На все эти обстоятельства наслаивалась также вполне различимая тенденция Рима использовать клубок восточно-европейских противоречий для реализации своих экспансионистских планов. Но на этом рациональном фоне политических событий II половины XIV столетия мы не можем не видеть закономерностей духовно-иррациональных. В русском народе и Русской Церкви наметился духовный подъем, что было ответом на ужасы и испытания периода татарского ига. И как только это духовное, а вслед за ним и государственное возрождение Руси обозначилось, а во главе Русской Церкви встали такие великие святители, как Петр и Алексий, почти мгновенно последовала реакция ополчившихся сил зла. Взлет святости, начавшийся со времени преподобного Сергия и святителя Алексия, не мог не вызвать против себя борения духовного. И частью его стали непрекращающиеся попытки расколоть единство Русской Церкви. И тем не менее, несмотря на столь сложную обстановку, святитель Алексий продолжает дело возрождения православной духовности на Русской земле, начатое его предшественниками. Во время его святительства Москва окончательно обретает статус духовного центра Северо-Восточной Руси, что немало способствовало и государственному объединению русских земель вокруг Московского княжеского дома. И хотя лишь при поставлении св. Алексия на митрополию в Константинополе был юридически оформлен акт перенесения Первосвятительской кафедры из Киева во Владимир, на деле уже можно было говорить об окончании короткого Владимирского периода русской церковной истории: митрополиты со времени св. Феогноста прочно обосновались в Москве. Трудами св. Алексия за Москвой был окончательно закреплен авторитет нового церковного центра Руси. Не последнюю роль при этом сыграло то обстоятельство, что Первосвятитель стал, согласно духовной великого князя Симеона Гордого, попечителем его братьев - князей Иоанна Красного и Андрея. По смерти же Иоанна (правил в 1353-1358 г.г.) Алексий становится опекуном малолетнего сына и преемника великого князя - Димитрия Иоанновича, - будущего Донского, героя Куликовской битвы.

http://sedmitza.ru/lib/text/436254/

Примеру «архипастыря» последовала и «братия» древнего и богатого Спасопреображенского городского монастыря, переведенного в 1800 г. в Уфу. Отъезжавшие монахи забрали с собой почти все, до икон включительно. Лишь грозный для московских церквей 1812 год пощадил ризницы Коломны, обойдя ее. Этим всем объясняется то, что древний и богатый город Коломна беден старинными и ценными предметами церковной утвари. Правда, коломенское купечество не раз пыталось упрочить благосостояние ризниц родного города, но дать подлинно-ценного в художественном отношении оно не могло. Так же бедна Коломна художественно выполненными хоругвями, облачениями и т.п. предметами церковного богослужения. Среди же ее богослужебных книг встречается несколько евангелий Московской печати половины XVII века (Никитская, Воскресенская и Николопосадская церкви ) и книги печати начала XVIII века (Борисоглебская и Спасская церкви). Следует, однако, оговориться, что тщательное исследование ризниц коломенских церквей могло бы, быть может, обнаружить и кое-какие, случайно уцелевшие, ценности большего художественного значения, не редкие в церквах уезда». В 1803 г. была упразднена деревянная Алексеевская церковь, ранее относившаяся к Спасскому монастырю. Погостная земля, принадлежавшая церкви, отдана коломенским магистратом во владение жителей, которыми тут же застроена. Николай Иванчин-Писарев в книге «Прогулка по древнему Коломенскому уезду» пишет: «Спасский монастырь, обращенный в приходскую церковь . Сказывают, что первобытным был основан в честь Спасова образа, бывшего на великокняжеском знамени Димитрия Донского в походе на Мамай. В нынешнем я нашёл много древних икон, поступивших гуда из разрушившейся Алексеевской церкви , которой основание, или знаки бывшего престола, ещё видны. Она стояла на Симеоновской улице и, сказывают, была памятником посещения Коломны св. митрополитом Алексием при весьма важном случае. Не заложил ли её св. иерарх, проводив до берега Оки ещё юношу Димитрия Донского, ехавшего в Орду? Спасский храм вмешает в себе драгоценность: икону Алексия Божия человека, принадлежавшую этому святителю, писанную, без сомнения, художниками Симеона Гордого и сохранившую свою древнюю, тонко-накладную ризу из позолоченного серебра.

http://sobory.ru/article/?object=35100

Что же тогда служило основанием для выбора конкретной даты для освящения той или иной церкви? Этот вопрос достаточно подробно рассмотрен Н. С. Борисовым, указавшим на роль нескольких факторов. Пожалуй, главным из них была древняя традиция освящения храма на престольный праздник. Первый из перечисленных выше, Успенский собор в Москве, был освящен 14 августа, накануне «Успеньева дня». Другим основанием для выбора даты являлось стремление связать торжественную церемонию освящения с именем храмосоздателя. В качестве примера укажем, что храм Поклонения вериг апостола Петра был освящен 14 октября, в день памяти Протасия – святого, соименного родоначальнику Вельяминовых московскому тысяцкому Протасию. По имеющимся в нашем распоряжении источникам известно о его участии в церковном строительстве того времени. Все это позволяет говорить о том, что он принимал самое активное участие и в возведении данного храма. Избрав для освящения церкви день памяти его ангела, Духовная власть подчеркивала его роль в ее сооружении. Наконец, большую роль играла символика дат. Каменный храм Иоанна Лествичника , посвященный небесному покровителю Ивана Калиты, был недаром освящен 1 сентября, «на память святого отца Симеона Столпника», что указывает на старшего сына и главного наследника великого московского князя – Семена Гордого, призванного продолжить дело своего отца. Освящение Архангельского собора (в летописи он именуется церковью архангела Михаила) не случайно пришлось на 20 сентября. В этот день отмечалась память знаменитого князя Михаила Черниговского, замученного в Орде в 1246 г., и тем самым декларировалась необходимость борьбы с иноземным засильем 476 . Отсюда выясняется, что 1366 г., предложенный Б. М. Клоссом в качестве даты возникновения Андроникова монастыря, не может быть принят. Сомнения у В. А. Кучкина вызвало и то, что должно было пройти так много времени (12 лет) между тем, когда был дан обет (1354 г.) и когда он был исполнен (промежуток между 1365 и 1373 гг., если оставить указание «Жития» Сергия на десять лет, проведенные Андроником в Троицкой обители).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

у Семена Гордого родился сын, наречен Василием — очевидно, в честь Василия Парийского, память которого пришлась на день рождения! 15 декабря 1347 г. у Семена Гордого родился сын, наречен Даниилом — скорее всего, в честь Даниила Столпника (11 декабря). 7 сентября 1349 г. у Семена Гордого родился сын, наречен Михаилом — в честь Чуда архангела Михаила в Хонех (6 сентября). 12 октября 1350 г. у Ивана Красного родился сын, наречен Дмитрием — в честь Дмитрия Солунского (26 октября). 3 февраля 1352 г. у Семена Гордого родился сын, наречен Семеном — в честь Симеона Богоприимца, память которого пришлась на день рождения! 15 июля 1353 г. у Андрея Ивановича (сына Калиты) родился сын, наречен Владимиром, память которого пришлась на день рождения ! 30 декабря 1371 г. у Дмитрия Донского родился сын, наречен Василием — в честь Василия Великого (1 января). 26 ноября 1374 г. у Дмитрия Донского родился сын, наречен Юрием — в честь св. мученика Георгия, память которого пришлась на день рождения! 14 августа 1382 г. у Дмитрия Донского родился сын, наречен Андреем — в честь Андрея Стратилата (19 августа). 29 июня у Дмитрия Донского родился сын, наречен Петром — в честь апостола Петра, память которого пришлась на день рождения ! 8 января 1388 г. у Дмитрия Донского родилась дочь, названная Анной — в честь Анны пророчицы (3 февраля). 18 января 1389 г. у Владимира Андреевича Храброго родился сын Ярослав, нареченный в крещении Афанасием — в честь Афанасия Александрийского, память которого пришлась на день рождения! 15 мая 1389 г. у Дмитрия Донского родился сын, крещен Константином — в честь царя Константина (21 мая). 26 января 1390 г. у Владимира Андреевича родился сын Федор — крещенный в честь Федора Студита, память которого пришлась на день рождения! 9 июля 1394 г. у Владимира Андреевича родился сын Василий, названный, скорее всего, по имени отца (15 июля). 30 марта 1395 г. у Василия Дмитриевича родился сын, названный Георгием, при этом возможны варианты: в честь преп. Георгия иже в Малеи (4 апреля), в честь Георгия митрополита Митиленского (7 апреля), в честь Георгия епископа Антиохийского (19 апреля), но вероятнее всего — в честь Георгия Победоносца (23 апреля).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

у Семена Гордого родился сын, наречен Даниилом – скорее всего, в честь Даниила Столпника (11 декабря). 7 сентября 1349 г. у Семена Гордого родился сын, наречен Михаилом – в честь Чуда архангела Михаила в Хонех (6 сентября). 12 октября 1350 г. у Ивана Красного родился сын, наречен Дмитрием – в честь Дмитрия Солунского (26 октября). 3 февраля 1352 г. у Семена Гордого родился сын, наречен Семеном – в честь Симеона Богоприимца, память которого пришлась на день рождения! 15 июля 1353 г. у Андрея Ивановича (сына Калиты) родился сын, наречен Владимиром, память которого пришлась на день рождения ! 30 декабря 1371 г. у Дмитрия Донского родился сын, наречен Василием – в честь Василия Великого (1 января). 26 ноября 1374 г. у Дмитрия Донского родился сын, наречен Юрием – в честь св. мученика Георгия, память которого пришлась на день рождения! 14 августа 1382 г. у Дмитрия Донского родился сын, наречен Андреем – в честь Андрея Стратилата (19 августа). 29 июня у Дмитрия Донского родился сын, наречен Петром – в честь апостола Петра, память которого пришлась на день рождения ! 8 января 1388 г. у Дмитрия Донского родилась дочь, названная Анной – в честь Анны пророчицы (3 февраля). 18 января 1389 г. у Владимира Андреевича Храброго родился сын Ярослав, нареченный в крещении Афанасием – в честь Афанасия Александрийского , память которого пришлась на день рождения! 15 мая 1389 г. у Дмитрия Донского родился сын, крещен Константином – в честь царя Константина (21 мая). 26 января 1390 г. у Владимира Андреевича родился сын Федор – крещенный в честь Федора Студита , память которого пришлась на день рождения! 9 июля 1394 г. у Владимира Андреевича родился сын Василий, названный, скорее всего, по имени отца (15 июля). 30 марта 1395 г. у Василия Дмитриевича родился сын, названный Георгием, при этом возможны варианты: в честь преп. Георгия иже в Малеи (4 апреля), в честь Георгия митрополита Митиленского (7 апреля), в честь Георгия епископа Антиохийского (19 апреля), но вероятнее всего – в честь Георгия Победоносца (23 апреля).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Что же касается момента формального принятия Сергием монашеского сана, то, по мнению Н. С. Борисова, между уходом братьев в лес и пострижением Варфоломея в реальности пролегло несколько лет. Исходя из того, что в «Похвальном слове» Епифаний Премудрый констатирует, что Сергий «чернечествова же лет 50», исследователь полагает, что в момент кончины (25 сентября 1392 г.) он имел полных 50 лет монашеского «стажа», а следовательно, принял монашеский постриг 7 октября 1341 г. 187 Это вполне согласуется с показанием Епифания, что Сергий постригся в начале княжения Семена Гордого. Но верна ли подобная хронология? Усомниться в этом заставляет одно место в рассуждениях историка. Разрешив одно противоречие – мог ли Стефан быть монахом Богоявленского монастыря в бытность там будущего митрополита Алексея – Н. С. Борисов невольно создает другое. Согласно Епифанию, построив Троицкую церковь , братья освятили ее. Соотнося эти факты с показанием агиографа, что данные события пришлись на начало княжения Семена Гордого, исследователь разносит во времени строительство храма и его освящение. По его мнению, «освящение церкви на Маковце стало возможным только в начале 40-х годов в связи с возвышением Алексея и Стефана» 188 . Однако данное предположение противоречит Епифанию, согласно которому Стефан покинул брата и ушел в Москву только тогда, когда церковь была освящена 189 . В. А. Кучкин, оценивая достоверность рассказа Епифания о судьбе старшего брата Сергия, относится к нему достаточно скептично и указывает, что сведения «Жития» о пребывании Стефана в Москве не подтверждаются другими источниками. По его мнению, «что касается духовничества Стефана, то сообщение Епифания о выборе его великим князем Симеоном в свои духовные отцы ставится под сомнение завещанием Симеона» 190 . Действительно, в последнем нет никакого намека на то, что Стефан являлся его духовником: «А сю грамоту писалъ есмь.. перед своимъ отцемъ душевнымъ, попомъ Евсевьемъ» 191 . Правда, из этого отнюдь не вытекает, что Стефан не мог быть великокняжеским духовником. Должность эта никогда не была пожизненной, и его вполне мог сменить упомянутый Евсевий. Кроме того следует учитывать обстоятельства, в которых составлялся данный документ. Первая половина 1353 г. ознаменовалась появлением в Москве моровой язвы – той знаменитой «черной смерти», которая буквально за несколько лет опустошила почти весь европейский континент. В понедельник 11 марта умер митрополит Феогност. Чуть позже на той же неделе скончались два сына великого князя, а вслед за ними 26 апреля последовала смерть и самого Семена Гордого 192 . (Его духовная грамота писалась в обстановке спешки 193 , и понятно, что в условиях чудовищной эпидемии великий князь вряд ли мог искать Стефана, а на смертном одре взял себе в духовники находившегося под рукой попа Евсевия).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Корыстолюбие Моголов. Твердость Симеона Гордого. Свойства Ольгердовы. Сношения папы с Ордою. Убиение Коротопола. Дела Псковские и Новогородские. Постыдное дело Новогородцев. Война с Магнусом. Псков – брат Новагорода. Хитрость Ольгердова. Браки. Раздел западной России. Ссора Псковитян с Литвою. Ольгерд миротворец. Черная смерть. Земной рай. Белый Клобук. Кончина Симеона. Великий Князь всея Руси. Привидение. Завещание. Св. Алексий. Ссоры Удельных Князей. Обновление Мурома. Начало Троицкой Лавры. Художества в России. Смерть Иоаннова была важным происшествием для Князей Российских: они спешили к Хану. Два Константина, Тверской и Суздальский, могли искать Великого Княжения: другие желали им успеха, боясь исключительного первенства Московских Владетелей. Но Симеон Иоаннович (во время кончины родителя быв в Нижнем Новегороде) также поехал с братьями в Орду; представил Узбеку долговременную верность отца своего, обещал заслужить милость Царскую и был объявлен великим Князем: прочие долженствовали ему повиноваться как Главе или старейшему. Без сомнения, не красноречие юного Симеона и не дружба Ханова к его родителю произвела сие действие, но другая, сильнейшая для варваров причина: корысть и подкуп. Моголы, некогда ужасные своею дикостию в снежных степях Татарии, изменились характером на берегах Черного моря, Дона и Волги, узнав приятности роскоши, доставляемые им торговлею образованной Европы и Азии; уже менее любили опасности битв и тем более удовольствие неги, соединенной с грубою пышностию: обольщались золотом как главным средством наслаждения. Любимцы прежних Ханов искали завоеваний: любимцы Узбековы требовали взяток и продавали его милости; а Князья Московские, умножив свои Доходы приобретением новых областей и новыми торговыми сборами, находили ревностных друзей в Орде, ибо могли удовлетворять алчному корыстолюбию ее Вельмож и, называясь смиренным именем слуг Ханских, сделались могущественными Государями. Симеон, в бодрой юности достигнув Великокняжеского сана, умел пользоваться властию, не уступал в благоразумии отцу и следовал его правилам: ласкал Ханов до уничижения, но строго повелевал Князьями Российскими и заслужил имя Гордого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Анастасии, которую в тот же день освятили и отслужили в ней литургию, а из остального лесу поставили церковь св. Илии; в Торжке также в одно утро построили церковь св. Афанасия; под 1419 годом упоминается мор в Киеве и других юго-западных странах; в следующем году мор начал опустошать северо-восточную полосу – Кострому, Ярославль, Юрьев, Владимир, Суздаль, Переяславль, Галич, Плесо, Ростов; хлеб стоял на нивах, жать было некому; потом мор вместе с голодом опустошил Новгород и Псков; в 1423 году – мор с железою и кровохарканием в Новгороде, Кореле и по всей Русской земле; в 1425 мор был в Галиче, а с Троицына дня в Москве и по другим областям продолжался в следующих годах; явился новый признак – прыщ; если будет прыщ синий, то человек на третий день умирает, если же красный, то выгнивал, и больной выздоравливал; в декабре 1441 года начался сильный мор железою во Пскове и продолжался все лето 1442 года, а по пригородам и волостям – до января 1443 г. Последнее известие о море под 1448 годом: был мор на лошадей и на всякий скот, был и на людей, но не сильный. Таким образом, в продолжение всего описываемого времени встречаем не менее 23 известий о море в разных местах; но если мы обратим внимание, что до второй половины XIV века о море упоминается не более трех или четырех раз и все остальные известия относятся к этой несчастной половине века, то здесь придется по известию на каждые пять лет. Нельзя не заметить, что после успокоения от внешних и внутренних войн, которым наслаждалось княжество Московское, Владимирское и Нижегородское во времена Калиты и Симеона Гордого, с первых же годов второй половины XIV века начинает свирепствовать моровая язва, и скоро потом опять начинаются сильные внутренние и внешние войны; возобновляется борьба Москвы с Тверью, Рязанью, Новгородом, видим опустошительные нашествия татарские и литовские. Несмотря, однако, на это, Димитрий Донской нашел средства вывести на Куликово поле войско, достаточное для победы над Мамаевыми толпами; при этом нельзя забывать того явления что после физических бедствий, пагубных для народонаселения, последнее стремится к увеличению с большею силою; таким образом, на Куликовскую битву явилось молодое поколение, которое родилось уже после страшной язвы, опустошившей Русь в конце княжения Симеона Гордого.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Апостол, воздвигнутому в Царьграде Константином Великим для погребения Греческих Императоров 437 , он назначил в Архангельской церкви усыпальницу себе и своим преемникам. Этот храм, построенный в один год, освящен и 20 Сентября, Митрополитом Феогностом. В летописях и грамотах: сия преименитая церковь , по имени храмового праздника и по своему месту, называется архангелом на Москве и на площади, где близь ее стоял в 1462 году двор Князя Василия Ярославича Владимирского. В Княжение Симеона гордого, 1344 и 46 г. расписали Архангельский собор Русские Великокняжеские иконописцы Захария, Иосиф и Николай с дружиною, а в 1399 г. мастер Феофан Гречин 438 . Здание в 1450 году повреждено громом и сильным вихрем; через 25 лет после того, и пожаром, во время коего разметаны были два застенка храма, где; помещались обетные приделы: Св. Апостола Акилы и Воскресения Христова, возобновленные в 1471 г. на память Шелонской битвы Иоанном III и его воеводами. Храм, бывший в XIV веке преименитым и обширным, в начале XV века оказался ветхим и тесным. Собиратель Русской земли Иоанн III велел его разобрать и в 1505 г. заложил, по образцу Успенского собора, им сооруженного, новый, обширнейший; тогда гробницы Великих и Удельных Князей вынесены были в другую церковь , а вероятнее, в подземные храмины, о коих скажем после. Строение этого храма поручено было Миланцу Алевизу Новому. Оконченный не задолго до смерти своего основателя, он украшен и освящен в царствование сына Иоаннова Василия; тогда перенесены и поставлены там на уготованные места мощи его предков, между которыми и он назначил себе могилу против образа Св. Симеона летопроводца. В день храмового праздника, 1509 года, освящен новый собор Всероссийским Митрополитом Симоном, в присутствии самого Великого Князя. Царь Иоанн Васильевич поставил в новом храме новые иконы, писанные Новгородскими и Псковскими мастерами, после пожара 1547 года, во время коего обгорел и Архангельский собор 439 . Вскоре гроб Василия присоединен к гробам его предков, так как и его царственных преемников, которые одни за другими занимали здесь место до последней отрасли Рюрикова дома, увенчанной мученическим венцом, а гроб новой чуждой отрасли, привившейся к Царственному древу, извергнут вон из святилища.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В расписанном заново в 1644 г. домовом храме рус. митрополитов и патриархов - Ризоположенской ц. Московского Кремля - образы покровителей государя и престолонаследника расположили так же, друг напротив друга, на гранях юго-зап. и сев.-зап. столбов соответственно ( Саликова. 1980. С. 151). Пик создания изображений «нового» святого по объективным причинам приходится на период правления Михаила Феодоровича; по восшествии на престол его сына, Алексея Михайловича, образам ангела первого Романова придается также немаловажное значение, но их количество постепенно уменьшается. Необычной представляется программа росписи алтарной части усыпальницы русских государей - Архангельского собора Московского Кремля, выполненной в царствование Иоанна IV Грозного (настоящая роспись 1652-1666 с воспроизведением первоначальной программы, 1564-1565), где ряд поясных образов 4 Московских святителей, расположенных «по обе стороны горнего места», замыкает лик преподобных отцов - тезоименитых Московских князей, упокоенных в некрополе собора: прп. Симеона Столпника (св. покровителя кн. Симеона Гордого), прп. Иоанна Лествичника (святого вел. князей Иоанна I Даниловича Калиты и Иоанна IV Грозного), прп. Василия Парийского (святого вел. кн. Василия III Иоанновича), а также особо чтимого прп. Сергия Радонежского. Включение в состав святительского чина образов преподобных позволило при возобновлении росписи в царствование Алексея Михайловича поместить в алтарной зоне на вост. пилястре арки прохода из алтаря в жертвенник образ М. М.- небесного патрона первого Романова: полуфигура, обеими руками перед собой держит свиток, напротив - свт. Григорий Чудотворец ( Лебедев. 1880. С. 208; Клевцова. 2006. Ил. на с. 80). Образ святого включен, напр., в монументальный декор храмов Ростовского кремля - ц. Нерукотворного образа Спасителя (Спаса на Сенях) (ок. 1675, поновлена в 1893; М. М. (?) на откосе окна, в свитке надпись: «Терпите, братие, скорби и...») и в Воскресенской церкви (70-е гг. XVII в.) - полуфигура в медальоне, в отведенной левой руке свиток, правая - перед грудью в молении, и др.

http://pravenc.ru/text/2563750.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010