А достоверных сведений о Романе очень мало. Мы знаем только, что он был выходцем из той самой Сирии, которая дала Церкви Игнатия Богоносца, Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста, Симеона Столпника и мистического философа Ямвлиха. Родился Роман в городе Эмеса на реке Оронт, где тогда же жил первый сирийский юродивый Симеон (пам. 21 июля). Роман получил разностороннее образование и хорошо знал своих сирийских поэтов, создавших форму т.н. " сугитты " патетического диалога между участниками библейского или житейского эпизода. Вскоре он и сам начал писать стихи, работал диаконом в Бейруте, а при имп. Анастасии (491-518 гг.) прибыл в КПль. Здесь он вступил в клир храма, который назывался Кировым по своему основателю Киру, префекту КПля при имп. Феодосии Младшем. Кир был человеком, об уме и образованности которого ходили легенды. Якобы за это в него влюбилась жена Феодосия, императрица Евдокия, которая сама была умницей и философиней (увлекалась афинским неоплатонизмом). А сестра имп. Феодосия, Пульхерия, погубила обоих с помощью коварной интриги. Евдокию сослали в Палестину, где она, как мы помним, обрела первую икону Богоматери. А Кира насильно постригли в священно-монахи и отправили в Смирну, где бушевала тогда религиозная смута. " Кир прибыл в Смирну в самый день Рождества Христова, — рассказывает арх. Филарет, — Смирняне потребовали, чтобы он сказал им слово, надеясь найти в нём, как в светском человеке, незнание догматов. Кир взошёл на кафедру и сказал: " Братия! Молчанием почтим Рождество Бога Спасителя нашего Иисуса Христа: Он зачат в святой Деве только от слуха, Он — Слово; Ему слава во веки Аминь " . " Эти стихи так поразили смирнян, что Кир стал у них епископом " (Там же, стр. 161-162). Эпизод почти анекдотический, но дающий хорошее представление о повальном увлечении поэзией. Несомненно, при Кировом храме поэты ценились по достоинству, что и помогло выдвинуться Роману Сладкопевцу. Слава, внезапно пришедшая к нему, была устойчивой и всенародной. Сам имп. Юстиниан стал почитателем певца и пригласил его в свой главный храм Св. Софии. Здесь Роман получил все возможности для творчества. Он так и остался простым диаконом, постником и аскетом, но работал с невероятной продуктивностью, сочинив более 1000 кондаков(!).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=897...

Антония, а равно и основанный им Мартмкопский монастырь. Первой заботой преподобного явилось устройство между многочисленными иноками самого порядка общежительной монастырской жизни. Когда это дело было исполнено, св. Антоний выбрал недалеко от своей новой обители уединённое и необитаемое место на высоком утёсе Марткопской горы и воздвиг для себя каменный столб или башню, в 6 сажён высоты, с маленькой церковью во имя младшего Симеона Столпника († 596 г.), собственно по инициативе которого каппадокийские подвижники и отправились в Грузию, – и остаток дней своих провёл на этом высоком столбе. И здесь также уединение преподобного было нарушаемо местными жителями, которые в большом числе приходили сюда молиться пред нерукотворным образом Спасителя, принесённом в Грузию св. Антонием из Сирии 54 . Другие обители – св. Иосифа Алавердского и Стефана Хирского – служили центром просвещения и распространения Христианства в северо-восточной Грузии. Монастыри остальных сирийских отцов, игравшие в судьбе Иверии немаловажную роль, были также построены и освящены при католикосе Грузии Макарии. Миссионерская деятельность свв. сирийских подвижников, этих прямых продолжателей апостольских трудов св. Нины, привела к тому, что христианство прочно утвердилось среди оссов, шапсугов, лазов, абхазцев и других горских племён, входивших в состав грузинского царства. Впрочем, дело это продолжалось, но только в более широком размере, и в последующие века грузинскими иноками, монастыри которых представляли собой миссионерские станции-крепости, где именно и группировались главные силы в борьбе с инославной пропагандой и антинациональными стремлениями. Эти миссионерские станции оказали Грузии великую услугу в деле распространения христианского просвещения в духе православной церкви, укрепляя в многострадальном народе национальное самосознание, расшатанное и поколебленное иноплеменным владычеством, и являясь в то же время рассадником многих ревностных и просвещённых пастырей, учителей, священнослужителей и предстоятелей церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в особенности бл. Августином, идеи христианского чествования святых икон. Иконопочитание, всё более и более распространявшееся между христианами и усилившееся особенно в V и VI вв., неминуемо должно было встретить возражения со стороны своих противников и вызвать на защиту лиц, сочувствовавших ему. Рассмотрению нападок на иконопочитание со стороны некоторых еретических сект и отчасти иудеев и магометан и обзору писателей VI–VII стт., с той или другой стороны касавшихся свящ. изображений, защищавших их от иконоборцев и всё более и более раскрывавших положительное учение о почитании икон и поклонении им (Антипатра, еп. Бострийского, Феодора Чтеца , Григория Турского , Анастасия Феопольского, Софрония Иерусалимского , Григория Двоеслова , Симеона Столпника младшего, Анастасия Синаита , Иоанна Фессалоникского, Стефана Бострийского, Григория Омиритского и Леонтия Пентапольского) и посвящена IV и последняя глава сочинения. – Уже из сказанного легко видеть, как широко понял автор свою задачу и сколько стараний должен был приложить к её выполнению. Перечитать большую часть отцов, деяния VII вселенского собора и некоторых церковных историков, хотя бы и в переводе на русский язык, уже составляло немалый труд. Но автор многое должен был и сам переводить: из Арнобия, Тертуллиана , Оригена , Евсевия, бл. Августина, Павлина Ноланского , Григория Двоеслова и других. Не раз приходилось ему сличать с подлинником наиболее важные для него места из существующих переводов. Но труд, понятно, не ограничивался одним прочтением. Автор не довольствовался механической выборкой из святоотеческих творений мест, относившихся к его теме, всюду брал их в контексте, сопоставлял с другими однородными местами; словом, пытался уяснить себе общий взгляд, всё мировоззрение того или другого писателя, и это особенно в том случае, когда последний касался стороной занимавшего автора вопроса. Без преувеличения можно сказать, что автор всесторонне познакомился с предметом и собрал обильный материал для решения поставленного ему вопроса; но обработать его вполне он

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В поздневизантийской письменности эти слова имеют все большее отношение к монашескому постригу, см. особо у прп. Неофита Затворника: Прп. Неофит Затворник. Гомилия 5, 46:1–3. И др. 88 Акты Протата,Хрисовулл и Типикон Мануила II Палеолога (1406 г.). Вступление:18–20. «Прежде монахи должны, насколько возможно, соблюдать отречения. Ибо чин монашеского жительства не только в том, что относится к исполнению добродетелей, но и к приобретению других духовных (даров)». 89 Прп. Дорофей. Душеполезные поучения 1, 19:5–9. 90 «Отречение не только от отдельных живых существ, но и от помыслов показывает совершеннейшее любомудрие монахов, осуществляющееся в знании единотворных заповедей» ( Дионисий Ареопагит . О церковной иерархии P. 117:24). 91 Юстиниан император. Новеллы 675:1–6. 92 Прп. Симеон Столпник. Слово. 4. P. 52:24–25 περιστερ μλυντος κεραα ν στερσει τκνων, κα μοναχς δι σωφροσνην ποτκτης τν γηνων. 93 Кирилл Скифопольский . Житие Евфимия P. 18:79. 94 Прп. Ефрем Сирин. Побудительные слова египетским монахам 47. 95 Прп. Ефрем Сирин. Увещание аскетам. P. 347:1. 96 Прп. Ефрем Сирин. Увещание аскетам. P. 351:5–6. 97 Свт. Геннадий Схоларий писал монахине Софросинии (Целомудренной), что она выбрала целомудрие: Πρν μπλακναι τας καταιγσι κα τας (5) ταραχας το τν πολλν βου, ντως σωφροσν κα γνσει κεραξελξω τ κλλιστον• πσαν πρριψας τν ματαιτητα τν προσηλωμνων τ β γυναικν• τ ληθιν νυμφεθης νυμφ Χριστ. 98 Даниил Ckumckuй.Thomais Alexandrina A:33–42. 99 См. доклад иг. Дионисия (Шленова) . Добродетель послушания в греческой святоотеческой традиции (V международная богословская конференция, 2009 г.) 100 Апофтегмы (анонимное собрание). 225:1–8. 101 Апофтегмы (алфавитное собрание) 10. 102 Иоанн Мосх . Луг духовный 143. P. 3005:22–24. 103 Лествица. 23, 965:29–33. 104 Апофтегмы (систематическое собрание) (cap. 10–16). 14, 9:1–2. 105 Житие Симеона Столпника Младшего 27:8–12. 106 Св. Антоний III Студит. Поучение 3:113–117. 107 В житии св. Андрея Юродивого обличается нерадивый монах. «В этом ли состоит чин монахов и нестяжание и удаление из тщетной жизни?». (32:2064).

http://azbyka.ru/tri-monasheskih-obeta-k...

В шестом веке было еще нисколько отшельников, которые, по примеру Симеона младшего, подверглись изумительному подвигу столпничества 21 . IX. Отшельницы Малой Азии и соседственных мест Святые вселенские учители и святители – Василий Великий и Григорий Богослов , поительные источники Церкви, светочи неугасимые и по ныне светящие миру, озаряя его, не могли не иметь благодатнейшего влияния на кровных и родством приближенных к ним на земле. И точно, на некоторых из их родных, благодать Божия почила с особенною яркостью. Блаженные жены сих семейств, представители которых были связаны столько же совершенствами их добродетели, сколько и самою тесною, духовною дружбою, должны занять в сборнике нашем, принадлежащее им место. Они не всё были облечены в ангельский образ, но все, высокими примерами жизни по сердцу Божию, родством с прославленными святителями, подражанием их нравам, проследованием их примеру, наставлениям и учению, а вследствие сего и собственными подвигами во спасение, привлекают глубочайшее уважение и горячее сочувствие. Для умов светлых, для душ не всеполно подкабалившихся владычеству плоти, хотя и не отрешившихся от общей светской жизни, примеры жизни этих воистину добродетельных, вполне понявших свое назначение, полною и высшею, благороднейшею свободою свободных женщин, должны быть самым утешительным, самым действенным руководством. По тому влиянию, которое они имели на избранных Духом Святым, великих родственников своих, читательницы наши легко поймут и ясно уразумеют, как прекрасно, как важно, как смиренно возвышено благодатное назначение женщины; как оно деятельно и спасительно, когда бывает изучено, прочувствовано и усвоено, не по духу мудрований печальников века и лжеруководителей общества отшатнувшегося от разума истины, а по вечно-спасительному учению Единого истинного Учителя, по направлению и руководству святой Его Церкви. 34. Макрина старшая, бабка св. Василия Великого. 35. Емилия, его мать. 36. Пр. Макрина Младшая, его сестра (19 июля) 22 Бабка Василия Великого , с отцовской стороны, Макрина 23 , прославилась необыкновенным благочестием и святостью жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Далее следуют подписи (т. н. рим. редакция включает 330 подписей епископов и их представителей и 128 - архимандритов и игуменов мон-рей и др. представителей иночества). 5-е деяние 4 окт. Продолжено знакомство с творениями отцов с целью обличения иконоборцев. После чтения 2-го Огласительного слова свт. Кирилла Иерусалимского (о сокрушении херувимов Навуходоносором), послания прп. Симеона Столпника Младшего к Юстину II (с требованием кары надругавшимся над иконами самаритянам), «Слова против язычников» Иоанна Фессалоникийского и «Диалога иудея и христианина» было признано, что отвергающие иконы подобны самаритянам и иудеям. Особое внимание было уделено опровержению аргументов, выдвинутых против почитания икон. Апокрифические «Путешествия апостолов» (BHG, N 909=CANT, N 215), отрывок из к-рых (где ап. Иоанн осуждает Ликомеда за то, что тот установил в своей спальне икону с его изображением) зачитывался на лжесоборе, как следовало из др. отрывка, оказались противоречащими Евангелиям. На вопрос патрикия Петроны, видели ли участники лжесобора эту книгу, митр. Григорий Неокесарийский и архиеп. Феодосий Аморийский ответили, что им зачитывались лишь выписки на листках. Собор анафематствовал это сочинение как содержащее манихейские идеи о призрачности Воплощения, запретил переписывать его и повелел предать огню. В связи с этим была зачитана цитата из сочинения свт. Амфилохия Иконийского о книгах, ложно надписываемых еретиками. Обратившись к неодобрительному мнению об иконах Евсевия Кесарийского, высказанному в послании к Констанции, сестре имп. Константина Великого и супруге Лициния, Собор заслушал отрывок того же автора из 8-й кн. к Евфратиону и обличил его в арианских воззрениях. Далее были зачитаны отрывки из церковных историй Феодора Чтеца и Иоанна Диакриномена и Жития Саввы Освященного; из них следовало, что не одобрявший иконы Ксенайа Маббугский (Филоксен Иерапольский), будучи епископом, даже не был крещен и при этом был ярым противником Халкидонского Собора. Его единомышленник Севир Антиохийский, как следовало из обращения антиохийского клира к К-польскому Собору, изъял из церквей и присвоил золотых и серебряных голубей, посвященных Св. Духу.

http://sedmitza.ru/text/758863.html

Для понимания процесса превращения византийской алтарной преграды в многоярусный иконостас необходимо привлечь данные грузинских средневековых памятников, которые до последнего времени, насколько нам известно, не рассматривались в византийском контексте, несмотря на то, что они довольно давно введены в научный оборот 47 . На редкость многочисленные и разнообразные грузинские свидетельства, по-преимуществу археологические и иконографические, отразили древнейшую восточнохристианскую, а в некоторых случаях и константинопольскую, практику украшения алтарной преграды. В грузинских памятниках, к примеру, сохранились иконные программы парапетов алтарной преграды, которые в известных византийских памятниках обычно декорировались изображениями крестов. Наибольшей известностью пользуются четыре рельефные иконы первой половины XI в. из церкви Иоанна Крестителя в монастыре Шио Мгвиме около древней грузинской столицы Мцхета 48 . Прославленные как шедевры средневековой пластики, эти иконы слева направо представляют «Гостеприимство Авраама», «Распятие», «Моление св. Марфы перед Симеоном Столпником» и «Сцену из жития св. Шио», располагаясь попарно по сторонам от врат в нижней части алтарной преграды и образуя замкнутый цикл. Легко заметить символико-догматический характер первых двух сцен (Св. Троица, Искупительная жертва) и монашески-вотивный характер правой группы, связанной с прославлением основателя обители св. Шио, являвшегося учеником Симеона Столпника Младшего, особо почитавшегося в Грузии. Двучастная, догматическая и вотивная, структура этого раннего памятника со временем станет базовым принципом иконной декорации восточнохристианской алтарной преграды. Характер надписей, детали иконографии и стиля, первоклассное качество рельефов из Шио Мгвиме позволяют предполагать византийский образец и устойчивую иконографическую традицию. Другой важный грузинский пример дает расписанная алтарная преграда первой половины XIII в. в пещерной церкви Св. Николая монастыря Удабно в Давид-Гареджийской пустыне 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Додо Гареджийский занимают видное место, т. к. в XI-XII вв. пустынная местность Гареджи (юго-запад Кахети) была крупнейшим монашеским центром Грузии, насчитывающим 12 мон-рей, и жизнь знаменитого отца-основателя воспринималась отчасти сквозь призму новых реалий. Монастырские комплексы в Гареджи и Шиомгвиме сохранили множество келий, высеченных в известковой породе, нек-рые располагались на отвесных склонах горы на большой высоте. Можно предположить, что наиболее частой формой таких монастырей-лавр были полуотшельнические общины, в к-рых каждый монах обладал определенной степенью автономии, но пользовался общим духовным руководством знаменитого подвижника. Но даже при такой форме организации мон-ря увеличение числа монахов вынуждало использовать некоторые элементы общежития. Так, в Гареджи жизнь монашеского поселения координировал «дзмата мтавари» ( - глава братии), который был не настоятелем общежития (киновии не было как таковой), а кем-то вроде эконома, помощника духовного аввы, старшим монахом: он должен был обходить пустынь, приносить пищу отшельникам, ободрять и утешать их в искушениях ( Башелеишвили. 2005. С. 262). C VIII в. значительно увеличилось число груз. монахов в Великой лавре прп. Саввы Освященного. В X-XI вв. здесь сформировалась особая школа груз. каллиграфии и книгописания, благодаря к-рой сохранились мн. памятники груз. письменности и были созданы древнейшие груз. переводы с греческого, армянского, арабского и сирийского языков важных аскетических и богословских сочинений. Грузинским переводчикам и писцам в Великой лавре было отведено особое помещение, называемое «пещерой грузин» ( Š pidlik. 1977. Col. 1054). Такие же груз. скриптории, видимо, были созданы при монастыре прп. Симеона Столпника Младшего на Дивной Горе близ Антиохии и на горе Синай, где груз. монахи имели 2 или 3 церкви, в которых совершали богослужение на родном языке. Сохранились отрывочные сведения о существовании груз. обителей или значительном присутствии груз. монахов в других частях Византийской империи: на горе Олимп в Вифинии (по крайней мере 3 мон-ря), в К-поле (груз.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Духов День – день после Пятидесятницы (Троицы). См.: седмица. Духовенство – особая, организованная по иерархическому принципу группа профессиональных служителей христианской Церкви, посвященных в духовный сан. См.: клир, церковная иерархия. Дуценарий (лат) – дословно «двухсотник» (по величине оклада в 200 денежных единиц), в ранней Византии – имперский чиновник среднего административного звена, служащий придворной скринии, имел тесную связь со структурами фиска. Дэн (Dain) Альфонс (1896–1964 гг.) – видный французский исследователь, заложивший основы научного изучения византийской военной литературы, издатель «Навмахики» и «Неопубликованной тактики Льва» (Sylloge tacticorum). См.: военные трактаты. Дюканж (Du Cange) – полное имя Шарль Доминик Дю Френ Дю Канж (16101668 гг.), казначей Франции, выдающийся филолог и историк, один из самых блестящих первых византинистов. Несмотря на большую семью (10 детей), отличался редкостным трудолюбием и работоспособностью. Создал ряд трудов, которые свидетельствуют о его отличной филологической, палеографической и исторической подготовке («Христианский Константинополь». «О византийских фамилиях», «История Константинопольской империи при французских императорах»). Особенно известен своими объемным словарем по средневековым греческим источникам (Glossarium ad scriptores medicae et infimae Graecitatis), где под отдельными словами были помещены целые диссертации, а также трехтомным «Словарем по средневековой латыни». До настоящего времени эти издания являются необходимым и ценным помощником для всех исследователей истории Византии. См.: византинистика. Евагрий из Понта (346–399 гг.) – знаменитый греческий мистик, богослов, ученик аскета Макария Египетского , жил в Египте в Нитрийской пустыне, автор известного произведения «Сентенции» и гомилий. См.: теология. Евагрий Схоластик (536 – после 594 гг ) – ритор и адвокат из Антиохии, сирийский церковный историк, близкий к Антиохийскому патриарху. Был состоятельным человеком, землевладельцем, имел множество зависимых крестьян, слуг, секретарей. Испытал множество жизненных невзгод, потерял из-за чумы первую жену, дочь, отчего стал сомневаться в истинности христианской веры, но с помощью знаменитого столпника Симеона Младшего сумел преодолеть свой духовный кризис. Атор «Церковной истории», в которой он описал различные события правления византийских императоров от Феодосия II до Маврикия (с 428 до 594 г.). Единственный источник, последовательно с точки зрения православия излагающий и интерпретирующий историю византийской Церкви от Халкидонского Вселенского собора (451 г.) до религиозного эдикта Юстина II (571 г).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евстратия Авгаровского, Иоанникия Великого и Антония Нового, житие галатийского святого Феодора Сикеота и фригийское житие Агапита Синадского. Мизия представлена житиями преп. Парфения Лампсакского, Афанасия Адрамиттийского и Филофея Опсикианского. Юго-западное побережье М. Азии дало жития преп. Николая Мирликийского и Николая Сионита, Павла Латрского, Никифора Милетского и Лазаря Галезийского. Быт Пафлагонии отражён в житиях преп. Ипатия Гангрского, Евсевии Эвхаитской, Алипия Столпника, Георгия Амастридского и Филарета Милостивого. Северное побережье полуострова дало легенды о преп. Фоке Синопском и повесть о замученном турками Феодоре Гаврском. Отдалённая Каппадокия представлена житием преп. Евдокима. Менее числены, чем следовало бы ожидать, имея в виду значительную роль Сирии в культурной жизни V и VI столетий, греческие жития сирийских святых. Помимо сборника преп. Феодорита, сохранившего краткие биографии сирийских подвижников IV и V вв., мы имеем из Сирии лишь жития обоих Симеонов Столпников, и матери младшего из них – преп. Марфы, краткое сказание о преп. Ефреме Сирине , легенду о пресвитерах Павле и Иоанне и знаменитую биографию Симеона юродивого из Эмесы, написанную еп. Леонтием Неапольским. Эта сравнительная малочисленность греческих житий сирийских святых объясняется двояко. С одной стороны, греческий язык, несмотря на долгую эллинистическую культуру, был (как увидим ниже) сравнительно слабо распространён в народных кругах Сирии, а с другой, Сирия рано откололась от православного целого империи и вошла в круг монофизитского вероисповедания с его специальными святыми и написанными по-сирийски житиями. Наоборот, несколько любопытных агиографических произведений, рисующих быт острова на протяжении семи столетий, дал соседний с Сирией Кипр. Отсюда мы имеем: жития кипрских святителей Спиридона и Епифания, легенды о преп. Тихоне Амафунтском, житие преп. Димитриана и жития-похвалы кипрских угодников, составленные в конце века Нефитом. Многочисленны, хотя и не столь важны в отношении бытового содержания, жития Палестинских святых, повествующие главным образом об аскетической практике раннего монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010