Неприятная правда пророков Мы должны внимательно прислушаться к тому, что говорит Светлана Алексиевич 14 декабря, 2015 Мы должны внимательно прислушаться к тому, что говорит Светлана Алексиевич Протоиерей Сергий Правдолюбов – о том, за что страдали ветхозаветные пророки, и почему так важно прислушаться к словам Светланы Алексиевич. Еще с глубокой древности известны слова великих мудрецов античного мира: «Познай самого себя». И этот процесс должен длиться всю жизнь: и познание, и любовь к истине, и внимательное рассмотрение вокруг себя того, что происходит. Мы только тогда сохраняем свою личность и свою цельность, когда мы это осознаем, делаем выводы, ищем истину, даже если она не совсем нам приятна. Если человек не ищет, то он может так далеко уйти от осознания истины, что будет помутнение ума и состояние невменяемости. Протоиерей Сергий Правдолюбов У Светланы Александровны Алексиевич поиски правды и истины длятся всю жизнь, она ищет истину в том, что ее окружает, в рассказах очевидцев войны, в событиях наших дней. Она пишет о том, что она выстрадала, передумала, осмыслила. Наше время сейчас характеризуется тем, что мы не хотим делать выводов из того, что мы пережили, не хотим подвести итоги, усвоить уроки прошедшего. А Светлана Александровна не стесняется говорить о том, что она думает и переживает. Мы должны внимательно прислушаться к тому, что она говорит. Еще очень давно отмечено в Библии, что были истинные пророки, и были неистинные, которые приспосабливались к существующему правителю. Эти пророки говорили всё благоприятное для этого правителя, а пророки Божьи, те которые Бога любили, говорили правителю вещи неприятные, даже такие, за которые они страдали до смерти. О Светлане Алексиевич надо говорить с уважением, с любовью, с почтением, ни в коем случае не запросто отметая то, что не вмещается в наш ум. Сочетание поисков истины и правды и литературный талант дали ей возможность быть награжденной самой высокой наградой, которая только существует в мире литературы. Это вовсе не политика, а поиски правды и истины, соответствующих тому, что мы знаем о мире, о Боге, о всех людях.

http://pravmir.ru/nepriyatnaya-pravda-pr...

Культура Все рубрики Протоиерей Сергий Правдолюбов Царство Небесное силою берется Это было в ту пору, когда были волнения в Приднестровье, зимой или ранней весной. Год не помню. Я служил в храме тогда один, второго священника не было. Почему–то случилось очень много треб в ту субботу после литургии, и когда я все закончил, и народ разошелся, оставалось всего полчаса до вечерней службы воскресного всенощного бдения. Совершенно без сил, я просто не мог ни сидеть, ни с кем-то разговаривать, ни реагировать на окружающее. Царство Небесное силою берется Это было в ту пору, когда были волнения в Приднестровье, зимой или ранней весной. Год не помню. Я служил в храме тогда один, второго священника не было. Почему–то случилось очень много треб в ту субботу после литургии, и когда я все закончил, и народ разошелся, оставалось всего полчаса до вечерней службы воскресного всенощного бдения. Совершенно без сил, я просто не мог ни сидеть, ни с кем-то разговаривать, ни реагировать на окружающее. Протоиерей Сергий Правдолюбов Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/category/kultura/liter...

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о православной семье и браке Сергий Правдолюбов " loading="" decoding="" srcset="" sizes="" title=""/> ( 2  голоса:  5.0 из  5) Протоиерей Сергий Правдолюбов – В чём состоит основной смысл семьи? Многие православные считают, что, главным образом, в чадородии. Так ли это? – В Библии написано: И сотворил Бог человека по образу Своему… мужчину и женщину сотворил их ( Быт.1:27 ). То есть мужчина и женщина создают некую целостность, ту, которую Бог задумал о человеке. Мужчина и женщина – это два начала, причём начала не только физиологические, но и духовные. Мне очень нравится строчка из песнопения на праздник Успения Божией Матери о том, что Апостолы увидели Господа Иисуса Христа, – а зрели они Его духовным взором, – «женскую душу руками Носящаго». То есть душа бывает мужская и женская. Без женской души – что бы мы делали? Человечество давно бы вымерло, потому что, хотя женщина и слабый пол, а рождает – она, воспитывает – она, жалеет и любит младенца – она. От женщины в семье зависит очень многое. Мужчина в наше время в основном добытчик средств к существованию. Мужчина тоскует без женщины, и женщина без мужчины тоже не является вполне цельным и достаточным существом. Поэтому можно сказать, что чадородие – это всё-таки следствие задуманного Богом о человеке духовного общения двух разных существ. В Библии женщина взята из ребра Адама, но всё равно для мужчины она почти как инопланетянин. Мужчина пытается узнать, понять женское существо. Есть такое слово, сказанное в глубочайшей древности, в Библии: «познать» – Адам познал Еву, жену свою ( Быт.4:1 ), то есть общение мужа и жены названо познанием. Здесь заключён очень важный смысл. В этом узнавании, познании друг друга и создаётся единство между мужчиной и женщиной. Если юноша и девушка не увлекутся до брака общением друг с другом, если они сохранят свою девственность, то в их отношениях не произойдет катастрофы разрушения очень тонкой духовной составляющей человека. Это видно даже внешне – у них свет не гаснет в очах. Церковное Таинство Брака сохраняет мужчину и женщину от этой духовной катастрофы – потери девственной чистоты. Блуд разрушает человека, растлевает его. Что значит «растлевает»? Тление – это разрушение, тление – это то, что сгорело. Тлен – это прах. И тот, кто растлит человека, того растлит Бог (см.: 1Кор.3:17 ). Растление человека – это одна из самых страшных вещей. Почему так взаимосвязаны душа человека и его физическая девственность – это вопрос не ко мне, это вопрос к Богу. Это величайшая тайна. Невесте и жениху возлагаются венцы, потому что они соблюли самый драгоценный дар полноты и цельности своей личности в ожидании более высокой цели и полноты, Богом данной и Богом задуманной для человека.

http://azbyka.ru/semya/vency-za-terpenie...

Священники — о Крымске, бесправии и туфте Тяжело думать, что в Краснодарском крае было время перед началом трагедии, и его не смогли потратить на то, чтобы оповестить народ. У нас везде такая расслабленность: человек воспринимает свою должность лишь как средство заработка и возможность реализовать амбиции, как повод для надувания щек. 11 июля, 2012 Тяжело думать, что в Краснодарском крае было время перед началом трагедии, и его не смогли потратить на то, чтобы оповестить народ. У нас везде такая расслабленность: человек воспринимает свою должность лишь как средство заработка и возможность реализовать амбиции, как повод для надувания щек. В эти дни прошлым летом – затонул теплоход «Булгария» . Сейчас — трагедия в Крымске . Почему в России так часты стихийные (и техногенные) бедствия? Как должна вести себя власть в таких случаях? Что делает государство после того, как уже все произошло? Что нужно менять в нашей жизни после таких катастроф? Отвечают священники. Протоиерей Сергий Правдолюбов: Неполитические выводы Протоиерей Сергий Правдолюбов Говорить что-то конкретно по поводу трагедии в Краснодарском крае я не могу по той причине, что у нас нет точной информации, зато много домыслов, версий. Это как в 20-30 годы прошлого века политические заключенные вели бесконечные беседы о том, что есть слухи о близящейся амнистии, о том, что скоро всех освободят… Слухи появляются от недостатка информации. То же – и с бедствием в Краснодарском крае – недостаток информации. И мы можем только сочувствовать, скорбеть, молиться. А если вспоминать и трагедии прошедших лет, гибель теплохода «Булгария», другие печальные события, то надо сказать, что после советской власти не произошло перемены в отношении к русским людям. Ценность советского человека – ничтожно мала, с ним можно не считаться. Слово «массы» — оно и коммунистическое, и гитлеровское. И сегодня – к массам налогоплательщиков нет нормального человеческого отношения. Я не удивлюсь, что такое же отношение было и в ситуации с Крымском, но ответственно сказать, что там дело складывалась именно так – не могу.

http://pravmir.ru/svyashhenniki-o-krymsk...

Культура Все рубрики Протоиерей Сергий Правдолюбов Царство Небесное силою берется Это было в ту пору, когда были волнения в Приднестровье, зимой или ранней весной. Год не помню. Я служил в храме тогда один, второго священника не было. Почему–то случилось очень много треб в ту субботу после литургии, и когда я все закончил, и народ разошелся, оставалось всего полчаса до вечерней службы воскресного всенощного бдения. Совершенно без сил, я просто не мог ни сидеть, ни с кем-то разговаривать, ни реагировать на окружающее. Митрополит Вениамин (Федченков) К 90-летию февральской революции. Россия между верой и безверием. Две революции. 1917-й год Люди ошибочно привыкли считать, что в царских домах живет счастье. Думаю, едва ли не самая тяжелая жизнь в чертогах! Особенно в предреволюционное время, когда дворцам отовсюду грозили беды, покушения, взрывы, бунты, вражда, ненависть. Нет, " тяжела шапка Мономаха " . И как легко понять, что этим людям в такую трудную годину хотелось иметь в ком-нибудь опору, помощь, утешение. Мы, духовные, - причин немало, и не в одних нас были они, - не сумели дать этого требуемого утешения: не горели мы. Царство Небесное силою берется Это было в ту пору, когда были волнения в Приднестровье, зимой или ранней весной. Год не помню. Я служил в храме тогда один, второго священника не было. Почему–то случилось очень много треб в ту субботу после литургии, и когда я все закончил, и народ разошелся, оставалось всего полчаса до вечерней службы воскресного всенощного бдения. Совершенно без сил, я просто не мог ни сидеть, ни с кем-то разговаривать, ни реагировать на окружающее. Протоиерей Сергий Правдолюбов К 90-летию февральской революции. Россия между верой и безверием. Две революции. 1917-й год Люди ошибочно привыкли считать, что в царских домах живет счастье. Думаю, едва ли не самая тяжелая жизнь в чертогах! Особенно в предреволюционное время, когда дворцам отовсюду грозили беды, покушения, взрывы, бунты, вражда, ненависть. Нет, " тяжела шапка Мономаха " . И как легко понять, что этим людям в такую трудную годину хотелось иметь в ком-нибудь опору, помощь, утешение. Мы, духовные, - причин немало, и не в одних нас были они, - не сумели дать этого требуемого утешения: не горели мы. Митрополит Вениамин (Федченков)

http://pravmir.ru/category/kultura/page/...

Есть и иное измерение, общественное, когда ты должен проявить себя в той ситуации, где тебе она кажется неприемлемой. Например, вы видите, как в магазине мать или отец начинают истошно орать на ребенка или бить его. Правильно здесь все-таки тактично обратить внимание на ситуацию, чем промолчать. Если тут смалодушничать – это предательство, проявление малодушия. Ответ один: «Я с Богом, и даже до смерти» Протоиерей Сергий Правдолюбов Протоиерей Сергий Правдолюбов : – Я знаю два объяснения слова «толерантность», но не буду сейчас об этом говорить. Удивлюсь только, зачем такие слова употреблять. Нет в них точности, нет в них одинакового прочтения и понимания. Слово «толерантность» переосмыслено в русском контексте и дает довольно смешные, уродливые и чудн ы е значения. Бывает спокойствие и выдержка, и неопровержение другого мнения, и восприятие как равного другого человека – другой расы или противоположного пола… Но при чем тут толерантность? Я лично протестую! Не знаю точного происхождения слова «толерантность», то ли оно от фамилии Талейран – был такой министр-приспособленец во Франции, то ли от какого-то другого… Хочу напомнить, что во Франции до сих пор существует штраф за употребление слов с английскими корнями и/или американского происхождения. Так зачем же они нам?! Поэтому я буду говорить не о толерантности, а о добром, и нормальном, и спокойном отношении к другому мнению, к другой расе, к противоположному полу. И то, и другое, и третье существует в рамках православного христианского учения, евангельского отношения, и поэтому здесь нет никакого противоречия. Отношения к другому полу толерантностью не могу объяснить. Я не думаю, что нормой является вражда одного пола с другим. Разделение на пол идет от Бога. Это Божие повеление, Божие благословение и Божие устройство. Господь так повелел, а мы… Мало ли что нам в голову взбредет! Надо относиться к человеку другого пола как к человеку, как к ближнему. И относиться так, как в Евангелии написано, без всякой непонятной толерантности, которую не принимаю душой.

http://pravoslavie.ru/95493.html

— Как прошла ваша служба в армии? Как там относились к тому, что вы верующий? — Когда я пришел в военкомат, нас там основательно погоняли. Сейчас в трусах на осмотре призывники проходят комиссию, а мы тогда были без трусов, как невольники на рынке рабов. Ходим по военкомату абсолютно голые. А у меня крестик на шее. И вот сидит в полном облачении, в военной форме генерал, комиссар Дзержинского района города Москвы. И смотрит на всех нас. Увидел меня и говорит: «Так! Это что? Псих, что ли? Зачем он крестик носит? Его в психбольницу надо отвезти!» Я говорю: «Простите, товарищ генерал. Видите ли, крестик старинный. Это моя вера. Я в Бога верю и поэтому крестик никогда не снимаю. Я ношу его всю жизнь». Он: «О! Ну все понятно. Куда его?» — обращается он к соседу. «Ну, давайте мы его назначим в наземные ВВС в Воркуту». Это значит — чистить аэродромы. Снега там много выпадает. Я потом был с концертом в одной из таких частей, там одни очкарики сидят. Я тоже очки носил, глаза были плохие. И вот определили в Воркуту, все подписали: «Проходи дальше». А возле этого же стола сидел майор Чигирь. Он был из военного ансамбля одной из московских частей. Еще раньше он проходил по коридору Гнесинского училища и спрашивал: «Есть среди музыкантов те, кто в армию скоро пойдет? Мне нужны музыканты». Вот мне и посоветовали: «Пойди подойди к нему». Я и подошел. Он говорит: «Ага. На скрипке играешь, на фортепиано, поешь. Хорошо». И меня записал. И заранее сумел подписать приказ от министра. И вот когда меня в Воркуту отправлять собрались, то Чигирь и говорит: «Нет. У меня на него уже команда есть. Этот Правдолюбов пойдет к нам». «Да? — удивился генерал. — Ну ладно. Берите его». И я ровно через неделю сел на такси и поехал в армию служить… в Москве. Вот что делает исповедание веры. Так я и в Воркуту не попал, и крестик отстоял. Потом меня уволили из ансамбля. Я в нем служил полтора года — в офицерской форме, и не только со скрипкой, но и пел, и на контрабасе играл, был конферансье, все делал, только что не плясал.

http://pravmir.ru/protoierej-sergij-prav...

Отец Сергий, слушая целый год фельдшерские курсы на Соловках, освоил их и мог эти знания применять Вот еще случай, произошедший во время заключения священноисповедника Сергия. Правда, это было на материке, а не на Соловках, – наверное, в лагпункте Беломорско-Балтийского канала. Эта история свидетельствует о том, что к священноисповеднику Сергию можно обращаться с молитвами во время болезни. Видя немощного, истощенного, больного старика (кстати, у отца Сергия в заключении случился инфаркт, но он не умер, а все-таки с трудом восстановился), его оставили лекпомом – помощником лекаря. Это сделали для того, чтобы уберечь старого человека от тяжелой работы, чтобы он еще пожил. Он, слушая целый год фельдшерские курсы на Соловках, освоил их и мог эти знания применять. Отец Сергий хорошо справлялся со своей обязанностью. Однажды в лагпункт пришла жена начальника этого лагеря и говорит врачу: – У меня что-то глаза стали плохо видеть. Посмотрите, пожалуйста. Что вы можете предложить? Врач посадил женщину в кресло, посмотрел ей глаза и сказал помощнику лекаря: – Сергей Анатольевич, возьмите такой-то пузырек и несколько капель влейте в правый глаз, несколько – в левый. Священномученик Николай Правдолюбов – Хорошо, – сказал отец Сергий. Подошел к полочке, посмотрел. То ли уже смеркалось и было плохо видно, то ли что-то еще, но он перепутал лекарства. Взял лекарство с другим названием, в полной уверенности, что он не ошибся. И этой женщине, жене начальника, закапал три капли в один глаз, потом три капли в другой глаз. Она как закричит, буквально заверещала: – А-а-а-а! Это вы специально меня хотели ослепить! Я скажу своему мужу, он вас накажет! Что вы мне накапали?! Такой боли не должно быть! Она сильно рассердилась, гневно кричала и ушла, хлопнув дверью. Отец Сергий молился, половину ночи не спал и говорил: «Все, наверное, конец пришел. Меня арестуют и расстреляют за вредительство на работе. И кому? Жене начальника лагеря». Вот так, в скорби, он в молитве провел всю ночь, прощаясь с жизнью. Утром приходит солдат, приносит буханку хлеба и немного какой-то еды к этой буханке и передает:

http://pravoslavie.ru/149305.html

Начнем. У меня, как говорят педагоги, ассоциативный образ мышления, он очень помогает проповеднику в импровизационных поучениях, но в писанных трудах требует неоднократного распределения материала и «перебеления» 2 . На что у меня нет ни времени, ни, пожалуй, даже и способности. Вот почему принимайте то, что сейчас вспомнится, и складывайте. Когда-нибудь то или иное пригодится. Прежде всего начну с благодарения Богу, что Он, не допустивший меня до получения систематического общего и духовного образования по неведомым мне причинам, не обидел меня в том, что я постепенно и как бы в неправильной, несистематической форме, получил все же необходимое для пастыря развитие. Моим наставником был отец, протоиерей Сергий Правдолюбов 3 , кончивший курс обучения в Киевской Духовной Академии в юбилейном (300 лет), 1915 году, со степенью Кандидата богословия. Специальностью его была Апологетика, то есть, как Вы и сами знаете, – защита православно-христианской веры от неверия. На этом поприще отец успешно подвизался много лет. Его знали и своеобразно уважали даже его идейные враги, нередко приезжавшие из Москвы и из Рязани, и устраивавшие с ним публичные диспуты. Впрочем, такие диспуты проводились им и в первые годы его служения в Вятской (Кировской) Епархии. Отец отличался большим красноречием, способностью к прекрасным вдохновенным импровизациям, постоянной проповеднической деятельностью в течение многих лет. На многих диспутах с его участием мне приходилось быть и слушать с жадным вниманием. Проповеди же его я слушал постоянно с семи до четырнадцати лет включительно. Около пятнадцати лет от роду я поступил псаломщиком к родному дедушке, протоиерею Анатолию Авдиевичу Правдолюбову 4 , тоже проповеднику-импровизатору и, служа, слушал его проповеди в течение шести с половиною лет. В эти же годы у нас проповедывал мой духовник, протоиерей Михаил Сперанский 5 , который еще лично для меня имел огромное значение, как учитель духовной музыки. А еще, с какого не помню года, к нам перешел соборный причт, и мне приходилось слушать проповеди «соборного протопопа», протоиерея Леонида Сапфирова, кандидата богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Встающие в процессе обучения религиозные вопрошания не находят убедительных ответов. Интеллектуальный примитивизм и формальная религиозность раздражают, становятся невыносимыми для правдолюбивого мальчика, обладающего горячим сердцем и живым умом. Поэзия детских религиозных переживаний вытесняется прозой семинарской жизни. Отрок Сергий духовно томится, видя несоответствие между окружающим его образом религиозной жизни и его личными духовными и культурными запросами и идеалами. Свободолюбивый и искренний, он не может и не хочет мириться с «обывательством и духовным порабощением, которые изнутри проникали поры церковности, его окружавшей» (315, с. 26). В его душе растет потребность борьбы с религиозным формализмом семинарской жизни, с принудительным обрядовым благочестием. Продолжительные церковные службы уже не вызывают в его душе мистических переживаний, они утомляют, будят внутреннее противление и постепенно уводят от веры. Вместе ç тем возвышает свой голос и юная гордость, которая не хочет «разделить общий образ бытия, не хочет стать как все» (315, с. 26). Внутренний разлад все углубляется и переходит в религиозный кризис. Духовно цельный и мужественный, не мирящийся с компромиссами совести, 17-летний Сергий приходит к бесповоротному решению «бежать из семинарии, не откладывая и без оглядки» (315, с. 35), бежать в светскую сначала среднюю, а потом и высшую школу, где он сможет идейно служить людям, приобщаться к высотам человеческой культуры. Юный Сергий еще не в состоянии осознать, что в детстве его вера обогащалась благодатными озарениями и утверждалась на стихийно-мистических и эмоционально-эстетических началах, а не являлась прочным религиозным мировоззрением. Ему недостает того глубокого и живого, личного религиозного опыта, который дает непоколебимое и достоверное знание о Боге, более убедительное и непреложное, чем любые интеллектуально-логические доказательства. Надо пережить во всей глубине эту личную встречу с живым Богом, чтобы до конца постигнуть ее несокрушимую силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010