Патриаршее слово при посещении выставки рукописных и старопечатных Евангелий в Доме Пашкова 19 марта 2008 г. 23:52 После презентации XVI тома «Православной энциклопедии» Святейший Патриарх Алексий и члены Советов по изданию «Православной энциклопедии» посетили выставку древних рукописных и старопечатных Евангелий в Доме Пашкова. Я сердечно благодарю Вас, Виктор Васильевич. Вы с такой любовью рассказывали о тех экспонатах, которые бережно сохраняются здесь. Неизвестно какова была бы судьба многих Евангелий, если бы после революции они не попали сюда. Здесь сотрудники библиотеки бережно сохраняют и с трепетом относятся к тем книгам Священного Писания, которые были представлены. Сегодня мы презентовали XVI том «Православной энциклопедии» , где ключевая статья посвящена Евангелию. Мы даже предполагаем издать отдельной книгой эту статью, поскольку она носит исследовательский, научный, богословский характер. Евангелие — это Книга Жизни, для многих она указывает жизненный путь. Меня особо тронуло то, что вот это Евангелие, которое представлено здесь, — Евангелие великого князя Симеона Гордого — послужило собиранию земель русских. Можно сказать: отсюда пошла Земля Русская. Наши предки бережно хранили Слово Божие, украшали его даже в трудные для России времена, когда требовалось платить дань Орде. Но для Священного Писания не жалели ни серебра, ни золота, ни драгоценностей. Я думаю, что для всех нас посещение Румянцевской библиотеки и этого хранилища рукописей было очень важным. Я хочу сердечно поздравить Вас, Виктор Васильевич, с тем, что после двадцатилетнего перерыва это великолепное здание — Дом Пашкова — вновь обрело жизнь. Сюда вновь будут приходить люди. Спасибо за то, что Вы бережно храните рукописное наследие Святой Руси. Сегодняшний день мы сохраним в памяти, потому что сегодня мы приобщились к тем хранимым Вами святыням, которые держали в своих руках великие подвижники Земли Русской, подвижники веры и благочестия. Бережно и трепетно относились они к Священному Писанию, и этот трепет они передали нашему поколению, тем, кто хранит сегодня эти святыни здесь. На память о сегодняшнем дне я хотел бы передать Вашей библиотеке Библию, которая была издана в 2007 году в память 90-летия восстановления Патриаршества в России, а также Библию для детей с картинами русских художников и набор медалей «Духовное единство русской культуры», выпущенный в связи с 975-летием кончины прп. Нестора Летописца и по случаю 100-летия со дня рождения академика Лихачева. Седмица.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/382739.htm...

Письмо 172 Слава Богу! Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя ( Пс.117:18 ). Ты столько времени была мучима страстьми, но когда сознала свою вину, сказала: виновата, то и буря страстей поутихла. Это врачевство всегда тебе нужно и прилично. В обольщении гордостных помыслов ты ослепляешься, и во мраке видишь белое чёрным, а чёрное белым. Видишь чужие пороки, видишь монастырскую жизнь в чёрном виде. Это так несправедливо показывает тебе враг, желая тебя возмутить, лишить покоя и выгнать в мир, а там вести по его воле. Монастырская жизнь есть борьба непрерывная со всезлобным врагом – диаволом. Мы падаем и восстаём, побеждаемы и побеждаем, по мере нашего устроения – гордого или смиренного; а Господь Подвигоположник, видя нас изнемогающих, поддерживает, укрепляет и восставляет; на раны падших возливает вино и елей; врачует их скорьбми, и болезнями, и приводит ко благому концу. А мы кто такие, судии чужих дел? И кто нам дал власть сию? Если бы мы пеклись о своей душе, то видели бы свои грехи, яко песок морской, по слову св. Петра Дамаскина о седми деланиях телесных, ибо «сие есть начало просвещения души и знак здравия ея». На что тебе вникать в чужие немощи и грехи? Довольно тебе и свои познать и пещись об исцелении их; писано есть: «око благо не узрит лукава». Если кто когда и изнемогает на сей страшной брани, то, бывает, и по неведению сие творит; а мы с тобою имеем богатство учений отеческих, поучаемся в них, и противное творим. Мы читаем не для того, чтобы чужие пороки видеть, а чтобы свою немощь познать и попещися о ней. Ты читала слово Иоанна Карпафийского , прочти и все главы его, они очень полезны; также и св. Симеона Нового Богослова главы и слово его; прочти житие старца Паисия, там много есть поучительного и в жизни, и в поучениях его. Мира, здравия и спасения тебе желаю; многогрешный И. М. 17 августа 1856 года. Читать далее Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Письмо 98 Почтеннейшая о Господе мати У.! Два письма твоих получил в одно время; вижу из оных жалкое положение твоего устроения и из сожаления к тебе вхожу в рассуждение оного. Ты сама должна видеть, что все бедствия твои происходят от неимения смирения, а простее сказать, от гордости. Ты имеешь духовную мать, находишься в повиновении, – а это должно бы принести тебе смирение; ибо, по учению св. Иоанна Лествичника , от послушания рождается смирение, а смирение избавило бы тебя от всех козней и сетей вражиих и, по мере очищения от страстей, имела бы мир и спокойствие душевное. Но в тебе вижу, напротив, лишение мира и спокойствия; причиною сего ты не должна ставить никого, но себя одну обвинять; по колебавшейся твоей вере, и все здание твоё клонится к разрушению. Ты много измышляла средств к успокоению своему, но ни на одном не надеешься обрести оного. Живши столько лет в обители, и получая во всём, по-внешнему, успокоение и уже с изнемогшими силами, где ты можешь найти оное? А о душенной пользе не во многих местах найдешь разговоры; и если ты покусилась к выходу, то ещё более нападут на тебя смутительные помыслы; а может быть подвергнемся и сильнейшим искушениям; будешь раскаиваться, но поздно, о оставлении обители и духовной матери. Советую тебе размыслить о сем, смирить себя, и, помолясь Богу, припасть к стопам твоей матушки, прося помилования и прощения тебя, и положи начало к благому деланию и повиновению; открой прежде свои язвы душевные и ищи врачевание в самообвинении, а в удостоверение и укрепление тебя в этом прочитай в 1-й части Добротолюбия св. Симеона Нового Богослова главы: 38, 39, 40, 41, 42 и 43, и сея главы молитвою молись ко Господу, – и это молитвенное правило, о котором ты просила. Ещё его ж в книге 12-ти слов прочти седьмое слово; а в 4 части Добротолюбия у св. Феодора Едесского прочти главы: 40, 41, 42, 43, 44, 45, да в Лествице степень 4-ю о послушании и 25 о смирении. Приими сей мой совет для пользы души твоей; верую, когда только преклонишь твоё произволение к сему, то почувствуешь успокоение; а когда низложишь гордого врага смиренным испрошением прощения, то и умиротворишься; избегай суждения: как мысленно, так и в разговорах. Если имеешь злопомнение на кого-либо из окружающих её, исторгни оное, вынь гвоздь, вонзенный в сердце твоём, и никого не вини, как выше сказал, но себя токмо обвиняй, и Господь призрит на смирение твоё и даст тебе мир. Когда ты была у нас, я то же советовал тебе; но ты, как видно, не понудила себя. Желаю тебе мира и спокойствия, и остаюсь многогрешный И. М. 18 ноября 1853 года, Читать далее Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Романовское. Неизвестная часовня. Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:приблизительно 2001 - 2010. Адрес: Владимирская область, Александровский район, с.Романовское Координаты: 56.291262, 38.861079 Вопрос модератора :уточнить датировку. Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Романовское в XVII столетии было домовой вотчиной Московских патриархов. Село Романовское на реке Киржаче упоминается в духовном завещании в. князя Симеона Гордого. С учреждением св. Синода — синодальным селом. По упразднении же монастырских вотчин перешло в казну. Церковь в Романовском существовала уже в XVI столетии: в 93 (1585) году платила дани пять алтын полтретьи деньги, десятильничьих и заезда десять денег. В 136 (1628) г. эта церковь так отмечена в патриарших окладных книгах: «церковь Воскресение Христово в вотчине великого государя святейшаго патриарха Филарета Никитича Московского и всея Русии в селе Романовском». Дань в этом году положена по старому окладу 93 года, но в 162 (1654) году увеличена: положено рубль 29 алтын с деньгою, заезда гривна. По писцовым книгам 152-153 (1644-45) гг., при этой церкви показано пашни 18 четвертей в поле, а в дву потомуж, сена 30 копен. По книгам 162 (1654) года значится 1 священник, приходских 68 дворов, пашни 8 четвертей в поле, сена 40 копен. По переписным книгам 1703 г., у той же церкви показано: поп Григорей Игнатьев, дьячок Стефан Федосеев, дьячок Петр Григорьев, пономарь Афанасей Иванов, просвирница Матрона Егорьева, в приходе 184 двора, пашни по 37 четвертей в поле, сена 40 копен. В 1705 году церковь в Романовском сгорела, вместо нее построена была новая деревянная же церковь; которая в 1707 году была освящена также в честь Воскресения Христова. В 1729 году церковь снова сгорела и на погорелом месте — по просьбе священника Ильи Григорьева с прихожанами велено было построить новую в то же наименование. В 1738 году при Воскресенской церкви разрешено было на том же погосте построить для зимнего времени другую теплую церковь, которая освящена была в 1742 году во имя св. Николая Чудотворца. Вместо этих двух деревянных церквей в 1847 году на средства прихожан устроен каменный храм с такой же колокольней. В каменной церкви в экономическом селе, помимо главного престола, были устроены тёплые приделы во имя Николая Чудотворца и Димитрия Солунского. После 1939 г. сломана. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=24013

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ († 9.09.1356), еп. Ростовский. Поставлен на кафедру в 1336 г., сразу после смерти св. Антония еп. Ростовского (1329-1336). В кон. 1339 г. встречал в Переяславле Залесском тела тверских князей-мучеников Александра Михайловича и его сына Феодора Александровича , убиенных 29 окт. в Орде по приказу хана Узбека. Вместе с Тверским еп. Феодором II Добрым в присутствии тверских князей Константина и Василия Михайловичей Г. совершил в Спасо-Преображенском соборе заупокойное богослужение. 30 окт. 1343 г. вместе с митр. Феогностом и Рязанским еп. Кириллом участвовал в хиротонии иером. Исаака во епископа Сарайского. В 1346 г. Г. покинул Ростовскую кафедру (или был смещен с нее), в том же году во епископа Ростовского был хиротонисан Иоанн, архим. московского в честь Преображения Господня мужского монастыря (Спаса на Бору) в Кремле, ставленник вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого. Причиной ухода Г. с кафедры могло быть стремление вел. князя укрепить свое влияние на ростовских землях (в 1331-1332 Сретенская половина Ростова и ряд ростовских земель перешли под власть московского кн. Иоанна I Даниловича Калиты, правитель др. части Ростовского княжества кн. Константин Васильевич находился в прямой политической зависимости от Москвы). Г. скончался спустя полгода после смерти своего преемника на кафедре. Имя Г. встречается в ростовских церковных и монастырских синодиках (ГМЗРК. Р-225. Л. 90; Р-226. Л. 10 и др.), оно не было внесено в синодик Успенского собора Московского Кремля (ДРВ. М., 17882. Ч. 6. С. 435-436, 490), в к-ром присутствуют имена нек-рых Ростовских архиереев. Место захоронения и изображения Г. неизвестны. В XV в. из ростовских синодиков были извлечены и помещены в летописи списки ростовских архиереев. Согласно распространенной редакции, Г. был 25-м (ПСРЛ. Т. 23. С. 135) или 28-м епископом в Ростове (Там же. Т. 25. С. 226; Т. 42. С. 165). Более верным представляется основанный на др. источниках список архиереев в Тверском сборнике 1-й трети XVI в., где Г. назван 12-м Ростовским епископом (Там же. Т. 15. Стб. 481). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. Стб. 531-532; Т. 4. С. 102; Т. 15. С. 420, 481; Т. 15. Вып. 1. Стб. 47, 51; Т. 23. С. 104, 135; Т. 25. С. 171, 226; Васильевский В. Г. Записи о поставлении рус. епископов при митр. Феогносте в ватиканском греч. сборнике//ЖМНП. Ч. 255. 1888. 2. Отд. 2. С. 450, 451, 456, 460, 461; Летописец о Ростовских архиереях/С примеч. А. А. Титова. СПб., 1890. С. 5-6, 11; РИБ. Т. 6. СПб., 19082. 7. Стб. 433-434, 437-438. Лит.: Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 34. В. И. Вахрина, А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/161269.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Гордый и смиренный       Гордый и смиренный        Шли вместе гордый и смиренный. Подошли к реке, а через реку проволка натянута. Гордый пошел по проволке, а смиренный начал брод искать. Свалился гордый в воду, а смиренный помог ему и вытащил на берег.   Идут они дальше и встретили перед собой глубокую пропасть. Гордый разбежался, чтобы ее перепрыгнуть, а смиренный начал деревья валить и мость наводить. Гордый прыгнул через пропасть, но свалился и еле успел зацепиться за камень. Смиренный протянул гордому ветку и вытащил его из пропасти.   Пришли они в город уставшие и прилегли отдохнуть под платаном на площади. Тут к ним подошли какие-то старики, а с ними – толпа горожан. И один из стариков толкнул гордого ногой. Тот так и взвился: «Да кто ты такой? Да как ты посмел?» Старики извинились перед гордым гостем и приблизились к смиренному. И тот же старик сильно толкнул смиренного ногой. А смиренный встал, поклонился и говорит: «Простите меня, дедушка, что я тут разлегся и вам мешаю пройти! И очень сожалею, что вы об меня так больно ушибли ногу!»   При этих словах все горожане радостно воздели руки и закричали: «Слава Небесам! Мы нашли нового царя! Самого мудрого и смиренного! С тех пор, как умер наш царь, уже много лет мы не могли найти подобного ему! И вот, о чудо! – наш министр нашел долгожданного царя в этом смиренном человеке!»        Сказал старый монах: «Смирение требует только одного нашего желания быть смиренным, а умение дает Бог».     Изречения Старца Симеона Монах и лестница к оглавлению Комментарии Всего комментариев: 2 2011/04/29, 16:51:28 Спасибо. Очень поучительно и вовремя. Благодарю за указание.Христос Воскресе!!! 2011/04/28, 13:37:33 Спасибо. Очень поучительно и вовремя. Благодарю за указание. varvara Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/?id=384&sid=18&iid=610

Ещё знаю Рюрика, Олега Вещего, Игоря, Святослава Игоревича, Владимира Красное Солнышко, Святополка Окаянного, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Олега " Гориславича " , Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Мстислава Удалого, Мстислава Храброго, Даниила Галицкого, Михаила Черниговского, Александра Невского, Михаила Тверского, Ивана Калиту, Симеона Гордого, Ивана Красного, Димитрия Донского, Василия Первого, Василия Второго, Юрия Звенигородского, Дмитрия Шемяку, Ивана Третьего Великого, Василия Третьего, Елену Глинскую... Вам про кого конкретно рассказать? Не стесняйтесь, спрашивайте. Расскажите как московиты разгромили Тверь - богатый торговый город на Волге. А вот если бы псковичи свою границу открыли ливонцам и полякам. То вот там в Химках, где Ежи, вот там и была бы граница Московского Самодержавного царства, про которое вы пишите. Учитывая разгром Твери , от Пскова до Москвы больше нет ни одной крупной крепости, что тут скажишь " мудрая " политика московский князей. 25. Русский Сталинист Про Шемяку и Василия Косого...в красной бойкой интерпретации,очень интересно узнать,от божественного и бесподобного нерусского сталиниста.Но лучше про Иосифа Длинные руки,Владимира Пятиконечного.Ну,очень! 24. Ответ на 24, учитель: Ещё знаю Рюрика, Олега Вещего, Игоря, Святослава Игоревича, Владимира Красное Солнышко, Святополка Окаянного, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Олега " Гориславича " , Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Мстислава Удалого, Мстислава Храброго, Даниила Галицкого, Михаила Черниговского, Александра Невского, Михаила Тверского, Ивана Калиту, Симеона Гордого, Ивана Красного, Димитрия Донского, Василия Первого, Василия Второго, Юрия Звенигородского, Дмитрия Шемяку, Ивана Третьего Великого, Василия Третьего, Елену Глинскую... Вам про кого конкретно рассказать? Не стесняйтесь, спрашивайте. 23. Русский Сталинист (Апостола Павла послание к ефесянам 6:12 ) " потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. " " яко нсть наша брань къ крови и плоти, но къ началомъ, и ко властемъ [и] къ мipoдepжumeлeмъ тмы вка сего, къ духовомъ злобы поднебеснымъ. "

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/04/pe...

Преподобный Иоанн Лествичник определяет боязливость как «дщерь неверия и порождение тщеславия» 8 , и указывает, что это есть греховная страсть, которая проистекает от страсти гордыни: «Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самых теней» 9 . О том же свидетельствует и преподобный Нил Синайский , заповедуя: «Не предавай гордости душу свою, и не увидишь страшных мечтаний, потому что душа гордого бывает оставлена Богом и делается порадованием бесов. Гордый ночью воображает множество нападающих зверей, а днем смущается боязливыми помыслами; если спит, часто вскакивает и, бодрствуя, боится птичьей тени. Шум листа в ужас приводит гордого, и журчанье воды поражает его душу. Ибо тот, кто недавно противился Богу и отрекался от Его помощи, впоследствии пугается ничтожных призраков» 10 . Преподобный Симеон Новый Богослов указывает также на связь боязливости с унынием: «Уныние и телесное отяжеление, от лени и нерадения появляющиеся в душе… приносят разуму помрачение и отчаяние, отчего господствуют в сердце помыслы боязливости и хулы» 11 , «демон боязливости сопутствует демону уныния и нападает вместе с ним, а тот помогает этому и хватает [жертву], и первый наводит на душу страх с очерствением, второй же производит в душе и уме помрачение и расслабление, а также окаменение и отчаяние» 12 . Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «грех… делает человека боязливым и робким; а правда производит противное действие» 13 , а святитель Николай Сербский указывает: «Чревоугодие делает человека унылым и боязливым, а пост – радостным и храбрым» 14 . По свидетельству святого Симеона, борьба со страхом есть обычное состояние монаха, который находится в начале или середине духовного пути: «Кто стяжал чистое сердце, тот победил боязливость, а кто еще очищается, тот иногда одолевает ее, иногда же бывает одолеваем ею. Кто же вовсе не борется, тот или совершенно бесчувствен и является другом страстей и демонов…, или является рабом боязливости, подвластным ей, трепещет, как младенец рассудком, и боится страха там, где нет ни страха (Пс. 13 , 5), ни боязни для боящихся Господа» 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

В известном нам епифаниевском тексте Жития Сергия Радонежского на широком историческом фоне рассказывается о родителях будущего святого, его детстве и отрочестве, начале служения, основании Троицкой обители и первых годах ее становления. В отличие от многих других агиографов, Епифаний создавал свое сочинение по горячим следам, указав, к каким источникам обращался: «Елика от старецъ слышах, и елика своима очима видх, и елика от самого устъ слышах...». «Кое-что от старцев слышал, и кое-что своими глазами видел, и кое-что из его собственных уст слышал...». Повествование о раннем периоде жизни святого строилось на основе устных рассказов, собранных Епифанием от современников преподобного чудотворца. Часть этих рассказов, связанная с конкретными событиями жизни семьи Сергия Радонежского, выстраивается в четкую сюжетную канву, определяемую теми или иными историческими событиями (татарскими набегами, притеснениями ростовцев со стороны Москвы и др.). Однако конкретных дат первая часть Жития не содержит — память информаторов ко времени работы Епифания их уже утратила. В свойственной ему манере книжник попытался привязать некоторые факты биографии преподобного к другим историческим событиям. Однако такие привязки не могут считаться абсолютно достоверными: Епифаний сам не уверен в каких-то датах (указывая, что время освящения первого построенного преподобным Сергием храма на месте будущей обители пришлось на княжение Симеона Ивановича Гордого, он пишет: «Мню (думаю) убо, еже рещи, въ начало княжениа его»), в современной же науке по поводу хронологии жизни преподобного ведутся острые дискуссии, так как книжник допускает анахронизмы при определении многих фактов биографии святого. Здесь наиболее яркий пример — дата его рождения. Епифаний пишет: «Хощу же сказати времена и лта, въ няже родися преподобныи: в лта благочестиваго преславнаго дръжавнаго царя Андроника, самодръжьца гречьскаго, иже въ Цариград царствовавшаго; при архиепископ Коньстянтиня града Калист, патриарс Вселеньскомъ; въ земли же Руссти въ княжение великое Тферьское, при великом князе Димитрии Михаиловиче, при архиепископ пресвященнм Петре, митрополит всеа Руси, егда рать «Хочу сказать и о временах и годе, когда преподобный родился: в годы правления благочестивого преславного державного царя Андроника, самодержца Греческого, в Царьграде царствовавшего; при архиепископе Константинополя Каллисте, патриархе Вселенском; в земле же Русской — в годы княжения великого князя Тверского, при великом князе Дмитрии Михайловиче, при архиепископе преосвященном Петре, митрополите всея Руси, когда приходило войско Ахмыла».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5965698...

В монастырских и кремлевских соборах количество произведений шитья было в этот период достаточно большим. По описям ризницы Успенского собора Кремля, подобных произведений только в этом соборе было более ста. В кремлевских соборах под иконами местного ряда были вывешены пелены из ярких тканей  с драгоценными дробницами, причем «повседневные» пелены в праздничные дни заменялись на более торжественные, украшенные жемчугом и «шитые серебром». Лицевым шитьем украшались и пелены на раках святых, и литургическая утварь, и облачения духовенства, и выносные хоругви. Здесь необходимо отметить, что дорогостоящее по затратам и длительное по срокам изготовления лицевое шитье имелось не только в кремлевских соборах и соборах крупных монастырей, подобные произведения искусства были в разном количестве почти во всех православных храмах Руси. Среди наиболее известных памятников этого времени - покров на раку преподобного Сергия Радонежского, выполненный в первой четверти XV века, в мастерской великой княгини Марии Александровны (вдовы князя Симеона Гордого). В это время наибольшее распространение получает шитье цветным шелком с незначительным применением золотых и серебряных нитей. Наряду с этим, не забывается и традиция «золотного шитья». Среди удивительных памятников того времени - «Большой саккос» митрополита Московского Фотия (первая треть XV в), выполненный в традициях византийских мастеров. Саккос богато украшен более чем сотней шитых изображений (отдельные фигуры и целые композиции). Наиболее вероятно, что в выполнении этой работы принимали участие как русские, так и греческие мастера. На рубеже XV-XVI веков особое влияние на лицевое шитье оказало творчество Дионисия. Удлиненные пропорции фигур, тонкая детальная проработка ликов, преимущественно светлые тона доминировали в шитье первой половины XVI века. Именно в это время искусство лицевого шитья достигает своего наивысшего расцвета. Связанно это, в первую очередь, с появлением ряда крупных мастерских (светлиц) в столице, под руководством опытных мастеров и с проявлением особого интереса к этому виду искусства.

http://pravoslavie.ru/279.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010