Новости 19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) " Птицы небесные " . Монах Симеон Афонский: потрясающие вещи! " Птицы небесные " . Монах Симеон Афонский: потрясающие вещи!   Продолжая делиться впечатлениями о трехтомнике монаха Симеона, я хочу отметить, как тяжело оторваться от этих книг. Дело все в том, что наша душа христианка, что бы мы все об этом ни думали, а думаем мы разное: грязное и самодовольное, гордое и спесивое, уничижительное или никакое, псевдоправдивое в результате, так вот душа тянется к высокодуховному, купается в понятиях и пьет слово жадно, как путник в безводной пустыне воду. Так оно и есть. Мы в бездуховном коконе своих материальных тисков задыхаемся без слова Божьего, а даже если и пытаемся предпринять что то, то наши жалкие попытки заканчиваются пшиком. Мы столь сложно устроены, что любое отклонение в мыслях, даже тень от тщеславного вот это я дала, ай да я, сама то огого приводит к полному провалу, несмотря на все до того приложенные усилия. Как бы шаг вперед, десять назад. Можно лоб пробить в молитвах, исполнять все требования, постничать, читать нужное, но ничто из этого не приведет к Богу.   Это ужасно, потому что ты вроде бы все, что мог сделал, исчерпался весь, особенно если учесть, что ты мелок и черпать особо не в чем, а нет, ничего не выходит, пустота и эхо. Что же нужно? Представим простое. Вот к вам обращается кто то, что то бубонит речитативом, кланяется, а сам в это время то смотрит куда то, то чешет что то, то вообще невнятное что то, не пойми что хочет, вы так на него посмотрите и отрицательно головой помашете, что за бред? Улавливаете? Получается, что если нет живой связи с создателем, когда ты к Нему устремлен, как ракета на цель, и Он тебе отвечает, а ты это чувствуешь в душе, а именно мир и покой, радость, как минимум, то то нет смысла в твоих усилиях.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=18&iid=2...

Вы знаете, милые мои читатели, что есть болезни очень заразные, то есть такие, которые передаются от одного человека к другому при одном прикосновении к зараженному. Такое ужасное бедствие случается в мире не часто и не в каждой стране. Горестным бывает положение страны, в которой случается это бедствие! Окруженные смертью, люди забывают тогда не только о своем общественном долге, но даже и о связях родства и дружбы. Думая только о собственной безопасности, с отвращением и страхом смотрят на умирающих, еще так недавно любимых ими. Вы все это знаете, потому что, наверное, помните рассказ, с описанием черной оспы, свирепствовавшей в Москве в 1352 году при великом князе Симеоне Гордом. В 1771 году Москва снова испытала такое несчастье: Турция, в то время воевавшая с Русскими, как будто в отместку за частые поражения, занесла им ужасную заразную болезнь, моровую язву, или чуму , быстро распространившуюся в России от ее южных областей до древней столицы. Несчастья, сопровождавшие эту болезнь, были бесчисленны: сначала люди гибли, потому что не понимали ее опасности и не предпринимали мер предосторожности, необходимых в таком случае; потом, когда правительство уже объявило об опасности, исходившей от заразной болезни, когда были приняты все меры, необходимые для ее прекращения, нашлись безрассудные люди, недовольные строгостью этих мер или, может быть, надеявшиеся среди общего беспорядка увеличить свое собственное состояние, — нашлись люди, которые распускали в народе слухи, что появившаяся болезнь не чума, а всего лишь горячка с пятнами и что доктора напрасно держат больных в карантинах . Как только эта глупая сказка распространилась по городу, весь заведенный порядок нарушился. Больные перестали слушаться врачей; их родственники перестали думать об осторожности и уже не отправляли заразившихся в открытые для этого больницы, а прятали их в своих домах и сами ходили за ними. Разумеется, от этого ужасная болезнь усиливалась, и безрассудный народ, не понимая, что сам был виной того, приходил в отчаяние. От своего горя он искал спасения в молитвах. Мои читатели уже слышали о чудотворном образе Богородицы Боголюбской, так сильно уважаемом Русскими. Этот образ висел в то время у Варварских ворот. Набожные Москвитяне с полной верой в его чудотворность начали приходить к нему с молитвами о прекращении своих бедствий и потом, как обычно, прикладывались к священному изображению небесной Защитницы, не один раз спасавшей их. Толпы богомольцев с каждым днем увеличивались: среди них были и выздоравливающие, и только заболевающие. И зараза от этого сильнее распространялась.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Глава 1 (2) Слышите людие вси. Пророк обращает речь к коленам израильским. Земле, и вси, иже на ней, то есть земля израильская, которая дана сынам израилевым, и за нечестие их скоро будет отнята у них. (3) Понеже се Господь исходит от места Своего, то есть из Иерусалима, и наступит на высоты земныя, то есть, на высокомерие гордой Самарии. Вполне же исполнено сие Господом нашим, Который, не отступая от места Своего - (потому что наполняет небо и землю), - из страны небесной пришел в мир наш и соделался человеком, по действию Св. Духа восприяв плоть от святой Девы Марии, и в восприятом Им теле человеческими стопами попирал высоты земные, скача на горы и прескача на холмы (Песн.2:8). (4) И растают горы под Ним, то есть князи самарийские. А в другом смысле означаются сим диавол и силы его. Ибо, ощутив пришествие Сына Божия, диавол как бы растает, и прекратится его владычество, простиравшееся на все. И юдоли, то есть жители Самарии, распадутся. Или, под именем юдолей Пророк разумеет покрытые мраком умы языческих народов, в которых преимущественно действовал диавол. Сии юдоли раскрылись и обнажились, когда явился Христос, как пророчествовал о сем старец Симеон (Лк.2:35). Яко воск от лица огня, то есть жители Самарии от лица Ассириян растают, как тает воск от огненного пламени. И яко вода сходящая со устремлением, то есть по отлогому месту. Так жители Самарии с поспешностью пойдут в плен. (5) Кое нечестие дому Иаковлю? не Самария ли? То есть не царство ли самарийское, где умерщвляемы были истинные Пророки и находили себе трапезу пророки Вааловы? Ибо сыны самарийские побудили сынов Иаковлевых оставить веру отцов своих и служить тельцам - богам египетским. (6) И положу Самарию во овощно хранилище сельное; потому что не хотела она принять к себе Пророков, которые желали в умах жителей ее посеять слово Божие. И положу ее в сад винограда, то есть разрушу ее и соделаю, что на месте, ею занимаемом, насажден будет виноград; потому что не захотела Самария быть лозою в винограднике, бывшем в розе на месте тучне (Ис.5:1). И обращу в груду развалин камение ея, и основания ея открыю, то есть камни разрушенных зданий ее, или камни изваянные, то есть истуканы ее, и домы, построенные руками возлюбленных ее, сожжены будут руками врагов ее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Глава V. Молитва во еже сотворити оглашеннаго §1. Оглашение начинается молитвословием Молитва во еже сотворити оглашеннаго полагается здесь не одна (числом), но разумеются и все те молитвы, которые следуют после первой. Все это молитвословие есть начало св. крещения. Для совершения сего высокого и священнейшего таинства не определяется один какой-либо известный день и час после рождения младенца. Симеон Солунский (в гл. 61) говорит: «прежде всего заметь, что для него (крещения) нет определенного времени – дней или часов, чтобы младенец не умер непросвещенным. Если угрожает опасность смерти, то все совершается по уставу тотчас после рождения. А если позволяет время и нет опасности смерти, то тотчас после литургии, чтобы младенец мог причаститься и Таин. Иерей должен произносить молитвы со вниманием, без поспешности и, если нет нужды, читать их вслух. Ибо мы слышали от отцев, что те, которых часто устрашают привидения, терпят от того, что крестившие их иереи читали заклинания и другие священные молитвы не с должным вниманием». §2. На оглашенном разрешается пояс Разрешает священник пояс. Новорожденных младенцев неудобно одевать и раздевать, обувать и разувать, равно как и разрешать пояс, то есть распоясывать. Но весь этот обряд исполняется при крещении возрастных, когда они приходят к оглашению. §3. Просветитися значит креститься Хотящаго просветитися. С тех пор, как божественный Павел наименовал христиан, восприявших крещение, просвещенными ( Евр.6 ), во многих местах у древних отцев встречаются слова: свет и просвещение, употребляемые в смысле крещения; отсюда и выражение: просветиться, означает креститься. Св. Дионисий (стр. 39) говорит: «наименовав просвещением священное таинство возрождения (крещения), как преподающее первый свет, и как начало всех Божественных световозвождений, по причине истинно совершающегося в нем просвещения, воспевает»... и т. д. §4. Оглашенный совлачается и проч Совлачает и отрешает его. Оглашенные, после наставления в вере, поставляются к слушанию молитв оглашения и заклинаний совлеченные и неопоясанные, то есть обнаженным телом и босыми ногами, под одним только покровом. Причину этого объясняет Августин в изложении Символа для оглашенных (кн. 2, гл. 1): «что это значит, возлюбленные, что совершилось сегодня над вами? Что сотворилось с вами в нощь сию, чего в прошедшие нощи не было творимо над вами? – Ибо из тайных мест вы по единому выведены пред лице всей церкви, и здесь с преклоненною главою, которая прежде гордо была возвышаема, во смирении, на постланном власяном вретище, совершилось вам испытание, и искоренен из вас гордый диавол, когда над вами призван Кроткий и Всевышний Христос». §5. Поставляется прямым телом к востоку

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Новости 19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Молитвы монахов Святой Горы. Боже, услышь меня в пустыне жизни моей  Молитвы монахов Святой Горы. Боже, услышь меня в пустыне жизни моей   Те, кто отворачивается от Бога, мечтая идти без Него прямыми  путями, куда могут прийти? В самые бездны богооставленности, куда ведут крияые пути, истоптанные безчисленным множеством таких же отчаявшихся, как и я сам.   Часто зло привлекает ослепленную им душу не своей мерзостью, а личиной тщеславия перед другими, и успех в мерзости зла - жалкая награда за потерю чистоты души.  Кто не замечает ограждающей и спасающей Твоей, Боже, благодати, зачастую, по невежеству своему, исполняется презрения даже к голосу своей совести. По глупой гордости он надменно попирает совесть, но, выйдя на " просторы " беззакония, быстро погибает, не «имея в себе Защитника и Покровителя " .   Тот, кто удаляется от Тебя, Господи, падает безконечно, подобно камню, падающему в пустоту. Он гаснет, не имея в себе Твоего огня, подобно тлеющему и чадящему углю, и перестает отражать Твой свет, подобно развеваемому ветром пеплу.   Но приближающийся к Твоему сиянию сам становится светом, подобно солнечному лучу, возвращающемуся к своему источнику. Боже, услышь меня в пустыне жизни моей и отпусти грехи мои! Ныне отказываюсь навеки от всяких догадок и домыслов о Тебе, дабы научиться видеть и созерцать Тебя только лишь в свете Твоей истины.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=35&iid=2...

Предисловие Благовернейший, пресветлейший царю, Многих царств и князств правый государю, Пречестным венцем благоувенчанный‚ Всем православным яко солнце данный, Да нам светиши ясне добротами, Яко же солнце светлыми лучами! Велий есть свет твой, тьме одолевает, Мрак безверия весьма отгоняет. Адамант в злате несть толика красен, Яко верою дух твой светло ясен. Бога во Троице ты едина, чтиши, И должный поклон любезно твориши Под нозе Его главу ти смиряя, Со смирением кротость соблюдая. Что либо сану царску приличествует, То святая ти Душа державствует, Доброты гнездо положиша в тебе, Во сердце твоем живут, яко в небе. Навходоносор не тако живяше, Аще и скипетр в деснице держаше: Тьмою неверства бе он помраченны, Велиим чудом едва просвященны. К тому гордости в сердци исполнися, Всех богов паче сам быти возмнися. Образ свой людем повелел бе чтити, Не послушавших во пещи спалити. Трие отроцы во огнь вовержени, Но от ангела цело сохранени Имже царь чюдом к вере приведеся, Честь же отроком велика дадеся. То комидийно мы хощем явити И аки само дело представити Светлости твоей и всем предстоящим, Князем‚ боляром, верно ти служащим, Во утеху сердец. Здрави убо зрите, А нас в милости своей сохраните. ( Посем да играют). Изыдет Навходоносор с боляры и слугами шестию человек, а вооруженных вой за ними станет шесть же человек. Царь убо, седе на месте уготованном, начнет глаголати: Вернии раби, боляре, дворяне И вси царств наших славнии земляне! Видите крепость десницы моея: Вся побежденни суть страны от нея; Никто противу возможе ми стати, Весь мир един аз имам одержати Всяких стран бози с нами не дерзают. Нас Бога богов отднесь вси да знают! Тем же умыслих образ сотворити Лица, нашего и в всем представити На поле Дейре, да, вси почитают Образ наш и нас бога нарицают. Слыши, казночей! Се велим мы тебе: Даждь чиста злата, елико есть требе, Абие вели образ наш творити, На превысоце столпе поставити. Казначей. Что бог вещает, страшно есть то слово, По твоей воли все будет готово. Отьидет казначей делати образ, а, Навходоносор глаголет

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

…Сколько могу иметь понятия о ее болезни, или паче о бедственном душевном устроении: она впала в сильнейшую прелесть, которой действия на ней происходят. Она, войдя в обитель, думала молитвами и другими подвигами, что благоугождает Богу, чем и обольстилась. А о смирении, терпении и самоукорении нимало не имела попечения. Выпишу вам из учения молдавского старца Василия, который был старцу Паисию старец; пиша о делающих добродетели с добрым разумом и предложением, кои познавали, аще кую добродетель проходят, говорит: «неции же подобострастнии и нерассуднии, и не точию не имуще в себе, ни поне едино чувство, паче же реши дарование от предреченных, но ниже познавающе когда таковая: поревноваша пост и труды святых не добрым разумом и предложением, вменяюще сия, яко добродетель проходят. Приседай же диавол, яко пес к ловитве, повергает во чрево их семя радостного мнения; от него же заченшися, воспитуется внутренний фарисей; якоже день от дне устрояющеся, предает таковых совершенной гордыне; еяже ради попускается от Бога области сатаниной». Самое сие и она пострадала; подобных примеров довольно есть. Недавно одна девица, еще мирская, лет 19-ти, принялась за подвиги: молилась, постилась и прочее, и года в два до того расстроилась, что родители не знают, что и делать с нею; тоска, грусть, скука, плачет, кричит, делать ничего не может от расслабления нерв, и понести какое слово еще менее: как что не по ней, так и сделается беда. Родители думают, что испорчена; а мы полагаем напротив: некому, да и не за что ее портить. Вот какие последствия самочинных и самомнительных подвигов; я ей пишу причину ее расстройства: не по разуму начатие ею безмолвия, и привожу о сем отеческие учения; также представляю, что к пути ко спасению нужно обращение с людьми и от них терпение. Для исцеления ее не нужно ей удаление, – но познание своей немощи и смирение; когда она будет себя укорять, а не других, то силен Господь и исцелить ее. Ибо причина прелести есть гордость, а исцеление оной – смирение. Вот как опасен путь, ведущий в живот вечный; кто без смирения по нем идет, уклоняется или на десно, или на шуе, а среднего пути не удерживает; однако ж хотя дурно и непохвально слабое, т. е. греховное жительство, но согрешающий, вразумлен быв и пришед в чувство, скорее может смирением и покаянием исправить себя, нежели тот, кто ослеплен своею святостию; о сем пишет св. Симеон Новый Богослов (VI, 11,19–20).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Слово 31 (1) Два есть главнейших дела, из коих в одном пагуба, в другом спасение. – (2) Гордость растет вместе с человеком. – (3) Всякому необходимо сознать, что он ничто. – (4) Главная черта христианина есть смирение. – (5) Есть две жертвы, благоприятные Богу, без коих нет спасения. – (6) Какой признак того, что приближается кто к Богу? 1. Два есть главнейших дела в настоящей жизни: одно есть величайшее добро, а другое – величайшее зло; первое, яко верховное благо, возводит человека на небеса, а другое, как крайнее зло, низводит его в преисподняя ада; то есть истина, а это – ложь; то есть великое упокоение, а это – скорбь безмерная; первое есть верх разумности, второе – край безумия; первое родственно и свойственно человеку, второе – враждебно и чуждо; первое есть все прямота, второе – все кривость; первое – радость и веселие, второе – печаль и томление. Какие же это дела? Смирение и гордость: одно есть весь грех – это гордость, а другое – вся правда, это – смирение. Рассмотри грех, коим согрешил Адам, когда находился в раю, в славе и всяком наслаждении, и увидишь, что он согрешил не по какой-либо необходимости или немощи, или по какому-либо благословному предлогу, а по одному презорству к заповеди Божией, а это от гордости и неблагодарности к Творцу своему и Богу, доведших его до отступления (от Бога), в какое первым низвергся диавол по собственному своему произволению. 2. Надобно знать, что гордость рождается в душе человека от неведения себя самого, порождающего самомнение, по коему думают, что имеют нечто, тогда как ничего не имеют, и она растет вместе с возрастом человека. Почему нужно всякого человека с мальства, прежде чем познает он что-либо другое, научать познанию себя самого, – из чего он есть, что есть и чем покончит жизнь, то есть что засеменяется он тленным нечем и невзрачным, образуется среди нечистот, растет подобно траве сельной,; составляется из многих смешений, удоборазлагаемых, что вся жизнь его есть борьба со смертию, а во внутренностях своих еще прежде смерти носит он то, что есть смрад и зловоние.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Слово 36 (1) Бог в день суда осудит, как грешников, тех, которые не ищут приять благодать Божию. – (2) Сила греха непонятна. – (3) Христос употребляет члены христиан, как орудия. 1. Естеству человеческому свойственно грешить, потому что с того времени, как Адам преступил заповедь Божию, стало немощно естество сие и не может не грешить. (Немощно оно есть, потому что не облечено умною свыше силою Святого Духа, которая называется благодатию Господа нашего Иисуса Христа; благодатию же называется, потому что даруется человеку по одной вере, а не за добрые дела.) Как опять, естеству ангельскому свойственно не грешить, потому что Ангелы сильны крепостию и облечены в божественное одеяние Духа Святого, без Коего невозможно не грешить. Посему, когда Бог сядет на престоле судить мир, тогда, осуждая грешников за то, что грешили, осудит их наипаче за то, что не прибегали к Богу Всевышнему, яко немощные и грешащие по немощи, и не умоляли Его послать им свыше благодать Всесвятого Духа, да избавит их от немощи и дарует им силу не грешить. Кто не знает, что Ангелы, облечены ли они во всеоружие свое, или не облечены, сильнее человеков? (А всеоружие Ангелов есть вседержительная сила Святого Духа, которую носят они в себе с того момента, как созданы, так как и созданы быть разумными и мысленными приятелищами несозданного и божественного осияния, яко существа чистейшие.) Сильнее, потому что суть простое естество, а люди составлены из словесной и мысленной души и из тела, чувственного и видимого. Облечены были и они таким же всеоружием, то есть божественною силою, какую носят в себе и Ангелы, какою и люди бывают сильны и святы (хотя один только Адам до преступления заповеди был облечен в такое всеоружие Божие). Но поелику Бог совлек с диавола за гордость сию божественную силу, равно как и со всего его полчища, то эта нечистая сила позавидовала человеку и употребила свои усилия, чтоб и с человека была совлечена божественная сила. И действительно, по навету ее лишился человек покрывавшей его божественной силы и сделался обнаженным от нее, как были уже обнажены от нее демоны. И вот обнаженные демоны побеждают обнаженного человека, как сильнейшие его, потому что они просты и бестелесны, а человеки сложны и несут бремя плоти. И с того времени, как пал первозданный, даже доселе никто не может и не мог, да и в последующее время никогда не возможет ни один человек противостать диаволу и прочим нечистым силам и препобедить их, потому, как я сказал, что хотя и они обнажены от божественной силы, но как бесплотные, они сильнее обнаженных той же силы людей. Почему и Апостол говорит: братие... облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диавольским; яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тмы века сего, духовом злобы поднебесным ( Еф.6:10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Сортировать по Исключить новости «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно», «Полезнее для души сознавать себя во всем виноватым и последним из всех, нежели прибегать к самооправданию, которое происходит от гордости, а гордым Бог противится, смиренным же дает благодать», «Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания!» В этой статье Вы найдёте советы Оптинских старцев для христиан, живущих в миру. Для удобства, мы структурировали их по пунктам. Советы Оптинских старцев Советы преподобного Льва (Наголкина) Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращение к тебе других, если же ты не видишь в них любви, то это потому, что ты сам в себе любви не имеешь. Где смирение, там и простота, а сия Божия отрасль не испытывает судеб Божиих. Бог не презирает молитвы, но желания их иногда не исполняет единственно для того, чтобы по Божественному Своему намерению устроить все лучше. Что бы было, если бы Бог – Всеведец — совершенно исполнял наши желания? Я думаю, хотя не утверждаю, что все земнородные погибли. Живущие без внимания к самим себе, никогда не удостоятся посещения благодати. Когда не имеете спокойствия — знайте, что не имеете в себе смирения. Это Господь явил следующими словами, кои вместе с тем показывают, где искать спокойствия. Он сказал: Научитеся от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29).   Советы преподобного Моисея (Путилова) Если кому когда милование какое-нибудь сделаете — за то помилованы будете. Если постраждете со страждующим (невелико, кажется, сие) — с мученики счисляетесь. Если простите обидящего, и за сие не только все грехи ваши простятся, но дщерью Отца Небесного бываешь. Если помолишься от сердца о спасении, хотя и мало, спасешься. Если укоришь себя, обвинишь и осудишь себя пред Богом за грехи, совестью чувствуемые, и за то оправдана будешь. Если исповедуешь грехи свои пред Богом, за сие вам прощение и мзда. Если попечалуешь о грехах или умилишься, или прослезишься, или воздохнешь, воздыхание твое не утаится от Него: “Не таится бо от Него,— говорит св. Симеон,— капля слезная, ниже капли часть некая”. А св. Златоуст глаголет: “Аще посетуеши точию о гресех, то приимет Он в вину твоего спасения”. Поверяй самого себя каждодневно: что ты посеял на счет будущего века, пшеницу или терние? Испытавши себя, располагайся к исправлению лучшего на следующий день и таким образом всю жизнь проводи. Ежели плохо проведен был день настоящий, так что ты ни молитвы порядочно Богу не принес, ни сокрушился сердцем ни однажды, ни смирился в мысли, ни милостыни или милостыню никому не сделал, ни простил виноватого, ни стерпел оскорбления, напротив же того, не воздержался от гнева, не воздержался в словах, пище, питие, или в нечистых мыслях ум свой погружал, все сие рассмотрев по совести, осуди себя и положись на следующий день быть внимательнее во благое и осторожнее в злое.

http://pravmir.ru/sovety-optinskix-starc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010