Эти попытки, коими подрывается миротворческое влияние церквей, особенно в момент, когда миру всего мира угрожает агрессивный национализм, Конгресс считает крайне вредными и резко их осуждает.    Конгресс обращает к церквам призыв активно поддержать естественные права меньшинств как в круге их собственной деятельности, так и всюду, куда простирается их власть».    Таким образом, совершенно светский, лаический конгресс признал в христианских церквах дружественную для развития национальных прав силу и призвал ее в союзники себе в борьбе с языческим национализмом. А этот последний признан виновником всех правонарушений, как вдохновитель отдельных государственных политик. Это по меньшей мере не шаблонное решение. Обычно гордые своей мнимой непогрешимостью прогресса светские конгрессы склонны представлять церковь реакционной силой, повинной в ущерблении свободы.    Статут и тактика меньшинственных конгрессов не дают места разбору частных конфликтов и интерпелляции правительств. Но конгрессы все-таки добились создания при Генеральном Секретариате Лиги Наций устройства особого Комитета Трех, для рассмотрения отдельных меньшинственных петиций и доведения их при известных условиях до Общих Собраний Лиги Наций. С этой целью православная, преимущественно русская, группа конгресса внесла в президиум особую резолюцию по больным для православной церкви меньшинственным нуждам. Бессменным лидером русской группы от первого конгресса до сих пор является профессор Эстонского Юрьевского университета, М.А. Курчинский, вынесший на своих плечах все дело участия в этих съездах русских представителей из лимитрофов. В этом году из Польши были единственный русский «посол» сейма, старообрядец С.А. Пименов, и бар. В. Ф. Штейнгель. Из Латвии (в первый раз) также депутат парламента Н.И. Трофимов. По церковному вопросу к группе примыкал украинец из румынской Буковины г. Каркалия. Участвовали в группе по тому же вопросу еще епископ Серафим (Ляде), настоятель карловацкого прихода в Вене, и я. После обстоятельной взаимной информации православная группа подала Президиуму Съезда для дальнейшего движения такую резолюцию:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В этом они ошибались.    После гибели Польского государства на территории генерал-губернаторства оказалась одна епархия Польской Православной Церкви — Варшавско-Холмская, состоявшая из 98 приходов с 300 000 верующих, большая часть которых проживала на Холмщине. Учитывая радикально изменившуюся государственно-политическую ситуацию, митрополит Дионисий отказался от возглавления Церкви. 23 декабря 1939 г. он отправил письмо архиепископу Берлинскому Серафиму (Ляде), иерарху Зарубежного Синода Русской Православной Церкви, в котором писал: «Распад независимого Польского государства, существованием которого была обусловлена независимость и автокефалия православной Церкви в Польше, лишает Церковь возможности автокефального существования в дальнейшем. Новый государственный порядок, установленный на бывшей польской территории, которая ныне принадлежит к области германских имперских интересов, вызывает необходимость объединения бывшей Автокефальной Православной Церкви в Польше с церковными организациями, которые представляете Вы, Ваше Высокопреосвященство. Вследствие этого я прошу Ваше Высокопреосвященство в ближайшее время прибыть в Варшаву и взять на себя управление этой части бывшей Автокефальной Церкви в Польше, которая вошла в область германских имперских интересов. В связи с вышеизложенными основаниями я сообщаю Вам, что со дня принятия Вами на себя церковного управления отказываюсь от дальнейшего окормления вышеназванной Церкви».    Вскоре после составления этого письма митрополит Дионисий оказался под домашним арестом на своей даче в Отвоке, а архиепископ Серафим с согласия Зарубежного Синода Русской Православной Церкви прибыл в Варшаву. 21 марта 1940 г. генерал-губернатор Франк издал статут о временном церковном управлении в Люблинском округе, первый параграф которого гласил, что православные священники округа находятся в ведении православного архиепископа Берлинского и всей Германии как местоблюстителя Автокефальной Православной Церкви в генерал-губернаторстве. Однако статут этот действовал недолго.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Причт собора на 7 октября 1923 г. состоял из семи человек: настоятель собора протоиерей Леонид Иванович Твердохлебов, ключарь протоиерей Иоанн Васильевич Петровский, протоиерей Серафим Оскарович Ляде, священник Максим Петрович Гришин, протодиакон Спиридон Макарович Евтушенко, диакон Стефан Павлович Киенко, диакон Михаил Константин Богославский. Устав православной общины Успенского собора был зарегистрирован 10 апреля 1925 года. В настоящее время музей готовит к изданию метрические книги и исповедные росписи Успенского собора с 1733-го по 1799 годы. А в дальнейшем будут изданы метрики за XIX столетие. Кроме того, фотокопии оригиналов метрических книг будут переданы в архив собора. По сути, в собор вернется то, что хранилось в Успенском соборе до 1920 года. История Успенского собора 1658 - Первое упоминание в документах об Успенской церкви, сооруженной в конце XVI века и преобразованной впоследствии в собор. 1685-1687 - каменный Успенский собор. 1771 - Успенский собор, заложено новое здание. 1783 - окончание строительства нового здания. 1821-1833, 1837-1844 - возведение колокольни Успенского собора. 1917 - экспроприация здания, начало периода использования для различных нужд и последовавших значительных разрушений. 1973 - начало реставрационных работ. 1986 - открытие в здании собора Дома органной и камерной музыки. 2016 - окончательная передача собора на баланс Епархии. 29 октября 2004 г. глава Харьковской областной государственной администрации Е.П. Кушнарев подписал распоряжение 136 о передаче в ведение УПЦ Зала в колокольне Успенского собора до 16.11.2004 и всего комплекса Успенского собора до 01.01.2006. Распоряжение было оспорено в суде по инициативе депутата областного совета Дениса Шевчука, который обосновал свою позицию тем, что орган Харьковской филармонии находится в коммунальной собственности и имеет значительную стоимость (по оценкам депутата — неск. миллионов долларов), поэтому именно только жители Харькова вправе решить, как поступить с органом. Распоряжение от 29 октября 2004 г. было приостановлено решением суда.

http://sobory.ru/article/?object=03885

«В понедельник 22 марта, согласно заблаговременно выработанному советом плану, в Богословской школе начались занятия. Итак, с помощью Божиею и добрых людей Высшая Богословская школа в Киеве открыта и благополучно функционирует». Украинский Синод занимался также и храмостроительством. Известно, что ими построен (капитально достроен) храм во имя Преображения Господня в Киеве (на Красноармейской улице), строившийся до обновленцев в течение 18 лет. Это очень лестно отмстить, потому что в это же время храмы, находящиеся в юрисдикции Московского обновленческого Синода, уже закрывались, как пустовавшие, а иные уничтожались. В Киеве же, напротив, 13 ноября 1927 года состоялось освящение нового храма митрополитом Пименом с сонмом архиереев в исключительно торжественной обстановке. В журнале «Украинский православный благовестник» 6 от 15 марта 1926 года был помещен список украинских архиереев на начало 1926 года: 1 . ПИМЕН, митрополит Харьковский и всея Украины (Пегов) 2. Иннокентий, митрополит Киевский (Пустынский) 3. Иувеналий, митрополит Одесский (Машковский) 4. Лоллий, архиепископ Могилевский (Юрьевский) 5. Александр, архиепископ Артемовский 6. Иосиф, архиепископ Изюмский (Кречетович) 7. Сергий, архиепископ Запорожский (Иванцов) 8. Андрей, архиепископ Павлоградский (Одинцов) 9. Павел, епископ Белоцерковский (Циприанович) 10. Иосиф, епископ Черкасский (Ясковский) 11. Афанасий, епископ Каменский (Вечерко) 12. Гавриил, епископ Чугуевский – викарий Харьковский (Киперман) 13. Александр, архиепископ Бердичевский (Чекановский) 14. Иосиф, архиепископ Первомайский (Михальчук) 15. Вениамин, епископ Луганский 16. Филарет, епископ Сумской (Яценко) 17. Иаков, епископ Шепетовский (Немоловский) 18. Иоасаф, епископ Полтавский 19. Сергий, епископ Проскуровский – бывший (Добромыслов) 20. Михаил, епископ Конотопский (Митрофанов) 21. Павел, архиепископ Екатеринославский (Масленников) 22. Иов, епископ Мелитопольский (Сахновский) 23. Иоаким, епископ Гайсинский [Пухальский] 24. Иоанн, епископ Кременчугский (Славгородский) 25. Адриан, епископ, бывший Каменецкий (Компанийцев) 26. Рафаил, епископ Николаевский – викарий Одесский (Прозоровский) 27. Мелетий, епископ Старобельский (Фомин) 28. Серафим, епископ Змиевский, викарий Киевский (Ляде)

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Другой корреспондент братства сообщил из Житомира о встрече с еще одним архиереем автономной Украинской Православной Церкви епископом Леонтием (Филипповичем). Еще один представитель обители прп. Иова оказался в Таврии, откуда писал братии: «Из ваших книг я уже кое-что раздал, а именно в эту церковь: Евангелие, Требник, Служебник 2 экз[емпляра] и мелкую литературу для селян. Очень подходят маленькие молитвословы, которые я раздал детям… Остальные книги постараюсь передать дальше – епископу Серафиму [Кушнерюку], который в настоящее время находится в Мелитополе. От него надеюсь получить в скором времени более подробные сведения относительно административном положения православной Церкви в занятых . При этом долгое время сохранялась надежда на перенесение работы всего братства на территорию СССР. При личной встрече в Белграде в марте 1943 г. с архимандритом Се­рафимом митрополит Анастасий указал ему: «1. В случае если… призовут на работу в Россию в качестве типографского братства, поехать, врозь же не ездить, разве для информации послать одного-двух. 2. При работе в России стараться сохранить подчинение Заграничному Синоду, если же это будет не полезно, подчиняться митр[ополиту] Алексию [Громадскому] но ни в коем случае не митр[ополиту] Сергию . Однако переселение братства прп. Иова на оккупированные восточные территории допущено не было. И все же монастырь, резко увеличив объемы своей издательской деятельности, смог существенно помочь церковному возрождению на родине. Вследствие перегруженности другой печатной работой братство было вынуждено «елико возможно» сократить издание «Православной Руси», чтобы, однако, продолжить это дело и довести издание газеты до того дня, когда «она получит возможность распространения на родной . С 28 июля 1941 г. газета стала выходить 1 раз в месяц сдвоенными выпусками (в редакционный совет тогда входили архимандриты Серафим, Нафанаил и игумен Савва). С 30 октября 1941 г. «Православная Русь» стала выпускаться со специальной приложением (вкладкой) для соотечественников в СССР и вывезенных на работы в Германию, которое определялось как «первый дар русских за пределами России освобожденному от большевизма отечеству». По просьбе архимандрита Иоанна (Шаховского), поддержанной архиепископом Серафимом (Ляде), это приложение и брошюры, предназначенные для России, Духовный собор обители 18 ноября 1941 г. решил печатать в новой орфографии, уже ставшей привычной для жителей бывших советских . В январе 1942 г. тиражом в несколько тысяч экземпляров вышел второй номер приложения «Зарубежная Русь – родной освобожденной Руси», в котором приводилось толкование молитвы Господней и помещены были объяснения смысла православного богослужения.

http://sedmitza.ru/lib/text/9606823/

Для раздачи словацким солдатам в монастырской типографии также отпечатали запас иконок: Спасителя, Божией Матери, прп. Серафима Саровского, свт. Николая Чудотворца и прп. Иова Почаевского. Стараясь использовать любые возможности для распространения духовной литературы, братство 19 апреля 1942 г. обратилось с предложением содействия в снабжении ею даже к главе Румынской православной миссии в Транснистрии (на юго-западной Украине) архимандриту Юлию (Сирибану). Вторым главным регионом распространения печатной продукции обители стала Германская епархия. В середине 1942 г. архиепископ Серафим (Ляде) сумел добиться отмены общего запрета на ввоз изданий монастыря на территорию III рейха, протектората (Чехии), Бельгии, Голландии и Сербии (но с запретом уличной продажи). Вскоре Епархиальный миссионерский комитет передал типографии братства два крупных заказа – на печатание 60 тыс. кратких православных молитвословов и 300 тыс. Евангелий от Иоанна. Они предназначались для распространения среди остарбайтеров (восточных рабочих), военнопленных и пересылки в . Кроме того, монастырь в годы войны издал и другие малые Евангелия – от Матфея, от Луки, напрестольное Евангелие (их оклады выполнял иеромонах Киприан), Требник в 4 частях, краткий богослужебный устав, Великий сборник в 4 частях, богослужебную Псалтирь, 2 части Служебника: Последование литургии св. Василия Великого и Последование литургии св. Иоанна Златоуста, краткий православный Молитвослов, учебник Закона Божия в 2 книгах, церковные календари и большое количество брошюр религиозно-нравственного содержания. Так, в 1942–1943 гг. были изданы 6 выпусков апологетических брошюр миссионерской серии «За Веру»: «Есть ли Бог?», «Был ли Христос?», «Почему коммунисты гонят Христа?», «Православие и инославие», «Вера в Бога» и «Церковь, как жизнь Божественная: По митрополиту Антонию, епископу Гавриилу, А.С. Хомякову и проч.». Автором первого, третьего и пятого выпусков был старообрядец Ф. Е. Мельников, в подзаголовке они обозначались, как «Публичный диспут в Советской России». Автором второго являлся писатель Д. .

http://sedmitza.ru/lib/text/9606823/

Подобное разрешение было получено и от председателя Архиерейского Синода митрополита Анастасия. Еще 22 июня 1941 г. настоятель обители от имени всех насельников обратился к Синоду с просьбой располагать всеми силами братства для «возможной миссионерской работы на русской территории, или с русскими пленными, или иными какими путями». Одновременно о. Серафим предложил для тех же целей все имевшиеся на складе запасы религиозных изданий (в это время заканчивалось печатание 2,5 тыс. экземпляров Великого Сборника и 1,5 тыс. экземпляров учебника Закона Божия). 27 июня митрополит Анастасий благословил миссионерскую работу братства и распорядился заняться составлением противоатеистических . В конце сентября 1941 г. настоятель монастыря известил митрополита о поездке о. Иова. В ответном письме от 10 октября Владыка спрашивал, не может ли фон Каульбарс помочь скорейшему разрешению общего вопроса о перенесении церковной работы РПЦЗ «в родные пределы». Митрополит Анастасий также поблагодарил о. Серафима за разумный выбор выпущенных книг и порекомендовал добавить издание Нового Завета небольшого формата для снабжения им советских военнопленных и населения занятых немцами областей . 30 октября 1941 г. Духовный собор братства писал архиепископу Серафиму (Ляде): «Быть может обитель наша будет призвана к большой работе и уже готовится к великому делу возрождения русской . В дальнейшем состоялось лишь несколько единичных негласных поездок представителей братства прп. Иова на оккупированную территорию СССР. Так, в конце 1941 г. один из таких посланников разыскал в Киеве одного из немногих уцелевших в годы «большого террора» православных архиереев – схиархиепископа Антония (Абашидзе), о чем сообщил братии: «Прежде всего, я должен передать вам благословение схиархиепископа Антония… переносившего большевизм в К[иеве]. Я передал ему образок святого Владимира и ваши газеты. Преосвященный архиепископ плакал от умиления. Несмотря на преклонный возраст, владыка говорил со мной о многом». Этот же корреспондент встретился в Житомире с епископом Пантелеимоном (Рудыком) и посетил Свято-Успенскую Почаевскую лавру, указав в своем письме в Ладомирову: «В Почаеве я, к сожалению, владык Симона и Вениамина не встретил, так как они отправились в другие монастыри. Зато познакомился с двумя архимандритами из .

http://sedmitza.ru/lib/text/9606823/

После оккупации нацистами в сентябре 1939 г. Польши часть ее территории была включена в состав Третьего рейха. Находившиеся на ней православные приходы вошли в Германскую епархию Русской Православной Церкви Заграницей. По архивным документам известно, что некоторые священники таких приходов, например протоиерей Михаил Борецкий, настоятель церкви в г. Лодзе (окончивший в 1928 г. Православное отделение богословского факультета Варшавского университета), крестили евреев, спасая их. Владыка Серафим (Ляде) до сентября 1940 г. управлял и Православной Церковью на территории генерал-губернаторства, образованного из другой части Польши, но затем был вынужден оставить этот пост из-за враждебности генерал-губернатора Франка и украинских националистов (во главе Церкви генерал-губернаторства был поставлен прежний Первоиерарх Польской Православной Церкви митрополит Дионисий). Нацисты всячески стремились разжигать национальную рознь и в этой связи иногда передавали закрытые синагоги украинцам под православные храмы. В частности, в декабре 1941 г. подобный акт передачи произошел в Кракове . К несчастью, такая политика порой приносила свои ядовитые плоды. Но помощь православным со стороны властей генерал-губернаторства осуществлялась лишь по временным тактическим соображениям и была частным эпизодом. Как уже говорилось, к Православной Церкви, как и другим христианским конфессиям, руководство нацистской Германии относилось негативно и в перспективе планировало ее ликвидацию. Антоний (Храповицкий Алексей Павлович), митрополит. Родился 17 марта 1863 г. В 1885 г. окончил Петербургскую Духовную академию. 7 сентября 1897 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского. В 1906 г. возведен в сан архиепископа Волынского и Житомирского. 17 мая 1918 г., будучи председателем Украинского церковного собора, был избран митрополитом Киевским и Галицким. В 1919 г. эмигрировал в Югославию, с 1922 по 1936 г. председатель Архиерейского Синода РПЦЗ (в 1927 г. отделившейся от Московской Патриархии). Скончался 10 августа 1936 г., погребен в Белграде.

http://bogoslov.ru/article/6024224

Поляками католического вероисповедания гибель их государства с самого начала переживалась как великая национальная трагедия, это было трагедией и для православных подданных, но для них Польша оказалась злой мачехой, поэтому многие на Волыни, в Полесье, на истерзанной Холмщине тешили себя иллюзиями на лучшее и рассуждали так: хуже, чем под поляками, не будет, потому что хуже некуда. В этом они ошибались. После гибели Польского государства на территории генерал-губернаторства оказалась одна епархия Польской Православной Церкви – Варшавско-Холмская, состоявшая из 98 приходов с 300 000 верующих, большая часть которых проживала на Холмщине. Учитывая радикально изменившуюся государственно-политическую ситуацию, митрополит Дионисий отказался от возглавления Церкви. 23 декабря 1939 г. он отправил письмо архиепископу Берлинскому Серафиму (Ляде), иерарху Зарубежного Синода Русской Православной Церкви, в котором писал: «Распад независимого Польского государства, существованием которого была обусловлена независимость и автокефалия православной Церкви в Польше, лишает Церковь возможности автокефального существования в дальнейшем. Новый государственный порядок, установленный на бывшей польской территории, которая ныне принадлежит к области германских имперских интересов, вызывает необходимость объединения бывшей Автокефальной Православной Церкви в Польше с церковными организациями, которые представляете Вы, Ваше Высокопреосвященство. Вследствие этого я прошу Ваше Высокопреосвященство в ближайшее время прибыть в Варшаву и взять на себя управление этой части бывшей Автокефальной Церкви в Польше, которая вошла в область германских имперских интересов. В связи с вышеизложенными основаниями я сообщаю Вам, что со дня принятия Вами на себя церковного управления отказываюсь от дальнейшего окормления вышеназванной Церкви» 347 . Вскоре после составления этого письма митрополит Дионисий оказался под домашним арестом на своей даче в Отвоке, а архиепископ Серафим с согласия Зарубежного Синода Русской Православной Церкви прибыл в Варшаву.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Исход из мира и начало церковного служения в Ладомирово Несмотря на противодействие семьи, Ростислав двадцати восьми лет от роду в 1938 году прибыл в монастырь преп. Иова Почаевского в Словакии. Этот монастырь в селении Ладомирово был основан архимандритом Виталием (Максименко; позже - архиепископ), главой исторической печатни Почаевской лавры. Ладомирово стало важным миссионерским центром, братия которого впоследствии переехала в Джорданвилль, где продолжила свое миссионерское служение. В 1939 году Ростислав был пострижен в рясофор с именем Виталия, отчасти в честь аввы и основателя монастыря _ владыки Виталия (Максименко), который в то время уже нес епископское служение в Северной Америке. Великим Постом 1940 года инок Виталий был пострижен в мантию архимандритом Серафимом (Ивановым), настоятелем монастыря, и в том же году - рукоположен в сан иеродиакона. В 1941 году в городе Братиславе митрополит Серафим (Ляде) Берлинский и Германский рукоположил отца Виталия во иеромонаха и направил окормлять два словацких села - Порубку и Медвежье. К концу войны братии монастыря преп. Иова Почаевскаго пришлось покинуть обитель в Ладомирово при приближении наступающей красной армии. В это время случилось одно знаменательное событие! Когда братия уже выехала в Братиславу и готовилась дальше двигаться на запад, некоторые члены братства обезпокоились судьбой двух юных послушников из местных мальчиков карпатороссов - двух Василиев, оставшихся в Ладомирово с родителями. И тут случилась оказия предложить им уехать с братством, так как отец Виталий решил поехать на праздник Преображения послужить на приход в Медвежье. В эту поездку он забрал двух послушников с собой. Мальчики привязались к братству и полюбили монастырскую жизнь, и потому с радостью отправились в путь. Эти послушники ныне - первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр и старейший собрат Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле архимандрит Флор. Далее инок Всеволод описывает борьбу отца Виталия за русские души в Германии и Англии, сообщает о том, что на праздник святых апостолов Петра и Павла 1951 года в Лондоне архимандрит Виталий был хиротонисан во епископа Монтевидеоского и назначен в Бразилию в качестве викария архиепископу Феодосию, проживавшему в Сан-Пауло.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010