На заседании 8 марта продолжалась сверка подборки святоотеческих цитат, выполненной Макарием и его помощниками, с подлинными текстами отцов, выявившая присутствие в ней подделок и злонамеренных пропусков. Патриарху Макарию и его ученику монаху Стефану было предъявлено обвинение, на основании которого вынесли соборный приговор: «Поелику ясно обнаружено, что вы заботились об извращении божественных догматов и искажали учение святых и уважаемых отцов, а скорее принимали мнение еретиков и последовали тому, чему они учили на погибель православному народу; то мы определяем, чтобы вы были лишены всякого иерархического достоинства и служения» . Раздались аккламации: «Многая лета императору! Православному императору многая лета! Вон еретика! Новому Евтихию злые лета! Новому Аполлинарию злые лета! Вон еретика!» . И ученик Макария Стефан, – как сообщают об этом «Деяния» Собора, – «был вытолкан и выгнан вон» . На 10-м заседании, 18 марта, продолжилось чтение патристических свидетельств, оглашены были и тексты анафематствованных еретиков, в которых обнаружились монофелитские идеи, компрометировавшие защитников учения о единой воле во Христе своей близостью или тождественностью с их суждениями. В заключение епископы, клирики и монахи, которые ранее допускали монофелитские высказывания, огласили свои исповедания, в которых они заявили о совершенном своем согласии с диафелитским учением, содержащемся в послании святого папы Агафона и Римского собора. Патриарх Иерусалимский Софроний 20 марта заседание Собора началось с чтения послания патриарха Иерусалимского Софрония патриарху Константинопольскому Сергию, которое признано было православным. Затем приступили к оглашению сочинений уже осужденных Собором Макария и его ученика Стефана, прерванному соборным постановлением: «Прекратить чтение этих душевредных сочинений» . Для доказательства взаимного единомыслия еретических свидетельств решено было «извлечь из этих сочинений... очевидные богохульства» . Закрывая заседание, император Константин объявил, что он не сможет присутствовать на следующих заседаниях, когда уже «большая и важнейшая часть настоящего дела совершена» , из-за занятости «делами нашего христолюбивого государства» , повелев патрициям Константину и Анастасию и консуляриям Полиевкту и Петру, присутствуя на Соборе, представлять на нем императора. Тем самым на них возлагались председательские обязанности.

http://pravoslavie.ru/104079.html

Послание, написанное Киром, патриархом Александрийским, Сергию, патриарху Константинопольскому (фрагмент) Удостоверение, совершенное между Киром, бывшим папою Александрии, и последователями секты феодосиан (фрагмент) Из книги Феодора, бывшего епископа Фаранского, слово его к Сергию, бывшему епископу арсинийскому, в Египетском диоцезе (фрагмент) Пирра, патриарха Константинопольского, из сочинения «О воле и действии» (фрагмент) Послание Сергия, архиепископа Константинопольского, к Гонорию, папе Римскому (фрагмент) Ответное послание Гонория, папы Римского, к тому же Сергию (фрагмент) Второе послание папы Гонория Сергию Константинопольскому (фрагмент) Послание Павла, патриарха Константинопольского, к Феодору, папе Римскому (фрагмент) Послание Павла, патриарха Константинопольского, к Феодору, папе Римскому (фрагмент) Изложения, или исповедание веры Макария Антиохийского (фрагмент) Прп. Максим Исповедник. Полемика с моноэнергизмом и монофелитством. Письмо 19 и Трудности к Фоме 5 (Г. И. Беневич, А. М. Шуфрин) Св. Максим Исповедник. Догматический Томос пресвитеру Марину (пер. А. М. Шуфрина) Марину, преподобнейшему пресвитеру (пер. А. М. Шуфрина) ПОЛЕМИКА С МОНОФИЗИТАМИ VIII–IX ВЕКОВ Феодор Абу-Курра (Ф. Г. Беневич) Феодор Абу-Курра. Послание к армянам (пер. Ф. Г. Беневича) О единении и воплощении, и о том, как ипостась воплотилась, а природа Божественная объединилась с природой человеческой в ипостаси Слова Божиего (пер. Ф. Г. Беневича) УЧЕНИЕ О ЦЕРКОВНОМ СИМВОЛЕ Иконоборчество и иконопочитание. Иконоборческий период (730–843 гг.) (Т. А. Сенина (монахиня Кассия)) Св. Феодор Студит (Т. А. Сенина (монахиня Кассия)) Св. Феодор Студит. Письмо св. Платону Студиту о почитании икон Первое опровержение иконоборцев (фрагменты) Св. Никифор Константинопольский (Т. А. Сенина (монахиня Кассия)) Св. Никифор, патриарх Константинопольский. Послание ко Льву III, папе Римскому (фрагменты) Защитительное слово ко Вселенской Церкви относительно нового раздора по поводу честных икон (фрагменты) ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ X–XII ВЕКОВ

http://pravbiblioteka.ru/book/antologiya...

По-иному обстояло дело с Автономной Православной Церковью в Эстонии, где политика государственной власти отличалась крайним национализмом. 23 сентября 1922 г. Собор принял решение об обращении к Патриарху Константинопольскому Мелетию IV с прошением о принятии Автономной Православной Церкви в Эстонии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и даровании ей автокефалии. 10 сентября 1940 г. в обращении к Блаженнейшему Сергию Московскому, митрополиту и Патриаршему Местоблюстителю, митрополит Таллинский и всей Эстонии Александр (Паулус) писал, что это решение было принято под сильным политическим давлением со стороны государственной власти в то время, когда из Советской России непрерывно поступали сведения о тяжелейшем положении Святейшего Патриарха Тихона и Русской Православной Церкви и в ответ на призыв Патриарха Мелетия IV. Вскоре такой же шаг был сделан и Финляндской Православной Церковью. Томосом Патриарха Мелетия IV от 6 июня 1923 г. первой была принята в юрисдикцию Константинопольского Патриархата Финляндская Православная Церковь (состоящая из Финляндской и Выборгской епархий Русской Православной Церкви), которой при этом была предоставлена автономия, хотя эта Церковь ею уже пользовалась с 11 февраля 1921 г. в соответствии с решением высшей церковной власти Московского Патриархата. Это деяние явилось самовольным отторжением и поглощением одной Автокефальной Православной Церковью части канонической территории другой братской Автокефальной Православной Церкви (8 правило III Вселенского Собора; 9 правило Антиохийского Собора и др.), что противоречило духу христианской любви и попирало общепринятые принципы церковного права. Через месяц, 7 июля 1923 г., Патриарх Мелетий IV вручил в Константинополе архиепископу Таллинскому и Эстонскому Александру (Паулусу) томос о принятии Православной Церкви в Эстонии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата как отдельного автономного церковного округа «Эстонская Православная Митрополия». Таким образом, Константинопольским Патриархатом были аннексированы Таллинская и Эстонская епархия, часть Нарвского викариатства Петроградской епархии и часть древней Псковской епархии Русской Православной Церкви. Обосновывая свои действия, Константинопольский Патриархат в первую очередь напомнил о том, что Вселенский Престол осуществляет каноническое попечение о церковном устроении тех православных общин, которые остаются без пастырского окормления. Во-вторых, в томосе утверждалось, что перехода под юрисдикцию Константинопольского Патриархата требовали новые политические условия, сложившиеся в Эстонии, и в-третьих, подчеркивалось, что возникшие в России церковные нестроения сделали невозможным установление «надлежащего церковного устроения в Эстонии со стороны святой Церкви России» .

http://sedmitza.ru/lib/text/430331/

После осуждения ересей евтихианской и акефалов, отвергавших халкидонский собор, из того же евтихианского нечестия выродились разные заблуждения монофелитов. Не дерзая открыто отрицать двух естеств во Христе, они стали отрицать в Нем две воли и два действия, дабы тайно, по крайней мере, вовлечь души людей в прежние евтихианские заблуждения, чего открыто делать они не могли. Вождем и зачинщиком их был Феодор, епископ фаранский, в слове к Сергию, епископу арсинойскому, как утверждает Сергий, епископ темпсанский, по свидетельству Стефана, епископа дорского, которое он высказал на латеранском соборе, бывшем при Мартине первом 1 . Зло это, виновником и строителем которого, как сказано, был Феодор фаранский, перешло от него к Сергию, епископу константинопольскому, который был родом сириянин и воспитался в обществе и под руководством яковитов; оно достигло также Кира, епископа фасидского 2 , и других, особенно же яковитского патриарха Афанасия, тоже родом сириянина, человека хитрого и относившегося самым враждебным образом к постановлениям халкидонского собора. Этот последний встретился в Иераполе с Ираклием, который в это время торжествовал по поводу победы над персами и полученной при этом добычи. Император сделал попытку извлечь Афанасия из тины заблуждения, но и сам погряз в ней. Он стал увещевать Афанасия принять халкидонское исповедание 3 , обещая ему в случае обращения антиохийский патриархат. Афанасий притворился, что он исповедует точно так, как желает Ираклий, и, исповедав два естества во Христе, со своей стороны спросил мнения императора о том, одна ли воля и одно ли действие во Христе, или же две воли и два действия? Ираклий не нашел тогда возможным для себя высказать относительно этого предмета что-либо определенное и обратился по поводу предложенного вопроса к константинопольскому епископу Сергию, которого тут не было, и потом к Киру, бывшему в то время предстоятелем Фасиды. Они убедили Ираклия, что во Христе одна воля и одно действие; и император обнародовал это мнение в официальном эдикте, который назвали изложением ( ’κθεσις) 4 . После этого Кир, как бы в награду за свое нечестие, переведен был на место умершего епископа Александрии Георгия и, посоветовавшись с Феодором фаранским 5 , обнародовал девять глав с анафематствованием. В седьмой из этих глав он всеми силами защищает упомянутую ересь и угрожает строжайшею анафемою тем, кто не примет ее. С такою же энергиею действовал и Сергий в Константинополе. Он собрал собор епископов своей области 6 , в которых разными ухищрениями влил тот же яд, и в виду всего народа прибил к дверям соборного храма изложение, утвержденное императорским авторитетом и подписями епископов. Вследствие всего этого ересь распространилась далеко по всему Египту и константинопольской области.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

— А при каких обстоятельствах Брюссельская архиепископия вошла в юрисдикцию Московского Патриархата? — В 1940 году, после оккупации Бельгии гитлеровцами, владыка Александр (Немоловский) был арестован гестапо и увезён в Германию. После освобождения из плена в 1945 году он в течении года находился в Советском Союзе. Там же он перешел в юрисдикцию Московского Патриархата, о чем и объявил в Брюсселе после своего возвращения в Бельгию в 1946 году. С этого времени Свято-Николаевский приход и находящееся при нем здание Архиепископии стали принадлежать Русской Православной Церкви. — А остальные русские приходы в Бельгии? Все остальные русские приходы, о которых речь шла выше, остались в составе Константинопольского Патриархата. — Как же удалось расширить епархию? Это происходило за счет присоединения старых приходов или же создавались новые общины? — В 1946 году Московский Патриархат имел в Бельгии всего лишь один приход. Однако при сменившем владыку Александра архиепископе Василии (Кривошеине) в Бельгии возникают три новых франкоязычных прихода и один монастырь, насельниками которого стали фламандцы. — С тех пор новые приходы не создавались? — Ну почему же. В 1992 году ко мне обратился возглавлявший русские приходы Константинопольского Патриархата в Западной Европе архиепископ Евкарпийский Сергий (Коновалов). Владыка просил меня совершать богослужения в Свято-Троицком храме в Шарлеруа, находившемся в его юрисдикции. Эта несколько необычная мера была вызвана тем, что Русской архиепископии Константинопольской Церкви не хватало собственного духовенства. Владыка так мне и сказал: «Если не согласишься, храм просто придется закрыть!». Получив благословение на служение в Шарлеруа от архиепископа Брюссельского и Бельгийского Симона , я обговорил с владыкой Сергием условия, при которых это было возможно. Я сказал архиепископу Сергию, что буду окормлять Троицкий приход в Шарлеруа только при условии, что буду поминать не только Патриарха Константинопольского, но также и своего Предстоятеля — Патриарха Московского и всея Руси. Владыка Сергий дал на это согласие, после чего я в течение более десяти лет на всех службах поминал Архиепископа Константинопольского и Нового Рима, Вселенского Патриарха, а затем Патриарха Московского и всея Руси и далее владыку Сергия.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204657...

Святотатственные возмущения и замыслы этих людей значительно ослабил Софроний 7 , инок высокого благочестия. Он сделал это сначала посланиями к Киру и Сергию; впоследствии же, когда он возведен был на иерусалимский престол, созвал собор епископов своей области, на котором раскрыл новые замыслы и ухищрения монофелитов, которыми они угрожали православному народу, и, раскрывши, предал осуждению. Досадуя на это, Сергий сделал на него донос папе римскому Гонорию 8 , обвиняя его в том, что он привел в волнение весь восток новыми выражениями о двух волях и двух действиях и нанес большое оскорбление акефалам, которые стали в это время обнаруживать лучшие, чем прежде, намерения и сделались здравомысленнее. Гонорий написал Сергию, Киру и Софронию в таком тоне, который показывал, что папа имеет единственную цель – прекратить новые вопросы, порождающие несогласие и раздор. Истолковав эту предусмотрительность папы в смысле одобрения своего заблуждения, монофелиты стали злоупотреблять его именем для покровительства своим сторонникам 9 . Но когда вместо Гонория на престол вступил 10 Северин и потом вместо Северина Иоанн четвертый, то этот последний, получив сведение о секте монофелитов от Ираклия, уничтожил определения их римского собора и старался отвратить императора от деятельного с ними сообщества. Под влиянием этого, как утверждает св. Максим 11 , Ираклий освободил себя от всякого церковного осуждения эдиктом, в котором написал между прочим следующее: «изложение не принадлежит мне, я не диктовал его и не приказывал составить; его составил патриарх Сергий пять лет тому назад, когда я возвращался с востока. Он умолял меня, когда я прибыл в сей счастливый город, обнародовать это изложение от моего имени и с моею надписью. Я сделал это по его настоянию; ныне же, узнавши, что некоторые вооружаются против изложения, я объявляю всем, что оно не принадлежит мне». После этого Ираклию наследовал 12 сын его Константин, а Сергию, епископу константинопольскому, Пирр, знаменитый своим участием в той язве и том безумии, о которых идет речь. За то, что отравил Константина ради мачехи его Мартины, он сослан был в Африку и познакомился здесь с кафолическим учением под руководством святейшего инока Максима 13 . Затем он отправлен был в Рим к папе Феодору, который заступил место Иоанна четвертого. Здесь, после представления Феодору сочинения, в котором высказывалось отвращение от всякой ереси, он принят был этим папою в общение 14 . Но, едва удалившись из города, Пирр опять воспринял в себя в Равенне яд, от которого освободился в Риме. Вследствие этого Феодор торжественно, с участием всего клира, предал его осуждению у гроба верховного апостола и лишил его священного сана 15 . При этом, Стефану дорскому он поручил обозреть восток и апостольскою властию обуздать дерзость монофелитов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Трагедия, в результате которой погибла Мария Берушки, произошла 4 апреля 1986 года в местечке Жоаким Тавора. В сельской школе загорелся и взорвался баллон с газом. Мария Апересида могла спастись первой, однако она осталась в горящем классе, помогая выбраться детям. Благодаря подвигу православной учительницы, спастись смогли пять учеников, успев выпрыгнуть в окно. Оставшиеся восемь ребят погибли в огне вместе с 27-летней Марией .   Учрежден приход Русской Православной Церкви в Сингапуре Священным Синодом решено принять новообразованный приход в честь Успения Божией Матери в Республике Сингапур в юрисдикцию Русской Православной Церкви. Архипастырское окормление Успенского прихода поручено епископу Уссурийскому Сергию, викарию Владивостокской епархии. В Сингапуре до недавнего времени существовал только один «квартирный» Воскресенский храм Константинопольского Патриархата, который не мог вместить всех желающих, тем более что многим русскоязычным жителям страны хотелось присутствовать на богослужении с понятным языком. Русская община Сингапура уже давно просила нашу Церковь о духовном окормлении. В ответ на эти просьбы в июле этого года страну посетил епископ Уссурийский Сергий и совершил здесь всенощное бдение и литургию. Теперь же можно надеяться, что православная жизнь прихожан упорядочится и присутствие Православия в Сингапуре усилится. Хотелось бы, чтобы со временем была построена настоящая церковь. Пока же и приход Константинопольского Патриархата, и наш приход, и православная болгарская община вынуждены обходиться квартирами.   Учрежден православный приход и в Эквадоре На том же заседании Синода приняли в юрисдикцию нашей Церкви новообразованный приход в честь Святой Троицы в г. Кито, Республика Эквадор, и включили его в состав Аргентинской и Южноамериканской епархии. Настоятелем новообразованного Свято-Троицкого прихода в г. Кито назначен протоиерей Алексий Карпов, клирик Калужской епархии. При том что в целом на южноамериканском континенте благодаря миграции в ХХ веке число православных существенно возросло, в Эквадоре до недавнего времени не было ни одного официального прихода – только одна община в г. Мачала. Теперь наша Церковь не только первой устроила такой приход, но и направила в Эквадор постоянного священника. Это очень важный шаг, поскольку в приходах таких стран, как правило, своих священников нет, и прихожане вынуждены довольствоваться посещениями отцов из других приходов, расположенных иногда в соседних странах, что, естественно, может, в лучшем случае, поддерживать, но не укреплять и не развивать православную жизнь. Так было и в общинах Эквадора.

http://pravoslavie.ru/5045.html

Уже через день, 17/30 марта, епископ Вениамин рукоположил его во иеродиакона, а 12/25 мая митрополит Евлогий – во иеромонаха (в Александро-Невской кафедральном соборе в Париже). После этого владыка Евлогий назначил его исполняющим обязанности настоятеля в приходе города Виши (служил он здесь с ноября 1930 по февраль 1931 года). В этот период в пастырской судьбе иеромонаха Феодора наступили очередные значительные перемены. Они оказались вызваны рядом печальных внутри- церковных событий, связанных с произошедшим тогда внутренним расколом среди ряда русских эмигрантских приходов в Западной Европе (из тех, что подчинялись в 1920-х годах митрополиту Евлогию, экзарху Московской Патриархии, назначенному еще Святейшим Патриархом Тихоном); раскол этот привел к уходу многих приходов (во главе с самим митрополитом Евлогием) в юрисдикцию Константинопольского, так называемого Вселенского, Патриархата. Как пишет в своих воспоминаниях епископ Феодор, «в 1930 году для решения вопроса о переходе русских православных приходов в Западной Европе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата был созван митрополитом Евлогием Епархиальный съезд подчиненных ему приходов. На съезде присутствовали архиепископ Ниццкий Владимир [Тихоницкий; 1873–1959], епископ Пражский Сергий [Королев, 1881–1952; скончался по возвращении в Россию в Казани – архиепископом Казанским и Чистопольским] и епископ Вениамин... Выход русских православных приходов в Западной Европе из юрисдикции Московского Патриархата [в тот период фактически – из-под омофора Владыки Сергия (Страгородского) , будущего Патриарха Московского и всея Руси] собрание одобрило. Тогда епископ Вениамин встал и мужественно, с твердостью заявил перед всем собранием: «А я от митрополита Сергия не отделюсь! И прошу вас занести это в протокол. А если вы не занесете, я и сам напишу митрополиту Сергию " ». В результате с конца 1930 года и епископ Вениамин, и его верный ученик иеромонах Феодор оказались в подчинении нового владыки – митрополита Литовского Елевферия (Богоявленского), и ранее сохранявшего, в отличие от митрополита Евлогия, сугубо промосковскую ориентацию, и в этот момент оставшегося, по назначению Патриархии, полномочным главой «московских» приходов в Западной Европе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В этот период Троице-Сергиев (первоначально Троицкий) монастырь, основанный в 1340-х гг. преп. Сергием Радонежским, стал главным очагом возрождения Руси. Крупнейший отечественный просветитель XIV b. преп. Сергий Радонежский, плеяда его учеников и последователей, среди которых были, в частности, агиограф Епифаний Премудрый и иконописец преп. Андрей Рублев, внесли решающий вклад в культуру той исторической эпохи, которую ряд исследователей (И.М. Концевич, Г.М. Прохоров, И. Экономцев, Р. Пиккио, иг. Петр (Пиголь), В.В. Петрунин) назвали Православным Возрождением. Особая тема – русский вариант общеправославной духовности, расцвет ее в позднем XIV в., в эпоху преп. Сергия Радонежского, и в первой трети XV в., во времена жизни и проповеди его учеников. Это был период, давший особый тип русской святости и особый по отношению к искусству Византии тип русской художественной образности, который стал результатом высокого синтеза русско-византийского культурного взаимодействия. Г.В. Флоровский писал о том, что «благодаря аскетической практике открылось множество новых многообразных проблем культуры, была явлена новая иерархия ценностей и целей» . Основатель Троице-Сергиева (Троицкого) монастыря преп. Сергий Радонежский сделался непосредственным участником исихастской программы Православного Возрождения в 1355 г., когда в его обитель прибыли греки, сопровождавшие на Русь Алексия, нового митрополита, – посланники Константинопольского патриарха Филофея Коккина во главе с чиновником Григорием Пердиком. Передача преп. Сергию даров патриарха и грамоты о желательности введения в Троицкой обители общежительного устава означала, что в Константинополе было принято решение не только об утверждении московского кандидата Алексия в сане митрополита и переносе центра Русской митрополии из Киева во Владимир, но и о стимулировании киновиального реформирования монастырской жизни на Руси. Грамота патриарха фактически обязывала преп. Сергия сделаться лидером в этом нелегком процессе и тем самым вступить в активную общественно-политическую деятельность, направленную на воспроизведение византийского образца сочетания светских и религиозных культурных форм – «города» и «монастыря».

http://bogoslov.ru/article/5571170

10 июня 1930 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) в связи с публичными выступлениями митр. Евлогия на тему религ. гонений в СССР, к-рые были восприняты как участие в политической деятельности, уволил его от управления западноевроп. приходами с поручением временного исполнения должности викарному архиеп. Владимиру (Тихоницкому). Архиеп. Владимир отказался принять это назначение. 21 июля того же года митр. Евлогий обратился к митр. Сергию с письмом, в к-ром сообщил о выходе из его подчинения и восприятии всей полноты власти, присущей епархиальному архиерею, впредь до восстановления нормальных сношений с высшей властью Русской Церкви. В авг. в обращении к пастве митр. Евлогий заявил, что «мы... не колеблем нашего канонического единства с Матерью Русской Церковью и ее законной властью, мы лишь временно прерываем внешние административные сношения с этой властью». 24 дек. 1930 г. митр. Сергий и Временный Патриарший Синод РПЦ подтвердили указ об увольнении митр. Евлогия и постановили упразднить Епархиальный совет в Париже. Управление западноевроп. приходами было поручено Литовскому митр. Елевферию (Богоявленскому) . Однако большинство приходов отказались выполнить указ Заместителя Местоблюстителя и остались в подчинении митр. Евлогия. Митр. Евлогий принял решение обратиться с ходатайством к К-польскому Патриарху о переходе в его юрисдикцию, хотя прежде отвергал претензии К-польской Церкви на управление приходами рус. диаспоры. 17 февр. 1931 г. К-польский Патриарх Фотий II издал томос о принятии подчиненных митр. Евлогию приходов в юрисдикцию К-польского Патриархата в качестве самостоятельной, самоуправляющейся рус. правосл. церковной орг-ции, которая составляла «временно единую особую экзархию Святейшего Патриаршего Вселенского Престола на территории Европы». При этом в заявлении, сопровождавшем публикацию томоса в «Церковном вестнике Западноевропейской епархии», митр. Евлогий трактовал новое положение лишь как «временный перерыв официальных административных сношений с митрополитом Сергием». Вступая в юрисдикцию К-польского Патриархата, по словам митр. Евлогия, «мы, конечно, не отрываемся, не откалываемся от Матери Русской Церкви». Как символ сохранения связи с Русской Церковью в приходах Экзархата наряду с К-польским Патриархом в богослужебном порядке упоминались Патриарший Местоблюститель митр. сщмч. Петр (Полянский) , а с 1937 г.- «всё епископство православное Церкви Российской».

http://pravenc.ru/text/182573.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010