Как видим, суждения о политическом первенстве Москвы в это время пока ещё весьма условны. С «борьбой против монголо-татарских захватчиков» тоже не всё оказывается гладко. Именно в этом веке ненавистные ордынцы всё чаще выступают и как…средство для выяснения отношений с собственными же соседями. Баскаки. Художник Сергей Иванов В 1328 году Иван Калита лично приводит под Тверь ордынские отряды, которые разоряют город так, что тверские правители забывают о своих политических претензиях на несколько десятилетий. В 1382 Димитрий Донской соглашается возобновить выплату дани и благодаря этому вновь обходит представителя Твери в борьбе за ярлык. Да, в 1380 году состоялась Куликовская битва – крупнейшее для своего времени сражение против ордынцев. Но уже через два года после него, пока Димитрий Донской собирал по Руси армию взамен погибшей, отряды хана Тохтамыша сожгли Москву. Вот так: платим, выясняем отношения, воюем, потом опять платим. А на фоне этих событий в глуши радонежских лесов разворачивалась совсем другая история. «От рождения Сергия… и до самой кончины его» Житие святого Сергия писали два величайших древнерусских агиографа – Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. О границах работы над текстом одного и второго исследователи спорят до сих пор. Обычно считается, что Епифаний чрезвычайно пространное житие написал, а Пахомий потом его правил, приспосабливая поистине необъятный текст для нужд обихода. Епифаний же проделал и уникальную подготовительную работу, опросив многочисленных современников и свидетелей жизни преподобного – его старшего брата, келейника, учеников. В итоге повествование получилось у него не просто житийным, но историческим. В нём не только описаны моменты, обычные в рассказе о святом – рождение от благочестивых родителей, подвиги аскезы, постриг, чудеса, — но упомянуты многие события русской истории того времени. Так, автор оговаривает, что переселение родителей святого из Ростова в Радонеж состоялось после перехода ростовских земель под власть Ивана Даниловича Калиты, когда «москвичи получили в Ростове большую власть» и обижали местных жителей. Основание же первой Троицкой церкви пришлось на ранние годы княжения Симеона Ивановича Гордого.

http://pravmir.ru/mezhdu-vremenem-i-vech...

В нояб. 1359 г. Иоанн Красный умер и его завещание вступило в силу. Оно касалось положения дел в собственно Московском княжестве. Между тем правление во Владимирском великом княжестве , к-рое с 1332 г. сохранялось в руках московских князей, находилось под контролем Орды. В 1360 г. хан Ноуруз утвердил вместо московского князя на владимирском столе нижегородско-суздальского кн. Димитрия (Фому) Константиновича . Однако вскоре в Орде разгорелась междоусобная борьба, поддерживать нового вел. князя стало некому, и этим воспользовались в Москве. Зимой 1362 г. ее правитель кн. Димитрий получил ярлык на Владимирское великое княжение от сарайского хана Амурата, и московская рать предприняла поход на Переяславль Залесский, где пребывал вел. кн. Димитрий Константинович. Среди участников похода был и 9-летний В. А. Результатом стало присоединение Владимирского вел. княжества к владениям Димитрия Иоанновича. Оно было объявлено его вотчиной, хотя соперник Москвы блгв. кн. тверской Михаил Александрович (1365-1399) этого еще долгое время не признавал. В 1363 г. В. А. принял участие в походе московских полков на Галич. Местный князь был изгнан из своих владений, а его княжество было присоединено к Москве. Кн. Владимир Андреевич просит благословение у прп. Сергия на основание Высоцкого мон-ря и строительство церкви. Миниатюра из " Жития прп. Сергия Радонежского " . Кон. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. 21. Л. 253 об.) Кн. Владимир Андреевич просит благословение у прп. Сергия на основание Высоцкого мон-ря и строительство церкви. Миниатюра из " Жития прп. Сергия Радонежского " . Кон. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. 21. Л. 253 об.) В. А. поддерживал своего старшего двоюродного брата в соперничестве с др. древнерус. князьями за обладание Владимирским великим княжением, в борьбе за др. княжества, а московский вел. князь давал возможность людям удельного князя расселяться на присоединенных землях. Это отразил договор между В. А. и вел. кн. Димитрием, заключенный в кон. 1364 - нач. 1365 г. Согласно его условиям, оба князя должны были быть «заодин» при решении всех внутримосковских и внешнеполитических вопросов. За В. А. сохранялись владения его отца и то, что он получил по завещанию от вел. кн. Иоанна Красного. Однако претендовать на наследие Симеона Гордого князь не мог, оно оставалось в руках у вел. кн. Димитрия. На территории присоединенного Владимирского великого княжества В. А. получил право расселять своих военных слуг, к-рые при получении кормов с населения должны были отдавать определенную часть своему князю. Впрочем, в случае войны такие слуги подпадали под юрисдикцию не только В. А., но и вел. кн. Димитрия.

http://pravenc.ru/text/159088.html

По велению кн. Иоанна Даниловича Калиты построена ц. в честь Преображения Господня возле княжеского двора и при ней основан мон-рь. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 341 об.) По велению кн. Иоанна Даниловича Калиты построена ц. в честь Преображения Господня возле княжеского двора и при ней основан мон-рь. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 341 об.) Возможно, с этого времени до кон. XV в. М. П. м. был «первой и главной обителью московской великокняжеской семьи». Здесь велась активная работа по московскому летописанию, а мон-рь «не был тогда сугубо мужским или женским, а общим, но только для лиц княжеского дома» ( Назаров В. Д. Введение//АРГ: АММС. С. 224, 225). На М. П. м. как на центр московского летописания указывала и Л. Л. Муравьёва ( Муравьёва. 1983. С. 143-144). Архимандриты М. П. м. иногда были духовниками великих князей Московских. Так, вел. кн. св. Димитрий Иоаннович Донской, желавший иметь собственного кандидата на кафедру Московского митрополита, принудил к постригу своего духовника свящ. Михаила (Митяя) и назначил его на архимандритию (1375-1377) в придворном Спасском мон-ре (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 125-126). В летописном рассказе о чуде при рождении вел. кн. Владимирского и Московского Василия II Васильевича Тёмного в 1415 г. упоминается не названный по имени священник, духовник вел. кн. Московского и Владимирского Василия I Димитриевича , молившийся в М. П. м. (Там же. Т. 20. С. 230). Духовный отец кн. Василия II спасский архим. св. Трифон (впосл. архиепископ Ростовский) присутствовал при составлении ок. 1461-1462 гг. духовной грамоты государя (ДДГ. С. 198. 61). Он же был свидетелем составления духовной грамоты матери кн. Василия II вел. кнг. Софьи Витовтовны (Там же. С. 178. 57). Духовник вел. кн. Иоанна III Васильевича архим. св. Вассиан I (Рыло ; впосл. архиепископ Ростовский) некоторое время возглавлял М. П. м. В М. П. м. принимали постриг перед кончиной, «но, вероятно, и долго жили представительницы московской великокняжеской семьи», в т. ч., возможно, и кнг. Мария, вдова вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого . «Мужская часть династии ограничивала дело предсмертным постригом, причем осуществлялось это, скорее всего, в Спасской обители» ( Назаров В. Д. Введение//АРГ: АММС. С. 225). В источниках сравнительно позднего происхождения говорится, что кн. Иоанн Калита перед смертью принял постриг в мон-ре «Преображения Господня, его же сам устроил близ двора своего» (ПСРЛ. Т. 31. С. 85).

http://pravenc.ru/text/2564210.html

Среди участников Переяславского Собора помимо еп. Тверского Андрея, князей и вельмож в Киприановской редакции Жития свт. Петра названы еп. Ростовский Симеон, архимандрит ярославского Спасо-Преображенского мон-ря Прохор (впосл. епископ Ростовский), «еще же и лучшии от игумен и черноризець и священник множество» (Московский патерик: Древнейшие святые Моск. земли. М., 2003. С. 104, 106). В отсутствие вел. кн. Михаила Ярославича, находившегося в Орде, Собор оправдал митрополита. В июле 2014 г. при проведении археологических работ в Спасо-Преображенском соборе была найдена свинцовая подвесная печать К-польского патриарха Афанасия I (1289-1293, 1303-1309), к-рая, наиболее вероятно, была привешена к документу, связанному с подготовкой Переяславского Собора. Собор в честь Преображения Господня в Переславле-Залесском. 1152 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев Собор в честь Преображения Господня в Переславле-Залесском. 1152 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев В 1339 г. убитого в Орде Тверского блгв. кн. мч. Александра Михайловича отпевали в Переяславле епископы Тверской Феодор Добрый и Ростовский Гавриил (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 51). Это событие свидетельствует о том, что в 1-й пол. XIV в. на Переяславской земле сохранялись права Ростовских архиереев. В 1353-1362 гг. существовала временно учрежденная Переяславская епископия, в Переяславле пребывал еп. Владимиро-Волынский Афанасий († 1362). Он вынужден был переехать в Сев.-Вост. Русь, после того как в 1340-1348 гг. польск. католики захватили земли его епархии или сразу после кон. 1352 - нач. 1353 г., когда власти Великого княжества Литовского (ВКЛ), в т. ч. волынский кн. Любарт, признали Киевским митрополитом поставленного Тырновским патриархом Феодорита, непризнанного К-полем (в 1355 К-поль признал Литовскую митрополию, включившую без согласия Киевского митрополита в свой состав Волынскую епархию). По-видимому, старейший епископ митрополии, находящийся на кафедре с 1328 г., Афанасий присутствовал в марте 1353 г. на погребении митр. Киевского свт. Феогноста в Москве как «епископ Волынский» ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись. С. 373); в духовной вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого от марта-апр. 1353 г. он назван «владыкою Переяславьским» (ДДГ. 3. С. 14). Фактически он исполнял должность наместника митрополита в Переславле, сохраняя за собой права на Владимиро-Волынскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/2580008.html

То, что якобы Царица Анастасия Романовна из «худородного» рода, является откровенной ложью в устах бояр, никак не опровергаемой по ходу сериала «Грозный». По генеалогическим преданиям, русский боярский Род Романовых ведет свое начало от происходящего «из Литвы» воеводы княжеского рода Андрея Ивановича Кобылы (Камбилы), прибывшего примерно в 1330-е гг. из Великого Новгорода на службу ко Двору Великого Князя Иоанна Даниловича Калиты. Сам факт, что прибывший из Великого Новгорода в Москву Андрей Иоаннович Кобыла при Дворе Московских Великих Князей Иоанна Калиты и Симеона Иоанновича Гордого был боярином, указывает на то, что этот человек в те поры был славен знатностью и благородством происхождения. Только действительно знатный человек боярин Андрей Кобыла мог быть послан в 1347 г. сватом Великого Князя Владимирского и Московского Симеона Иоанновича Гордого ко Двору Тверского Князя Всеволода Александровича за невестой Княгиней Марией Александровной. Был Московским боярином и Федор Андреевич Кошка († 1407), во время похода Великого Князя Димитрия Иоанновича на Куликово поле в 1380 году боярину Федору Андреевичу Кошке-Кобылину было поручено блюсти Москву. Его старший сын Иван Федорович Кошкин-Кобылин (†1427) также был весьма близок к Великому Князю Димитрию Донскому (он в таком качестве упомянут даже в завещании Князя Димитрия), а потом стал боярином у Великого Князя Василия I Дмитриевича († 1425) и даже у юного тогда Великого Князя Василия II Васильевича (1415–1462). Его младший сын Захарий Иванович Кошкин-Кобылин († 1461) также занимал высокое боярское положение при Дворе Великого Князя Василия II Васильевича. При Великом Князе Иоанне III Васильевиче Юрий Захарьевич Захарьин-Кошкин († 1504) стал воеводой, участвовал в стоянии на Угре 1480 года, в походе на Великий Новгород (1480) и на Казань в 1485 году, с 1488 года стал Великокняжеским Наместником в Великом Новгороде, где искоренял ересь жидовствующих, и получил боярский чин в 1493 г. Пожалуй, самым знаменитым боярином из прямых потомков Андрея Ивановича Кобылы стал его пра-пра-пра-правнук Никита Романович Захарьин-Юрьев (†1586; перед смертью постригся в монашество с именем Нифонт). Родной брат Царицы Анастасии Романовны. Он был одним из ближайших сподвижников, советников Царя Иоанна и воспитателем Царевичей Иоанна и Феодора. Окольничим он стал в 1558 г., боярином – в 1562 г. Слава о благородстве характера и доблести Никиты Романовича была столь широка, что в народе о нем слагали песни, которые пели и столетия спустя.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/25/...

Но поскольку нам неизвестно, сколько времени прошло от этого разговора святого отрока со своей матерью до выселения из Ростовской земли, мы можем предположить, что такой разговор состоялся в 1325 или 1326 г., когда преподобному шел 12-й год. И такому нашему предположению никакие другие сведения не противоречат. Нами уже приводилась аргументация в пользу исключительно высокой достоверности сообщения агиографа о 78-летней продолжительности жизни святого, и следовательно, о 1314 годе его рождения. Настаивая на сделанных ранее выводах, мы вынуждены поставить под вопрос достоверность всех или некоторых сведений, относящихся либо к освящению Троицкой церкви, либо к возрасту постриженика. Скажем сразу, что поскольку указание на 23-летний возраст святого при его постриге совпадает с приведенными в «Похвальном слове» сообщением о его 78-летней жизни и о пребывнии в иноческом чине в течение 55 лет, то у нас нет разумных оснований ставить под вопрос 23-летний возраст пострига святого угодника. Остается однако возможность поставить под вопрос одно из двух обстоятельств: либо что освящение церкви на Маковце произошло при князе Симеоне, либо, что оно имело место до пострига. О последней возможности скажем, что подобному предположению противоречит лишь последовательность в изложении событий, но не прямым образом обозначенная в «Житии» последовательность самих событий. Иными словами, из того обстоятельства, что агиограф вначале рассказывает об освящении храма, а потом о постриге, еще не следует, что постриг не мог состояться до освящения. Не менее вероятным представляется нам, однако, и другое предположение. Процитируем еще раз то место «Жития», где упоминается великий князь Симеон: «И тогда священна бысть церкви во имя святыа Троицы от преосвященнаго архиепископа Феогноста, митрополита Киевскаго и всея Руси, при великом князе Симеоне Ивановиче; мню убо, еже рещи в начяло княжениа его» . Участником события был митрополит Феогност, поэтому упоминание его имени здесь вызывает полное доверие; что же касается имени князя Симеона Гордого, то оно упомянуто не потому, что он имел прямое отношение к освящению храма, а только ради принятого литературного этикета. И если агиограф пишет о времени освящения церкви с некоторым сомнением: «при… князе Симеоне, мню убо, еже рещи в начяло княжениа его», то ведь допускаемая им неточность («мню», а не знаю твердо), могла обозначать как ошибку в сторону более ранней датировки — мню, что в начале княжения Симеона, а может быть, и не в начале, так и в сторону более поздней — «мню», что при Симеоне, а возможно, что и до него, еще при его отце Иване Калите, то есть, скажем уже мы от себя, не в 1340 г., а тремя годами раньше, когда родившемуся в 1314 г. Сергию исполнилось 23 года.

http://pravoslavie.ru/49092.html

Благословив Бога молитвой святого и праведного Симеона, и тем как бы запечатлев священный обряд воцерковления, священник уже не возвращает воцерковленного младенца в руки матери (или восприемника), а „полагает его при дверях жертвенника“, пред Царскими вратами. Это значит, что отныне он уже есть достояние Церкви: троекратным действием воцерковления, при входе из притвора храма в самый храм, посреди церкви, и наконец, в алтаре, – посвящены на служение триединому Богу, под руководством Церкви, все три части его существа – дух, душа и тело. Телу – по преимуществу – принадлежит поклонение Богу, «богослужение внешнее: внидет в дом Твой, поклонится ко храму святому Твоему ( Пс.5:8 ); душе – воспевание, или прославление Бога ( Пс. 33:3, 103:1, 145:1 ): воспоет Тя; духу – служение Богу, принесение духовных жертв: духом горяще, Господеви работающе ( Рим. 12:11 ) 31 ! Об этом мы должны, братья, памятовать во всю жизнь. Этого, в особенности, не должны забывать родители при воспитании своих детей. 3. Нам остается еще, братья, заметить хотя некоторые назидательные истины, внушаемые нам уже предложенным размышлением, как о важности воцерковления, так и о значении действий, совершаемых в этом священном обряде. Посредством воцерковления, мы вводимся во святую православную Церковь , как в рай земной. Вместе с этим внушается нам заповедь, весьма соответствующая той заповеди, которую получили наши прародители, как скоро поселились в раю эдемском. „ Церковь подобно раю насаждена в этом мире“, говорит св. Ириней 32 . „Посему-то, от всякого древа райского вкушайте, говорит Дух Божий ( Быт. 2:16 ), то есть, вкушайте от всего Божественного Писания; но не вкушайте от гордого разума, и даже не прикасайтесь никакому разномыслию еретиков. (Ибо они уверены, что сами имеют познание добра и зла и возносятся гордым своим помыслом выше Бога, сотворившего их). Не мудрствуйте паче, еже подобает мудрствовати ( Рим. 12:3 ), дабы не быть вам изгнанными из рая жизни, в который Господь, возглавивший в Себе все, что на небе и на земле ( Еф. 1:10 ), – ввел истинных последователей Своих. Или иначе, мы должны помнить, что со вступлением в Церковь , мы посвятили премудрому Богу свой разум, который, в делах веры, непременно обязан, пленяясь в послушание Христово ( 2Кор. 10:5 ), подчиняться руководству Церкви Христовой!

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Епифаний вряд ли имел точные данные на этот счет и поэтому пользовался литературными образцами. В частности, эпизод с крещением Варфоломея целиком заимствован из Жития Федора Эдесского: Житие Сергия Житие Федора Эдесского Яко бысть по днех шестих седмиц, еже есть четверодесятныйдень по рожестве его, родители же его принесоста младенецьв церковь Божию, въздающе, яко же и приаста, яко жеобещастася въздати его Богу, давшему его; купно жеиерееви повелевающа, яко да крещением божественымсъвръшити я. Иерей же… крести его во имя Отца, и Сына,и Святого Духа – Варфоломея в святом крещении наректого имя (МДА, 88. Л. 285). В четврътодесятный убо день по рожьдестве принесемладенець к Христове церкви, въздающи, яко же приятьи Богу давшему и обе-щавающи…, молящася крещениемьбожественым съвръшити и, Федора того нарекь 687. Л. 292 об. – 293). В литературе (даже исследовательской) распространено утверждение: младенца нарекали по имени того святого, память которого приходилась на день крещения (через 40 дней после рождения). Поскольку героя нашего повествования нарекли при крещении Варфоломеем, то родился он, следовательно, 3 мая. Это рассуждение ошибочно. В самом Житии Сергия о таком правиле наречения имени при крещении ничего не сказано, да и весь эпизод с крещением Варфоломея, как мы установили, имеет литературное происхождение. Убедимся, как на самом деле происходил выбор крестильного имени в XIV-XV вв. (по летописям этого времени) 21 . В источниках отмечены многочисленные случаи крещения младенцев в княжеских семьях, в боярских семьях повидимому придерживались тех же обычаев. 7 сентября 1317 г. у Ивана Калиты родился сын, наречен Семеном – скорее всего, в честь Симеона Столпника (1 сентября). 11 декабря 1319 г. у Ивана Калиты родился сын, наречен Даниилом – в честь Даниила Столпника, память которого пришлась на день рождения! 4 июля 1329 г. у Ивана Калиты родился сын, наречен Андреем – в честь Андрея Критского , память которого пришлась на день рождения! 12 апреля 1337 г. у Семена Гордого родился сын, наречен Василием – очевидно, в честь Василия Парийского, память которого пришлась на день рождения! 15 декабря 1347 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кстати, раньше на Руси книгу не только писали, а именно «строили». Об этом мне рассказывал заведующий отделом научных рукописей Российской государственной библиотеки Виктор Фёдорович Молчанов, показывая уникальные русские памятники, рукописные шедевры – Евангелие Симеона Гордого, Богдана Хитрово… В автобиографической «Музыке как судьба» Георгий Свиридов говорит примерно так: долгие века лучшие силы русской души были отданы строительству православных храмов. И выше ничего не было, рядом с русскими храмами, их узорочьем, архитектурным изыском и ничего не стоит. Василий Дворцов приводил на пресс-конференции, посвящённой «Острову Сахалин», пример того, как мир открывал для себя русскую икону. Недаром говорят, что на вершине пирамиды культуры, выстроенной человеческой цивилизацией, - «Троица» Андрея Рублёва. Хотелось бы, конечно, чтобы все мы строили книги, как тогда – храмы, иконы, чтобы потом о нас, о нашем времени сказали, что лучшие силы народной души были отданы книгопечатанию. - Великолепное издание Михаила Тарковского «Не в своей шкуре», напоминающее средневековый фолиант – возможно, дело в кожаной обложке и строгом дизайне – как долго шла работа над ним? Вообще, насколько интенсивно обычно принимает участие в создании уникальной книги сам автор? Советуетесь ли постоянно вы с ним в том, как оформить книгу, или порой просто ставите перед фактом? - Вообще у нас в серии «Библиотека альманаха «Тобольск и вся Сибирь» вышло около тридцати книг с красивыми составными переплётами обложек и классической вёрсткой текстов. Планку задал нам замечательный художник книги Василий Евгеньевич Валериус. Для нас, как и для многих современных русских читателей, Михаил Тарковский является правомочным наследником как великой русской дворянской литературы, так и последовавших за ней «деревенщиками» - Распутиным, Беловым, Астафьевым. Тарковский – просто следующее поколение людей, наследующих традицию великой русской литературы. Помнится, он с сомнением принимал первые подходы к изданию, но в итоге мы получили маленький, но шедевр. Изумительные рисунки Вадима Горбатова были адаптированы для печати уже Василием Валериусом, автором всей концепции. Может быть, мало кто заметит, что пёс с обложки ласково трогает лапой фамилию Тарковского…

http://ruskline.ru/opp/2021/01/15/god_bu...

Л., 1978. Прил. 2. С. 205-215 [Житие свт. Петра в ред. митр. Киприана]; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 2001. Т. 2. С. 53-54; Кучкин В. А. Издание завещаний моск. князей в XIV в.: 1359 г.- Первая душевная грамота вел. кн. Ивана Ивановича//ДРВМ. 2008. 4. С. 97-101; Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам: Тексты и коммент.: В 3 т./Отв. ред.: Н. Н. Покровский, Г. Д. Ленхофф. М., 2008. Т. 2 (по указ.). Лит.: Экземплярский. Князья Сев. Руси. Т. 1-2 (по указ.); Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва. Пг., 1918. М., 1998; Черепнин Л. В. Рус. феодальные архивы XIV-XV вв. М., Л., 1948. Ч. 1; он же. Образование Рус. централизованного гос-ва в XIV-XV вв. М., 1960 (по указ.); Fennell J. L. I. The Emergence of Moscow, 1304-1359. L., 1968; Кучкин В. А. Рус. княжества и земли перед Куликовской битвой//Куликовская битва: Сб. ст. М., 1980. С. 54-58; он же. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984 (по указ.); он же. К датировке завещания Симеона Гордого//ДГ СССР, 1987 г. М., 1989. С. 99-106; он же. Сколько сохранилось духовных грамот Ивана Калиты?//Источниковедение отеч. истории: Сб. ст., 1989. М., 1989. С. 206-225; он же. Духовные грамоты моск. вел. кн. Ивана Ивановича Красного//Средневек. Русь. М., 2004. Вып. 5. С. 191-280; он же. Договор 1348 г. вел. кн. Семена Ивановича с его братьями Иваном Звенигородским и Андреем Серпуховским//Там же. М., 2009. Вып. 8. С. 101-175; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1 (по указ.); Горский А. А. Москва и Орда. М., 2000 (по указ.); он же. Московские «примыслы» кон. XIII-XV вв. вне Сев.-Вост. Руси//Средневек. Русь. 2004. Вып. 5. С. 114-190. А. А. Горский Иконография Имеющиеся в монументальных росписях, миниатюре и декоративно-прикладном искусстве изображения И. И. относятся гл. обр. к сер. XVI - нач. XVII в. или воспроизводят сложившуюся в это время иконографию, лит. основой к-рой послужили «Сказание о князьях владимирских» и «Книга степенная царского родословия». Вел. кн. Иоанн Иоаннович. Портрет из «Царского Титулярника» 1672 г.

http://pravenc.ru/text/469778.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010