И конечно, он рассказал своим дочкам и жене, они рассказали соседкам, соседки рассказали всем. Понимая, что он из лагеря уже не выйдет, отец Сергий сел за стол и написал первое краткое завещание детям и внукам. Волна прошла по всему Касимову. И тут женщины касимовские... вот тут я реконструирую события, мне тетя Вера этого не рассказала, она только делала намек, и я реконструирую события. (Почему они молчали? Они не давали подписку о неразглашении. Страх был, страх был и остается у всех.) Моментально слух разнесся, и стали думать, как спасти отца Сергия, как его избавить от очередного ареста. А он, конечно, в лагере погиб бы, это точно. Бросились люди туда-сюда. Знакомые побежали к военному комиссару. Без комиссаров не бывает, а во время войны он самое главное лицо в городе. НКВД — на втором месте. Комиссару говорят: «Что делать, что делать, что делать? Вы придумайте, что нам делать. Отца Сергия надо вытащить, чтобы его не арестовали». Он отвечает: «Стоп. Сейчас мы сделаем». И прямо тем же числом пишет распоряжение военного комиссара города Касимова — это я реконструирую события, — срочно призвать на трудовой фронт Правдолюбова Сергея Анатольевича. Немедленно. «Так. Берите машинку, которой волосы стригут, и обрейте его прямо сейчас. Вручите ему немедленно повестку, пусть распишется: „Явиться в военкомат " , чтобы НКВД не успело». Прямо перед службой обрили ему волосы (у него и так их было мало на голове), и он бритый пошел служить всенощную под Николу. Весь обритый! О! «Святителю отче Николае, моли Бога о нас...» И с вещами его собрали и отправили на трудовой фронт в двадцати километрах от города Касимова. Печать, подпись — все, как полагается, и он уже на фронте. Спасли его тогда. Он три года там был, три года. Он мог там написать детям и внукам завещание, мог и молиться. Приходили к нему люди и молились с ним, подкармливали его. То есть это было совершенно другое дело. Во много раз легче лагеря. Я хочу даже благодарность написать родственникам этого комиссара и родственникам тех людей, которые его вытащили, буквально едва-едва успели.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Насколько в наше время возможно использование практики церковных запрещений (епитимий)? В каких случаях вы считаете целесообразным давать кающимся епитимию? Протоиерей Сергий Правдолюбов: Думаю, что епитимию стоит давать преимущественно тем, кто ищет и просит ее и не ощутит без нее полноты покаяния. Не дать в таких случаях епитимью — значит, ввести в соблазн всепрощения. Но делать это надо соразмерно силам просящего и даже в полсилы, учитывая немощь всех наших современников. Здесь от священника требуются мудрость и большая осмотрительность. Считаю замечательным и очень своевременным постановление Священного Синода о « младостарчестве ». Я борюсь с этим явлением очень давно и сам остерегаюсь ненароком впасть в подобное состояние. Некоторые молодые священники, особенно из числа монашествующих, возлагают столь неудобоносимые бремена на случайно поисповедовавшихся у них людей, что повергают их в глубочайшее уныние. Подобный случай произошел с двумя моими прихожанками, на которых наложили епитимию двое иеромонахов. Не имея канонической возможности самому отменить эти епитимии, я обратился к иеромонахам с просьбой проявить к женщинам снисхождение. И тот и другой с большим неудовольствием разрешили свои прещения и отпустили женщин в приход, преподав тем самым хороший урок — не бросаться к первому попавшемуся иеромонаху как к старцу и не осуждать своего настоятеля за слишком мягкий, по их мнению, подход к своим прихожанам. Прот. Димитрий Смирнов: Епитимия — это отнюдь не запрещение, это духовное упражнение, которое призвано положительно повлиять на человека. Епитимью я даю только своему духовному чаду, чему учу и молодых священников. Если человек к тебе пришел впервые, то ты епитимию накладывать не можешь, пото­му что не имеешь возможности проконтролировать ее ис­полнение. Можно лишь побеседовать, рассказать об опасностях греха, А если ты считаешь, что человек согре­шил весьма тяжко, но нет уверенности, что он пришел осудить в себе этот грех, то можно предложить ему походить в храм, покаяться, почитать Евангелие, покаян­ный канон: «Когда я буду уверен, что вы встали на доб­рый путь, тогда соединим вас с Церковью через причас­тие Святых Христовых Тайн».

http://pravmir.ru/seyat-seme/

1 О прочтении молитвы Взбранной Воеводе сказано в книге: Аверинцев С. С. Поэтика древней византийской литературы. М., 1977, особ. С. 232–233 и примеч. — Ред. 2 По святоотеческому толкованию дочь Вавилона — грех, младенцы — греховные помыслы, начатки греха, которые следует исторгать в самый момент их зарождения молитвой, разбивая их о краеугольный Камень нашего спасения. 3 В своё время студенты Московской Духовной академии получали опыт гимнотворчества во время учёбы. Так, протоиерей Сергий Правдолюбов в бытность свою преподавателем Академии на уроках литургики давал студентам задание составить тропарь в честь какого-либо святого или праздника. Студенты очень вдохновлялись такими заданиями, усердно работали над текстами, и у многих получалось неплохо, хотя большинство из них, конечно, не имело специального филологического образования. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/myisli-o-yazyike-bogos...

Огонь этот веселит праведников и он же мучает и заставляет страдать грешников. Но не от того, что Бог жесток, конечно нет! Бог любого человека может, хочет поставить его рядом с собой: «Иди ко мне, постой со мной», — а тот скажет: «За что мне такое наказание? Меня сжигает Твой Огонь Божества! Я хочу спрятаться подальше от этого огня!». Аид — греческое слово, оно означает место, где нет света, где, кажется, можно спрятаться от этого Огня, от Бога, потому что этот огнь-то и жарит, и палит. «Ты, душе, огонь зажгла своими грехами, своими пристрастиями и страстями, где ты сама себя сожжешь». Бог не жесток, но Он же не может взять и отключить свое излучение ради тебя? Какое страшное дело! Но никакого насилия… Когда я посмотрел фильм «Страсти Христовы», то меня поразило, что Симон Киринейский, которого попросили помочь нести крест Спасителя, не стал ближайшим Его последователем. После участия в важнейшем моменте Его страданий, так он и пошел по своими делам дальше! И нигде никто не вознёс до небес его личную историю. Его была свободная воля такая. Дети его — да, гораздо сильнее пошли вслед Христа. Согласно Священному Преданию, Симон Киринейский со своим семейством впоследствии переселился в Рим и там пользовался у римских христиан особенным уважением, имел двоих сыновей – Александра, священномученика, пострадавшего в Карфагене, и Руфа, который был Апостолом от семидесяти. Разбойник, висевший справа, вошел в Царствие небесное, а тот, что был слева, остался висеть на кресте. Господь не преступает нашей свободы, никого не тащит насильно за собой в рай. Это очень большой урок. В каноне тоже много таких вещей, которые можно прочитать, порадоваться, в душе сложить и делать шаги по пути к Царствию Небесному, к Богу, ко Христу с молитвой, с просьбой о прощении. – Еще есть такая особенность психики, восприятия музыкальных и поэтических образов: иногда услышишь где-то в середине года «Помощник и покровитель…», и в глубине души поднимается единым образом весь спектр чувств, эмоций, переживаний, которые рождаются в душе во время чтения этого канона.

http://pravmir.ru/protoierey-sergiy-prav...

Что я стал делать? Я брал тропари из канонов Андрея Критского, которые обладали невероятно мощной энергией, и писал их в поздравлениях архиереям и разным батюшкам. Они получали и говорили: «О, вот это да! Как же сказано о Пасхе, о Рождестве!» Я, простите, эксплуатировал эти тексты, но лучше не скажешь ведь! Я, конечно, не скрывал авторство св. Андрея, наоборот, говорил об этом. И даже одна моя цитата из неопубликованного Пасхального канона св. Андрея Критского была использована Святейшим Патриархом Алексием Вторым в Пасхальном послании, сейчас не помню какого года. Хочу покаяться еще в одном грехе. То, что звук записывается на современных диктофонах, – это понятно, электромагнитные колебания, их можно как-то записать, а потом воспроизвести. Но для меня совершенно непонятно всю жизнь и до сего дня, как звук воспроизводится с виниловой пластинки, а раньше была еще и граммофонная. Игла стальная ездит по бороздке и звучит симфонический оркестр. Пусть, не во всей полноте, как сейчас это возможно, но звучит же! И у меня такое представление, когда я беру в руку свою «граммофонную иглу», то есть, авторучку, начинаю переводить текст Андрея Критского, словно начинает звучать симфонический оркестр – небо открывается! Он по-гречески написал, этот греческий текст напечатали в Риме, я пришел в библиотеку, взял ручку, стал переводить, и как он вдруг начал звучать! Поэты, если бы знали, то они цеплялись бы в тексты Андрея Критского и кричали бы: «Я хочу тоже так написать! Объясните мне, как он смог вот так?» Это совершенно непостижимо, непонятно. Я думаю, Пушкин позавидовал бы. Если бы его хоть пара строк употреблялись бы в Триоди на службе, он был бы счастлив. Он был бы счастлив. У него гениальные строки, а в Триодь не вошли… Я это ощущаю потому, что есть тропарь и кондак, мною сочиненные святителю Киприану, которые вошли в богослужение. Конечно, такого воздействия, как у Андрея Критского, у этих тропарей нет, а все равно вошли в богослужение. Кто-то пропоет, кто-то прочитает, но это большое счастье. А святые, древние гимнотворцы, написавшие мощнейшие, насыщенные слова, любого поэта могут перекрыть своим видением, своим восприятием, своей огненной строкой. Если бы у нас полностью выполнялись «уставные чтения» – чтения лучших фрагментов из произведений самых лучших ораторов, писателей, музыкантов, поэтов, — то человек, который прослушал бы за целый год такие классические образцы, сам бы стал другим, он бы совершенно внутренне изменился. Это ничуть не хуже курса университета.

http://pravmir.ru/protoierey-sergiy-prav...

Вот таким обязан быть христианин в жизни. По плодам их узнаете их ( Мф. 7:20 ). А без этих плодов, без этого умения жизнью своей являть свою принадлежность к христианству человек не может быть христианином, а является бесплодной смоковницей, которая, если не удосужится принести плода, неизбежно засохнет. Одно из самых могущественных средств жить истинно христианской жизнью есть возможно частое посещение Божественной литургии. Существует пословица: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты». С кем мы часто встречаемся и проводим время, те и налагают на нашу душу свой отпечаток; мы становимся такими же, как они. Вы теперь знаете, что такое Литургия, знаете, с Кем мы входим в общение и каким воздухом дышим, пребывая за ней. Мы встречаемся с Самим Господом Иисусом Христом, таинственно восседающим на святом престоле в Таинах Своего Тела и Крови, общаемся и вместе служим со всем Небом, следим за жизнью Иисуса Христа, присутствуем при величайшей Крестной Жертве Его любви к падшему человечеству. Вот с Кем мы «знакомы», вот куда мы постоянно ходим. И душа наша незримо и неприметно для нас преобразуется, в ней водворяется Божие Царство, и она устрояется во образ Христа. Значит, чтобы воспользоваться этими средствами нужно прежде всего как можно чаще присутствовать за Божественной литургией не только в праздники, но, сколько возможно чаще, и в будние дни ходить к Литургии. Но можно и часто ходить к Божественной литургии, и не воспользоваться той силой, какую сообщает она. Это бывает тогда, когда мы только устами говорим: «Господи, Господи», а сердце наше далеко отстоит от Него; когда мы только телом присутствуем в храме, а душа наша своими мыслями, желаниями и привязанностями странствует по распутьям мира. Нет, входя в храм, мы должны отложить всякое житейское попечение, как бы отряхнуть прах мира от своих ног, должны заставить замолчать свою плоть, стоять в храме со страхом и трепетом, ни о чем земном не помышляя. Сердце свое и дух свой должны приготовить к восприятию небесных впечатлений, внимательно слушать и горячо молиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о православной семье и браке ( 9  голосов:  4.3 из  5) Стефан Фаст для «Азбуки супружества» Стефан Фаст родился в 1990 году в Енисейске в семье священника. Младший из пяти детей протоиерея Геннадия и матушки Лидии Фастов . Окончил Красноярский авиационный колледж в 2010 году. Сейчас живет в Иркутске, работает авиадиспетчером. Женился в 2013 году. Сыну 7 лет, дочери 4 года. – Стефан, замечательный человек и священник отец Сергий Правдолюбов в одном интервью сказал: «Образование – лишь шлифовка, обрамление того опыта, который человек получает в детстве». Там речь шла о том, что когда к нему обращаются за пастырским советом, он сначала вспоминает своего отца и только потом – знания, полученные в Духовной семинарии и академии. Но мне кажется, что эти слова отца Сергия применимы и к семейной жизни. Конечно, понимание многих вещей приходит только с жизненным опытом, но всё же пример родителей, их любви друг к другу, чрезвычайно важен для человека, когда он создает свою семью. Увы, далеко не у всех взаимоотношения родителей такой пример, которому хотелось бы подражать. Но я думаю, что вам в этом смысле повезло, и у вас такой пример был? – Да, у кого-то бывают обиды на родителей, воспоминания о каких-то семейных конфликтах, а у меня детские воспоминания об отношениях в семье только положительные. Они настолько положительны, что в начале своей семейной жизни я пытался воспроизвести ту модель семьи, что была у меня в детстве, даже не замечая этого. Я просто не представлял, что можно как-то по-другому. Конечно, по прошествии времени, поскольку все мы люди разные, сталкиваешься с проблемами, решая которые, уже ничего скопировать не можешь, и тут уж как получится. Но отношения родителей, безусловно, были для меня примером. Детей часто спрашивают, кто для них образец, кто их герой. Для меня таким образцом всегда, с раннего детства, был отец. Енисейск маленький город, население около двадцати тысяч человек, и папу знало большинство. Бывало, идем с ним куда-нибудь… Я с пятого по девятый класс учился в православной гимназии, а папа там преподавал, одно время даже был директором гимназии, поэтому в школу и из школы мы, бывало, шли вместе. Идти от школы до дома минут тридцать, но по дороге нас часто останавливали прихожане и просто горожане. Люди здоровались с папой, о чем-то его расспрашивали, советовались. Мне с самого детства было приятно осознавать, что это мой папа! Конечно, он всегда являлся для меня образцом того, каким должен быть настоящий мужчина, отец. А уже когда я вырос и создал свою семью, осознал, какой папа муж для моей мамы. Понимаю, что и у них бывали какие-то споры, свои печали, но в целом, думаю, они проживают очень счастливую жизнь.

http://azbyka.ru/semya/ja-otnoshus-k-tem...

«Один старый батюшка объяснял это слово от прилагательного «замшелый» – поросший мхом: заплесневелый хлеб в хлебнице, старое молоко в холодильнике, прогорклая крупа, которую хранили «на черный день», старые ненужные вещи – всякое бессмысленное и разорительное накопительство в духе Плюшкина. Это часто бывает грех корысти не только богатого, но и бедного». протоиерей Сергий Правдолюбов «Страсть к накопительству, скупость – черта, присущая не только богачам. Довольно часто люди задают вопрос: «Что такое мшелоимство?», про которое мы читаем в исповедальной вечерней молитве. Мшелоимство – это стяжание ненужных для нас вещей, когда они от долгого хранения и бездействия как бы покрываются мхом. Этим грехом могут страдать и люди весьма бедные, приобретая и копя посуду, одежду, любые другие предметы, заполняя ими все шкафы, полки и кладовки и часто забывая даже, что где лежит». священник Павел Гумеров «Великое безумие – любить создание бессмысленное и бесчувственное, которым взаимно любимы быть не можем. Вещь бесчувственная, бессмысленная, мертвая любить нас не может: и нам не подобает ее любить, но одного Бога любящего нас, и ближнего, по образу Его созданного. …Если скажет кто, что, мол, создания все сотворены ради человека, – ему отвечаю: Первое . Тем самым создания должны человеку служить и работать, а не человек созданиям; служит же им тот, кто к ним прилепляется сердцем и любовью. Второе . Должно их употреблять, а не злоупотреблять ими, – употреблять умеренно, а не излишне, ради нужды, а не ради сладострастия. Третье . Создания эти подобны неким следам и свидетельствам, по которым Создателя познаем и к Нему приходим: от создания познаем Создателя и Его учимся и убеждаемся любить, почитать, что такое дивное ради нас сотворил. Четвертое . Созданы служить нам, чтобы мы Богу служили; а когда не служим Богу, то и их служение нам бесполезно бывает, а Богу оттого великая неблагодарность проистекает. Человек, как разумный и по образу Божию созданный, есть ближайший Божий слуга, и как посредник между Богом и созданиями, употребляя их служение, Бога благодарить и служить Ему должен. Так, например, рабы господину своему служат для того, чтобы он монарху и обществу служил; а если не служит, то и их служение, его нерадением, тщетно бывает: так и создания человеку служат, чтобы он Богу служил как разумный, и за всех них Бога благодарил и хвалил. А когда человек этого не исполняет, то и создания напрасно использует, и потому Создателю своему неблагодарным является…».

http://azbyka.ru/msheloimstvo

Наш отец, конечно, избегал рассказывать о страшном, он предпочитал рассказывать положительные вещи. Когда он рассказывал про Соловки, у нас возникала почти идиллическая картина. А потом я прочитал воспоминания его младшего современника, который в это же время сидел. Он рассказывал, как там люди самоубивались от отчаяния — так там было страшно и тяжело. У нас сохранились около двадцати писем отца и деда с Соловков. Они такие умиротворенные, спокойные. В одном письме отец Анатолий написал, что у него тут так хорошо, замечательно, прекрасно, что когда письмо получили, его младшая сестра Вера (она и сейчас жива) ответила: «Анатолий, что ты нам голову морочишь? Такого не бывает. Правдоподобней пиши, нечего нас успокаивать. Мы знаем, что ты там ноги обморозил, и то у тебя было плохо, и это». Она умная женщина, как была, так и осталась очень решительной. А заключенные жалели своих родных. Писали не ужасающие вещи, а смягчали все обстоятельства. Это тоже надо учитывать, когда мы читаем подлинные письма. Часто удивляются, почему у отца Павла Флоренского в письмах мало упоминаний о Боге? Так не пропустили бы письмо, если там будет упоминание о Боге! Мой отец, а они с отцом Павлом в одно время сидели, пишет домой: «Я вас поздравляю, у нас сегодня дедушка Спиридон нас всех очень радует!» О чем это? Это память Спиридона Тримифунтского . Как ты напишешь по-другому, если письма вскрывают? Рассказы дедов и прадедов для нас актуальны и сейчас и не только о мученичестве. Вы знаете, сто лет назад, в 1912 году, потонул « Титаник », а мы через наши семейные предания знаем, как наши родственники реагировали на это событие. Это была такая сенсация, все об этом говорили вслух. Отец рассказывал, что был какой-то атеистический пафос во всем этом. Корабль непотопляем, нам Бог не нужен, молиться нам не обязательно. Я сначала думал, что это просто среди духовенства как-то излишне подчеркивали этот момент. А оказывается мой дед и мой отец рассказывали чистую правду! В этом году весной, на Пасху, было столетие гибели «Титаника». Показывали фильм, и там процитировали слова капитана «Титаника», которые меня ужаснули и потрясли. Капитаны кораблей, как и водители за рулем, обычно достаточно суеверны. А он, седой и старый, настоящий моряк, вдруг сказал такие слова: «Наш корабль такой замечательный, он так построен, что даже если сам Господь Бог захочет его потопить, у Него это не получится».

http://pravmir.ru/protoierej-sergij-prav...

Сам я не могу похвалиться, что отношусь к людям, которые с легкостью прощают обиды. Суметь простить сразу, в одночасье — непросто, и далеко не у всех получается. Понимая это, мы должны пытаться учиться прощать, не задерживаясь и не рефлексируя по этому поводу. Если мы стараемся двигаться в нужном направлении, это уже хорошо. В  Евангелии нам прямо сказано: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Матф. 5:44–45). И действительно, это помогает, когда начинаешь молиться за людей, которые, как тебе кажется, обидели тебя. То есть если мы сами не можем сблизиться с обидчиком непосредственно, у нас есть возможность приблизиться к нему через Бога. Если мы не пытаемся преодолеть обиду, не можем простить, она, как любая страсть, начинает разрушать нас изнутри. Мне довелось стать свидетелем конфликта моих знакомых. Как бывает в подобных ситуациях, правых уже не было, потому что слишком много резкостей сказали люди в адрес друг друга. Конфликт тянулся, тянулся, пока один из его участников не нашел в себе силы остановиться и сказать: «Простите, если чем-то обидел вас». Причем сразу реакции не последовало, и тогда он еще раз попросил прощения, возможно, уже более искренне. И тогда конфликт прекратился. То есть даже когда кажется, что человек прав, и он действительно прав по фактам, все равно нужно остановить череду обид. Ведь что важнее — изо всех сил доказывать свою правоту и при этом, в свою очередь, обижать другого, или первому сказать «стоп» разрушительности обид? Читайте также: Прот. Сергий Правдолюбов: Прощать — это элементарная техника безопасности Желать ли врагам здоровья-успехов-в-работе-личной жизни? Иеросхимонах Валентин (Гуревич): О пустоте, несчастии и иссякающей молитве (+Видео) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/skazat-stop/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010