Безусловно, каждое начинание сопряжено с определенными трудностями, на долю же Симбирской семинарии их выпало слишком много. Это и продолжавшееся долгое время определение здания под будущую семинарию, и проблемы, возникшие уже после его покупки, наконец, неопределенность с руководством семинарии и преподавательским составом. В течение первого года существования семинарии было допущено большое количество административных и экономических ошибок как со стороны ректора архимандрита Гавриила, так и со стороны инспектора, эконома, смотрителя и некоторых преподавателей. В том же 1841 году, 25 августа, Синод определял следующее: архимандрита Гавриила, по замеченной вторичной неспособности к исполнению обязанностей ректора (архимандрит Гавриил был ректором Орловской семинарии, где так же допустил беспорядки разного рода, за что был уволен), уволить от ректорской должности в Симбирской семинарии и от Духовно-училищного ведомства, оставляя за ним управление Казанским Успенским Зилантовым монастырем. Ректором Симбирской семинарии и профессором богословских наук определен инспектор Черниговской семинарии архимандрит Иоанникий . Были уволены инспектор Благовидов, эконом иеромонах Мелхиседек, объявлено замечание смотрителю, протоиерею Любимову за вмешательство в не принадлежащие ему дела . Но уже после первой ревизии семинарии архимандритом Филаретом (с 25 сентября по 30 октября 1841 года), ректором Московской духовной академии, определившей круг неустройств и «беспорядков» семинарии, дела наладились. За десять лет управления епархией архиепископ Анатолий успел сделать многое. Главным делом его жизни стало учреждение Симбирской духовной семинарии. 15 сентября 1841 года произошло другое важное событие – был освящен Свято-Троицкий кафедральный собор – храм-памятник героям Отечественной войны 1812 года. Именно по благословению владыки Анатолия прошло и погребение блаженного старца Андрея на кладбище Покровского монастыря. Архиепископ Анатолий «по глубокой старости и упадку сил, вследствие прошения» был уволен на покой 7/19 августа 1842 года . Период с 1842 по 1844 год владыка провел в Сызранском Вознесенском монастыре.

http://pravoslavie.ru/31253.html

Макарьевского округа и Васильевского окр. – 2 церкви; из Тамбовской епархии – по Воронежской г. Павловского и Бобровского округов – 4 церкви – в Воронежскую епархию, Нижегородской губ. – 2 починковские церкви – в Нижегородскую, а по Симбирской губ. единственную церковь Корсунского окр., оставшуюся в Тамбовской епархии – в Казанскую епархию, потому что в ней из Симбирской губ. церквей больше, чем в других епархиях. После такого распределения церквей по ближайшим епархиям, церкви Казанской епархии оказались не в 9, а четырех губерниях: Казанской, Уфимской, Симбирской и Саратовской, церкви Нижегородской епархии – вместо –5, также в четырех губерниях: Нижегородской, Симбирской, Пензенской и Саратовской, церкви Тамбовской епархии, вместо – 7, также в четырех губерниях: Тамбовской, Пензенской, Саратовской и Рязанской. Сношения подведомственных церквей с епархиальными центрами сделались также более удобными. 843 Церковь Кананикольского завода, из-за которой весь сыр-бор загорелся, поступила в ведение Казанской епархии. Завод, после смерти хозяина капитана Мосалова, достался его наследникам – жене и детям. Наследники выполнили все условия, предъявленные им еще вятским епископом Лаврентием; они дали на содержание священника 40 р. деньгами, ржаной муки – 100 пуд., круп – 10 пудов и солоду – 30 пудов, а причетнику половину того. Но по штату положено при заводской церкви быть двум причетникам, об этом умалчивали наследники. Казанский архиерей дошел до Синода, а все-таки настоял на втором причетнике и обязал наследников положить ему оклад – половину священнического. 844 Уральские казаки, узнав, что 6 их церквей приписаны к Астраханской епархии, долго спустя, решили просить возвратить их в Казанскую епархию. 31 января 1795 г. митрополит новгородский Гавриил представил Св. Синоду два письма, полученные им от полковника Уральского войска Даниила Данскова. Полковник Дансков «при всегдашнем воображении многих опытов милостивого благоволения митрополита Гавриила и возбужденный сими чувствами», осмелился приступить к владыке с покорнейшей просьбой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Приступив к обозрению монастырских архивов, Капитон Иванович нашел их в крайне беспорядочном состоянии, исключавшем всякую возможность пользоваться ими для научных изысканий, и прежде всего вынужден был заняться приведением этих архивов в надлежащий порядок. В 1847 году он разобрал архив Симбирского Покровского монастыря, расположил хранившиеся в нем документы и дела в хронологическом порядке, собрал их в несколько объемистых томов, названных им столпами, перенумеровал документы и присоединил к каждому тому подробное оглавление вошедших в него актов. В последствии Капитоном Ивановичем приведены в порядок и архивы монастырей Симбирского Спасского, Алатырских Троицкого и Киево-Николаевского и Сызранского Вознесенского. Приводя в порядок монастырские архивы, Капитон Иванович вместе с тем делал подробные выписки или только краткие извлечения из найденных в них документов, по содержанию своему относившихся к интересовавшим его церковно-историческим вопросам, а некоторые рукописи брал себе в подлинниках. Вместе с разбором и изучением монастырских архивов Капитон Иванович обследовал архивы Симбирского и Самарского духовных правлений, Симбирского и Ставропольского Троицких соборов и некоторых церквей и даже частных лиц, для чего предпринимал неоднократные поездки по епархии. Во время этих поездок он снимал копии с найденных в церквах и у частных лиц старинных грамот, с надписей на антиминсах, храмозданных крестах, иконах, богослужебных книгах, колоколах и т.п.; собирал также и записывал местные предания старожилов, рисовал планы местностей, бывших городищ и т. п. Так как Курмышский и Алатырский уезды, из которых последний заключал в себе и теперешний Ардатовский уезд, до образования Симбирской епархи входили в состав Нижегородской епархии; то Капитон Иванович ездил в Нижний Новгород и в архив тамошней консистории разыскивал дела и документы, касавшиеся истории курмышских и алатырских монастырей. Когда по расследованию его оказалось, что Курмышский Рождественский монастырь в конце XVII столетия приписан был к Московскому Воскресенскому Ново-Иерусалиму, монастырю, в ведении которого находился до самого своего закрытия; то при содействии преосвященного Феодотия он выписал из архива Воскресенского монастыря некоторые грамоты, относящиеся к истории Рождественского монастыря, и сделал из них извлечения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ (Сахаров-Платонов Макарий Дмитриевич; 1814, с. Урень Варнавинского у. Костромской губ.- 26.06.1888, симбирский Покровский мон-рь), еп. Симбирский и Сызранский. Род. в семье причетника. Рано остался сиротой, во время учебы бедствовал. В 1828-1834 гг. учился в Костромской ДС. В старших классах семинарии исполнял должность лектора по классу греч. и нем. языков. В 1834 г. направлен в МДА, к-рую окончил в 1838 г. 1-м по разрядному списку, и был оставлен в академии бакалавром герменевтики и библейской археологии по классу истолковательного богословия; одновременно назначен на должность библиотекаря академии. По окончании МДА вместе с др. выпускниками ходил к прп. Серафиму Саровскому , к-рый поклонился буд. Симбирскому епископу в ноги, провидя его благочестивое служение. Евгений (Сахаров-Платонов), еп. Симбирский и Сызранский. Фотография с портрета. 60-е гг. XIX в. (РГИА) Евгений (Сахаров-Платонов), еп. Симбирский и Сызранский. Фотография с портрета. 60-е гг. XIX в. (РГИА) В 1837 г. он как 1-й студент старшего отд-ния МДА был удостоен платоновской стипендии с прибавлением фамилии Платонов - 1-м после 13-летнего перерыва. Магист. соч. Е. «О связи греха с болезнями и смертью» было особо отмечено Конференцией МДА и в 1838 г. рекомендовано к публикации, но так и не было напечатано. В 1838-1840 гг. им были составлены лекции по герменевтике, одобренные Московским митр. Филаретом (Дроздовым) , в 1842-1846 гг.- лекции по всему курсу Свящ. Писания. Из этих лекций опубликован фрагмент «О прообразовательном смысле Священного Писания». 29 авг. 1838 г. пострижен в монашество с именем Евгений, 3 сент. рукоположен во диакона, 4 сент.- во иерея. 1 дек. того же года утвержден в степени магистра богословия. С 1841 г. преподавал патристику - вновь введенный в МДА, а затем и во всех духовных академиях предмет. Е. стал 1-м преподавателем патристики в высшей духовной школе. В 1839 г. в семинариях было введено преподавание историко-богословского учения об отцах Церкви, и правление МДА с согласия Московского митрополита поручило преподавание патристики бакалавру герменевтики Е. Синод указом от 16 июля 1841 г. не только утвердил инициативу МДА, но и распорядился ввести патристику в академиях, преобразованных к этому времени по Уставу 1814 г. (СПбДА и КДА). Е. были составлены 1-я программа по патристике и «отчетливые лекции» по этой новой науке ( Смирнов. С. 44), к-рыми пользовались и в дальнейшем, но из этих лекций опубликован был только фрагмент о сщмч. Иринее Лионском.

http://pravenc.ru/text/186989.html

Евгений, епископ Симбирский и Сызранский (Сахаров-Платонов Макарий) Родился в селе Урене Варнавинского уезда Костромской губернии в семье причетника. Первоначальное образование получил в Костромской духовной семинарии. В 1838 году окончил Московскую духовную академию со степенью магистра и оставлен в ней бакалавром. 29 августа 1838 года пострижен в монашество; 4 сентября рукоположен во иеромонаха. С 21 сентября 1842 года – инспектор Московской духовной академии. 28 февраля 1843 года возведен в сан архимандрита. С 15 февраля 1844 года – профессор академии. 13 февраля 1847 года назначен ректором Вифанской духовной семинарии, а 22 мая определен настоятелем Московского Златоустовского монастыря. С 20 декабря 1849 года – ректор Московской духовной семинарии и настоятель Московского Высокопетровского монастыря. С 31 августа 1853 года – ректор Московской духовной академии. 6 октября 1857 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 13 октября 1858 года – епископ Симбирский и Сызранский. 16 октября 1874 года уволен на покой в Симбирский Покровский монастырь. Скончался 26 июня 1888 года. Епископ Евгений был замечательным архипастырем. Вот что писал митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) о владыке Евгении, когда возникло предположение назначить его ректором Казанской духовной академии, к искреннему другу своему Казанскому архиерею Григорию. «Ректор Московской семинарии Евгений – человек честный и добрый, основательный в познаниях, тихого характера и голоса. Для своих хорош, не блистательный для внешних. Мне было бы желательно, чтобы он продолжал службу у нас, но если ему открывается путь к высшему доверию начальства, да будет то, что служит к общей пользе и ему может быть полезно для дальнейшей службы...» В бытность свою ректором, как и раньше инспектором академии, отец Евгений отличался добрыми качествами ума и сердца, за которые его любили и уважали все. В академии хранились живые предания о глубоком его уме, рассудительности, крайней осторожности, о величавой доброте и милосердии к нищим, о дивном его смирении, о строго-аскетическом образе жизни. Его отношение к подчиненным и студентам было основано на строгих началах справедливости и вместе отеческой любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Протоиерей Василий Покровский. Фото: stpmm.ru Потомственный сельский священник, сына протоиерея Андрея Покровского из села Баевка Сенгилеевского уезда Симбирской губернии, он родился в 1879 году. Окончил семинарию в Симбирске, в 1903 году в возрасте 24 лет был рукоположен во диакона, в том же году — во священника. Служил в сельских храмах Симбирской губернии (село Архангельское Карсунского уезда (1903–4), село Дады Ардатовского уезда Симбирской губернии (1904–12), село Андреевка того же уезда (1912–17), село Промзино Алатырского уезда (1917–29)). В семье отца Василия было пятеро детей. Чтобы прокормиться, вели свое хозяйство — держали скотину, пчел и обрабатывали землю. Сами пахали, сеяли и жали. В годы коллективизации одним из способов борьбы с Церковью было непомерное налогообложение священнослужителей. Часто священник был не в состоянии собрать деньги на налог даже при помощи паствы, что и становилось основанием для ареста. Так, отец Василий, будучи настоятелем храма в селе Промзино, в 1929 году за неуплату налогов был осужден «народным судом» к 2 годам лишения свободы. Срок наказания священник отбывал в Ульяновске, трудился там на лесоповале… По выходе из заключения поселился у родных в Алатыре, вернулся к священнослужению, был возведен в сан протоиерея. Служил около года в Троицком соборе г. Цивильска, в сельских храмах. С 1938 года был настоятелем Крестовоздвиженской полевой церкви. В 30-е годы отца Василия постоянно вызывали в НКВД. Как-то дочери, приехавшей из Чебоксар навестить отца, он поведал: «Почти каждый день вызывают, в лучшем случае 2 раза в неделю. Они меня все агитируют бросить службу, хотят, чтобы я публично отрекся от Бога. Они меня агитируют, а я — их. Я им сказал — если вы мне докажете, что Бога нет, сумеете убедить — я отрекусь прямо сейчас, а если нет — я остаюсь верующим». Священник Василий Покровский. Фото: stpmm.ru «Пусть меня возьмут из алтаря…» В 1940 году оба священника Крестовоздвиженской церкви — отец Василий (уже во второй раз) и отец Емелиан — были арестованы за неуплату налогов. «Народный суд» Алатыря приговорил их к 6-ти месяцам исправительно-трудовых работ, но вышестоящим судом они были оправданы.

http://pravmir.ru/svyashhennomucheniki-v...

Указ 6 февр. 1726 года, отменявший распоряжение о приписке малобратственных и маловотчинных монастырей к степенным, на некоторое время положил конец тревожному состоянию казанских монастырей и их насельников. Почти все монастыри остались самостоятельными, не смотря на скудость средств и на малочисленность братии. Кизический, Феодоровский монастыри и Седмиозерная пустынь даже не значатся приписными к архиерейскому дому по ведомости 1739–1741 гг. Домовыми монастырями оставались только три монастыря: Иоанно-Предтеченский, Воскресенский – Новый Иерусалим, где ныне архиер. загородный дом, и Троицкий Каменное-Городище (Елабужский). 85 Совершенно прикрыты и больше не восстанавливались кремлевский Сергиевский, 86 Мусерский, Сарапульский Успенский и Осинский Спасо-Преображенский монастыри. Последние два монастыря, как видно, после пожара совсем не восстанавливались. Успенский Симбирский остался приписным к симбирскому Благовещенскому монастырю. При учреждении штатов в 1764 году оставлены в Казанской епархии следующие монастыри – мужские: I кл. Богородицкий Свияжский, II кл. Спасо-Преображенский Казанский, III кл. Успенский Зилантов, Кизический, Раифская и Седмиозерная Вознесенская пустыни, Чебоксарский Троицкий и Симбирский Покровский монастыри. Сверх штата остались – Казанский Иоанновский, Троице-Феодоровский, Болгарский Успенский, 87 Цивильский Тихвинский, Сызранский Вознесенский. Чебоксарская Спасо-Геронтиева и Царево-Кокшайская, Муроносицкая пустыни. Из женских монастырей штатным второклассным оставлен только один Казанский Богородицкий. После было прибавлено еще два Симбирский Спасский и Свияжский Иоанновский. 88 Таким образом вместо 41 монастыря, показанных в ведомости 1739–41 гг., по штатам 1764 года в Казанской епархии осталось всего 18; следовательно менее половины. Вотчины у монастырей были отобраны и вместо того положены штатные оклады: первоклассным муж. монастырям по 2017 руб. 50 коп., второклассным по 1311 р. 90 коп. и третьеклассным по 806 руб. 30 коп., женским монастырям первого класса неодинаково (от 2009 р. 80 к. до 1506 руб. 30 к.), второго класса по 475 руб. 80 коп., 3 класса по 375 руб. 60 коп. Впоследствии последовали добавочные ассигновки, 89 но эти вопросы выходят из хронологических рамок предлагаемой статьи. Сверхштатные монастыри остались на своем содержании. Так разрешился вопрос, о монастырских штатах, поднятый Петром в самом начале XVIII века. V

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В ней 3 церкви; 1) Во имя Казанской Богородицы; 2) во имя Покрова Пресвятой Богородицы; 3) во имя Всех Святых. Покровский мужеский, заштатный, при загородном доме Астраханского Архиерея, при реке Луковке, расстоянием от Астрахани в 7 верстах. В нем Соборная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с двумя приделами; состоит под начальством Игумена. Покровский девичий, 3-го класса, в Воронеже; построен в 1623 году. В нем церковь Соборная во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя Смоленские Божией Матери. Покровский Ладинский женский, заштатный, Полтавской Епархии, при речке Ладинке. В нем Соборная церковь каменная во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский мужеский, заштатный, Рязанской Епархии, близ города Данкова. В нем церковь Соборная во имя Покрова Богородицы; колокольня, кельи и ограда каменные. Покровский мужеский, заштатный, в Москве, у Семеновской заставы; построен по Указу Царя Алексея Михайловича в 1655 году. В нем 2 церкви: 1) Во имя Всех Святых; 2) во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделами: во имя Святых Апостол Петра и Павла и во имя Святого Николая Чудотворца. Покровский мужеский, 3-го класса, степенью 16, Казанской Епархии, в Губернском городе Симбирске. В нем находится духовное училище. Состоит под управлением Архимандрита. Покровский Суздальский девичий, 1-го класса, степенью 5-й, Владимирской Епархии, в городе Суздале; построен в 1364 году Кн. Андреем Константиновичем Суздальским. В нем церковь каменная, построена тогда же, во имя Покрова Пресвятой Богородицы; монастырь сей достоин примечания как по древности своей, огромности и крепости здания, так и по богатству и великолепию находящейся в нем ризницы. Покровский мужеский, 3-го класса, Ярославской Епархии, в 3 верстах от города Углича, на берегу реки Волги; построен в 1492 году, потом по разорении его в 1609 году Поляками, возобновлен обывателями города Углича. В нем: 1) Церковь Соборная во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в которой почивают Св. мощи Преподобного Паисия, основателя сея обители, преставившегося в 1506 году июня 6 дня, с приделами во имя Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

См. Пустошский Покровский. Покровский или Святопокровский Пушкаровский монастырь Девичий, упразднённый. Находился прежде в Киевской, а ныне Слободско-Украинской Епархии, в Ахтырском уезде при селении, именуемом Пушкарная слобода, от уездного города в 13 вёрстах. Покровский Симбирский монастырь Мужской, Казанской Епархии 3 класса. Стоит на краю Симбирска близ реки Свияги, за валом. А наперёд сего был он построен под горой близ реки Волги, но по рухлости земли за неудобством в 1698 году переведён и построен на упомянутом месте иждивением разных доброхотнодателей. Здания в нём все кроме келий каменные. Настоятельство была до Штатов 1764 года Игуменское, а по Штатам как в третьеклассном, таковое же положено. Потом в 1798 году, на основании Именного Высочайшего Указа 1797 года учреждена Архимандрия 3 класса. В этом монастыре находится Русское училище, помещённое в каменном двухэтажном над воротами флигеле, учреждённое в 1802 году. За этот флигель Казанская Академия в 1808 внесла монастырю 1.000 рублей. Покровский Суздальский монастырь Девичий 1 класса. Находится во Владимирской Губернии и Епархии при уездном городе Суздали на берегу реки Каменки. Построен в 6872/1364 году Князем Андреем Константиновичем Суздальским. Здания в этом монастыре все каменные древней великолепной архитектуры и примечания достоин он как по древности своей, так и по богатству и великолепию находящейся в нём ризницы и церковной утвари, состоящей из золота, серебра, и драгоценных каменьев. В этом монастыре погребена Княгиня инокиня София. До Штатов 1764 года было за этой обителью 7.427 душ крестьян, а по Штатам о духовных имениях положена в 1 класс степенью 4. Штатных 52 монахини с Настоятельницей Игуменьей; священно- и церковнослужителей 9 человек и 9 служителей. Жалованья на этот монастырь отпускалось ежегодно по 1.506 рублей 30 коп. обще и с монастырским содержанием, положенным по Штату 1764 года, к сему в 1797 году прибавлено 675 рублей. Покровский Туринский монастырь Мужской, упразднённый, Тобольской Епархии. Находился в уездном городе Туринске. О построении этого монастыря сведений не имеется: но вероятно, что он учреждён со времени построения в Туринске в 1604 году церкви во имя Покрова Божьей Матери. Ибо, по свидетельству Миллера 163 при посещении Епархии Преосвященным Киприаном, первым Архиепископом Тобольским. В 1621 году этот монастырь в отписке его, посланной в Москву назван Старым монастырём, и был он в то время соединён с мужским Николаевским. См. Туринский Николаевский. Но спустя несколько времени от оного отделен, и Царской грамотой велено было снабдить его землями для хлебопашества. Покровский Убожедомский Московский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Приписка казанских монастырей к степенным началась до издания Прибавления к Регламенту и до указа 1724 года. Троицкий Ураевский и Покровский-Тетюшский еще в XVII веке были приписными к Московскому Новоспасскому монастырю. В 1710 году они вместе с вотчинами отошли было в Казанскую губернию, но Новоспасский монастырь снова выпросил их себе. 79 Приписка малых монастырей к большим в XVII в. не было случайным явлением, так как приписные монастыри являлись ни более ни менее как выселками или колониями степенных монастырей. При этом монахи приписных монастырей не выводились в другие монастыри. 80 Приписка монастырей в силу строгих и неоднократных распоряжений петровского правительства равнялась прикрытию их, иногда даже против желания жителей, дороживших монастырями. Очень характерно в этом отношении дело о прикрытии Соловецкого монастыря, основ. в 1675 г. и находившегося в 10 верстах от Симбирска. В монастыре до указного числа не доставало всего одного монаха: их было 29, а по правилу Приб. к Регламенту должно быть не менее 30. Монахи питались подаянием и своими трудами от «земного плода». По указу из казанского архиерейского приказа в силу Регламента соловецкие монахи в 1725 году расселены по разным монастырям, так что монастырь «остался впусте». 15 монахов было переведено в Кукарский Покровский монастырь, а 14 в Спасский Чепочкин монастырь. Жители Симбирска всяких чинов вступились за свой монастырь и даже письменно обязались выдавать каждому монаху на содержание в год деньгами по 5 руб. и по 6 четв. хлеба. Только под этим условием «выведенное из монастыря братство было паки совокуплено» 5 декабря 1726 г. 81 Почти то же случилось с Чебоксарским Сретенским монастырем, основанным в 1716 г., по указу м. Тихона. Он был приписан к Троицкому Чебоксарскому монастырю в силу правила Регламента и указа. Приписка была равносильна упразднению монастыря, так как из него вся братия выводилась и оставались для службы только поп, дьячок и пономарь. Упразднение монастыря состоялось, не смотря даже на то, что в нем жило до 20 человек братии во главе с строителем Иаковом. Монастырь имел пахотной земли по 20 четвертей в поле, покосов на 500 копен, две мельницы и достаточно скота. Чебоксарские обыватели Алексей Федоров Игуменов с товарищами также отстояли монастырь, обязавшись «без всяких отговорок» помогать монахам в их пропитании. 82 Как видно из дела о приписке и закрытии Сретенского Чебоксарского монастыря, в 1725 году шла страшная перетасовка монахов по казанским монастырям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010