363. Покровская , женская пустынь, приписная к Анастасиину-Крестовоздвиженскому мон., Костромской губ. и уезда, в 80 вер. к сев. от Костромы, в Беркинской даче, на берегу рч. Шачи. Основана в 1886 г. игуменьею Мариею с благотворительными учреждениями. “Церковн. ведом.”, 1889 г., 13, прибавл., 371. 364. Покровская , женская, единоверческая община, в областн. гор. Уральске. Учреждена в 1880 г. в удовлетворение желания местных жителей и на их средства. “Собр. узак. и расп. правит.”, 1860 г., 99, ст. 743; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1881 г., 70. 365. Покровская – Быковская , женская община, Ярославской губ., Моложского у., в 35 вер. к юго-зап. от Мологи. Учреждена с больницею в 1885 г. в пожертвованном вдовою капитана Елисаветою Ермолинскою имении, сельце Быкове. В 1889 г. последовало освящение каменн. церкви Покрова. “Собр. узак. и распор. правит.”, 1885 г., 103, ст. 860; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1885 г., 191; “Церковн. вед.”, 1889 г., прибавл., 45, 1367 (история общины). 366. Покровская – Медянская , женская община, при селе Медяне, Симбирской губ., Курмышского у., в 65 вер. в юго-вост. от Курмыша, при р. Медяне. Учреждена в 1877 г. на средства крестьянки Ольневой и неизвестных благотворителей, пожертвовавших 22.000 р. и 138 десятин земли. “Собр. узак. и расп. правит.”, 1877 г, 103, ст. 1017; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1877 г., 167. 367. Покровская – Кирилло – Челмогорская или Богоявленский Чермогорский, также Успенская – Челменская или Чермозерская , мужская пустынь, заштатная, при погосте Челмозерская Пустынь, Олонецкой губ. Каргопольского у., в 53 вер. к зап.-сев. зап. от Каргополя, при оз. Челмозере и недалеко от южной оконечности оз. Лекшмозера. Основана в XIV ст. преп. Кириллом, скончавшимся в 1367 г. 8 декабря, в каковой день чтится его память; мощи почивают здесь под спудом. С 1721 г. находилась под ведением архимандритов Спасовой-Строкиной пустыни, в 1764 г. упразднена, а впоследствии получила самостоятельность и в 1889 г. находилась под управлением строителя, иеромонаха Самуила. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 654, 698; Ратшин, 424; Озерецковский, “От СПб. до Ст. Руссы”, 49; “Словарь ист. о свят.”, 151; “Памят. кн. Олон. губ.”, 1857 г., 141; 1858 г., 171; 1860 г., 26; 1867 г., Отд. III, 27, 28; Токмаков, “Справ. указ. ист. матер.”, I, 7 (О межевании в 1685 г. в г. Каргополе Чемогорского м-ря по писцов. книгам монастырской земли); Строев, “Список иер. и наст. м-рей”, 1004, 15; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 177, 341; Ключевский, “Жит. свят.”, 321; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, II, 100 (сказано, что основан в XI ст. преп. Кириллом); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, I, 562 (прошение 1721 г. архим. Иосифа Стасовой-Строкиной пустыни о жалованьи; м-рь в 1713 г. получал жалов. 6 р. 20 алт.); II, ч. 1, 1109 (о том же 1722 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Окружена была она множеством народа; всякий спрашивал о чем-нибудь и ожидал ответа. Я как взошла, так и поклонилась ей у постельки, тоже и сестра моя сделала, но мы дали свободу прочим окончить, а она не сводила глаз с меня в течение целого часа времени. Потом стали мы ближе подходить к ней, и она так скоро обернулась на бок на постельке своей и начала сестру мою бить кулаком; несколько ударов дала и что-то про себя ворчала. Конечно, и сестра и я довольно испугались. Я стояла у ног ее и ждала, что еще будет. Она обернулась опять по-прежнему и ласково стала глядеть на меня и что-то шептала губами. И минуту спустя приподнимается несколько с изголовья и вытягивает ножку свою (но не помню, которую) и касается моего живота, даже в самое больное место, и крепко упирается в него ногой. Конечно, для нас было понятно то и другое. И с того времени я никогда не ощущала болезни в животе моем, и до сего времени без всякого затруднения пою на клиросе». б) Послушница Покровской женской общины, что при селе Медяни Курмыжского уезда Симбирской губернии, Надежда Александровна Разстригина писала М. П. Петрову от 26 марта 1884 года следующее. 1 ) «В 1874 году 5 мая дочь курмыжского крестьянина Разстригина, ныне недостойная послушница Надежда Покровской женской общины, что при селе Медяни Курмыжского уезда Симбирской губернии, со своей матерью шедши в Киев для поклонения тамошней святыне, были мимоходом в Серафимо-Дивеевском монастыре у блаженной старицы, прозорливой Пелагеи Ивановны, для получения от нее благословения на путешествие. Увидав блаженную старицу, моя родительница сказала ей: «Матушка, я со своей дочерью иду в Киев, благословите нас на путь». Получив ее благословение, мать моя опять спросила: «Схожу ли я благополучно в Киев?» Тогда блаженная старица раскрыла глаза, сложила руки на груди и легла впереди на лавку, сделавшись как бы мертвой, сказав: «Я умру». Родительница моя, услышав это, заплакала и спросила: «Матушка, я, верно, помру дорогой?» Блаженная старица отвечала ей: «Молоденькая дочка помрет».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Но таким делением не вводилось окружного управления в Русской Церкви, напротив отвергалась мысль о подчиненности одних архиереев другим, даже в виде только надзора ( И. Покровский . Екатерининская Комиссия о составлении проекта Нового Уложения и церковные вопросы в ней (1766 – 1771 гг.). Казань. 1910 г., стр. 117. 787 В 1781 г. было уже 19 генерал-губернаторских округов, I. Московская губерния составляла отдельный округ, во главе которого стоял наместник или генерал-губернатор – кн. Долгоруков-Крымский, II. С. – Петербургская губ. и Выборгское наместничество с генерал-губернатором – кн. А. М. Головиным, III. Тверское и Новгородское наместничества – граф Брюс, IV. Псковское и Смоленское – кн. Репнин; V. Могилевское и Полоцкое – граф Чернышев, VI. Орловское и Курское – кн. Прозоровский, VII. Харьковское и Воронежское – Щербинин, VIII. Тамбовское и Рязанское – Каменский, IX. Тульское и Калужское – Кречетников, X. Ярославское и Вологодское – Мельгунов, XI. Владимирское и Костромское – граф Воронцов, XII. Нижегородское и Вятское – Ступишин, XIII. Пермское и Тобольское – Кашкин, XIV. Колыванское и Иркутское – Якоби, XV. Уфимское и Симбирское – Апухтин, XVI. Казанское и Пензенское – кн. Мещерский, XVII. Саратовское, Астраханское, Азовское и Новороссийское – кн. Потемкин, XVIII. Киевское, Черниговское и Новгородсеверское – граф Румянцев-Задунайский, XIX. Рижское и Ревельское – граф Броун, (К. Арсеньев. Статистические очерки России. Спб. 1848 г. стр. 113–115). В 1784 г., как известно, Азовское и Новороссийское наместничества соединены в одно Екатеринославское наместничество, во главе которого встал ген.-майор Синельников, а Потемкин стал именоваться генерал- губернатором Екатеринославским, Саратовским и Астраханским (Записки Одесск. Общ. Ист. и Древ. III, стр. 126–129). Арх. Св. Син. д. 1784 г. 28. л. 107. 1799 г. 24, л. 168. По справкам Харьков от Суздаля – в 799 вер., Пенза от Переяславля-Залесского – в 660 вер., а Симбирск – в 730 вер.; Пенза и Симбирск от Устюга – ок. 900 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Эти деньги, хотя собирались и каждый год, но не одинаково, смотря по числу принятых в училище, от 8 до 30 рублей. Смотрители училищ иногда не взыскивали эту подать с детей сирот, но за то они, по скудности ли средств к содержанию училища, или в своих корыстных видах, иногда излишними поборами притесняли подведомых священно-церковно- служителей. Алатырский смотритель протоиерей Иван Миловский подлежал суду консистории и находился под следствием по доносу священника Ивана Зефирова в разных поборах с подведомого духовенства и притеснениях 29 . Главное содержание училища получали от академии. Она ежегодно высылала на каждое училище по 143 р. Из этой суммы 118 р. назначалось на содержание учителей, а остальные деньги на содержание училища; на экстраординарные надобности иногда посылались деньги из неокладной суммы. Смотритель, как хозяин училища и блюститель благоустройства оного, в конце полугода, и при истечении каждого года, отсылал в академическое правление для ревизования о приходе и расходе училищных сумм счеты. Служителей для домашнего обихода и службы в училищах академическое правление выбирало из безграмотных и урослых детей священно-церковно-служительских. Академия старалась обеспечить жизнь училищных учителей; по ее ходатайству наставники училищ пользовались доходами от предоставленных за ними священнических мест. В таких видах академического начальства учитель алатырского училища Василий Левашов пользовался и годовым жалованьем и доходами от священнического места, предоставленного казанск. округа в селе Чурилине. Академия на свои деньги старалась предоставить своим училищам более удобные помещения. Это подтверждает напр. дело о покупке академиею у симбирского мужского Покровского монастыря каменного двухэтажного корпуса для симбирского русского училища за тысячу рублей. Представим извлечение из этого сложного и вместе интересного дела. С начала своего заведения до 1806 года училище симбирское помещалось в одной половине каменных настоятельских покоев Покровского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23 июня Матрёна, Варя и Дуня отправились в деревню Касмакову, «шли 10 верст. Боялись, что нас кто-нибудь заметит из крестьян по дороге и мы тогда пропали, беда, как тяжело жить - ужас». Несколько дней прожили там у знакомых (или родственников), скрываясь от постороннего глаза. «27 июня. Надоело жить в Касмаковой, хотя тут и чисто и принимают нас радушно, но скрываться уж очень тяжело, целыми днями сидишь на полу, чтобы никто нас не заметил, а если кто заметит да донесёт красногвардейцам о нас - значит мы пропали; с нами они покончат, а бедные наши, наверное, там дрожат, боятся. А Боре еще хуже и опаснее, живет в лачужке грязной вот уже 17-ый день и боится за меня и за себя. Господи, спаси нас и помилуй. Да, тяжёлое время приходится переживать». Меж тем, 28 июня Борис Николаевич оставил своё убежище в Покровском и стал пробираться к белым. Вместе с отрядом белогвардейцев в тот же день вернулся в Покровское, чтобы забрать жену. И той же ночью всё с тем же отрядом Матрёна и Борис Соловьёвы покинули Покровское. Добрались на лошадях до Бачилина, а оттуда уже вдвоём выехали в Тобольск. «30 июня. А все-таки у Бори нервы еще не прошли, пока ещё всё сердитый, неприятно немного, но ничего, Бог даст пройдёт, много ему, бедному, пришлось пережить, и тюрьма, и расстрел, и скрыванье от красногвардейцев, да чего только не было, как только пережили всё это, один Господь спас. Задолго до приезда красногвардейцев к нам в дом страшно трещала в переднем углу Матерь Божья; мама и все старшие на это обратили внимание, а мы с Варей засмеялись, что они на каждый пустяк обращают вниманье, мама все говорила, вот будет неприятность, и, действительно, вскоре нам пришлось пережить большую трагедию». Соловьёвы решили пробираться в Симбирск, где жила бабушка Бориса Николаевича. В Симбирск можно было добраться только через Омск, т.к. Екатеринбург был занят красными. 1 июля поездом отправились из Тобольска в Омск. В Омске пересели в другой поезд, который следовал через Петропавловск в Челябинск. Ехали в вагоне с «противными» китайцами.

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/04/...

Он находился в известной по актам XVII в. Арбугинской волости, лежавшей по Волге ниже нынешнего Симбирска на правой ее стороне и состоявшей из сел Панского, Криуши, Шиловки, Тушны и Ключищ (см. приложенную при сем карту городищ). Арбугины горы значатся уже в одной грамоте 1631 года 67 , данной Тетюшскому Покровскому монастырю «на монастырские воды – на озеро Белое по конец Арбугиных гор на луговой стороне (Волги) против Косломского яру, да на горах озеро Торопово, озеро Подгорное, озеро Княинка... да две волошки Щучья и Криуша» 68 . Эти Арбугинские горы, без сомнения, суть выдающиеся по берегу Волги массы Тушнинских и Шиловских гор. Высшая точка их, так называемая Шиловская Шишка, выдвигается высоким конусом, имея над Волгою до 85 сажен высоты 69 . В 7173 (1665) году по указу царя Алексия Михайловича заведена здесь, на Арбугинских полях, десятинная пашня и построены на тех пашенных полях дворцовые волостные беглые крестьяне 70 . В переписных книгах Семена Нестерова 7186 (1678) г. эту Арбугинскую волость, имевшую свое особенное управление, составляли вышепом. пять слобод: Кременская, Шиловская и др., в коих оказалось 333 двора крестьянских и 266 бобыльских; они пахали на Великого Государя по 130 десятин в поле, а вдву потомуж 71 . Соображая теперь слова Олеария о городе Арбухиме, стоявшем на горе сего имени, мы должны принять, что он стоял на месте городища близ села Криуш, в 30 верстах от Симбирска и в 20 от Сингилея, на берегу Волги 72 . Вот что благосклонно писал нам об этом городище о. благочинный и протоиерей гор. Сингилея К.С. Базилевский в прошлом 1870 г.: «близ Криуш на высоком утесе, по известию ко мне священника сего села, еще и теперь видны развалины городка, на берегу реки Арбужки, впадающей в Тушонку. Крестьяне рассказывали ему (священнику), что на этом городке находили прежде много металлических вещей, относящихся к оружию, украшению женщин и лошадей, а также вырывали и выпахивали на этом месте много глиняных вещей, но ничего этого не сохранено по их невежеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

Возвращенный профессор Ильминский стал преподавать только одни языки. На кафедру противомусульманской полемики, по рекомендации Г.С. Саблукова и Н.И. Ильминского , был назначен успевший уже поступить в преподаватели Казанской семинарии Е.А. Малов. Академическая его служба в звании бакалавра началась с 26 июля 1863 года и продолжалась до его выхода в отставку 15 августа 1911 г. в звании заслуженного ординарного профессора. Е.А. Малов родился в 1835 г. в Симбирской полуинородческой епархии, в которой миссионерский вопрос был весьма настоятелен, как и в Казанской. Еще в Симбирской семинарии он изучил миссионерские науки против мусульманства; в академии он усердно занимался ими под руководством проф. Саблукова. Татарским языком он владел в совершенстве, еще будучи студентом академии. По окончании академического курса в 1862 г. он, по воле начальства, получил ненадлежащее назначение на богословские предметы (помощником ректора) Казанской семинарии. К счастью, он прослужил там недолго. Академические профессора во главе с Н.И. Ильминским возвратили его в академию на его специальность. С воодушевлением принялся молодой бакалавр за дело. Он любил свой предмет, который сделался для него до самой смерти любимым делом. Всю жизнь он посвятил миссионерскому служению, хотя покойного иногда насильно отрывали от любимого дела. Как профессор Евфимий Александрович обращал особенное внимание на полемику против мусульманства, и в этом направлении шли его занятия со студентами. Вместе с академической службой началась практическая деятельность Евфимия Александровича. Стараясь на практике приложить свои знания, он входил в самые близкие и непосредственные сношения с татарами и постоянно вращался среди крещеных и некрещеных татар. Инородцы – татары, чуваши и др.– звали его «Япей бабай», т.е отец или дед Ефим. Внешний вид покойного (с 1869г. – священника) даже в молодости был почтенным. Евфимий Александрович имел замечательную бороду на открытом, веселом и всегда благодушном лице. Волос на голове у него было всегда необыкновенно мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Капитон Иванович, конечно, не имел ни времени, ни сил обработать все собранные им многочисленные и разнообразные исторические материалы, а к составлению историко-статистического описания Симбирской епархии и не приступал. Обилие и разнообразие материалов, совершенно необработанных, несомненно, действовали на него подавляющим образом и задерживали издание и тех исторических работ, которые он почти закончил ещё во время пребывания в Симбирске. Он осознавал необходимость дополнить и исправить эти работы на основании добытых им новых исторических данных и переделывал составленные ещё в Симбирске описания монастырей и пустынь. Эти переделки иногда существенным образом изменяли его прежние описания. Например, в переписанном уже набело описании Алатырского Киево-Николаевского монастыря он зачеркнул первые страницы и написал их вновь на основании найденных им новых документов. Но, очевидно, Капитон Иванович не имел достаточно свободного времени для того, чтобы совершенно исправить свои описания Симбирских монастырей и приготовить их к печати. Поэтому напечатаны им немногие из этих описаний, притом некоторые даже в неисправленном виде. Вскоре после приезда в Москву, в 1852 году, он издал «Описание Симбирского Спасского девичьего монастыря», в 1867году напечатано его «Историческое описание бывших в городе Самаре мужского Спасо-Преображенского и женского Спасского монастырей» (в примечании к заголовку описания сказано, что оно составлено в 1849 году и дополнено в 1850 году); в 1869 году помещено в Археологическом Вестнике «Описание Кашпирского Благовещенского Симеонова монастыря» (в отдельном оттиске к его заголовку сделано примечание, что оно составлено в 1849 году; значит оно напечатано по первоначальной редакции, без изменений, которые следовало сделать в нём на основании данных, заимствованных Капитоном Ивановичем в 1855 году из Синодального архива в Петербурге); в 1870 году помещено в Симбирских губернских ведомостях «Описание Симбирского Покровского монастыря». Два описания: Симбирского Успенского монастыря и Соловецкой пустыни напечатаны были в Симбирском Сборнике 1870 году без ведома их автора, притом первое по неисправленной редакции. В 1871 году Капитон Иванович вел переговоры с московскими типографиями о напечатании описаний всех монастырей Симбирской епархии, но в следствии недостатка времени и средств, а может быть в следствии болезни, которая в следующем 1872 году свела его в могилу, мог докончить этого дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

Досифеева-Троицкая Дружининская-Зосимо-Савватиевская Владимирская Духов-Нижегородский Владимирская Духов-Алатырский Пензенская Духов-Троицкий-Скопинский Новгородская Дедовская-Троицкая Евфимиев-Благовещен.-Плотинский Олонецкая Егломская Калужская Екатерининский-Верховятский Олонецкая Жерновский-Никитский Новгородская Живоносного-Источника Новгородская Жукова-Богород.-Успенская-Салдовская Владимирская Загорицкая С.-Петербургская Задне-Никифоровская-Спасская-Вашеозерская Зачатейский-Георгиевский С.-Петербургская Зачатейский в Торгу Калужская Златоустовская-Ройская Вологодская Знаменский-Богород.-Красногорский Московская Знаменский-Городецкий-Красногривский Вологодская Знаменский-Капшин Зоринская Новгородская Зосимо-Савватиевская-Оханская Тверская Ивановская-Покровская Ивановский-Нижегородский Калужская Ивановский-Тверской Новгородская Иванский на Малышевой Горе Новгородская Изосимина-Успенская-Сестринская Нижегородская Илоезерская-Иродионова-Озадская Новгородская Ильинская-Машеозерская Вологодская Ильинская-Плесская Ильинский-Трубчевский Нижегородская Ильинский-Вяземский Симбирская Ильинский-Козловский Рязанская Ильинский-Новосильский Вологодская Ильинский-Богоявлен.-Саранский Новгородская Ильинский-Воскресен.-Устюженский Олонецкая Ильинский-Завеличский Вятская Ильинский-Запсковский Рязанская Ильинский-Мокрый Нижегородская Ильинский-Свирский Костромская Ильинский-Успен.-Тюменский Иннокентиев-Спасо-Преображен. -Комельский Новгородская Иоанно-Богослов.-Костельников Олонецкая Иоанно-Предтечева-Суджанская Казанская Нижегородская Казанская-Богород.-Костромская Псковская Казанская-Рябинина Ярославская Казанский-Коротоякский Орловская Казанский-Ядринский Владимирская Казанский-Тамбовский Казанский-Богород.-Лысковский Тверская Казанский-Богород.-Шатрищегорский Тверская Казанско-Богород.-Жадовская-Пичерская Пермская Кандалашский-Богород.-Рождеств.-Кокуев Симбирская Каменский-Успенский Нижегородская Капитоновская-Княгинина-Ржаницына Тверская Карповский-Троицкий-Соловецкий С.-Петербургская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Далее, видимо, планы пришлось изменить (записи в дневнике за эти дни отсутствуют). В результате 10 июля вернулись в Омск и ночевали на пристани, откуда пароходом по Иртышу плыли до Тобольска. 18 июля на пароходе «Андрей Первозванный» из Тобольска вернулись в Покровское. «23 июля. Приехала комиссия искать тело убитого Гермогена, нашли в воде его обмотанного веревками и руки связаны назад, мучили, говорят, его, бедного, страшно, ах, какие мерзавцы большевики, не лучше бы им и не хуже, Господи, накажи их. Завтра ждут Епископа Еринарха из Тобольска и тогда повезут Гермогена хоронить в Тобольск. «. «25 июля. Как жутко проходить мимо церкви, в особенности вечером, идешь - темно-темно и ни одного человека нету на улице, вся деревня спит, видишь в церковной ограде горит свеча, диакон читает всю ночь евангелие у Епископа Гермогена на могилке. Стараюсь реже ходить в верхний край, чтобы не видеть жуткой картины. Сегодня приехал Епископ Еринарх за телом убиенного, служили панихиду. Я сильно плакала, вспомнила сейчас же папу, как его отпевали, стоять было немыслимо, хотелось зарыдать». Соловьёвы снова решили ехать в Симбирск. 27 июля на лошадях выехали в Тюмень. В Тюмени 28 июля остановились у Стряпчевых. На следующий день 29 июля поездом отправились в Омск. 30 июля - Омск. Оттуда через Петропавловск поездом до Челябинска. Проезжая Курган, посетили невесёлые раздумья: «Здесь уже пошли строгости, надо брать пропуска, т. к. близко фронт. Господи, что же это такое - брат на брата идёт. Всех офицеров забирают, боюсь, как-бы Борю не забрали, и он тоже боится этого. Да и за что драться?». 2 августа достигли Челябинска. Оттуда также поездом до Самары. 4 августа на пароходе «Фортуна» отправились из Самары в Симбирск. 6 августа были в Симбирске у бабушки Бориса Николаевича. В Симбирске от праздного времяпрепровождения Матрёна и Борис испытывали сильные приступы скуки. Единственный радостный день - 12 августа, когда «с тётками, дедушкой и Борей ездили пикником недалеко от Симбирска в лес, ах, какая там прелесть... На берегу Волги, лес - столетние сосны; мы разложились под двумя соснами; пили чай, ели вкусные пироги, жарили шашлык, ну и вкусно же было - замечательно. Целый день была на воздухе, в саду воровали сливы, вишни, как интересно... Вечером ходила в театр с Борей, я была одета лучше всех, на меня все обращали внимание».

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/04/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010