Москва. Домовая церковь Илии Пророка на Воронцовом поле. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, в настоящее время действует домовый храм, который был устроен и освящен в одном из церковных домов рядом с основным зданием храма. Место, где расположен храм, издревле именовалось село Воронцово, а позже Воронцово Поле, по древнейшему старомосковскому боярскому роду Воронцовых-Вельяминовых, который ведет свою родословную от выходцев из варягов ярла Шимона, перебравшегося из Скандинавии в 40-х годах XI в. в Киевские земли. Сын Шимона Георгий в конце XI - нач. XII вв. занимал пост тысяцкого в Суздале. Он же принимал участие в строительстве крепостей в Суздальской земле, а также и в закладке Московского Кремля в 1156 г. У потомка Георгия Феодора был сын Протасий, который переехал из Владимира в Москву вместе с сыном Св. блг. князя Александра Невского - прп. Даниилом, где он стал тысяцким. Доверие к Протасию со стороны князя Иоанна Калиты и его сына князя Симеона Гордого было столь велико, что во время отлучек они оставляли Москву и все княжество на его попечение. Пост московского тысяцкого передавался по наследству. После Протасия его занимали его сын - Василий Протасиевич и внук Василий Васильевич. Сын последнего Иван Васильевич попал в опалу к князю Димитрию Донскому и в 1379 г. был казнен на Кучковом поле. У Василия Васильевича было еще три брата: Федор Воронец, окольничий Тимофей (его сын умер бездетным) и Юрий Грунка. Феодор Воронец стал родоначальником Воронцовых, а Юрий - Вельяминовых, Аксаковых, Шадриных. По мнению известного отечественного историка и генеалога С.Б. Веселовского именно Феодору Воронцу принадлежало село Воронцово во второй половине XIV в. Духовным отцом Феодора Воронца был родной брат преп. Сергия игумен Московского Богоявленского монастыря преп. Стефан. Храм Святого Илии Пророка, по преданию, был построен в память успешной битвы с татарами, которые грозили юной Москве разорением, и что эта битва произошла 20 июля (2 августа н. ст.), в день памяти Св. Пророка Илии, близ Воронцова, где сходились дороги на Москву из Коломны и Владимира. Года этой битвы история не сохранила, но из летописного сказания известно, что в 1476 г. храм Св. Илии Пророка уже стоял в Воронцове, а местность называлась Ильинской слободой. Храм был деревянный и стоял на высоком склоне на берегу реки Яузы в сосновом бору, поэтому и стал именоваться «под сосенками». Возле храма со временем стал образовываться погост села Воронцова.

http://sobory.ru/article/?object=50384

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН II ИОАННОВИЧ Вел. кн. Иоанн Иоаннович. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 2-я пол. XVII в. Вел. кн. Иоанн Иоаннович. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 2-я пол. XVII в. Красный (30.03.1326, Москва - 13.11. 1359, там же), вел. кн. Владимирский (1354-1359), кн. московский (1353-1359). Из династии Рюриковичей , 3-й сын вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты и его 1-й супруги вел. кнг. Елены, младший брат вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого. Род. в день памяти прп. Иоанна Лествичника . В 1339 г. вместе с отцом и со старшим братом кн. Симеоном И. И. ездил в Орду, осенью был вновь отправлен Иоанном Калитой к хану вместе с Симеоном и младшим братом Андреем. После смерти отца (31 марта 1340) И. И. стал 2-м по старшинству князем московского дома, т. к. 2-й сын Иоанна Калиты Даниил умер в младенчестве. По завещанию отца (1339) И. И. получил треть Москвы, Звенигород с 12 волостями к западу от Москвы и 10 сел. В правление вел. кн. Симеона Гордого (1340-1353) И. И. активно участвовал в политической жизни Руси. Весной 1340 г., после смерти отца, вместе с братьями и со многими рус. князьями он побывал в Орде, где его старший брат получил ярлык на Владимирское великое княжество . Зимой 1340/41 г. И. И. участвовал в совместном походе князей Сев.-Вост. Руси на Торжок, имевшем целью принудить новгородцев выплатить ордынскую дань («черный бор») и освободить захваченных ранее новгородцами великокняжеских наместников и сборщиков налогов. В 1344 и 1350 гг. вместе с вел. кн. Симеоном Гордым И. И. вновь побывал в Орде. В 1348 г. возник конфликт между Симеоном Гордым и его младшими братьями, противившимися намерениям вел. князя поставить Московское княжество под свой единоличный контроль. Одним из последствий конфликта стала опала с конфискацией владений влиятельного московского боярина Алексея Петровича Хвоста (Босоволкова), состоявшего в доверительных отношениях с И. И. В итоге князья пришли к соглашению. Старший брат пошел на уступки И. И., который получил ряд земельных владений, ранее принадлежавших Босоволкову. В ответ И. И. и кн. Андрей обещали поддерживать вел. князя и не принимать на службу опального боярина и членов его семьи.

http://pravenc.ru/text/469778.html

Вишняково. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Краснокирпичная с белокаменным декором Рождественская церковь выстроена на средства владельца села З.П. Евлашева предположительно по проекту архитектора А.П. Евлашева в стиле позднего барокко в 1775 г. Трёхъярусная колокольня более поздняя. По некоторым сведениям, храм передан верующим, но его восстановление ещё не начато. Свое название это древнее село получило от речки Вышневки, притока р.Жданки. В документах оно впервые упоминается в 1348 г. в договоре между сыновьями Ивана Калиты, по которому она стала собственностью московского великого князя Симеона Гордого. Потом принадлежало родоначальнику будущей царствующей династии Романовых Андрею Ивановичу Кобыле, боярину при Симеоне Гордом. В XV в. село поступило в качестве вклада в московский Симонов монастырь от внука Кобылы – Андрея Гавриловича Гавшина. В 1585 г. эти земли обитель обменяла всесильному боярину и конюшему Борису Федоровичу Годунову. Наличие в селе церкви — во имя Рождества Пречистыя Богородицы — отмечено в 1627 году. В начале XVII в. здесь поместье боярина, князя Григория Петровича Ромодановского. После князя селом владел его сын Василий Григорьевич, который в 1644г. построил деревянную церковь Рождества Христова с приделом святителя Николая Мирликийского. В 1764 г. село покупает жена Захара Петровича Евлашева Ирина Гавриловна. При новых владельцах в 1775 г. в селе была выстроена существующая и поныне каменная церковь Рождества Христова с приделом Казанской иконы Божией Матери. Архитектор храма неизвестен, предположение о том, что автор проекта был А.П. Евлашев, маловероятно, потому что ко времени строительства он ослеп. Храм кирпичный с белокаменными деталями. Внутренняя лепная отделка и трехрядный иконостас (не сохранившиеся) были выполнены в стиле барокко. Трехъярусная колокольня была пристроена позднее. В 1852 г. село принадлежало майорше Авдотье Матвеевне Евлашевой. В советское время церковь была закрыта, лишилась внутреннего убранства, главок, куполов храма и колокольни, кровли и окон. Здание требует больших восстановительных работ.

http://sobory.ru/article/?object=01151

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОСКОВСКИЙ СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ Симонов мон-рь. Гравюра Г. А. Афанасьева. Нач. XIX в. Симонов мон-рь. Гравюра Г. А. Афанасьева. Нач. XIX в. Находился в г. Москве (совр. ул. Восточная, 4). Сведения об основании М. С. м. содержатся в различных редакциях Жития прп. Сергия Радонежского (XV в.). Мон-рь был основан его племянником - игум. св. Феодором (впосл. архиепископом Ростовским) при поддержке митр. Московского свт. Алексия (Первая Пахомиевская редакция. 1998. С. 367; Древние жития. 1892. Отд. 1. С. 125-126). В т. н. 2-й Пахомиевской редакции Жития специально подчеркивается роль вел. кн. Димитрия Иоанновича в устроении мон-ря (Древние жития. 1892. Отд. 1. С. 126). Дата устроения М. С. м. в источнике не отмечена; на основании упоминания некоторых фактов историки относят ее к 3-й четв., скорее всего ко 2-й пол. 70-х гг. XIV в. ( Клосс. 1998. Т. 1. С. 45, 57; Кучкин. 1995. С. 119-121). М. С. м. получил название по местности («зовомое от древних Симоново»). Происхождение топонима неизвестно. Иногда его связывают с именем владельца из семейства Головиных ( Пассек. 1843. С. 37). В. А. Кучкин полагает, что название местности происходит от имени Симеона Гордого и что обитель возникла на великокняжеской территории ( Кучкин. 1995. С. 120-121). Основание Симонова мон-ря игум. Феодором. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–2. Л. 387 об.) Основание Симонова мон-ря игум. Феодором. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–2. Л. 387 об.) Распространенная в историографии версия о переносе мон-ря ок. 1379 г. из Ст. Симонова с новым посвящением соборного храма ( Пассек. 1843. С. 30-31, 37-38; Ивина. 1979. С. 36) прослеживается в редакциях сер. XV в. ( Клосс. 1998. Т. 1. С. 168, 207), но не подтверждается 2 первичными редакциями Жития прп. Сергия, сохранившими рассказ о мон-ре (1-й и 2-й Пахомиевскими, по определению Б. М. Клосса). Согласно 1-й Пахомиевской редакции, 1-й монастырский храм был освящен в честь Рождества Пресв. Богородицы, согласно 2-й Пахомиевской редакции - Успения Пресв. Богородицы. Но ни в одной редакции не говорится о переносе обители. Более предпочтительной представляется последняя версия, к-рая в отличие от первой частично подтверждена летописными записями. И во 2-й Пахомиевской редакции, и в летописи имеются указания на строительство каменного Успенского храма, а также сведения о пребывании игум. Феодора в К-поле (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 148-150; Т. 18. С. 151; Древние жития. 1892. Отд. 1. С. 124-128), при этом использование агиографом летописного материала неочевидно.

http://pravenc.ru/text/2564232.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ГОРИЦКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ГОРИЦКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Архиерейское подворье (Переславской епархии Ярославской митрополии), находится в г. Переславле-Залесском Ярославской обл. XIII - нач. XXI в. Основан не позднее кон. XIII в. Установить более точное время основания обители, выяснить обстоятельства ее создания не представляется возможным. Однако при 1-м упоминании в источниках П.-З. Г. м. уже имел статус архимандритии. Получить его обитель могла либо во 2-й пол. XIII в., т. е. в период существования Переяславского княжения, либо в нач.- 1-й пол. XIV в., когда его некоторые бывшие земли, включая мон-ри и села, вошли в состав Митрополичьей области . Первыми известными по источникам настоятелями мон-ря были архимандриты Филимон и Пимен , буд. митр. Киевский и всея Руси. О значимости переславских архимандритов в политической жизни Сев.-Вост. Руси свидетельствуют следующие факты. В 1348 г. архим. Филимон был одним из посредников и свидетелей при заключении важного «докончания» Владимирского, Московского и Новгородского вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого с родными братьями удельными князьями Иоанном II Иоанновичем Красным и Андреем Иоанновичем после произошедшего между ними конфликта (ДДГ. 2. С. 13). В 1353 г. в Москве настоятель П.-З. Г. м. «сидел» у духовной грамоты умиравшего правителя Москвы (Там же. 3. С. 14), а ок. 1360 г. стал епископом Коломенским ( Строев. Стб. 696, 1029). Горицкий Успенский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев Горицкий Успенский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев В 1353-1354 гг. и позднее П.-З. Г. м., вероятно, посещал митрополичий местоблюститель Афанасий . В 1354 г. в Преображенском соборе Переяславля (ныне Переславль-Залесский) он поставил во игумена Троицкого на Маковце монастыря прп. Сергия Радонежского. Его пребывание в городе должно было сопровождаться посещением местных обителей, главную роль среди к-рых играл П.-З. Г. м.

http://pravenc.ru/text/2580002.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых). Житие А. П. (РГБ. Троиц. 696. Л. 221-255, XVII в.) представляет собой выписку из жития прп. Даниила Переяславского с небольшим вступлением. Житие прп. Даниила было составлено, по мнению одних исследователей, в 1562-1563 гг. (Н. Н. Покровский), по мнению др.- в 1556-1563 гг. (С. И. Смирнов, О. А. Белоброва) духовником царя Иоанна IV Васильевича Грозного буд. митр. Московским Афанасием , к-рый родился в Переяславле (совр. Переславль-Залесский), в 1530-1549 гг. был настоятелем соборной церкви города, свидетелем жизни прп. Даниила и его учеником (житие сохранилось в списках: ГИМ. Син. 926, XVI в.; РГБ. Унд. 301, 1663 г.). Св. блгв. кн Андрей Смоленский Св. блгв. кн Андрей Смоленский Автор жития не смог ничего сообщить о начальной поре жизни А. П., т. к. святой скрывал свое происхождение. Ок. 1360 г. А. П. как бедный странник пришел в Переяславль и поселился при ц. в честь свт. Николая у городских ворот, через нек-рое время стал пономарем и в течение 30 лет нес это послушание. Когда А. П. преставился, на теле его нашли золотую цепь и перстень - знаки княжеского достоинства, железные вериги - знак тайного подвижничества, а также небольшую записку, на к-рой его рукой было написано: «Аз есмь Андрей, един от смоленских князей. Зависти ради и крамолы от братий моих оставих княжение мое, и дом, и прочее». Князя-пономаря похоронили при Никольской ц., обернув его тело берестой. Впосл. золотая цепь и перстень были взяты вел. кн. Иоанном III Васильевичем , давшим за них в ц. свт. Николая ругу. Вероятно, именно тогда была составлена служба А. П., написана икона, т. е. совершено местное прославление; в церкви хранились вериги святого. Исходя из текста записки, архиеп. Филарет (Гумилевский) предполагал, что А. был сыном смоленского кн. Федора Слепого Фоминского, современника вел. кн. Симеона Гордого († 1353). Смоленское княжество было тогда раздроблено на мелкие части, раздел любого наследства между смоленскими князьями (их было в одно время 17) сопровождался завистью и ссорами. Предполагаемый отец А. П.- Федор ушел в Тверь, а сам А. избрал путь уничижения, нищеты, тайного подвижничества и молитвы.

http://pravenc.ru/text/115302.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОЛОМЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ Русской Церкви, существовала с сер. XIV в. до 16 окт. 1799 г. Сер. XIV в.- 1657 г. Вид Коломны. Воспроизведение гравюры по рис. Н. Витсена из изд.: Олеарий А. Путешествие в Москвию... 1719 г. 2-я пол. ХХ в. (ГИМ) Вид Коломны. Воспроизведение гравюры по рис. Н. Витсена из изд.: Олеарий А. Путешествие в Москвию... 1719 г. 2-я пол. ХХ в. (ГИМ) Коломенская кафедра - 17-я кафедра в Русской Церкви - была учреждена ок. сер. XIV в., не позднее 13 марта 1353 г.: в этот день первый Коломенский еп. Афанасий присутствовал в Москве на погребении митр. Киевского и всея Руси Феогноста . Еп. Афанасий упомянут среди свидетелей при составлении духовной грамоты вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого 24-25 апр. 1353 г. (ДДГ. 3. С. 14). По всей видимости, митр. Феогност благословил учреждение Коломенской епархии, но инициатива ее создания исходила от московского князя. Коломна являлась одним из основных городов, принадлежавших московскому княжескому дому (была владением старшего князя из рода Калитовичей), представители к-рого в кон. XIV в. закрепили за собой титул вел. князей Владимирских. Как показал А. Б. Мазуров, К. е. не могла быть учреждена ранее 1348/49 г.: в записях о поставлениях рус. епископов 1328-1347/48 гг. (ПДРКП. Доп. 7. Стб. 431-446) Коломенские епископы не упоминаются ни среди участников хиротонии, ни среди поставляемых. По гипотезе исследователя, хиротония первого Коломенского архиерея произошла в Москве между 6 дек. 1352 и мартом 1353 г. ( Мазуров. 2001. С. 176-179, 185). В таком случае инициатором учреждения К. е. был вел. кн. Симеон Гордый († 27 апр. 1353). Успенский собор в Коломне. Фотография. Нач. XXI в. (РГБ) Успенский собор в Коломне. Фотография. Нач. XXI в. (РГБ) Основная территория К. е. была выделена из Рязанской епископии (см. Рязанская и Михайловская епархия ). Неизвестно о к.-л. конфликте в связи с изъятием у Рязанской епархии земель на левобережье Оки, по всей видимости, потому, что Рязанская кафедра в тот период была вакантна (между 1343 и 1356 Рязанские епископы не упом.). После учреждения К. е. церковные доходы с части территории Московского княжества оставались в нем же, а не уходили в Рязань. В К. е. вошли «коломенские волости» - владения московских князей на левом берегу Оки в окрестностях Коломны, между реками Цной и Лопасней. По предположению А. А. Зимина, поддержанному Мазуровым, к К. е. первоначально принадлежал и 2-й крупный город Московского княжества того времени - Можайск ( Зимин А. А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. М., 1991. С. 84, 238; Мазуров. 2001. С. 181-182), ранее входивший в Смоленскую епархию. К. е. была одной из самых маленьких по территории епархий в Киевской митрополии, меньше любой из епархий Сев.-Вост. Руси.

http://pravenc.ru/text/1841782.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Спас Нерукотворный с предстоящими. Воздух. 1389 г. (ГИМ) Воздýх [греч. ρ; νεφλη - облако, ναφορ - возношение, καταπτασμα - завеса], в правосл. литургической традиции один из тканых покровов для священных сосудов, используемый за Божественной литургией. В совр. практике В. обычно представляет собой вышитый покров, приблизительно 60×80 см; как правило, с изображением креста посередине. Воздух Воздух В визант. эпоху В., однако, мог достигать 2 м в длину; в рус. практике «большие воздухи» сохранялись вплоть до XVI-XVII вв. название «воздух» содержится во вкладных надписях, вышитых на древнерус. больших покровах: «Спас Нерукотворный с предстоящими» (1389, ГИМ. 123×220 см - Маясова. Табл. 5), вышитый «повелением великия княгини М[а]рьи Семеновыя» (вел. кнг. Марии Александровны, вдовы вел. кн. Симеона Гордого); «Причащение апостолов» с житиями Иоакима, Анны и Богоматери на кайме, вложенное «Константиновою Огрофеной» в суздальский собор Рождества Богоматери (1410-1413, ГИМ. 114×210 см - Там же. Табл. 10-11); «Причащение апостолов» с житиями Иоакима, Анны и Богоматери, вложенное в ц. Успения Пресв. Богородицы г. Переяславля Рязанского вел. кнг. Анной Васильевной, матерью кн. Иоанна Васильевича Рязанского (1485, РИАМЗ. 108××181 см - Там же. Табл. 24-25). Однако к XVII в. «большие воздухи» выходят из повседневной практики не только в греч. Церкви, но и в РПЦ; рус. источники XVI-XVII вв. часто упоминают о «малых» или «служебных» В. Тем не менее «большой воздух» сохранился в богослужении правосл. Церкви как плащаница с изображением композиции «Положение во гроб». Архиерейская литургия. Веяние воздухом Архиерейская литургия. Веяние воздухом Перед Божественной литургией, в конце протесиса (проскомидии), священник после каждения В. возлагает его на уже накрытые покровцами дискос и потир со словами: «          » (заключение молитвы литии). Во время великого входа литургии, при принесении дискоса и потира на св. престол, В. возлагается на плечо диакону (при его отсутствии - священнику); в чине рукоположения во иерея ставленник покрывает В. голову и лицо - этот момент связан с древней практикой, когда В. имел значительные размеры и перенесение его на голове было обычным делом. При поставлении дискоса и потира на св. престол малые покровцы снимаются и сосуды покрываются одним В. Наконец, во время чтения Символа веры священник поднимает В. над сосудами и неск. раз возвышает и опускает его; при архиерейском богослужении сослужащие архиерею епископы и священники веют В. над головой архиерея. Эта особенность связана с тем, что в древности В. был больше размером, чем в наст. время, и предстоятелю приходилось наклониться, чтобы сослужащие могли убрать В. По окончании символического веяния над Дарами В. складывают и отлагают на свое место.

http://pravenc.ru/text/155094.html

В РГБ пройдет выставка, посвященная Дню православной книги Москва, 3 марта 2010 г. 18 марта 2010 года в Доме Пашкова Российской государственной библиотеки пройдет однодневная выставка, приуроченная ко Дню православной книги, который впервые отмечается в нашей стране. Вниманию гостей будут представлены уникальные и редкие рукописные книги, среди них: Архангельское Евангелие. 1092 г. Четвертая по древности из сохранившихся славянская рукопись. Евангелие (Евангельские и Апостольские чтения) Симеона Гордого. Уникальный памятник русской книжной культуры первой половины XIV века. Это древнейшая русская книга, в которой содержатся систематически расположенные чтения из Евангелия и Апостола. Житие Сергия Радонежского. XVI в. Евангелие, принадлежавшее Ф. М. Достоевскому. Евангелие было подарено Ф.М. Достоевскому в Тобольске по дороге в Омский острог. О нем писатель упоминает в «Записках из мертвого дома». Среди печатных книг них особого внимания заслуживают два издания первопечатника Ивана Федорова: первая – точно датированная русская печатная книга – Апостол и первое полное издание Библии на церковно- славянском языке, напечатанное в Остроге в 1481 г. Так же будут представлены Православные книги 18-19 века из основного книгохранения РГБ, раскрывающие идею духовного просвещения общества, богословского образования и развития богословской мысли в русской церковной литературе XVIII-XX вв. Особое направление экспозиции – печатные издания житий, патериков, синодиков и хождений по святым местам. В ней показаны «Древности Российского государства» с иллюстрациями академика живописи Ф. Солнцева; «Синодик или помянник», изданный в 1700 г. в связи со смертью последнего патриарха Адриана; Сборник житий «Под благодарным небом» с рисунком св. вел. кн. Елизаветы Федоровны, изданный ею в 1914 г. в «пользу детей воинов, вставших на защиту Отечества». Представленные на выставке экспонаты уникальны и редко выставляются для широкого показа. Среди почетных гостей выставки ожидаются Председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Счётной палаты Российской Федерации, Степашин Сергей Вадимович. Выставка рассчитана на духовенство, ректоров и преподавателей духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, на представителей церковного научного мира, историков, специалистов библиотек. Открытие выставки состоится 18 марта в 14.00. Проход на выставку по приглашениям. Аккредитация по телефонам: (495) 622 84 01, (495) 697 77 56. 3 марта 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/34342.html

Е.Н. Погожев Святой Феогност митрополит Св. Феогност митроп. Преемник святителя Петра, митрополит Феогност, родом грек, прибыл из Царьграда в Россию в 1328 году. Его святительство совпало с последними двенадцатью годами княжения великого князя Иоанна Калиты и с двенадцатилетним княжением сына его Симеона Гордого. Вместе с князем Симеоном митрополит Феогност должен был съездить в орду на поклон к новому хану Джанибеку. С честью отпустив великого князя, хан удержал митрополита. Его советники требовали, чтобы митрополит платил дань за себя и за духовенство, Феогност ссылался на ханские ярлыки, освобождающие церковь от податей. Но магометане хотели довести первосвятителя до того, чтобы он сам отказался от прежних прав. Они мучили его и подвергали всяким истязаниям. Но святитель терпел и не хотел предать дело церкви. Наконец, откупившись богатыми дарами, он возвратился в отечество с прежними правами. Современники смотрели на это событие в жизни митрополита, как на мученичество за церковь . Святитель Феогност неутомимо трудился, обозревая северную и южную области своей обширной паствы. Ослабленный старостью и трудами, он имел нужду в помощнике, который заменял бы его при отъездах из Москвы. Волею Божией он избрал в этот сан своего будущего преемника, великого поборника родины и веры, Алексея. Двенадцать лет Алексий помогал митрополиту с званием наместника митрополичьего. В конце 1362 года первосвятитель, окончательно ослабевший, рукоположил наместника своего в сан епископа Владимирского и на совете с великим князем Симеоном назначил Алексия своим преемником. Об этом избрании послали грамоту в Царьград, от которого тогда зависала русская церковь . В то время во многих областях русской земли свирепствовала страшная моровая язва, известная под именем «черной смерти». От нее в Москве в короткое время скончались блаженный митрополит Феогност и великий князь Симеон с двумя сыновьями. † 1353 г. Мощи почивают в Успенском соборе. Память празднуется 14 марта.       Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010