Вокруг храма собрались тысячи верующих. Богослужение совершалось на сербском, церковно-славянском, греческом, арабском, грузинском, албанском, польском, чешском языках. В числе присутствовавших также были представители Римско-Католической Церкви и Армянской Апостольской Церкви , участвующие в торжествах. По окончании богослужения Святейший Патриарх Сербский Ириней произнес приветственное слово, подчеркнув значение события, празднование 1700-й годовщины которого собрало ныне множество людей на общую молитву в родном городе равноапостольного Константина. Патриарх Ириней вручил Святейшему Патриарху Кириллу и другим Главам Поместных Православных Церквей награды Сербской Церкви : ордена святого равноапостольного Константина Великого. Награждения были также удостоены члены официальных делегаций. В частности, ордена святого Константина были вручены митрополиту Волоколамскому Илариону и епископу Солнечногорскому Сергию. На площади также прозвучало слово Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, отметившего, что и ныне, спустя 1700 лет после издания Миланского эдикта, христиане в разных концах мира подвергаются гонениям. В частности, была высказана обеспокоенность судьбой похищенных в Сирии христианских иерархов — митрополита Алеппского и Искендерунского Павла ( Антиохийский Патриархат ) и сиро-яковитского митрополита Алеппского мар Григория Иоанна Ибрагима. Христианство в городе Ниш (лат. — Наис) появилось еще в доникейский период. Уже в первой половине IV века в городе имелась епископская кафедра. Известно также о том, что епископ Наисский Проект участвовал в V Вселенском Соборе. Позднейший упадок кафедры связан с массовым переселением в регион языческих племен. Возрождение Наисской кафедры было связано с христианизацией славянских народов и возникновением Охридской Архиепископии, в состав которой она входила до XIII столетия. В 1204 году епархия вошла в состав Тырновской Архиепископии, а после учреждения в 1219 году автокефальной Сербской Архиепископии перешла в ее юрисдикцию, с тех пор пребывая в составе Сербской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/3284673.ht...

Лит.: Материалы для истории Крестовоздвиженского Бизюкова монастыря, собранные ... Нилом Поповым//Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1892 г. Кн. 2. М.1892; Строганов П. Патриарший Бизюков монастырь. –Могилев. 1914. В.А. Прохоров, Ю.Н. Шорин, 2003 г. Бизюков мужской монастырь в честь Воздвижения Креста Господня располагался в 9 верстах от Дорогобужа, на правом берегу Днепра. Основан в первой половине XVII в. сыновьями боярина М.Г. Салтыкова-Морозова Федором, Петром, Павлом и Иоанном при приходской Крестовоздвиженской церкви в Бизюкове, пожалованном Салтыковым польским королем Сигизмундом III. Впоследствии Федов Салтыков принял постриг с именем Сергий, был рукоположен в иеромонаха, являлся строителем обители. В 1640-х гг. многие иноки покинули монастырь, спасаясь от преследований униатов и католиков. Сохранилась жалоба (1650) некого старца Бизюкова монастыря на Смоленского униатского епископа Ф. Исайковского, который «хочет монастырь их разорить». Посетивший Дорогобуж в 1653 г. подьячий Разрядного приказа Д. Мордасов писал в отчете, что в храмах Дорогобужского уезда униатский епископ А. Золотой-Квашнин меняет «московские» антиминсы на «киевские», и лишь в Бизюковом монастыре «ему не далися такие пакости учинить и в церков ево, что пса, не пустили... бизюковский старец Сергеи Салтыков сказал ему, что тот монастырь уфундован на ево родительских гробех». До 1654 г. монастырь являлся ставропигией Константинопольского Патриарха, но фактически монастырем управлял Киевский митрополит. В 1654 году, после взятия Смоленска русскими войсками, монастырь перешел в ведение Патриарха Московского и всея Руси. Грамотой от 22 ноября 1656 г. царь Алексей Михайлович повелел иером. Сергию (Салтыкову) «ведать» Бизюковым монастырем «со всякими монастырскими угодьи», а также построить Успенский храм. Ок. 1662 г. иером. Сергий и постриженик монастыря инок Ефрем (Потёмкин) уклонились в старообрядчество и основали на р. Керженец скит Смольяны. В 1665 г. Сергий и Ефрем были схвачены и после принесения покаяния на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. Сергий вернулся в Бизюков монастырь, а Ефрем был отправлен в Новоспасский московский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=38460

Предваряя непосредственный разговор о предмете нашей статьи, кратко рассмотрим обстоятельства жизни Фотия, способствовавшие появлению данного труда, в некоторых древних рукописях сопровождающегося столь велеречивым названием: «Описание и перечисление книг, которые мы прочитали, и о которых наш любимый брат Тарасий попросил нас дать суммарное изложение». Будущий патриарх Фотий родился в начале IX века в Константинополе. Семья его отличалась знатностью, благочестием и образованностью: отец, спафарий Сергий, приходился племянником восстановителю иконопочитания на VII Вселенском Соборе константинопольскому патриарху Тарасию (784–806), а брат матери, Ирины, был мужем Марии, сестры августы Феодоры. Во время гонений против иконопочитателей при императоре Феофиле (829–842) отец Фотия был осуждён, имущество было конфисковано, вся семья была анафематствована и отправлена в ссылку (ок. 832/833 гг.). Впрочем, и в изгнании у родителей Фотия было достаточно средств, чтобы дать ему и его братьям (Сергию и Тарасию) приличное образование. Из-за тягот гонений Сергий и Ирина прожили недолго. После смерти их стали почитать исповедниками – в византийском синаксаре их память отмечается 13 мая. После воцарения малолетнего Михаила III и его матери Феодоры (842г.) Фотий с братьями вернулся в столицу, им было возвращено конфискованное имущество, а анафемы были сняты. Он начал преподавательскую деятельность в Константинопольском университете. Среди его учеников были просветитель славян св. Константин-Кирилл и известный богослов и писатель Арефа Кесарийский . Вскоре Фотий и его братья были удостоены высоких придворных чинов: Тарасий стал патрикием, Сергий и Константин – протоспафариями, сам Фотий в чине протоспафария занял важную должность протоасикрита – начальника императорской канцелярии. В 845 или 855 г. Фотий участвовал в посольстве к арабскому халифу Аль Муттаваккилу, отправляясь в которое он составил послание своему брату Тарасию, впоследствии ставшее знаменитым как «Мириобиблион», или «Библиотека» – более или менее подробное описание прочитанных им книг 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

491 Бывшие римские провинции Северной Африки, захваченные сначала германцами-вандалами, а во второй половине VII в. – арабами. 492 Этот этноним можно понимать двояко. С одной стороны, в нем можно видеть торговцев из «земли готов» в Юго-Западной и Южной Таврике. Вместе с тем, Х.-Ф. Байер верно заметил, что «гот» не означает ничего иного, как вообще «житель Крыма или части его, называемой, согласно терминологии церковной администрации, Готией (Байер Х.-Ф. История крымских готов как интерпретация Сказания Матфея о городе Феодоро». – Екатеринбург, 2001. – С. 150–151). Отнесение Готфии к странам запада вполне оправданно, ибо позже фема Херсон тоже значилась среди фем Европы (см.: Константин Багрянородный. О фемах). Столь ясное, прямое указание на широкую деятельность частных торговцев по сути дела уникально для византийской экономической истории апогея «темных веков» (см.: Сорочан С. Б. Византия IV–IX веков: этюды рынка. – Харьков, 2001. – С. 236). 493 Дословно «Десятиградье» с главным городом Равенной на северо-востоке Италии (Cagiano de Azevedo M. Note sul «limes greco» verso i Longobardi//Vetera Christiano- rum. – Bari, 1973. – A. 10. – P. 351–360). 494 Равенна пала под ударами лангобардов в 732 г., однако ядро местной антиимперской оппозиции составили представители равеннской знати, которые изгнали в Венето державшего сторону Византии архиепископа Иоанна (723 –748). Морская экспедиция венецианцев штурмом вновь овладела Равенной, вместе с венецианцами в город вернулись экзарх Евгений и архиепископ Иоанн, вновь выступивший в союзе в византийской администрации. Тем не менее в 40-е гг. VIII в. провизантийские силы в экзархате были подавлены, и в 751 г. Равенна оказалась вновь захвачена лангобардским королем Айстульфом. Даже после этого, в 754 г. равеннскому архиепископу Сергию удалось на время утвердить свою власть в городе и он еще несколько лет правил как экзарх (см.: Бородин О. Р. Византийская Италия в VI–VIII веках. – Барнаул, 1991. – С. 271–272). 497 Речь идет о папе Григории III (731–741), по инициативе которого в ноябре 731 г. в Латеранском дворце был созван собор, осудивший иконоборство. Византийские войска в Италии были разбиты или перешли на сторону папы, многие города отложились от Византии, власть которой удерживалась в Апулии, Калаврии и Сицилии. В ответ на это Лев III лишил привилегий папские патримонии на части полуострова и на Балканах, часть епархий которого была переведена под юрисдикцию Константинопольского патриархата, а налоги с этих земель стали поступать в византийскую казну (История Византии. – М., 1967. – Т. 2. – С. 54; Дашков С. Б. Императоры Византии. – М., 1997. – С. 131).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9 мая 1928 года. Постановление Временного Патриаршего Синода в Москве за 104 (указ владыке Евлогию): Архиерейский Собор и Синод в Сремских Карловцах упраздняются; каноническим признается только управление русскими церквами в Западной Европе Преосвященным митрополитом Евлогием. 22 июня 1928 года. В Окружном послании митрополит Антоний (Храповицкий) прямо заявил, что митрополит Сергий, подчинившись коммунистам, отпал от веры. 5 июля 1928 года. Архиерейский Синод подтверждает определение Архиерейского Собора 1927 года об административном отделении от митрополита Сергия. Весна 1929 года. «Мольба ко всем Православным Церквам» митрополита Антония (реакция на волну антицерковных гонений в СССР) – с просьбой выступить в защиту русского народа (несколько воззваний в течение года). Положительный отклик архиепископа Кентерберийского и членов Палаты лордов и англиканского духовенства. 31 декабря 1929 года. Архиерейский Синод выражает благодарность, дата торжественного собрания в память жертв большевистского террора – 27 января ст. ст. 2 февраля, 16 марта 1930 года. Послание Папы Пия XI с инициативой провести международное и межконфессиональное «Моление о страждущей Русской Церкви» (состоялось 16 марта в Лондоне). 15 февраля 1930 года. Ответная реакция Москвы: советские власти организовали два интервью митрополита Сергия – для советской и иностранной прессы, – в которых отрицались факты гонения на Церковь в России. 10 июня 1930 года. Митрополит Сергий подписал Постановление об увольнении митрополита Евлогия от должности Управляющего русскими церквами в Западной Европе за организацию молений в защиту Русской Церкви. 21 июля 1930 года. Письмо митрополита Евлогия митрополиту Сергию с отказом подчиниться увольнению и с сообщением о разрыве административно-канонических отношений с Московской Патриархией. 17 февраля 1931 года. Митрополит Евлогий перешел в юрисдикцию Вселенского (Константинопольского) Патриарха. 30 апреля 1931 года. Московская Патриархия приняла решение о запрещении митрополита Евлогия и его клира в священнослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Белоброва О. А. О лицевом списке Жития Сергия Радонежского в библиотеке Петра I//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы III международной конференции. 25 сентября 2002 г. Сергиев Посад, 2004. С. 176–203. Белоброва О. А. О миниатюрах Куликовского цикла в Житии Сергия Радонежского//Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XXXIV. Л., 1979. С. 243–246. Белоброва О. А. Посольство константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому//Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Вып. 2. Загорск, 1958. С. 12–18. Белоброва О. А. Чудо 1701 г. с колоколами Троице-Сергиева монастыря//Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XXVI. Л., 1971. С. 302–311. Белокуров С. А. Преподобный Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра в русской литературе (Материалы для полной библиографии)//Библиографические записки. 1892. 10. С. 702–711; 12. С. 864–877. – Отд. изд.: М., 1892. Беляев С. А. Преподобный Сергий и наше время//Журнал Московской патриархии. 1996. 7. С. 41–44. Беркут В. Н. Преподобный Сергий, как великий человек. Речь, прочитанная 25 сентября 1892 г. по случаю пятисотлетия со дня кончины преподобного Сергия. М., 1908. Ближний свет издалека. Сергий Радонежский – вчера, сегодня, всегда. Иркутск, 1992. Борисов Н. С. О некоторых литературных источниках «Жития Сергия Радонежского»//Вестник Московского университета. Серия 8. История. 1989. С. 69–79. Борисов Н. С. Преподобный Сергий Радонежский и духовные традиции Владимиро-Суздальской Руси//Журнал Московской патриархии. 1992. 11–12. С. 48–49. Борисов Н. С. Сергий Радонежский. М., 2002. – Первое изд. под назв.: И свеча бы не угасла... М., 1990. Брюсова В. Г. Деяния Сергия Радонежского в зримых образах житийных икон//Сергий Радонежский. М., 1991. С. 440–452. Буданова Н. Ф. Достоевский и преподобный Сергий Радонежский//Достоевский. Материалы и исследования. Т. 14. СПб., 1997. С. 195–201. Буданова Н. Ф. Ф. М. Достоевский и преподобный Сергий Радонежский//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы международной конференции. 29 сентября – 1 октября 1998 г. М., 2000. С. 59–69.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1892 году благодаря усилиям ректора при МДА начал выходить «Богословский вестник». К этому времени относится публикация фундаментальных работ отца Антония, и среди них — «Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы» (к 500-летию со дня преставления преподобного Сергия Радонежского). В эту пору отец Антоний не раз выступал в печати с критикой философско-религиозных воззрений Л.Н.Толстого, пытаясь вернуть гордеца в лоно Православной Церкви. Писатель захотел познакомиться со своим оппонентом, они встретились в доме Толстого в Хамовниках. Архимандрит Антоний пригласил Льва Николаевича в Троице-Сергиеву лавру, но тот так и не приехал. Тем не менее не раз говорил сокрушенно: «Один лишь отец Антоний понимает меня…» В конце своего служения в Москве архимандрит Антоний сблизился с инспектором МДА архимандритом Сергием (Страгородским), будущим Патриархом Московским и всея Руси. Ректор убедил своего подчиненного защитить магистерскую диссертацию «Православное учение о спасении», справедливо считая это сочинение важнейшим вкладом в отечественное богословие. В 1933-м, на закате своей жизни, блаженнейший Антоний обратится к митрополиту Сергию с письмом, в котором — и бескомпромиссность, и боль, и отголосок былой дружбы… В 1895 году архимандрит Антоний был назначен ректором Казанской духовной академии. В 1897-м он был хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. В том же году в Казани прошел 3-й Всероссийский миссионерский съезд. Инициатором его проведения и одним из организаторов был владыка Антоний. В 1899-м он стал первым викарным с титулом «епископ Чистопольский». В 1900-м — переведен на Уфимскую и Мензелинскую кафедру в качестве правящего архиерея. Знаковым стало направление епископом Антонием в 1901 году приветственного послания Константинопольскому патриарху Иоакиму по случаю избрания его на патриарший престол. Владыка Антоний открыто и твердо заявил себя сторонником патриаршества, чем вызвал упрек со стороны обер-прокурора Святейшего Синода К.П.Победоносцева. (Спустя четыре года, когда Константин Петрович вынужден будет оставить свой пост, епископ Антоний первым поспешит ободрить его дружеским письмом: «Я чтил в Вас христианина, чтил патриота, чтил ученого, чтил труженика. Я сознавал всегда, что просвещение народа, начатое в 1884 году исключительно благодаря Вам и Вами усиленно поддерживавшееся до последнего дня Вашей службы, есть дело великое, святое, вечное, тем более возвышающее Вашу заслугу Церкви, престолу и отечеству, что в этом деле Вы были нравственно почти одиноки».)

http://pravoslavie.ru/put/061002170141.h...

В этих условиях переход Митрополита Евлогия под юрисдикцию Константинополя был законным лишь постольку, поскольку в то время невозможно было поступить иначе. Теперь, когда прежних препятствий нет, отказываться от пересмотра этого перехода означает одно, а именно то, что мы хотим перейти под другую юрисдикцию только по личным мотивам — а такие действия я всегда считал предосудительными. Подобный аргумент может показаться парадоксальным и, вероятно, требует разъяснения, но я, со своей стороны, полагаю, что он заслуживает серьезного и трезвого рассмотрения. Конечно, многое изменилось, но будущее нашей епархии может быть выстроено только с согласия Русской Церкви (и Константинопольской, впрочем, тоже), если мы хотим остаться верными нашему наследию. Каково точно наше нынешнее положение Когда слышишь аргументы участников спора, то в конце концов создается впечатление, что канонически правильным было бы сохранить существующее положение, а ответить согласием на предложение Московской Патриархии означало бы глубоко впасть в ересь этнофилетизма. Однако каково наше нынешнее положение? Мы являемся этнической епархией, или экзархатом (приходы русского происхождения) в Западной Европе; наша епархия входит в состав патриархата, который на этой же географической территории поддерживает не менее этнические (греческие) епархии, — по территориальному принципу. Трудно вообразить более абсурдную ситуацию в каноническом плане, если только не признать, что она носит временный характер и дольше не может сохраняться. И тот факт, что русские в нашей епархии уже не составляют большинства, ничего по сути не меняет: достаточно заменить " приходы русского происхождения " на " негреческие приходы " . Вместе с тем считается, что в отношениях с Константинополем мы добились полной автономии. Это не так; совсем недавно Константинопольский Синод запретил ныне покойному архиепископу Сергию (Коновалову) всякое общение с Русской Церковью. Впрочем, недавняя история показала, что политика, которую Константинопольский Патриархат проводит по отношению к нам, по преимуществу обусловлена его собственными взаимоотношениями с Московским Патриархатом.

http://religare.ru/2_7292.html

В это страшное время Церковь возрождала народный дух, опираясь на духовное наследие, в том числе полученное от Константинопольского Патриархата: Патриарх Филофей (Коккин) передал авве Сергию дары и благословил его, и Преподобный смог использовать это во благо российской земли. Это очень важно, потому что силы человек черпает в том духовном наследии, которое передается веками от Матери-Церкви всем ее чадам. Митрополит Иларион: Говоря о преподобном Сергии, я хотел бы вспомнить о том, как описываются в Библии, в частности, в Ветхом Завете некоторые исторические личности. Библия, повествуя о разных царях, о военачальниках, иногда ограничивается одной фразой: «Этот человек ходил перед Богом», а о другом говорит, что он «не ходил перед Богом». Очень многое в истории связано с политическими и военными успехами или поражениями. Есть личности, которые входят в историю не только со знаком плюс, но и со знаком минус. Есть такие, наследие которых вызывает споры столетия спустя после того, как они жили. Если говорить о преподобном Сергии, то совершенно очевидно, что он вошел в историю только со знаком плюс. Вокруг его наследия никогда не было и не может быть никаких споров. Он не был политическим деятелем, но при этом в нужный момент дал свое благословение Димитрию Донскому на Куликовскую битву. Благодаря его благословению совершился перелом в труднейшем противостоянии между Русью и Золотой Ордой. Преподобный Сергий был печальником за людей, он был примирителем, потому что роль Церкви всегда миротворческая. Политические деятели часто враждуют. Враждующими могли быть удельные князья — немало было случаев, когда единокровные братья восставали друг на друга; могли конфликтовать властители соседних государств. А роль Церкви всегда заключалась в том, чтобы не разогревать страсти, не разжигать конфликты, но, наоборот, стараться в ненавистную рознь мира сего внести мир, согласие, гармонию. Преподобный Сергий остается идеалом смиренного труженика, который, начиная с самого себя и со своего братства, распространял идеал мира и согласия на всю Святую Русь. Неслучайно с его именем связана икона Пресвятой Троицы. Неслучайно и свою обитель он посвятил Пресвятой Троице как вечному образу мира, гармонии и согласия: в первую очередь для монашеского братства, а во вторую — для всего человечества.

http://patriarchia.ru/db/text/3688299.ht...

великий князь Дмитрий встал на сторону Киприана, то почему он ждал почти полтора года, чтобы послать ему приглашение в Киев о сотрудничестве? 824 Это заставило его тщательно проанализировать всю хронологию известий о Киприане за 1378–1381 гг. Исходной точкой его рассуждений стало упоминавшееся нами письмо Киприана Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому, написанное в Киеве 18 октября 1378 г., в котором митрополит сообщал, что намерен ехать в Константинополь и уже выслал гонцов («А яз без измены еду ко Царюгороду, а пред собою вести послал же есмь») 825 . На взгляд Ф. М. Шабульдо, «очевидно, послание было прощальной вестью (благословением) Киприана к однодумцам и написано им накануне или даже в день отъезда. Киевский митрополит «устремихся» в Константинополь сухопутьем через Болгарию по одному из кратчайших маршрутов, поэтому все путешествие, даже с непредвиденными задержками и остановкой в Тырнове, где он встречался с патриархом Евфимием, вряд ли заняло более полутора-двух месяцев. Следовательно, к середине декабря 1378 г. Киприан уже находился в Константинополе» 826 . (О том, что Киприан в 1378 г. посетил свой родной город Тырново, становится известным из рассказа его племянника Григория Цамблака 827 ). Но в столице Византии киевскому митрополиту пришлось задержаться из-за непредвиденных обстоятельств. Летом 1379 г. в Константинополе произошел дворцовый переворот. Император Андроник IV был свергнут своим отцом Иоанном V Палеологом и братом Мануилом II, которых он тремя годами ранее заточил в тюрьму. Между ними развернулась ожесточенная борьба, в которой приняли участие как генуэзцы (на стороне Андроника IV), так и венецианцы и турки, поддерживавшие Иоанна V. В итоге город был захвачен сторонниками последнего. Понятно, что в этих условиях константинопольскому патриарху Макарию было не до разбора церковных споров на Руси. К тому же из-за изменившейся политической обстановки он вынужден был сам покинуть патриарший престол. Об этих событиях становится известным со слов самого Киприана, точнее, из составленного им «Жития» одного из своих предшественников – митрополита Петра, в приложении к которому он поместил «малу некую душеполезную повесть» о самом себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010