Великая тайна совершилась! Хлеб и вино стали истинными Телом и Кровию Спасителя. Всемогущество Божие незримыми для человека путями совершило эту тайну – бренными руками иерея! На святом престоле уже не образ и не вид, но самое истинное Тело и самая истинная Кровь Христовы. По Божиему смотрению не изменился вид и вкус хлеба и вина, чтобы быть снедью человеку, но это уже не хлеб и не вино, а Тело и Кровь Христовы, это Сам Христос Спаситель. И безмолвно, в страхе и благоговении повергаются священнослужители ниц перед престолом, говоря в себе: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». За ними повергается ниц и весь верующий народ и тоже повторяет молитву благоразумного разбойника. В католических костелах в этот торжественный и великий момент звонит колокольчик, и по его звону вся церковь падает на колени, поклоняясь Христу. У нас этот обычай не усвоен, но христиане должны знать, что совершается во время пения «Тебе поем». Конец этой песни должен заставать всю церковь непременно на коленях. Молитвы пред Святыми Дарами Тайная Вечеря совершена. Вы помните, дорогие братия, что Христос с Апостолами воспели псалмы и вышли на гору Елеонскую. С этого момента до момента взятия Спасителя воинами Он все время молился. И прежде всего нам вспоминается чудная первосвященническая молитва Иисуса Христа, в которой Его любящее сердце обнимало весь мир, всех верующих в Него, не только тех, которые жили тогда, но и всех, которые когда-либо будут жить на земле. Никогда не забыть христианину этой проникнутой неземной любовью молитвы: Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина... Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня... Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою ( Ин. 17:11, 17:20–21:24 ). Могла ли Церковь забыть эту дивную молитву, могла ли она в своей Литургии опустить ее без внимания? И вот, по освящении Святых Даров, по совершении Тайной Вечери, вспоминая эту молитву, Святая Церковь влагает в уста священника молитву о всех без исключения верующих в Иисуса Христа, заставляет священника молиться такой же дивной молитвой, которой некогда молился Христос. И коленопреклоненный пред Святыми Дарами, когда еще не успели замолкнуть звуки торжественного гимна «Тебе поем», священник молится: «Господи, сподоби нас причаститься Тебя в отрезвление нашего духа, в оставление грехов, в соединение со Святым Духом, в воспоминание Твоего Царства, в дерзновение к Тебе в молитве, не в суд или осуждение. Еще приносим Тебе словесное служение, свою молитву (о всех уверовавших в Тебя ради слов Твоих Апостолов), о в вере почивших праотцах, отцах, патриархах, апостолах, проповедниках, евангелистах, мучениках, исповедниках, воздержниках, и о всякой душе праведной, в вере скончавшейся».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

Весь акцент пятидесятники делают на глоссолалии, которая представляется почти обязательной для возрожденных Духом христиан. Но это не так. Говорение на языках предназначено не для общины, а для посторонних людей в целях проповеди, в отличие от пророчеств: Итак, языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих. ( 1Кор.14:22 ) Наконец, как не все апостолы, пророки и учители, так не все должны говорить и языками: И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, втретьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? ( 1Кор.12:28–30 ) Итак, не смущайтесь оттого, что Вы не несете тарабарщину, подобно пятидесятникам, но позаботьтесь о том, чтобы возгреть в себе истинную любовь к Богу и людям, исполнить волю Божию о себе и стать добродетельным чадом Церкви. Помоги Господь! Спасибо Вам огромное!! Православная Церковь учит, что духовное рождение может произойти лишь однажды в жизни — в Таинстве Крещения. Священноисповедник Сергий Правдолюбов говорит о необходимости повторного переживания (но не Крещения!) взрослым христианином рождения свыше: Мы родились во второй раз от воды и Духа, но бессознательно – по причине своего младенчества. А потому обязаны по вступлении в сознательный возраст вновь пережить свое рождение, принять уже сознательно это твердое решение – отречься от сатаны и сочетаться Христу. Переживал ли ты этот нравственный переворот? Если нет, то нужно его перечувствовать и пережить! Надо сказать Христу: “Я по вере родителей и восприемников некогда в младенчестве отрекался от сатаны и сочетался с Тобою – теперь же я сознательно отрекаюсь, уже сам, от сатаны и сочетаюсь на всю жизнь с Тобою, моим Спасителем и Господом!” Это не про какие-то эмоции и чудесные видения, а про сознательное решение не грешить и служить Богу добрыми делами, всей своей жизнью.

http://azbyka.ru/vopros/kak-krestitsja-d...

Итак, встанем, возьмем свой крест и пойдем за Христом. И пойдем твердой поступью, решительно и не оглядываясь назад, помня слова Спасителя: «Никто, возложивший руку свою на плуг, и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» ( Лк 9:62 ). И как только мы начнем свой крестный путь, немедленно, тотчас же нам готова помощь. Невидимо и неслышно подойдет к нам наш Господь и Учитель, и подставит Свое плечо под наш крест, и пойдет вместе с нами – и таким легким покажется нам крест наш, и так радостно будет нести его. Всякий, кто старается хоть сколько-нибудь жить по-христиански, наверняка замечал, как многое из того, что для людей мира сего кажется трудным, было для него легко и приятно. Например, затащи человека мирского в храм и заставь его простоять службу – мука будет для него. А многим из нас служба доставляет такую радость, такое облегчение, такую помощь в трудной жизни, что мы выходим из церкви с облегчением, словно кто нас обрадовал, утешил, успокоил, обласкал. Многие из христиан находили великое наслаждение в самом посте телесном. Например, на Страстную, насыщенную воспоминаниями крестных страданий Господа, не с принуждением воздерживались от пищи, но с радостью и наслаждением. На это указывал Господь Иисус Христос : «...когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься» ( Мф 9:15 ). Не только не хочется съесть что-либо скоромное на Страстную, но, наоборот, если бы принудили, то это было бы неподдельным страданием. Я знаю, некоторые из христиан любят строгость святых постов, ждут их и встречают с радостью. Отчего это? Подвиги превращаются в поведение, которое нравится, имеет в себе притягательную силу. Это именно оттого, что Христос подошел к верному Своему ученику-крестоносцу и облегчил труд его, так что он из тяжкого превратился в желанный, радостный. Известно, что мученики Христовы с радостью, с неземной улыбкой на устах, с гимнами в честь Воскресшего Господа встречали самую смерть. А это отчего? Оттого же! От той же великой помощи, которую оказывает Христос Спаситель Своим верным ученикам: «...вы имеете печаль, но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин 16:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

Литургия начинается обращением диакона к служащему священнику: «Благослови, Владыко». И из глубины святого алтаря раздается первый возглас Литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». Заметьте, братия, возглас этот. Не услышите вы его ни на вечернем, ни на утреннем богослужении. Как заглавие в книге, так и этот возглас определяет новозаветный, евангельский характер Литургии. Здесь нарочито подчеркивается, что с Пришествием на землю Христа Спасителя сюда спустилось Царство Святой Троицы. Отец, возлюбивший мир, послал на землю для Крестной Жертвы за людей Своего Единородного Сына. Он трижды «возгремел» во слух мира о том, что Христос есть действительно Единородный Сын Бога. Первый раз в момент Крещения Господа на Иордане: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф. 3:17 ). Второй раз на горе Преображения теми же словами свидетельствовал о Нем и повелел: Того послушайте ( Мф. 17:5 ). И, наконец, в Иерусалиме, на просьбу Сына прославить Его, подобно грому ответил: И прославих, и паки прославлю ( Ин. 12:28 ). Сын Его – Господь Иисус Христос в образе человека жил на земле тридцать три с половиной года, так что люди видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ( Ин. 1:14 ). Тут не слух только воспринимал дивный образ Бога Человека, но, как говорит Иоанн Богослов, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни ( 1Ин. 1,1 ). Дух Святой в виде голубя осенял голову крещающегося во Иордане Спасителя. А потом, в виде огненных языков, в день Пятидесятницы сошел на головы Пречистой Матери Господа и Его учеников, зажегши в их сердцах неугасимый пламень ревности о славе Божией, покорившей весь мир Распятой Истине. Вот оно, спустившееся на землю Царство Святой Троицы, которое благословляет священник в торжественном возгласе Божественной литургии. Вполне соглашаясь с мыслью священника, что мы должны благословлять спустившееся на землю Царство Святой Троицы, народ отвечает: «Аминь». Я сказал «народ» потому, что Древняя Церковь не знала хоров, каковые теперь у нас заменяют народ. В древности все, что поет теперь хор, пел народ, как бы отвечая на возглас священника и диакона. И современные молящиеся должны знать, что клирос отвечает от их имени и что в мыслях своих они обязаны повторять за хором все, что он поет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

Народ, охваченный религиозным восторгом от переживания этой вселенской любви, которая и в этот момент обнимает собою весь мир, как в те незабвенные минуты, когда она изливалась из сердца Иисуса Христа во время Его первосвященнической молитвы, громко восклицает: «И всех и вся» (помяни, Господи). А священник продолжает ту же молитву, словно боится, как бы что не было забыто, как бы какой-нибудь уголок вселенной не был не принят в объятия великой любви: «Помяни, Господи, город этот (или это село), в котором живем, всякий город и страну, и верующих, живущих в них. Помяни тех (кто находится теперь не в обычном, сравнительно безопасном состоянии), кто плавает по водам, путешествует, лежит на одре болезни, страдает от каких-нибудь несчастий, находится в заточении, и спаси их! Помяни, Господи, тех, кто приносит плоды своих трудов, а равно хлеб и вино и прочие дары, кто служит на пользу храма и его членов – верующих, кто в молитвах своих поминает убогих, и на всех нас милости Твоя ниспосли». И добавляет вслух: «И дай нам одними устами и одним сердцем славить и воспевать пречестное и великолепое имя Твое – Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». И клир отвечает: «Аминь». И как благоухание фимиама, подымается эта молитва к престолу благодати и встречает там Великого Ходатая за нас – Господа Иисуса Христа. И Он подъемлет эту молитву к Престолу Небесного Отца и присоединяет к ней Свою: «Отче, соблюди их во имя Твое, освяти их истиною Твоей, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, чтобы видели славу Мою; о всех верующих в Меня молю, чтобы все были едино, как и Мы с Тобой». И священник, оком веры проникая в эту молитву Великого Первосвященника и пламенно желая, чтобы верующие были достойны и усваивали себе эти великие милости, обращается к ним и от горящего любовью сердца восклицает: «И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». И опять, согретый любовью, слышится ответный призыв: «И со духом Твоим». Этим кончается вселенская молитва, молясь которою, верующие вспоминают великую первосвященническую молитву Господа Иисуса Христа, которой молился Он у берегов Кедронского потока.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

Правда, баня эта не водная, а слезная, но очищающая и истребляющая грехи человека совершенно. Всю жизнь до самой смерти человек, когда ему угодно, имеет возможность приступить к этому великому Таинству и когда угодно может стать чистым от греха, таким, каким был после Крещения. Какое же счастье для человека – установление такого Таинства! Если бы не было его, грех так оплел бы человека, что он задохнулся бы, лишенный благодати Святого Духа! Итак, дорожи, христианин, этим великим Таинством, чаще приступай к нему, и приступай с должным и тщательным приготовлением. Помни, что Таинство Исповеди есть слезная баня пакибытия. Я говорю об этом так подробно для того, чтобы вы знали, к чему вы приступаете. Посему, приготовившись так, как сказано выше, и понимая самое существо Таинства Исповеди, приступай к Таинству со страхом и трепетом, потому что «Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое». Вера в то, что Сам Христос принимает исповедание наше, что Он хочет и может простить нам грехи, что мы отходим после исповеди чистыми от всякого греха, совершенно необходима для кающегося, ибо по вере и совершается Таинство. Перед исповедью испроси прощения у кого можешь и прости всех врагов своих от всего сердца. О грехах своих рассказывай подробно, без утайки. Каждый утаенный грех не только не прощается, но делается сугубым грехом и тяжелым бременем ложится на душу кающегося, и он неисцеленным отходит от духовной врачебницы. Получив от Бога через священника прощение своих грехов, положи твердое намерение изменить свою жизнь, стараться жить отныне истинно христианской жизнью. Устроившись так, ты не только очистишь свою душу от всех своих грехов, но и приготовишь себя к величайшему Таинству Приобщения Тела и Крови Христовых. К Таинству Приобщения, кроме вычитывания правила, не требуется особого приготовления. Приготовлением к нему служит самое говение в течение недели и правильно проведенная исповедь. Но о самом существе Таинства Святого Причащения скажу несколько слов. Когда Господь был на земле и учил народ и Своих учеников, Он через них и нас научил этому великому Таинству: «Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру» ( Ин 6:32–33 ). «Я есмь хлеб жизни» ( Ин 6:48 ). «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин 6:49–51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

Священник же от имени всех коленопреклонно молится трогательной благодарной молитвой: «Достойно и праведно воспевать Тебя, благословлять Тебя, благодарить Тебя, Тебе поклоняться на всяком месте Твоего Владычества, потому что Ты Бог неизреченный, неведомый, невидимый, непостижимый, всегда существующий, как Единородный Твой Сын и Дух Твой Святый. Ты вывел нас из небытия в бытие, мы впали в грех , а Ты нас снова спас и не отступил от нас, делая все до тех пор, пока возвел нас на Небо и даровал нам будущее Царство. О всем этом благодарим Тебя и Единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святаго за все благодеяния, о которых знаем, и которых не замечаем, явных для нас и скрытых от нас. Благодарим Тебя за службу эту, которую Ты принимаешь от наших рук...» Тут священник вспоминает хваление Бога на Небе, где непрестанно воздают хвалу Господу многочисленные сонмы Небесных Сил. «Хотя,– продолжает он,– и предстоят Тебе тысячи Архангелов и тьмы Ангелов, Херувимы и Серафимы, шестокрилатии, многоочитии, возвышающиеся, пернатые, победную песнь, – продолжает он вслух, уже для всего собрания, – поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще...» И молитвенное собрание верных сливает свою песнь с песнью серафимской и подхватывает слова священника, продолжая мысль и торжественно воспевая: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь (наполнены) Небо и земля славы Твоея...» И зная, что скоро в непостижимом Таинстве Своего Тела и Крови в собрании действительно будет присутствовать Христос, верующие к этой серафимской песни, которую слышали в видении пророки, прибавляют земную песнь, которой отроки еврейские приветствовали Спасителя, торжественно входившего во Иерусалим на вольные страдания: «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних!» Этой соединенной хвале Церкви земной и Небесной предшествуют несколько ударов колокола – благовест, в просторечии называемый «к достойно». Этим звоном Церковь оповещает всех верных, что настали страшные и великие минуты священнодействия – совершается Безкровная Жертва. Пусть в этой Жертве хваления примут участие и христиане, почему-либо не имеющие возможности присутствовать в храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

Шум, гам, суета житейская кругом, помолиться негде? Войди внутрь себя и тверди молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». И не раз, не два, а десять, сотню, тысячу и больше молитв прочитай – и это подвиг! Если в этом подвиге будешь упражняться, Господь пошлет тебе неотходную, сердечно-умную, умиленную, слезную молитву. Помни, что настоящая молитва есть дар с Неба христианину-подвижнику. Жизнь велика и сложна, на каждом шагу она ставит нам задачи: как поступить в том или в другом случае? Если будешь поступать по ветхому человеку – пойдешь в пагубу; если будешь поступать по Закону Христову – будешь совершать подвиги и исполнишь Христовы слова: «Подвизайтеся внити сквозе тесная врата» ( Лк 13:24 ). Трудно, и очень? Ничего не поделаешь! Другого пути к вечной и блаженной жизни нет. Вот, допустим, проникнуть к твоей семье и близким в дом можно только чрез малую и очень трудно проходимую дыру, и больше никак к ним не попадешь. Полезли бы вы в эту дыру? Полезли бы, увидели своих – и радости бы не было конца, и дыра эта неудобная забылась бы. Весной змея должна сменить кожу: если не сменит кожу, то умрет. И вот инстинкт сохранения жизни заставляет ее искать кучу из хвороста и камней, и она продирается сквозь эту груду, хворост ранит ее, сдирает старую шкуру, змея вылезает из этой груды, оставляя в ней старую кожу. Хотя она вся изранена и окровавлена, она бесконечно довольна тем, что содрала с себя ветхую кожу, и знает, что взамен будет у нее расти новая и она останется жить. Хотя бы у змеи поучиться нам приобретать жизнь, спасать себя от смерти! Тем более сказано нам: «Будьте мудры, как змии» ( Мф 10:16 ). Будем же мудры, как змеи, не будем бояться боли, ран и крови, продеремся сквозь груду христианских подвигов. Они обдерут с нас кожу ветхого человека, и в этом – залог нашего спасения. Не будем бояться труда, пота, хотя бы и кровавого, не устрашимся ни боли, ни скорби, ни тесноты, ни самой смерти. Господь поддержит нас и скажет нам Свои великие утешительные слова: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль, но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин 16:21–22 ). «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша обратится в радость " ( Ин 16:20 ). «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир» ( Ин 16:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

Новости Протоиерей Сергий Правдолюбов Протоиерей Сергий Правдолюбов: " Власть должна относиться к народу как к личностям " Всю неделю после выборов в городах России проходили митинги протеста против фальсификации. На вопрос об итогах выборов и многотысячного митинга оппозиции в Москве ПРАВМИРу ответил профессор протоиерей Сергий Правдолюбов. Не могу прокомментировать итоги выборов, потому что никак не участвовал в подсчете голосов, не следил за выступлениями в прессе. Утром я служил, днем проголосовал, вечером снова […] Протоиерей Сергий Правдолюбов: " Власть должна относиться к народу как к личностям " Всю неделю после выборов в городах России проходили митинги протеста против фальсификации. На вопрос об итогах выборов и многотысячного митинга оппозиции в Москве ПРАВМИРу ответил профессор протоиерей Сергий Правдолюбов. Не могу прокомментировать итоги выборов, потому что никак не участвовал в подсчете голосов, не следил за выступлениями в прессе. Утром я служил, днем проголосовал, вечером снова […] Протоиерей Сергий Правдолюбов Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. 12

http://pravmir.ru/category/news/analitik...

Митрополит Филарет (Вахромеев) — человек с большой буквы О митрополите Филарете, его личности и служении — Епископ Бобруйский Серфим, протоиерей Алексий Уминский, протоиерей Сергий Правдолюбов и Ольга Седакова. 26 декабря, 2013 О митрополите Филарете, его личности и служении — Епископ Бобруйский Серфим, протоиерей Алексий Уминский, протоиерей Сергий Правдолюбов и Ольга Седакова.  В среду, 25 декабря 2013 года, Священный Синод постановил удовлетворить прошение митрополита Минского и Слуцкого Филарета о почислении его на покой в связи с достижением 75-летнего возраста. Митрополитом Минским и Слуцким Синодом определен митрополит Рязанский и Михайловский Павел. О митрополите Филарете, его личности и служении —  епископ Бобруйский Серафим, протоиерей Алексий Уминский, протоиерей Сергий Правдолюбов, протоиерей Всеволод Чаплин и Ольга Седакова. Епископ Бобруйский и Быховский Серафим Очень непросто сказать кратко о личности Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Многое было лично пережито.  Владыка организовал мое богословское образование,  доверял выполнение  ответственных задач в нашей Церкви. Те же слова выскажут очень многие белорусские епископы,  священники и церковные труженики. Но не будем о статистике, самое главное, что это Человек с большой буквы.  Одаренный, талантливый, интеллигентный, с уважением и любовью ко всем людям,  с  тонким чувством юмора, открытым сердцем.  Все свои щедро данные Богом таланты он использовал для блага Церкви. Его колоссальная работоспособность и энергия принесли многие добрые плоды. Хочется от всей души выразить горячую сыновнюю благодарность  нашему драгоценному Владыке Филарету  и пожелать еще много лет служить у святого престола,  молиться за собранную им белорусскую паству, передавать свой богатый и бесценный опыт своим духовным чадам.  Протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Троицкого храма в Троице-Голенищеве Я участвовал в трех заседаниях Синодальной Богословской комиссии по личному приглашению митрополита Филарета. Он очень внимательно относился к проблемам, которые рассматривались на заседаниях. Также он внимательно относился к каждому выступающему, независимо от статуса присутствующего, и не оказывал никакого давления для принятия того или иного решения.  Мне это очень понравилось.Я считаю, что это подлинный, древний принцип отношения к православным клирикам. Документ, который был на рассмотрении комиссии, обсуждался равноправно всеми присутствующими и совершенно спокойно. У меня было впечатление, что я участвовал, если не во Вселенском Соборе, то в таком Соборе, который продолжает непрерывную преемственность  апостольской традиции, на котором решения принимаются абсолютно свободно.

http://pravmir.ru/mitropolit-filaret-che...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010