Память К. С. значится в копто-араб. календаре Абу-ль-Бараката (XIV в.) под 29 кихака (25 дек.) и 23 хатура (19 нояб.) (Le Calendrier d " Abou " l-Baraka  t/Éd., trad. E. Tisserant. P., 1915. P. 259, 261. (PO; T. 10. Fasc. 3)). На груз. языке сохранились 2 версии метафрастической (расширенной) редакции Жития К. С. и синаксарное сказание о нем. 1-я версия была переведена на грузинский язык в XI в. Феофилом Хуцесмоназони (рус.- Иеромонах), насельником груз. Иверского мон-ря на Афоне, и сохранилась в коллекции мон-ря в рукописи того же века (Ath. Iver. georg. 20. Fol. 61v - 67). 2-я версия дошла в рукописи XVI в. и была издана (Кут. 4. С. 145-154.- Древний метафрастический сб. 1986. С. 188-196). Обе расширенные версии находятся под 13 сент. Синаксарное сказание было составлено в XI в. прп. Георгием Святогорцем , также подвижником Иверского мон-ря, и включено под 20 окт. в сб. Великий Синаксарь, который сохранился в рукописях того же века в скрипториях разных монастырей (Ath. Iver. georg. 30; Sinait. iber. 4; Hieros. Ратг. georg. 24/25; НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211). Служба К. С., составленная прп. Иосифом Песнописцем , дошла под 12 сент. в 2 груз. гимнографических сборниках XII в. в коллекции Иерусалимской Патриархии (Hieros. Patr. georg. 110. Fol. 65v - 67v; 124. Fol. 48v.- Георгий Мтацмидели. 2007. С. 188-192). Перевод был выполнен в XI в. прп. Георгием Святогорцем, служба содержит стихиру на «Господи, воззвах» 1-го гласа, прокимен и канон. В палестино-груз. календаре Sinait. iber. 34 (X в.) память К. С. отмечена под 20 окт. ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 98, 362). В древнерус. календарях память К. С. встречается под всеми датами, известными из визант. агиографической традиции: 11 сент. (напр., в Месяцесловах Апостола - ГИМ. Син. 722, 1307 г., и Евангелии Симеона Гордого, 1343-1344), 13 сент. (в большинстве месяцесловов), 19 окт. (в месяцеслове Евангелия Мстислава Великого, нач. XII в.) и 20 окт. (напр., в месяцеслове Евангелия - ГИМ. Син. 69, 1358 г.). Постепенно 13 сент. стало единственной датой памяти этого святого.

http://pravenc.ru/text/2458719.html

Закладка собора во имя арх. Михаила в 1333 г. и его освящение митр. Феогностом. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 42 об.) Закладка собора во имя арх. Михаила в 1333 г. и его освящение митр. Феогностом. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 42 об.) В 1333 г. «в одно лето» был построен «на площади» каменный Архангельский собор, к-рый располагался «у великого князя двора» и был освящен 20 сент. того же года митр. Феогностом (Там же. Т. 7. С. 204; Т. 10. С. 206; Т. 15. Вып. 1. Стб. 47; Т. 18. С. 92), и начиная с 1340/41 г. (с момента погребения в нем вел. кн. Иоанна Калиты) собор стал местом упокоения, за редкими исключениями, московских князей. Все храмы, построенные при Иоанне Калите (помимо Петроверигского придела), были украшены росписью в период правления его сына Симеона Гордого. В 1344 г. Успенский собор начали расписывать греч. мастера митр. Феогноста (закончившие работу «в одно лето»), Архангельский собор - рус. иконописцы вел. князя под рук. мастеров Захарии, Иосифа и Николая (собор был «подписан» только наполовину из-за его величины и мелкого письма) (Там же. Т. 7. С. 209; Т. 10. С. 216; Т. 15. Вып. 1. Стб. 55-57; Т. 18. С. 94; Т. 25. С. 175). Весной 1345 г. по повелению незадолго до этого скончавшейся кнг. Анастасии Гедиминовны и на ее средства начались работы по росписи монастырского Спасского собора учениками греков рус. мастерами Гоитаном, Семеном, Иваном и др. (Там же. Т. 10. С. 216). В 1346 г. была окончена роспись Архангельского и Спасского соборов, а также, по-видимому, за один сезон расписана ц. прп. Иоанна Лествичника (Там же. Т. 10. С. 217; Т. 15. Вып. 1. Стб. 56-57; Т. 18. С. 95; Т. 25. С. 175). Вероятно, для последней в том же году были отлиты 3 больших и 2 малых колокола мастером Борисом Римлянином (Там же. Т. 10. С. 217; Т. 15. Вып. 1. Стб. 57; Т. 18. С. 95). Под 1331 г. крепость на Боровицком холме впервые названа в летописях Кремлем в связи с происшедшим в Москве 3 мая пожаром: «погоре город Кремник» (варианты: «погоре город Кремль», «погоре Москва Кремль весь» - Там же. Т. 7. С. 202; Т. 10. С. 204; Т. 15. Вып. 1. Стб. 46; Т. 18. С. 91; Т. 20. Ч. 1. С. 179; Т. 23. С. 103; Т. 25. С. 170; Т. 28. С. 68, 229). По-видимому, вслед. этого и др. крупных пожаров (1335, 3 июня 1337) возникла необходимость в перестройке кремлевских укреплений. В 1339 г. «ноября 25 заложена бе Москва да и срублена тое же зимы, в великое говенье» новая крепость «в едином дубу», т. е. целиком из дуба, строительство к-рой было закончено весной 1340 г., в Великий пост (Там же. Т. 10. С. 211; Т. 15. Вып. 1. Стб. 51; Т. 15. Стб. 421; Т. 18. С. 92). Территория Кремля расширилась в вост. направлении. Однако эти укрепления просуществовали чуть более четверти столетия.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Уже в 1341 г. О. напал на Можайск. В 1345 г. свергнутый с престола кн. Явнут (вероятно, в расчете на династические связи, сохранившиеся со времен брака вел. кн. Владимирского Симеона Иоанновича Гордого и его сестры, Айгусты) бежал через Смоленск в Москву, где был принят и крещен с именем Иоанн. В 1348 г. О. отправил представительное посольство во главе со своим братом, кн. Корьятом (Михаилом), к хану Джанибеку в Орду «и просилъ рати оу царя себ въ помочь» (вероятно, против ордена; по др. версии - против вел. князя Владимирского). Однако по жалобе Симеона Иоанновича Гордого хан, «оже Олгердъ съ своею братию царевъ оулусъ, а князя великаго отчину, испоустошилъ», выдал ему послов О. (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 58). В 1349 г. посольствам О. и Любарта удалось уладить ситуацию и добиться освобождения пленников; были заключены династические браки: О. женился на кнж. Ульяне (Иулиании) Александровне († 17 марта 1392), дочери казненного в Орде блгв. кн. Тверского мч. Александра Михайловича и сестре 3-й жены вел. кн. Владимирского Симеона Иоанновича Гордого - Марии Александровны, а его брат, Любарт,- на дочери кн. ростовского Константина Васильевича. Очевидно, тогда же в ВКЛ был отпущен кн. Явнут (Иоанн), к-рый уже в 1352 г. участвовал вместе с другими литов. князьями в заключении мирного договора с польским кор. Казимиром III Великим. Наиболее последовательным было соперничество с Московским княжеством О. за влияние в Смоленском вел. княжестве и на черниговских землях. В 1352 г. вел. кн. Владимирский Симеон Иоаннович Гордый, воспользовавшись возобновлением войны ВКЛ с Польшей за галицко-волынские земли, добился офиц. признания (как литовскими, так и смоленскими князьями) перехода Смоленского вел. княжества из-под литов. сюзеренитета под московский. В 1356 г. началось новое наступление ВКЛ на смоленские земли: борьба за Ржеву Володимерову (ныне г. Ржев Тверской обл.) проходила с переменным успехом, к 1359 г. литовцы захватили Белую (ныне г. Белый Тверской обл.), а вскоре и Мстиславль (ныне город в Могилёвской обл.

http://pravenc.ru/text/2578375.html

жил вместе со старшим братом прп. Сергия Стефаном ; однако, по др. достоверным источникам, связь святителя и его рода с этой обителью не прослеживается. Примерно до 40 лет А. вел монашескую жизнь. О большей части этого периода известно лишь, что А. «всяко благоизволение иноческого жития исправле и всяко писание Ветхого и Нового закона проиде». Несомненно, в это время он продолжал сохранять связи с великокняжеским двором. По инициативе вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого (принимая во внимание свидетельство летописного рассказа, не ранее 1344) А. был назначен наместником престарелого митр. Феогноста и переселился на митрополичье подворье. Возможно, в период наместничества он выучил греч. язык. Митр. Феогност еще при жизни благословил А. «в свое место митрополитом», 6 дек. 1352 г. А. был рукоположен во епископа Владимирского. Тем самым на короткое время была восстановлена Владимирская епископия, упраздненная в 1299 г. в связи с переселением Киевских митрополитов во Владимир; после возведения А. в сан митрополита кафедра вновь была ликвидирована. В К-поль было направлено посольство от вел. кн. Симеона Иоанновича и митр. Феогноста для получения согласия Патриарха на утверждение кандидатуры А. Уже в это время роль А. в гос. делах Великого княжества Московского была весьма велика - согласно духовной грамоте вел. кн. Симеона († 26 апр. 1353), буд. митрополит оставался советником его младших братьев - князей Ивана и Андрея. (Впрочем, эти пожелания осуществились, вероятно, не в полной мере, т. к. Иван, уцелевший в отличие от Андрея во время эпидемии чумы, находился под сильным влиянием своих бояр, и в первую очередь шурина - тысяцкого Василия Вельяминова.) После возвращения в Москву посольства, заручившегося согласием Патриарха Филофея , А. отправился в К-поль. По дороге он получил в Орде проезжую грамоту (ярлык) от Тайдулы, жены хана Джанибека: грамотой свита, обоз и имущество святителя защищались от всех возможных посягательств, «коли к Царьграду пойдет». В столице Византии А.

http://pravenc.ru/text/81755.html

По свидетельству жития преподобного Сергия Радонежского, это был Богоявленский монастырь в Загородье (современный Китай-город), где святитель Алексий жил вместе со старшим братом преподобного Сергия Стефаном; однако, по др. достоверным источникам, связь святителя и его рода с этой обителью не прослеживается. Примерно до 40 лет святитель Алексий вел монашескую жизнь. О большей части этого периода известно лишь, что святитель Алексий «всяко благоизволение иноческого жития исправле и всяко писание Ветхого и Нового закона проиде». Несомненно, в это время он продолжал сохранять связи с великокняжеским двором. По инициативе великого князя Симеона Иоанновича Гордого (принимая во внимание свидетельство летописного рассказа, не ранее 1344) святитель Алексий был назначен наместником престарелого митрополита Феогноста и переселился на митрополичье подворье. Возможно, в период наместничества он выучил греческий язык. Митрополит Феогност еще при жизни благословил святителя Алексия «в свое место митрополитом», 6 дек. 1352 г. святитель Алексий был возведен в сан епископа Владимирского. Тем самым на короткое время была восстановлена Владимирская епископия, упраздненная в 1299 г. в связи с переселением Киевских митрополитов во Владимир; после возведения святителя Алексия в сан митрополита кафедра вновь была ликвидирована. В Константинополь было направлено посольство от великого князя Симеона Иоанновича и митрополита Феогноста для получения согласия Патриарха на утверждение кандидатуры святителя Алексия. Уже в это время роль святителя Алексия в государственных делах Великого княжества Московского была весьма велика - согласно духовной грамоте великого князя Симеона (ум. 26 апреля 1353), будущий митрополит оставался советником его младших братьев - князей Ивана и Андрея (впрочем, эти пожелания осуществились, вероятно, не в полной мере, т.к. Иван, уцелевший в отличие от Андрея во время эпидемии чумы, находился под сильным влиянием своих бояр, и в первую очередь шурина - тысяцкого Василия Вельяминова).

http://pravoslavie.ru/38316.html

В 1504 г. рядом с западной стеной поставили каменную трехъярусную трапезную, в которой по желанию царицы Евдокии Лопухиной в 1691 г. в третьем ярусе учредили церковь святого Алексея-митрополита. В среднем ярусе устроили церковь Михаила Архангела с приделом святых апостолов Петра и Павла, который был упразднен в 1819 г., затем на его месте освятили придел в честь иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи. Был также устроен еще один придел – во имя святого Александра Команского. На нижнем ярусе была сделана фамильная усыпальница Лопухиных с церковью иконы Знамения Божией Матери. В 1690 гг. около Святых ворот монастыря поставили настоятельский корпус, в этом же веке отстроили братские корпуса. В 1747-1756 гг. стены монастыря стали каменными. По проекту архитектора Казакова рядом со Спасским собором на месте старой колокольни, над святыми воротами, воздвигли новую высотой 73 м. В ней на средства купца С.П. Васильева основали церковь святого Симеона Богоприимца. В середине XVII в. рядом с монастырем рабочие люди образовали слободу, получившую название сначала Андроньевской, а затем Вороньей. У монастыря были приписные крестьяне в количестве 210 дворов на 1700 г. Андроников монастырь был одним из самых богатых: на 1790 г. за монастырем числилось 5,6 га земель под селением, сенокосных земель 4 га, неудобий 4,5 га. Святая обитель использовалась и как место заточения: сюда в 1666 г. в кандалах был привезен проповедник старообрядчества протопоп Аввакум Петров. Его продержали трое суток прикованным к стене в подвале, без воды и пищи, а затем отправили в Андреевский монастырь на Воробьевых горах. В 1812 г. монастырь сильно пострадал от пожара и надругательства французов. При монастыре по традиции было кладбище. Здесь похоронен настоятель Андроник и, по некоторым предположениям, Андрей Рублев. Место могилы, к сожалению, неизвестно. Она уничтожена в советское время. Здесь же где-то покоился прах Симеона Гордого, сподвижника Ивана Калиты. В советское время монастырь был закрыт, было общежитие завода «Серп и Молот». 13 сентября 1927 г. было ликвидировано монастырское кладбище, колокольню в 1930-х гг. взорвали. С 1959 г. в стенах монастыря находится музей Древнерусского искусства имени Андрея Рублева. В 1989 г. собор Спаса Нерукотворного образа передан Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=03109

Кремлевский Спасский собор с обителью стал любимым местом Ивана Калиты, где он молился, отдыхал и раздавал милостыню бедным, для которых устроил приют. По преданию, именно здесь он получил свое прозвище «Калита, означавшее «кошель» или «мошна». Каждодневно являясь в Спасский монастырь, князь вынимал деньги из пристегнутого к поясу кошеля (калиты), который всегда носил с собой, и щедро раздавал милостыню. И сам храм он богато одаривал иконами, утварью, пожалованиями. Монастырь получил статус дворцового. В нем, по примеру отца, Иван Калита принял схиму перед смертью, последовавшей в 1340 году, но упокоен был в Архангельском соборе. Спасский же собор до основания кремлевского Вознесенского монастыря стал усыпальницей для женского населения Кремля – первой в нем была похоронена жена самого Ивана Калиты, княгиня Елена Ивановна, умершая в 1332 году. За ней последовала княгиня Анастасия, жена Симеона Гордого, старшего сына Калиты, который продолжал обустраивать дедовскую и отцовскую обитель, а потом и сам принял в ней постриг. Именно Анастасия, будучи тяжело больной, приказала расписать Спасский собор в мольбе об исцелении. Здесь была упокоена и мать Дмитрия Донского – княгиня Александра. Хан Тохтамыш был первым, кто погубил эту обитель и ее прекрасный соборный храм, мстя москвичам и князю Дмитрию Донскому за Куликовскую битву. 9 сентября 1382 года он обманом ворвался в Кремль, его воины разграбили и сожгли монастырь, а настоятеля Симеона и многих монахов убили. Дмитрий Донской восстановил обитель в прежнем виде, пожаловав ей деньги и угодья. Уже в то время кремлевский Спасский монастырь стал местом великокняжеской молитвы, ибо его Преображенский собор находился рядом с дворцом. Более того, он стал первым домовым храмом московских правителей, поскольку деревянный Благовещенский собор появился лишь в 1397 году. У Спаса на Бору крестили детей, венчались, служили молебны о семье великого князя, в нем государи принимали иноческий постриг, архимандриты Спасской обители были духовниками великих князей и членов их семей. Так, один из настоятелей – Михаил (Митяй), претендент на митрополичью кафедру, был духовником Дмитрия Донского. В 1395 году, словно в награду за усердное попечение о монастыре, у его собора появилась святыня – гробница святителя Стефана Пермского, просветителя зырян (так в древности называлось население Пермского края). Он приехал сюда к митрополиту Киприану, внезапно занемог и умер. Его погребли в Спасе на Бору, несмотря на то, что зыряне просили отдать им тело своего любимого епископа. Его честные мощи пробыли в соборе до революции.

http://pravoslavie.ru/568.html

XIV век был тяжелым временем для Руси — татары разорили практически всю страну, а между русскими князьями шли бесконечные раздоры и междоусобицы. Обеднев от татарских набегов и поборов московского князя, некогда довольно зажиточная семья Варфоломея вынуждена была оставить родную ростовскую землю. Как и многие ростовчане, перебрались они в маленький городок Радонеж — удел младшего сына Ивана Калиты Андрея, где переселенцам были обещаны многие льготы и всяческая помощь. Было это в 1328 году. После смерти родителей, в 20-летнем возрасте, Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном, к тому времени овдовевшим и принявшим монашеский постриг, поселился в 10 верстах от Радонежа в глухом лесу на горе Маковец у речки Кончуры. Здесь они срубили убогую келью и маленькую церковь, которую освятили в честь Святой Троицы. Так в 1337 году было заложено основание знаменитой впоследствии обители преподобного Сергия. Вскоре Стефан, не выдержавший суровой жизни, ушел в Москву, в Богоявленский монастырь. Кстати, впоследствии, будучи архимандритом, Стефан стал духовником великого князя Симеона Гордого, а его сын — святой Феодор — будет духовным отцом государя московского, благоверного князя Димитрия Донского. Варфоломей же, постриженный на 23-м году жизни в монашество с именем Сергий (что у древних римлян значило «высокий, почтенный»), два года жил один. Тяжела была жизнь в «пустыне»: мимо его одинокой кельи пробегали голодные волки, готовые растерзать инока, бродили медведи, бывало ему холодно и голодно… Но какая-то чудесная сила, жившая в нем, заставляла переносить все тяготы и невзгоды — во всех скорбях и искушениях был с ним Господь! Незримая помощь Божья по усердным молитвам молодого монаха поддерживала и охраняла от всех напастей, ободряла и укрепляла усердного и верного раба Господня. Как сказано в святом Евангелии: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5: 14), так не могли укрыться и подвиги Сергия, и вскоре о необыкновенном пустынножителе повсюду стала распространяться молва. Одни говорили о его трудолюбии и строгом воздержании, другие удивлялись его простоте и незлобию, третьи рассказывали о его власти над злыми духами — все поражались его смирению и душевной чистоте. Из окрестных сел и деревень к обители Сергия начали пробираться многие: кто обращался к нему за советом, кто желал насладиться его душеспасительной беседой — всякий слышал от него доброе слово, возвращался утешенный и успокоенный.

http://pravoslavie.ru/2590.html

В 1261 г. Подонье перешло под управление новоучрежденной епископской кафедры в Сарае. В кон. XIII в. между Сарайским митр. Максимом и Рязанским митр. Петром начался спор из-за Червлёного Яра - территории между реками Воронеж и Дон, Ворона и Хопёр, достаточно плотно населенной правосл. татарами. Хотя Червлёный Яр входил в Золотую Орду, он считался частью Рязанской епархии. В относящихся к данному спору документах, свидетельствующих о развитой церковной жизни в Придонском крае, упоминаются диаконы, священники, монахи, игумены. Притязания Сарайского владыки были положительно решены в 1342 г., с этого времени епископы Сарайские стали именоваться также и Подонскими. Однако в кон. 40-х гг. XIV в. из-за протеста Рязанского владыки и давления вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого митр. Феогност (по др. сведениям, митр. свт. Алексий при вел. кн. Иоанне II Иоанновиче Красном в сер. 50-х гг. XIV в.) вновь передал Червлёный Яр в ведение Рязанских архиереев. Правая сторона Дона осталась у Сарайских епископов, граница между епархиями проходила от Червлёного Яра по рекам Дон и Хопёр. С нач. XV в. резко уменьшилось слав. население в Ср. и В. Подонье, превратившемся в Дикое поле, где кочевали орды татар. В сер. XVI в. возобновилась рус. колонизация Ср. Подонья, восстанавливались старые города, строились новые. В 1585 г. была поставлена крепость Воронеж, по-видимому, в том же году в крепости возвели соборную Благовещенскую ц. с приделом во имя свт. Николая. В 1594 г. в Воронеже был учрежден воронежский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь . Вскоре после основания города начали строиться храмы по инициативе горожан. Так, в 1587 г. свящ. Никита переселился в Воронеж из Ряжска и на собственные средства поставил Никольскую ц. в Стрелецкой слободе, снабдив ее необходимой утварью. Дозорная книга Воронежского у. 1615 г. содержит сведения о построенных в слободе полковых казаков священниками Афанасием и Космой Павловым на свои средства церквах в честь Рождества Христова, во имя вмч. Георгия (теплая), во имя вмц.

http://pravenc.ru/text/155256.html

В первый раз, когда сей неведомый миру инок под видом юродивого посетил Великий Новгород, он уже проявил таящуюся в нем благодать Божию. Толпа детей на улицах стала ругаться над его юродством, бросая в него камни и всякую нечистоту, но блаженный не радел о них; увидев отрока, тихо стоящего около дома церковного, он взял его за власы, поднял выше себя и возгласил: «О Иоанн, учись книгам прилежно, ты имеешь быть архиепископом Великому Новгороду». И действитльно отрок сей, отданный матерью, ради сиротства своего, в научение некоему дьякону, был впоследствии знаменитым Святителем Ионою, которого нетленные мощи доныне почивают в обители Отенской, им основанной за 40 верст от Новгорода. Подобало, однако, прославиться и тому, кто возвещал славу других, как собственную. Однажд, удельный князь Константин Дмитриевич, сын витязя Донского и брат державствовавшего тогда Василия, будучи наместником Новгорода, пришел посетить обитель Троицкую, настоятель коей Феодосий был его отцом духовным. После Божественной литургии, во время трапезы, которою угощал благочестивый князь всю братию, игумен велел старцу читать житие многострадального Иова. Тронутый сдадостию голоса князь подошел к читавшему и внезапно с глубоким уважением ему поклонился, воскликвув: «Это Михаил, сын Симеонов!» Но праведный отвечал ему: «Один Бог , создавший меня, ведает кто я». Игумен стал увещевать его, для чего не хочет открыть своего имени, и старец сказал ему: «Да будет тебе известно, что меня зовут Михаилом». Но князь Константин, не довольствуясь столь смиренным отзывом, в свою чреду сказал игумену: «Да будет тебе известно, что старец сей ближайшими узами родства соединен с нами». И все с бдагоговением воззрели на мнимо юродивого. Кто же был сей Михаил, сын Симеонов? Отнюдь не меньше, как сам законный наследник державы Российской по праву старейшинства, если бы только он искал царства земного вместо небесного, ибо Димитрий Донской, отец обличившего его князя Константина, происходил от Великого князя Иоанна Калиты, только чрез младшего его сына Иоанна, а Михаил был сыном старшего, Великого князя Симеона Гордого, и так как новое право престолонаследия сына по отцу началось только со времен Димитрия Донского, то Михаил, как старший в роде, долженствовал бы наследовать престол по кончине дяди своего, Великого князя Uoahha II .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010