В первый раз, когда сей неведомый миру инок, под видом юродивого, посетил великий Новгород, он уже проявил таящуюся в нем благодать Божию; толпа детей на улицах стала ругаться над его юродством, бросая в него камни и всякую нечистоту; но блаженный, не радя о них, увидел отрока, тихо стоящего около дома церковного: он взял его за власы, поднял выше себя и возгласил: «о Иоанн! учись книгам прилежно, ты имеешь быть Архиепископом великому Новгороду.» и действительно отрок сей, отданный матерью ради сиротства своего в научение некому диакону, был впоследствии знаменитым Святителем Ионою, которого нетленные мощи доныне почивают в обители Отенской, им основанной за 40 верст от Новгорода. Подобало однако прославиться и тому, кто, возвещая славу других, таил собственную. Однажды удельный Князь Константин Дмитриевич, сын витязя Донского и брат державствовавшего тогда Василия, будучи наместником Новгорода, пришел посетить обитель Троицкую, настоятель коей Феодосий был его отцом духовным; после Божественной литургии во время трапезы, которою угощал благочестивый Князь всю братию, игумен велел старцу читать житие многострадального Иова. – Тронутый сладостью голоса, Князь подошел к читавшему и внезапно с глубоким уважением ему поклонился, воскликнув: «Это Михаил, сын Симеонов!» Но праведный отвечал ему: «один Бог, создавший меня, ведает, кто я.» – Игумен стал увещевать его, для чего не хочет открыть своего имени, и старец сказал ему: «да будет тебе известно, что меня зовут Михаилом.» Но Князь Константин, не довольствуясь столь смиренным отзывом, в свою чреду сказал игумену: «да будет тебе известно, что старец сей ближайшими узами родства соединен с нами,» и все с благоговением воззрели на мнимо юродивого. Кто же был сей Михаил, сын Симеонов? отнюдь не меньше, как сам законный наследник державы Российской по праву старейшинства, если бы только он искал царства земного вместо небесного; ибо Димитрий Донской, отец обличившего его Князя Константина, происходил от Великого Князя Иоанна Калиты только чрез младшего его сына Иоанна, а Михаил был сыном старшего, Великого Князя Симеона Гордого, и так как новое право престолонаследия, сына по отце, началось только со времен Димитрия Донского, то Михаил, как старший в роде, долженствовал бы наследовать престол по кончине дяди своего, Великого Князя Uoahha II .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В связи с быстрым распространением ислама в ходе тюрк. завоеваний в регионах с традиционно греч. правосл. населением и захватом османами Никеи (1331) был поднят вопрос об отношении Церкви к христианам, вынужденно перешедшим в ислам, и к тем, кто сохраняют правосл. веру на территории мусульм. гос-в. В 1338-1339 гг. Свящ. Синод обещал жителям Никеи, перешедшим в ислам, спасение души в случае их возвращения в православие. В 1337/38 г. митрополит г. Филиппы был осужден за развратное поведение и гос. измену. В 1339 г. ему были возвращены все доходы, но в сане он не был восстановлен. Тогда же различные церковные штрафы были наложены на жителей Янины за нарушение клятв верности императору. В мае 1340 г. И. К. потребовал от митрополита Трапезунда положить конец скандалу, вызванному конкубинатом Трапезундского имп. Василия Великого Комнина . В этих случаях имп. Андроник III, очевидно, использовал патриарший суд в собственных политических целях. Сложными были взаимоотношения К-польской Церкви с Русской митрополией; иногда в этих связях И. К. становился объектом манипуляции со стороны различных сил. Так, в июле 1339 г. митрополит Киевский Феогност обратился в Свящ. Синод с запросом о процедуре канонизации своего предшественника митр. Петра . Взойдя на престол, И. К. дал краткий ответ о действующих на этот счет церковных правилах, ибо канонизация местных святых не входила в компетенцию К-польского Патриархата. Но Феогност использовал ответ И. К. как подтверждение канонизации митр. св. Петра К-польской Церковью. Вероятно, подобного рода недоразумение было и в случае возведения в сан митрополита еп. Феодора Галицкого, рукоположенного митр. Феогностом. И. К. преобразовал Галицкую епархию в митрополию после 1341 или в нач. 1347 г. Однако в 1347 г. правительство победившего Иоанна Кантакузина ликвидировало Галицкую митрополию, причем в ее создании обвинили опального И. К. Хрисовулы об упразднении были отправлены вел. кн. Симеону Гордому, митр. Феогносту и литов. кн. Димитрию (Любарту). Личное вмешательство императора в церковные дела заставляет думать, что ликвидация митрополии была связана с деньгами Московского вел. кн. Симеона Гордого, которые Кантакузин вместо восстановления купола собора Св. Софии отдал тур. наемникам, приведшим его к власти.

http://pravenc.ru/text/469604.html

Вместе с тем, столь масштабные и исторически выверенные деяния И.Калиты и митрополита Петра, как ни странно, так и не нашли должного и адекватного отображения в историко-монументальном наследии Москвы: им не поставлен ни один памятник. Мы предлагаем это сделать, и общий облик скульптурной композиции должен, по нашему мнению, выглядеть следующим образом. По периметру постамента, где стоят скульптурные изображения Калиты и Петра, начертаны пророческие слова сына Ивана Калиты - Симеона Гордого: «А пишу вам я Слово того для, чтобы не перестала память родителей наших, и наша и свеча бы не погасла». Слова «Чтобы свеча не погасла» взяты за название всего памятника. Митрополит Петр, стоя с крестом, благословляет Калиту, на поясе у которого висит «денежная сумка» («калита»). В левой руке Калита держит горящую «неугасаемую лампаду», которую Калита, пригнувшись, прикрывает правой рукой. Левая рука с лампадой обращена к современникам, и Калита, как бы обращаясь от имени всех созидателей Москвы к потомкам, спрашивает: «Мы свечу зажгли, сохранили, - а готовы ли вы продолжить наше общее дело?» Горящая «неугасаемая лампада» встроена таким образом, что каждый, кто подходит к памятнику, может протянуть руку к «Свече» и почувствовать «тепло», идущее от первосозидателей Москвы и государства Российского, осознать историческую связь поколений и свою ответственность за будущее страны. «Неугасаемая лампада», «Свеча», тем самым, становится в центр взаимодействия: Духовности (митрополит Петр), Государства (Великий князь И.Калита) и Народа (приходящий к памятнику народ). По существу рождая новую взаимосвязь – «Духовность, Государство, Народ». Необходимость в установлении данного памятника исключительно велика. И не только потому, что этим двум великим деятелям необоснованно не установлены памятники в городе, который они по существу создали и возвеличили. Сегодня необходимо не просто отдать дань памяти созидателям Москвы всех времен, но представить наглядный и повседневный пример нашим современникам: кто, как и с какими результатами созидали Москву, единую землю Московскую, нашу Родину. Ибо «без столицы нет государства, без Москвы нет России».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/09/pe...

литургию и по причащении св. Таин расходились в келии 12 . Поднялось гонение на православных со стороны гордого первосвященника римского и иноки разбежались, кто куда мог; Антоний, переходя с места на место, нашел на берегу моря камень и стал жить на нем. Так прожил он год, в посте и молитвах. Но поднялась грозная буря на море, волны как горы катились по морю и достигли до камня, на котором жил отшельник; они сорвали камень с места и понесли по морю: под Божиим покровом раб Божий спасся от всех опасностей. Он прибыл в Новгород: но здесь и люди, и язык их неизвестны были отшельнику. В городе встретился он с человеком, которого по одежде признал за купца грека и от него узнал, что город – Новгород Великий, жители – православные христиане и епископ их – блажен. Никита. Антоний благодарил Господа за дивные судьбы Его. Познакомясь несколько с русским языком, явился он к епископу принять благословение; епископ спрашивал его: кто он и откуда? Антоний отвечал одно: я грешник, и только наедине, под условием глубокого молчания, рассказал ему все, что с ним было. По благословению архипастыря, Антоний поставил небольшой храм в честь рождества Богоматери, так как в этот праздник ступил он на берег. Это – в 3 верстах от города, по течению Волхова. – На другой год рыболовы, ловившие рыбу, по желанию Антония, закинув невод, вытащили вместе с множеством рыбы бочку, которую давно вверил Антоний хранению Божию; в бочке хранились дорогие вещи. Преподобный купил землю у детей посадника для обители. Вот грамота его, которая в других актах называется купчею и обводною (межевою): «вот труд, Госпожа моя пресв. Богородица, над которым трудился я на этом месте. Купил я землю в дом Пречистой у Симеона и Прокофия, сыновей посадника Иоанна; а дал 100 рублей». Затем следует обвод земли или показание границ 13 . – По новгородским летописям, в 1106 г. «приплы в великий Новгород из Рима препод. отец наш Антоний»; в 1117 г. основан был каменный храм в монастыре его в честь рождества Богоматери; в 1119 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

М. Е. бесценно как памятник переводной житийной лит-ры и источник для изучения древнерус. календаря, системы хронологии и церковного года. Рукопись содержит древнейший полный месяцеслов, к-рый включает памяти святых на каждый день каждого месяца общим числом 418 - единственный пример из рукописей той эпохи ( Лосева. 2001. С. 31). Как и любой др. средневек. текст, месяцеслов М. Е. неповторим: в нем случайно опущена единственная дата - 23 окт. (Там же. С. 34). Уханова считает, что месяцеслов был разработан специально для М. Е. ( Уханова. 2006. С. 22). По наблюдениям О. В. Лосевой, этот месяцеслов включает сведения, указывающие на следование разным традициям, не только К-польской Церкви. Праздник 27 марта, Положения главы св. Иоанна Предтечи, неизвестный ни Уставу Великой церкви, ни Студийскому, ни Савваитскому уставам, восходит к обычным для Сирийской Церкви яковитским календарям ( Лосева. 2001. С. 52). Воспоминание о воскрешении прав. Лазаря под 17 марта, а не в Лазареву субботу, за 8 дней до Пасхи, восходит лишь к неск. древним календарям, очевидно хранящим сведения о знаменитом объекте паломничества, известном с IV в.,- ц. во имя св. Лазаря на юж. склоне Елеонской горы в Вифании. На Руси кроме М. Е. этот праздник отмечен в календарях 3 Евангелий, к-рые по составу близки к месяцеслову М. Е.: Галицком 1144 г. (месяцеслов-добавление - кон. XIII - XIV в. Л. 251 об.), РНБ. F.n.I.118 (XIII в. Л. 121), Евангелии вел. кн. Симеона Гордого (1343-1344. Л. 250). Лосева считает бесспорными следы влияния Святогробского Типикона на текст М. Е. ( Лосева. 2001. С. 72). Несмотря на связь с палестинскими календарями, месяцеслов М. Е.- наиболее ранний из сохранившихся, к-рые были созданы под преимущественным воздействием к-польского Студийского устава (Там же. С. 52-54). По классификации Лосевой, он принадлежит к той группе месяцесловов, которая включает хотя бы фрагментарно греч. праздники, установленные в период после Торжества Православия, во 2-й пол. IX - 1-й пол. X в. (Там же. С. 58). Исследовательница обращает внимание на то, что в М. Е. не были внесены новые праздники, принятые и учрежденные к моменту изготовления его оклада в самой столице Византии (Там же. С. 61), и объясняет это следованием образцу, к-рый был древнее XI в.

http://pravenc.ru/text/Мстиславова ...

Митрополит Алексий являлся продолжателем дела митрополита Петра. «Самый цельный образ епископа-правителя, епископа-политика на Руси мы находим в святом Алексии († 1378), втором русским по национальности митрополите на Москве. Как раз о его церковной деятельности, кроме основания им монастырей, мы менее всего и знаем. Древнейшее его житие (Питиримово) составлено лет через семьдесят по его кончине. Зато современные летописи полны его государственных деяний. Свои блестящие дарования митрополит посвятил работе над созданием Московского государства и сделал для него больше, чем кто-либо из князей, потомков Калиты. Хотя святитель Алексий в ранней юности стал монахом по призванию и прошел строгую аскетическую школу в Богоявленском монастыре, но недаром он был сыном служилого боярина и крестником Калиты. Из монастыря извлек его сначала митрополит Феогност, который сделал его своим наместником, то есть главою церковного суда. Здесь Алексий приобрел свой административный опыт, который предназначал его в правители государства. В то время, служа греку-митрополиту, Алексий прекрасно изучил греческий язык (один из немногих на Руси). Памятником его научных греческих штудий явился им самим исполненный перевод Евангелия, с поправками против древнего кирилло-мефодиевского текста, который был использован в XVII в. московскими справщиками для печатного, современного текста Нового Завета. Намеченный Феогностом в преемники, будущий митрополит должен был лично в Константинополе в течение двух лет отстаивать свое избрание против южнорусских кандидатов, и, конечно, это не осталось без влияния на его дипломатическую выучку. Вернувшись на Русь, он сразу был поставлен во главе не только Церкви, но и государства. Только что черная смерть (чума) унесла в могилу князя Симеона Ивановича Гордого. При слабом Иване Ивановиче и в малолетство Димитрия Донского Алексий был, в сущности, регентом-правителем. Умирая, князь Симеон завещал своим братьям «слушаться во всем отца их и владыку Алексия». Основы политики Алексия были традиционны: мир с Востоком, борьба с Западом, концентрация национальных сил вокруг Москвы». ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. С. 120–121) Текст жития дается по «Книге житий святых» святителя Димитрия Ростовского .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Подобно Князю, Владыка имел свой двор, своего наместника; у него были казначей, десятильник и крилосницы, ему служили бояре и отроки. Святительский дом и монастырь, вместе с Великокняжеским дворцом, положили в новой столице основание средоточию духовной и светской власти, обнимавшей и соединявшей все части Русской земли, они дали первенство юной Москве над старейшими городами, открыв путь к распространению дотоле ещё мало известного городка, где, вероятно, с незапамятных времён, было гнездо населения. Так Вера, зиждительница городов и государств на Руси, насадила здесь семена городовой и государственной жизни, впоследствии широко разросшейся на Залесской Москве, по которой Европа назвала потом и все Царство Московию. Первый же монастырь города Москвы был рассадником Иерархов и обителей, заимствовавших, подобно ему, устав свой из колыбели Русского Христианства – Киева. Как до XVI века в Российских монастырях нередко пребывали чернцы и вместе черницы: то, может статься, и Спасоборская обитель сначала была такою киновией; 10 ибо в ней погребались и Князья, и Княгини, принимавшие здесь предсмертное пострижение и схиму: сын Донского Иоанн, в иноческом чине Иоасаф, Великая Княгиня Елена, супруга Калиты, Александра Иоанновна, Анастасия Литовская и супруга Симеона Гордого Мария. 11 Здесь же находили себе пристанище Владыки, приезжавшие из подведомых Москве городов по делам церковным; и здесь скончал дни свои и похоронен Пермский Апостол Стефан, прибывший в Москву к Митрополиту Киприану. Венценосный ревнитель иноческого жития Калита, предпочтительно любя Спасов Дом, обогатил его вкладами и доходами, часто посещал его в молитвенные часы, сам кормил и одевал убогих и нищих, для которых сия обитель, как первая в Москве Княжеская нищепитательница, служила приютом, подобно Печерской и другим; потому что тогда не было других пристанищ старости и дряхлости, кроме монастырей, которые отверзали недра свои гонимым и несчастным. Вызванный таинственным видением Первосвятителя Петра, Иоанн, пред кончиною своей, облёкся в иноческий образ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Председатель Совета Московского регионального отделения Ассамблеи народов России, заместитель председателя Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, кандидат исторических наук Игорь Круговых начал своё выступление с воспоминания о том, как здесь ещё в позднесоветское время начинала восстанавливаться православная жизнь, в которой он принимал активное участие. Конечно, в научной и публицистической среде можно встретить диаметрально противоположные оценки Ивана Калиты. Но для нас, православных людей, его фигура очень значима. То время, в которое довелось жить митрополиту Петру и Ивану Калите, напоминает нынешнее время, «когда современная орда кругом стоит», отметил выступающий. Игорь Эрикович напомнил слова сына Ивана Калиты – великого князя Симеона Гордого, который призывал трудиться так, чтобы свеча не погасла. Обращаясь к личностям митрополита Петра и Ивана Калиты, мы должны также обращаться к той эпохе, возрождать память о той давней эпохе – традиционную музыку, традиционную еду – восстанавливать всю традиционную русскую культуру. Историк-источниковед, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело» Леонид Болотин рассказал о том, что он встречал в литературе упоминание о явлении юному отроку княжичу Ивану Калите Божией Матери именно на том месте, где позднее и возник Высоко-Петровский монастырь. К сожалению, он теперь не может по памяти восстановить источник этой информации, но то, что она подлинная, гарантирует. И хорошо бы сегодня найти источник информации, свидетельствующий о неслучайности места строительства Высоко-Петровского монастыря. Примечательно, что наместник Высоко-Петровского монастыря епископ Евфимий тут же дал задание своим сотрудникам изучить этот вопрос. Доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор СПБГУ, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик посвятил своё выступление теме почитания митрополита Петра в службах Русской Православной Церкви и Богослужебных текстах. Он отметил, что почитание митрополита Петра как святого возникло практически сразу же после кончины. А через несколько десятилетий его преемник на кафедре митрополит Киприан уже пишет житие и службу митрополиту Петру. Учёный рассказал собравшимся, как формировался богослужебный канон святителю Петру и как это всё связано с торжеством победы на Куликовом поле, как в сознании современников эти события перекликались.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/21/mi...

Преподобные Феодосий Великий и Михаил Клопский. Рисунок в Строгановском лицевом иконописном подлиннике. Кон. XVIII в. (?) Преподобные Феодосий Великий и Михаил Клопский. Рисунок в Строгановском лицевом иконописном подлиннике. Кон. XVIII в. (?) Э. П. Р. М.- один из самых загадочных средневековых рус. святых. Основная причина скудости биографических сведений о нем (в особенности ранних, до прихода в Вел. Новгород) состоит в том, что в Троицком Клопском мон-ре в течение десятилетий записывали пророчества блаженного, а рассказ о его появлении в обители был написан спустя более 50 лет после его прихода, когда мн. сведения о жизни святого уже стерлись из памяти людей. В раннем возрасте (до ухода в Вел. Новгород) М., очевидно, жил и воспитывался при Московском великокняжеском дворе (а в детстве и отрочестве, возможно, также при дворе вдовы св. блгв. вел. кн. Московского и Владимирского Димитрия Иоанновича Донского, вел. кнг. прп. Евдокии Димитриевны (в монашестве Евфросиния)). Единственным и весьма неопределенным источником сведений о его происхождении является свидетельство кн. Константина Димитриевича (в монашестве Кассиан; † 1434), младшего сына Димитрия Донского, узнавшего М. на монастырской трапезе по голосу: «А се Михайло, Максимов сын» (БЛДР. Т. 7. С. 220). Обратившись к игум. Феодосию, князь сказал: «Поберегите его - нам человек той своитин» (Там же). Первый раз князь приезжал в обитель с женой кнг. Анастасией на праздник Преображения не позднее 1419 г. (известно, что супруга умерла в окт. 1419). На протяжении более чем 150 лет изучения житийных текстов, посвященных М., выдвигалось (в особенности в последние десятилетия) несколько гипотез о происхождении святого. В. Л. Янин , основываясь на принципе хронологии, вполне справедливо отверг отождествление М., умершего, по его мнению, в 1456 г., с младшим сыном вел. кн. Владимирского и Московского Симеона Иоанновича Гордого Михаилом (род. в 1348) ( Янин. 1978. С. 53-54; он же. 2004. С. 287-289). Исследователь изучил запись рода М.

http://pravenc.ru/text/2563470.html

Прп. Епифаний Премудрый отметил, что Варфоломей в начале правления вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого призвал к себе в «пустынку» «некоего старца духовна, чином священничьскым украшена, прозвитерьскою благодатию почтена, саном игумена суща Митрофана». В то время Варфоломею уже было 23 года, т. е., если считать годом рождения прп. Сергия 1322-й, речь может идти о событиях 1345 г. По его просьбе «с смиренометанием» М. совершил постриг Варфоломея в Троицкой ц., при этом игумен нарек его в честь мч. Сергия, память которого праздновалась в тот день (т. е. 7 окт.). После пострижения прп. Сергия М. «купно тогда сверши и божественную литургию». При этом в Троицкой ц., как стало позднее известно прп. Епифанию от «неложных» свидетелей, случилось чудо: «...яко егда Сергий причащься святых таин, тогда абие внезаапу исплънися вся церкви она благоуханиа: не токмо в церкви, но и окрест церкви обоняша воню благовонну», «и вси видевшее и очютивше и прославиша Бога, иже сице прославляющаго Своа угодникы». Прп. Сергий стал первым монахом, к-рый был «в той церкви и в той пустыни пострижен». Согласно Житию, после пострижения прп. Сергий 7 дней в посте и молитве провел в Троицкой ц., «ничто же въкушаа разве точию просфиру», к-рую получал из рук М. ( Клосс. 1998. Т. 1. С. 309-311). Затем прп. Сергий вышел из Троицкой ц., а М. остался на нек-рое время жить «в той пустынке». Здесь игумен «научяа и вразумляа новопостриженаго своего иноческому житию и тръпению». Прожив с прп. Сергием «время доволно», М. собрался вернуться домой, но инок умолил его остаться в мон-ре еще на какое-то время (ПСРЛ. Т. 11. С. 132). Провожая М., прп. Сергий обещал ему оставаться «в пустыни». Он просил игумена: «...благослови мя убо смиреннаго и помолися о моем уединении, купно же и поучи мене, како жити ми единому в пустыни, како молитися Богу, како без вреда пребыти, како противитися врагу и гръдым его мыслем», т. к. «есмь новоукый, и новопосьтриженый и новоначалный инок», к-рый должен «съвъспрашатися» с М. В ответ игумен ободрил прп. Сергия, сказав, что тот полностью готов к монашеской жизни.

http://pravenc.ru/text/2563406.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010