(л. 13) Всего в епархии: IX. Иркутская и Нерчинская Иркутской губернии: Кафедральный город – Иркутск Верхнеудинск Баргузин Селенгинск (заштатный) и его ведомство Нерчинск Бывший Нерчинский сереброплавильный завод и его ведомство Киренск Балаганск – заштатный Нижнеудинск Нижнекамчатск Якутск Охотск Алекминск Жиганск Зашиверск Жигижинск В их уездах (л. 24) Всего в епархии: X. Казанская и Свияжская Казанской губернии: Кафедральный город – Казань Свияжск Чебоксары Цивильск Космодемьянск Царевококшайск Лаптев Чистополь Мамадыш Тетюши – заштатный Арск – заштатный Спасск – заштатный Всего по губернии: Симбирской губернии: Симбирск Сингилей Буинск Корсунь Сызрань Самара Ставрополь Котяков Конадей Всего по губернии: Уфимской губернии: Оренбург Бузулук Стерлитамак Мезелинск Бугульма Бугуруслан Белебей Сергиевск Верхнеуральский округ Всего по губернии: Саратовской губернии: Вольск Хвалынск Всего по губернии: Кавказской (Астраханской?) губернии: Уральск Всего в епархии: XI. Киевская и Галицкая Киевской губернии: Кафедральный город – Киев Васильков Богуслав (Канев) Черкасы Звенигород (Екатеринополь) Пятигоры (Тараща) Липовец Махновка (Бердичев) Сквирь Радомысль Чигирин (л. 11) Всего в епархии: Переяславское викариатство Малороссийской губернии: Переяславль Лохвица Золотоноша Пирятин Козелец (л.27) Всего: XII. Коломенская и Тульская Московской губернии: Кафедральный город – Коломна Серпухов Бронницы (бывш.) Часть Верейского окр. Часть Звенигородского окр Всего по губернии: Тульской губернии: Кашира Алексин Епифань Новосиль Крапивна Чернь (быв.) Богородицк (быв.) Всего по губернии: Рязанской губернии: Зарайск Егорьевск (быв.) Часть Рязанского окр. Всего по губернии: Всего в епархии: XIII. Костромская и Галичская Костромской губернии: Кафедральный город – Кострома Нерехта с уездом и городом Плес Чухлома Солигалич и Буй (заштатный) Кологрив Кинешма Макарьев и быв. Кадуй Ветлуга Варнавин Юрьевец и Лух (заштатный) (л. 24 об.) Всего в епархии: XIV. Минская и Волынская Минской губернии: Минского повета

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Важность специального изучения памятников церковно-художественной старины в настоящее время сознается более, чем когда-либо, и интерес к их исследованию все растет и растет. Они входят, как одна из важнейших отраслей общего археологического знания, в программы занятий всех Археологических съездов, Императорского Археологического института в С.-Петербурге, русского Археологического института в Константинополе, многочисленных Археологических обществ, ученых архивных комиссий, епархиальных церковно-археологических комитетов. В 70-х годах началась оживленная деятельность в России по собиранию и сохранению памятников старины, особенно церковной; стали устраивать музеи древностей при духовно-учебных заведениях и при губернских ученых архивных комиссиях. Наибольший успех в этом деле выпал на долю киевской духовной академии; затем появились собрания церковных древностей и при всех других академиях; из собраний древних церковно-археологических комитетов отметим Архангельское, Нижегородское. Воронежское, Орловское, Калужское, Московское, Тверское и Холмское; из губернских – лучшее Тверское, затем Новгородское, Ярославское, Костромское, Нижегородское, Симбирское, Саратовское, Тамбовское; Таврическое, Екатеринославское, Воронежское, Орловское, Калужское, Рязанское, Псковское, Виленское, Смоленское, Тифлисское. Однако, большая часть этих собраний древностей не имеет правильной организации; но, что особенно важно, наряду с этими учреждениями, оберегающими памятники старины, стоит целая толпа, уничтожающая и расхищающая их. Предметы церковной старины не всеми одинаково ценятся, как дорогое наследие минувших веков православной русской церкви: многое продается на сбыт частным коллекционерам и продавцам, жемчуг и дробницы с драгоценных облачений снимаются, золотая парча сжигается для добывания золота, церковные сосуды переделываются и утрачивают свою археологическую ценность, храмы при так называемых реставрациях теряют свою древнюю красоту, стенописи и иконы переписываются нередко невежественными ремесленниками иконописцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Города, монастыри и церкви одной епархии, разбрасываясь на далекое пространство, сплошь и рядом, заходили в территории соседних епархий. Эта унаследованная путаница осложнялась вотчинным строем русских церковных учреждений. Вотчины и вотчинныя церкви с домовыми монастырями отстояли от кафедральных городов еще дальше, чем епархиальные приходы; они разбрасывались на сотни верст почужим епархиям. Патриаршие вотчины находились в Ростовском, Московском, Дмитровском, Коломенском, Переяславльском, Юрьев-Польском, Суздальском, Владимирском, Нижегородском, Костромском уездах, у Соли Вычегодской, в Вологодском, Белозерском уездах и на Пинеге. Вотчины подмосковной крутицкой кафедры были и в Кокшайском уезде (с. Сундырь или Марьинской посад); вологодская кафедра имела села под Москвой; суздальской принадлежали вотчины в Московском и даже Симбирском уездах; в Епифавском уезде были вотчины новгородской, сарской и коломенской кафедр. Вотчинными церквами и монастырями заведывали архиереи-собственники, назначая туда управителей и членов причта. Причты вместе с крестьянами по церковным и судебным делам тянули к центральному владельческому епархиальному пункту; туда они платили разные сборы, там судились, и там же вершились причтовые дела. На кафедральных землях по архиерейским жалованным грамотам и на оброке жило и кормилось много архиерейских бояр, боярских детей и служилых всякаго чина. Все это было необыкновенно перепутано, разрознено и, конечно, вредило общеепархиальному строю, мешая быстроте и правильности судебных процессов. Неизбежным следствием такого порядка, вернее беспорядка, являлись беззаконный самосуд и волокита с их печальными последствиями. Искавшие прав часто шатались по судам за сотни, даже тысячи верст, наводняя собой архиерейские приказы, особенно патриаршие. Сюда же тащились ставленники и задумавшие перейти в новый приход. Тут же всевозможные дьяки и подъячие чуть не до нитки обирали жалких священнослужителей и кандидагов-пешеходов, растоптавших свои последние лапти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Приведем часть переписи 1710 года. – В Казани городских бобылей за казанским архиерейским домом 38 дворов, за монастырями – за Предтечевым (Иоанно-Предтеченским) 5 двор., за Спасо-Преображенским 28 дв., за Казанских девичим 17 дворов, за Кизическим 4 дв., за Седмиозерной пустыней 1 дв., за Казанским Троице-Сергиевым – 22 дв., за Федоровским 16 двор., за Зилантовым 5 двор. – всего 206 двор. Да в Казанском уезде вотчины по Галецкой дороге: за Казан. архиер. домом в деревне Савинове 19 двор.. за Федоровским монастырем в дерев. Макаровой пустоши 10 двор., за Кукарским-Покровским монастырем в с. Спасском-Атары тож с починками 11 двор., по Арской дороге – за каз. архиер. домом в с. Троицком Усад-Поляны тож с деревнями 46 двор., Казанского Троице-Сергиевского монастыря в с. Пермяках 10 двор., Сарапульского Успенского мон. в Подмонастырской слободе с деревнями 16 двор, за Осинским Спасским монастырем в Подмонастырской слободе с селами и деревнями 194 двора, за Федоровским монастырем в дер. Сидоровке 7 двор., Зилантова монастыря с. Рождественское – Высокая Гора тож с деревнями 54 дв., за Вятским Успенским Трифоновским монастырем в с. Рождественском – Вяцкая Поляна с селами и деревнями 52 двора. По Зюрейской дороге – в Архиерейских вотчинах в с. Благовещенском – Омара тож с селами и деревнями 347 двор., с. Архангельское Танайка тож, да Илбахтина Троицкого Елабужского монастыря. Подмонастырской слободы с селами и деревнями 277 двор., Дмитриевских вотчин Седмиозерной пустыни село Тихие Горы 79 двор., Троицкого Сергиевского м. с. Пестрецы с деревнями 17 дв., Раифской пустыни с. Свиные Горы 32 дв., Свияжского Богородицкого монастыря с. Мамадыш с деревнями 460 двор., Спасо-Преображенского монастыря в деревне Малых Клыках с деревнями 76 двор.; по Ногайской дороге: вотчины каз. архиер. дома с. Архангельское с деревнями 72 двор., с. Введенское 174 двора, с. Ивановское – Караваево тож с селами и деревнями 389 дв., с. Богородицкое с деревнями 197 дв., с. Воскресенское – Кирельское тож с деревнями 180 дв., да приписных из Симбирского уезда с. Архангельское – Паншино тож 79 дв., Казанского Спасо-Преображенского монастыря с. Плетени 314 дв., Кизического монастыря в дер. Осиповке 34 дв., Спаса Нового монастыря с. Троицкого -Урая тож 105 дв., Новоспасского приписного Покровского тетюшского монастыря с. Ильинское с деревнями 67 двор., Чудова Монастыря с. Архангельское 30 двор., Костромского Богоявленского монастыря с. Красный Яр 171 дв. По Галецкой дороге – за каз. архиер. домом с. Ягодное с селами и деревнями 160 дв., да приписного Козмодемьянского уез. Черноозерского Троицкого монастыря на р. Ветлуге 70 дв., за Зилантовым монастырем с. Макарьевское 22 дв., Раифского – дер. Васильево и с. Ильинское 19 дв. Итого в Казанском уезде в архиерейских и монастырских вотчинах 3998 дворов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

«Колдуном я был, – откровенничал он журналисту, – народ морочил. Я – деист. Языческая религия она была хорошая» (Речь. 9.1.1913). Позже (уже будучи в США) он пытался устроить особый «илиодоровский храм», заявив: «Их Бог – не мой бог». Там должна была быть «плащаница, много лампад, различные священные изображения. Должны были читаться особые молитвы и Св. Писание, произноситься особые проповеди. Как неопровержимо было доказано следствием, именно он вдохновил свою духовную дочь, крестьянку Симбирской губернии П. К. Гусеву (1873 – ?) на покушение на жизнь Г. Е. Распутина, совершившееся 29.6.1914 (на Петров день) в с. Покровском. Опасаясь ареста, С. М. Труфанов, переодевшись в женское платье, 2.7.1914 г. бежал за границу (19 июля он покинул пределы Российской Империи, перейдя русско-шведскую границу в Финляндии). Характерно, что помогали ему в этом побеге Керенский и писатель Горький. Именно с «буревестником революции» поделился С. М. Труфанов своими замыслами о скандальной антираспутинской книге. В письме журналисту С. С. Кондурушкину А. М. Горький пишет в марте 1912 г.: «Мне кажется, – более того, я уверен, что книга Илиодора о Распутине была бы весьма своевременна, необходима, что она может принести многим людям несомненную пользу. И я очень настаивал бы, – будучи на вашем месте, – чтобы Илиодор написал эту книгу. Устроить ее за границей я берусь» (Литературное наследство. Т. 95. М. 1988. С. 985). Что касается самого расстриги, то он избрал местом своего пребывания сначала Швецию, а потом Норвегию. Именно к этому периоду относятся его заигрывания с леворадикальными кругами и одновременный зондаж русских правительственных кругов с целью продать разрекламированные им «сенсационные документы». На общавшегося с Труфановым в это время жандармского подполковника Р. Ю. Пиранга он произвел «впечатление совершенно безпринципного человека, готового на что угодно». Эта характеристика вполне подтверждается его делами. В 1914–1915 гг. Труфановым была написана книга «Святой черт», основанная на сфальсифицированных им письмах.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Но нередко бывали и смущения. Вооружались против попечителей крамолами в часовнях, и попы иногда должны были с большими предосторожностями, чем от полиции, спасаться бегством от духовных чад своих. Немногие ревнители старообрядства стали переходить в православие; не дремала в это время и беспоповщинская пропаганда: федосеевские и поморские учители многих старообрядцев увлекли в свои толки. Особенно сильна была такая пропаганда в Сибири. Впрочем, и в самой Москве перемазанцы нередко перекрещивались в Хапиловском пруду — этом Иордане федосеевцев Преображенского кладбища, или переходили в Покровскую моленную «Монина согласия». Гораздо более, чем в Москве и ее окрестностях, отступали от старообрядства, приемлющего священство, в другие секты — на Волге. В губерниях Саратовской, Самарской, Симбирской, Нижегородской толк «Спасова согласия» с каждым годом усиливался, приобретая значительное число новых последователей из поповщины, и, не имея руководителей, распадался на мелкие разномыслия. Там, по причине «оскудения священства», одни старообрядцы стали исповедоваться у бродивших по разным местам монахов, у скитниц и даже у канонниц, что высылаемы были Керженскими скитами к богатым старообрядцам для чтения псалтыря по умершим и для так называемого «стояния неугасимой свечи»; другие стали исповедоваться пред образом Спасителя по скитскому покаянию, оправдываясь словами «Маргарита»: «сам Спас исповедник и причастник»; третьи — у начетчиков из своих мирян, которые сделались, таким образом, чем-то вроде беспоповщинских «отцов с потребником»; наконец многие из старообрядцев стали совершать крещения и браки в церквах православных, в которые после того не заглядывали во всю свою жизнь. Последнее обстоятельство имело последствием замечательное распоряжение святейшего синода по епархиям Пермской, Оренбургской, Вятской и Донской (1840–1842). Было позволено в этих епархиях венчать старообрядцев в единоверческих и даже в православных церквах, не требуя от них перехода в единоверие или православие, не оглашая их браков и внося их в особые тетради.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Дай Бог, чтобы надежды относительно милого Евгения сбылись так, как бы им, кажется, нужно сбыться. Не все же скорби, кажется, позволено желать и отдохновения среди скорбей. Впрочем без сомнения, всего лучше будет то, что Господь устроит. Мы близоруки: Он – Всевидящий видит и то, что очень далеко впереди; Он – любвеобильный устрояет так, как нужно для вечности нашей. Вечность, вечность! Как много надобно, чтобы провесть тебя без скорбей и стенаний, – или лучше тебя не препроводим мы мимо себя, как препроводим мимо себя время, не будем жить и жить так, как здесь приготовимся жить. Господи! По милости Твоей великой сотвори с нами по воле Твоей во спасение наше вечное. От молитв моих вам прибыли нечего ждать, и себе от них я не вижу, – от того, что худо молюсь, или точнее не молюсь. Беда – куда ни посмотришь: бедность и нищета. Того нет, другого не бывало, о третьем и не думал. С чем же являться туда, где от меня так много и так грозно будут требовать? О! Господи, имиже веси судьбами, спаси меня грешного, нищего, ограбленного со всех сторон! Вы спрашиваете меня о здоровье: благодарение Господу, теперь здоров я, если только исключить (а исключить надобно), что лечу глаза, которые болят – не знаю от чего. Если угодно вам узнать еще что-нибудь о мне грешном: то думаю, что скоро отправлюсь в далекое путешествие – в Пензу, в Тамбов, на ревизию, а в Воронеж – хотелось бы на поклонение угоднику Божию 13 , кажется, что это и исполнится. О Поспелове доселе ничего нам не отвечают. Что ж делать? Подождем вакации; вероятно, тогда вместе с другими распоряжениями распорядятся как-нибудь и сим прошением. Простите. Помяните меня грешного в молитвах любви вашей. Грешный Филарет. Письмо 23. Христос да спасет вас, почтеннейшая Надежда Николаевна! Спасет вас, Милостивый, что вы вспомнили о мне и написали в ту глушь, в какой витаю я теперь по грехам моим. В Симбирске я теперь вот уже две недели, а скоро ли оставлю его, Бог ведает. Дело в таком положении, что не знаю, чем приведется заниматься завтра, и что готовит затем третий день.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1790-х годах это недорогое имение купила у них княгиня Анна Андреевна Урусова. Но ее любимая дочь Софья, жена барона А.С. Строганова, владельца Кузьминок, кстати, тоже связанного родственным узами с Голицыными, вскоре умерла, и убитая горем мать не могла больше находиться в стенах люблинской усадьбы, где все напоминало ей о дочери. По одной версии, она продала его графине Марии Григорьевне Разумовской, известной своим скандальным браком по любви с графом Львом Кирилловичем Разумовским – он выиграл ее в карты у опостылевшего мужа, князя А.Н. Голицына, троюродного брата В.П. Прозоровского. Другие ученые считают, что Урусова сразу продала имение отставному бригадиру (генерал-майору), действительному статскому советнику Николаю Алексеевичу Дурасову. Родоначальник Дурасовых, Иван Дмитриевич, приехал из Польши на службу к Ивану III, и с тех пор Дурасовы честно «служили дворянские службы в разных чинах», так что новый владелец тоже принадлежал к старинному роду. А его мать Аграфена Ивановна была дочерью уральского горнопромышленника Мясникова. Все четыре дочери Мясникова – тетки Дурасова – остались в памяти Москвы. Дарья Мясникова, ставшая женой А.И. Пашкова, построила себе усадьбу на Моховой, которую теперь занимает Московский университет. Екатерина вышла замуж за сенатора Г.И. Козицкого, который построил для нее дворец на Тверской – ныне Елисеевский гастроном да еще и назвал в честь любимой супруги местный Козицкий переулок. Ирина Мясникова повенчалась с П.А. Бекетовым и стала владелицей Зюзина, когда-то принадлежавшего боярыне Морозовой. Аграфена стала женой бригадира А.Н. Дурасова, выстроившего великолепный дворец на Покровском бульваре, который оставил имя Дурасовскому переулку. Их сын Николай и приобрел Люблино по случаю выхода в отставку. Имение было почти заброшено, скудно, пустынно, и он мог свободно строить в нем все, что хотел, воплощая все причуды фантазии. Баснословное фамильное богатство – 2 завода и полторы тысячи крепостных, подмосковное владение близ города Пушкина и усадьба в Симбирской губернии (кстати, описанная восхищенным С.Т. Аксаковым в книге «Детские годы Багрова-внука») – давало ему свободу жить так, как хотелось, за что Дурасов и его родственники получили прозвище «евангельских богачей».

http://pravoslavie.ru/4344.html

Преосвященного Феоктиста интересовали все стороны жизни епархии. Будучи человеком поразительной работоспособности, владыка мог заниматься всем и сразу. 23 декабря 1875 года по его предложению открывается местный епархиальный комитет Православного миссионерского общества . По его указу на приходах стали собираться средства на содержание бедного духовенства, вдов священно- и церковнослужителей и их семей, о чем представлены соответствующие сметы . В 1875 году преосвященный учредил благочиннические советы, а при них – окружные библиотеки для духовенства, ввел в практику общеепархиальные и окружные съезды духовенства. Журналы Симбирского епархиального съезда депутатов духовенства епархии со всеми их постановлениями также издавались в епархиальных ведомостях. Один из таких съездов епархиального духовенства прошел с 18 по 23 января 1876 года в семинарском храме во имя Трех святителей. «После молитвы “Царю Небесный…”, пропетой всем собранием, съезд, под руководством старейшего из своих чинов – протоиерея Ксенофонта Базилевского, приступил к рассмотрению списка депутатов». Оказалось, что из 64 приглашенных депутатов на место явилось 48 человек. После выяснения причин отсутствия 16 человек было решено, что 2/3 от всего числа депутатов достаточно для работы съезда. Вместо некоторых отсутствующих лиц явились их представители. В тот же день, 18 января, съезд в составе 56 человек приступил к избранию председателя, для чего были приготовлены специальные баллотировочные листы. Закрытое голосование проходило под руководством протоиерея Ксенофонта Базилевского. Председателем был избран священник сызранской Покровской церкви Виктор Преображенский. 19 января таким же образом был избран делопроизводителем съезда депутатов священник Евгений Введенский. После предъявления собранию резолюции преосвященного, утверждающей в звании председателя и делопроизводителя, работа съезда была открыта. Съезд, в составе уже 63 депутатов, приступил к составлению списка вопросов, обсуждение которых и должно составить предмет его работы. Вышеупомянутый список также был представлен архиерею на усмотрение и в тот же день утвержден. На этом съезде были решены вопросы о предоставлении премий преподавателям семинарии и духовных училищ, об открытии 3-го класса при Спасском женском училище, была составлена смета на строительство здания училища и на содержание его воспитанниц, решено открыть в семинарии миссионерские классы, ввиду насущной потребности противодействия значительной пропаганде раскола в Симбирской епархии. На открытие миссионерских классов было ассигновано 150 рублей. Также было решено открыть епархиальный свечной завод .

http://pravoslavie.ru/31259.html

Юрьев-Польский Покров Меленки Гороховец Александров Киржач Ковров Судогда Всего по губернии и епархии: XVII. Тамбовская и Пензенская Тамбовской губернии: Кафедральный город – Тамбов Козлов Борисоглебск Моршанск Темников Кирсанов Нижний Ломов Верхний Ломов (быв.) Керенск Лебедянского окр. Шацкого окр. Итого по губернии: Саратовской губернии: Мокшанск (быв.) Сердобск Кузнецк Округа: Новохоперского Вольского Хвалынского Петровского Всего по губернии: Нижегородской губернии: Краснослободск Наровчат (быв.) Троицк (быв.) Оба в Краснослободском округе Итого по губернии: Рязанской губернии: г. Раненбург Сапожковского окр. Итого по губернии: Симбирской губернии: Писарского окр. Саранского окр. Итого по губернии: (л. 25.) Всего в епархии: XXVIII. Тверская и Кашинская Тверской губернии: Кафедральный город – Тверь Торжок Старица Зубцов Осташков Вышний Волочек Бежецк Корчев – заштатный Калязин – заштатный КрасныйХолм – заштатный Весьегоньск – заштатный (л. 18). Итого по губернии и епархии: XIX. Тобольская и Сибирская Кафедральный город – Тобольск Тюмень Туринск Березов Сургут Енисейск Туруханск Каинск Ялуторовск Курган Ачинск Всего по губернии: Колыванской губернии (бывшей): Кузнецк Красноярск Семипалатинск Колывань Всего по губернии: Пермской губернии: Екатеринбург Шадринск Верхотурье Камышлов Далматов Алапаевск В Красноуфимском окр. Кунгурском Всего по губернии: Уфимской губернии: Челяба Троицк Верхнеуральск Всего по губернии: А во всей епархии: XXX. Черниговская и Нежинская Малороссийской губернии: Кафедральный город – Чернигов Конотоп Прилуки Ромень Зеньков Полтава Кременчуг Хороль Новгород-Северский Глухов Стародуб Сосницы (л. 19). Всего в губернии и епархии:   Арх. Св. Син., д. 1799 г., 124. 16 октября 1799 года синодский доклад от 27 сентября Высочайше утвержден. Рассматривая утвержденный доклад и громадное делопроизводство по установлению территориального соответствия епархий с губерниями, по перемене названий самих епархий для большего однообразия с названием губерний, в которых они находились, на основании Высочайшего указа от 31 июля 1799 г., легко заметить, что вопрос о территориальном переустройстве русских епархий теперь был поставлен едва-ли ни шире, чем после указа 6-го мая 1788 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010