В результате раздела Польши между Германией и Советами из польских областей было сделано Варшавское генерал-губернаторство, во главе которого был поставлен Франк. Впоследствии к генерал-губернаторству была присоединена Восточная Галиция. Франк в первое время вел себя сдержанно и, по-видимому, не разделял основных взглядов национал-социализма в отношении метода управления оккупированными областями. Франк знал, что предстоит поход Германии на Россию, и, по-видимому, считал себя кандидатом на пост возглавителя немецкой администрации на Украине. Впоследствии все сложилось совершенно иначе, и оккупированные земли Украины поступили в ведение Розенберга. Автокефальная Православная Церковь в Польше, возглавляемая митрополитом Дионисием (Велединским) потеряла Волынскую, Полесскую и часть Гродненской епархии, то есть, в сущности, все. Она сохранила небольшое количество приходов по ту сторону Вислы, в Варшаве и некоторую сплоченную массу православных на Холмщине и Подляшье. В связи с этим митрополит Дионисий 23 ноября 1939 года обратился с письмом к архиепископу Берлинскому и Германскому Серафиму (Ляде), которое заканчивалось словами: «В связи с вышеизложенным я сообщаю Вам, что со дня вступления Вашего в управление я отказываюсь от дальнейшего управления названной церковью» 435 . Архиепископ Берлинский и Германский Серафим прибыл в Варшаву и застал Митрополита Дионисия удаленным от дел, но вместе с тем обнаружилось, что намечаются новые пути Православной Церкви в генерал-губернаторстве, и эти пути сводились к пополнению иерархии украинцами. Архиепископ Серафим покинул Варшаву, и приходы в генерал-губернаторстве не были объединены с приходами Германской епархии. Была образована Автокефальная церковь генерал-губернаторства, во главе которой оказался тот же Митрополит Дионисий, который и принес присягу Франку. Закулисной стороной этого, с церковной точки зрения, весьма странного обстоятельства было то, что, по-видимому, митрополит Дионисий произвел благоприятное впечатление на Франка и последний, надеясь в будущем получить в свое управление оккупированные земли с Киевом, желал иметь при себе митрополита Дионисия как будущего возглавителя Православной Церкви и Киевской митрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

В 1910 дважды, 5 и 26 сентября, в церкви за литургией, молился Государь Николай Александрович и его Августейшие дочери, о чем напоминает памятная медная табличка под иконой прп. Серафима Саровского, у места, где они стояли. На этой службе пели певчие Придворной капеллы из Петербурга. Так как город находился неподалеку от замка Кронберг, летней резиденции Императрицы Виктории, то в храме часто бывали гости замка, прежде всего, греческий Цесаревич Константин с супругой. Осенью 1902 для содержания и ухода было открыто церковное попечительство. До революции своего причта в церкви не было, и служить в него — в основном летом — приезжали священники из Берлина, Штутгарта и Висбадена или из России. В 1914 это был о. Серафим Ляде, будущий митрополит Германский. Пели певчие-немцы из местного певческого союза. Так было до 1914, когда храм был властями закрыт, в связи с начавшейся войной, а его иконостас и утварь переданы в местный краеведческий музей. В межвоенный период службы проходили от случая к случаю. Только в 1945 американские оккупационные власти разрешили о. Леониду Касперскому, прибывшему из Берлина, вновь открыть церковь, в которую приходили молиться в основном русские беженцы, во множестве (3–4 тыс. человек) оказавшиеся в окрестностях Франкфурта–на–Майне, где церковь еще не действовала. Маленький храм всегда был переполнен. Так как утварь во время войны пропала, ее пришлось сделать из алюминия. В 1947–1951 в Бад-Гомбурге служил прот. Евгений Селецкий, после отъезда которого, настоятелем стал священник франкфуртской церкви. Число прихожан в 1950-е из года в год уменьшалось и, в конце концов, их осталось несколько десятков, отчего службы в храме сделались нерегулярными. Долго стоявшая закрытой церковь требовала основательной реставрации. Она была проведена в конце 1970-х с помощью города — юридического собственника здания. Во время очередной реставрации его интерьер в 1981 заново расписал, исходя из стиля храма, известный иконописец А. В. Русак, работавший во Франкфурте–на–Майне. Прежнюю роспись восстановить не удалось.

http://sobory.ru/article/?object=11357

В 1899 храм был отремонтирован, в 1901 его территория обнесена металлической оградой, в 1907 наконец-то построен церковный дом. До 1909 храм был приписан к церкви в Веймаре, а с 1911 – к церкви в Дрездене, откуда приезжали священники, которые вели службы поочередно и в Мариенбаде. На летний сезон 1914 из Петербурга прибыл о. Алексий Бургов, законоучитель Елизаветинского института. С началом Первой мировой войны русские перестали ездить на богемские курорты, и службы в церкви прекратились. После образования Чехословацкой республики они проходили лишь эпизодически из-за малого числа верующих. Во время немецкой оккупации храм перешел под управление архиепископа Германского и Берлинского Серафима (Ляде) из РПЦЗ, однако сведений о возобновлении в нем богослужений нет. Более того, расквартированная в городе часть СС задумала превратить здание в склад, против чего решительно выступили бургомистр и архиепископ Серафим. В 1945 в Западную Чехию, освобожденную американскими войсками, прибыли беженцы из СССР и Восточной Словакии, в числе которых были прот. Алексей Витлицкий и прот. Герман Жегалов. По их просьбе богослужения были возобновлены. Однако в стране начались чистки НКВД, и практически все русские эмигранты в стране попали в фильтрационные лагеря, из которых возвратились немногие. Настоятель прот. Герман Жегалов был тоже арестован и депортирован. В 1947 в район Хеба репатриировались с Волыни несколько сот чехов, которые в большинстве своем были православными. Их стала окормлять восстановленная Чехословацкая Православная Церковь. 1 сентября 1949 настоятелем храма был назначен митрофорный прот. Ян Крживка, который состоит им и в настоящее время. С той поры идут регулярные богослужения на чешском и церковнославянском языках. В послевоенные годы в храме было произведено четыре крупных ремонта. Так как от настенных росписей прошлого столетия сохранились лишь изображения четырех Евангелистов, то было решено заново расписать интерьер. С этой работой успешно справился чешский художник Милан Краус. За образцы изображений св. Вацлава (Вячеслава) и св. Людмилы были взяты витражи церкви свв. Петра и Павла в Карловых Варах. Алтарное изображение Спасителя воспроизвело фреску одного из соборов московского Кремля.

http://sobory.ru/article/?object=11354

30 нояб. 1941 г. П. прибыл из Жировицкого мон-ря в Минск. В это время там находился архим. Владимир (Финковский), отправленный Варшавским митр. Дионисием (Валединским) для создания автокефальной церковной организации. П. не допустил появления в Белоруссии неканоничной автокефальной Церкви. Он запретил архим. Владимира (Финковского) в служении и добился его удаления из Минска. Архим. Владимир вместе с неск. священниками - сторонниками автокефалии выехал в Пинск, где вернувшийся к управлению Пинской и Полесской епархией архиеп. Александр (Иноземцев) и Луцкий еп. Поликарп (Сикорский), назначенный митр. Дионисием «временным администратором Православной Автокефальной Церкви на освобожденных землях Украины», организовали неканоническую Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ). П. принимал активные меры по возрождению церковной жизни в Белоруссии. Для этих целей по его благословению еще в авг. 1941 г. из Жировицкого мон-ря на восток отправились архим. сщмч. Серафим (Шахмуть) и свящ. Григорий Кударенко (впосл. архим. Игнатий). В дальнейшем они и другие жировичские миссионеры содействовали восстановлению правосл. приходов в Минской, Витебской, Могилёвской, Гомельской областях. Всего в период управления П. Белорусской Церковью было открыто 306 правосл. храмов (преимущественно в вост. областях), возродились 6 монастырей. Как предстоятель Белорусской Церкви П. принимал активные меры по организации белорус. епископата и клира. Были проведены архиерейские хиротонии Филофея (Нарко), Афанасия (Мартоса) , Стефана (Севбо), Григория (Боришкевича). Стали действовать пастырские курсы в Минске, Жировицах и Новогрудке; всего в военный период в Белоруссии были рукоположены 213 иереев. 3-10 марта 1942 г. в Минске состоялся Собор белорус. епископов, избравший П. митрополитом Минским и всея Белоруссии. Собор принял внутренний статус Белорусской Церкви, но вопреки требованиям оккупационных властей не провозгласил ее автокефальной. Фактически каноническая связь с Московской Патриархией сохранялась, в белорус. храмах продолжали поминать за богослужением местоблюстителя митр. Сергия. Под управлением П. находились 6 белорус. епархий, а также Смоленско-Брянская епархия на территории РСФСР. Белостокско-Гродненская епархия имела автономный статус, поскольку ее земли были отделены нем. властями от оккупированной Белоруссии и включены непосредственно в состав Германского рейха. Белостокско-Гродненский архиеп. Венедикт (Бобковский) получил права экзарха в Вост. Пруссии, в приходах его епархии поминали за богослужением наряду с П. также Берлинского архиеп. РПЦЗ Серафима (Ляде) . Пинская и Брестская кафедры во время оккупации оказались на территории рейхскомиссариата «Украина». Пинский архиеп. Александр (Иноземцев) состоял в неканонической УАПЦ, приходами Брестского вик-ства управлял архиерей канонической автономной Украинской Православной Церкви еп. Иоанн (Лавриненко ; впосл. архиепископ).

http://pravenc.ru/text/2578866.html

ности в Бозе почивших иерархов отечественной церкви». 7) Положения о премии имени профессора И. Н. Корсунского §3: «Премия присуждается Советом Академии ежегодно окончившему полный академический курс воспитаннику Академии, представившему отличное по своим достоинствам кандидатское сочинение по одному из следующих предметов, к области которых относятся оставленные профессором И. Н. Корсунским научные труды: Священному Писанию Ветхого и Нового Завета, греческому языку и его словесности, русской церковной истории или русской библиографии». 8) Правил о присуждении премий из процентов с капитала, пожертвованного Митрополитом Московским Макарием , утвержденных указом Святейшего Синода от 21 января 1885 года за 251, а) п. 7-й (в новой редакции утвержденной указом Святейшего Синода от 12 июня 1898 г. за 2946): «Третья и четвертая премии назначаются по окончании студентами академического курса в одно из заседаний сентябрьской трети тем из них, которыми поданы были все семестровые сочинения, назначенные им в течение первых трех курсов, и из них более половины означено баллом 5, и нет ни одного, имеющего балл ниже 4»; б) п. 8-й: «В случае, если окажется более двух студентов одного курса, которых сочинения удовлетворяют изложенным в предыдущем § условиям, преимущество отдается тем, у кого сумма баллов на сочинениях больше; в случае же равенства преимущество отдается за сочинения позднейших курсов предпочтительно пред предшествующими». – 9) Из окончивших в минувшем 1915–1916 учебном году курс воспитанников академии – а) лучшие семестровые сочинения за первые три курса представили: Кобранов Евгений (5, 5, 5+; 5-, 5, 5+; 5+, 5, 5+), Иванов Борис (5, 5, 5; 5, 5, 5; 5, 5-, 5), священник Ляде Серафим (5, 5+, 5; 5-, 5-, 5; 4 1/2, 5-, 4 1/2), Добров Владимир (5, 5, 5; 5-, 4+, 5-; 5-, 4 1/2, 4 1/2) и Розанов Николай (5-, 4 1/2, 5-; 4 1/2, 5-, 4+; 4 1/2, 5, 5), а–б) лучшие отметки на проповедях имеют: Кобранов Евгений (4 1/2, 5, 5, 5-), священник Воронцов Вениамин (4 1/2, 4 1/2, 4 1/2, 5), Ружицкий Константин (4, 5, 5-, 5-) и иеромонах Матфей (Олейник) (4+, 4 1/2, 5, 3-). – 10) §109 лит. б. п. 10, устава духовных академий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

М. Достоевского: «Преступление и наказание»; священник Беляев Николай : «Старообрядческая белокриницкая иерархия пред судом вселенской церкви»; Васильевский Александр: «Иннокентий, архиепископ Херсонский, как проповедник»; Верхоустинский Дмитрий: «Молоканство в его истории и современном состоянии»; Виноградов Сергей: «Имманентная критика гуманистического мировоззрения в трудах С. Н. Булгакова»; иеромонах Павел (Волков): «Жития святых, как основа для построения гносеологии»; священник Воронцов Вениамин: «Учение ветхозаветного Слова Божия о страданиях человеческих (книга Иова)»; священник Ворончев Александр: «О трудах Преосвященного Феофана Затворника по изъяснению Нового Завета»; Давидов Феодор: «Еп. Иеремия Нижегородский. Его личность и богословские (нравственно-аскетические) труды»; священник Дмитриев Василий: «Перевод и анализ сочинения св. Кирилла Александрийского : Περ τ ορϑς πστεως τς ες τν Κριον μν ησον Χριστν»; Добров Владимир: «Религиозно-этические взгляды К. Н. Леонтьева »; священник Дудровин Димитрий: «Идеологический анализ Книги Зогар»; Жданов Леонид: «Идея церкви в русском богословии»; Заболотский Павел: «Ветхозаветный закон и новозаветная правда (Содержание пятой главы евангелия по Матфею)»; Иваницкий Владимир: «Жизнь и литературная деятельность пр. Максима Грека »; Иванов Борис: «Землевладение и хозяйство Кирилло-Белозерского монастыря в XVI–XVII вв.»; Истомин Дмитрий: «Царские иконописцы —64— XVII века»; Кириченко Василий: «Владимир Святой»; Кобранов Евгений: «Философия Оригена »; иеромонах Павлин (Крошечкин): «О духовной жизни (Учение Св. Писания и святоотеческое)»; священник Ляде Серафим: «Свящ. Писание, как единственный источник и критерий христианской истины, в богословской доктрине М. Лютера»; Меморский Алексей: «Догматическая система св. Григория Богослова »; Металлов Валентин: «Преп. Максим Грек и его миросозерцание»; Молчанов Николай: «Религиозно-нравственное и политическое состояние евреев во время Судей»; Мытарев Николай: «Учение о свободе воли в системе Шеллинга»; Некрасов Михаил: «Библейские женщины»; Никольский Виктор: «Халдея и Египет в патриархальный период»; Новосельский Владимир: «Владимир Соловьев, как поэт»; иеромонах Матфей (Олейник): «Приемы святоотеческой полемики против ересей в их приложении к современной борьбе с сектантством»; Орлов Антоний: «А.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Церковь вмц. Александры в Бад-Эмсе. 1874–1876 гг. Архит. Гольдман. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Церковь вмц. Александры в Бад-Эмсе. 1874–1876 гг. Архит. Гольдман. Фотография. 90-е гг. ХХ в. В 1941 г. НСДАП запретило проводить епархиальные собрания под предлогом, что в военное время власти не в силах обеспечить безопасность людей. Запрещены были издательская деятельность, подписка на епархиальный листок «Сообщение», священникам не дозволялось пастырское окормление военнопленных и лиц, привезенных на работу в Г. После ареста в мае 1940 г. архиеп. Брюссельского и Бельгийского Александра (Немоловского) , выступавшего в проповедях с критикой политики Гитлера, митр. Серафим (Ляде) добился от властей передачи архиепископа ему на поруки и поместил его в Русском доме для престарелых в Тегеле, где тот пребывал до окончания войны. С нач. второй мировой войны в 1939 г. в Г. стали прибывать иностранные рабочие, что привело к росту уже существовавших рус. общин (в окрестностях Берлина, Гамбурге, Лейпциге, в Мюнхене) и к возникновению новых (в Мангейме, Аугсбурге, Ландсберге, Нюрнберге, Ганновере и в др. городах). Рус. храмы в Г. во время войны стали единственным прибежищем для рус. военнопленных и насильно вывезенных в Г. на работу. 22 мая 1942 г. правосл. храмы Г. вошли в т. н. Среднеевропейский митрополичий округ РПЦЗ, образованный с согласия нем. правительства и возглавляемый митр. Серафимом. Число рус. правосл. верующих в Г. на конец войны так и остается невыясненным, хотя оно должно было достигать неск. миллионов, из к-рых лишь часть могла участвовать в церковной жизни, поскольку военнопленные такой возможности были лишены. После окончания войны и подписания Г. акта о капитуляции судьба приходов в вост. и зап. частях Г. складывалась по-разному. На востоке начался процесс их перехода из РПЦЗ в юрисдикцию РПЦ. В окт. 1945 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I направил в Г. делегацию во главе с протопр. Николаем Колчицким, управляющим делами МП. 11 окт. 1945 г. произошло воссоединение рус. приходов в Вост. Германии с РПЦ. Свящ. Синод вынес решение об управлении приходами РПЦ в Г. архиеп. Александром (Немоловским) на правах викария Патриаршего экзарха в Зап. Европе митр. Евлогия (Георгиевского), принявшего решение о возвращении в лоно РПЦ. Архиеп. Александр руководил правосл. общинами с 1945 г. до возвращения в Брюссель в 1948 г. Важный вклад в восстановление церковной жизни внесло возобновившее деятельность Владимирское братство, возглавлявшееся настоятелем Владимирской ц. Берлина прот. Сергием Положенским. С окт. 1946 г. правосл. приходы МП в Г. были включены в состав образованного Среднеевропейского Экзархата РПЦ, главой к-рого стал архиеп. Венский Сергий (Королёв) . (см. ст. Берлинская и Германская епархия РПЦ).

http://pravenc.ru/text/529057.html

правительством, назначавшим собственника по своему усмотрению. 10 июня 1931 г. митр. Евлогий был уволен митр. Сергием (Страгородским) и перешел в юрисдикцию К-польского Патриархата, сохранив за собой на территории Г. 4 общины. Управление западноевроп. приходами, оставшимися в юрисдикции МП, было возложено на митр. Литовского и Виленского Елевферия (Богоявленского) . Верным РПЦ в Г. был и настоятель Владимирской ц. в Берлине прот. Григорий Прозоров с общиной. После прихода в 1933 г. к власти А. Гитлера гос-во стало оказывать давление на правосл. епархию, настаивая на ее подчинении еп. Берлинскому Тихону (Лященко). Еп. Тихон вел переговоры с герм. правительством, в результате к-рых нем. власти в 1936 г. признали за епархией легальный статус с названием «Русская православная епархия православного епископа Берлинского и Германского». Т. о. нацистское правительство надеялось подчинить своему контролю все правосл. диаспоры Г., объединив их под властью одного епископа, что было признано др. правосл. Церквами в стране. В нач. 1938 г. Берлинскую епархию РПЦЗ возглавил архиерей нем. происхождения еп. Серафим (Ляде) . 25 февр. 1938 г. нем. законодательство об общественных орг-циях признало за епархией имущественные права, к-рые регламентировались в отдельном Законе «О земельной собственности Русской Православной Церкви в Германии». Т. о. храмы в Бад-Эмсе, Баден-Бадене, Висбадене, Дармштадте, Штутгарте и Дрездене перешли в собственность епархии, после того как советская дипломатическая миссия в 2 вербальных нотах от них отказалась. В результате давления нем. властей все приходы, ранее подчиненные юрисдикции К-польского Патриархата, оказались в юрисдикции РПЦЗ. В 1938 г. был построен и освящен новый кафедральный собор. Финансирование проекта взяло на себя национал-социалистическое правительство Г., пожертвования поступали также от др. Поместных Православных Церквей и частных лиц. Во время освящения собора торжественное слово произнес митр. Анастасий (Грибановский) . В годы нацизма РПЦЗ получала помощь в основном от Мин-ва по делам церквей, а не от НСДАП. Мин-во поддержало создание высшего правосл. богословского фак-та в Бреслау (Вроцлаве) и высказалось за организацию в Потсдаме богословского ин-та, но национал-социалистическая партия наложила запрет на эти начинания. В это время правосл. духовное образование можно было получить в Г. только на пастырских курсах.

http://pravenc.ru/text/529057.html

Первоиерарх «соборно-епископской» УАПЦ(Б) митр. Феофил Булдовский Возникновение «соборно-епископской» УАПЦ(Б) было своеобразным альтернативным ответом украинских автокефалов-традиционалистов на возникновение реформаторско-самосвятской УАПЦ(Л). Причем к УАПЦ(Б) присоединилось тогда немало деятелей украинского автокефального движения, которые принимали в нем активное участие еще с 1917–18 гг., но не были согласны с неканоническими решениями киевского собора 1921 г. В это же время, с 1925 г., на Украине появилась еще и т.н. «синодальная» или «обновленческая» «Украинская православная автокефальная церковь» (УПАЦ), которую возглавил бывший архиепископ Подольский Пимен (Пегов). Секретарь Синода УПАЦ архиепископ Серафим (Ляде) впоследствии был принят в сущем сане в РПЦЗ, где стал митрополитом и главой Средне-Европейского митрополичьего округа РПЦЗ. Все эти три украинские церковные течения (УАПЦ(Л), УАПЦ(Б) и УПАЦ) так или иначе были «идейными вдохновителями независимой украинской церкви», начав это движение за автокефалию. На первых порах все они активно поддерживались советской властью, которая была заинтересована в расколе Православия на Украине и ослаблении позиций «тихоновской» патриаршей Церкви. Однако уже в 1930-е гг. все они подверглись репрессиям со стороны коммунистического режима и были уничтожены. Первоиерарх «синодально-обновленческой» УПАЦ митр. Пимен Пегов Появление в Украине УАПЦ(Б) и УПАЦ было определенной реакцией на неканоническое возникновения «липкивской» УАПЦ. Проблема отсутствия канонической преемственности у епископата и духовенства УАПЦ(Л) касалась не только церковных событий 1920-х–30-х годов. В 1942-м г., когда на оккупированных немцами украинских территориях два бывших архиерея Польской Православной Церкви, еп. Поликарп (Сикорский) и архиеп. Александр (Иноземцев) объявили о воссоздании УАПЦ, в ряды этой новой церковной юрисдикции («УАПЦ формации 1942 г.» или «УАПЦ(П)» – митр. Поликарпа Сикорского) были приняты в сущем сане уцелевшие после коммунистического разгрома самосвятские клирики УАПЦ(Л) липковской преемственности.

http://pravoslavie.ru/121776.html

Но духом он не пал. Подчиняясь воле Божией, он продолжал верить в помощь Господа. Решил он искать помощи в правительственных, протестантских и городских кругах. Сначала предоставлен был ему для богослужений поместительный храм в хорошем месте. Несколько позднее отведен был для построения церкви участок земли на Гогенцоллерндамм и предоставлены правительством соответственныя средства. Но в это время велся подкоп против владыки Тихона. Дело в том, что в хлопотах о постройке нового храма помогал архиеп. Тихону русский, давно живший в Германии, имевший хорошия связи с немецкими влиятельными кругами. Личность эта пользовалась неважной репутацией у русских. Близость к нему ставилась в вину владыке Тихону. С последним давно враждовало лицо, игравшее тогда видную роль в русской колонии. Возможно, владыке мстили братья-каменьщики, о которых речь будет ниже. Среди таковых было немало наших либеральствующих соотечественников. В итоге, после краткого и поверхностного разследования члена Архиерейского Синода, архиепископа Феофана курского, владыка Тихон весной 1938 г. был уволен на покой. Патриарх Гавриил доброжелательно предоставил ему местожительство в монастыре Раковица, вблизи Белграда. Заместителем его назначен был викарный епископ Серафим (Ляде) потсдамский, саксонец по происхождению, незадолго перед этим выбравшийся из СССР. В день Св. Троицы, 30 мая /12 июня 1938 г., исполнилось, наконец, давнишнее желание архиеп. Тихона, его верою и достойным упорством осуществленное. Митрополит Анастасий, в сослужении с владыками Тихоном и Серафимом, совершил чин освящения величественного храма на Гогенцоллерндамм. «В понедельник 4 июля в 19 час. 40 м. отбыл из Берлина в Югославию Высокопреосвященнейший Архиепископ Тихон. Ко времени отхода поезда на перрон Лертер-вокзала собрался весь причт Воскресенского собора, во главе с епископом Серафимом, сестричеством и многие другие русские церковные деятели. Проводы отличались большой сердечностью. Из окна отходящего поезда, Владыка Тихон благословил свою осиротевшую паству. На глазах многих были видны слезы». («Царский Вестник». Белград, 24/11 июля 1938 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010