Эта епитрахиль (с одной стороны полотенце, а с другой нашиты крестики, галуны) стала утешением на весь срок заключения для всех Правдолюбовых Прошел год после начала заключения. Наступило лето 1936-го. Тщательное внимание, которое бывает всегда ко вновь поступившим, ослабело. Из Касимова пришла самая обычная посылка. Вызвали получать. За стойкой охранник начал вынимать содержимое посылки для проверки. Домотканое полотенце, аккуратно сложенное, не вызвало никаких подозрений и было небрежно брошено в кучку дозволенных вещей. И только придя в свой барак, отец Сергий, развернув полотенце, понял, какой драгоценный подарок ему прислали родные из Касимова. Эта епитрахиль (с одной стороны полотенце, а с другой нашиты крестики, галуны) стала радостью и утешением на весь срок заключения и на Соловках, и в Сосновце всем Правдолюбовым. С ней они совершали богослужения на нарах, шепотом, в бараке и под открытым небом. Бог сохранил их от доносчиков и завистников. Епитрахиль прошла все годы лагеря и смогла вернуться летом 1940 года с освободившимися заключенными домой. Соловецкая епитрахиль От отца она перешла к сыну, протоиерею Анатолию, и хранилась как великая драгоценность и живая свидетельница страданий и подвигов эпохи мучеников и исповедников. За несколько лет до своей кончины отец Анатолий спросил своего старшего сына: Что тебе подарить, сын, из того, что у меня есть? Что бы ты хотел получить от меня? Я подумал-подумал и сказал: Соловецкую епитрахиль. И отец подарил ее мне. Я тогда же упросил его наговорить на магнитофон всё, что он вспомнит о Соловках. Священником при жизни отца я так и не стал, меня не рукополагали. Через восемь лет после его кончины, в 1989 году, состоялась все-таки моя хиротония в Патриаршем Богоявленском соборе. На новое белоснежное парчовое облачение была положена соловецкая епитрахиль, желтая, специально не стиранная, чтобы не утерять микрочастицы пыльцы летних соловецких растений и цветов, микрочастицы всего, что окружало жизнь мучеников и исповедников. Архиерей взял епитрахиль на руки, высоко поднял и воскликнул: «Аксиос!» не столько ставленнику, сколько самой епитрахили, прошедшей сквозь долгие и страшные годы и дошедшей до московского Патриаршего собора.

http://pravoslavie.ru/149021.html

— И последний вопрос, отец Сергий: если не секрет — о чем бесшумно «шелестит» генеалогическое древо Правдолюбовых? — Наше «древо» свидетельствует, что одни Правдолюбовы, которые не были связаны с Церковью, оставались бездетными, а дети других — не женились или не выходили замуж. И такие «ветви» постепенно «засыхали». Зато «священнические ветви» продолжают «зеленеть». Здесь, конечно, нет никакого повода для гордости и кичливости — вот, мол, какие мы «избранные» и замечательные, ведь все когда-то заканчивает свое существование. Тем не менее некая тайна в наблюдаемом положении вещей определенно есть. И если Богу угодно, чтобы возможно больше Правдолюбовых продолжало нести крест служения Церкви, — значит, надо его нести. Будем в этом неколебимы. Источник: Опубликовано в газете «Труд» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 мая, 2023 24 мая, 2022 6 мая, 2022 10 апреля, 2022 12 марта, 2022 30 сентября, 2021 12 сентября, 2021 2 августа, 2021 7 июля, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/krest-pravdolyubovyx-e...

Что же касается " янычар " , то могу только вспомнить одного знакомого пожилого психиатра, знавшего проблему не понаслышке. Он закончил жизнь героически, спасая жену от тяжелейшей болезни, мой духовник восхитился его подвигом. Так вот - последним в жизни чтением этого врача было переведенное с турецкого пособие по воспитанию янычар. Я спросил его тогда - почему, Валерий Николаевич, Вы это читаете? Я понимаю Ваш интерес к Востоку, но почему именно о янычарах? А он ответил: Да посмотри на сегодняшний мир! Из нас всех янычар делают, из молодежи - особенно... Виктор 11 февраля 2013, 17:16 ...Чего Павел велел бегать - я разумею пустословие и шутки, - то диавол убеждает любить. Когда представляющие смешное в театре скажут что-либо богохульное и срамное, тогда многие, будучи еще безумнее их, смеются, забавляются этим. За что надлежало бы побить камнями, тому рукоплещут, и за такое удовольствие сами себе готовят огненную пещь. И.Златоуст.. Елена 5 февраля 2013, 17:57 Спасибо за интересную статью. Жаль, что подобные размышления не встретишь на прилавках журнальных киосков, заваленных бесконечным глянцевым чтивом, не встретишь на ток- шоу и даже в аналитических передачах. Большинство людей, к сожалению, даже не хотят задумываться над этим, пока не коснулось их самих. А у тех, кто задумывается не часто хватает духу говорить об этом на широкую аудиторию. Колесник Сергей 5 февраля 2013, 13:39 Статья содержит принципиальную неточность. Не может существовать двух культур. Там где заканчивается культура начинается бескультурье. Культура человека базируется на его нравственности отсутствие нравственности называется безнравственностью. р.б.Сергий 4 февраля 2013, 23:56 СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! РУКЕ(2013-02-02): " что будут стоить тысячи слов, когда важна будет крепость руки!? " - ЧТО БУДЕТ СТОИТЬ КРЕПОСТЬ РУКИ БЕЗ ГЛАЗА И БЕЗ НОГИ?! БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ! Василий Правдолюбов 4 февраля 2013, 23:06 Все возмущаются развратом, а боятся сказать, что за всем этим стоит сатанизм и богоборческий атеизм, пытаются бороться со следствием, а причины не видят, или боятся сказать, боятся сатанистов.

http://pravoslavie.ru/59122.html

ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ По сих же моли Пилата Иосиф иже от Аримафеа, сый ученик Иисусов, потаен же страха ради иудейска, да возмет тело Иисусово. Иоан. 19:38 . Перенесением плащаницы мы воспоминаем то, что совершил некогда Иосиф. В этот самый час дня по кончине Спасителя он снял тело Его со креста, и потом, обвив плащаницею, положил в новом гробе у себя в саду. Кто же был этот Иосиф, и что для нас поучительно в его поведении? По месту своей родины он называется Аримафейским; по званию, ибо он был членом высшего судилища иудейского, евангелист Марк именует его советником , и притом благообразным (15:43), таким, который был знаменит, и у всех был в почтении. Общее уважение он заслужил тем, что, как замечает Лука евангелист, он был честен и правдолюбив (23:50). Когда Христа судили и осудили старейшины иудейские, Иосиф не принимал никакого участия в их беззаконном решении, не бе пристал совету и делу их (ст. 51). Он знал хорошо Иисуса Христа, и был даже учеником Его, только потаенным, страха ради иудейска. Но когда его Учитель умер на кресте, он отложил всякий страх; смело пошел к Пилату, испросил тело Иисусово, и совершил то, что ныне на вечерне в храмах наших воспоминается. Сравним же себя с ним, так ли мы усердны ко Христу, как он? С первого взгляда можно подумать, что преимущество нам принадлежит. Он был потаенный, а мы явные ученики Спасителя. Когда христиан спрашивают на суде, или в других случаях, если нужно по делу, – какого они вероисповедания, они открыто отвечают: «православнаго», и даже по требованию церковные свидетельства в том представляют. Но посмотрим далее. От чего Иосиф был потаенный? – Только ли из боязни? Правда, он мог с бесчестием быть изгнан из сонмища и подвергнуться другим неприятностям. Но главное в том, что если б он и объявил себя последователем Христа, что мог бы сделать в Его пользу? Враги ожесточены; а Сын человеческий шел по реченному ( Лук. 22:22 ), и если б предуставленный свыше порядок в Его земной жизни событий был изменен, как бы сбылись писания, яко тако подобает быти ( Матф. 26:54 )? Когда же все окончилось, когда сам Распятый за нас изрек: совершишася ( Иоан. 19:28 ); тогда и Иосиф, казавшийся робким, сделался смелым, и из потаенного – явным. Никакой славы не мог он себе обещать, погребая бесславно умершего, и всякая надежда на возмездие исчезла в мраке могильной пещеры, к которой, как будто навеки, привален был камень великий. Чем же объяснить такую перемену в Иосифе? – Его великодушием, его глубокою преданностью своему Учителю, пред которым втайне привык благоговеть. Из предания он знал, что великая добродетель погребать странников, которых некому похоронить ( Тов. 1:16 и след.). Тем желательнее было для него почтить приличным погребением тело «сего Страннаго, иже не имел где главы подклонити, сего своего Учителя, егоже ученик лукавый на смерть предаде».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Рассмотрев себя подробно, ты почувствуешь себя растерзанным от сознания своего беззакония, кругом виноватым и безответным пред Богом. Осуди такую свою жизнь и решись вскоре переменить ее. Это сознание своего окаянства, своей растерзанности, своего непотребства как бы стирает в прах сердце, «сокрушает» его. Это – спасительное сокрушение: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Пс 50:19 ). Нужно добиваться этого сокрушения. Устыди себя пред людьми, Ангелами и святыми. Подосадуй на себя за оплошность; поскорби за себя ради потерь, причиненных грехом; поболи, что оскорбил Бога, не перестававшего изливать на тебя Свои милости и тогда, когда ты работал греху; устраши себя Страшным Судом и вечной мукою и поплачь обо всем этом, если Господь пошлет слезы. Сокрушение сердца слагается из всех этих чувств, из которых каждое есть то же для сердца, что удар молота для камня... Бей по сердцу всеми этими чувствами, как молотом по камню, – и камень твоего сердца превратится в порошок. Сердце будет сокрушено, разбито. Из него будет выбито все, что мешает спасению, все, что составляет содержание ветхого, или, что то же, греховного, человеческого сердца. Оно будет мягче, удобоподвижнее ко всему, из чего слагается истинное покаяние... Сделал так? Сокрушил сердце? Благо тебе! Но надо осудить себя, возненавидеть грех и возыметь твердую решимость не ходить более теми путями, какими ходили, в корне переменить жизнь свою. Вот когда все это переживешь, всем этим переболеешь и в результате этих спасительных переживаний будешь иметь сердце сокрушенное и смиренное, тогда иди смело на исповедь и открой свою душу Самому Господу Иисусу Христу, Который невидимо стоит рядом со Своим учеником и твоим духовником – священником... Упади на колени и скажи умом и сердцем: «Отче! я согрешил против Неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим, приими меня в число наемников Твоих» ( Лк 15:18–19 ). Но об исповеди надо поговорить особо. Какое беспредельное счастье имеем мы, христиане, получив возможность приступать во всякое время к сему великому Таинству! В нем заключена оставленная Господом Иисусом Христом сила отпускать грехи, как бы велики и чудовищны они ни были.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

– Это загадка. Я не могу объяснить ее. Такая сила, энергия, благодать есть в текстах Андрея Критского, и почему-то нет у нас. Ведь мы в богослужебной комиссии редактируем и составляем тексты, почему у нас не звучит так насыщенно, а у Андрея Критского звучит? Не могу объяснить. Это, мне кажется, соотносится вообще с опытом церковным, духовным, многих и многих людей. Во-первых, никогда монахи не говорили лишних слов, все их творчество – это небольшие, краткие изречения, все «Добротолюбие» из таких речений составлено. От некоторых монахов остались буквально две-три мысли изложенные ими, больше ничего не нужно было. Один монах сидел в келье среди пустыни, никого не видел, постился, молился, страдал, боролся с грехами, с бесами, уже победил все и когда уже много поколений спустя его нашли и спросили: «Скажи, что самое важное в жизни?», – вдруг этот монах говорит одну фразу: «Братья, самый страшный грех – это сребролюбие!». С чего бы это? Он что, был министром финансов? Нет. А что же у него там, в пустыне, деньги были? Нет. Но он прозрел корень зла – вот, что удивительно. Когда он эти слова сказал, монахи их записали и до сих пор эта строчка обжигает всех нас. А почему она действует? Потому что у него вся жизнь вложилась в это одно изречение. Пушкин позавидовал бы Творчеством Андрея Критского я всю жизнь занимаюсь и поэтому о нем больше всего говорю. В чем же тайна его воздействия? Это тайна… Знаете, как мне это открылось? Когда я писал работу по Канону Андрея Критского, я был дьяконом, между службами бегал в отдел рукописей и очень много их посмотрел. Как-то раз прибежал в Библиотеку иностранной литературы, заказал том, открыл – о, канон на Рождество Христово на греческом языке, думаю, дай-ка посмотрю. Читаю – какая сила, какая мощная сила! Откуда? Почему она сохранилась здесь, в итальянском издании Болонского университета? Пытаешься перевести эти удивительно крылатые слова. Берешь бумагу, берешь авторучку и она становится каким-то странным таинственным инструментом, она начинает словно выжигать слова на бумаге! И ты пишешь свой перевод: «Бесплотный воплощается, и Зиждитель зиждется, Неприступный пеленается, и оскудевает Тот, который весь мир сотворил…». Вот эти слова, которые ты пишешь, оказываются насыщенными такой силой, что любой поэт позавидовал бы! И это я на русском языке переписываю, а слова исполнены великой силы! Это загадка!

http://pravmir.ru/protoierey-sergiy-prav...

Протоиерей Сергий Правдолюбов: У России «стокгольмский синдром» Протоиерей Сергий Правдолюбов — о том, почему в России все происходит так, как происходит. 23 августа, 2012 Протоиерей Сергий Правдолюбов — о том, почему в России все происходит так, как происходит. Возвращение исторических названий улицам, бесконечная рефлексия вокруг празднования Дня Победы, переосмысление советского прошлого — тема исторической памяти в последнее время не теряет актуальности в российском обществе. Протоиерей Сергий Правдолюбов Шестеро предков московского священника протоиерея Сергия Правдолюбова прославлены в лике святых. Страшная история XX века сохранена в памяти всех членов этой семьи. Зачем помнить о репрессированных? Зачем Церкви прославлять новых святых? С чем связан кризис этики и культуры в сегодняшнем российском обществе? На эти вопросы отец Сергий ответил в беседе с корреспондентом Правмира. Историческая память в семье -Мне кажется важным говорить об исторической памяти именно с вами — у вас удивительная семья, шестеро прославленных новомучеников: прадед с тремя сыновьями по отцовской линии и дед с племянником по материнской. С какого момента вы начали осознавать, что ваша семья нестандартная по сравнению с окружающими? -Я до сих пор этого не осознаю. Моя сестра приводит такой замечательный аргумент для скептиков и критиков: «Удивительно не то, что у нас в семье прославлены святые, а то, что в ваших семьях они не прославлены». Первый слева в нижнем ряду — священноисповедник Сергий Правдолюбов, дед о. Сергия. В центре — священномученик Анатолий Правдолюбов, прадед. Первый справа в нижнем ряду — сын священномученика Анатолия Правдолюбова, брат священноисповедника Сергия священномученик Николай Правдолюбов Люди, в семьях которых есть святые (а я знаю многих таких людей), ничем не отличаются от других. Нет ни одной семьи, в которой бы не было людей, пострадавших за веру. Если кто-то пострадал не за веру, а за другие убеждения — о них потомки тоже должны помнить. Наша семья — не исключение, а наоборот, самая что ни на есть, стандартная семья русских священников. Священный сан вообще предполагает уровень готовности служения Богу даже до смерти. Если получилось, что священник расстрелян — то здесь нет никакой новости, это традиционно.

http://pravmir.ru/protoierej-sergij-prav...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010