Каждая из войн благочестивого императора имела свои негативные последствия для побежденной стороны. Ещё интересный факт. Военнослужащие в прошлом отправляли не только функции собственно участников боевых действий, но ещё исполняли полицейские функции. М.б. поэтому против них отцы и не выступали. Думается, только если доказано, что он совершал преступления против мирного населения, пленных и т.д. За сам факт участия в оккупации - вряд ли, Господь судья. Ведь и советские военнослужащие, многие из которых были православными, принимали участие в оккупации Германии, где героически погибли... Практически любой артиллерист убивает невинных, в цель попадают далеко не все снаряды. Да и целью может быть всё, что необходимо для победы. Советские военнослужащие наносили ответный удар захватчикам, боролись с безбожным нацизмом. Если так, то и советские артеллиристы промахивались и убивали мирных немцев… Я считаю, что нельзя лишать человека отпевания только потому, что он артиллерист. Выходит, что мы забираем суд у Бога… Если он и вправду недостоин отпевания, а его совершили, то оно будет ему лишь во осуждение. Да, промахивались, для них это невольный грех. Их цель состояла в защите, а не в агрессии. Согласитесь, это разные вещи. Бог Сам дал определённые полномочия священникам. Они могут отказать в крещении, могут не принять исповедь, могут отлучить от Святого Причащения. Зачем предполагать? Архиепископы РПЦЗ Серафим (Лукьянов) и Серафим (Ляде) прямо поддерживали германское правительство в войне против СССР. Поэтому я не вижу никаких препятствий в отпевании православных со стороны немцев, если они лишь исполняли воинский долг (включая активное участие в военных действиях), но не совершали при этом недопустимых грехов (преступлений против Церкви, изнасилований и т.п.). Отец Евгений, является ли для христианина воинская обязанность (без различия целей войны) безусловным долгом? Древнеримские мученики-воины не различали своего участия в войнах наступательных и оборонительных. Аналогично не различали цели конкретной войны византийские святители. Св. Николай Японский благословил свою паству участвовать в агрессивной и несправедливой войне против России. Поэтому, видимо, долг остается долгом.

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-otpeva...

Начавшаяся война объявлялась войной не двух армий, а всенародной освободительной Великой Отечественной войной, в ходе которой решались судьбы Советского государства и советских народов и вместе с этим – судьбы порабощенных фашизмом народов Европы. Уже в первый же день войны митрополит Московский Сергий обратился к своей многомиллионной пастве с патриотическим посланием, призывая каждого послужить «словом и делом» Церкви и Родине. В течение короткого времени руководители практически всех религиозных центров и организаций поддержали освободительную борьбу народов СССР против агрессора. Чувство патриотизма оказалось сильнее прежних обид. Обращаясь к верующим с патриотическими посланиями, они призывали их достойно выполнить свой религиозный и гражданский долг, оказать всю возможную материальную помощь нуждам фронта и тыла 183 . Задолго до 1941 года, определяя цели своей восточной политики, Гитлер написал в «Майн кампф» о судьбе СССР: «Это огромное государство на Востоке созрело для гибели». В генеральном плане «Ост» достижение этой цели определялось путем «разгрома государства с центром в Москве и разгрома русских как народа», установлением «нового порядка» на огромной восточной территории. Исконные русские национальные центры Москва и Ленинград планировалось сровнять с землей. Гитлеровская стратегия уничтожения СССР в ходе «молниеносной войны» во многом строилась в надежде на то, что тяготы жизни советских людей, имевшееся недовольство населения политическим режимом, в том числе его национальной и религиозной политикой, будут достаточными, чтобы стать своеобразными «союзниками» Третьего рейха в борьбе с большевизмом и Россией. Отсюда проистекало то существенное внимание, которое уделялось в пропагандистских усилиях национал-социалистов вопросам национально-религиозным, обращению к темам религиозных свобод, «террора и преследований» коммунистов в отношении религий и церквей. В день вероломного вторжения фашистов на советскую землю свою личную, епископата и мирян позицию к новой политической ситуации выразил в послании к пастве архиепископ Берлинский и Германский Серафим (Ляде).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Эта кампания была рассчитана на международный пропагандистский эффект, чтобы представить нацистский режим защитником правосл. Церкви (в отличие от СССР, где религ. орг-ции преследовали). В соответствии с политикой унификации РКМ считало недопустимым существование в Германии неск. юрисдикций рус. правосл. приходов. К 1935 г. в стране действовал 1 приход Московского Патриархата, 4 прихода РПЦЗ, 9 зарегистрированных и 4 незарегистрированные общины подчинялись митр. Евлогию (Георгиевскому) , главе Западноевропейского Экзархата русских православных приходов (в юрисдикции К-польского Патриархата). В целях объединения рус. приходов в рамках одного церковно-адм. округа с осени 1935 г. нацистские ведомства приступили к их унификации на основе Германской епархии РПЦЗ. Главным объектом воздействия стали приходы, подчинявшиеся митр. Евлогию. Герм. ведомства не устраивала их организационная связь с парижским центром Экзархата. С окт. 1936 г. нацистские ведомства подталкивали их к переходу в юрисдикцию РПЦЗ. После оккупации Чехии викарий митр. Евлогия Пражский еп. Сергий (Королёв) и Берлинский архиеп. Серафим (Ляде) 3 нояб. 1939 г. заключили соглашение о том, что оставшиеся у евлогиан 5 общин (3 в Германии и 2 в Чехии) подчинялись еп. Сергию и в то же время входили в епархию РПЦЗ. В 1938-1940 гг. РКМ приступило к реализации идеи распространения юрисдикции Германской епархии РПЦЗ на все контролируемые рейхом территории. В подчинение к архиеп. Серафиму постепенно перешли правосл. общины в Австрии, Чехии, Бельгии, Люксембурге и Лотарингии, а также в союзных рейху Словакии и Венгрии. Др. нацистские ведомства выступили против стратегической линии РКМ на создание в Германии одного из влиятельных центров Православия и сделали невозможным ее осуществление. В этом плане показательна неудача попытки организации в Берлине Православного Богословского ин-та. С началом войны против СССР обозначился отказ от прежнего курса РКМ на распространение юрисдикции Германской епархии РПЦЗ на все попадавшие в сферу нацистского контроля области с перспективой создания в будущем самостоятельной Германской Православной Церкви.

http://pravenc.ru/text/165043.html

В результате ампутации он лишился обеих ног, поэтому служить уже не мог. Однажды он мне сказал, что как настоятель русского прихода получил приглашение от архиепископа Берлинского и Германского Серафима (Ляде). Я встречался с ним ещё до войны. В то время он был епископом Венским и приезжал на Собор в Сремские Карловцы. Приехав в Будапешт, он созвал всё русское духовенство, находившееся на территории Венгрии, для встречи и совместного богослужения. И богослужение это состоялось в так называемой евлогианской церкви у отца Сергия, потому что запрещение было к тому времени снято. Митрополит Серафим (Ляде) В 1942 году на оккупированных фашистами территориях некоторые русские зарубежные священники пытались организовать миссионерскую работу, потому что все знали, каково было положение Церкви в Советском Союзе перед войной и раньше, в 30-е годы. Когда в 1941 году немецкие войска начали быстро продвигаться в глубь России, у священников, псковских и пришедших вместе с немцами из-за границы, родилась идея создать русскую православную миссию в Пскове, с тем чтобы восстанавливать здесь храмы и проповедовать православную веру. Проект так и назывался: «Псковская миссия». Мне написал об этом архимандрит Иоанн (Шаховской) , впоследствии мой предшественник на Сан-Францисской кафедре – он был архиепископом Сан-Францисским как раз до меня. Мы были близко знакомы с отрочества. Владыка Иоанн был человеком глубокой веры, очень церковный. Он стал монахом, потом архимандритом. У него был приход в Берлине. Он написал мне об этой идее. В это время в Будапешт приехал владыка Серафим (Ляде). Немцы не препятствовали его деятельности. Немец по происхождению, перешедший в Православие в молодые годы, он достиг высокого иерархического положения в Русской Зарубежной Церкви задолго до прихода Гитлера к власти. Теперь, при Гитлере, отношения Церкви с Рейхом оказались очень сложными. Было понятно, что Гитлер и нацистская партия не могут иметь ничего общего с Православием. Тем не менее именно по распоряжению Гитлера был построен кафедральный собор специально для русских эмигрантов в Берлине.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

В 1928 году он попросил у правительства разрешения съездить в Германию, повидаться с родными. При содействии митрополита Пимена ему было разрешено выехать, и, оказавшись за границей – в Берлине, епископ Серафим оказался изменником и предателем. Он перешёл в юрисдикцию Карловацкого Синода, т. е. из одного раскола в другой, и стал отъявленным врагом нашего строя и Церкви Русской. Он участвовал во всех решениях карловацких иерархов, писал клеветнические заявления в зарубежной русской и иностранной прессе. Во времена Гитлера он был уже в Германии в ранге митрополита Берлинского и Германского. Вместе с оккупационными войсками он был в Польше и временно возглавлял там церковную жизнь. Ныне он состоит в той же «карловацкой» группировке и деятельность свою осуществляет на территории Западной Германии. Даже для такого умеренного обновленческого органа, каким был Синод на Украине, и то характерно было иметь предателя среди своего епископата. Напрасно обновленцы из кожи лезли, чтобы доказать свою преданность Советскому строю. На Дальнем Востоке оказался беглецом и предателем митрополит Василий (Смелов), а на Украине епископ Серафим (Ляде). В связи с этим фактом небезынтересно упомянуть, что Карловацкий Синод, в общем, правильно считавший обновленческую иерархию безблагодатной, принял, однако, Серафима Ляде в свою ориентацию в сущем сане епископа. Как же это? Или достаточно того, что Ляде перебежчик и клеветник? Может быть, это вообще достойно белоэмигрантской логики, унаследованной от иезуитов или добытой из архивов «Союза русского народа»? Тогда как можно серьёзно относиться к богословской тавтологии Антония Храповицкого «о незаконности решений Патриаршего Местоблюстителя»? 6 мая 1928 года в Харькове был открыт III Поместный Собор Украинской Православной Автокефальной Церкви. Председателем Собора был избран митрополит Пимен, секретарем епископ Херсонский Иосиф (Ясковский). На Соборе присутствовали: от Вселенской Патриархии архимандрит Василий (Димопуло), от Московского обновленческого Синода, его председатель митрополит Вениамин (Муратовский) и член Синода протопресвитер Павел Красотин.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Записка была подана епископу, вероятно, во время его пребывания в Словакии. Руководители РПЦЗ поддержали предложение, но указали, что передача должна быть осуществлена только с согласия СПЦ. В связи с политическим отделением Пряшевской Руси от Подкарпатской Синод СПЦ решил передать правосл. приходы Пряшевщины из ведения еп. Владимира (Раича) в непосредственное подчинение патриарху Сербскому Гавриилу V (Дожичу) . В новых условиях патриаршим наместником-администратором был назначен прот. В. Соловьёв. Т. о., юрисдикция СПЦ над правосл. приходами Вост. Словакии была сохранена. После нападения Германии на Югославию еп. Владимиру было предложено вместе со всеми священниками епархии принять венг. гражданство, но архиерей отказался. 11 апр. 1941 г. на железнодорожном вокзале в Мукачеве епископ был арестован. Венгры держали владыку под арестом в загородном доме Римо-католического епископа в г. Вац (Венгрия), но, несмотря на это, еп. Владимир смог наладить связь с архиеп. Серафимом (Ляде) и попросил его о принятии в управление приходов Вост. Словакии. 19 июля 1941 г. еп. Владимир был выслан в Югославию. Патриарх Гавриил, к-рому непосредственно подчинялись эти приходы, находился в концлагере Дахау. 12 апр. 1941 г. регент Венгрии М. Хорти назначил «администратором греко-восточных венгерских и греко-восточных русинских церковных частей» прот. М. Попова. Все действия Попов согласовывал с Савватием, к-рый еще 26 сент. 1940 г. издал указ о назначении Попова своим администратором в Венгрии. Архиеп. Серафим (Ляде) 16 сент. 1941 г. известил настоятеля мон-ря в Ладомирове игум. Серафима (Иванова) о том, что он берет под свое окормление мон-рь и все православные приходы в Словакии. 22 окт. архиеп. Серафим (Ляде) посетил столицу Словакии Братиславу, где встретился с представителями мон-ря прп. Иова архим. Нафанаилом и прот. В. Соловьёвым. На совещании владыка принял под свое окормление правосл. приходы Вост. Словакии и назначил прот. В. Соловьёва на должность администратора этих приходов.

http://pravenc.ru/text/2564328.html

Как известно, Имперское министерство церковных дел стремилось к унификации всех православных общин на завоеванных территориях, то есть к фактическому включению их в состав Берлинской и Германской православной епархии. Указанная епархия подчинялась Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). С февраля 1938 года Берлинской епархией управлял епископ (с 15 сентября 1939 года — архиепископ) Серафим (Ляде). Немецкие власти признавали законной на территории Третьего рейха лишь юрисдикцию РПЦЗ. На «евлогианские» общины в 1938-39 годах оказывалось систематическое давление с целью вынудить их отказаться от подчинения Епархиальному управлению в Париже и признать над собой власть архиепископа Серафима. 25 февраля 1938 года Адольф Гитлер подписал «Закон о землевладении Русской Православной Церкви в Германии», на основании которого Берлинской епархии РПЦЗ были переданы храмы в Баден-Бадене, Бад Эмсе, Дармштадте, Штутгарте и Висбадене. К началу Второй мировой войны лишь три общины в Германии сохраняли подчинение митрополиту Евлогию . После подписания Мюнхенского соглашения в составе Германии оказались чешские курортные города Карловы Вары, Франтишковы Лазни и Марианские Лазни, располагавшиеся в исторической области Судеты. 5 мая 1939 года имперский министр церковных дел Ганс Керл издал распоряжение о распространении на Судеты закона от 25 февраля 1938 года. В результате русские курортные храмы со всем их движимым и недвижимым имуществом были переданы Берлинской епархии . Таким образом, три курортных храма, подчинявшихся прежде русскому эмигрантскому приходу в Праге, перешли в подчинение архиепископу Серафиму (Ляде). С момента начала II Мировой войны (с сентября 1939 года) епископ Сергий практически лишился возможности вести переписку с Епархиальным управлением в Париже. 12 марта 1940 года митрополит Евлогий писал Константинопольскому Патриарху Вениамину: «С начала войны, т.е. с сентября прошлого 1939 года, по политическим обстоятельствам прекратились все мои личные и служебные сношения с Преосвященным Сергием. Мои сведения о нем почерпаются из частных слухов и повременной печати». Из этих источников, которые сам митрополит Евлогий признавал ненадежными, он узнал, что после начала войны епископ Сергий «был вызван Германским правительством в Берлин, и там на него оказывалось огромное давление, чтобы он признал церковную власть Карловацкого Синода и его ставленника Серафима Ляде» .

http://bogoslov.ru/article/1801282

24 декабря 1941 г. архимандрит Серафим написал архиепископу, что через несколько дней вышлет ему еще 20 антиминсов для освящения и попросил 5 из них вернуть обители. К июлю 1942 г. более 100 напечатанных в братской типографии на шелковых платах антиминсов были освящены Владыкой Серафимом и отправлены в Россию, Белоруссию и на Украину. К этому времени на них уже служили в ряде церквей Смоленской, Минской, Могилевской, Витебской и Киевской епархий. Общее количество изготовленных антиминсов было значительным. К августу 1942 г. было закуплено полотно для изготовления 500 антиминсных . К октябрю 1942 г. было отпечатано более 400 антиминсов, из которых большая часть уже была освящена Владыкой Серафимом и послана в Россию. В феврале 1943 г. в сборнике «Летопись Церкви» сообщалось, что митрополит Серафим (Ляде) передал управляющему Киевской епархией Автономной Украинской Церкви епископу Пантелеимону (Рудыку) 200 антиминсов, «печатанных в обители преп. Иова для новооткрытых храмов Киевской епархии, а также ряд антиминсов для новооткрытых храмов Херсонско-Николаевской . Согласно письму архимандрита Серафима Болгарскому Синоду от 15 марта 1943 г., на присланные из Болгарии деньги, было изготовлено 500 шелковых антиминсных платов, из которых 350 отправлено на оккупированную территорию . К лету 1943 г. митрополит Серафим (Ляде) переслал на оккупированную территорию СССР 2 тыс. изготовленных в монастыре прп. Иова антиминсов. Осенью 1943 г. братство изготовило еще 400 . По мере развития событий на Восточном фронте тон статей в «Православной Руси» несколько изменился. С начала 1942 г. надежды на политическое освобождение Родины стали отделяться от видения путей ее духовного возрождения. Современные исследователи А. К. Клементьев и Т. А. Богданова в своей статье справедливо отметили: «Идет лишь первый год войны, а редакторы “Православной Руси”, живущие вдали от политических центров и надежных источников сведений о ходе военной кампании, проявляют разумную сдержанность и совершенно изумительную трезвость в оценке происходящих событий, что разительно отличает ладомировскую газету от почти всех современных ей русских периодических изданий, продолжавших выходить как на территории других государств – союзников Германии, так и на оккупированных землях, и в самом Германском .

http://sedmitza.ru/lib/text/9606823/

Тогда этот митрополит не подозревал, что никакого создания русского правительства нацистское руководство допускать не собиралось. В дальнейшем и у митрополита Серафима по мере узнавания правды наступило отрезвление и раскаяние (в 1945 г. он перешел в Московский Патриархат). Уже к 1943 г. владыка передал практическое руководство митрополичьим округом в руки своего ближайшего помощника — англофильски настроенного протоиерея Василия Тихоновича Тимофеева (настоятеля кафедрального Знаменского храма в Париже, члена Епархиального совета и благочинного приходов РПЦЗ в Парижском районе) , дочь которого была заключена нацистами в концлагерь. Указом митрополита Серафима от 28 мая 1942 г. отец Василий был возведен в сан протопресвитера «за особо ревностное служение Церкви Божией», что не было утверждено Архиерейским Синодом РПЦЗ . Этот священник к лету 1943 г. крестил шесть юных евреев без предварительного оглашения, только окропив водой, спасая их таким образом от уничтожения. Митрополит Берлинский и Германский Серафим (Ляде) в своем письме Первоиерарху РПЦЗ митрополиту Анастасию (Грибановскому) от 18 июля 1943 г. сообщал, что владыка Серафим (Лукьянов) на словах является антисемитом, но фактически ничего в этом плане не делал, а о. Василий Тимофеев крестит евреев и даже одному выдал свидетельство об арийском происхождении . По поручению Архиерейского Синода, в связи «с нестроениями в Западно-Европейском митрополичьем округе» митрополит Серафим (Ляде) с 1 по 6 июня 1943 г. ездил в инспекционную поездку во Францию и в своем отчетном докладе Синоду от 4 августа отметил: «Поведение прот. Тимофеева и в других случаях более чем странное... Уже во время взятия Парижа германскими войсками он крестил 6 молодых евреев без предварительного оглашения и простым окроплением. Почти все лица, с которыми я говорил , считают его англофилом, причем он якобы даже и не скрывает своих симпатий к Англии» . В докладе предлагалось уволить отца В. Тимофеева от настоятельства в Знаменском храме и вообще перевести его из Парижа.

http://bogoslov.ru/article/6024224

Правда, уже вскоре отношения братства прп. Иова с о. Михаилом полностью нормализовались. 8 июля 1942 г. на заседании Духовного собора обители иеромонах Иов в отчете о своей деятельности в Братиславе указал, что он собрал свыше 20 тыс. крон пожертвований, «установил добрые отношения» с архимандритом Михаилом, и с прихожанами братиславской церкви общение было «самое .   26 мая 1942 г. Архиерейский Синод РПЦЗ принял решение о преобразовании Германской епархии в Средне-Европейский митрополичий округ во главе с возведенным в сан митрополита Серафимом (Ляде). В состав этого округа вошли и все православные общины в Австрии, Словакии, Протекторате Богемии и Моравии, значительная часть которых формально оставалась в сербской юрисдикции. Митрополит Серафим (Ляде) управлял православными приходами Словакии до начала 1945 г. При этом неоднократно возникали различные осложнения. Активная издательская и миссионерская деятельность братства прп. Иова еще до начала войны с СССР вызывала сильную тревогу у не­мецких властей. 23 октября 1940 г. Главное управление имперской безопасности (РСХА) отправило специальному уполномоченному при немецком посланнике в Братиславе штурмбаннфюреру СС Хану письмо по поводу проводимой монастырем потенциально опасной для Германии панславянской деятельности: «Было установлено, что панславянские круги внутри православной Церкви на территории Генерал-губернаторства поддерживают тесные связи с Владимировским [Ладомировским] монастырем в Словакии. Настоятель монастыря архимандрит Серафим руководит русофильской православной церковной деятельностью в восточном пространстве. Насколько здесь известно, эта миссионерская работа организуется при поддержке бывшего чешского сенатора Юрко Лазо, который в свое время принадлежал к партии Бенеша. Главной областью интересов этой миссии являются Восточная Словакия, Закарпатская Украина и Лемковщина в Генерал-губернаторстве. Архимандрит Серафим ранее был старшим лейтенантом артиллерии в царской армии. Настоящим руководителем работы является его заместитель – русифицированный немец проф[ессор] Петр Струве [в действительности сын этого профессора – игумен Савва]. В монастыре имеется собственная типография, в которой издается газета «Православная Русь». Через священника Ткачука, который, как и Струве, по убеждениям является русифицированным немцем, этот центр панславянской православной миссии имеет связь с Берлинским архиепископом Серафимом.

http://sedmitza.ru/lib/text/9606823/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010