Вифанской – Александра Преображенского, Владимирской – Николая Мытарева, Вологодской – Владимира Новосельского, Калужской – Алексея Меморского, Кишинёвской – Михаила Безродного, Костромской – Михаила Постникова, Курской – Александра Авдиева, Московской – Вениамина Воронцова, Владимира Доброва и Петра Счастнева, Новгородской – Бориса Иванова, Орловской – Фёдора Давидова, Полтавской – Владимира Иваницкого, Рязанской – Дмитрия Соловьева, Самарской – Владимира Тихомирова, Смоленской – Евгения Кобранова, Тверской – Леонида Жданова и Ярославской – Григория Розова. ж) Отношение Правления Симбирской духовной семинарии от 10 августа за 765: „Правление Симбирской духовной семинарии сим имеет честь уведомить Совет Московской Духовной Академии, что назначенный Правлением семинарии в состав нового курса Московской Духовной Академии окончивший курс в текущем году Городецкий Анатолий от поступления в оную, вследствие своей серьёзной болезни, отказался“. Справка: Не явился также к поверочным испытаниям, по неизвестной причине, воспитанник, рекомендованный Правлением Воронежской духовной семинарии. з) Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что, на основании § 137 и 139 устава духовных академий, кроме 18 воспитанников духовных семинарий, рекомендованных семинарскими Правлениями, им были допущены к поверочным испытаниям: а) 49 студентов духовных семинарий, прибывших в Академию на собственные средства, с —467— ведома и одобрения семинарского начальства (в числе их: 1 вдовый священник, 7 священников имеющих жён и 1 иеродиакон, прибывшие с разрешения подлежащих епархиальных начальств), б) 1 один воспитанник, окончивший курс с аттестатом зрелости в Вологодской гимназии, и в) 1 греческий уроженец, окончивший курс греческой классической гимназии и бывший некоторое время студентом Афинского университета, ныне монах греческого Николаевского монастыря в Москве Гавриил Цукалас, – на основании разрешительного указа Святейшего Синода от 8 октября 1910 года за 13855. – Не был допущен к испытаниям лишь один воспитанник Кишинёвской духовной семинарии – волонтёр, имеющий в аттестате по поведению балл 4. – Поверочные испытания, согласно § 140 устава духовных академий, произведены были, в объёме курса духовных семинарий: устные – по Священному Писанию Нового Завета, догматическому богословию, всеобщей церковной истории (до 1054 года) и по греческому языку (от последнего испытания освобождён был лишь, согласно указу Святейшего Синода от 8 марта текущего 1912 года за 3445, священник Новоградволынской соборной церкви Серафим Ляде); письменные – по Свящ. Писанию Ветхого Завета, истории философии и составлению поучения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

     16 декабря. Отправка в концлагерь Бухенвальд 1944 Сер. января. Отправка в концлагерь «Дора»      С 8 на 9 февр. Смерть от воспаления легких и истощения Комментарий к церковной ситуации 1943 г. В середине 1943 г. узники получают обнадеживающие известия: 8 сентября в Москве Сталин разрешает собрание Собора русских православных епископов, которые избирают митрополита Сергия СТРАГОРОДСКОГО Патриархом Московским и всея Руси. Этот Собор распространяет пастырское письмо, адресованное христианам всего мира, призывающее их объединить все силы для победы над гитлеризмом. Эта новость достигает узников Компьеня, и письма о. Димитрия отражают его надежду относительно будущего епархии, находящейся под управлением митрополита Евлогия ГЕОРГИЕВСКОГО. 10 июня 1930 г. митрополит московский Сергий СТРАГОРОДСКИЙ отменил назначение митрополита ЕВЛОГИЯ в качестве экзарха Патриарха ТИХОНА, и тем самым с 17 февраля 1931 г. митрополит Евлогий стал подчиняться Вселенскому Патриарху в Константинополе. Это присоединение рассматривалось как временное до созыва Собора в Москве. 12 лет спустя восстановление патриаршества в Москве, обещания недавно созданного Священного Синода вновь открыть богословские школы открывает новые перспективы, на которые часть верующих Православной Церкви в эмиграции (и тем более жертвы немецкой оккупации) смотрят с надеждой; к тому же эмигранты правого крыла не скрывают своей симпатии к немцам, в которых они видят освободителей России от «гидры безбожного коммунизма». В частности, это позиция карловчан в лице епископа Анастасия ГРИБАНОВСКОГО, наследника митрополита Антония ХРАПОВИЦКОГО, умершего в 1936 г. Епископ АНАСТАСИЙ в 1938 г. послал Гитлеру благодарственную телеграмму за помощь, которую канцлер оказал православным 222 приходам Германии, и уверил в тексте телеграммы в своих постоянных молитвах о нем. Епископ Серафим ЛЯДЕ, также принадлежащий к группе карловчан, пронацистские симпатии которого были хорошо известны, в 1943 г. старается приблизиться к митпрополиту Евлогию. Об этом узнают узники, и это их тем более волнует, что эти новости появляются в тенденциозном виде, поданные цензурой для пропаганды немецкой оккупационной власти. Важно не забывать и о том, что единственная газета во Франции, разрешенная немцами на русском языке, издавалась Жеребковым, известным пронацистским деятелем.

http://predanie.ru/book/77056-zhizn-i-zh...

О ней вспоминает, например, Л. В. Дудин (Градобоев). Он пишет: «Через несколько дней в русском православном соборе в Берлине состоялось молебствие о  даровании победы вооруженным силам КОНР. Служил глава православной церкви заграницей. Митрополит Анастасий. На этом молебствии присутствовали почти все члены Комитета и оно также вылилось в русскую патриотическую манифестацию» . Тот же самый факт отмечает и полковник В. В. Поздняков: «19 ноября 1944 года в Берлине, в православном кафедральном соборе состоялось торжественное молебствие главы русской православной церкви заграницей митрополита Анастасия и митрополита Германского Серафима» . Данное описание по всей видимости относится к торжественному богослужению, совершенному в Берлинском кафедральном соборе в воскресенье, 19 ноября 1944 г. Было совершено не только молебствие, как сообщили об этом авторы вышеуказанных книг. Божественную литургию совершали митрополиты Анастасий и Серафим (Ляде) в сослужении многочисленного духовенства. Сейчас уже трудно назвать всех сослуживших иерархам, но помнится, что среди сослужащих был митрофорный протоиерей о. Андриан Рымаренко, священник о. Георгий Бенигсен, священник о. Александр Киселев и другие духовные лица. Всего, насколько нам помнится, владыкам сослужило восемь священников. После литургии был совершен молебен. Во время совершения литургии, в соответствующем положенном Уставом месте, была совершена дьяконская хиротония. В сан дьякона митрополит Анастасий, возглавлявший богослужение, рукоположил Д. В. Константинова, автора настоящей работы. На другой же день, в понедельник 20 ноября 1944 года митрополит Серафим, в сослужении почти всех тех же священников, рукоположил дьякона Д. Константинова в сан священника. Праздника в этот день никакого не было и литургия архиерейским чином была совершена исключительно по причине совершения указанной хиротонии. Приведенные факты не были случайными. Перегружать торжественное богослужение, связанное с организацией КОНР, дьяконской хиротонией, если бы она не носила спешного характера и не была связана с отмечаемым событием, едва ли было бы целесообразным, если для этого опять таки не было особых причин.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-voennog...

Собратьям-иерархам он «дает братские указания, как относительно их личной жизни, так и исполнения ими пастырского долга их» (V). Синод составляется «из четырех членов — представителей от каждого из четырех Митрополичьих Округов». Округ сам определяет очередность своих представителей, притом далеко расположенным округам (Северно-Американский и Дальне-Восточный) дозволено избирать ради удобства сообщения в качестве своего представителя одного из епископов, живущих в Европе (IV, 1, 2). После кончины Местоблюстителя, священномученика Петра, который был в эти тяжкие времена гонений после Патриарха Тихона знаменем единства Русской Церкви, митр. Кирилл был признан в РПЦЗ в 1937 г. законным Местоблюстителем. Постановление это решено было не публиковать, дабы не повредить митр. Кириллу, а гласно поминать «Православное епископство Церкве Российския». Архиереи поминали митр. Кирилла как Местоблюстителя за проскомидией и в частных молитвах. Практика поминовения в остальном сообразовалась с таковой в Православных Поместных Церквах: «Имя Митрополита возносится всеми епископами округа. Митрополиты возносят имя Первоиерарха Заграничной Русской Церкви» (VII, 4). Существовали епархии, миссии и монастыри вне структуры митрополичьих округов — о них и ревизиях в них нес попечение Синод. Ревизии в митрополичьих округах производил Синод по представлению Митрополита округа или по соглашению с ним (IV, 5 ). В 1942 г. в ходе войны возник пятый митрополичий округ, Средне-Европейский. Тоталитарная власть по своему «упорядочивала» захваченные территории, что болезненно отражалось и на Церкви. Под давлением нацистов, в виду «передвижения границ» Митрополит Серафим (Ляде) был вынужденно втянут в перераспределение епархий, которое включало по замыслу и поглощение «евлогианских» приходов, находившихся с 1931 под юрисдикцией Константинополя. Но еще и до того, как стать митрополитом, он делал все возможное для сохранения церковного подхода в этом вопросе — так, в 1939 г. он заключил соглашение, по которому «евлогианские» приходы сохраняли свой автономный статус и имели собственного архиерея, Пражского епископа Сергия (Королева).

http://pravoslavie.ru/5441.html

При этом в газетных статьях сохранялась глубокая вера в духовное освобождение русского народа, окрепшая после существенных уступок советского руководства Русской Церкви осенью 1943 г. Так, в январе 1944 г. в редакционной статье архимандрит Серафим писал: «Война на Востоке началась в день всех святых, в земле Российской просиявших… Мы и тогда писали, и ныне утверждаем, что это было знамением Божиим о том, что спасется народ русский от безбожного ярма и начнет возрождаться святая православная Русь. Теперь мы видим, что процесс этого возрождения уже начался. Религиозное чувство в русском народе настолько окрепло, что с ним оказались вынужденными считаться Сталин и его безбожное окружение… это великая могучая стихия. Ее не победить уже большевизму, даже если он победит Европу. Живые струи духа на наших глазах перерождают русский народ, и коммунисты сдают свои идеологические позиции одну за . Доклад архимандрита Серафима об издательской деятельности обители был специально заслушан 25 октября 1943 г. на единственном в годы войны Архиерейском совещании РПЦЗ в Вене. После обсуждения доклада участники совещания выразили братству благодарность «за громадную неутомимую и успешную издательско-просветительную работу». Митрополиту Берлинскому и Германскому Серафиму (Ляде) была высказана просьба и далее «оказывать помощь братству, способствуя получению им разрешения на распространение изданий в Германии и восточных областях». Совещание также попросило митрополита Анастасия (Грибановского) «выразить от его лица благодарность Св. Синоду Болгарской Церкви за щедрую помощь, оказанную им типографскому братству». По вопросу о том, что печатать в первую очередь – Минею праздничную или Архиерейский чиновник, – участники совещания высказались за Минею, так как в ней ощущалась «большая нужда». Относительно орфографии при печатании молитвословов было признано желательным «наряду с церковно-славянским текстом помещать русский перевод по новой . Архиерейское совещание также постановило считать «Православную Русь» общецерковным органом и изыскать средства для ее перехода на еженедельное издание (это решение осуществить не удалось).

http://sedmitza.ru/lib/text/9606823/

К маю 1944 г. в обители прп. Иова еще поминали «Великих благодетелей наших Высокопреосвященнейших митрополитов Неофита, Стефана и Паисия и все православное епископство Болгарской Церкви». В монастыре в это время также поминали за богослужением «Богохранимый страждущий православный русский народ, Российский царственный дом, православных русских воинов и всех гонимых и страждущих за свою православную . Болгарская Церковь помогала братству прп. Иова и в распространении издаваемой литературы, в частности в Румынии. В годы войны в эту страну вывезли (в основном принудительно) с оккупированной территории СССР тысячи рабочих, однако власти всячески препятствовали их окормлению со стороны русского духовенства. Осенью 1943 г. архимандрит Серафим (Иванов) попросил болгарского посла в Братиславе помочь в доставке монастырских изданий в Румынию, где уже находилось много русских и украинских рабочих, но цензура препятствовала распространению любой русскоязычной литературы. В случае согласия со стороны румынского правительства религиозная литература раздавалась бы священником болгарской посольской церкви в Бухаресте. Узнав об этом, наместник-председатель Болгарского Синода митрополит Неофит 26 ноября также обратился к посланнику своей страны в Словакии с соответствующей . 20 декабря Министерство иностранных и религиозных дел Болгарии известило Синод, что болгарский посольский священник в Бухаресте Владимир Михайлов уже получил из Словакии церковные издания и распространяет их, но встречает в этом деле различные препятствия. В ответном письме от 7 марта 1944 г. Синод Болгарской Церкви обратился в министерство с просьбой заключить с Румынией соглашение о доставке и распространении среди русских рабочих финансируемой Болгарской Православной Церковью и издаваемой в Словакии религиозной литературы, подобно тому, как это было в Германии. Однако, судя по всему, такое соглашение заключить не . Помимо выпуска литературы в монастыре прп. Иова также изготовляли и крайне необходимые для возрожденных российских церквей антиминсы. Следует отметить, что антиминсная доска, с которой до 1917 г. печатались антиминсы, осталась в Москве, и РПЦЗ ранее не имела возможности их печатать. Антиминсы изготавливались от руки или предоставлялись Сербской, Болгарской и Элладской Православными Церквами. Только осенью 1941 г. братству прп. Иова удалось сделать антиминсную доску, и к концу ноября напечатать первые «10 антиминсов на шелке, часть которого пожертвовала одна добрая русская . В день св. Иоанна Златоуста, 26 ноября, епископ Бельский Сергий (Королев) торжественно освятил в православной церкви Братиславы эти 10 антиминсов, 5 из них сразу же отправили в Берлин архиепископу Серафиму (Ляде), а 4 оставлены обители. 5 декабря настоятель монастыря прп. Иова сообщил в письме Владыке Серафиму, что в ближайшее время вышлет ему 30 антиминсов для .

http://sedmitza.ru/lib/text/9606823/

С конца 1980-х гг. положение начало меняться, вышло несколько публикаций В. Каноненко, А.К. Галкина, Е. Григоряна, М.В. Шкаровского [liii] и других исследователей, однако, все они были ограничены рамками относительно небольших публикаций в журналах или исторических альманахах. Только в 2005 г. появился обобщающий труд М.В. Шкаровского «Церковь зовет к защите Родины» [liv] . Основные задачи этой монографии заключались в том, чтобы проследить реальную жизнь общин всех конфессий в блокированном Ленинграде, выяснить роль церковного фактора в обороне города, опреде­лить масштабы религиозного подъема в период войны, который, не­сомненно, помог горожанам выстоять. Для автора важно было установить фактический вклад Церкви в защиту «невской твердыни». Кроме того, интерес представляла религиозная политика властей города: ее колебания, причины изменений, особенности в отношении раз­личных церковных течений и конфессий, масштабы репрессий свя­щеннослужителей. Почти неизученной до выхода данной монографии оставалась и история Ленинградской епархии на заключительном этапе войны (в 1944–1945 гг.), который имел свои существенные особенности. Среди опубликованных трудов немецких и американских ученых, частично посвященных нацистской религиозной политике в отношении Русской Православной Церкви в Германии и на оккупированной территории Восточной Европы, следует назвать монографию Х. Файерсайда. Это серьезное исследование, хотя работа и страдает определенной узостью источниковой базы, следствием чего стали некоторые пробелы и неточности; кроме того, автор недостаточно разбирается в канонике и истории православия. Полностью противоре­чат архивным документам утверждения Файерсайда, что нацисты стреми­лись использовать православных клириков в Германии «в качестве пятой колонны для покорения Церкви внутри СССР», Берлинский митрополит Серафим (Ляде) якобы был объявлен ими «вождем всех право­славных в III Рейхе и на подконтрольных ему территориях» и в свою очередь имел большие властные амбиции, а православная Германская епархия являлась «пронацистским церковным движе­нием» [lv] .

http://bogoslov.ru/article/2554211

Эти попытки, коими подрывается миротворческое влияние церквей, особенно в момент, когда миру всего мира угрожает агрессивный национализм, Конгресс считает крайне вредными и резко их осуждает. Конгресс обращает к церквам призыв активно поддержать естественные права меньшинств как в круге их собственной деятельности, так и всюду, куда простирается их власть». Таким образом, совершенно светский, лаический конгресс признал в христианских церквах дружественную для развития национальных прав силу и призвал ее в союзники себе в борьбе с языческим национализмом. А этот последний признан виновником всех правонарушений, как вдохновитель отдельных государственных политик. Это по меньшей мере не шаблонное решение. Обычно гордые своей мнимой непогрешимостью прогресса светские конгрессы склонны представлять церковь реакционной силой, повинной в ущерблении свободы. Статут и тактика меньшинственных конгрессов не дают места разбору частных конфликтов и интерпелляции правительств. Но конгрессы все-таки добились создания при Генеральном Секретариате Лиги Наций устройства особого Комитета Трех, для рассмотрения отдельных меньшинственных петиций и доведения их при известных условиях до Общих Собраний Лиги Наций. С этой целью православная, преимущественно русская, группа конгресса внесла в президиум особую резолюцию по больным для православной церкви меньшинственным нуждам. Бессменным лидером русской группы от первого конгресса до сих пор является профессор Эстонского Юрьевского университета, М.А. Курчинский, вынесший на своих плечах все дело участия в этих съездах русских представителей из лимитрофов. В этом году из Польши были единственный русский «посол» сейма, старообрядец С.А. Пименов, и бар. В. Ф. Штейнгель. Из Латвии (в первый раз) также депутат парламента Н.И. Трофимов. По церковному вопросу к группе примыкал украинец из румынской Буковины г. Каркалия. Участвовали в группе по тому же вопросу еще епископ Серафим (Ляде), настоятель карловацкого прихода в Вене, и я. После обстоятельной взаимной информации православная группа подала Президиуму Съезда для дальнейшего движения такую резолюцию:

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Висбаден. Неизвестная часовня. Часовня на русском кладбище Часовня. Не действует.   Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1861 и 1864. Архитектор:Филипп Гофман Адрес: Christian-Spielmann-Weg 2, 65193, Wiesbaden, Deutschland Координаты: 50.098741, 8.23619 Проезд:Часовня находится на Русском кладбище Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Висбаден. Неизвестная часовня Из материалов выставки в рамках " Петербургского диалога " 2007 г.: " ...В 1861 г. протоиерей Янышев получает рарешение на строительство траурной часовни для последнего прощания с умершими. Проект для этой маленькой часовни с голубым, усыпанным звездами куполом, выполняет архитектор Гофман, расходы принимает Русская община. " Расположенное в лесу православное кладбище было устроено через год после освящения храма. Здесь на двух террасах были погребены: светлейший князь Георгий и светлейшая княгиня Ольга Александровна Юрьевские, Н.Е. Марков, Корфы, Ребиндеры, граф К.И. Остен-Сакен, княгиня В.П. Бутера ди Радали (урождённая Шаховская), Н.В. Султанов, А.И. Бутаков, Н.В. Всеволожский, Алексей Явленский. Здесь были погребены некоторые архиереи Русской православной церкви заграницей: митрополит Серафим (Ляде) и архиепископ Нафанаил (Львов). В 1864 году кладбище было расширено, на нём построена часовня. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=14180

епископа Сергия и о признании им находящегося в Берлине Серафима Ляде». В ответном письме от 12 марта митрополит Евлогий сообщал в Константинополь, что преосвященный Сергий «никогда не переходил в Германию, а неизменно остается в Праге». Далее владыка писал: «Епископ Сергий никогда не принимал юрисдикции Серафима Ляде, а всегда оставался неизменно в юрисдикции Вашего Святейшества и в моей, и всечестное имя Ваше и мое продолжают возноситься за богослужением в церквах, которые удалось отстоять епископу Сергию как в Германии, так и в Протекторате». Соглашение от 3 ноября 1939 года митрополит Евлогий интерпретировал следующим образом: «Все, чего удалось достигнуть Германскому правительству в контакте с Серафимом Ляде — это установление государственного контроля над деятельностью преосвященного епископа Сергия, его духовенства и приходов. Как правительственному агенту, как германскому чиновнику Серафиму Ляде поручено наблюдение над закономерностью деятельности православных приходов на пространстве всего Рейха и, в соответствие с этим, предоставлено право представительства этих приходов пред Германским правительством... Избежать этого надзора было очевидно невозможно, ибо таково было категорическое требование правительства, нарушение которого угрожало бы не только карами для всего нашего духовенства во главе с преосвященным Сергием, но и совершенным закрытием наших приходов». Заключенное владыкой Сергием соглашение митрополит Евлогий оценивал положительно: «Ценою этого согласия ... достигнуто сохранение в нашей юрисдикции наших приходов, и я считаю это деяние епископа Сергия актом его церковной мудрости и мужества» . Вполне очевидно, что митрополит Евлогий считал такой статус его приходов на территории Третьего рейха наиболее выгодным. В ноябре 1940 года он отправил письмо епископу Сергию, в котором сообщал об аресте архиепископа Брюссельского и Бельгийского Александра (Немоловского). Митрополит просил владыку Сергия временно принять в свое управление приходы на территории Бельгии и Голландии.

http://bogoslov.ru/article/1801282

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010