Автор выражает глубокую признательность ныне уже покойному архиепископу Сергию Евкарпийскому, экзарху Вселенского патриарха, и бывшему Епархиальному секретарю барону Василию Николаевичу Тизенгаузену за доступ в архивы Епархиального управления Архиепископии Русских Православных Церквей в Западной Европе (Париж), а также высокопреосвященному митрополиту Лавру (Русская Зарубежная Церковь , США) за сведения, относящиеся к духовенству Зарубежной Церкви, и г. Алексею Либеровскому, заведующему архивами Американской Православной Церкви (Вашингтон, США), за предоставление материалов из архивных фондов Американской митрополии. Выражаю благодарность следующим лицам, которые предоставили нам материалы или помогли своими советами: архиепископу Иллариону Сиднейскому (Русская Зарубежная Церковь , Австралия), архиепископу Феофану Берлинскому (Московская Патриархия, Германия), профессору протопресвитеру Борису Бобринскому , декану Свято-Сергиевского богословского института (Русский Экзархат Константинопольского Патриархата, Париж), протоиерею Владимиру Дивакову (Московская Патриархия, Берлин), протоиерею Владимиру Скалону (Русская Зарубежная Церковь , Брнос-Айрес), протоиерею Евгению Чапюку (Русский Экзархат Константинопольского Патриархата, Париж), покойному протоиерею Михаилу Арцимовичу (Русская Зарубежная Церковь, Медон), протоиерею Веньямину Жукову (Русская Зарубежная Церковь, Париж), архимандриту Симеону (Иоанно-Предтеченский монастырь, Малдон), покойному архимандриту Матфию (Русский Экзархат Константинопольского Патриархата, Стокгольм), священнику Георгию Зайде (Русская Зарубежная Церковь, Мюнхен), священнику Сержу Моделю (Московская Патриархия, Брюссель), игуменье Ольге (Слезкиной) (Покровская обитель, Бюсси-ан-От), монахине Екатерине (Гире) (Париж), Николаю М. Осоргину (Париж), профессору Никите А. Струве, директору издательства «YMCA-Press» (Париж), Сергею С. Миронову, директору ГАРФ (Москва), Льву Мнухину (Москва), Кириллу Махрову (Париж), Андрею Савину ( † ), Ивану А. Чекану (Париж), Андрею Корлякову (Париж), Михаилу Г. Талалаю (Флоренция), А.Л. Гуревичу (Москва), Дэнису Брирлею (Оттава), Петру Миронову (Женева), Светлане Ершовой (Библиотека Свято-Сергиевского богословского института, Париж), Варваре Шпиганович (Париж), Жерару Горохову (Париж), Ивану Г. Дроботу (Плесси-Робэнсон), Юрки Арконен (Хельсинки), Мирко Радоичичу ( † ). Список сокращений

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зарубежная паства встретила весть об увольнении митрополита Евлогия с возмущением и единодушно просила его не покидать епархии. В своих воспоминаниях Владыка так описывает эти драматические события: “…Опираясь на голоса Епархиального собрания, я сделал подробный и обстоятельный доклад митрополиту Сергию и просил ради блага Церкви отменить его несправедливый Указ об увольнении меня без суда. Если же наше ходатайство — и мое личное, и моих епископов, и всего Епархиального собрания — не будет удовлетворено, то во избежание на будущее время подобных недоразумений я просил предоставить нам право организовать временно, до установления нормальных сношений с центральной властью, самостоятельное управление заграничными церквями на основании Указа Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Агафангела от 20 ноября 1920 года, хотя этот Указ был издан для русских епархий, оторванных от центра фронтами гражданской войны. Митрополит Сергий не внял моим доводам и подтвердил увольнение меня от управления епархией с запрещением в священнослужении; а управление было поручено митрополиту Литовскому Елевферию. Такое же запрещение налагалось и на сослужащих мне епископов и на все духовенство, если оно не подчинится митрополиту Елевферию. В юрисдикцию митрополита Елевферия отошли очень немногие Я посовещался с моими епископами, и мы единодушно пришли к решению — обратиться в Константинополь” 13 . Лишь один из архиереев — епископ Вениамин (Федчен­ков) — сохранил верность митрополиту Сергию. Перейдя под начало митрополита Литовского и Виленского Елевферия (Бо­го­яв­ленского), он основал Трехсвятительское подворье в Париже 14 . В начале 1931 года обстоятельства сложились так, что сам митрополит Евлогий приехал к Константинопольскому Патриарху Фотию II просить о принятии западноевропейских русских православных приходов в юрисдикцию последнего. По воспоминаниям владыки Евлогия, Патриарх принял его тепло и внимательно, с пониманием отнесся к его проблеме. В результате 17 февраля 1931 года Константинопольский Патриарх Фотий II грамотой утвердил Западноевропейский экзархат для русских приходов. Экзархом Вселенского Патриарха был назначен митрополит Евлогий. Западно-Европейские русские приходы принимались в юрисдикцию Вселенского Патриарха с сохранением всех привилегий Русской Православной Церкви. При этом всем русским приходам в Европе гарантировалась прежняя самостоятельность как особой православной цер­ковной организации и свободное управление своими делами. Подчеркивалось, что принятие их в константинопольскую юрис­дикцию является временной мерой.

http://pravmir.ru/zapadno-evropeyskiy-ek...

5 февраля Патриарх Христофор II участвовал в заупокойной литургии в Богоявленском соборе по почившему Патриарху Сергию. Вечером того же дня он принял участие во встрече почетных гостей Собора с председателем Совета по делам Русской православной церкви Г. Г. Карповым. 6 февраля Христофор II побывал на приеме в Патриархии, где зачитал поздравительное послание Александрийской Церкви новому Патриарху Московскому и всея Руси. После возвращения из Москвы Патриарх Христофор II по приглашению посланника А. Д. Щиборина посетил посольство СССР в Египте вместе с представителем Патриарха Константинопольского митрополитом Германом. Предстоятель Александрийской Церкви наградил новоизбранного Патриарха Алексия I высшей наградой — крестом апостола и евангелиста Марка 1-й степени и 8 марта 1945 г. направил ему письмо с благодарностью за оказанное гостеприимство и выражением радости и глубокого удовлетворения от увиденного и пережитого в Москве. В письме также говорилось о реакции на Поместный Собор Православного Востока: «Весь греческий православный мир выражал всеобщее нетерпение, чтобы встретиться здесь с нами и узнать о том, что происходило в России во время нашего там пребывания, и, в частности, обо всем, что касается Церкви, а также о жизни русского народа… Мы должны признаться, что общественное выражение наших впечатлений вдохновило и воодушевило верных наших пасомых, так как они услышали и убедились в том, что Православная Церковь как религия, существующая в настоящее время в России, пользуется в полной мере любовью и уважением руководителей страны» . 12 февраля 1945 г. из Каира на имя Патриарха Алексия пришла поздравительная телеграмма от греческой принцессы Ирины. Одновременно она отправила большое письмо Г. Г. Карпову, в котором описала положение Александрийского Патриархата и его отношение к Русской Церкви: «Патриархия Александрийская очень независима и материально обеспечена, потому что греки Александрии самые богатые греки мира, и они очень щедро жертвуют патриархии. В прошлом русское влияние на Патриарха Александрийского сказывалось лишь косвенно, а именно только через посредство русских консулов, которые всегда в нужный момент отстаивали права Православных перед турками… Патриарх Александрийский очень тщеславен. В настоящий момент он страшно польщен почестями, оказанными ему в Москве, и все его мысли и стремления направлены к России. Но Патриарх Александрийский не дипломат и недостаточно дальновидный политик, и потому при нем Патриарх всея Руси должен назначить священника, способного направлять его энтузиазм в нужную сторону и укрощать иногда его порывы» . Ее письмо содержало мнение о том, что Восточные Патриархи опасаются сближения с Московской Патриархией из-за того, что советские власти снова могут изменить отношение к православию.

http://bogoslov.ru/article/6172590

Максимом Греком в заточении в Волоколамском монастыре и написанный им углем на стенах подземелья, а также книгу «Всех скорбящих Радость» – молитвы [к] Божией Матери, учение Церкви о Ней и описание новых Ее чудес... Среди же изданных епископом Вениамином трудов митрополита Елевферия можно назвать, например, такие сочинения: «Мой ответ митрополиту Антонию», то есть Храповицкому, председателю Заграничного Архиерейского Синода, с разъяснением неканоничности его положения «Об Искуплении» (где владыка Елевферий выступает против неправого учения митрополита Антония об этом догмате) и «Соборность Церкви – Божие и кесарево». Вдохновителем и душой всего этого живого издательского дела был епископ Вениамин. В 1933 году, уже в сане архиепископа [с 1932 года], владыка Вениамин был приглашен в Америку для чтения лекций. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий [точнее, тогда он имел титул заместителя местоблюстителя патриаршего престола], разрешая эту поездку, дал архиепископу Вениамину вместе с тем особое поручение: выяснить положение Русской Православной Церкви в Америке и взаимоотношения с митрополитом Платоном (Рождественским), управлявшим тогда Северо-Американской и Алеутской епархией. Отношение митрополита Платона и многих тогдашних представителей русского православного духовенства в Америке к местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Сергию было весьма схожим с настроениями митрополита Евлогия. Они также не хотели быть в подчинении местоблюстителя патриаршего престола, с той лишь разницей, что митрополит Евлогий ушел в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, тогда как митрополит Платон, выйдя из подчинения местоблюстителя патриаршего престола, объявил свой округ «автономным». Вследствие ухода митрополита Платона в раскол архиепископ Вениамин был назначен митрополитом Сергием архиепископом Алеутским и Северо-Американским, временным экзархом в Северной Америке [указом от 22 ноября 1933 года]. Впоследствии он был утвержден местоблюстителем патриаршего престола в звании экзарха и в 1938 году возведен в сан митрополита. Из Америки архиепископ Вениамин еще раз возвращался в Париж, чтобы сдать там свои дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Постепенно в Элладской Церкви сторонников компромиссной позиции архиепископа Дамаскина становилось все меньше. Референт германского МИД Колреп в своей заметке от 31 марта 1944 г. писал: «Хотя Афинский архиепископ посетил могилы в Виннице и после своего возвращения в Грецию развернул сильную антибольшевистскую пропаганду, однако его можно назвать в этом отношении одиночкой, так как остальное духовенство настроено просергиански [то есть положительно к Московскому Патриарху Сергию]». Вскоре после избрания в сентябре 1943 г. Патриархом Московским и всея Руси Владыки Сергия (Страгородского) германский МИД предпринял усилия, чтобы добиться официального непризнания выборов со стороны Элладской Церкви. 9 октября представитель МИД в Афинах сообщил своему начальству, что у него не получается организовать эту акцию, и просил прислать для агитации резолюции и воззвания зарубежных русских архиереев, осуждавших избрание Сергия Патриархом. Подобные резолюции были присланы, но Элладская Церковь так и не поддалась давлению немцев. Проживавший же в Лондоне греческий архиепископ уже к 2 октября 1943 г. признал выборы Московского Патриарха. Интересно, что живший в Каире греческий король Георг по отличным от германских ведомств причинам также негативно отнесся к избранию Патриарха Сергия и в этой связи написал Константинопольскому и Иерусалимскому Патриархам послания об «обманных махинациях большевиков». В докладе отдела культурной политики германского МИД от 15 июня 1944 г. отмечалась «чрезвычайно неблагоприятная» церковная ситуация в Греции. Часть священнослужителей, среди них и некоторые архиереи, активно поддерживала партизанскую борьбу ЭЛАС. Впрочем, и архиепископ Дамаскин к тому времени далеко не во всем следовал политике оккупантов и не раз вступал в конфронтацию с ними. 20 июня 1944 г. находившийся на оккупированной территории СССР Первоиерарх Белорусской Православной Церкви митрополит Минский Пантелеимон (Рожновский) отправил письмо Владыке Дамаскину, в котором призывал «выступить единым фронтом народов Европы против безбожного большевизма», однако ответа не получил.

http://bogoslov.ru/article/1089182

1 св. мучен. Маккавеев. 3 преп. о. н. Далмата. Свв. архиеп. Ефесских Иоанна монаха и Иоанна нового. (Служба писана 1 октября, а она писана епископу и апостолу Анании). 4 память св. и Марии Магдалины. 6 Преображение Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 9 св. мученика Мирона, еписк. критского чудотворца. 15 Успение Пресвятой Богородицы. 16 землетрясение и избавление от агарян. 18 память Иоанна и Георгия. патриархов константинопольских. 19 св. апостола Фаддея. 23 св. Каллиника, патриарха константинопольского. 25 св. апостола Тита. 29 Усекновение Честные главы Иоанна Предтечи. 31 положение честного пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратиях. Служба 2 июля. Приложение 3. Список праздников и святых, которым написаны каноны Феофаном и Иосифом и другими песнописцами раньшими их или современными им, не позднее IX века 462 . Сентябрь 1 началу индикта Имон. Стихиры Герм. Симеону столпнику Имон. Стих. Герм. 40 девам постниц. Феоф. 2 Маманту Феоф. 3 св. Анфиму Феоф. или Имон., но не Иос., пр. Феоктисту Феоф. 4 Вавиле еписк. антиохийскому Имон. Моисею пророку Клим. 5 пророку Захарии Феоф. Кириллу гортинскому Иос. (вместо 6). 6 чудо арх. Михаила Иос. 7 Созонту Феоф. Препразднству Иос. 8 Рождеству Богородицы Андр. Имон. Иос. 9 Иоакиму и Анне Феоф. 10 Минодоре и с нею Иос. 11 пр. Феодоре Феоф. 12 Автоному Имон. Георг. 13 Препраздн. Герм. Обновлению храма Иерусалим. Имон. Корнилию Иос. 14 Воздвижению креста Косм. Андр. 15 муч. Никите Феоф. 16 Евфимии Имон. 17 Вере и Надежде и проч. Феоф. 18 Евмению Иос. 19 Трофиму и проч. Иос. Сосанне Иос. 20 Евстафию Феоф. 21 ап. Кодрату Иос. 22 Фоке Иос. Прор. Ионе и преп. Ионе. Феоф. 23 зачатию Предтечи Имон. Феоф. 24 Фекле Имон. 25 Евфросинии Иос. Феофилу ефесскому Феоф. 26 Иоанну Богослову Феоф. два, Иос. 27 Каллистрату Иос. Епихарии Иос. 28 Пр. Харитону Имон. 29 Пр. Кириаку Феоф. 30 Григорию еп. Армении Иос. Октябрь 1 ап. Анании Имон. Роману Имон. Феоф. 2 Киприану Феоф. 3 Дионисию Феоф. 4 Иерофею Феоф. 5 Харитине Иос. 6 ап. Фоме Феоф. 7 Сергию и Вакху Имон. Феоф. 8 Пелагии Имон. Георг. 9 ап. Иакову Феоф. 10 Евлампию и Евлампии Имон. 11 ап. Филиппу Иос. 12 Прову и прочим Иос. Косме Феоф. 13 Карпу и Папиле Иос. Феоф. и Георг. 14 Назарию и прочим Иос. 15 Лукиану Феоф. 16 Лонгину Иос. 17 прор. Осии Феоф. Андрею Критскому Иос. 18 св. Луке Феоф. 19 прор. Иоилю Феоф. Уару Иос. 20 Артемию Иос. Георг. 21 пр. Илариону Феоф. 22 Аверкию Иос. Семи отрокам Иос. 23 Иакову брату Божию Феоф. 24 Арефе Феоф. 25 Маркиану и Мартирию Иос. 26 Димитрию солун. Феоф. Трусу Иос. 27 Нестору Иос. Феоф. 28 Терентию Феоф. 29 Анастасии Иос. Аврамию Иос. 30 Зиновию и Зиновии Иос. Маркиану Феоф. 31 ап. Стахии Иос. Епимаху Имон. Иос. Арс. Ноябрь

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф назначен был настоятелем Лубенского Спасо-Преображенского монастыря, Полтавской губернии; при этом он возведен был в сан игумена. При въезде во вверенную обитель взор Иоасафа не встретил ни красивой теперешней колокольни, ни соборного храма с позолоченными куполами, красующегося в зелени деревьев, ни других многочисленных теперь построек. Вокруг обители не было даже ограды. Восстановлять и сооружать все это и было трудною задачею нового настоятеля. Игумен Иоасаф, подражая преп. Сергию, собственными руками насадил деревца от развалин храма до монашеских келий, и сам же носил воду для поливки их из реки Игары. Теперь это вековая липовая аллея. В продолжение управления Лубенским Спасо-Преображенским монастырем, равно как в предыдущее и в последующее время, игумен Иоасаф вел строго подвижническую жизнь. Молитва , пост, бдение, богомыслие и др. духовные подвиги были постоянными спутниками его жизни. О строго подвижнической жизни игумена Иоасафа в этот период времени свидетельствует то обстоятельство, что он подвергался частым и продолжительным недугам телесным. Последние же, несомненно, были прямым следствием сурово-подвижнической жизни его 11 . «Августа 16-го дня 1737 года, – он сам пишет в своих записках, – заболел крепко, с каковою болезнию боролся до месяца генваря 1738 года, и уже близ исхода обретался, Божиею же наказующею милостию паки здравием помилован».. «1740 года сентября 28 дня, – пишет он, – я опять заболел и страдал отчаянно до половины февраля; но милосердый Бог оставил еще мне жизнь для Его прославления». Во время своего настоятельства в Лубенском Спасо-Преображенском монастыре игумен Иоасаф сподобился видеть два замечательных сновидения. Это было в 1740 году, октября 26 дня, и в 1-й день месяца марта 1741 года. В оба раза он видел Константинопольского патриарха Афанасия, нетленно почивающего в Лубенском монастыре, и дважды он слышал от него одобрения 12 . Для изыскания средств на восстановление соборного храма Иоасаф добровольно принимает на себя труд заурядного сборщика. Получив благословение митрополита киевского Рафаила, он, не обращая внимания на слабость своих сил после двух продолжительных болезней, 10 сент. 1742 года пускается в путь в Москву и Петербург. В первой он, 28 ноября того же 1742 года, произносит в присутствии Государыни Императрицы Елисаветы Петровны в придворной Ее Величества комнатной церкви свое сильное по убедительности и богатое по содержанию слово о любви к Богу и к ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

А ещё очень всех впечатлил митрополит Константинопольского патриархата Калист (Уэр). Запомнился один из его ответов на вопрос, прозвучавший в последний день конференции. Молодой человек с комплексом православной полноценности, которая порождает высокомерно враждебное отношение к людям (у нас же Истина!), спросил: как понимать слова молитв перед Причастием “не врагам Твоим тайну повем”. Кто эти враги? Он явно ожидал, что поставит в тупик владыку, утверждающего, что литургия служится обо всем мире, а не только о христианах. Но митрополит Калист начал с шутки (сразу снизив градус высокопарности вопрошавшего): “У владыки Антония Сурожского есть на эту тему целая статья, но я её не помню. А что касается врагов Христа, то это, прежде всего, мы сами, предающие Его постоянно. Так и понимайте: враг Бога – я сам. А не кто-то другой”. Это не дословно, но близко к тексту. Он говорил о центральной роли Евхаристии: мы евхаристические животные. Есть два аспекта: жизнь во внутрь Церкви, когда мы приносим Богу из внешнего мира всё своё, стремление и соединение со Христом, и центробежная сила, несущая любовь и евхаристический мир во вне общины – всему миру. Последнее тоже очень важно. Мы обязаны миссионерствовать. А успех любого дела определяется вложенным в него страданием и состраданием. После обеда состоялся импровизированный поэтический «солнцепёк». На лужайке собрался кружок из нескольких русских, и мы с Виктором Никифоровым почитали стихи. Я рада была хоть чем-то выразить свою благодарность старосте, Наталье Васильевне, милейшей женщине, которая светится добротой, но в то же время очень чётко ведёт приходские дела, она, по всему видно, хороший организатор. Потом начались круглые столы. Мы пошли к отцу Сергию Овсянникову. Потому что это было интересно. Он был интересен. И потому что у отца Эрика разговор шёл на английском (а у нас в основном на русском). Мне понравилось, что спор был живой – никто не ломался, не сидел, потупив глазки с ложным смирением. Дискуссия была жаркой и даже я там что-то рассказала о специфических проблемах миссионерства нашей епархии. Люди делились историями о том, как они создавали приходы на пустом месте, размышляли, как совмещать быт и храм, семью и Церковь, воспитывать детей – не по лжи.

http://pravmir.ru/puteshestvie-v-kvadrat...

И Шестого, бывшего при Константине Погонате, также в Константинополе в 691 году, вопреки Сергия, епископа Константинопольского, и его последователей, в числе 170 св. отец, утвердивших, что во Иисусе Христе две естественные воли и два естественные действия нераздельны и неслиянны; подтвердивших правила Вселенских и Поместных соборов и изложивших 102 правила благочиния в утверждение Церкви. Празднование св. отцам шести Вселенских соборов, бывших в разные времена, без сомнения началось не вдруг, но распространялось мало-по-малу, после Первого Вселенского собора. На постепенное установление празднования св. шести соборам Вселенским указуется писаниями св. отец разных веков. Так св. Григорий Двоеслов , писатель VI века, в послании своём к Иоанну, патриарху Константинопольскому, и прочим патриархам писал о четырёх Вселенских соборах: «приемлю и почитаю 4 собора, как 4 книги св. Евангелия, т. е. со всей преданностью содержу и всецело храню Никейский, на коем ниспровергнуто лжеучение Ария; – Константинопольский, на коем обличено заблуждение Евномия и Македония; Ефесский, на коем отвергнуто нечестие Нестория; Халкидонский, на коем отвергнуто безумие Евтихия и Диоскора». В VII веке св. патриарх Иерусалимский – Софроний, в соборном послании к Сергию, Константинопольскому патриарху, писал: «св. отцы, желая показать, что учение их не новое, а согласное с соборами, часто перечисляют оные. Мы принимаем четыре великие, священные Вселенские собора, бывшие для утверждения Божественных догматов церковных, сияющие Евангельским блеском и украшенные качествами Евангельскими. Сверх сих четырёх великих, достоуважаемых, священнейших и равночестных соборов, я принимаю и Пятый Вселенский собор, бывший кроме и после тех соборов, собиравшийся для подтверждения знаменитого Халкидонского собора». В IX веке о шести Вселенских соборах писал Никифор, архиепископ Константинопольский, и называет их святыми, Богодвижимыми. При воспоминании св. отец шести Вселенских соборов Церковь в чтении Евангельском предлагает ходатайственную молитву Иисуса Христа, указанную в первом Страстном Евангелии и в VΙΙ-ю по Пасхе неделю св. отец Первого Вселенского собора ( Ин.17:1–13 , зач. 56).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

но июнь 1923 г. находился под арестом и был лишен возможности управлять Церковью. Отсутствие нормального сообщения со священноначалием в Москве дало возможность Константинопольскому Патриарху Мелетию IV подчинить своей юрисдикции на правах митрополии Эстонскую Православную Церковь Томосом от 7 июля 1923 г., признающим, однако, эту канонически неоправданную меру вынужденной и оправдывающим ее тем, что Русская Церковь была лишена возможности руководить православными общинами в Эстонии. В 1935 г. Собор Эстонской Православной Церкви принял ее Устав, согласно которому она получила новое наименование «Эстонская Апостольская Православная Церковь » (ЭАПЦ). За ЭАПЦ было закреплено право юридического лица, включающее право приходов и других ее учреждений владеть и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом (храмовыми и иными строениями, землями и т. д.). В июне 1940 г. Эстония вошла в состав Советского Союза. 27 декабря 1940 г. на расширенном заседании Синода ЭАПЦ, проходившем под председательством митрополита Таллиннского и всея Эстонии Александра, было принято решение о восстановлении канонических отношений этой Церкви с Матерью – Русской Православной Церковью. В марте 1941 г. митрополит Александр посетил Москву, где 31 марта произошло официальное воссоединение ЭАПЦ с Матерью Церковью – Московским Патриархатом (на основе решения, принятого в Эстонии, а отнюдь не «одностороннего» решения Московской Патриархии, как утверждает Константинопольский Патриарх Варфоломей в своем письме от 24 февраля с. г.). Митрополит Александр признавал в своем письме Патриаршему местоблюстителю митрополиту Сергию от 10 ноября 1940 г., что «формального отделения Эстонской Православной Церкви от Российской не было. Ныне открылась возможность возобновить прежние отношения с Российской Церковью и вступить с нею в тесное каноническое единение». По словам митрополита Александра, «возникший раскол в Русской Церкви, полученные сведения о репрессиях в отношении Патриарха Тихона и т. д. – заставили их временно (выделено в документе, – Ред.) обратиться к окормлению Патриарха Константинопольского».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010