Разумеется, от большевиков. На Архиерейском совещании в Вене, созванном по инициативе Высокопреосвященного Серафима (Ляде), митрополита Берлинского и Германского и Среднеевропейского митрополичьего округа, в октябре 1943 г. была принята резолюция, в которой, в частности, говорилось об «установлении молений о помощи Божией для освобождения Родины от большевистско-коммунистического ига» [xvii] . Это уже потом, в 1947 г., тот же самый владыка Серафим в беседе с протоиереем А. Закидальским говорил: «Жить мне осталось недолго. На сделки со своею совестью мне уже идти нельзя. Патриарха [Алексия I – В. К.] я считаю вполне законным и каноническим… Против Православной Русской Церкви, против Русского народа я никогда не выступал. Если выступал, то только против коммунизма» [xviii] . Были схожие и другие мнения, позиции, убеждения. В октябре 1944 года руководитель русских монастырей Палестины архимандрит Антоний Сенкевич отказался провести торжественное богослужение в русских православных церквах по случаю освобождения Белграда частями Красной Армии. Отказ он мотивировал тем, что столицу Югославии освободила большевистская, а не русская армия. Под этим предлогом он отказался от богослужения в честь победы Красной Армии в день взятия Берлина [xix] . В далекой Бразилии протоиерей Дмитрий Ткаченко 23 мая 1948 г., 29 июня 1941 г. по просьбе прихожан, отслужил молебен «о даровании победы нашему народу», в то время как его владыка Феодосий (Самойлович) служил неоднократно молебен о даровании победы «спасителю Гитлеру» [xx] . Служивший в Шанхае протодиакон Геннадий Егоров примкнул к партии русских патриотов-оборонцев. В издаваемых им газетах — «Воскресенье вечером» и «Церковный листок» — «призывал русских людей делать все возможное, чтобы хоть чем-нибудь участвовать в деле освобождения нашей Родины от лютых захватчиков» [xxi] . Известно выступление Иоанна Шаховского в пользу немецкого оружия (в газете «Новое слово» от 29 июня 1941 г. в пользу «опытного немецкого хирурга», который должен был лечить больную коммунизмом Россию. Здесь все же надо сказать несколько слов о любви к России, которая часто сопряжена с трагедией. Да, у него была любовь к стране под названием Россия и ненависть к стране, власти, укрывшейся под четырехбуквенным обозначением СССР. Только «забывается» одно: в этих «разных странах» жил один и тот же русский народ, переживавший трагедию начавшейся войны.

http://bogoslov.ru/article/4836892

В конце декабря 1941 г. настоятель церкви села Бехерова протоиерей А. Омельянович организовал приход и наладил преподавание Закона Божия в городе Бардиеве. Первое богослужение в Бардиеве совершил этот священник, а Рождественское – архимандрит Нафанаил из обители прп. Иова. На Рождество 1942 г. богослужение в Баньской Быстрице совершил иеромонах Виталий (Устинов), а в Пряшеве – иеромонах Киприан (Пыжов). Тесную связь с монастырем поддерживал настоятель церкви села Венеут священник А. Романецкий. Осенью 1943 г. в храмовый праздник церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Ребрино богослужение в ней вместе с настоятелем священником Георгием Кузаном совершили архимандрит Нафанаил, игумены Савва, Игнатий и священник Константин Махлайчук из монастыря прп. Иова. В это время члены братства прп. Иова окормляли приходы в Бардиеве, Руженберге, Ладомировой, Спимке – Новой Веси (ему в июле 1942 г. монахи пожертвовали икону Знамения Божией Матери) и Чертежном, кроме того, совершали миссионерские поездки в Ребрино и Вилагу, а также преподавали Закон Божий в Свиднике, Черном и Вагринце. В январе 1942 г. в Велико-Михаловитцах (Восточная Словакия) был создан православный Союз святых Кирилла и Мефодия, число членов которого через 3 месяца достигло 1300 и т. Это тревожило власти, и в сентябре 1942 г. у ряда католических деятелей и государственных чиновников Словакии появились намерения присоединить православных к униатской Церкви. В конце года в Межилаборцах состоялось собрание католических и униатских священников, которое приняло решение о ликвидации православия в Словакии и направило соответствующий меморандум . Осуществлению этого плана помешало противодействие митрополита Серафима (Ляде) и Болгарской Православной Церкви. Первая попытка добиться возобновления выхода газеты, предпринятая настоятелем монастыря прп. Иова в январе 1943 г., оказалась неудачной. Рас­сказывая об итогах своих поездок в Пряшев и Братиславу на заседании Ду­ховного собора обители от 1 февраля 1943 г. архимандрит Серафим об­рисовал «положение как серьезное: на православие нажим. Священники лишаются подданства. Об открытии " Православной Руси " не может быть и . На этом же заседании было решено «издавать в 1-2 месяца раз сборничек с текущими церковными материалами, формата Детства и Юности, обратиться к болгарам, просить защиты, лучше всего о. архим[андриту] Серафиму ехать с докладом в Софию, если же не поедет, составить подробное письмо митр[ополиту] Стефану с изложением .

http://sedmitza.ru/lib/text/9606823/

При этом все члены братства считали, что действительное освобождение может быть только духовным. Так в упомянутой статье архимандрита Серафима в первом «военном» номере «Православной Руси» говорилось: «Лучше будем помнить евангельские слова: Ищите, прежде всего, Царства Божия и правды его, и все остальное приложится . В это духовное освобождение насельники обители стремились внести свой, по возможности больший вклад. 16 сентября 1941 г. настоятель монастыря писал архиепископу Серафиму (Ляде), что посетивший Ладомирову эмигрант из России эстляндский барон Владимир фон Каульбарс (старший офицер абвера, сотрудничавший с советской разведкой и в июле 1944 г. посаженный в тюрьму за участие в антигитлеровском заговоре немецких согласился взять с собой на территорию СССР в качестве корреспондента «Православной Руси» своего личного знакомого (соученика по Пажескому корпусу) иеромонаха Иова (Леонтьева). Отца Иова снабдили антиминсом, священными сосудами и облачением для совершения богослужений, дали для распространения два тюка богослужебных книг, иконок и газет. Иеромонах также планировал посетить некоторые русские города с целью осмотреть «исторические святыни» и указать, «на какие нужно обратить спешное внимание, чтобы они не погибли» . Владимир фон Каульбарс обещал через 4–5 недель (после возвращения о. Иова) устроить поездку в Россию архимандрита Серафима и еще нескольких монахов, с тем чтобы объехать лагеря военнопленных и посетить с богослужениями русские города, но этого из-за противодействия немецких властей не произошло. Так как в то время оставалась надежда на возможность перенесения всей деятельности братства в Россию, архимандрит Серафим указывал: «Мы продолжаем спешно готовить для освобождающейся Русской Церкви миссионерскую литературу, а попутно и сами готовим себя для миссионерской работы там. От нашего аввы Владыки Виталия [проживавшего в США] мы имеем уже благословение, при первой возможности, перенести нашу миссионерскую работу в Россию, так что с этой стороны препятствий не будет» .

http://sedmitza.ru/lib/text/9606823/

Много ценных фактов можно извлечь из обзорных работ немецких историков Т. Бремера, К. Бухенау и Л. Штайндорфа по истории Югославии и ее отдельных регионов [lxii] . Наиболее фундаментальным трудом немецких ученых по истории русской православной общины в Германии в XX веке яв­ляется книга К. Геде. Эта исследовательница подробно рассматри­вает основные этапы унификации евлогианских приходов, спра­ведливо подчеркивая большое значение закона о земельной собст­венности Русской Церкви в Германии от 25 февраля 1938 г., анализирует по­зицию различных представителей православного духовенства. Значительный интерес в связи с этим представляет особый раздел «Русская Православная Церковь в Германии и антифашистское сопротивление», содержащий ряд неизвестных прежде фактов. Нацистская же политика в отношении Русской Церкви во время войны из-за недостатка материала изложена очень схематично, причем делает­ся заключение, что в 1944 г. эта Церковь по политическим причи­нам была полностью «выведена из игры». На самом деле именно в это время нацистские ведомства гораздо активнее, чем в 1941–1943 гг., старались использовать ее в пропагандистско-политических целях. Нельзя согласиться и с утверждением Геде, что православный Берлинский мит­рополит Серафим (Ляде) стремился к независимости от Синода Русской Православной Церкви Заграницей, то есть к созданию особой Германской Православной Церк­ви. Но эти и другие отдельные недостатки работы объясняются тем, что у исследовательницы в свое время не было возможности работать в российских (советских) и некоторых западногерман­ских архивах [lxiii] . Самым непосредственным образом участвуют германские уче­ные и в дискуссии по проблемам истории Русской Православной Церкви Заграницей в 1933–1945 гг. Так, в 1980–1982 гг. появились две небольшие книги В. Гюнтера, которые преследуют скорее пропагандистские, чем научные це­ли. Автор относит себя к определенному течению в Русской Церкви и стремится доказать историческую правоту евлогиан, входивших в русский Западно-Европейский экзархат под управлением митрополита Евлогия (с 1931 г. в юрисдикции Константинопольского Патриарха), не пытаясь разде­лить позицию нацистского государства и РПЦЗ в гонениях на евлогианскую общину в Германии [lxiv] .

http://bogoslov.ru/article/2554211

Поляками католического вероисповедания гибель их государства с самого начала переживалась как великая национальная трагедия, это было трагедией и для православных подданных, но для них Польша оказалась злой мачехой, поэтому многие на Волыни, в Полесье, на истерзанной Холмщине тешили себя иллюзиями на лучшее и рассуждали так: хуже, чем под поляками, не будет, потому что хуже некуда. В этом они ошибались. После гибели Польского государства на территории генерал-губернаторства оказалась одна епархия Польской Православной Церкви – Варшавско-Холмская. Учитывая радикально изменившуюся государственно-политическую ситуацию, митрополит Дионисий отказался от возглавления Церкви. 23 декабря 1939 г. он отправил архиепископу Берлинскому Серафиму (Ляде), иерарху, состоявшему в юрисдикции зарубежного Синода Русской Православной Церкви письмо, в котором писал: «Распад независимого Польского государства, существованием которого была обусловлена независимость и автокефалия Православной Церкви в Польше, лишает Церковь возможности автокефального существования в дальнейшем. Новый государственный порядок, установленный на бывшей польской территории, которая ныне принадлежит к области германских имперских интересов, вызывает необходимость объединения бывшей автокефальной Православной Церкви в Польше с церковными организациями, которые представляете Вы, Ваше Высокопреосвященство… В связи с вышеизложенными основаниями я сообщаю Вам, что со дня принятия Вами на себя церковного управления отказываюсь от дальнейшего окормления вышеназванной Церкви». Вскоре после составления этого письма митрополит Дионисий оказался под домашним арестом на своей даче в Отвоке, а архиепископ Серафим с согласия зарубежного Синода Русской Православной Церкви прибыл в Варшаву. 21 марта 1940 г. генерал-губернатор Франк издал статут о временном церковном управлении в Люблинском округе, первый параграф которого гласил, что православные священники округа находятся в ведении православного архиепископа Берлинского и всей Германии, как местоблюстителя автокефальной Православной Церкви в генерал-губернаторстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

На другой части территории бывшей Польши, которая была оккупирована Германией, было создано так называемое «Генерал–губернаторство». Православное население и здесь также единодушно выразило желание ликвидировать незаконную автокефалию, принесшую немало бед Православной Церкви в бывшей Польше. В связи с этим последовало обращение к архиепископу Берлинскому и Германскому Серафиму (Ляде), подчинявшемуся «Священному Синоду Русской Православной Церкви за границей», с просьбой прибыть в Варшаву и взять в свои руки дела управления Варшавской епархией. Действительно, в ноябре 1939 года архиепископ Серафим прибыл в Варшаву, но встретил здесь упорное сопротивление Митрополита Дионисия, который не желал отказываться от автокефалии и своих прав, мало того, он предлагал архиепископу Серафиму присоединить Германскую епархию к возглавляемой им — Митрополитом — Православной Церкви. Это обстоятельство вынудило архиепископа Серафима вернуться в Берлин. Однако церковно–общественные круги Варшавской епархии оказали давление на Митрополита Дионисия и вторично призвали в Варшаву архиепископа Серафима. Последний восстановил деятельность многих храмов, отнятых ранее у православных, открыл ликвидированный католиками Турковицкий женский монастырь, организовал братство Свято–Владимирское, восстановил Холмское Рождество–Богородичное братство и проч. Но и при архиепископе Серафиме официальной отмены автокефалии не произошло. Имя Митрополита Дионисия как главы Церкви продолжало поминаться за всеми богослужениями. А в сентябре 1940 года с помощью украинских националистов Митрополит Дионисий был возвращен к власти. С этого момента возглавляемая им Церковь называлась «Автокефальная Православная Церковь в Генерал–губернаторстве». В жизни этой Церкви скоро стали выявляться украинские настроения: в Варшавскую духовную консисторию Митрополитом были назначены священнослужители украинцы, дела велись в ней только на украинском языке, печатные церковные издания стали выходить на украинском языке, в Холме была открыта Православная Украинская Духовная Семинария. 7. Украинские Автономная и «Автокефальная» Церкви на оккупированной немцами территории во время Второй мировой войны

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Митр. Виталий (Устинов) (РПЦЗ). Фотография. 2001 г. (Устинов Ростислав Петрович; род. 18.03.1910, С.-Петербург), митр., бывш. первоиерарх Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ). Из семьи морского офицера. В 1920 г. был определен в кадетский корпус в Феодосии, в составе к-рого в том же году эмигрировал в Стамбул. В дек. 1920 г. кадетский корпус был перемещен в Королевство сербов, хорватов и словенцев, размещен сначала на хуторе Стрнишче (ныне Кидричево, Словения), затем в г. Бела-Црква. В 1923 г. мальчик вместе с матерью переехал во Францию, где поступил в иезуитский коллеж св. Людовика, кор. Франции, в г. Ле-Ман. По окончании учебы Устинов уехал в Канн, где жила его мать. В 1934 г. был призван во франц. армию, служил в 9-м кирасирском полку в Лионе. По окончании службы работал на англ. предприятии во Франции, учился в Православном Богословском ин-те прп. Сергия Радонежского в Париже . В 1938 г. Устинов поступил в мон-рь прп. Иова Почаевского в Ладомирове (Владимирове) в Чехословакии. В 1939 г. архим. Серафимом (Ивановым) был пострижен в рясофор, 15 марта следующего года принял монашеский постриг. 17 июля 1940 г. Мукачевским и Прешовским еп. Владимиром (Раичем) (Сербский Патриархат) В. был рукоположен во диакона, 10 окт. следующего года в Братиславе митр. Берлинский и Германский Серафим (Ляде) (РПЦЗ) рукоположил В. во иерея. В. занимался окормлением приходов в соседних с мон-рем селах. В 1944 г. возведен в сан игумена. В июле того же года в связи с наступлением советских войск мон-рь и Иова Почаевского, преподобного, братство эвакуировались в Братиславу, в кон. 1944 г.- в Берлин, где клирики братства несли пастырское служение среди вывезенных в Германию граждан СССР. В нач. мая 1945 г. при приближении Красной Армии В. вместе с архим. Нафанаилом (Львовым) переехал в Гамбург. После окончания войны стараниями В. и архим. Нафанаила неск. тыс. советских военнопленных и депортированных в Германию были спасены от принудительного возвращения в СССР. По инициативе В. для них был организован лагерь Фишбек, в к-ром действовали церковь, рус. и укр. школы, гимназия, пастырские курсы, иконописные мастерские и типография, издававшая религ. лит-ру. В 1946 г. за организацию церковной жизни в Фишбеке митр. Анастасий (Грибановский) возвел В. в сан архимандрита. В 1947 г. В. был назначен настоятелем лондонской общины и благочинным приходов РПЦЗ в Англии. Благодаря его активной миссионерской работе, в т. ч. среди англичан, были открыты приходы в Манчестере, Престоне и Брадфорде.

http://pravenc.ru/text/158840.html

Какую же позицию занимала Русская Зарубежная Церковь на самом деле? На первый взгляд может показаться, что основания для поддержки Германии у нее действительно были. На территории рейха РПЦЗ имела епархию, причем положение ее было более благоприятным по сравнению с епархиями в других странах, в том числе и в Югославии. В начале 1930-х гг. Зарубежный Синод не исключал возможности переезда в Германию . С марта 1936 г. правительство Пруссии вынесло постановление о присвоении православной Берлинской и Германской епархии РПЦЗ статуса корпорации публичного права. Это постановление было распространено и на другие земли страны . Таким образом, епархия РПЦЗ стала единственной законной православной структурой в Германии. В 1938 г. здесь поменялся и архиерей. Им стал этнический немец, епископ (впоследствии митрополит) Серафим (Ляде). В том же году с германской помощью в центре Берлина был достроен кафедральный Воскресенский собор. Не только значительная часть немцев, но и немалая часть русской эмиграции увидели в Гитлере вождя, который избавил страну от унизительных последствий Первой мировой войны и готов выступить против мирового коммунистического лагеря. А потому на определенном этапе поддержка фюрера могла быть искренней. В Берлинской епархии РПЦЗ было введено поминовение государственного руководства. 8 июня 1936 г. Архиерейский Синод предписал следующую формулу поминовения фюрера. На великой ектении в храмах РПЦЗ в Германии нужно было возглашать: «О христолюбивом Вожде народа Германского, правительстве и воинстве его, Господу помолимся». На сугубой ектении: «Еще молимся о христолюбивом Вожде народа германского, о державе, победе, пребывании, мире, здравии, спасении их и Господу Богу нашему наипаче поспешити и пособити им во всех и покорити под нози их всякаго врага и супостата» . Митрополит Анастасий (Грибановский) Другое событие, связывающее РПЦЗ с германским правительством, – известный благодарственный адрес митрополита Анастасия (Грибановского) (июнь 1938 г.), зачитанный на освящении кафедрального собора в Берлине. В своем послании митрополит не только благодарил фюрера за помощь в строительстве храма, но и благословлял его на борьбу с силами, «желающими гибели и нашего народа», то есть с коммунистами. «Этот храм, – говорилось в документе, – укрепляет нашу надежду на то, что и для нашей многострадальной родины еще не наступил конец истории, и что Повелевающий историей пошлет и нам Вождя, и этот Вождь воскресит нашу Родину, подобно тому, как Он послал Вас германскому народу». После этого за вождя и государственного канцлера была произнесена молитва .

http://pravoslavie.ru/108286.html

26 мая 1942 года Берлинская и Германская епархия с согласия властей была преобразована Синодом РПЦЗ в Средне-европейский митрополичий округ, а архиепископ Серафим (Ляде) стал митрополитом. Сразу по окончании Второй мировой войны прошла волна переходов церквей, оказавшихся на территориях, занятых Советской армией (в том числе в советской зоне оккупации Германии), из ведения Зарубежной Церкви в Московский Патриархат. В 1986 году в состав епархии вошли приходы упразднённой Венской и Австрийской епархии. После распада СССР в Германию хлынул поток эмигрантов из стран бывшего социалистического лагеря. За 15 лет с начала 1990-х до второй половины 2000-х прибыло более 300 тысяч человек из стран бывшего Союза. Это обусловило укрепление позиций епархии. В 1990-е годы епархия получила в центре Мюнхена здание бывшей американской военной церкви, которая после перестройки была преобразована в кафедральный Собор святых новомучеников и исповедников Российских. После восстановления общения между Русской Церковью в Отечестве и За рубежом, Германия отличалась живым и плодотворным взаимодействием местной епархии Зарубежной Церкви и епархии в прямом подчинении Патриархата. В 2008 году в Берлине был приобретён комплекс зданий, который после реконструкции стал вторым административным центром епархии. В 2014 году был принят новый устав вместо устаревшего устава 1936 года. Устав вступил в силу 1 января 2015 года. Современное состояние [ править править код ] Берлинская и Германская епархия РПЦЗ возглавляется архиепископом Берлинско-Германским и Великобританским Марком (Арндтом), насчитывает более пятидесяти приходов и два монастыря: мужской преподобного Иова Почаевского в Мюнхене и женский в честь святой преподобномученицы Елизаветы в Бухендорфе. Кроме того в подчинении РПЦЗ находится ставропигиальный бенедиктинский монастырь, подчинённый непосредственно первоиерарху РПЦЗ. Епархия активно занимается переводами православной литературы на немецкий язык, с 1981 года издаёт на русском и немецком языках епархиальный журнал «Вестник Германской епархии РПЦЗ» («Der Bote»), ведёт строительство и реконструкцию многих объектов церковного назначения. Святые [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Герм...

Преследуя внешнеполитические и пропагандистские цели, Министерство церковных дел в конце концов предложило вместо деревянной церковки возвести каменный собор. Оно приобрело за 12 тыс. марок участок в районе Вильмерсдорф, недалеко от Находштрасе, и выделило на строительство 27 тыс. марок, почти половину сметной суммы. 20 тыс. дали немецкие профсоюзы, 3 тыс. — Министерство иностранных дел. Гитлер отказался участвовать в расходах. Комитет по сбору пожертвований во главе с генералом В. В. Бискупским, созданный при епархии, собрал более 6 тыс. марок; из Сербии 5 тыс. марок прислал принц-регент. 31 августа 1936 однопрестольный собор на 500 человек был заложен епископом Тихоном по проекту русского архитектора-эмигранта Сергея Шостовского, который в экстерьере вдохновился новгородским зодчеством, в интерьере — византийско-романским стилем. Строительством бетонного здания, до сих пор остающегося в собственности немецкого государства, два года занимался немец Карл Шельберг. Двухярусный иконостас дореволюционной работы прислал из Варшавы митрополит Дионисий, глава Польской Православной Церкви. Торжественное освящение собора в честь Воскресения Христова состоялось в Троицу, 12 июня 1938, в присутствии представителей Сербской и Болгарской Православной Церквей. Приветствия в этот день прислали Патриарх Антиохийский, архиепископы Афинский и Кипрский. Освящение осуществил митрополит Анастасий, новый Первоиерарх РПЦЗ, одновременно передавший по инстанции благодарственный адрес Гитлеру как главе правительства. В тот же день в русско-немецкой гимназии, по случаю освящения, состоялось собрание русской общественности. За несколько месяцев до освящения архиепископ Тихон, много сделавший для строительства собора, был уволен на покой и уехал в Сербию, так как на его месте власти желали иметь архиерея, более покладистого и знающего немецкий язык. Им вскоре стал архиепископ Серафим (Ляде) родом из Германии, который вскоре при немецком содействии объединил все русские приходы в стране. Воскресенский собор стал его кафедрой. При соборе в 1941 была открыта иконописная школа.

http://sobory.ru/article/?object=24490

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010