Суры. Подобно городам симбирской линии, в 1672 г. возникает новый город Белополье за белгородской чертой, который точно так же поступает в ведение патриарха 671 . К 1690 году количество церквей по новым местам значительно увеличилось, так что из них образовалось несколько отдельных десятин. В черте симбирской линии вместо одной Темниковской образовались десятины: Пензенская – 44 церкви, Верхне и Нижне Ломовская – 77 церквей, Саранская, Мокшанская и Починковская – 134 церкви и Керенская – 28 церквей; Белополье с 17 церквами составило Белопольскую десятину 672 . Когда все пошло по-старому, раскол представлял собой новое удивительное явление. Он рос с необыкновенной быстротой. Через 10 лет после осуждения его на Московском соборе упорных последователей старой веры насчитывалось до 10 000 готовых умереть за нее, только скрытых «страха ради властелинска» 673 . Раскол распространялся быстрей всего в обширных по-прежнему епархиях, неудобных для епископских обозрений. Нижегородский край, принадлежавший патриаршей области, представлял самую удобную почву для раскола при отсутствии там архипастыря 674 . Проходили годы, а епископа в низовские земли по Волге все не назначали и епархию там не открывали. Правительству приходилось выжидать удобного случая открыто заявить свои требования об учреждении епархии в Нижнем Новгороде. Случай выпал. В 1672 г. скончался патр. Иоасаф 675 . Пока ему не успели избрать преемника, царь Алексей Михайлович созвал в патриаршей крестовой палате собор и заявил присутствующим на нем, что в Нижнем Новгороде, знаменитом пред другими, и в его окрестностях до сего времени нет своего архиерея, отчего к царскому прискорбию там умножились раскольники. «Не сущу тамо пастырю, – говорил царь,– оскудеша овцы, от пищи сущия тамо неимущия скотопажитнаго пропитания, сиречь духовной пищи – проповеди слова Божия, в насыщение душ христианскаго народа. Злохищные волки (раскольники) все более и более умножились» 676 . Для искоренения «новопрозябших» там ересей государь предложил открыть Нижегородскую епархию, причем указал на прежние соборные постановления об учреждении архиерейской кафедры в Низовой земле 677 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Второй доклад его был вызван указом Св. Синода 7 января 1791 г., которым учреждены окружные депутаты из белого духовенства для участия в производстве предварительных следствий вместе с гражданской властью и земскими исправниками по делам, в которых замешаны духовные лица. На каждого окружного следователя полагалось от 10 до 15 церквей, причем требовалось наблюдать, чтобы каждый депутат знал только свой округ, не выходивший из границ уездов, и не вмешивался в чужие округа. При распределении церквей по депутатским округам возникли серьезные затруднения. Многие уезды входили в состав нескольких епархий, при чем число церквей уезда в каждой отдельной епархии было значительно менее 10. Назначать для них особого депутата не согласовалось с указом; поэтому епархиальным архиереям приходилось прибегать к неудобным способам. В Нижегородской епархии сразу стали ощущаться эти неудобства. В ней состояло Симбирского наместничества: 7 церквей Корсунского округа, 846 4 церкви Канодеевского округа, 847 Пензенского наместничества – 1 церковь Пензенского округа (Бекетово-Богородское), 9 цер. Городищенского округа, 848 10 церквей Инзарского округа, 849 Саратовского наместничества, Сердобского окр. – 3 церкви, 850 Хвалынского окр. – 4 цер., 851 Кузнецкого окр. – 1 цер (Трахониотово), всего в трех наместничествах – 38 церквей. Они находились в 8 уездах, так что на каждый округ нельзя было определить особого депутата. Назначение депутатов и самое производство ими следствий совместно с гражданскими властями и земскими исправниками затруднялось еще тем, что губернские города состояли в других епархиях, Симбирск – в Казанской, Пенза – в Тамбовской, а Саратов – в Астраханской. Напротив, семь церквей и сел Ардатовского округа, Нижегородского наместничества, 852 а также села трех округов Симбирского наместничества, Алаторского округа – Алчасы, Макулино, Кувай, Ардатовского – Резоватово и Курмышского – Ходарово и Болотчино, всего 6 церквей, состояли в Казанской епархии. Хотя губернский город Симбирск состоял в Казанской епархии, но к 6 селам в трех уездах Казанская Консистория не находила возможным определить особых (трех?) депутатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Первый документ о наследственной передаче имущества написан ещё при жизни Николая Александровича и подписан им собственноручно. Вот отрывок из этого документа, представляющего собою дарственную Мотовилова своей дочери Прасковье, вышедшей замуж за князя Волконского: «Лета тысяча восемьсот шестьдесят седьмого июня в двадцать девятый день, надворный советник и кавалер Николай Александрович Мотовилов и дочь его жена коллежского секретаря, служащего мировым посредником Казанской губернии Тетюшинского уезда, княгиня Прасковья Николаевна Волконская с согласия Московской Сохранной Казны составили сию запись в следующем: из нас я, Мотовилов, подарил родной дочери моей княгине Прасковье Волконской незаложенные населённыя имения, равняющиеся наследственной её, княгини Волконской, доле, состоящие Симбирской губернии а). Карсунского уезда в селе Покровском, Решетки тож, б). Того же уезда деревни Безводной, в). Ардатовского уезда в сельце Мачказерове, доставшиеся мне – первые два по духовному завещанию, утвержденному в Симбирской Палате Гражданского суда в 1851г. от дяди моего титулярного советника Федора Никитина Петрова, а последнее по покупке в 1830 году с публичного торга в Симбирском Губернском Правлении после г. Лебиной, записанные в Московской Сохранной Казне в сумме за сделанными уплатами три тысячи девятьсот девяносто восемь рублей сорок три копейки серебром. В имениях этих заключается: в селе Решётки одиннадцать душ мужского пола и при них земли разных угодий двести одиннадцать десятин, в деревне Безводной всех угодий даю сто восемьдесят десятин и на них в поселении крестьян мужского пола шестнадцать душ и в деревне Мачказёрово земли всех угодий сто пятьдесят десятин шестьсот тридцать пять сажен, – и при них крестьян мужского пола сорок восемь душ. С принятием этого имения дочь моя должна принять на себя и платёж имеющегося на имениях вышеозначенного долга Сохранной Казне, каковая дочь, я, княгиня Волконская, принимаю с должною благодарностию. Дарённым имением объявляет по совести двадцать три тысячи восемьсот сорок рублей серебром, полагая в то число и долг Сохранной Казне. ... Сии имения ... никому не проданы, кроме Московской Сохранной Казны, нигде не заложены, ... никому не переданы и не отписаны. ... руки приложены так.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

67 . Николая Веселовского, волонтёра из Владимирской семинарии. 68 . Василия Кириллова, волонтёра из Киевской семинарии. 69 . Николая Семёновского, волонтёра из Владимирской семинарии. 70 . Константина Алмазова, волонтёра из Смоленской семинарии. 71 . Николая Добротина, волонтёра из Рязанской семинарии. 72 . Матвея Запольского, волонтёра из Рязанской семинарии. 73 . Фёдора Покровского, присланного из Пензенской семинарии. 74 . Николая Боголюбова , присланного из Симбирской семинарии. 75 . Александра Борисоглебского, присланного из Самарской семинарии. 2) Студентов, значащихся в списке под 1–70, поместить в зданиях Академии, а остальным шести объявить со- —275— держание § 113 устава Духовных Академий. 3) Прибывшим (из семинарии) в качестве волонтёров: Арсению Невскому, Ивану Никольскому, Александру Смирнову , Сергею Толгскому, Михаилу Мигаю, Николаю Кременскому, Осипу Барилову, Сергею Светлаеву, Борису Плескому, Петру Миртову , Ивану Плетенёву, Фёдору Румянцеву, Григорию Николаенко, Якову Достойнову, Сергею Протасову, Онисифору Ласточкину, Борису Забавину, Ивану Преображенскому , Ивану Троицкому , Сергею Никольскому, Якову Брянцеву, Дмитрию Смирнову, Сергею Орлову, Андрею Розанову и Ивану Шемановскому, как недостаточно подготовленным к слушанию академических лекций, отказать в приёме и выдать под расписки их документы. 4) Благопочтительнейше просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом о разрешении принять в число студентов Академии: сирийского араба Пантелеймона Жузе, трёх болгарских уроженцев: Кузьму Гаева, Панаиота Мутавчиева и Михаила Кынчева, по вниманию к тому, что не вполне достаточные познания их в предметах семинарского курса могли зависеть от недостаточного знания ими русского языка и могут быть восполнены в течение академического курса, а также окончившего курс в Симбирской духовной семинарии со званием студента Фёдора Никифорова родом из чуваш Казанской губернии по вниманию к тому, что он желает получить высшее богословское образование для более успешной миссионерской деятельности среди единоплеменных ему чуваш.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Храме Христа Спасителя прошла конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее» 19 мая 2021 г. 10:10 18 мая 2021 года в Храме Христа Спасителя в Москве в рамках XXIX Международных образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» состоялась конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее». Ее работу возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . Куратором встречи стал руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции , настоятель Покровского храма в Рубцове г. Москвы протоиерей Иоанн Миролюбов. Он также зачитал доклад «Об одном постановлении заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия и состоящего при нем Временного Патриаршего Священного Синода». Руководитель Общества любителей древнерусского пения во имя святителя Иова, головщик Покровского храма в Рубцове Глеб Печенкин выступил с докладом «Великий вход на Литургии Преждеосвященных Даров и певческие книги». Доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , головщик Покровского храма в Рубцове кандидат искусствоведения Вероника Григорьева рассказала о некоторых особенностях чина погребения Плащаницы в русской богослужебной традиции. Доклад доцента Московской духовной академии , настоятеля московского храма Рождества Христова в Митине иерея Михаила Желтова назывался «Состав чина погребения мирян в Русской Церкви в разные эпохи: сравнение и анализ». Выступление магистранта исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Валентина Голубева было посвящено теме «На границе обрядов: феномен русского биритуализма». Клирик Бурятской митрополии иерей Петр Шестаков рассмотрел исторические процессы в среде семейских старообрядцев в XX веке. Руководитель Симбирского епархиального центра древнерусской богослужебной традиции Владимир Басенков ознакомил участников конференции с докладом «Успенская единоверческая община Симбирска: от зарождения до наших дней». Клирик Михаило-Архангельского единоверческого храма села Михайловская Слобода Московской области протоиерей Евгений Саранча провел презентацию книги «Служение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в единоверческом храме Архангела Михаила села Михайловская Слобода». Нижегородская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 3 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5810859.ht...

Казанской епархии. В Казани – Спасо-Преображенский. Свияжск – Богородицкий; Космодамианск – Спасский, что на Волге; Чебоксары – Троицкий; Симбирск – Успенский; Самара – Преображенский, Уфа – Успенский; Оса – Спасский Преображенский; Уржум – Спасский-Чепоцкий; Яранск – Преображенская пустынь; Кукарск – Покровский; Царевококшайск – Мироносицкая пустынь.... Приписные – Троице-Сергиева монастыря: в Казани – Троицкий, в Свияжске – Троицкий; Московского Новоспасского монастыря в Тетюшах – Покровский, в Казанском у. на Каме реке – Ураевская пустынь. Сколько было за каждым монастырем дворов ведалось в приказе казанского дворца. Роспись преосвященного Никифора, м. Астраханского и что в его епархии городов и монастырей. В начале богоспасаемый град Астрахань, а по городу монастырь Живоначальной Троицы, другой – Преображенский, 3-й Вознесенский; г. Терек – Благовещенья Пресвятой Богородицы, а ограды никакой нет – пуст, и которые братья в нем живут и те питаются Христовым Именем. Саратов – Пресвят. Богородицы Казанской, и тот монастырь изволением Божиим и церкви погорели без остатка. Царицын – Живоначальной Троицы, и тот весь оскудел и кормится мирским подаянием. Чернояр, Краснояр, Яик – и в тех городах монастырей ничего не бывало. И крестьян, и бобыльских людей ни единаго человека в Астраханской епархии нет, а сию роспись писал к докладу архиерейского судных и духовных дел подьячишко Ивашко Козлов. Роспись псковских мужских монастырей, сколько их в г. Пскове и на посаде, и в Псковском уезде с пригородами по переписным книгам 187 (1679) г. Псков – в городе Косьмы и Дамиана-Гремецкий, Николаевский-Песоцкий, Златоустовский-Медвецкий, Спасский Надолбин, Святооцкий, что за Псковою рекой, Лазаревский за Псковою рекой, Григорьевский-Путятин. За городом около Пскова на посаде – митрополичий приписной Николаевский-Кожин, Спасский Мурожский, Дмитревский, Введенский, Обраской из Поля, Никицкий, Климантовский-Завелиевский, Богоявленский-Костельников, Никольский-Люботовский, Петра и Павла Сиротинский; на посаде Саввинского Сторожевского монастыря приписные: Никольский, Волковский, да Степановский луговской – два монастыря; в Псковском уезде: Печерский, Снетогорский, Елизаровский, Юрьевецкий, Святогорский, Великопустынский, Толвицкий; пригород Изборск – в Изборском у. Малский-Рождествен; пригород Гдов – во Гдове на посаде – Николаевский митрополичий приписной, в Гдовском у. Покровский Озерный, Николаевский-Польский; пригород Опочка – в Опочке на посаде – Николаевский монастырь; в пригороде Острове и в Островском уезде мужских монастырей нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Гос. Гр. и Дог. IV, 128 стр. 393–394), ни с приводимой выше росписью. В ней очень нечетко написано: «во Владимире (очевидно речь идет о патриаршей области) с монастырями в том городе и уезде, а за теми монастырями крестьянских и бобыльских дворов – за Рождественным (1800 дв ). Далее названы монастыри – Голубов, Спасский, Золоторецкий, Покровский на устье р. Перли, Егорьевский, что на Посаде, Никольский и Кузьмин; в Переяславле-Залесском – монастыри – Горицкий, Троицкий-Данилов, Никитский, Борисоглебский, Випрев и Покровский на Болоте; в Суздале – Спасо-Евфимиев монастырь.... на Вологде, на Костроме, на Галиче, в Звенигороде, а дать ему, что давалось архангельскому архиепископу (в Москве), на Белоозере, в Севску, на Туле, в Белеве – за Преображенским монастырем 200 дв. и в Калуге за Рождественским монастырем 54 дв.; в Темникове – за Пурдышевским монастырем 270 дв.; на Коломне – за Спасским монастырем 46 дв., за Голутвиным 203 дв.; за Бобреневым 50 дв.; на Кашире – за Троицким Белопесоцким монастырем 191, да за Соколовой пустыней 4 дв., за Севолоцкою (?) 75 дворов. В епархиях преосвящ. митрополитов – у Новгородского на Городце, на Колмогорах, на Каргополе, на Кевроли и на Мезени, на Олонце, на Кольском остроге, на Ваге, на Чаронде (8); в Казанской – в Свияжске, в Симбирске, на Уфе, в Чебоксарах, в Саранску, на Уржуме (6); у Астраханского – на Тереке, на Царицыне, на Самаре (3); у Сибирского – в Томске и Енисейске (2). Несомненно, что эта роспись составлена позже приведенной в тексте, и города по митрополичьим округам распределяются несколько иначе.... Самара значится в Астрахани, тогда как в приведенной выше ее только собираются приписать; в Казанский округ поступает Саранск, в Новгородский Чаронда... Вага.... 742 Ср. Собр. Гос. Грам. и Дог. IV, 128 стр. 393–394. По напечатанному здесь списку городов с проектированными в них, кажется в разное время, епархиями, архиерейские кафедры предполагались – в округе патриарха – во Владимире на Клязьме, Суздале, Вологде, Костроме, Галиче, Звенигороде, Переяславле-Залесском, Белоозере, Севске, Путивле, Туле, Белеве, Темникове, Коломне, Кашире, Калуге, Серпухове, Можайске, Лухе, и Юрьевце-Повольском (20).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Храм Казанской иконы в Сухом Карабулаке Сколько их еще осталось в России – сел, основанных полтора, два, а подчас и более трех веков назад? Приезжаешь в такое село – и видишь, что оно не согласно умирать, что оно борется за свою жизнь, а жизнь его – неотъёмная часть жизни России. И история такого села – часть российской истории. За каждой деталью, за каждым эпизодом, за каждой судьбой – Русский Космос. И для тех, кто это понял, кто это для себя открыл, каждое старое село значит не меньше, чем столица. 33-летний иеромонах Алипий (Пышин), насельник саратовского Спасо-Преображенского монастыря, по послушанию покинул стены родной обители и живет теперь в лесной глубинке. Он – настоятель Казанского храма в селе Сухой Карабулак Базарно-Карабулакского района Саратовской области и Покровской церкви в соседней Максимовке. Оба этих села он сразу принял как родные. А о родном, о любимом всегда хочется знать побольше, правда же? Отец Алипий стал завсегдатаем областного архива и раскопал там массу интересного, прекрасного и страшного. Но обо всем по порядку. Мы едем в Максимовку, основанную в 1740-х годах . Покровская старая и Покровская новая Поклонный крест на месте старого Покровского храма Мороз и солнце. Церковка с желтыми, как вологодское масло, стенами и ярко-синими куполами в пушистых снегах – просто чудо. Этому чуду не так много лет: в 2008-м году максимовская православная община с трудом упросила районную администрацию отдать ей помещение бывшего сельского магазина – за ту сумму, которую верующие сумели собрать. Епископ Саратовский и Вольский Лонгин – ныне митрополит Симбирский и Новоспасский – видя ревность сельских прихожан, поддержал их и нашел для храма жертвователя. Так и родилась новая Покровская. Что же касается старого Покровского храма в Максимовке, освященного в декабре 1900 года (мы еще вернемся к его истории), – он, хоть и в поруганном и разоренном состоянии, достоял-таки до 2005 года. В конце 1980-х верующим максимовцам разрешили устроить в его колокольне молитвенный дом. Традиции благочестия в селе были живы! Люди принесли в колокольню дореволюционные храмовые иконы, хранившиеся по домам, стали молиться; когда не было священника – пели и читали сами, как могли. Но в августе 2005 года в молитвенном доме случился пожар. Самоотверженные максимовские христианки успели вынесли из огня все святыни – теперь они в новом храме. А на месте старого – совсем недалеко – Поклонный крест.

http://pravoslavie.ru/158369.html

В 1875 г. симбирский епископ Феоктист посетил Карлинскую слободу и отметил, что сельская деревянная церковь отличается бедностью, а карлинские прихожане " ...заняты заботами о прибыли через продажу сельских продуктов в соседнем городе и видимо поэтому не достаточно усердны в посещении храма " . Сделанное епископом внушение не осталось без последствий, и в 1880-х гг. на средства жителей Карлинского в центре села началось возведение нового каменного храма. Строительство продолжалась несколько лет и к осени 1897 г. в основном было завершено. Но еще один год ушел на внутреннюю отделку храма, включая устройство многоярусного резного иконостаса. 1 ноября 1898 г. симбирским епископом Никандром новая церковь была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. После этого некоторое время в селе было две Покровских церкви - старая деревянная и новая каменная. Позднее, после двух значительных пожаров в 1900-1903 гг., в Карлинском осталась одна " ...достаточно вместительная и весьма благолепная по архитектуре фасадов и внутреннему убранству каменная церковь " . В советский период Карлинская Покровская церковь была закрыта, разорена и заброшена. Но, в отличие от многих других, она не была разрушена. Прочные кирпичные стены храма простояли до конца 1980-х гг., когда местные жители взялись за его восстановление. В июле 1990 г., еще до полного завершения реставрационных работ, старинная Покровская церковь была освящена заново и стала одним из первых возобновленных православных храмов в границах восстановленной в 1989 г. Ульяновской (Симбирской) епархии. По своему архитектурному облику пятиглавая каменная Покровская церковь села Карлинское типична для времени, когда в отечественной культовой архитектуре, после многолетних экспериментов Константина Тона и его последователей, окончательно утвердился так называемый " русско-византийский стиль " . При всей своей " типичности " рассматриваемый сельский приходский храм выделяется среди аналогичных сооружений той эпохи какой-то особой стройностью силуэта, редкой пропорциональностью каждого из его объемов, необычайной гармоничностью в переходах от целого к деталям.

http://sobory.ru/article/?object=38924

Окончательный проект-экстракт, составленный в Канцелярии Св. Синода, мало чем отличался от пространных предварительных соображений. Только примечание о подручных архиереях не вошло в проект. Это случилось, вероятно, потому, почему и собор 1681 – 1682 гг. отверг предложение о введении митрополичьих округов, т. е. чтобы «в архиерейском чине не было никакого церковного разногласия, а меж архиереями распри и высости и в том несогласии и нестроении святой церкви преобидения, а от народа молвы и укоризны». Проект-экстракт 1784 года, состоял из семи пунктов, а именно: I. Самостоятельные кафедры, находившиеся в губернских городах: I-ro класса – Новгородская, Московская и С.-Петербургская, II-ro класса – Казанская, Астраханская (когда прибудет население и утвердятся пределы: особой губернии), Тобольская, Псковская, Рязанская, Тверская и Могилевская, III-ro класса – Смоленская, Нижегородская, Вологодская, Вятская, Архангелогородская, Воронежская, Иркутская, Костромская, Владимирская и Тамбовская – всего 19 великорусских епархий – оставались на прежних местах. Все города и церкви, находившиеся в тех губерниях, должны входить в их состав, хотя бы раньше состояли в разных епархиях. Второклассную Крутицкую епархию, имевшую архиерейский дом в Москве, третьеклассный: Коломенскую – в Московской губ., Суздальскую и Переяславль-Залесскую – Владимирской губ., Устюжскую – в Устюжской области, Вологодской губернии, предположено упразднить, в виду того, что в тех губерниях, где находились их архиерейские дома, были архиереи в губернских городах; в Устюжской епархии, помимо того, оказывалось, мало церквей. II. Архиереи из упраздняемых епархий переводились во вновь открываемые епархии с кафедрами в губернских городах: Крутицкий – в Калугу, Коломенский – в Тулу, Суздальский – в Харьков, Устюжский – в Симбирск, Переяславль-Залесский – в Пензу. 789 За переводимыми архиереями и их новыми епархиями оставались прежние степени по классам; местом жительства им назначались местные губернские монастыри: калужскому – Лаврентиев, харьковскому – Покровский училищный, пензенскому – Преображенский, симбирскомуПокровский, тульскому – Предтечев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010