Вот когда человек блудит, нарушает другие заповеди, он грешит независимо от того, верит ли в Бога, признает ли грех грехом». Грех не «выдумка церковников с целью помучить людей», как считают многие неверующие, а то, что разрушает человеческую целостность, независимо от того, понимает ли это человек, признает ли Закон Божий. Именно поэтому грех бывает причиной и многих психологических проблем. Допустим, вы как специалист и как верующий человек понимаете, что причина в этом, а человек от этого далек и даже закрыт для таких разговоров. Естественно, психолог не имеет права навязывать клиенту то, что он даже обсуждать не готов, но бывают же случаи, когда вы понимаете, что из-за отсутствия у человека даже минимального желания хотя бы поговорить об этом и он себя не познает, и ваша помощь будет минимальной. Бывает у вас такое чувство? Бывает ощущение, что духовная поддержка и духовное осмысление жизни человеку помогли бы, но он не готов туда идти. Я помогаю ему до того момента, до которого он позволяет мне дойти, а дальше его путь, его выбор. Я в связи с этим часто вспоминаю слова отца Сергия Правдолюбова. Он говорил, что вот висели на кресте два разбойника, один из которых пожалел Христа, поверил Ему, попросил его помянуть и сразу попал в рай. Почему же, спрашивал отец Сергий, Господь не агитировал второго разбойника, который Его ругал, не сказал: «Просто поверь Мне и признай свой грехи, и мы вместе пойдем в рай»? И далее отец Сергий объяснял, что Господь так не сделал, потому что Он уважает право каждого человека на выбор. Второй разбойник не верит Ему  это его выбор. Вот что такое настоящее уважение к свободе человека, к его выбору! У человека, пришедшего ко мне, свой путь, и Господь его всё равно каким-то образом ведет по жизни. Каким именно, не знаю. Может, просто мое присутствие и душевное участие отзовется. Я ни слова не скажу о Боге, о Церкви, но потом, может быть, во внутреннем мире человека будут происходить какие-то процессы переосмысления, поисков. А, может, и нет.

http://azbyka.ru/way/ja-s-karandashom-pr...

было сигнализировано в Москву, что все сделано — постановление исполнено, реабилитация Правдолюбовых состоялась. И уже к августу кто-то кому-то позвонил и мне сказали: «Можно рукополагаться». В данном случае это тринадцатилетнее торможение было следствием того, что сотрудники соответствующих государственных органов боялись дать разрешение на мое возведение в сан священника. И так я стал священником. И у многих других, включая моих знакомых, наконец появилась возможность принять сан. Это был удачный год, 1989-й. Вот такая была подготовка. То есть ничего не было задумано специально, что вот, мол, хочу я быть священником и непременно должен добиться этого любыми путями. Я служил, как получается, полагаясь во всем на Бога. —     Не могли бы вы рассказать подробнее про вашего папу — отца Анатолия? Все-таки его опыт сам по себе потрясающий — независимый священник в советское время. Ну, может быть, приведете какие-то примеры, характеризующие его личность. —    Отец родился в 1914 году, за три года до революции. И он еще успел ухватить старые традиции школьного обучения, традиции преподавания и отношений в семье. И поэтому в детстве на него во всей полноте не было оказано давление советской идеологии. С папой — протоиереем Анатолием Правдолюбовым. Около 1978 г. Родился он в Киеве, его отец (мой дед), священ -ноисповедник Сергий Правдолюбов 35 , учился в Киевской духовной академии. Тогда, в 1913 году, в Киеве летними вечерами под открытым небом играл симфонический оркестр, и мои дедушка и бабушка — тогда еще молодые люди, только что поженившиеся Сергий и Лидия, гуляли и слушали прекрасное исполнение чудесной музыки. И любовь к музыке, видимо, еще внутриутробно была воспринята отцом, он любил музыку настолько сильно, что я никогда больше ни у кого не встречал ничего подобного — музыка буквально захватывала его. Но, правда, перед этим увлечением у него было и другое —поэзия, он даже сам писал стихи. Сборник стихов отца сохранился во втором томе его следственного дела как вещественное доказательство. Отец, конечно, не был поэтом в глубоком смысле этого слова. Он просто увлекался. В конце

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Показывает, что нести, Куда, кому за кем идти. Хранитель кукуля, мудрец, Российских «книжников» отец, Шишигин плавно выступает, Начало службы возвещает. Давно замолк уже трезвон. Второй пропели антифон. Блаженны хор вверху поет Созвучием благочестивых нот… Вот время наступило Входа, И, к изумлению народа, Разверзлась дверь. Народ затих. И наступает чудный миг, Когда парчой, как жар, горя, Все тридцать три богатыря, (– Они красавцы молодые, Всё великаны удалые), Идут на Вход. Их взгляд суров. И с ними Сергий Соколов. Потом все двинулись в алтарь. Певцы поют дневной тропарь. Поём и мы. – Хороший строй. Под Филаретовской рукой Чудесно голоса слились И в купол улетели, ввысь. А дальше? – Что там вспоминать!.. Отцы, возможно ль описать Моею грешною рукой, Как иподьяконы собой Богослуженье украшают, Молиться людям помогают! Отцы! Совсем я не о том Хотел сказать вам – о другом: Вот наступает Рождество, Повсюду будет торжество, Друг друга будут поздравлять, Здоровья, счастия желать. И я поздравить вас хотел, Писал, писал, но не успел Открытку каждому послать, – Решил всем вместе написать. – Отцы, приветствие примите, И, ради Бога, не судите. Пошли вам Бог, отцы мои, Благие лета, многи дни, Исполнены благословенья, Молитвы, кротости, смиренья В несеньи жизненных крестов, На рясу – новых орденов, И всем, что каждому подстать: Желаю в свое время стать Архимандритом, протыреем, Тому, кто хочет – архиреем, Кто как трудиться восхотел, Пусть Бог пошлет ему удел. А нас, прих о дских, вспоминайте, Уж потрудитесь, поминайте В молитвах выспренних своих, Ведь мы надеемся на них. Николо-Хамовнического храма г. Москвы, диакон Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, (ныне протоиерей). Святейший Патриарх Пимен со своими иподиаконами в 1975 году. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/ya-byil-ipodiakonom-ve...

При обыске ящик выдернули из стола, и содержимое вывалили на пол. Брошюрка, бывшая сверху, оказалась внизу, и до нее не докопались. 2) Многие в городе были арестованы и водимы под конвоем на различные работы. Это называлось «трудовым ополчением», хотя на самом деле было тюремным заключением, продолжавшимся, по слову о. Сергия, два с половиной месяца. (Впрочем возможно, что тюремное заключение было само по себе, а трудовое ополчение – само по себе. Как было на самом деле, сейчас не установишь). Однажды (видимо, в качестве акции устрашения) группу арестованных, в которую о. Сергий не вошел, вывели в лес, заставили копать траншею, а потом расстреляли и в эту траншею закопали. Вскоре вывели в лес следующую партию заключенных, в которую вошел и о. Сергий. Пока копали траншею, молились, чтобы Бог принял их души с миром. Когда траншея была готова, по оказавшимся рядом рельсам подошел товарный поезд с тухлой рыбой. Их заставили эту рыбу выгрузить в траншею и закопать. Страшная вонь не помешала от души благодарить Бога за спасение. 3) Когда о. Сергия поставили настоятелем собора, один его сослуживец сказал: «Какой это протопоп? Ни волоса, ни голоса!» Но лысина и маленькая бородка помогли ему спастись от расстрела. Время было голодное, и семья о. Сергия держала корову. Это тоже помогло. В город прибыл отряд карателей, многих расстреляли. Пришли и к о. Сергию с вопросом: «Где здесь главный поп?» Он в это время чистил навозный хлев. Вышел к ним и сказал: «Это я». Они не поверили и ушли. (По другой версии они спросили: «Ты простой поп?» он ответил: «Простой, простой»). Расстреляли заштатного протопопа. Его, кажется, звали о. Алексий, так как в синодике у о. Сергия был записан родным неизвестный убиенный протоиерей Алексий. К икосу 4-му. В нем речь о диспутах. Поначалу самоуверенные атеисты обязывали священнослужителей в них участвовать, но постоянные победы на них священнослужителей привели к тому, что власть запретила их проводить. К кондаку 5-му. Переезд о. Сергия из Советска в Касимов произошел в 1923 году.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Однажды одна наша прихожанка сказала: «Отец Сергий, дайте мне несколько проповедей, я хочу их опубликовать в Журнале Московской патриархии». И опубликовала. Правда, она «перевела» их на русский язык, потому что у меня в проповеди было больше междометий и недоговорок, и логическая связь слабая, а она отредактировала и опубликовала. Я получил ЖМП, открыл, посмотрел: «О, мои проповеди!» И стал критически их читать. И я увидел, что с точки зрения гомилетики они никакой ценности не представляют, казалось, это не то, что можно было печатать в главном церковном журнале. И я задумался, почему же их все-таки опубликовали? И пришел к выводу: в проповеди есть какая-то тайна слова. Даже неважно, что человек говорит, как он говорит, главное то, что внутри. А это никак не формулируется, не передается, этому не обучаешься, это никак нельзя приобрести просто так. Церковная проповедь несет в себе силу, чтобы ее слушать и читать. И я прочитал критически и понял: ну, никуда не годно, а действует! Действует! Кто виноват — отец мой, митрополит Антоний – не знаю. Что-то важное даже в моей проповеди проскочило, так, что их можно читать и слушать. А у владыки Антония все проповеди насыщены, наполнены, они действуют! Человек слушает и понимает, что так и надо жить! Его слова и сейчас имеют силу воздействовать «на всю землю», куда «изыде вещание их». Нам даже в мыслях невозможно допустить, что мы можем хоть сколько-нибудь близкое говорить и делать. Но механизм проповеди – непознанная тайна, он не поддается анализу. Мне доводилось слушать лучших проповедников ХХ века. Митрополит Антоний вне этого ряда, он выше. И нельзя объяснить, почему, и в чем тайна его слова. Это – благодатные дары свыше, которые он смог воспринять и реализовать. Счастье и радость, данная нам Богом, что митрополит Антоний жил с нами! И даже я, деревенский, сподобился с ним литургию послужить, и научиться любить и понимать его творения! Фотографии предоставлены протоиереем Сергием Правдолюбовым, публикуются впервые Подготовила Алиса Струкова

http://pravmir.ru/apostolskaya-sila-prop...

Когда закончились выступления и все встали, кто-то из кочетковцев сказал: «Ну ладно, пусть так говорили все, но о. Сергий Правдолюбов пусть скажет — правы мы или не правы?» И вот тут я перед всеми четко выразил свою позицию, не скрываясь и не таясь сказал: «Если мои воззрения и реформы входят в противоречие со всею Церковью, я бы оставил все свои личные воззрения и остался бы в единстве с Церковью». Здесь не было никакого приспособленчества — данная позиция является осознанно моей, я и сейчас так же считаю. Далее произошло действие с моей стороны совсем не дипломатическое: Православное московское духовенство удалилось за кулисы, а я спустился в противоположную сторону — к кочетковцам вниз, в зал, и беседовал с ними какое-то время. Когда случились события с о. Михаилом Дубовицким, кто-то из кочетковцев принес мне видеокассету с записью событий, сделанной самими сторонниками о. Георгия, без купюр и прикрас, без акцентов, которые могли быть сделанными противоположной стороной. Я просмотрел и пришел в ужас. Люди настолько отошли от адекватного восприятия событий, что стали делать совершенно неразумные вещи, выходящие за рамки обычного хода событий, понятного всем. Можно понять, что на горячую голову, в цейтноте, можно сделать неверный шаг. Во время аварии счет идет не только на секунды, но и на миллисекунды: одно неверное движение рук, находящихся на руле, и человек может погибнуть. Я специально засек время размышлений, которое Бог даровал кочетковцам, — это целых 20 минут после приезда Копировского. Тут и помолиться можно было успеть, и принять правильное решение: отпустить Дубовицкого в облачении в Патриархию — пусть сами убедятся, что не может обычный батюшка ездить в трамвае и троллейбусе в полном священническом облачении. Через неделю меня попросили вернуть кассету, видимо, поняли, что этот объективный материал работает против них самих. Фильм, сделанный Сретенским монастырем, я до настоящего времени так и не увидел. Была ли у Вас предвзятость на момент получения патриаршего поручения

http://pravoslavie.ru/59362.html

Эти чувства тоже возникают именно у Плащаницы, и это очень уместно. Голгофа и Гроб Господень – место осознания всей истории, истории своей страны, своей семьи, своих детей, это центр жизни человеческой. Каждые семь лет меняются все клетки в нашем организме, и мы должны насытить, наполнить новые клетки тем содержанием, которое нам Бог еще дает обновить. Чтобы мы после смерти узнали Господа Иисуса Христа, Пресвятую Богородицу, святых, апостолов и мучеников, и не говорили: «Ой, а кто этот молодой человек в плаще?» Конечно, мы знаем, кто! Кстати, лет 25 назад в семинарской среде и у некоторых рядовых прихожан появилось совершенно новое название службы, характеризующее их представление о происходящем в храмах перед Великой Субботой. Это название уже просочилось даже в книги, предназначенные для прочтения большому количеству людей – «Погребение Плащаницы!» Откуда и кто дал такое плоское и совершенно не отвечающее сути дела название? Никто никогда не погребал Плащаницу, ни Апостолы, ни православные архиереи, священники и монахи. Откройте церковную книгу, прочтите название службы и запомните навсегда: «Погребение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа». Ну, конечно же! Именно так, и во всей своей онтологической и символической глубине с преодолением времени и пространства. До чего же плоским и сиюминутным становится современное сознание человека, живущего только сегодняшним днем! Надо преодолевать такое сознание и жить полноценной жизнью! – Богатство церковной музыки и поэзии, которое особенно раскрывается в дни Страстной седмицы, делает с душой что-то неподконтрольное; иногда ловишь себя на мысли, на чувстве, что ты, действительно сопереживаешь происходящему, ты весь там: идешь вслед за учениками, за мироносицами, плачешь и рыдаешь у Креста. Но вдруг слова: «Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших». Мы по-человечески, даже по-женски, переживаем избиение, распятие, смерть, погребение Христа. В это переживание включено все человеческое естество, в том числе, и душевность, сентиментальность, которая является неотъемлемой нашей частью… И вдруг: «Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе…» И тут в душе рождается сложное переживание и евангельских событий, и осознания себя и своей жизни: что творится с тобой и с твоими детьми сегодня…

http://pravmir.ru/protoierey-sergiy-prav...

Сейчас в большинстве храмов установлены денежные тарифы на совершение церковных треб. Это воспринимается многими прихожанами как плата за совершение таинства, а не как жертва на храм. Какое вы можете предложить решение этой проблемы, чтобы, с одной стороны, не вводить людей в соблазн, а с другой — не повредить экономике прихода? Протоиерей Сергий Правдолюбов: Журналисты «Встречи», наверное — совсем молодые люди и не помнят годы хрущевского гонения. Расценки на требы появились именно тогда, ибо «социализм — это учет». Фининспекция требовала фиксированных цен. На простой алюминиевой ложке еще на заводе выштамповывали: «Цена — 24 коп.».И по всей стране, независимо от дальности перевозки, ложка продавалась строго за 24 копейки. Существовал мощный аппарат: «Государственный комитет цен». Вот тогда в храмах и появились ценники: « Крестины — 5 руб. Отпевание — 6 руб. За ночное стояние покойника — 3 руб.». Сейчас этого нет, но инерция сознания у многих остается, как остается и фиксированная зарплата священнику и диакону. До Хрущева жили так: сколько дадут — то хорошо (как у нищего). Если в 2000-м году снимут льготы с храмов, то в цену свечки войдет налог на добавленную стоимость (20%) плюс налог с продаж (5%). Тогда волей-неволей не будет ценника у свечи, — а будут, как часто делают сейчас в больших монастырях, только пожертвования, которые не облагаются налогом. Государство установило цены в приходах, и теперь оно же само помогает от них избавиться. Это хорошо. Протоиерей Димитрий Смирнов: На нашем приходе мы с самого начала, испросив благословения Святейшего Патриарха, не ввели никаких тарифов ни на записки, ни на требы — кто сколько даст. При этом я категорически заявляю, что доход у нас не ниже, чем в любом другом приходе. С одной стороны, никогда не иссякает количество треб. Мы начинали с одного отпевания в год, а теперь они совершаются у нас ежедневно, иногда по нескольку. Отпеваем по чину, не наспех. Хор всегда участвует в полном составе. И люди, когда слышат: «Сколько дадите», дают гораздо больше, чем можно было ожидать.

http://pravmir.ru/seyat-seme/

Помню, я еще спросил: «Владыка! Многие по-разному произносят название Вашего титульного города. Как правильно произносить – С у рожский или Сур о жский?» Владыка сказал: «Город, по которому меня именуют, в древности назывался Сур о ж, поэтому правильнее произносить надо – Сур о жский». Я поблагодарил его за важное уточнение. «Ври» больше! А еще я сказал митрополиту Антонию: «Владыка, я уже так долго служу диаконом, а в священники меня не рукополагают. Как быть? Что делать? Почему я не могу быть священником?» А он мне ответил: «Ври» больше». «Ври!» – это замечательный термин, понятный посвященным. Это слово употреблял мой отец, мой дед в 20–30-х годах, когда его дочки пели трио в церкви. Он говорил: «Ой, как они там «врут», а у них было слияние голосов в трио, звучала яркая секунда (два тона рядом). «Ври» больше» – это такая старина! Что значит «ври» больше»? Не попадай в тон, ошибайся, возглашай не очень громким голосом – и тебя быстро рукоположат. Я говорю: «Я, владыка, десять лет хорошо служил, а как я сейчас буду служить плохо? Как я теперь буду «врать»? Так что не пришлось мне использовать его совет. Довольно скоро, правда, только через шесть лет, меня рукоположили в священники. Благодарность Вот и все, что я могу рассказать о наших встречах с митрополитом Антонием. Наверное, самое главное, самое сильное впечатление – это его проповеди, услышанные в 67–68 годах. Для настоящей встречи неважно – близко ты или далеко, часто ты общаешься или нет. Все, что он хотел донести, было в звуках его голоса, в его словах, а потом – в его книгах. И поэтому в этот юбилей надо сказать слова большой благодарности тем, кто сохранил его проповеди, тем, кто транслировал его проповеди, тем, кто переводил его проповеди! Слова благодарности всем тем, кто в свое время понял и осознал, какой он – митрополит Антоний! Потому что он – человек совершенно необычный. Бог посылает таких людей очень редко. Поэтому нам надо благодарить! Такие люди называются святыми Митрополит Антоний притягивал к себе людей, как мощнейший магнит. Отчего? От того, что у него было подлинное Богообщение. Он с Богом и общался, и молился, и размышлял о Нем, и созерцал Его. Он всегда был в присутствии Бога, он всегда был напряжен, сосредоточен. Его Богообщение совершалось всегда, без перепадов. А люди неизбежно стремятся туда, где больше этого Богообщения.

http://pravmir.ru/apostolskaya-sila-prop...

Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин 3:5–6 ). И еще: «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» ( Ин 3:7 ). Спасение не может начаться и совершиться без второго рождения человека от воды и Духа. Вот это-то рождение и совершается над христианином в Таинстве Святого Крещения и Миропомазания. Погруженный трижды в водную купель и запечатленный печатью Миропомазания, христианин силою Святого Духа таинственно рождается в новую жизнь, становится новою тварью. Навсегда отрекается от сатаны и сочетается Христу. Он уже теперь ушел из царства тьмы и вступил в Царство Света, чтобы работать Христу и со Христом бороться с диаволом и аггелами его. В Крещении таинственно омывается грех первородный и прощаются грехи личные, если крещается взрослый. И если бы за Крещением тотчас следовала бы смерть, то новокрещеный, как святой, вступил бы в Царство Небесное. Над каждым из нас совершено это великое Таинство. Мы родились во второй раз от воды и Духа, но бессознательно – по причине своего младенчества. А потому обязаны по вступлении в сознательный возраст вновь пережить свое рождение, принять уже сознательно это твердое решение – отречься от сатаны и сочетаться Христу. Переживал ли ты этот нравственный переворот? Если нет, то нужно его перечувствовать и пережить! Надо сказать Христу: «Я по вере родителей и восприемников некогда в младенчестве отрекался от сатаны и сочетался с Тобою – теперь же я сознательно отрекаюсь, уже сам, от сатаны и сочетаюсь на всю жизнь с Тобою, моим Спасителем и Господом!». Трагедия человека-христианина заключается в том, что он, имея поврежденную грехом природу, не может не грешить, а грех отгоняет благодать Святого Духа. И снова погибель грозит христианину. И погиб бы он, если бы Господу не угодно было установить на земле Таинство Исповеди, в котором человеку прощаются грехи, соделанные уже после Крещения. Поэтому исповедь и называется баней пакибытия, то есть баней, в которой омывается грех и человек снова делается чистым от соделанных грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010