Действительно, по летописям упоминаются церкви: в 1099-м году Благовещенская, в 1165 и 1191-м годах Никольская 1166 ; сгоревшая от грома в 1201 году 1167 , Сретенская, Козмы и Дамиана, упоминаемая в числе сожженных 1386 года 1168 , Архангела Михаила 1169 и великомученика Георгия 1170 . По из всех этих церквей в настоящее время осталась в целости одна Благовещенская. Первоначальное основание сей церкви относится, по сказанию 1-й Новг. летописи, к 1099 1171 , а по другим летописям к 1103-му году 1172 ). Но в том и другом показании летописей основателем Благовещенской церкви на Городищи признается великий князь Мстислав, сын Владимира Мономаха , известный в летописях новгородских по ревности к построению церквей 1173 . В эту-то церковь написано, по повелению князя Мстислава, Новгородцем Алексою, сыном священника Лазаря, святое Евангелие, известное под именем Мстиславова и хранящееся в московском Архангельском соборе 1174 . Построенная Мстиславом Благовещенская церковь существовала около 250 лет 1175 . Но после того церковь сия пришла в ветхость, и вместо ее построена вновь на прежнем основании, по воле жившего тут великого князя Симеона Иоанновича Гордого, архиепископом Василием. В Новг. I летописи сказано: «в лето 6850 (1342) заложи Владыка Василий церковь святое Благовещение, на Городище, порушаную повелением великого князя Симеона Ивановича месяца мая в 27» 1176 . Потом в следующем году записано в тойже летописи: «в лето 6851 (1343) месяца августа в 8 кончана бысть церкви каменна на Городище св. Благовещение архиепископом новгородским Василием, а освящена бысть того же месяца в 24» 1177 . Дальнейшая судьба нынешней Городищенской церкви неизвестна. В летописях упоминается об ней только по случаю пожаров и возобновлений. Так напр. в 1542 году церковь , по повелению Uoahha IV , была покрыта новым тесом и сделаны на ней между скатами новые потоки 1178 . По рассказам и записям, она была возобновляема до двух раз даже в недавнее время, именно: в исходе прошлого и в начале текущего столетия, с пристройкою к ней придела во имя Сретения Господня 1179 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Константинопольский патриарх Дионисий направляет в Москву грамоту, призывающую Ивана III и архиереев признать Григория истинным митрополитом Всея Руси. Иван III приказывает не впускать в пределы Московские посланников как Дионисия, так и Григория. В Новгород в свите брата киевского князя Симеона Михаила Олельковича прибывает некий еврей Схария и кладет начало новгородской секте жидовствующих. Патриарх Дионисий I признает Григория митрополитом Литовским и Всея Руси и отправляет в Москву и Новгород своего посла с требованием принять Григория как законного митрополита. После смерти архиепископа Ионы в Новгороде усиливаются сторонники отпадения в сторону Литовской униатской митрополии. Великий князь Иван Васильевич разбивает новгородцев. Однако церковно-политические волнения в Новгороде продолжаются. Начата постройка нового Успенского собора в Москве. Преставление митрополита Филиппа I. Церковный Собор избирает митрополитом епископа Коломенского Геронтия. Обретение мощей супруги великого князя Симеона Гордого в Спасском Соборе. Константинопольский патриарх Рафаил посвящает Спиридона (Сатану) на литовскую кафедру). Церковный Собор в Москве, постановивший не принимать на Московскую митрополию лиц, присланных из Константинополя и из Рима. Основание прп. Иосифом Волоцким монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы. Отстроен Аристотелем Фиорованти и освящен митрополитом Геронтием собор Успения Пресвятой Богородицы в Москве. Бескровная победа русских над войском хана Ахмата благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы через ее Владимирскую икону. Владыка Новгородский Феофил, уличенный в сношениях с королем Казимиром, схвачен и заточен в Чудов монастырь. Новгородцы окончательно теряют право избирать себе владык, и все последующие архиепископы поставляются московскими митрополитами. Вожди жидовствующих, Алексей и Дионисий, прибывают в Москву и распространяют там ересь. Ересь тайно утверждается в Новгороде и в Москве. Архиепископ Новгородский Геннадий обнаруживает ересь жидовствующих.

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

На печати Иоанна Даниловича Калиты с одной стороны находится изображение Иисуса Христа, на другой – св. Иоанна; вокруг надпись: «Печать великого князя Ивана». У Симеона Гордого на одной стороне печати – изображение святого Симеона, на другой – надпись: «Печать князя великого Семенова всея Руси». У брата его Uoahha II на одной стороне печати – изображение святого Иоанна с надписью: «Агиос Иоанн», на другой – надпись: «Печать князя великого Ивана Ивановича». У Димитрия Донского на одной стороне печати – изображение св. Димитрия, на другой – надпись: «Печать князя великого Димитрия»; но на другой печати того же князя встречаем надпись с прибавлением: всея Руси. У Василия Димитриевича несколько печатей: на одной – изображение св. Василия Кесарийского и надпись: «Печать князя великого Васильева Димитриевича всея Руси»; на другой – изображение всадника с копьем, обращенным острием книзу; третья печать имеет изображение всадника с поднятым мечом, и разные другие. На печати Василия Темного виден всадник с копьем, находящимся в покойном положении, острием вверх. На печати тверского князя Бориса Александровича встречаем также изображение всадника с поднятым мечом. И в описываемое время вступление князя на стол сопровождалось обрядом посажения. Вот как описывается посажение Александра Невского во Владимире: преосвященный Кирилл митрополит встретил его со крестами, со священным собором и со множеством людей и посадил его на великом княжении во Владимире, на стол отца его, с пожалованием царевым (ханским). Великий князь Василий Димитриевич был посажен на стол послом Тохтамышевым; Василия Васильевича посадил на стол посол ханский у Пречистыя, у золотых дверей. Таким образом, в этом самом обряде обозначалась ясно зависимость русских князей от ханов татарских; теперь, следовательно, для удовлетворительнейшего решения вопроса о значении князя на Руси в описываемое время мы должны постараться определить степень зависимости его от хана; зависимость эта выражалась ли только в необходимости требовать ханского утверждения, ханского ярлыка и в обязанности платить дань, или она имела влияние на внутреннюю деятельность князя, стесняла его? Здесь, разумеется, прежде всего должно решить вопрос о том, как хан мог наблюдать за деятельностию князя, имел ли он при нем постоянного представителя своего, наместника? В известном рассказе об Ахмате, баскаке курском, летописец говорит, что Ахмат держал баскачество Курского княжения, другие же татары держали баскачество по иным городам, во всей Русской земле и были велики.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Одно только Евангелие с серебряными вызолоченными накладками, приношение Императрицы Елисаветы Петровны, составляет принадлежность этой церкви; набелых листах его подписано: «Тысяща семсот пятьдесятаго году, Февраля дня, сия священное Евангелие пожаловано из главной дворцовой Канцелярии Спаскаго собора, что во дворце на бору в церковь предела Архистратига Михаила». К древнейшим и драгоценным памятникам ризницы причислить можно хранящиеся в ней древности, открытые 1836 года в трапезе церкви под лещадными полами, в каменной гробнице с остатками тела, облеченного с шелковую малоповрежденную одежду: 1) из белой глины муравленая чашечка, бывшая с елеем, какой возливают на усопших, удостоенных елеосвящения; и 2) кожаный параманд 597 и такой же пояс с вытиснутыми на них изображениями Господских праздников и с надписями XIV, или начала XV века: Благовещенье, Приображенье Хво, Рожьство Хсво, Встртнье Хво, Расптье Хсво, Воскресенье, Крещенье Хсво, Внесенье Гсне, Воскресенье Лзво, Шстве дха стго, Вхдъ в Успенье ст. Кожа на сих утварях довольно тверда, только некоторая часть пояса истлела. Может статься, они из гробницы супруги В. К. Симеона Иоанновича, или сына Донского Иоанна, в иночестве Иоасафа, или Марии, в инок. Феотинии, которая, по указанию летописи, в 1399 году Марта 31 положена была в монастыре у Спаса на Москве; но в 1473 году обретена «в теле не врежена ничем, только риза истл». В. К. Иоанн III повелел Алексеевской Игумении облечь ее во все новыя ризы монашеские 598 . Кожаный параманд, найденный в каменной гробнице у Спаса на Бору В этой трапезе, или притворе погребены были, кроме сына Донского, Великие Княгини: Елена, супруга Иоанна Калиты, Мария, супруга В. К. Симеона Гордого, Александра Иоанновна и Анастасия Литовская. Вероятно, здесь над телами их были надгробницы с покровами, над коими совершалось поминовение по уставу Церкви и по принятому обычаю, свято хранимому Государями; но они уничтожены или при перестройках этого здание, или разрушены Поляко-Литовцами, которые, по свидетельству А.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Таким образом, бояре московские, упрочив первенство за молодым князем своим, оправдали отзыв об них Симеона Гордого. Но кто же были эти бояре, которые, по выражению Симеона, отцу его добра хотели? Мы видели, что еще к Юрию Даниловичу в Москву пришел служить из Южной Руси боярин Родион Несторович. В 1340 году великий князь Иоанн Данилович Калита отправил рать свою под Смоленск с двумя воеводами: Александром Ивановичем и Федором Акинфовичем. Последний должен быть сын знаменитого Акинфа, который по неудовольствию на Родиона отъехал в Тверь и погиб при Переяславле; сыновья Акинфа могли перейти опять из Твери в Москву, тем более что летописец упоминает перед тем об отъезде многих тверских бояр в Москву, а что у Акинфа были два сына – Федор и Иван, это мы знаем также из летописи. В 1348 году вместе с князем Иваном ходил в Новгород воеводою из Москвы Иван Акинфович. Наконец, мы видели действующим в Ростове боярина Василия Кочеву. При Симеоне Гордом наместниками его в Торжке были Михаил Давыдович и Иван Рыбкин, да сборщик податей Борис Семенов. Вознамерившись жениться на княжне тверской, Симеон послал за невестою Андрея Кобылу и Алексея Босоволокова. Вскоре после этого по очень важному делу Симеон отправил в Орду Федора Хлебовича (в некоторых летописях – князя Федора Глебовича, следов. муромского) и с ним киличеев или мечников – Федора Шубачеева и Аминя. В 1352 году Симеон отправил в Константинополь послами Дементия Давыдова и Юрия Воробьева; мы видели уже прежде одного Давыдовича, Михаила, наместником в Торжке. В 1353 году наместником серпуховского князя в Лопасне был Михаил Александрович, тогда как прежде мы видели Александра Ивановича воеводою при Калите. Большими боярами в Москве при Иоанне Иоанновиче были, как мы видели, Михаил и зять его Василий Васильевич, бесспорно тысяцкий, род которого производится от Протасия, приехавшего в Москву с князем Даниилом Александровичем и бывшего здесь тысяцким. Сын его Василий, отец нашего Василия, по родословным книгам, был также тысяцким: отсюда объясняется соперничество и вражда этого рода с Алексеем Петровичем Хвостом; дед нашего Василия называется Протасием в родословных книгах, в летописи же – Вельямином; могло быть, что он имел два имени, по обычаю того времени. В духовной Калиты упоминается Борис Ворков, который служил великому князю и за это получил от него село в Ростовской области. Свидетелями договора между великим князем Симеоном и братьями его были: Василий... тысяцкий, Михаил Александрович... Васильевич, Василий Окатьевич, Ананий Окольничий... Иван Михайлович. Дьяком при Иоанне Калите был Кострома, при сыне его Иоанне – Нестерко.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

100 Несколько чудес преп. Пафнутия описано преосв. Филаретом Черниговским (Русс. Святые 1-го мая); еще большее число – в рукописном житии составленному Вассианом, архиепископом Ростовским (Минея Митр. Макария, в Син. Библ. 101 Мощи преп. Пафнутия почивают под спудом, в соборном храме обители его, созданном им самим в честь Рождества Богородицы и освященном в 1467 году, близь южной стены иконостаса. Над ними рака, обложенная позолоченным серебром – вклад боярина князя И. Б. Репнина. 102 Мощи блаж. Максима юродивого почивают под спудом в церкви, построенной в 1698 году во имя его, на Варварской улице. Память его чтится местно, по определению Собора 1547 года, вследствие чудес, совершавшихся при гробе его. 103 На месте этой церкви сооружена каменная, казною Иоанна Грозного, в I566 году. Мощи блаж. Исидора почивают под спудом в арке между приделом, посвященным его памяти, и правым отделением главного алтаря. Серебряная рака устроена в 1815 году. В рукописном житии блаж. Исидора записано несколько чудес, совершившихся при гробе его. 104 Троицкий Клопский 3-го класса монастырь находится в 20 верстах от Новгорода на берегу р. Варяжи, близь озера Ильменя. Время основания его неизвестно. 105 В рукописном житии преп. Михаила (в Библиот, Сергиев. Лавры 673 л. 226) слова эти выражены так: «А се Михайло, Максимов сын, рода княжьска, сродник наш.» Но автор «житий святых Российской церкви» и вслед за ним другие, неизвестно на каком основании, называют преп. Михаила сыном в. к. Симеона Гордого. Вовсе невероятно, чтобы младенец, родившийся в 1348 году мог дожить до 1454 года. 106 Мощи преп. Михаила починают под спудом на южной стороне соборного храма Клопской обители в бронзовой позолоченной раке. Память чудотворца положено праздновать повсеместно на Соборе 1547 года. 107 Может быть некоторым читателям покажется, что в этом рассказе слишком много событий государственных, а не чисто-церковных. Но нужно заметить, что с одной стороны – краткое изложение этих происшествий необходимо для связи рассказа, а с другой – такие события, как освобождение Руси от Татар, соединение уделов в одно великое государство, водворение самодержавия, не могли оставаться без значительного и постоянного влияния на судьбы православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

1337 г. (1339 ?) Прпп. Сергий и Стефан Радонежские основали обитель в честь Пресвятой Троицы (впоследствии Троице-Сергиева лавра) ок. 1337–1427 гг. Прп.Кирилл Белозерский 1339–1340 Построен дубовый деревянный Кремль в Москве Канонизация митр. Петра Константинопольским патр. Иоанном XIV Каликой по представлению митр. Феогноста и вел. кн. Ивана Даниловича Калиты ок. 1340–1396 г. Пресеклась династия великих князей галицко-волынских, после чего Галицкая земля была присоединена сначала к Венгрии, а затем к Польше, а Волынь к великому княжеству Литовскому Свт. Стефан Пермский, просветитель и первый епископ Пермской земли, создатель пермской азбуки 1340–1353 Великое княжение московского кн. Симеона Ивановича Гордого 1345–1377 Вел. кн. литовский Ольгерд. Вхождение в состав великого княжества Литовского Волыни, Киевской, Черниговской и части Смоленской земель Свт. Феогност добился упразднения Константинопольским патр. Исидором Галицкой митрополии, воссозданной незадолго до этого. Выделение Суздальской епархии из Владимирской (митрополичьего диоцеза) Мученическая кончина христиан Антония, Иоанна и Евстафия от рук язычников в Литве ок.1350 г. Учреждение Коломенской епархии 1353–1359 Великое княжение московского князя Ивана II Ивановича Красного Основан суздальский Евфимиев монастырь в честь Преображения Господня Возведение прп. Сергия игуменом обители в честь Пресвятой Троицы близ Радонежа 1354–1378 Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси 1354 (1355) Возобновление самостоятельной Литовской митрополии при патр. Константинопольском Филофее. Посвящение Романа в митрополиты Волыно-Литовские (митрополия упразднена в 1361 г. в связи со смертью митр. Романа) ок. 1360 г. Основан московский Спасо-Андроников монастырь в честь Нерукотворного Образа Спасителя ок. 1360–1430 г. Прп. Андрей Рублев ок. 1365 г. Основан московский Чудов Алексеевский мужской монастырь 1362–1379 1362–1437 Великое княжение московского св. блгв. кн. Димитрия Иоанновича Донского. Присоединение к Москве Медыни, Дмитрова, Стародуба

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

144 Чернов С. З. Сельские монастыри XIV–XV вв. на северо-востоке Московского княжества по археологическим данным//Российская археология. 1996. 2. С. 119–122. 145 Суворов Н. С. Заметки о мужеско-женских монастырях в древней России//Архив исторических и практических сведений, относящихся до России, издаваемый Н. Калачовым. 1860–1861. Кн. 4. СПб., 1862. С. 38–46 (посл, пагинации). 154 Веселовский С. Б. Исследования... С. 264. Подробнее о владениях Квашниных см.: Он же. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. T. I. М.; Л., 1947. С. 192–202. 157 Веселовский С. Б. Топонимика на службе у истории//Исторические записки. Т. 17. М., 1945. С. 40. 160 Бурейченко И. И. К истории основания Троице-Сергиева монастыря//Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Вып. 3. Загорск, 1960. С. 19, 23. 172 Никон, иеромонах. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена радонежского и всея России чудотворца. С. 214. Прим. 30. 175 См.: Степанов Н. В. Календарно-хронологический справочник. Пособие при решении летописных задач на время//Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1917. Кн. 1 (260). 176 Бурейченко И. И. К вопросу о дате основания Троице-Сергиева монастыря//Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Вып. 2. Загорск, 1958. С. 10–11; Он же. К истории основания Троице-Сергиева монастыря. С. 9–13. 193 Кучкин В. А. К датировке завещания Симеона Гордого//Древнейшие государства на территории СССР. 1987. М., 1989. С. 106. 197 Прохоров Г. М. Алексей (Алексий), митрополит всея Руси//Словарь книжников и книжности древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. Л., 1988. С. 26. 200 ПСРЛ. T. XV. Вып. 1. Стб. 121 – 124; Прохоров Г. М. Житие Алексея митрополита//Словарь книжников... Вып. 2. Ч. 1. С. 243. 203 Клосс Б. М. Избранные труды. T. II. Очерки по истории русской агиографии XIV–XVI вв. М., 2001. С. 206; См. также: Кучкин В. А. Когда было написано Житие Софьи Ярославны Тверской?//Мир житий. Сборник материалов конференции (Москва, 3–5 октября 2001 г.). М., 2002. С. 114.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

20 . ИННОКЕНТИЙ Нечаев, переведён из Тверской Епархии в 1763 году, Октября 4. В 1770 году, Сентября 22, пожалован Архиепископом. В 1798 году, Октября 9 уволен с пенсией, и в 1799 году, Января 24, в Санкт-Петербурге скончался. Он с 1764 года именовался Псковским и Рижским. 21 . ИРИНЕЙ Клементьевский переведён в 1798 году, Октября 17, из Тверских Архиепископов, и доныне находится. Ему в 1799 году велено именоваться Псковским, Лифляндским и Курляндским. Глава VI. Епархия Рязанская и Зарайская Основателем Епархии сей полагают Великого Князя Симеона Иоанновича, прозванием Гордого, во время Св. Митрополита Алексия. А) Епископы Муромские и Рязанские 1 . АРСЕНИЙ упоминается в 1208 и 1213 годах; он заложил город Переславль в 1203 году. 2 . EBФPOCUHUЙ I упоминается в 1225 и 1237 годах. 3 . UOCUФ I хиротонисан в 1284 году. 4 . BACUЛUЙ I, Святой, скончался в 1294 году. Мощи его почивают в Переславле Рязанском, в тёплом Рождественском Соборе. 5 . ГРИГОРИЙ упоминается в 1325 году. 6 . КИРИЛЛ упоминается в 1334 году. Б) Рязанские и Муромские 7 . BACUЛUЙ II хиротонисан в 1355 году, а по другим – в 1361 году. 8 . АФАНАСИЙ. 9 . ФEOKTUCT I хиротонисан в 1385 году. 10 . ФEOГHOCT I хиротонисан в 1387 году, Августа 15. 11 . ИЕРЕМИЯ, Грек, хиротонисан в 1390 году. 12 . ФEOГHOCT II хиротонисан в 1393 году. Скончался в 1408 году. 13 . СТЕФАН упоминается в 1400 году. 14 . CEPГUЙ I Азаков хиротонисан в 1423 году из Архимандритов Симоновских. 15 . UOHA I, Святой, хиротонисан в 1437 году. В 1449 году, Декабря 15, переведён на Митрополию Московскую. 16 . EBФPOCUHUЙ II Звенец, скончался в 1462 году. 17 . ДАВИД хиротонисан в 1462 году, Февраля 1, из казначеев Митрополичьего дома. Василий сомнительный. 18 . ФЕОДОСИЙ хиротонисан в 1473 году, Декабря 8, из Чудовских Архимандритов. 19 . СИМЕОН хиротонисан в 1481 году из монахов Коломенских. 20 . ПРОТАСИЙ хиротонисан в 1493 году, Декабря 18, и в 1520 году скончался. 21 . CEPГUЙ II хиротонисан в 1517 году, Февраля 12, из Архимандритов Андроньевских. 22 . UOHA II хиротонисан в 1522 году, Марта 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

27 мая 1351 г. в К-поле открылся Собор под председательством И. К. и патриарха Каллиста I , к-рый должен был решить вопрос о православии учения свт. Григория Паламы. В результате богословие свт. Григория Паламы было признано православным и согласным с учением отцов Церкви и был обнародован соборный томос (см. разд. «Полемика с Никифором Григорой» в ст. Григорий Палама ). В 1352 г. Иоанн V был отправлен из столицы в Дидимотих. С новой силой разгорался конфликт между Палеологами и Кантакузинами. Иоанн V, побуждаемый к войне Стефаном Душаном и венецианцами, недовольными миром И. К. с Генуей, получил от Венеции деньги для войны с И. К. на условиях уступки о-ва Тенедоса. И. К. удалось погасить конфликт при посредничестве Анны Савойской; Иоанну V в удел был дан Дидимотих, а Матфею Кантакузину - Адрианополь. Между наместниками тотчас же начались военные действия. В июне 1352 г. Османы опять действовали как союзники И. К., к-рый двинул войско на помощь сыну Матфею, блокированному в Адрианополе Иоанном V. Турки разорили Пифион близ Дидимотиха. Осенью патриарх Каллист I безуспешно пытался погасить конфликт между императорами. В том же году сын Орхана Сулейман занял все крепости Фракии; Византия не имела сил для сопротивления. В нач. 1353 г. И. К. предъявил патриарху Каллисту требование короновать его сына Матфея и не поминать более династию Палеологов за литургией, т. е. освятить авторитетом Церкви окончательный переход власти к Кантакузинам. Несмотря на уговоры, патриарх отверг требования, покинул резиденцию и удалился в мон-рь в К-поле, откуда продолжал исполнять свое служение. И. К. безуспешно пытался уговорить патриарха Каллиста вернуться, посылая к нему видных епископов, а также Филофея Коккина (К-польский патриарх в 1353-1354, 1364-1376). Для обоснования прав И. К. анонимный автор написал специальный трактат ( Failler. 1973), где подчеркивал, что патриарх не имеет права выбирать императора; выбор осуществляют «армия, сенат и народ», а патриарх - «священник», совершающий коронацию. Вскоре Каллист был официально низложен и бежал сначала к латинянам в Галату, а затем к Иоанну V на о-в Тенедос, где опубликовал многочисленные обвинения против И. К. и к-польского клира. Обвинительная речь Каллиста против И. К., переданная Никифором Григорой, среди прочих упреков содержала и упоминание о денежных выплатах тур. наемникам Орхана в 1347 г. из сумм, поступивших на ремонт собора Св. Софии от московского кн. Симеона Иоанновича Гордого ( Niceph. Greg. Hist. Vol. 3. P. 200).

http://pravenc.ru/text/471274.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010