В 1938 г. на место Тихона (Лященко) митрополитом Берлинским и Германским был назначен Серафим (Ляде). В 1923 г. он был рукоположен во епископа обновленцами Украины во главе с " митрополитом " Пименом Пеговым а затем вошел в состав обновленческого Синода Украины Приехав в 1929 г. в Германию и вступив в контакт с РПЦЗ епископ Серафим получил испытательный срок и около года числился простым монахом. Затем, как сообщал орган РПЦЗ журнал " Православная жизнь " , публично сознался, что являлся агентом ОГПУ, и после рассмотрения его дела Архиерейским Собором РПЦЗ был назначен на епископскую кафедру От гитлеровцев митрополит Серафим (Ляде) получил титул " фюрера всех православных в III Рейхе и во всех контролируемых им территориях " . 25 февраля 1938 г. Гитлер издал закон, по которому вся русская церковная собственность передавалась в распоряжение еп. Серафима. После назначения еп. Серафима власти Германии оказали помощь в ремонте 19 православных храмов РПЦЗ. В результате давления немецких властей все приходы в Германии, ранее входившие в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, перешли в юрисдикцию РПЦЗ В начале строительства православного собора в Берлине епископом Серафимом была заложена плита с надписью: " При правительстве христианского вождя германского народа Адольфа Гитлера... построен сей кафедральный собор " 12 июня 1938 года митрополит Анастасий (Грибановский), сменивший в 1936 г. на посту главы РПЦЗ митрополита Антония, обратился к Гитлеру с благодарственным адресом, где писал: " Лучшие люди всех народов, желающие мира и справедливости, видят в Вас вождя в мировой борьбе за мир и правду. Мы знаем из достоверных источников, что верующий русский народ, стонущий под этим рабством, ожидающий своего освобождения, постоянно возносит к Богу молитвы, чтобы Он сохранил Вас и дал Вам посильную помощь " Таким образом, глава РПЦЗ фактически призывал к агрессии и разорению России. Во время войны, когда десятки миллионов русских людей стали жертвами агрессивной языческой идеологии, митрополит Анастасий от имени архиереев РПЦЗ с радостью приветствовал фашистскую агрессию и оккупацию русских городов. В пасхальном послании 1942 г. он, касаясь положения русского народа на занятых гитлеровскими войсками территориях, писал: " Настал день, ожидаемый им (русским народом), и он ныне подлинно как бы воскресает из мертвых там, где мужественный германский меч успел рассечь его оковы. И древний Киев, и многострадальный Смоленск, и Псков светло торжествуют свое избавление как бы из самого ада преисподнего "

http://ruskline.ru/analitika/2006/04/24/...

В 1934 г. после кончины священника Николая Лашкова митр. Гурий назначил настоятелем церкви Александро-Невского братства соглашательски настроенного священника, но взять прихожан под контроль властям не удалось. Храм остался центром духовной жизни, в нем по-прежнему собиралось более тысячи жителей Кишинева, по сведениям сигуранцы, «в большинстве своем интеллигенты русского происхождения». [li] Угнетение русского населения в аннексированной Бессарабии вызывало сильную тревогу у руководства Русской Православной Церкви за границей. 12 июня 1930 г. ее Архиерейский Синод заслушал составленный на основе писем Г.М. Цамутали и архиепископа Серафима (Соболева) доклад Первоиерарха митрополита Антония (Храповицкого) о положении церковных дел и духовном окормлении русских в Бессарабии, поручив Владыке Серафиму выяснить некоторые вопросы. Под давлением РПЦЗ Кишиневский митрополит Гурий 6 июня 1931 г. даже написал митр. Антонию уклончивое письмо, касавшееся вопроса совершения служб для русских по их обычаям и на церковнославянском языке. [lii] В июле 1932 г. будущий митрополит Берлинский и Германский, а тогда епископ Венский в юрисдикции РПЦЗ Владыка Серафим (Ляде) в качестве представителя Центрального комитета русского национального меньшинства в Бессарабии участвовал в совещании православных членов VIII Европейского конгресса национальностей для защиты церковных интересов русского населения. Вопрос о положении русских церковных общин в Бессарабии рассматривался на Архиерейских Соборах РПЦЗ 27 августа 1932 и 8 сентября 1936 гг. [liii] В середине 1930-х гг. епископ Серафим (Ляде) дважды ездил в Бессарабию по заданию Архиерейского Синода. Владыка посещал православных, не признававших насильственного присоединения к Румынской Церкви Кишиневской епархии и введения новоюлианского календаря, которых по-прежнему подвергали жестоким гонениям. В первую поездку епископ Серафим имел поручение ходатайствовать за них в Бухаресте, но его переговоры не имели успеха. Затем он был послан в Бессарабию к существовавшим тайно старостильным общинам, окрестил там много детей, совершил три священнических хиротонии, снабдил священников (которые подчинялись ему, как своему архиерею) антиминсами и Св. миром. Когда об этом стало известно румынскому правительству, Владыку Серафима выслали из страны. [liv]

http://bogoslov.ru/article/656120

Отец Михаил также высказал сомнения относительно правильного использования денег, собранных на устройство в монастыре Пастырско-богословских курсов, заявив: «Такие сборы уже делались... Обитель преподобного Иова собирала на пастырские курсы и куда девала деньги – тоже неизвестно». Архимандрит призвал братиславцев жертвовать на покупку ротационной машины и бумаги, чтобы он сам мог печатать миссионерские издания и учебники. Большая часть прихожан с негодованием отнеслась к этому . Ложные обвинения оскорбили насельников обители, и вскоре ее настоятель архимандрит Серафим (Иванов) письменно опроверг их: 1. Деньги пожертвованные обители на устройство курсов (13 453,5 кроны) находятся в кассе на отдельном счету и будут использованы на создание курсов при первой возможности; 2. Все православные дети здешнего края учатся по катехизису, изданному в 1925, 1932 и 1933 гг., и по изданным в 1929 и 1931 гг. «Начаткам православного учения»; кроме того, братство в 1929 г. денежно и технически участвовало в издании в Ужгороде профессором Г. И. Геровским Ветхого и Нового Завета в изложении для школ, а в последнее время самостоятельно издало учебники Ветхого и Нового Завета. С 1935 г. обитель также 7 лет издает единственный религиозный детский журнал в мире на русском языке «Детство и юность во Христе». 30 октября 1941 г. Духовный собор братства постановил просить архиепископа Берлинского и Германского Серафима принудить о. Михаила опровергнуть его обвинения, отметив: «Обвинения против обители мы не можем оставить без ответа и именно теперь особенно, когда, быть может, обитель наша будет призвана к большой работе и уже готовится к великому делу возрождения русской . В этом конфликте приезжавший в Братиславу архиепископ Серафим (Ляде) полностью поддержал обитель, и епископ Сергий (Королев) также постарался примирить архимандрита с частью его прихожан и братством, заставив о. Михаила принести извинения за проповеди против обители прп. Иова. Недовольство архимандрита Михаила, вероятно, вызывало и то, что многие его прихожане стали проявлять симпатии к РПЦЗ. 24 декабря 1941 г. архимандрит Серафим (Иванов) писал архиепископу Серафиму (Ляде): «В Братиславе очень многие недовольны, что Владыка Сергий заставил на службах поминать митрополита Евлогия и себя, а о поминании Вас «забыл» распорядиться. Владыку Сергия здесь еще любят, но против митрополита Евлогия большинство паствы. Надо бы как-то ликвидировать поскорее здесь эту .

http://sedmitza.ru/lib/text/9606823/

79. Федор Тимофеевич Пьянов.   80. Перекличка. 81. Гестапо грозило арестом и Т.Ф. Клепининой. С.С. Куломзина предоставила семье о. Димитрия свой загородный дом в Viroflay, где она жила до конца войны. 82. Андрей Николаевич Клепинин, отец о. Димитрия, работал в Сербии. Под конец жизни перебрался к дочери в Париж. Умер в 1954 г. См. его свидетельство о смерти сына (раздел СВИДЕТЕЛЬСТВА). 83. Псаломщик лурмельской церкви.   84. Елена Клепинина, дочь о. Димитрия. 85. Юра Скобцов был уже посвящен митрополитом Евлогием в псаломщики. О. Димитрий готовил его, по его желанию, к священству. 86. Следует перечень имен с номерами заключенных. 87. Андрей Врасский, протопресвитер, погиб в заключении. 88. Серафим (Ляде) — митрополит, член Зарубежного Синода, провод. ник прогерманской политики. Окормлял православных христиан на территориях, оккупированных Германией. 89. Сергий (Воскресенский), митрополит Виленский и Литовский, управлял православными приходами и монастырями в Прибалтике. 90. На улице Дарю в Париже находится кафедральный собор Русского экзархата Вселенского Патриархата, центр церковной жизни русских православных, находившихся в юрисдикции митр. Евлогия. 91. О. Сергий Четвериков — церковный писатель, духовник Русского Студенческого Христианского Движения, один из учителей и покровителей о. Димитрия.   92. Федор Тимофеевич Пьянов. 93. Софья Алексеевна Пьянова. 94. Сектор лагеря.   95. Имеются в виду дети о. Димитрия. 96. Юрий Павлович Казачкин, инженер-строитель, был направлен в Бухенвальд для постройки новых бараков. Он встретил о. Димитрия в декабре, когда он в свою очередь был депортирован в Бухенвальд. 97. Юдифь Леопольдовна Казачкина нашла убежище в Viroflay у Тамары Федоровны. 98. Имеются в виду дети о. Димитрия. 99. Общий сбор.  100. См. письмо к митрополиту Евлогию от 18.09.1943. 101. Еп. Серафим Ляде. О. Димитрия беспокоят смутные слухи о возможном соединении митрополита Евлогия с правыми карловацкими церковными деятелями, которые придерживались пронацистских настроений. 

http://predanie.ru/book/77056-zhizn-i-zh...

До нападения Германии на Сербию монастырь находился в непосредственном ведении Архиерейского Синода РПЦЗ, но при этом поддерживал постоянную связь и с находившимся в юрисдикции РПЦЗ архиепископом Берлинским и Германским Серафимом (Ляде). Так 9 января 1941 г. Духовный собор обители поручил архимандриту Серафиму поехать в Белград к митрополиту Анастасию, а затем в Берлин для выяснения вопроса о кандидатах в преподаватели Пастырско-богословских курсов. Эта поездка состоялась и заняла около месяца. В марте 1941 г. планировалось устроить подворье обители прп. Иова в Белграде (и иконописной мастерской при нем) во главе с бывшим келейником митрополита Антония (Храповицкого) архимандритом Феодосием (Мельником). К 18 марта было получено согласие Архиерейского Синода, выделены помещения для подворья, однако последовавшее вскоре нападение Германии на Югославию помешало осуществлению этих планов.   Словакия разорвала дипломатические отношения с Югославией и связь с Архиерейским Синодом резко осложнилась. Уже в конце марта архимандрит Филипп (Гарднер) писал братии о желательности, чтобы обитель прп. Иова была включена в епархию архиепископа Серафима (Ляде) или, по крайней мере, поручена его духовному . 10 апреля 1941 г. Духовный собор обители постановил просить архиепископа Серафима о покровительстве и посещении Ладомировой «для выяснения обстоятельств на месте». Владыка Серафим сразу же удовлетворил эту просьбу и сообщил об этом Рейхсминистерству церковных дел. 16 сентября того же года архиепископ написал настоятелю, что берет на себя управление братством, а в апреле 1942 г. издал указ об оставлении монастырю права . Помощь архиепископа защитила братию от возможных репрессий в связи с оккупацией Югославии. 8 апреля Духовный собор отмечал, что заместителю настоятеля архимандриту Нафанаилу угрожает высылка, а 10 апреля назначил новым заместителем настоятеля иеромонаха Иова (Леонтьева), так как имевшие югославское гражданство архимандриты Серафим и Нафанаил могли быть заключены в концлагерь. К счастью, этого не .

http://sedmitza.ru/lib/text/9606823/

К своему 25-летию храм был отремонтирован на сумму в 15 тыс. марок: позолочены кресты, почищен иконостас, в окна вставлены витражи. К юбилею коммерции советник Михаил Николаевич Журавлев пожертвовал две иконы: свт. Николая и св. Ольги. Он же выделил крупную сумму на ремонт. Еще раньше, в 1884, А. И. Нелидов, российский посол в Турции, подарил храму Распятие с частицей Животворящего Креста. С 1902 причт (он состоял из настоятеля и двух псаломщиков) во главе с прот. Николаем Николаевичем Писаревским, переведенным в 1883 из Веймара, окормлял также русские церкви на богемских курортах Франценсбад и Мариенбад. Настоятель создал приходское попечительство, которое взяло на себя заботу о храме. При нем в 1903 в храме принял Православие с именем Серафим молодой протестант Альберт Ляде, будущий митрополит Берлинский и Германский. С началом Первой мировой войны, когда настоятелем (с 1911) был прот. Димитрий Николаевич Якшич, окончивший Венский университет, храм был закрыт, медь с куполов собрана, семь колоколов (самый большой весил две тонны) с колокольни сняты и перелиты. Распущен был и смешанный церковный хор из немцев. После большевистского переворота в России община подчинилась Русской Православной Церкви за границей, однако, с 1927 находилась в юрисдикции митрополита Западноевропейского Евлогия (Георгиевского), который перешел под омофор Вселенского Патриарха. В первое время в ней было около сотни прихожан — среди них философ Ф. А. Степун, — но затем их число снизилось почти вдвое. В 1924 возникло сестричество, которое заботилось о бедных и стариках; действовала воскресная школа для детей. Два десятилетия (1921–1940) в церкви служил прот. Иоанн Можаровский, тип «сельского батюшки» (он привлек в приход греков), которого сменил о. Димитрий Трухманов, окромлявший 80–100 верующих. При нем храм в 1939 перешел в юрисдикцию митрополита Берлинского и Германского Серафима (Ляде) из РПЦЗ. В войну власти запретили крестные ходы вокруг церкви и не раз допрашивали членов клира, хотя и позволяли служить для советских военнопленных.

http://sobory.ru/article/?object=10147

22 мая 1942 г. Архиерейский Синод РПЦЗ постановили преобразовать Германскую епархию в Среднеевропейский митрополичий округ, к-рый возглавил возведенный в сан митрополита Серафим (Ляде). В состав этого округа вошли все правосл. общины в Австрии, Словакии, протекторате Чехии и Моравии, значительная часть к-рых оставалась в серб. юрисдикции. После ареста еп. Владимира правосл. приходами в Закарпатье управлял администратор игум. Феофан (Сабов). 30 мая 1942 г. гестапо арестовало архиеп. Савватия. На встречах 11 и 20 янв. 1943 г. прот. М. Попов обсуждал с митр. Серафимом (Ляде) положение правосл. Церкви в Венгрии. К нач. 1943 г. в Мукачевской епархии были сформированы такие церковные структуры, как Епархиальное управление, Духовная консистория, церковный суд. Епархия была разделена на 7 благочиний: Мукачевское, Иршавско-Свалявское, Воловецкое, Хустское, Теребельское, Тересовское, Раховское. На территории епархии действовало 112 приходов, 45 приписных приходов, 13 мон-рей и скитов. В июне 1943 г. прот. М. Попов был снят с должности администратора. На этой должности был восстановлен игум. Феофан (Сабов), сторонник серб. юрисдикции, готовивший возвращение еп. Владимира. В сент.-окт. 1944 г. Красная Армия освободила Закарпатье. 26 нояб. 1944 г. в Мукачеве состоялся 1-й съезд народных комитетов, принявший Манифест о вхождении Закарпатья в Украину. Съезд избрал высший орган гос. власти - Народный совет Закарпатской Украины (НСЗУ) в составе 17 чел. Священники правосл. Церкви принимали участие в работе народных комитетов, были делегатами съезда и поставили подписи под манифестом. Мн. представители правосл. духовенства были избраны в сельские и окружные органы власти. Секретарь епархиального управления прот. Иоанн Кополович стал членом НСЗУ и возглавил «комиссию по расследованию зверств оккупантов». Одновременно начался процесс вхождения Мукачевской епархии в РПЦ. 18 нояб. 1944 г. в Хусте состоялось собрание правосл. духовенства, на к-ром решили обратиться к Собору СПЦ и просить его дать согласие на переход Мукачевско-Пряшевской епархии в состав РПЦ.

http://pravenc.ru/text/2564328.html

Таков, например, безбожный коммунизм, с которым Церковь не может не вести бескомпромиссной борьбы. В этой области встречаются интересы Церкви и Германского Райха, находящегося ныне во главе всех государств, защищающих мир от порабощения его коммунизмом». Среди предложенных архипастырями практических шагов содержится и такая инициатива: «6) Весьма важным является и обеспечение возможности Церкви своего доброго влияния при русских военных частях Германской армии, тем более что большевики теперь ввели институт военных священников. Германские военные власти с полным сочувствием относятся к устройству церквей при русских частях. Однако, за исключением Русского Охранного Корпуса в Сербии, назначение священников носит случайный характер и всецело зависит от инициативы их командиров. При таких условиях остаются без священников части, которые могли бы их иметь, а в других случаях – назначение священников происходит без участия какой-либо церковной власти. Таким образом, на священнические места могут проникать люди, совершенно к этому не подготовленные, и военное духовенство остается без всякого иерархического надзора. Поэтому необходимо поручить русской церковной власти назначение и наблюдение за военным духовенством» . Конференция Комитета освобождения народов России (КОНР). Берлин, Европа-хаус, 18 ноября 1944. Президиум конференции. Слева направо: Ф.И. Трухин, Г.Н. Жиленков, А.А. Власов. Митрополиты Анастасий и Серафим (Ляде) во время конференции КОНР в Европа-Хаус. В полном соответствии с Венским меморандумом, митрополит Анастасий благословил создание Комитета освобождения народов России во главе с генералом А.А. Власовым и вместе с митрополитом Берлинским Серафимом (Ляде) присутствовал на оглашении Манифеста КОНР в Берлине 18 ноября 1944 года. Архиепископ Могилевский и Мстиславский Филофей с представителями немецких властей в оккупированной Белоруссии. Поэтому, конечно, ничего, кроме улыбки, не может вызывать утверждение А.А. Кострюкова, что «митрополит Анастасий, оказавшийся под градом обвинений в коллаборационизме, выставлять себя сторонником Великого князя, конечно же, не хотел».

http://pravoslavie.ru/115996.html

Братство прп. Иова согласилось, чтобы о. Василий в церковно-административных делах представлял обитель перед словацкими государственными властями, хотя и не слишком положительно относилось к нему. Так еще 5 декабря 1941 г. настоятель монастыря архимандрит Серафим сообщал Владыке Серафиму (Ляде), что против о. Василия настроены почти все из 9 православных священников Словакии, и он сложил звание благочинного (видимо, на короткое время), оставив звание . 24 декабря 1941 г. братия писала Владыке Серафиму, что надо снимать протоиерея В. Соловьева, который якобы «присвоил казенные деньги», и предлагала назначить администратором и благочинным о. Савву . Архимандрит Нафанаил в июне 1943 г. отказался от членства в созданном В. Соловьевым благочинническом совете, но в начале августа того же года игумен Савва участвовал в работе съезда священников Словацкой Протоиерей В. Соловьев оставался в должности администратора до осени 1944 г., затем указом митрополита Серафима (Ляде) от 7 сентября был уволен и запрещен в священнослужении, а на его место назначен игумен Савва (Струве), имевший словацкое . Духовный обор обители выслал о. Василию копию указа о его увольнении 14 ноября 1944 г. В целом крупномасштабных антицерковных акций в Словакии, в отличие от нацистской Германии, не было, так как во главе этого славянского государства в качестве президента с 22 октября 1939 г. по 5 апреля 1945 г. находился прелат Иосиф (Йозеф) Тисо (повешенный в 1947 г.), один из умеренных лидеров прокатолической Словацкой народной (Глинковой) партии. Репрессиям в Словакии, прежде всего, подвергались священнослужители, крестившие евреев и спасавшие их, таким образом, от гонений. Кроме того, государственному давлению подвергались униаты, которых заставляли переходить в католичество. В результате количество греко-католиков уменьшилось на 60 тыс. Число же православных почти не изменилось: в 1940 г. – 12 500, в 1943 г. – 12 тыс. В первые месяцы после нападения Германии (и Словакии в качестве ее союзника) на СССР даже появлялись новые общины. Так, 22 июня 1941 г. настоятель евлогианского братиславского храма игумен Михаил (Дикий) освятил постоянную православную церковь и русскую школу в городе Баньска Быстрица. О. Михаил с 1928 г. несколько лет подвизался в обители прп. Иова, затем перешел к евлогианам и возглавил Крестовоздвиженскую общину в Братиславе. Он также окормлял еще одну общину в городе Нитра (Нойтра), и, как уже говорилось, осенью 1941 г. был возведен в сан .

http://sedmitza.ru/lib/text/9606823/

В. Гюнтеру возражает в своих рабо­тах немецкий историк, в дальнейшем православный священник, Георг Зайде. Он пишет о некорректности обвинений РПЦЗ в сотрудничестве с нацистским режимом, но при этом не рассматривает механизм гонений на евлогиан и их сопротивление унификаторским акциям нацистских ведомств. Вполне справедли­вы утверждения Г. Зайде, что митрополит Серафим (Ляде) не стре­мился к территориальному расширению православной Германской епархии за счет оккупированных нацистами территорий. В то же время нельзя согласиться с утверждением автора, что Архиерей­ская конференция осенью 1943 г. в Вене завершает первую фазу истории РПЦЗ. В 1944 – начале 1945 гг. деятельность последней даже активизировалась, хотя и проходила в основном в прежнем ключе. В целом Г. Зайде в своих многочисленных трудах достаточно квалифицированно описал общую историю Русской Православной Церкви Заграницей, однако военный период у него отражен слишком сжато [lxv] . Уже несколько десятилетий в эмигрантской литературе идет по­лемика о проблеме взаимоотношений РПЦЗ с нацистскими ведомствами. Так, в своих изданных впервые в 1947 г. воспоминаниях глава рус­ского Западно-Европейского экзархата мит­рополит Евлогий (Георгиевский) пишет о со­участии РПЦЗ в унификаторских акциях нацистов против германских общин евлогиан, продиктованном стремлением увеличить свою паст­ву и завладеть всей русской церковной собственностью в этой стра­не. Но подобные обвинения направлены прежде всего в адрес главы Германской епархии РПЦЗ до 1938 г. архиепископа Тихона (Лященко), что в значительной степени справедливо. В адрес Собора или Архиерей­ского Синода прямых обвинений не выдвигается [lxvi] . Много внимания русской церковной жизни в нацистской Германии уделяет архиепи­скоп Иоанн (Шаховской) в книге «Письма о вечном и временном», посвятив этому вопросу специальную главу «Город в огне» [lxvii] . В 1936–1945 гг. владыка в сане архимандрита возглавлял германские общи­ны евлогиан и был непосредственным участником событий. Относи­тельно РПЦЗ он пишет нейтрально, в целом положительно оценивает личность главы православной епархии Германии в 1938–1945 гг. митрополита Серафима (Ляде) и сообщает большое количество цен­ных сведений о поддержке и помощи, оказанной русским духовенст­вом на территории III Рейха советским военнопленным и восточным рабочим.

http://bogoslov.ru/article/2554211

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010