Любезнейшему братцу Отцу Алексею свидетельствую любовь и почтение убогой души моей. И всем сродникам усердно желаю всякой милости Божией. Благословите меня, милостивейший родитель! Недостойного именоваться сыном вашим и архимандритом Макария. 1825 г. Апреля 27 дня. 2 Милостивейший Родитель Священнопресвитер Иаков Михайлович! Извещая Вас, что я по милости Божией благополучен, прошу покорнейше исходатайствовать для старицы Екатерины паспорт, так называемый вечный, ибо тому с коим она пришла сюда, срок уже вышел 11 . Письмо же, при котором будет отправлен паспорт, извольте надписать: Ее Превосходительству Александре Петровне Г-же Хвостовой в Киев на Печерск близ Лавры. Желаю Вам и братцу моему Алексею Яковлевичу в радости встретить праздник Рождества Христова, и остаюсь с сыновнею преданностью, почтением и благодарностью. Недостойный А. Макарий. 1825 г. Ноября 17 дня. 1 Письмо, важное для установления некоторых спорных данных в биографии архим. Макария, освещающее притом состояние его духа после оставления ректорства в Костромской семинарии. 2 Послушник Иван Савельев, с судьбою которого сплелась на некотором протяжении жизнь о. Макария 6 Иеросхимонах Ливерий, имевший большое влияние на образование нравственного характера о. Макария (см. ниже письмо к Г. Т. Мизко, 11). В годы службы Макария в Екатеринославской семинарии, он был духовником Екатеринославского владыки. Потом жил на покое в Самарском Пустынском монастыре († 1825 г.). 7 Слободско-Украинский епископ Павел Саббатовский, префект и ректор Смоленской семинарии в годы учения там Макария Глухарева. 9 Ректор Мелетий Леонтович, магистр 1-го курса СПб академии и затем (1814−1817) бакалавр греческого языка († 1840 г.) в сане Харьковского архиепископа. Инспектор Смарагд Крыжановский, магистр 3-го курса СПб академии (1819) ( † 1863 г.) на Рязанской кафедре. В 1847 г. ему пришлось отпевать в г. Болхове архим. Макария. 10 К. Д. Грузин, ученик Макария по Екатеринославской семинарии, по окончании в 1823 г. Киевской академии был оставлен здесь бакалавром философии, но в конце 1825 г. покинул должность. Читать далее Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс./Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - 558 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

После закрытия школы помещения мон-ря перешли в ведение Приказа общественного призрения. В связи с учреждением в Астрахани в 1788 г. народного уч-ща значительная часть монастырских зданий была разобрана, кирпич использовали для строительства уч-ща. В 1800 г. в монастырском доме был устроен острог. В 1806 г. губернатор обратился в Мин-во внутренних дел с прошением дозволить окончательно разобрать здания мон-ря, но благодаря вмешательству Астраханского архиеп. Анастасия (Братановского-Романенко) был разобран лишь обветшавший придел прп. Сергия (сохранился его подклет). В 1815 г. на средства частного жертвователя был отремонтирован Троицкий собор, в 1828 г., при архиеп. Павле (Саббатовском), началось восстановление трапезной церкви, престолы к-рой были освящены в честь Богоявления Господня (бывш. Введенский), во имя прп. Павла Фивейского (бывш. Сретенский), в 1842 г. придел был переосвящен во имя свт. Митрофана Воронежского. В 20-х гг. XIX в. помещения мон-ря были возвращены епархии, Троицкий собор приписан к кафедральному Успенскому собору в качестве зимнего храма и в 1886 г. стараниями архиеп. Евгения (Шерешилова) капитально отреставрирован. Каменный пол был заменен деревянным, круглые колонны - восьмигранными, у входа на паперть была пристроена каменная лестница, на запад и восток от нее протянулась деревянная резная ограда. В 1894/95 г. по распоряжению еп. Митрофана (Невского) в соборе вновь были проведены реставрационные работы. В 1930 г. Троицкий собор был закрыт, в нем разместился окружной архив. В результате проведенных в 70-х гг. XX в. реставрационных работ в соборе вместо шлемоподобных куполов были сооружены купола луковичной формы, покрытые листовой медью, установлены позолоченные кресты, воссоздана галерея-гульбище, расчищены белокаменные детали по карнизу. С 1973 г. монастырские постройки входят в состав историко-архитектурного ансамбля «Астраханский кремль». Арх.: Летопись Троицкого мон-ря//ОРК Астраханского ист.-архит. музея-заповедника. КП. 41422/3 [Синодик А.

http://pravenc.ru/text/76744.html

Сошествие Христа во ад. Смысл новозаветной Пасхи хорошо выражен в иконографии. Сейчас более привычной является икона Воскресения, где Христос стоит в блистающих белых одеждах на камне, отваленном от Его гроба. Однако до XVI века православная традиция не знала такого изображения. Праздничная икона Воскресения, которая выставлялась в середине каждой церкви, называлась «Сошествие Христа во ад». На ней Иисус выводит из ада первых людей (Адама и Еву), символизирующих тех представителей человечества, которые хранили истинную веру и ждали Спасителя. Ту же мысль можно услышать и в главном пасхальном песнопении: «Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех (умершим) живот (жизнь) даровав». Дата Воскресения Сейчас нельзя точно определить какого именно числа (по нашему календарю) произошло событие Воскресения. Опираясь на евангельские данные, можно с уверенностью сказать только одно: по иудейскому календарю Христос был распят в пятницу 14-го дня первого весеннего месяца Нисана, а воскрес в «первый день недели», 16-го дня Нисана. Что такое «первый день недели»? Неделя у евреев состоит тоже из семи дней, однако последним ее днем является суббота (от евр. «саббат» — «покой», «воздержание»). То есть Христос воскрес на следующий день после субботы. Этот день уже у первых христиан выделялся из всех остальных и назывался «днем Господним». Позже в славянских странах он был назван воскресеньем. Первый весенний месяц Нисан соответствует марту — апрелю. Евреи жили не по солнечному, а по лунному календарю, и Нисан был первым месяцем нового года. Он начинался в новолуние, ближайшее к весеннему равноденствию. А первый день Пасхи всегда праздновался иудеями в 14-й день Нисана и всегда совпадал с первым весенним полнолунием. Солнечный и лунный год отличаются друг от друга на 11 дней (365 и 354). Ясно, что для человека, живущего по солнечному календарю, дни лунного календаря каждый год будут приходиться на разные дни недели. Кроме того, в лунном календаре очень быстро накапливаются ошибки в сравнении с астрономическим годом и правил их корректировки не существует.

http://foma.ru/put-iz-ada.html

Дворе, пообещали: «...кто переживет другого, тот непременно придет на погребение умершего». Однако «оба... почти одновременно отошли в вечность» (Преосв. Парфений. 1895. С. 184). После кончины П. Смоленская консистория рапортовала в Синод, что покойный завещал «по отдаленности» Смоленской епархии и «по малому количеству оставшегося после него имения» не направлять для погребения никого из епархиальных архиереев. 18 марта 1795 г. похоронен в Успенском соборе, у зап. дверей, отпевание возглавили 3 архимандрита (к 2019 над погребениями П. и еп. Иоанна (Соколова) в архиерейской усыпальнице установлено единое мраморное надгробие). 6 марта 1895 г. по инициативе еп. Гурия (Охотина) в Смоленске отмечалось 100-летие со дня кончины архиерея. Панихидная память П. праздновалась 7 марта (ЖПодв. С. 38). Над гробницей висел необычный портрет П., «изображающий его в положении мертвого с закрытыми глазами, но, несмотря на печать смерти, лицо его сохранило добродушие, благочестие, искренность и преданность благу» (Преосв. Парфений. 1895. С. 185). По воспоминаниям современников, «при жизни несколько раз хотели снять с него портрет, но он отказывал». В архиерейской ризнице хранились панагия епископа, «на которой в красном камне изображена Троица», и 2 медали - «золотая в 57 золотников», пожалованная имп. Екатериной II «по случаю мира с королем Шведским», и серебряная «от короля Польского, неизвестно по кому случаю» (Ист.-стат. описание. 1864. С. 132, 133). Б-ка П., разделенная «между его внуками», состояла из «417 иностранных и 438 русских книг» ( Здравомыслов. 1897. С. 94). Часть рукописей П. хранилась у протоиерея Нижнениколаевской ц. А. Васильева и его сыновей: прот. Илии († 1882) и собирателя древностей П. А. Васильева. После кончины последнего некоторые рукописи еп. Нестор (Метаниев; † 1910) передал в епархиальную б-ку, «где большая часть и пропала». Др. часть архива епископ Смоленский Димитрий (Устимович; 1805) завещал игуменам Павлу (Саббатовскому; 1832; впосл. архиепископ Астраханский) и болдинскому Иоанну (Трофимовскому).

http://pravenc.ru/text/2579087.html

Григорий IV установил празднование Всех святых 1 ноября, которое впоследствии распространилось на всю Западную церковь Папа Евгений скончался в августе 827 года. Его преемник Валентин последовал за ним «путем всея земли» чрез 40 дней после своего избрания. Новый папа Григорий IV, из кардиналов и настоятелей храма апостола Марка, посвящен был с соблюдением корректности по отношению к верховной власти – после утверждения императором. Григорий IV установил празднование Всех святых, приуроченное к 1 ноября. Впоследствии это календарное новшество распространилось на всю Западную церковь. В историю этот папа вошел как храмоздатель. При нем у подножия Капитолийского холма была построена базилика апостола Марка, на что он мог быть подвигнут перенесением мощей апостола из Александрии, подвластной мусульманам, в Венецию, в ту пору, правда, хотя и входившую в состав Ромейской империи, но в церковном отношении уже зависевшую от Рима. С именем Григория связано и такое важное для благоустройства Рима и благополучия его жителей предприятие, как восстановление запущенного и полуразрушенного Саббатинского акведука, снабжавшего город водой. Григорий IV скончался 15 января 844 года. Григорий IV После его смерти в Риме произошло замешательство с избранием преемника. Кардиналы и сановники из городской знати, которых стали тогда в подражание древним называть в официальных актах квиритами, избрали Сергия, настоятеля церкви святых пап Мартина и Сильвестра, а взбунтовавшийся плебс привел в Латеранский дворец диакона Иоанна, который вошел в историю как антипапа. Народное возмущение было подавлено. Хиротония и интронизация Сергия II ввиду вспыхнувших беспорядков состоялись в спешке и потому без предварительной санкции со стороны императора. Лотарь приказал своему сыну королю Италии Людовику идти походом на Рим, чтобы принудить папский дукат к повиновению. В свите короля кроме светских магнатов находились прелаты, и среди них – епископ Меца Дрогон, незаконнорожденный сын Карла Великого. Папа направил для встречи монарха кардиналов и городскую знать, сопровождавших Людовика до ступеней храма апостола Петра, где его ожидал Сергий. После приветствия папа подвел высокого гостя к серебряным дверям базилики, которые оказались запертыми. В ответ на выраженное Людовиком недоумение по этому поводу папа сказал:

http://pravoslavie.ru/145224.html

м. 5867, Р. Х. 367. В сем году скончался Валентиниан на восемьдесят четвертом году от рождения, и одиннадцатом царствования. Кончина его так случилась: Савроматы, народ малорослый и жалкий, восстали было против его 25 , но побежденные прислали просить мира. Валентиниан спросил их послов: «Ужели все савроматы такого жалкого роста?» – «Ты видишь из них самых лучших»,– отвечали они. Тогда Валентиниан громко воскликнул: «Ужасное положение Римского царства, доставшегося Валентиниану, если савроматы, столько презренные, восстают против римлян!» От напряжения и сильного всплеска руками разорвалась у него жила, от чего очень много вытекло крови, и он умер в одной галльской крепости 17 января, индиктиона 3-го. Так как сын его, Грациан, не был при нем, а Валент жил в Антиохии, то войско, находившееся там, где умер великий Валентиниан, провозгласило Августом сына его, четырехлетнего Валентиниана, в присутствии матери его, Юстины, в Паннонии. Узнав об этом Грациан, брата своего оставил соцарствовать с собою, но возгласивших казнил разными муками за то, что поступили без его соизволения. Валент 26 же послал против готфов полководца Траяна, но тот, побежденный ими, со стыдом возвратился. Когда Валент укорял его в слабости, то тот отвечал: «Не я побежден, Государь, но ты, ратующий против Бога и передававший варварам помощь его». Валент многих умертвил из-за одной начальной буквы, которой по гаданиям должно было начинаться имя его преемника по царствованию, между прочими и Феодора, первого патриция. В это время некоторые из новациан начали праздновать пасху вместе с иудеями, что утвердили особым постановлением на соборе своем во Фригийском селении Пазе. Отсюда произошли саббатианы, по имени какого-то Саббатия. Наконец и Аполлинарий Сирянин явно отложился от Церкви. Первые, осудившие тех и других, были Дамас Римский и Петр Александрийский , а нечестивый Евномий осмелился крестить однократным погружением, утверждая, что должно крестить не во имя Троицы, но в смерть Христа, поэтому крестившихся во имя Троицы он перекрещивал. Святой же отшельник Юлиан, по прозванию Савва, пришел из Эдессы в Антиохию, где верующих в Единосущного называл православными, а ариан явно проклинал. Тоже и божественный Афраат в Антиохии с большею смелостью укорял Валента прямо в лицо в нечестии; один из евнухов дерзко принялся бранить за то Афраата и грозить ему, но отошедши приготовлять для царя баню, помешался в уме и, бросившись в горячую воду, погиб. Кроме того великий Ефрем славился отшельническими добродетелями и божественной ученостью: плоды божественного его духа составляют многие отшельнические слова, а и того больше догматические сочинения. Некоторые из трудов своих он передал Сирянам для пения, имея в виду то обстоятельство, что прелесть пения привлекает и ленивейших к благочестию. Говорят, что этот истинно богомудрый муж написал 300000 стихов. л. м. 5868, Р. Х. 368.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Месяцеслов при евангелии в Иерусалимской библиотеке, относимый П.-Керамевсом к IX веку (Иерус. библ. Т. II стр. 471). В нем довольно памятей, указывающих на Константин. происхождение его. К сожалению, выписаны только немногие памяти. Особенности следующие: нояб. 4 св. Феодоры (вероятно, Феодоты). Марта 6 пр. Стефана, основателя больницы в Арматиевых вместо 27 февр. и св. муч. Феклы (может быть та, что 24 сент.). Апр. 12 мучч. в Петрии Терентия, Африкана, Мавсима, Прутия(?) и Понпия (sic) вместо 10. Мая 4 Прова, Тараха и Андронива близ Источника ( Πηγς) и Германа патр. констант. Июля 26 Феодора митрополита Трапезунтского (неизвестен). Авг. 27 память св. апп. Петра и Павла и св. 40 муч. в Палате. Августа 31 патр. конс. Александра, Иоанна и Павла нового вместо 30. Неаполитанский IX в 118 . В неаполитанской церкви св. Иоанна Предтечи, построенной в средине VI века, по обеим сторонам средней двери вделаны были в стену два большие мраморные камня, украшенные снаружи разными изображениями животных и растений. Они были отняты от стены в 1742 году и на внутренней стороне их нашли высеченный календарь неаполитанской церкви. Архиепископ кардинал Иосиф Спинелл поручил Мазохию, канонику неаполит. церкви, сделать на сей календарь объяснение; вследствие сего явилось в 1743 г. произведение Мазохия, в трех томах. содержащее объяснение на 1 половину года от января до июня включительно. Мазохий относит сей календарь в половине IX в. Саббатини издал свое объяснение сего календаря в IX томах на первые 9 месяцев между 1743–1747 годами. В новейшее время весь календарь без объяснений издал Анжело Май 119 . Хотя он содержит некоторых святых; признаваемых одною западною церковию, хотя те святые, которые издревле чтятся равно как восточною, так и западною церковию, в сем календаре стоять большею частию под теми числами, под какими они находятся в западных древних календарях и мартирологах, а не восточных святцах, но несравненно большая часть святых в нем такие, которые признаются одною восточною церковию (а не западною) и потому его без сомнения должно отнести к восточным месяцесловам. В нем памяти положены на все дни года, исключая 29 февр., 8 и 14 марта и 19 октября, большею частию по одной памяти на день, около 25 дней имеют по 2 памяти. Из всех памятей около 30 находятся в одних западных мартирологах, а не в восточных святцах, до 25 памятей неаполитанских епископов и неизвестных святых, прочие все находятся в восточных святцах, из них около 20 памятей в одних греческих, но не славянских памятниках. Последние по времени восточные святые: Фома, константиноп. патриарх 610 г. 21 марта, преподобномуч. Анастасий 627 г. 22 января, Модест, архиеп. иерусалимский 28 дек. 633 г. Итак по содержанию календарь относится к VII веку, полнотою же памятей много превосходить восточные месяцесловы при евангелиях и апостолах VIII-IX в. Во многом сходен с синаксарями синайск. канонарей IX-XI веков. Об них в отд. об уставах. Императ. публич. библиотеки LVII, IX-X в

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПАВЕЛ (САББАТОВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиепископ Павел (Саббатовский) Редакция текста от: 09.03.2012 11:00:33 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/19983.html

Обвинив тебя в том, что ты наносишь вред нашей дружбе, я выиграю дело по всем статьям – и перед лицом Бога, и перед лицом Его служителей. Почему я оказался вовлечен в твою неприязнь к моему брату? Он ведь взял сторону покойного Фаоса против Саббатия 964 , не спросив моего мнения. Ты же сам говорил с ним и не убедил его. И вот тогда ты обратил свой гнев на меня и причинил мне все зло, какое только мог. Я же (а тогда я был на это способен) согласился предать гласности раздор, но теперь я этого не желаю и к этому не способен. И возраст истощил мое честолюбие – это он сделал прекрасно, – и священные законы 965 мне этого не позволяют. Вместе с тем вспоминаю я и наше общее воспитание, и детство, и время, проведенное в Кирене: следует полагать это имеющим большую силу, чем дело Саббатия. Обратись же к благому делу дружбы и прими мое приветствие. Ты понимаешь, сколь велик вред, сколько времени я страдал молча, напрягаясь изо всех сил, чтобы молчать, несмотря на страдание?! Таково зло соперничества. 126 (117). Авксентию 966 ... На пустынную гору Или в кипящие волны ревущего моря 967 – вот куда Гомер отправляет пороки, возникающие из любопрения; философия же вообще не дает им никакой власти в душе. Но мы слишком слабы, чтобы философствовать, – во всяком случае, я. И в то же время никак не хотим оказаться хуже тех солдат, о которых сложена Поэма 968 . Потому нам следует вновь обратиться к Гомеру, который где-то говорит: «[Феб,] начинай; ты летами юнейший» 969 . Итак, лучше, чтоб сражения не было; если же оно все-таки случится, – то начать следует тому, кто моложе (так именно и думал Посейдон, уступая право первого удара юнейшему богу). Задача же старшего – довести дело до совершенства, совершенство же есть единомыслие. Что касается меня, то я не просто старше, но уже старик 970 : «это видно по коже», – как говорит Ферекид 971 . А потому дело мое – защищаться. Если же я первым ошибся [, напав], то первым мне следует и уступить. Если ты желаешь, чтобы уступил именно я, – соглашаюсь, чтобы сделать тебе приятное. Ибо раз уж я первым вступил в спор, то должен уступить твоему желанию [победить в нем] 972 . 127 (156). Дометиану Схоластику 973

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

— Только не надо говорить, я буду гением, а если человек живет чутко, если он чуток ко всему, — к Богу, к людям и к искусству, то это рано или поздно проявляется. Абсолютно неприличная вещь: говорить о себе, но я три месяца назад стала ювелиром. Я спросила батюшку, с чего бы это вдруг. А батюшка сказал, в защиту красоты и в знак протеста против безобразия. И я стала делать ожерелья, браслеты и даже кольца. Я научилась делать спиральные браслеты, это совершено замечательная вещь. И я начала делать мужские браслеты. Какая-то правильная тоска по Средневековью в мужчинах есть. — Это должен быть призыв Божий, или нужно себя искать? — А вы можете представить разделение на себя как такового и себя вне связи с Богом? Господь же с нами? — Ну, в каких-то отношениях можно пробовать и злиться, а ничего не выходит… — А вы Его спросите, вы с Ним посоветуйтесь. Есть такая замечательная притча о том, что человек, уже в Царствии Небесном встретившись с Богом, говорит: «Что же за жизнь у меня была такая трудная». — «Чего же трудного, Я делал все, что мог. Смотри, Я покажу тебе твою жизнь. Вот две цепочки следов, ты шел, а Я всегда был рядом». — «Не всегда, — говорит человек, — тут есть моменты, когда только один след». — «Да это Я нес тебя на руках». Так что чем больше мы будем жить в полной уверенности, что Господь всегда с нами, чем больше мы будем стараться быть сильными. Я одному своему автору вымарала безжалостно, хотя он очень сопротивлялся, рассуждения о том, что Церковь – это корабль, который везет нас в океан вечности, а как приятно иногда своей семьей спустить лодочку и устроить пикничок. Я сказала, что не буду это печатать. Никаких пикничков. Это отступничество. К этому надо относиться серьезно. — А кто-то говорит, что творчество – это дар, и он может быть использован не только во благо. И в ситуации с воспитанием детей: есть же много видов творчества и надо останавливать детей, если они с таким творчеством хотят познакомиться… Например, есть группа Блэк Саббат… — Так что, вы будете говорить ребенку, все слушай, а Блэк Саббат не слушай? Понимаете, дело в том, что жизнь должна быть такая, чтобы это было понятно. У ребенка надо воспитывать путем постоянного с ним взаимодействия не инвентарь, а надо, чтобы критерии жили в человеке, их надо вживлять.

http://pravmir.ru/o-viktore-coe/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010