Протоиерей Сергий Правдолюбов А без духовного руководства вообще спасаться нельзя. Без духовного руководства это гибельно и смертельно. Нельзя ни в чем никогда на себя полагаться. Я всегда для современных людей привожу такое сравнение: космические корабли и космические станции летают непременно при помощи и под внимательным контролем станции наземного управления, потому что в космосе, как известно всем, космонавты даже юмор воспринимают не так, как на Земле. И они могут не понять и не увидеть того, что с их космическим кораблем делается. Им осторожно-осторожно так с Земли говорят: «Мы должны включить такие-то двигатели, чтобы выровнять вашу орбиту, приподнять ее чуть-чуть, чтобы она больше не снижалась». Это значит, что через 10 минут на полторы, 25 или 30 секунд включатся двигатели, и вы не дергайтесь, не пугайтесь этого. Чтобы они осознали это и действительно не испугались. Нечто похожее требуется любому человеку. У нас сознание, не твердо отражающее действительность. Оно постоянно меняется. У меня есть даже такой термин: «плавающее сознание». Нет постоянного и твердого соответствия нашего сознания действительности. И вот тут необходим духовник . Он должен сказать: «Стоп-стоп-стоп! Почему? А это куда? А это что такое?» Он должен помогать – и помогать доброжелательно, с любовью. Никто не застрахован от ошибок и промахов. И даже самые великие подвижники обязательно идут к духовнику и исповедуются. Духовник необходим, чтобы в нужный момент сказать нам: «Стоп! Ты куда?» На меня очень сильное впечатление произвело, как Святейший Патриарх Пимен, у которого я был иподиаконом, однажды во время службы, прямо перед Причастием, вдруг подозвал отца Алексия Демина, 90-летнего клирика Патриаршего Богоявленского собора, и сказал: «Я должен исповедоваться». Он отошел к жертвеннику и исповедовался. И простой батюшка сельский, обычный, взял крест напрестольный, прочитал разрешительную молитву и благословил голову Святейшего Патриарха. Потому что патриарх, как хороший опытный монах, знает, как страшно небольшое отклонение в сторону, и если сейчас не затормозить – даже в исповеди простому священнику, последствия могут быть ужасающими и страшными.

http://pravoslavie.ru/94472.html

И, хотя между нами очень большая разница, он – старец, а ты – просто грешник и новоначальный, но ты, слушая его, входишь в резонансное с ним состояние и пользуешься его молитвой, его смирением, его сокрушением и его опытом. Ты у него учишься: «Делай как я, ведь и я тоже каюсь, прошу прощения, сокрушаю сердце». Это учительство осуществляется каждый раз, каждый Великий пост. А на 5-й седмице поста Великого уже весь канон, как некое стройное целое, возникает, и вместе с житием Марии Египетской раскрывается во всей своей полноте. Теперь он звучит как особое молитвенное состояние и действие – «стояние». Удивительно, что у нас это сохранилось. К сожалению, в Сербской Церкви от канонов сохранились только ирмосы, текст они не читают. И только Великий канон они поют и каждый тропарь пропевают, как было и в глубочайшей древности. У нас пропевать гораздо труднее, чем у греков, и не столько для исполнения, сколько для восприятия. У греков было пение не многоголосное, а один тон, как у нас знаменный распев, так легче услышать слоги и слова, они легко читаются и слушаются когда идет унисон, а не гармоническое звучание. То, что у нас тропари Великого канона читает священник – это очень хорошо, это дает возможность понять и почувствовать красоту и смысл канона. Ритмическая церковная поэзия – Расскажите, пожалуйста, о строении канона, об удивительной связи ирмосов и тропарей, о драматургическом развитии, развитии настроения внутри самого канона?.. – Несколько слов о жанре канона, как говорят филологи и ученые. До появления канона было двухсотлетнее, почти полностью поглотившее все творческие силы, господство Кондака, который начался с творчества Романа Сладкопевца. Он однажды публично опозорился, Богородица его пожалела, дала ему дар песнетворчества и пения таких кондаков. Они стали невероятно популярны, народ очень любил их. Как раз в этих кондаках и была впервые употреблена (не будем говорить о нюансах и исключениях, но в кондаках это стало общим) так называемая ритмическая церковная поэзия, чередование ударных и безударных слогов и сам способ построения строфы кондака, повторение строфы-образца последующими 24-ю одинаковыми по ритмической структуре строфами-икосами. Принцип точного повторения мелодии и ритма ирмоса последующими строфами-тропарями был использован в канонах.

http://pravmir.ru/protoierey-sergiy-prav...

Очень хорошо сказал один из учеников, когда Спаситель позвал апостолов пойти с Ним ко гробу Лазаря, немножко со скепсисом и сомнением: «Пойдем и мы умрем с Ним» – вот призыв! Для чего? Ответ очень простой, отраженный в богослужебных текстах: «Спогребшися Тебе, Христе, с Тобою вместе, в Твоей пещере восстанем вместе. Воспрянем, воскреснем. Чем будет больше наша полнота переживания и единство с Тобой, тем мы ближе будем к Твоему воскресению, и мы также воскреснем, как Ты воскрес». Если быть точным, приведем подлинные слова: Во втором тропаре Недели Ваий поется: «Спогребшися Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим…» Та же мысль звучит во втором тропаре 3-й Песни Пасхального канона: «Вчера спогреб охся Тебе, Христе, – совоста ю днесь воскресшу Тебе…») Ради этого стоит, наверное, всем пренебречь. Тайная Вечеря, Литургия Василия Великого: надо слушать Евангелие, молиться и обязательно быть причастником Тайной Вечери. Это, совершенно особое состояние, ничто никогда не может его заменить. А вечером происходит чтение двенадцати Евангелий – одна из самых дивных и прекрасных служб, когда мы стоим в храме у Распятия. «Пойдем и мы умрем с Ним». Отложить нужно всякие житейские мысли, планы, желания, проекты – всё надо отложить в сторону, ибо здесь – больше, чем вся наша жизнь, больше, чем многочисленные незначительно мелкие вещи, по сравнению с тем, что Господь сделал для нас. Если не захочешь понять и воспринять всё это в своем сердце, ты не сможешь быть человеком, образом Божиим, ты будешь посторонний для Бога, чужой. Ты не сможешь иметь полноту общения с Ним. Одна женщина, очень хорошая, рассказывая о чуде, которое произошло с ней: ей явился великомученик Пантелеимон. Ей явился! И она маме рассказывала об этом: «Мама, я увидела молодого человека в плаще… («молодой человек в плаще»!..) У него такая коробочка и ложечка. Он был с младенцем на руках. И он сказал мне: «Об этом младенце я позабочусь, а о твоем кто позаботится?» И показал рукой на мою дочку».

http://pravmir.ru/protoierey-sergiy-prav...

Мы опираемся на Евангелие, на слова Христа, но нелегко бывает соблюсти их мгновенно, иногда тормозим. Однажды, когда я в храме исповедовал, подошел человек и резко ударил меня по щеке. А у меня произошло некоторое торможение — я стал вспоминать, что надо делать в таких случаях. Максимум две секунды думал, после чего подставил другую щеку. Он не ударил, больше в храм не приходил, но я всю жизнь себя ругаю, что тогда затормозил. Мгновенно должен был подставить вторую щеку, но наши ум, сердце, совесть тормозят по сравнению с Евангелием. Без опоздания надо реагировать, иначе наш космический корабль опять может свалиться. В жизни земной нас тренируют небесными заповедями вечной жизни, чтобы мы не погубили свой корабль своими же недоделками, неполадками, замедленными реакциями. Читайте также: Желать ли врагам здоровья-успехов-в-работе-личной жизни? Сумеем ли простить? (+ВИДЕО) Мертвые души в Раю (+ Видео) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 4 мая, 2024 15 марта, 2024 3 сентября, 2023 26 марта, 2023 24 февраля, 2023 15 января, 2023 7 мая, 2022 10 апреля, 2022 6 марта, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/prot-sergij-pravdolyub...

У меня в роду много репрессированных, священников и глубоко верующих людей. Но ведь Сталин убивал не только верующих, он убивал ни в чем не повинных людей, даже своих, близких по идеологии. А простых людей – крестьян, молодежь – даже до 14 лет есть арестованные и расстрелянные – ни за что! В 1989 году в следственные дела наших отцов и дедов вложили без нашей просьбы листок с надписью: постановлением Верховного совета СССР от 16 января 1989 года – фамилия, имя, отчество — реабилитирован.  Люди пострадали невинно, были расстреляны без всяких обвинений и нормального основания. Разве это не документы, не факты? Как же можно относиться положительно к этому человеку – убийце миллионов людей? Кровь пролитая, страна – уничтоженная. Это уже не Россия, это другая страна. Это, как говорят ученые про Византию после 1453 года: «Византия после Византии». Так и у нас сейчас: «Россия после России». Жалкие остатки. Это не та Россия, не та преемственность – она уже вся уничтожена. Вот почему так малозаметно праздновались 200-летие Бородинского сражения и совершенно, как будто в другой стране: 400-летие дома Романовых. И поэтому нет никакого прощения этому страшному, ужасающему, кровавому режиму того времени и его предводителю — убийце-Сталину. И ведь ни разу никто, на любом уровне, не извинился или попросил прощения у родственников невинно убиенных. Ни сожаления, ни покаяния или раскаяния, возвращения к обычному среди людей восстановлению отношений — этого не было, и не предвидится. О родных, вычеркнутых из списка святых и оставленных в этом списке, советуют молчать. Потому что грядет возвращение почитания Сталина, а о мучениках давайте молчать. И не минутой молчания, а постоянным молчанием. Ум человеческий может оправдать все что угодно. Но ведь есть правда , что в древнерусском языке синонимически связано с словом ИСТИНА . Истина Божественная, Богооткровенная. Что есть зло и что есть добро. Есть заповеди, данные всем людям. А наши современники, наши соотечественники не хотят смотреть правде в глаза! Они предпочитают свое, отдельное мировосприятие. Без всяких твердых и объективных ориентиров, сплошная зыбкость.

http://pravmir.ru/prot-sergij-pravdolyub...

(См. Заключение сс.7-8). Поскольку уже тогда было очевидно, что ничего, кроме произвольных интерпретаций в тексте «правдолюбовской комиссии» нет, они, после разъяснения всех недоразумений, в заключении Синодальной комиссии уже не учитывались. Естественно, что такая история вопроса о. дьякона, при его намерениях, устроить не может, поэтому он ее опускает. Точно так же поступает и выступивший одновременно с ним на других сайтах о. Сергий Правдолюбов – председатель «тенденциозной» комиссии. Так что единственный подтвержденный «факт» – это полная солидарность двух лиц. Хотя справедливости ради надо сказать, что фальшивыми цитатами «правдолюбовцы» не пользовались, а вот дьякон Василик это себе позволяет. Так, он выдумал «соитие Адама с обезьяной» и даже сослался на страницу 98 «Катехизиса для катехизаторов». А там ничего и близко нет. Затем он и вовсе приписал о. Георгию пространное и угрожающее высказывание: «Восполнять свое таинство Просвещения хорошо было бы даже и давно крещенным и вроде бы нормально церковно живущим людям, вплоть до самих " учащих " священнослужителей всех чинов и рангов, не исключая высших и, может быть, блаженнейше святейших патриархов», – на этот раз со ссылкой на с.176 магистерской диссертации. Однако найдись дотошный читатель, который захотел бы удостовериться, что такие страшные слова действительно присутствуют в указанном месте, он будет неминуемо обескуражен тем, что ничего хотя бы отдаленного напоминающего их там нет. Полное отсутствие. Однако навязывание о. дьяконом  чужому тексту собственных интерпретаций с использованием подложных цитат – еще не самая колоритная особенность его публикации. Автор решил применить хорошо знакомую и апробированную еще в печальной памяти времена пропагандистскую тактику перехода от «критики идей» к «разоблачениям» повседневной практики. Их объектом становится хорошо узнаваемая  «социально опасная»,  если не сказать «вредительская» деятельность злокозненных сил, к тому же направляемых умелой рукой «оттуда». Так, сперва  о.

http://bogoslov.ru/article/3143331

Другими словами, добиться цели «русский богослужебный язык» по схеме: 1) церковнославянский → 2) русский невозможно, а вот по схеме с «переходным звеном» (2): 1) церковнославянский → 2) новославянский (русифицированный) → 3) русский – та же цель со временем вполне достижима. Реформаторы не понимают (или сознательно не замечают) очевидной истины: для молитвы требуется не исправление труднопонимаемых слов и выражений, а совсем иное. Человек не одним умом молится Богу. Прежде всего он должен молиться духом – наше «поклонение в духе и истине». А это может дать только благодать Божия, а не исправление слов. Что касается «устаревших» и «непонятных» слов и выражений, то совершенно очевидно, что они встречаются не так уж часто и на общем фоне любимого нашим народом церковнославянского богослужебного языка являются единичными. В наше время мы можем с полной уверенностью и ответственностью подтвердить слова К.П. Победоносцева, который писал: «Родной славянский язык понятен всякому русскому человеку. Темнота некоторых песнопений лирического свойства зависит не от языка, а от тяжелой конструкции греческой фразы, выражающей восторженную молитвенную хвалу или имеющей таинственное значение. Выразить ее на русском языке значило бы сделать ее еще менее понятною». Постижение богослужения не должно ограничиваться рациональным аспектом (передача и поиск смыслов, понимание текстов), хотя и это важно. Но прежде всего богослужение постигается на мистическом уровне, от сердца, молитвенно. Само звучание церковнославянского языка – это музыка богослужения. Намоленные церковнославянские молитвы сопоставимы с намоленными древними иконами. Протоиерей Сергий Правдолюбов пишет: «Служба – это не лекция, обращённая к нам, а наше молитвенное обращение к Богу, которому мы учимся годами. Вопрос понимания службы, это не филологический и не лингвистический вопрос, это вопрос духовный. Кроме того, есть немалые основания опасаться, что “поновление” церковнославянских малопонятных слов не остановит этот, так сказать, научно-лингвистический и духовный “прогресс”: это стремление к “пониманию смысла богослужения” не имеет предела и поновляться будет уже обновленное, будут устраняться любые “преграды” до тех пор, пока реформаторы не добьются своей заветной цели – службы на русском языке и полномасштабной реформы православного богослужения...

http://ruskline.ru/opp/2023/11/22/o_nedo...

– Чем нынешние студенты отличаются от студентов вашего времени? – Наше поколение было гораздо ближе к писателям и поэтам конца XIX начала XX века, чем нынешние студенты. Разрыв произошел ужасающий. Я еще не застал компьютерной революции, тогда как сейчас люди только на компьютере и могут писать, думать. Тем не менее, наше поколение было активнее, более творчески воспринимало информацию. Мы не могли оставаться равнодушными, когда не получали каких-то знаний, которые очевидно были доступны для нас. Уже много лет спустя я преподавал в Академии, и однажды прочел лекцию о песнопении «О Тебе радуется», о музыке и тексте. Я, как скворец на ветке, который и пищит, и прыгает, и крыльями машет, так вдохновенно говорил, что лучше наверно не смог бы. Кончилась лекция, студенты сидят и молчат. Я им говорю: «Что вы молчите, вам что, не интересно? Я же вам лучшую лекцию в своей жизни прочел?» Тишина в аудитории, а потом один из них вздохнул и сказал: «Жаниться бы…». Я им про Иоанна Дамаскина, я им про «О Тебе радуется», а они «жениться бы». Беседовала Ирина СЕЧИНА скрыть способы оплаты Комментарии Сергей 15 октября 2012, 12:17 Один раз за всю жизнь! Как горько и печально это слышать. Почему так? Геннадий, это может почувствовать каждый христианин. Стремитесь и вы хоть один раз в жизни почувствовать эту благодать. Я думаю что монашествующие чаще это переживают. Только узнаем мы это после смерти монаха и то не сразу. Геннадий 13 октября 2012, 15:51 " Я созерцал цельность мира, единство мира, единоначалие мира, созерцал то, как Промысл Божий держит все вокруг. Это было один раз за всю жизнь и длилось буквально две-три минуты. Я по своей студенческой неразумности пытался сразу это перевести на человеческий язык, объяснить. Может быть, если бы я этого не делал, благодатное ощущение продлилось бы дольше. Для меня это одно из важнейших переживаний во время обучения в МДА. И я всю жизнь благодарю за это маленьких мучениц, за их такой драгоценный подарок. " (с) Один раз за всю жизнь! Как горько и печально это слышать. Почему так? Мы до такой степени грешны, что не можем это переживать постоянно? Если не постоянно, то хотя бы во время богослужений. Даже этого недостойны? Даже священники?

http://pravoslavie.ru/56675.html

И что дальше говорит песнотворец? «Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Почему «Просвети одеяние души моея»? Если мы вспомним таинство Крещения, то после троекратного погружения в воду, в честь трехдневной смерти и погребения Спасителя, то выходя из воды, крещаемый получает белую одежду. И эта белая одежда для нашего современного состояния является напоминанием, символом. Духовно развитые люди могут увидеть своими глазами, как человек, который выходит из купели, весь сияет светом благодати от крещения своего. Вставайте! Пока мы молоды мы этому придаем мало значения, а к старости, когда нам уже помирать пора, мы об этом много думаем, ведь мы будем положены во гроб, засыпаны землей, пройдет столько-то лет или тысячелетий, как Бог скажет: «Вставайте, мертвые! Идите на суд! Выходите из земли!» И море отдаст своих мертвецов, и огонь отдаст и космос, и вся земля вскипит от множества людей. И вот они все выйдут из земли – в чем? Наги. Тело у них возвратится, а одежда — где? Наготу можно будет прикрыть лишь «одеянием души». «Я, — говорит Андрей Критский в Великом каноне, – испортил всю свою одежду первую, я всю загрязнил ее. Я всю ее измазал всякими нечистотами, я разодрал ее на всевозможные части». Где же моя одежда? Просвети одеяние души моея, Господи!» Автор светильна называет Господа «Светодавче». «Ты даешь свет, так просвети, то есть сделай светлым, наполненным невещественным светом одеяние души моея». Фото: pravnovosti.ru До смерти еще можно успеть покаянием, слезами, молитвами просветить одеяние души своей. Для этого и дается Великий пост, чтобы мы одеяние души своей просветили. Иначе потом будет очень стыдно: все вокруг святые, все сияют, а ты выходишь и никаких следов одежды нет, и ты в безобразии своем, в грязи и нечистоте, куда пойдешь? Что ты будешь делать? Пока жив, надо об этом думать! Эта тема касается будущего всех людей, каждого человека, и на Страстной Седмице особенно ярко всё это проясняется. «Чертог Твой вижду, Спасе мое, украш е нный,/и одежды не имам, да вниду вонь;/просвети одеяние души моея,/Светодавче, и спаси мя».

http://pravmir.ru/chertog-tvoy-vizhdu-sp...

И мы почти не увидим, оглядевшись, тех, кто не платил бы своего выкупа за относительное благополучие. За детей. За возможность «заниматься своим делом». Еще за тысячу вещей. Единственным видом платы, который требуется — предательством. Законно спросить: жертвы ли это? И где граница между растленными жертвами и растленными носителями власти? Плоды этих трудов одни и те же… Пока мы остаемся в кругу людей сколько-нибудь просвещенных и осведомленных, их «жертвенность» остается достаточно сомнительной. Но за этими пределами — а значит, для подавляющего большинства людей нашей страны — душевная гибель была единственным путем, который через все годы семейного воспитания, образования, отношений в «рабочих коллективах» был предложен человеку. Выбирать было не из чего. Альтернатив в сущности не было. Они не знали ничего другого, но главное, у них не было чем знать. Больше чем погубленных, мне жалко их. Говорить о каком-то «нравственном падении общества», которое как бы само падало и разлагалось, само разучилось работать, а приучилось пить и воровать и доносить друг на друга, а теперь под новым руководством будет «возрождаться» — ложь хуже прежних. Падало оно под руководством, а если поднимется, то только тогда, когда никого такого рядом не будет. Опубликовано в в самиздатском журнале «Параграф» в 1989 году Читайте также: Коммунисты: гонимые ради лжи Протоиерей Сергий Правдолюбов: У России «стокгольмский синдром» Черное и белое: памяти жертв политических репрессий Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 15 апреля, 2023 5 февраля, 2023 29 января, 2023 10 июля, 2022 8 мая, 2022 5 апреля, 2022 9 февраля, 2022 25 ноября, 2021 30 октября, 2021 Лучшие материалы

http://pravmir.ru/drugie-zhertvy/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010