Мне видится, что возвращение духа Сталина заключается в нынешнем нашем безыдейном существовании страны – у нас нет идеологии. Православие – это видимость: мы, дескать, любим православие. Но идейной верности, четкости идеологии нет. Есть бросание из стороны в сторону и существование без обоснования. Может быть, потому, что власти у нас не могут найти никаких иных средств, кроме как эти ужасающие принципы управления страной Сталиным. Репрессии, аресты, лагеря, казни. До казней у нас пока не дошло. Но как действуют при тех растратах, например, которые существуют в стране? Только репрессиями, арестами, судами. На НТВ прошла программа «Сталин с нами». С ужасными, жесткими словами: «Сталин не умер, Сталин живой». Реабилитация Сталина идет на глазах. Сейчас еще Всемирный русский народный Собор оправдает Сталина. Эта ситуация настолько страшная, тупиковая, перечеркивающая всю русскую историю, все русское стремление к справедливости и нормальной жизни! Все русские писатели, эти духовные вожди интеллигенции прошлого и позапрошлого века, вопиют! Все их надежды и стремления заканчиваются жирным крестом, проставленным красным карандашом и надписью «Расстрелять». Но других средств у власти нет – страх, запугивание, лагеря, аресты. Вот к этому мы возвращаемся? Я не могу это объяснить. Если такая страшная идеология один раз рухнула – рухнет и во второй раз! День смерти Сталина – это печальное и страшное 60-летие окончания русской цивилизации. Наша жизнь – лишь некие едва различимые отголоски и отблески той, отмирающей окончательно цивилизации. И почему мы еще живем сейчас – неясно. Без какой-то определенной идеологии это совершенно непонятно. Молчаливо вернемся к прежней, сталинской? И переименуем, наконец, как предполагалось в 1945 году, Москву в город Сталин? Беседовала Ирина Якушева Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/prot-sergij-pravdolyub...

А, помилуй Бог, в больший какой грех впадешь, то принеси Богу особое покаяние, исповедуй твой грех отцу духовному, по возможности немедленно; проси, как милости, у него эпитимии и неси ее благодушно, с великой радостью, зная, что в этом твое спасение: ты и раскаялся, и хочешь сотворить плод достойный покаяния. Непременно начни поступать так и молись постоянно: «Господи Боже наш! Аще и ничтоже благое сотворих пред Тобою, даждь ми отныне положити начало благое». Трудно это? Да, очень трудно! Когда Апостолу Павлу приходилось видеть, как ученики его борются с грехом, он говорил им: «Вы еще не до крови сражались» ( Евр 12:4 ). Бороться с грехом нужно, оказывается, до крови. Вот какой напряженной должна быть эта борьба. И вообще, быть достойным на земле звания христианина сопряжено с большими трудностями, скорбями, подвигом. «Подвизайтеся внити сквозе тесная врата» ( Лк 13:24 ), – говорил Христос. И в другой раз сказал: «Внидите узкими враты» ( Мф 7:13 ). Христос заповедует нам жизнь строгую, подвижническую, указывает врата на Небе узкие и тесные, путь ко спасению трудный, прискорбный. «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» ( Гал 5:24 ), – говорит Апостол Павел. «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет» ( Мк 8:34 ), – говорит и Сам Господь наш Иисус Христос . Он и Сам в жизни Своей шел крестным путем и смерть принял крестную. Видите, и у Него путь узкий, тесный, страдальческий, крестный. Пострадал Он за нас и «нам оставил образ, да последуем стопам Его» ( 1Пет 2:21 ). Апостолы, мученики, святители, преподобные и праведные и за ними целый сонм верующих шли путем подвигов и скорбей, то есть подлинным путем Христовым. И нам ОБЯЗАТЕЛЬНО идти этим путем. Другой путь есть, но он ведет в пагубу, и множество людей им идет. Нам же Христос сказал: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» ( Мф 7:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

Священником Православной Церкви, поясняет  протоиерей Сергий Правдолюбов , «может стать любой благочестивый добродетельный человек, исполняющий все заповеди и правила церковные, имеющий достаточную подготовку, женатый первым и единственным браком на девице православного вероисповедания, не инвалид с физическим препятствием действовать руками и ногами (иначе он не сможет совершать литургию, выносить Чашу со Святыми Дарами) и психически здравый». О священниках и священстве на «Правмире»: Фильмы о священстве: Азы православия. Вопросы батюшке. Священство Таинство священства — Закон Божий Вера святых — часть 23. Таинство Священства Интервью митрополита Лонгина от 22 августа Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 мая, 2024 29 апреля, 2024 27 февраля, 2023 9 марта, 2022 18 января, 2022 21 ноября, 2021 20 ноября, 2021 26 октября, 2021 30 сентября, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/svyashhenniki-svyashhe...

Дело в том, что нашего отца, по требованию уполномоченного, перевели в Лебедянь, самый отдаленный край Рязанской области (сейчас он к Липецкой области относится). А владыка Иероним боялся, что отец Сергий обидится, и, чтобы сгладить эту обиду, он его сына, диакона Анатолия, рукоположил, поставил настоятелем и благочинным. И вот этот настоятель-благочинный в отпуск пароходом едет в Касимов. А путь занимал чуть ли не сутки пароходом по Оке. «Гуляю, – говорит, – по палубе и разные думы в голове роятся: и проповеди составлял, и пустые мысли всякие ходили, в частности, догадались бы прихожанки пояс вышить. Вторая мысль была такая, что пора бы владыке меня скуфейкой наградить, ведь я благочинный. И вот, приехав в Касимов, идет он к отцу Макарию. Старец угостил, поговорили, и, уже прощаясь, он говорит: «Погоди, погоди! Подарочек, подарочек!» У него на полке скуфейки. Снял красивую фиолетовую скуфью, необыкновенно красивую. А у Анатолия была большая голова. Отец Макарий примерил ее и сказал: «Не по голови!» Потом достал порыжевшую от времени черную на вате, нахлобучил, говорит: «О це по голови! Постой, постой, постой – еще подарочек». Из-под коечки достал чемодан, вынул оттуда пояс шитый: «Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею» (Пс. 44: 4), то есть не от прихожанок жди пояса, а от схимника – вот тебе пояс, на! Отец Анатолий закончил митрофорным протоиереем, но скуфьей его так и не наградили, и он не дерзал ее надевать. Второй такой случай был. Отец Макарий говорил, что отец Серафим – великий старец, для него нет расстояний: «Мы с тобой здесь в Рязани разговариваем, а он в Сухуми нас слышит». Ну, я, конечно, об этом отцу Анатолию рассказал. Отец Анатолий не преминул говорить и своим прихожанам об этом. И был такой случай. Я был у отца Макария, он поднимает рюмку и говорит: «Дадим знать брату нашему Анатолию – выпьем за его здоровье». Чокнулись, выпили. Мне показались странными его слова. Я вытащил из кармашка часы, глянул – два часа дня. И вот при встрече я с отцом Анатолием говорю ему: «Что ты в такой-то день в два часа дня делал, не вспомнишь?» Вспомнил.

http://pravoslavie.ru/4730.html

В притче о брачном пире говорится, что позвал Господь многих-многих людей на то чтобы они пришли и приняли участие в Его вечере. Сначала позвали «званных», то есть особо почитаемых, особо знаменитых, особо талантливых, самых-самых лучших людей, но те начали отказываться: «Я не могу, у меня веская причина. Я волов купил, хочу их испытать». А другой говорит: «А у меня самого свадьба. Куда я пойду?» И стали отказываться, отказываться один за другим. Не хотели разделить радость Господа своего. Тогда Господь послал позвать еще и других людей: «Пойдите, позовите на мой праздник». И позвали людей отовсюду, всевозможных, уже без всякого разбора, без пригласительных билетов на торжество, которое надо было устроить. Ведь устроить пиршество для людей, простите, — это ужасающе трудно. Во-первых, невероятные средства, во-вторых, все надо организовать… Сами знаете, если когда-нибудь вы устраивали свадьбу кому-то из своих близких. Много людей пришло на пир, а Господин опять спросил: «А есть еще места свободные?» – «Да, есть». – «Идите, — говорит, – на пути и на халуги (захолустья), и позовите всех кого найдёте. Идите и набирайте гостей, чтобы наполнилось всё, чтоб все были здесь и праздновали». И мы с легкостью пропускаем мимо своих ушей, глаз и сердца, дальнейшие слова притчи, в которых сказано: «И пришли люди, и наполнилось всё возлежащими, злыми и добрыми». Вот что меня удивляет: «Злыми и добрыми». Дресс-код души Некоторые смущаются, и говорят: «Почему гостеприимный хозяин этой вечери выискал человека, одетого не в брачную одежду, велел его прогнать, выбросить туда, где скрежет зубов и страшное мучение?» Ну пришел человек в джинсах, в одежде, не подходящей по дресс-коду, может, у него не было другого, хорошего, подходящего облачения? В древности, когда тебя звали на торжество, то тебе полагалось надеть и специальную придворную одежду, которую выдавали бесплатно на прокат. Всем выдавали, а один говорит: «Не хочу». Человеку, который был не в брачной одежде, дали красивое облачение, а он: «А я так обойдусь, я вон в театр хожу в джинсах, почему я и здесь не могу ходить, в чем хочу». И вот это «не хочу» и вспоминается в этом песнопении, торжественном и прекрасном «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам (не имею), да вниду вонь (в него)». А все потому, что не взял он одежды.

http://pravmir.ru/chertog-tvoy-vizhdu-sp...

Автограф Аверинцева На следующее утро митрополит Антоний служил литургию. Перед началом службы я, как и полагается диакону, совершал каждение всего храма. Дошел до колокольни, смотрю: Сергей Сергеевич Аверинцев идет. Я так обрадовался! (А я был на его защите, и поддерживал молитвенно. Даже помню, подходил к нему, говорил, что весь наш храм поддерживает его). В тот момент он записку писал «О здравии». Он меня увидел, поздоровался. Я говорю: «Сергей Сергеевич, Вы записку написали, не надо ее в ящик отдавать, может, я возьму, прочитаю ее в алтаре». И взял «его автограф» для рабочего использования. Потом уже, после службы, я нашел его рукой написанную записку «О упокоении», ведь это – автограф Сергея Сергеевича! Сделал копию для молитвы в алтаре, а подлинники вложил в его книгу «Поэтика ранневизантийской литературы». Открываешь книгу, а там – записка «О здравии», а в конце открываешь – «За упокой». Как мы ему мешали… В тот день на литургию собралось очень много людей. Вот даже Сергей Сергеевич пришел молиться и причащаться. И вот приехал митрополит Антоний. Мы его торжественно встретили. Старались. Но было очень сильное ощущение, что… мы ему мешаем. Он сосредоточен, молится перед Богом, перед Престолом, а мы ему – то одно, то другое, то возглас громкий, то кадило… Владыка, видимо, так никогда не служил в Лондоне. Он служил просто, а мы – как полагается по русскому обычаю – и выкличка (это когда протодиакон громким голосом провозглашает имя служащего архиерея и перемещается при этом в алтарь, и потом обратно на амвон), и торжественность… Явно, что это все мешало ему, но ничего не поделаешь. Мешать-то мешало, но он терпел. Брат меня потом спросил: «Ну, как он служил? Расскажи!» И я ему говорил: сосредоточенно стоял у Престола, никаких лишних движений. Часто или там, где не положено, не крестился. Часто русские батюшки совершают крестное знамение после каждого возгласа, а владыка все делал спокойно. Я в тот момент созерцал старинную традицию прежнего времени, когда многие батюшки так служили. И нам было очень важно это видеть и слышать – все произносимые молитвы продуманы и прочувствованы, каждое слово наполнено смыслом. Я всеми силами старался не мешать, главное – внимать и молиться. Это было замечательно: казалось, владыка весь ушел в молитву.

http://pravmir.ru/apostolskaya-sila-prop...

Сущность и основание заповедей блаженства по Златогубу, есть смиренномудрие, а по вашему Светлогубу самопохваление, самонадеянность, самообожание » . Заметим, что о. Димитрий мыслит церковно, наставляя не от своего самомнения, а от Истины подлинно евангельской. Гордыню толстовского героя (и самого автора) он поверяет критерием смирения. Он следует за святоотеческим поучением о пути спасения: «Добродетель есть матерь печали; от печали рождается смирение; смирению даётся благодать» . Умиление в православной аскетике, вспомним, есть состояние духовного сокрушения о собственных грехах, а не сентиментальное состояние приятной душевной расслабленности и самообольщения, как то понимает Толстой. Священник прозорливо разглядел, что эти заблуждения Толстого идут от отождествления Бога с собственным внутренним самоощущением. То есть от полной помутнённости духовного зрения, подмены его душевным. Вот трагедия. Человек принял мираж за реальность. Больно сознавать это. Драматургия великого писателя несёт в себе все особенности толстовского творчества, сцеплена со всеми его сильными и слабыми сторонами. Содержание драмы «Власть тьмы» (1887) выявляется в самом названии, обретённом в Евангелии: « Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук; но теперь — ваше время и власть тьмы» ( Лк. 22:53 ). Власть тьмы есть попущение Божие тем, кто творит злое. Власть тьмы творится забвением Божией правды — о чём говорит старик-правдолюбец Аким, косноязычие которого подчёркивает его глубинное, заложенное в самой натуре его, но не рассудком обретённое знание (и значит, с трудом выражаемое на вербальном уровне): «Всё ни к чему. Ох, Бога забыли. Забыли, значит. Забыли мы Бога-то, Бога-то» (11,74). «Коготок увяз, всей птичке пропасть» — второе название драмы, выделяющее ещё одну важную мысль, созвучную основной идее повести «Фальшивый купон», и выражает её тот же Аким: «Грех, значит, за грех цепляет, за собою тянет, и завяз ты, Микишка, в грехе. Завяз ты, смотрю, в грехе. Завяз ты, погруз ты, значит» (11,82-83).

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

Впрочем, окончательное решение этого вопроса оста­ется за архиереями, а не за нами, батюшками. Часто ар­хиереи, не имея опыта семейной жизни, просто не заду­мываются, не понимают, как тяжек переезд и устройство на новом месте для — многодетной, как правило, семьи священника. Помоги им Господи понять и сочувственно относиться к своим пастырям в этом их подвиге. Прот. Димитрий Смирное: У нас, слава Богу, в горо­де Москве такого не бывает. Теперь эта практика со­вершенно ушла. Святейший этого не делает. Переводят теперь или в случае когда священник в этом нуждается, или когда очень нуждается приход, а у священника есть какие-то особые данные, и его просят. Но это происходит довольно редко. А раньше даже было такое название — «карусель», когда многих священников перемешали. Но, повторяю. практика эта похоронена, слава Богу, и думаю, что так и будет продолжаться. Действительно, все приходы уже сложились вокруг настоятелей, которые восстанавли­вают храмы. Вся община уже приросла» к хра­му. Все это понимают, и епископ нашего града в первую очередь. Прот. Георгий Бреев: Перевод священников из храма в храм совершается не самими священниками, а иерар­хией. По-видимому, есть какие-то веские основания для этого. Священника можно сравнить с деревом, которое, произрастая в одном месте, укореняется, плодоносит, укрепляет все вокруг себя. В старину было заведено, что­бы сын умершего священника наследовал отцовский приход. Действительно, священник должен быть на сво­ем месте и. по возможности, менее всего переводим. Перевод может быть лишь исключительной, чрезвычай­ной мерой, если священник не оправдал доверия, возло­женного на него правящим архиереем. Другой случай, когда приход находится далеко от места жительства священника. Теперь на это стали обращать внимание и ста­раются дать священнику приход, ближайший к месту жительства. Духовничество — самоотвержение Кто такой духовник и может ли быть таковым приход­ской священник для своих прихожан? Прот. Сергий Правдолюбов: Конечно, может и дол­жен. Ибо духовник — это священник, исповедующий своих прихожан. Но древняя исповедальная книга пред­писывает священнику иметь не больше двенадцати ду­ховных чад. А если их пятьсот? Вообще, понятие «духов­ное чадо», мне кажется, более связано с монашеством. Новопострижекного поручают опытному монаху или священномонаху, и тот руководит им всю жизнь. На при­ходе же все прихожане фактически имеют своего духов­ного отца в лице своего священника. Только священник должен соблюдать все то. что предписано в известном постановлении Священного Синода.

http://pravmir.ru/seyat-seme/

Адаптированные для понимания богослужебные тексты в скором времени опять потребуют новой адаптации и упрощения, ведь проблема непонимания богослужения кроется не столько в богослужебном языке, сколько в относительно невысоком уровне богословской образованности прихожан. Переводом на русский язык (я уж не говорю об упрощенном и реформированном славянском, к которому призывает документ Межсоборного Присутствия) проблемы понимания богослужения не решить. Даже если нашим прихожанам дать русский перевод, например, Троичных канонов воскресной полунощницы из Октоиха, большинство из них практически ничего не поймет, тем более на слух. Осознанно разобраться в этом гимнографическом материале (а объем песнопений догматического содержания в православном богослужении весьма велик) можно лишь обладая систематическим богословским образованием или, как минимум, серьезной подготовкой в области догматики. Снижать богословскую «планку» путем русификации и упрощения богослужебных текстов мне кажется неоправданным и нецелесообразным. В результате реформирования церковнославянского языка может появиться язык, отличающийся от русского, но уже не являющийся в полной мере и церковнославянским. Декларируемое документом Межсоборного Присутствия изменение синтаксиса богослужебных текстов может способствовать тому, что церковнославянский язык изменится до неузнаваемости. Все это неизбежно приведет к разрушению церковнославянского языка, как формы богослужебной традиции Русской Церкви. Это может быть даже более опасным для жизни нашей Церкви, чем переход на русский язык в богослужении. Решить проблему понимания службы можно прежде всего через усиление работы по изучению церковнославянского языка на приходах и будущими пастырями – в духовных школах, а также через повышение общего богословского уровня и прихожан, и клириков. Нина Бурова, Москва 6.09.2011 в 12:44 Полностью разделяю мнение многоуважаемого о.Сергий Правдолюбова: " Вопрос понимания службы – это не филологический и не лингвистический вопрос, это вопрос духовный.

http://pravoslavie.ru/48619.html

Когда учишь, тогда и научишься. Я в процессе преподавания очень хорошо изучил славянский язык и полюбил его. Конечно, предмет сухой, студентов заинтересовать очень нелегко, потому что там формы, переводы, категории, времена. Сложно все это, поэтому они без особого энтузиазма зачастую. Я где-то лет 10 преподавал церковнославянский язык, и в 1995 году, когда я уже более-менее его освоил, меня, тоже помимо моей воли, пригласили в членство Синодальной богослужебной комиссии. Конечно, для меня это была большая честь. В ней состояли покойный владыка Алексий (Фролов), отец Матфей – авторитетные пастыри. Сейчас отец Макарий еще остался, отец Владимир Кучерявый уже умер, отец Сергий Правдолюбов, отец Андроник. И я стал учиться. Смотрел, как они разбирают тексты, как дискутируют. Знаете, написать стихиру – это ведь непросто. Столько надо изучить и житие святого хорошо знать, конечно. Нужно иметь музыкальные способности, чтобы на глас положить. Иной раз стихира составлена как будто бы грамотно, но, когда пропевается, она не ложится на мелодию, потому что ударение в слове не там, а мелодическая строка должна совпадать. Много приемов и нюансов, которые нужно учитывать. Поэтому я стал, так сказать, учиться. Сначала вникал не особенно, но со временем, когда стали спрашивать мое мнение, пришлось вникнуть. Владыка Алексий всегда считался с мнением членов, и потом уже мои знания очень пригодились в самой комиссии, потому что я, по сути, оказался единственным, кто знает славянский язык.  Профессионально.  Ну, может быть, не так уж и профессионально, но хотя бы как-то. И поэтому всегда, прежде чем отдать в Синод какой-то текст, мне давали его на проверку, я все проверял, досконально прочитывал. И эта любовь была привита мне благодаря такому участию, ну, конечно, и сам, может быть, трудился. И сейчас, до сих пор тружусь. Скажу даже, что очень интересно для меня творчество. Что я написал? Понимаете, дело в чем. Еще в 2005 году владыка Ювеналий сделал меня председателем епархиальной комиссии, то есть до этого я был членом Общецерковной, синодальной… А тут я уже председатель, и как раз в 2005 году мы стали очень активно заниматься прославлением новомучеников.

http://bogoslov.ru/article/6192209

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010