Содержание Информация о первоисточнике    Святейшему всех владыке и блаженнейшему брату и сослужителю Сергию, архиепископу и патриарху константинопольскому, Софроний, безполезный раб святаго Господа Христа Бога нашего.    Отцы! отцы! всеблаженнейшие! как мне любезна теперь тишина, и гораздо любезнее, чем прежде, потому что свободный от занятий из тишины я попал в бурю дел и обуреваюсь земными делами. Отцы! отцы! боголюбезные! как мне приятно теперь ничтожество, и несравненно приятнее, чем прежде, потому что из навоза, грязи и несказаннаго и великаго ничтожества я взошел на иерархический трон. Я вижу также поднявшуюся волну и за волною следующую опасность. Потому что приятное не кажется так приятным, пока не испытано и не узнано неприятное, как представляется оно по испытании и по наступлении горькаго. Так здоровье весьма желательно тому, кто болит после того, как был здоров; так тишина весьма приятна тому, кто обезпокоен после тишины; так богатство весьма любезно тому, кто после богатства терпит бедность. И таким образом иной видит то, что происходит, (видит), что оно и существует и всегда остается по физическим и существенным свойствам таким же, каким казалось и до испытания противоположнаго, и однакож то, что существует по испытании этого последняго, привлекательнее и гораздо дороже (кажется) тому, кто испытал это, хотя бы (то, что происходит по испытании противоположнаго) не было что нибудь особенное, и приятнейшее, и гораздо более желательное. Это весьма ясно показывает нам и достохвальный Иов, испытавший то и другое, и произнесший справедливые приговоры, и могущий быть правдивым судиею сказаннаго нами, и произнести безпристрастный и неподкупный приговор. Итак что говорит этот адамантовый подвижник, потерявший приятное и погрузившийся в неприятное? «Кто мя устроит по месяцам преждних дней, в нихже мя Бог храняше? Якоже егда светяшеся светильник Его над главою моею, егда светом Его хождах во тме: Егда бех тяжек в путех, егда Бог посещение творяше дому моему: Егда бех богат зело, окрест же мене раби: Егда обливахуся путие мои маслом кравиим, горы же мои обливахуся млеком: Егда исхождах изъутра во град, на стогнах же поставляшеся ми престол.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3943...

Поиск Искать < 10 страниц >< 50 страниц > Аннотация Второй том антологии восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В 2-х т./Под науч. ред. Г. И. Беневича и  Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. Во второй том вошли сочинения более чем тридцати авторов VI-XV вв. Проблематика тома охватывает богословско-философские системы, возникшие в данный период, восприятие христианскими авторами неоплатонизма и споры с языческой философией, полемику с монофизитством, тритеизмом, оригенизмом и монофелитством, споры об иконопочитании, полемику с латинянами и латиномудроствующими, споры об универсалиях, паламитские споры, некоторые вопросы евхаристического богословия и другие темы, ключевые для понимания мира восточно-христианского богословия, философии и культуры. Оглавление тома: ДВА БОГОСЛОВСКО-ФИЛОСОФСКИХ СИНТЕЗА Ареопагитский корпус: учение о Боге и о Божественных именах (Д. С. Бирюков) Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (фрагменты) О мистическом богословии (фрагменты) Иоанн Филопон (Г. И. Беневич) Иоанн Филопон. О вечности мира, против Прокла (фрагмент) (пер. Г. И. Беневича) О сотворении мира (фрагмент) (пер. Г. И. Беневича) Св. Иоанн Дамаскин. О ста ересях вкратце (фрагмент) ПРП. МАКСИМ ИСПОВЕДНИК И БОГОСЛОВИЕ VII ВЕКА Св. Евлогий Александрийский, прп. Максим Исповедник, свт. Софроний Иерусалимский. Полемика с тритеизмом (Г. И. Беневич) Св. Фотий Великий, Константинопольский. Изложение слова св. Евлогия Александрийского (фрагмент) (пер. Г. И. Беневича) Изложение другого слова св. Евлогия Александрийского, направленного против монофизитов (фрагмент) (пер. Г. И. Беневича) Соборное послание св. Софрония, патриарха Иерусалимского, патриарху Сергию Константинопольскому (фрагмент) Прп. Максим Исповедник. Полемика с оригенизмом и антиоригенизмом (Г. И. Беневич) Св. Максим Исповедник. Трудность 7 (пер. А. М. Шуфрина) Моноэнергизм и монофелитство VII в.: Сергий, Кир, Пирр и другие (Г. И. Беневич) Послание, написанное Киром, патриархом Александрийским, Сергию, патриарху Константинопольскому (фрагмент)

http://pravbiblioteka.ru/book/antologiya...

Ираклий этот после известной, великой и славной победы над персами 2 , чудесного освобождения Иерусалима и патриарха Захарии и восстановления на свое место Честного и Животворящего Древа Креста 3 , возгордившись, как кажется, в сердце своем, подобно Езекии, но не покаявшись, как он, а, напротив, подвергшись его недугу и не употребив его лекарства 4 , – впал в величайшую ошибку, которая по сравнению с соделанным персами против христиан была гораздо хуже и пагубнее тем, что те причиняли гибель телу, а эта – душе 5 . Когда он имел пребывание в Иераполе Сирийском, Афанасий, называемый патриархом яковитов, человек ловкий и злокозненный, преисполненный прирожденного сирийцами коварства, вел беседы с царем о вере 6 . И царь дал ему обещание, что если он примет бывший в Халкидоне собор, то сделает его патриархом Антиохийским 7 . Афанасий лицемерно признал собор, исповедав две, соединенные во Христе, природы. Затем он спросил царя о действии и о двух волях, как должно говорить о них во Христе, как о двух или об одной. Тогда царь, услыхав новые и необычные слова, пишет к Сергию, епископу Константинопольскому 8 . Приглашает также и Кира, епископа Фасидского и, спросив его, нашел и его согласным с Сергием в учении об одной воле и одном действии 9 , так как Сергий, будучи сириец родом и от родителей яковитских 10 , учил об одной природной воле и об одном действии во Христе. Царь же, последовав совету обоих епископов – это было его заблуждение, – пишет к Римскому архиепископу Иоанну, который не только не принял, но и подверг анафеме таковую их ересь 11 . А Софроний, архиепископ Иерусалимский, узнав это и собрав подвластных ему епископов, анафематствовал монофелитское учение и соборное определение послал Сергию Константинопольскому и Иоанну Римскому 12 . Услыхав об этом, Ираклий устыдился, но, с одной стороны, он не желал упразднять своих решений, а с другой – не мог перенести позора. Тогда он, думая совершить нечто великое, издает так называемый эдикт, предписывающий не исповедовать ни одно, ни два действия 13 . Прочитав это, сторонники Севера в банях и на базарах поносили церковь Божию, говоря; «Прежде единомышленники Нестория халкидониты 14 , обратившись к истине, одумались, соединившись с нами посредством [признания] одного действия в одной природе Христа, – а теперь, осудив что было хорошо, погубили и то и другое, не исповедуя во Христе ни одну, ни две природы». После же смерти Сергия Константинопольскую кафедру занял Пирр, который нечестиво удержал то, что определили Сергий и Кир 15 . А после кончины Ираклия скипетр принял его сын Константин 16 . Но Пирр с Мартиною умертвил его ядом. Вступает на царство Ираклона, сын Мартины. Однако сенат и город изгнали из города Пирра, как нечестивца, вместе с Мартиною и ее сыном. Воцаряется Констант сын Константина, а во епископа Константинопольского поставляется Павел, тоже еретик 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

архиеп. Григорий (Афонский) Содержание Предисловие Глава 1. Введение в каноническое право Задача науки церковного права Сущность церковного права Связь церковного права с другими науками Методы изучения церковного права Власть Вселенской Церкви Канонический кодекс Вселенской Церкви Канонические сборники Толкователи канонов Канонический строй Православной Церкви Глава 2. О сущности церковных канонов Глава 3. Каноническое положение патриарха Константинопольского в Православной Церкви Приложение 1 Правило 3 II Вселенского собора: Правило 9 IV Вселенского собора: Правило 17 IV Вселенского собора: Правило 28 IV Вселенского собора: Правило 36 VI (Трулльского) Вселенского собора: Библиография   Этот скромный труд посвящен верным чадам Православной Церкви: новомученику духовнику Киевского духовенства протоиерею о. Михаилу Едлинскому и Ректору новозрожденной Киевской Духовной Семинарии протоиерею о. Сергию Афонскому. Архиепископ Григорий (в миру Георгий Сергеевич Афонский) родился 17 апреля 1925 года в г. Киеве. Два его прадеда, со стороны отца и матери, оба деда и отец были священниками. К началу войны 1941–1945 гг. он окончил 7 классов киевской средней школы. Однако, далее судьбе было угодно, чтобы после насильственного вывоза в Германию и рабского труда на заводе в 1942–1945 гг. будущий архиепископ оказался в Америке. Там вначале работал на фабрике, а затем, когда служил псаломщиком и регентом церковного хора, параллельно окончил духовную Семинарию и Академию, после чего был хиротонисан в сан пресвитера и принял монашество. В мае 1973 года в г. Ситка (бывший Новоархангельск на Аляске) состоялось рукоположение архимандрита Григория во епископа Ситки и всея Аляски. Рукоположение совершил Блаженнейший Иреней в сослужении с архиепископом Киприаном и епископом Феодосием, нынешним предстоятелем Православной Церкви Аляски и Канады. 23 года отдал Владыка Григорий служению на Аляске. Свое столь долговременное служение в этой епархии с ее протяженностью в несколько тысяч километров и чрезвычайно трудными климатическими условиями сам Владыка объясняет так: « Я благодарю Бога за то, что Он дал мне на Аляске таких чудесных людей, дал такое большое поле для выращивания виноградника Господня и особенно за то, что Он дал мне детей, молодых, добрых и искренних прихожан. Это для меня дар Божий... Другой судьбы мне не надо». Кроме своей архипастырской деятельности Владыко Григорий известен также как преподаватель и ученый-историк: его главные научные труды посвящены истории православия в Америке и, в частности, на Аляске. В 1996 г. по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, архиепископ Григорий посетил Москву и Киев, где литургисал в храмах и монастырях обеих столиц. Покидая родной город после более чем 50-летней разлуки, Владыка Григорий благодарил верующих за возможность общей молитвы и пожелал народу Украины мира, спокойствия и благополучия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vveden...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 VI ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru VI Вселенский Собор. Фреска (Афон, Великая Лавра) Ересь монофелитов есть видоизменение ереси монофизитов и вышла из стремления византийского правительства во что бы то ни стало присоединить монофизитов к Православной Церкви. Император Ираклий (611-641 г.) принял на себя задачу уничтожить это религиозное разделение. В 620-х годах, Ираклий, во время похода на персов, виделся с епископами монофизитов, между прочим, с Афанасием, Сирским патриархом , и Киром, епископом в Колхиде , — и входил с ними в рассуждения по поводу спорного вопроса о двух естествах во Иисусе Христе . Монофизиты подали мысль, что они может быть согласятся присоединиться к Православной Церкви, если она признает, что в Иисусе Христе одно действование, или, что то же, одно обнаружение воли, одна воля. Вопрос об одной или двух волях в Иисусе Христе был еще не раскрыт Церковью. Но, признавая в Господе два естества, Церковь признавала вместе с тем две воли, так как два сомостоятельных естества — Божеское и человеческое — должны иметь каждое и самостоятельное действование, т.е. в Нем при двух естествах должны быть две воли. Противоположная же мысль, признание при двух естествах одной воли, есть само в себе противоречие: отдельное и самостоятельное естество немыслимо без отдельной и самостоятельной воли. У императора Ираклия была одна цель — присоединить монофизитов: поэтому, не обращая внимания на сущность предлагаемого учения, он горячо взялся за дело присоединения их при помощи этого учения. По его совету, Кир, епископ Фазиса, обратился с вопросом о единой воле к Сергию, патриарху Константинопольскому . Сергий отвечал уклончиво, высказывая, что на соборах этот вопрос не решался и что некоторые из отцов допускали единое животворящее действие во Христе, Боге истинном; впрочем, если будет найдено у других отцов другое учение, утверждающее две воли и два действия, то на это следует согласиться.

http://drevo-info.ru/articles/26531.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси. Часть 2 21.09.2006 719 Время на чтение 15 минут Святитель Киприан Но вернемся опять к тому моменту, на котором мы прервали наше повествование. Великий князь хотел видеть на московской кафедре своего ставленника - архимандрита Михаила. Он даже думал, было, утвердить Михаила-Митяя, в обход Константинопольской патриархии, прямо в Москве, причем в звании митрополита уже не Киевского, а Великой Руси. Но канонически осуществить это не удалось, и Митяй поехал рукополагаться в Константинополь, где к этому времени не было уже патриарха Филофея, а был его антипод по убеждениям патриарх Макарий. Туда же поехал и Киприан, причем показательно, что поехал другим путем, нежели Митяй, видимо, зная, что его Мамай не пропустит. В пути Киприан написал и отправил несколько писем игуменам Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому. В этих посланиях он упрекал москвичей, что они не сумели поддержать своего законного митрополита в конфликте с князем и, описывая свои злоключения, выражал возмущение поведением князя, но при этом писал, что почитает его как великого князя всея Руси и молится о нем и его семействе. По пути в Константинополь Киприан заехал в Болгарию, в свой родной город Тырново. О том, как его там встречали, очень красочно вспоминается в " Похвальном слове Киприану " , которое было произнесено уже после смерти святителя его племянником Григорием Цамблаком. Григорий, видимо, еще мальчиком присутствовал при этом событии, и впечатление от этого торжества осталось у него на всю жизнь. В " Похвальном слове " говорится о том, как тогда, в 1379 году, буквально весь город вышел встречать своего знаменитого земляка: " Мужчины и женщины, богатые и бедные, старики и дети, здоровые и больные - все стремились коснуться его священных одежд, его ноги или руки, а кто не успевал, оставались в отдалении и издалека принимали от него благословение, и исцеление, и духовное восхищение " . А дальше происходят события, поистине достойные приключенческого романа. Претенденты на престол митрополита всея Руси решительно направились в Константинополь. Когда ставленник великого князя Димитрия, Михаил-Митяй, пересек Черное море и уже приближался к виднеющемуся вдали Царьграду, он прямо на корабле заболел и внезапно умер. Сопровождающая его свита с изрядной митрополичьей казной пребывала в полной растерянности. Однако, посовещавшись, они решили не возвращаться в Москву без митрополита, а быстро избрать из сопровождавших Митяя клириков другого кандидата. После бурных дебатов был избран переяславский архимандрит Пимен.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Затем, о. Булгаков совершенно неверно заявляет, что вопрос о моно или дифелитстве был не готов к богословскому разрешению на VI Вселенском Соборе. Он был готов к своему разрешению еще на IV Вселенском Соборе и в предшествующее ему время, так как на сем уже Соборе были чтения выдержек из святоотеческих творений, которые ясно свидетельствовали, что если Христос имеет два естества, то Он имеет и две воли и два действования. Ведь на IV Вселенском Соборе читалось послание св. Льва, папы Римского , к Архиеп. Константинопольскому Флавиану, в котором находились следующие слова: «каждое из двух естеств в соединении с другим действует так, как ему свойственно: Слово делает свойственное Слову, а плоть исполняет свойственное плоти» 1427 . Читались на этом Соборе подобные свидетельства не только о двух естествах, но и о двух волях и действиях из творений и других св. отцов Церкви. Например: бл. Аттика, Еп. Константинопольского 1428 , Илария 1429 , Амвросия Медиоланского 1430 и Амфилохия, Еп. Иконийского 1431 . Очень много святоотеческих свидетельств о двух волях и действиях Христа было приведено на VI Вселенском Соборе, в особенности, если мы будем иметь в виду прочитанное здесь послание папы Римского Агафона. Здесь приведены были выдержки из учения св. отцов Церкви; Афанасия Александрийского , Амвросия Медиоланского , бл. Августина, Льва, папы Римского, Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Григория Нисского , Кирилла Александрийского и Дионисия Ареопагита 1432 . Читались на VI Вселенском Соборе и другие выдержки из святоотеческих творений о двух волях и действиях во Христе, которые не содержались в указанном послании папы Агофона 1433 . Очень хорошо это учение было изложено и в послании знаменитого борца за православие Патриарха Иерусалимского св. Софрония к Константинопольскому Патриарху – монофелиту Сергию 1434 . Это послание в особенности могло быть спасительным для ересиарха Макария Антиохийского, ибо здесь указывается истинный смысл богомужного действия, которого он не понимал 1435 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Н.А. Ложкина Библиографический список 1. Алексий (Дородницын) . Византийские церковные мистики XIV в./Еп. Алексий (Дородницын)//Полн. собр. соч./Еп. Алексий (Дородницын) . – Саратов, 1913. – Т. 1. – С. 3–140. 2. Алпатов М. А. Андрей Рублев. Около 1370–1430: альбом/М. А. Алпатов. – М.: Изобр. искусство, 1972. – С. 205. 3. Алпатов М. А. Искусство Феофана Грека и учение исихастов/М. А. Алпатов//Византийский временник: сборник. – М., 1969. – Т. 33. – С. 190–202. 4. Амвросий (Погодин) , архимандрит. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния/Архимандрит Амвросий (Погодин) . – Репр. воспроизведение изд. 1963 г. – Владимир: Посад, 1994. – С. 242. 5. Антонова В. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева/В. Антонова//Государственная Третьяковская галерея: материалы и исследования. – М., 1956. – Вып. 1. – С. 31. 6. Афонский патерик, или Жизнеописания святых на Афонской горе просиявших. Т. 1. – М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1897. – С. 1053. 7. Афонский патерик. Ч. 1. – М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1883. – С. 388. 8. Балашов Д. М. Ветер перемен/Дм. Балашов//Север. – 1987. – 5/8. С. 27–40. 9. Белобородое О. А. Посольство Константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому/О. А. Белобородое//Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник: сообщения/Загорск, гос. истор.-худож. музей-заповедник. – Загорск, 1958. – Вып. 1. – С. 12–25. 10. Белоброва О. А. Живопись XIV века/О. А. Белоброва//Троице-Сергиева лавра: художественные памятники/О. А. Белоброва. – М„ 1968. – С. 73–76. 11. Борисов Н. С. Сергий Радонежский/Н. С. Борисов. – М.: Мол. гвардия, 2009. – С. 298. 12. Борисов Н. С. «И свеча бы не угасла...»: исторический портрет Сергия Радонежского/Н. С. Борисов. – М.: Мол. гвардия, 1990. – С. 300. 13. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика: XI–XVII века/В.В. Бычков. – М.: Мысль, 1992. – С. 637. 14. Василий (Кривошеий), архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов /Архиепископ Василий. – Париж: Имка-пресс, 1980. – С. 354. 15. Вздорнов Т. И. Новооткрытая икона «Троицы» из Троице-Сергиевой лавры и «Троица» Андрея Рублева/Т. И. Вздорнов//Древнерусское искусство/Отв. ред. О. И. Подобедова. – М., 1970. – Т. 5: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV–XVI вв. – С. 115–154.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

отв. ред. Д. С. Лихачев Житие Сергия Радонежского Житие Сергия Радонежского – памятник агиографии, посвященный известному церковному и общественно-политическому деятелю Руси второй половины XIV в. Сергию Радонежскому (в миру – Варфоломею Кирилловичу; род. около 1321/1322 г. – умер 25 сентября 1391/1392 г.), создателю и игумену подмосковного Троицкого (впоследствии Троице-Сергиева) монастыря. Основным источником биографических сведений о Сергии Радонежском являются древнейшие редакции его Ж. Происхождение прозвания Сергия – Радонежский – связано с г. Радонеж, куда бежал с семьей его отец, разорившийся при Иване Калите боярин Ростовского княжества. Поддерживая политику централизации, которую проводили московские князья, Сергий Радонежский оказался в центре общественно-политической жизни Руси второй половины XIV в., был сподвижником московского великого князя Дмитрия Донского в его подготовке к Куликовской битве 1380 г., усмирял сепаратистские стремления удельных суздальских и рязанских князей (Бориса Константиновича и Олега Ивановича) и был связан с кругом митрополита Алексея (однако стать его преемником отказался) и константинопольского патриарха Филофея, а затем Киприана. Ему были близки такие выдающиеся писатели и культурно-политические деятели Руси, как Епифаний Премудрый , Андрей Рублев, Феодор Ростовский (Симоновский). Целый ряд его учеников и сподвижников стали основателями многочисленных «общежительных» монастырей: Андроникова, Симоновского, Саввино-Сторожевского, Голутвинского, Высокого, Киржачского и др. Древнейшая редакция Ж. была создана современником и учеником Сергия Епифанием Премудрым через 26 лет после его смерти, т. е. в 1417–1418 г. С присущей Епифанию тщательностью он писал ее на основании подобранных им в течение 20 лет документальных данных, сделанных им записей («свитков» «запаса ради»), своих воспоминаний и рассказов очевидцев. Владея святоотеческой литературой, библейскими книгами, византийскими и русскими агиографическими сочинениями, историческими и иными материалами (среди источников Ж. исследователи называют жития Антония Великого , Феодора Эдесского , Николая Мирликийского и др.) и органически усвоив традиции южнославянской и русской агиографии, Епифаний мастерски применил в Ж. риторически изощренный стиль «плетения словес», с присущими ему цепочками разнообразных эпитетов, сравнений, обилием риторических фигур, сочетая при этом стилистическую изысканность с ясностью и динамичностью сюжетного развития и подчас с необычайно простым языком, близким к бытовому разговорному. Отмечая композиционную стройность и органическое единство Епифаниевской редакции (на основании списков Ж. ГБЛ, ф. 304, 771 и 746), Ю. Алиссандратос устанавливает симметричность 9 парных эпизодов Ж. относительно его композиционного центра. Епифаниевская редакция Ж. кончалась смертью Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере октября 2014 Первый русский мистик 8 октября — день памяти преподобного Сергия Радонежского (1314–1392), кульминационный день в году, посвященном 700-летию преподобного. Что можно сказать о нем, одном из самых известных русских святых? Он считается символом российской государственности и единства русских земель, знаковой фигурой в формировании национальной идеологии. Но в житийных рассказах нам предстает совсем другой человек, который очень мало интересуется политическими процессами, совсем не мыслит в категориях «русского мира», сосредоточен на молитве, на усвоении и передаче своим ученикам православного предания. Преподобный Сергий Радонежский. Художник Александр Простев Непосредственное познание Бога К Радонежскому чудотворцу люди шли всегда — и при его жизни, и после его кончины. Лишь около двух лет молодому иноку Сергию удалось провести в одиночестве в лесу («больше или меньше — не ведаю, знает один Бог», — уточняет биограф преподобного Сергия святой Епифаний Премудрый), избегая соприкосновения с тогдашней общественно-политической реальностью. И всё же служение людям (хотя он и был постоянно среди них) в биографии преподобного вторично, на первом месте — молитва. По всей видимости, юноша Варфоломей — так звали преподобного Сергия до пострига — стал на путь отшельничества под влиянием греческой аскетической традиции (по крайней мере, житие его прямо утверждает, что общежительный устав преподобный получил непосредственно от патриарха Константинопольского Филофея). По словам известного церковного историка И. М. Концевича, о духовных учителях будущего святого «можно говорить лишь гадательно» — весьма вероятно, что у юноши их и не было. Есть мнение, что благочестивый отрок глубоко воспринял труды мистиков-исихастов, в монашестве искавших не благолепия церковной службы, не звона колоколов или красоты пения, но духовной чистоты, внутреннего сосредоточения и непрестанной «умной» молитвы. Того, что Григорий Палама называл «непосредственным познанием Бога». Именно по этому пути и пошел преподобный Сергий — неслучайно его называют первым русским мистиком.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=59216

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010