, 1999. С. 280-281), а в стишные Прологи - под 25 мая ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. T. 9. С. 63-64). В ВМЧ вошли оба Жития: под 4 июля из стишного Пролога, под 5 июля - из нестишного ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 297, 298 (2-я паг.)). Свт. Димитрий Ростовский перевел для своих Четьих-Миней греческое Житие М. (BHG, N 1174) и поместил его под 4 июля ( Димитрий (Туптало), свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 239 об.- 242 об.). Его пересказ содержится в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» (ЖСв. Июль. С. 72-82). Ист.: ActaSS. Mai. T. 5. P. 403-431; Ven P., van den. La Vie ancienne de S. Syméon stylite le jeune. Brux., 1962. Vol. 1. P. 1-224; 1970. Vol. 2. P. 255-316. (SH; 32). Лит.: ActaSS. Mai. T. 5. P. 402-403; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 154-156, 200-201; Т. 3. С. 253; Janin R. Marta, madre di s. Simeone stilita il Giovane, santa//BiblSS. Vol. 8. P. 1202; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 294; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2008. Τ. 11. Σ. 46-47. О. В. Л. Иконография К древнейшим памятникам с изображением М. следует отнести паломнические евлогии (в лит-ре называются образками-энколпионами или жетонами) из мон-ря св. Симеона Младшего Дивногорца, которые изготавливались, по-видимому, в Антиохии. Мать святого и воскрешенный им ученик Конон изображены в длинных одеждах, в молении; они молятся по сторонам столпа прп. Симеона. В X-XI вв. композиция включала также фигуры парящих ангелов и развернутую надпись-легенду (экземпляры из свинца в ГЭ, в Гос. музеях Берлина, в Музее искусств в Кливленде); известен железный перстень с таким же сюжетом (X-XI вв., ГЭ). В визант. искусстве образ М. встречается в минейных циклах под 5 июля. Как М. может быть атрибутирован поясной портрет женщины в лиловом платье и мафории рядом с прп. Лампадом Иринопольским в правом нижнем из клейм 4-частной миниатюры из лицевого Минология деспота Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 46 r, 1322-1341 гг.); в росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318) в центральном нефе на юж. стене она представлена в виде полуфигуры рядом со святыми, чья память отмечается в тот же день: свт. Феодором, Киринейским еп., и мц. Киприллой, прп. Лампадом Иринопольским. М. облачена в длинный плащ с застежкой на груди, ее голова повязана длинным платом наподобие араб. чалмы, в руке крест. В росписи притвора церкви в Печской Патриархии (1561) ее изображение сопровождает подпись, в которой она названа матерью св. Симеона Столпника Дивногорца.

http://pravenc.ru/text/2562506.html

В 1809 г. у Петра и Елены Победоносцевых родился сын Александр 12 , в 1810 г. – дочь Варвара 13 , приблизительно в 1814–1815 г.– сын Дмитрий 14 , в 1816-м – Сергей 15 , в 1819 г. – дочь Елизавета 16 . Константин был младшим ребенком в этой многодетной семье: он родился 21 мая 1827 г. Его матери в тот год исполнилось 40 лет, а отцу в момент его рождения шел 56-й год. Дом Победоносцевых, где прошли детские годы Константина, находился в Хлебном переулке, недалеко от церкви Симеона Столпника. Звон ее колоколов стал мелодией его детства. Эта небольшая с шатровой колокольней церковь каким-то чудом уцелела в катастрофических событиях XX столетия и стоит ныне в начале нового Арбата, отображая своей неброской красотой вызывающее уродство его зданий. Победоносцевы всех своих детей воспитывали в возвышенно-религиозном духе, но особую заботу проявляли относительно младшего сына. Петр Васильевич мог уделить ему больше внимания, поскольку 21 декабря 1835 г. ушел по собственному прошению в отставку со службы в университете. Константин Петрович вспоминал впоследствии о своем детстве как о празднике. «Никогда так сильно не ощущаются в душе моей впечатления детства, никогда так явственно не переносится воображение в отдаленное, цветущее время моей молодости, – писал он 25 декабря 1856 г., – как в дни великих праздников Рождества Христова и святой Пасхи. Это праздники по преимуществу детские, и на них как будто исполняется сила слов Христовых: аще не будете яко дети, не имате внити в царствие Божие...» 17 . Первоначальное образование Константин Победоносцев получил дома. Оно позволило ему в 1841 г. поступить, минуя гимназию, в Императорское училище правоведения, созданное по инициативе М.М. Сперанского и принца П.Г. Ольденбургского специально для подготовки молодых людей к гражданской службе «по части судебной». Первый устав Училища правоведения был утвержден императором Николаем I 29 мая 1835 г., а 5 декабря того же года состоялось официальное открытие данного учебного заведения. 27 мая 1838 г. был принят новый, переработанный и дополненный устав, подтвердивший и развивший основные принципы его внутренней организации и деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Пред Нею колена свои преклоняем. 2. Св. Иувеналий, патриарх Иерусалимский . Современник великих светочей Православной Церкви: [преподобных] Евфимия [Великого], Феодосия [Великого], Герасима [Иорданского], Симеона Столпника и других. Участвовал в [работе] двух Вселенских Соборов: Третьего в Ефесе и Четвертого в Халкидоне – и с горячим рвением и силой [в серб, букв.: и с великой силою и ревностью. – Ред.] боролся против богохульных ересей, в частности – в Ефесе против Нестория, называвшего Богородицу Христородицей, а в Халкидоне – против Евтихия и Диоскора, учивших, что во Христе было только одно естество – Божественное, но не было естества человеческого. После победы Православия на обоих Соборах Иувеналий вернулся на свою кафедру в Иерусалим. Впрочем, хотя ереси и были осуждены, еретики истреблены не были. Кознями и насилием некоего Феодосия, друга Диоскора, Иувеналий был смещен с кафедры, а Феодосий самочинно возвел себя на его место. К сему еретику Феодосию поначалу благоволила и царица Евдокия, вдова императора Феодосия Младшего, поселившаяся в Иерусалиме. Шаткая [духом] и опрометчивая [в делах], Евдокия отправилась в конце концов к преподобному Симеону Столпнику, чтобы вопросить его об истине. Сей Божий святой изобличил все еретические хитросплетения и заповедал царице держаться православного учения, как[им] утверждено [оно] на Соборах. Царица прислушалась к его увещаниям, покаялась и теперь уже сама возгорелась гневом на лжепатриарха Феодосия. В Царьграде тогда правили Маркиан и Пульхерия. И пришло от царя письмо к воеводе Афанасию с повелением изгнать Феодосия и снова возвести Иувеналия на кафедру, что [сей] воевода быстро и сделал. Святитель Иувеналий возглавлял Иерусалимскую Церковь 38 лет и в 458 году преставился ко Господу в глубокой старости, дабы восприять от Него награду за премногие скорби и злострадания, которые претерпел он за истину. В правление святого Иувеналия утверждено празднование Рождества Христова 25 декабря (по Юлианскому календарю). 3. Св. Фотий, митрополит Московский . Родом грек. Мудро управлял Русской Церковью 20 лет. Упокоился в 1430 году. За неделю перед кончиной явился ему Ангел Божий и возвестил точное время отшествия из сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Ап. Петр. Рельеф. Антиохия (?). Ок. 550–600 гг. (Метрополитен-музей. Нью-Йорк) Ап. Петр. Рельеф. Антиохия (?). Ок. 550–600 гг. (Метрополитен-музей. Нью-Йорк) Основываются новые мон-ри в Зап. Европе и Америке, их насельники, как правило, недавно приняли крещение. Среди этих обителей - мон-ри св. Иоанна Крестителя (Monasterio Ortodoxo Lavra Mambre) в Гватемале и Воскресенский в Юж. Франции, где живет община из 18 монахинь. Деятельность АПЦ направлена также на благотворительность и социальное обеспечение людей. По всему Патриархату действуют братства, благотворительные орг-ции, приюты и дома престарелых, особенно развиты Патриаршие медицинские учреждения, такие, как госпиталь св. Георгия (1878) в Бейрутской епархии, рассчитанный на 300 мест. В Баламандском мон-ре с 1970 г. действует семинария св. Иоанна Дамаскина и Православный ун-т. Для продолжения обучения клира в нек-рых митрополиях проводятся регулярные симпозиумы и конференции по богословским и др. проблемам, с к-рыми сталкиваются священнослужители. Как в Ливане, так и в Сирии Патриархат содержит большое число детских садов, школ, высших учебных заведений, в каждой митрополии имеются араб. начальные школы; греч. школы действуют в Бейруте и Дамаске. Публикуется много богослужебной и духовной лит-ры, молитвенников, богословских трудов и сочинений. Церковная печать представлена рядом ежемесячных журналов, издаваемых в Дамаске (ан-Насра), США (The Word), Захле (ар-Руа) и др. странах. Эти издания призваны поддерживать связь между клиром и членами Церкви. В Бейруте выходит ж. «ан-Нур» (Свет), публикуемый Ливанским молодежным движением. Руины ц. мон-ря прп. Симеона Столпника (Младшего). Дивная гора близ Антиохии. VI в. Руины ц. мон-ря прп. Симеона Столпника (Младшего). Дивная гора близ Антиохии. VI в. История АПЦ от основания до VII в. Значение Антиохии , основанной в 300 г. до Р. Х. Селевком I Никатором, 1-м царем династии Селевкидов (305/04-281 до Р. Х.), определялось ее выгодным географическим положением. Со временем Селевкиды сделали Антиохию своей постоянной резиденцией, и при Антиохе IV Епифане город стал богатейшим центром их державы.

http://pravenc.ru/text/115764.html

У Е. С. была большая семья (он упом. о дочери и внуке), но, по его словам, многие из его родных умерли от эпидемий чумы во 2-й пол. VI в. Его родственник Иоанн, также родившийся в Епифании, написал историю похода ромеев в Персию в 591 г. 28 окт. 588 г., накануне страшного землетрясения, разрушившего весь город, Е. С. по крайней мере во 2-й раз женился в Антиохии. «Церковная история» была завершена в 594 г. в Антиохии, вероятно незадолго до смерти. Сочинение состоит из 6 книг, охватывает более 160 лет, от возведения Нестория на К-польский престол в 428 г. до 593/4 г., и представляет собой продолжение «Церковной истории» блж. Феодорита , еп. Кирского, написанной в 50-х гг. V в. «Церковная история» Е. С. сохранилась в 4 рукописях: Laurent. LXIX 51 (XI в.); LXX 23 (кон. XII в.); Patm. 688 (XIII в.); Baroc. 142 (XIV в.). Наиболее ценными считаются 2 древнейших кодекса, к-рые и используются как основа для изданий. «Церковная история» была известна свт. Фотию К-польскому и описана им в «Мириобиблионе» ( Phot. Bibl. 29). В Византии ею пользовались автор Жития прп. Симеона Столпника (Младшего) (VII-VIII вв.) и историк нач. XIV в. Никифор Каллист Ксанфопул . 1-е печатное издание «Церковной истории» было подготовлено Р. Стефаном и появилось в Париже в 1544 г. (последующие издания осуществили: Ж. Христофорсон (Лувен, 1570), А. де Валуа (П., 1673; воспроизведено в издании Д. Ридинга (Кембридж, 1720), PG. 86/2 (1865). Col. 2405-2906), Ж. Биде и Л. Пармантье (Л., 1898)). На рус. язык «Церковная история» впервые была переведена и издана в 1853 г. (переводчик неизв.), новый комментированный перевод опубликован И. В. Кривушиным (СПб., 2006). Источники использованные в сочинении Е. С., многочисленны. Он опирался как на устную традицию, так и на письменные памятники, в т. ч. на исторические произведения Прокопия Кесарийского , Приска Панийского , Зосима ; на истории Церкви Сократа Схоластика , Захарии Ритора ; на хроники Иоанна Малалы , Евстафия Епифанийского ; на Жития прп. Симеона Столпника (Младшего), мц. Голиндухи Персидской; на многочисленные офиц. послания церковных деятелей (напр., св. Кирилла , архиеп. Александрийского, св. Льва I Великого , папы Римского, Нестория, Петра III Монга , патриарха Александрийского, Севира , патриарха Антиохийского); на постановления императоров ( Льва I , Василиска Флавия , Зинона , Юстина II ); на акты Соборов (в т. ч. Вселенских III, IV и V).

http://pravenc.ru/text/180871.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010