Конечно, в междоусобной войне направлений легко возникают ложные подозрения и обвинения. Но в цадикизме каббалистический мистицизм подходит, несомненно, к опасному порогу безнравственности. Так, по учению знаменитого цадика Елимелеха из Лезайска, “цадик может грешить нарочно, чтобы связать свою душу с душой человека, совершившего этот грех, и чтобы своим последующим покаянием очистить от этого греха душу, вместе со своей, и того грешника, и поднять его вместе с собой”. Враг хасидов Израиль Лейбель обвинял Елимелеха в том, что по его учению цадик может отпустить человеку даже будущие грехи, если только обяжется сам повторить их (Там же. 1890, октябрь). Тут этическое начало заменяется каким-то чародейски-материальным, где спасающий душу грешника выносит ее на своих плечах, как пловец утопающего из воды, независимо от того, был ли этот утопающий хороший человек или плохой. История хасидизма и цадикизма полна рассказов о разных чудесах, но из нее мы не узнаем почти ничего о той стороне магических влияний, которые совершаются материальными средствами и жертвою. Несмотря на свое тысячелетнее существование, Каббала со стороны практической остается весьма таинственной. А между тем она не есть движение отжившее. В течение всей истории она показывает себя живущей и развивающейся. С 16 века каббалистический мистический обряд получил новое развитие у Исаака Лурье. Исаак Лурье — личность восторженная и увлекающаяся, жил в 1534–1572 годах в Палестине, где основал влиятельное каббалистическое общество, занимавшееся вызываниями духов, причем тайнодействующие облачались в какие-то особые ритуальные одеяния. Он рано умер в Иерусалиме от чумы, но его дело продолжил его ученик Хаим Витали (Исаак Лурье Леви жил в Палестине от 1534 до 1572 года. Хаим Витали умер в 1620 г. Основатель саббатианства Саббатай Цеви, выдававший себя за мессию, жил от 1622 до 1676 г. Его косвенным продолжателем был так называемый Яков Франк, которого истинное имя — Янкель Лейбович. Родившись в Польше, он перешел в каббализм в Турции и потом основал на родине секту франкистов, впоследствии частично перешедшую в католичество. Жил в 1720–1791 гг. Хасидизм явился позже франкистов. Его основал Израиль Бешт (1698–1760). Пройдя разные ступени эволюции, Хасидизм существует в России и Австрии поныне).

http://sueverie.net/kabbala.html

Малорусские евреи, по словам Галятовского, «побросали домы, имения, ничего не хотели делать; вот мессия, говорили, немедленно проводит их до Палестины в Иерусалим. Они постились для своего мессии по нескольку дней, даже детям не давали есть по целому дню; зимою в суровую стужу мылись под льдом, читая новосоставленную молитву, и многие умирали от суровой стужи». «Тогда», продолжает Галятовский, «сильно величались они пред христианами, смеялись над ними, сочиняли похвальбы, грозили своим мессиею ложным, обещались мстить христианам, которые властвуют над ними: вот, говорили они, мы будем вашими панами, гетманами, воеводами, сенаторами; все христианские паша, князья и цари будут у иудеев кучерами, пастухами, земледельцами, жнецами». Еврейскими мечтами увлекались даже и некоторые из христиан. «Некоторые из христиан, сообщает Галятовский, «будучи малодушны, слыша, о чудесах ложного мессии, видя самохвальство жидов, стали было склоняться мыслью к ложному жидовскому мессии». В виду этого в шестидесятых годах XVII ст. в южной России неизвестным лицом было составлено сочинение против Саббатая под заглавием: «Дивный початок и странный конец». С такою же полемическою целью издал в 1665 г. своё сочинение Мессия правдивый и Иоанникий Галятовский 11 . Между тем как Саббатай, довольствуясь воздаваемыми ему почестями, проживал в Смирне и не предпринимал дальнейших действий, его сотрудники выработали некоторый план: они поставили своею целью борьбу с раввинистическим иудейством. Одним из основных положений каббалистов было то, что в период благодати обрядовые законы иудейства потеряют своё значение. Так как, по воззрению саббатаинцев, этот период уже наступил, то они считали необязательным для себя тору. Отмену закона саббатаинцы начали с упразднения поста 10 аба. С этою целью секретарь Саббатая Самуил Примо издал от его имени такое послание: «Единый и перворожденный сын Божий, Саббатай Цеви, мессия и избавитель израильского народа всем сынам Израиля мир! После того как вы удостоились видеть день и исполнение слова Божия чрез пророков, ваши сетования и печали должны превратиться в радость, и посты ваши в праздники, ибо вы не будете более плакать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Первым лжемессией в апостольские времена был Симон Волхв. Основатель манихейской ереси Манес объявил себя новым Буддой, но потом раздумал и назвал себя… Духом Св., которого ждали по обетованию Христа. Было множество еврейских лжемессий, крупнейшие из них: Бар Кохба, вождь движения за освобождение Иерусалима от римлян, Менахем бен Иехуда и Саббатай Цеви. Основателем буддийского мессианизма является сам Гаутама, а буддийская невидимая и видимая иерархия есть институт для подготовки будущих мессий-спасителей человечества. Вульгаризованная теософия Блаватской в лице Анни Безант и Ледбитера учит, что каждый человек, пройдя буддийские этапы бикшу (монаха), архата, махатмы, бодхисаттвы и Будды, может стать логосом. Образцом посмертного мессианства является Гермес Трисмегист, объявленный в позднейшем герметизме Божеством, а сын его Тат – Логосом. В народной религии ислама Магомет ставится рядом с Аллахом, как слово Божье, а Дух Св., как «свет Магомета» 102 . Философский и художественный мессианизм грубее и откровеннее и в нем не меньшее самовозвеличение. Кант носился с идеей коперниканского переворота в европейской мысли и полагал, что он дал прочные основы всякой будущей метафизики и религии разума. Фихте чувствовал себя пророком новой (атеистической) религии в еще большей степени, чем Кант, утверждая, что он нашел «безусловно первичную, а именно абсолютную основу всякого человеческого знания». И Кант, и Фихте были в свое время привлечены к ответственности за распространение атеизма, причем Кант сумел оправдаться благодаря своей изворотливости, а Фихте лишился кафедры в Иенском университете. Гегель считал, что он выражает последнюю ступень самопознания Абсолютного Духа в виде абсолютного знания, то есть его, Гегеля, философии, и в 1820 г. заявил с университетской кафедры: «Я мог бы сказать вместе с Христом, что я учу правде и я есмь правда» 103 . Шопенгауэр мог считать себя вершиной самообъективации мировой Воли, когда интеллект достигает вершины своей искупительной роли. Поэтому Шопенгауэр повторил другие слова Христа применительно к своей персоне: «Мои писания не прейдут» и называл своего поклонника и популяризатора Фрауенштедта своим апостолом 104 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Развивалась у караимов и теория трех истинных вер – (библейской для них, для христиан Христос был истинным пророком, для мусульман – Магомет). Есть у них учение и о предании (себель-гаиеруша – наследственное бремя), как руководительном принципе, стоящее в противоречии с другим их припципом, что Библия есть единственное руководительное начало. Но главное, во всех без исключения направлениях еврейства, каковых теперь не мало, отсутствуют в сущности и обязательное вероучение и указания, где и как можно найти истинную веру. У евреев есть система обрядов и прежде всего обрезание, которое выделяет еврея в особую общину, связывает с этой общиной и противополагает всему человечеству. Что даже есть общего у членов этой общины? Учение о Боге? Нет, у одних из них – теистические (согласные с Библией), у других – пантеистические (учение о Эн – Соф=безконечное или ничто), у третьих –материалистические (Шехина – сияние) представления о Божестве. Учение о Мессии? нет; на пространстве веков они неоднократно преклонялись пред ложными мессиями (Баркохбом во 2 в.; пред Саббатаем Цеви в 17; в Турции, говорят, и теперь существует секта, признающая его истинным Мессиею), и образ Мессии представляется им весьма различно. Для большинства это мститель за Израиля, имеющий создать славное израильское царстов. Для некоторых (в культурном ново-иудействе) Мессия, это – не лицо, а новый порядок вещей, который установится при всеобщем распространении моральных, библейских принципов. Это направление уже чисто рационалистическое, на место мессианских идеалов здесь поставляется вера в прогресс, которою обыкновенно пытаются спасти смысл жизни люди, не имеющие никакой веры. Если от этого рационалистического направления еврейства обратиться к тем, которые являются и желают быть ортодоксальными, то здесь представится мало утешительного. Если до Р. X. моральные положения евреев, их учение о рабах, о собственности стояли выше нравственных понятий культурного мира, то теперь, оказывается, мир перерос эти принципы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Точно так же, должно думать и относительно того, что каббалисты называют “верой.” Молитвы, о которых они говорят, должны быть произносимы непременно с “верой”, а иначе они не окажут воздействия на высшие миры. Но это не вера в Бога, а выработка напряженной энергии, уверенность в своей способности произвести данное влияние. Что касается нравственности каббалистов, то она никогда не ценилась в еврействе высоко, и, скорее, оценивалась даже очень низко. Так, раввинисты обвиняли в крайней распущенности самого Саббатая Цеви, лжемессию, который учил на основе каббалы. Если бы это было даже преувеличением, порожденным партийной ненавистью, то все же “Катехизис сабба-тиан”, сохранившийся до нашего времени в Салониках, далеко не блещет высокой этикой (Проф. Грец. Остатки саббатианской секты в Салониках. “Восход”. 1884. 6). В нем значится, что “мир существует только для верующих” (то есть для них самих) и что “не составляет преступления в глазах Бога — убить верующего, разоблачившего тайны своего учения”. Обман окружающих также возводится у них в обязанность. Если все это происходит просто в борьбе за существование, то все равно оно  не блещет этикой (Хасидизм — учение в основе вполне каббалистическое, хотя в развитии своем приняло своеобразные формы. Каббала издавна проникла в Польшу. Саббатьянство также проникало сюда, хотя жило скрытно. Основатель хасидизма Израиль Бешт, лично человек очень хорошей репутации, читал “Зо-гар”, по которому и гадал. Его учение — обычное каббалистическое, из которого быстро выработался институт “цадиков”, праведников, служащих посредниками между миром и Богом, умеющих влиять на высшие сферы и потому приобретших абсолютный авторитет в пастве своей (С. Дубнов. Возникновение хасидизма. “Восход”, 1888). Весьма дурно отзывались евреи о саббатианцах, проникших в Польшу. “Они, — говорит их обличитель Яков Эмден, — разрешили себе прелюбодеяние, воровство, клятвопреступление и делали это с намерением насытить нечистую силу и тем ускорить пришествие Мессии” (С. Дубнов. Введение в историю хасидизма. “Восход”. 1888, март) (Дубнов Семен Маркович (1860—1941) —еврейский историк. Главный труд— “Всемирная история еврейского народа от древних времен до настоящего времени”. В 10т, Берлин, 1924). Когда в Польше появились хасиды, их повсюду обвиняли в безнравственности. “О минском кружке рассказывали ужасные вещи, говорили, что, кроме отступления от обрядов, члены кружка позволяли себе самые постыдные пороки, разврат и распущенность, что впоследствии подтвердилось при допросе” (С. Дубнов. История хасидского раскола. “Восход.” 1890, март). В окружном послании знаменитого Гао-на Ильи, кроме тех же обвинений, читаем, что “между хасидами есть люди, запятнавшие себя кровью невинных бедняков” (Там же. 1891, ноябрь). Господин Дуб-нов не объясняет в точности смысла этого обвинения, но, очевидно, оно подразумевает нечто преступное.

http://sueverie.net/kabbala.html

Точно так же, должно думать и относительно того, что каббалисты называют «верой». Молитвы, о которых они говорят, должны быть произносимы непременно с «верой», а иначе они не окажут воздействия на высшие миры. Но это не вера в Бога, а выработка напряженной энергии, уверенность в своей способности произвести данное влияние. Что касается нравственности каббалистов, то она никогда не ценилась в еврействе высоко, и, скорее, оценивалась даже очень низко. Так, раввинисты обвиняли в крайней распущенности самого Саббатая Цеви, лжемессию, который учил на основе каббалы. Если бы это было даже преувеличением, порожденным партийной ненавистью, то все же «Катехизис сабба-тиан», сохранившийся до нашего времени в Салониках, далеко не блещет высокой этикой (Проф. Грец. Остатки саббатианской секты в Салониках. «Восход». 1884. 6). В нем значится, что «мир существует только для верующих» (то есть для них самих) и что «не составляет преступления в глазах Бога – убить верующего, разоблачившего тайны своего учения». Обман окружающих также возводится у них в обязанность. Если все это происходит просто в борьбе за существование, то все равно оно не блещет этикой (Хасидизм – учение в основе вполне каббалистическое, хотя в развитии своем приняло своеобразные формы. Каббала издавна проникла в Польшу. Саббатьянство также проникало сюда, хотя жило скрытно. Основатель хасидизма Израиль Бешт, лично человек очень хорошей репутации, читал «Зо-гар», по которому и гадал. Его учение – обычное каббалистическое, из которого быстро выработался институт «цадиков», праведников, служащих посредниками между миром и Богом, умеющих влиять на высшие сферы и потому приобретших абсолютный авторитет в пастве своей (С. Дубнов. Возникновение хасидизма. «Восход», 1888). Весьма дурно отзывались евреи о саббатианцах, проникших в Польшу. «Они, – говорит их обличитель Яков Эмден, – разрешили себе прелюбодеяние, воровство, клятвопреступление и делали это с намерением насытить нечистую силу и тем ускорить пришествие Мессии» (С. Дубнов. Введение в историю хасидизма. «Восход». 1888, март) (Дубнов Семен Маркович (1860–1941) -еврейский историк. Главный труд- «Всемирная история еврейского народа от древних времен до настоящего времени». В 10т, Берлин, 1924). Когда в Польше появились хасиды, их повсюду обвиняли в безнравственности. «О минском кружке рассказывали ужасные вещи, говорили, что, кроме отступления от обрядов, члены кружка позволяли себе самые постыдные пороки, разврат и распущенность, что впоследствии подтвердилось при допросе» (С. Дубнов. История хасидского раскола. «Восход». 1890, март). В окружном послании знаменитого Гао-на Ильи, кроме тех же обвинений, читаем, что «между хасидами есть люди, запятнавшие себя кровью невинных бедняков» (Там же. 1891, ноябрь). Господин Дуб-нов не объясняет в точности смысла этого обвинения, но, очевидно, оно подразумевает нечто преступное.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Это освобождение души от нечистого и злого доступно каждому, кто посвящён в тайны каббалы и исполняет известные религиозные упражнения. Тот же человек, который некогда выработает в себе самую чистую, божественную душу, будет Мессией, воплощённым первочеловеком и «частью божества». Он уничтожить демонские силы и освободит все души от примешавшихся к ним нечистых элементов. Проникшись этой теорией, Саббатай, ещё юношей, стал вести уединённую жизнь, совершать частые омовения, предавался продолжительным молитвам, подвергал себя изнурительным постам. Постепенно Саббатай пришёл к мысли, что ему удалось приобрести чистую душу и что ему принадлежит мессианское достоинство. Укреплению этой мысли в нём способствовало то, что он рано обратил на себя общее внимание: всех привлекала его необыкновенно красивая наружность и чрезвычайно приятный голос, все считали его за подвиги святым человеком, а в его глубоких познаниях в области каббалы видели даже дар свыше. К 1648 г., на который каббалисты назначали наступление мессианского царства, мысль о мессианском достоинстве уже настолько окрепла у Саббатая, что он решил выступить с этою мыслью открыто. И вот однажды в синагоге он громогласно произнёс священную тетраграмму, желая показать этим, что пришёл уже мессия и талмудическое запрещение произнесения тетраграммы потеряло свою силу. За этот поступок Саббатай с своими учениками был отлучён от синагоги и должен был удалиться из Смирны в Константинополь. Здесь в лице некоего Яхини, знаменитого проповедника и собирателя рукописей, Саббатай нашёл себе деятельного помощника. Для того, чтобы ещё более убедить Саббатая в его мессианском достоинстве, Яхини доставил ему одну древнюю, конечно, подложную рукопись. В этой рукописи заключалось следующее пророчество: «Я, Авраам, сидел 40 лет в пещере и дивился, что ещё не наступает время чудес. Тогда раздался таинственный голос: вот родится сын у Мордохея Цеви, в лето от сотворения мира 5386 (1626) и будет назван Саббатаем. Он сокрушит великого дракона, он истинный Мессия и будет вести войну без оружия».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Джеймс Уайт стал издавать журнал под названием «Настоящая истина». Этот журнал положил начало обширному издательскому делу адвентистов седьмого дня. В ноябре 1850 г. под руководством супругов Уайт стал выходить журнал «Сэконд Эдвент Ревью энд Саббат Геральд», который позднее стал называться «Эдвент Ревью энд Саббат Геральд». В скором времени супруги Уайт осознали, что издательский успех, да и возможности массового тиража зависят от места расположения и технической оснащенности типографии и переехали в Рочестер, штат Нью-Йорк, где в арендованном старом доме организовали типографию, оснащенную современным оборудованием. В результате титанических усилий и подвижничества супругов Уайт, Эндрюс, Вэггенера и других пионеров адвентизма седьмого дня, начиная с 1853 г. распространение этого учения в США пошло более усиленным темпом. В это время адвентизм седьмого дня получил довольно широкое распространение в Мичигане и в других Северо-западных штатах. В 1855 г. в Баттл-Крике (штат Мичиган) было основано первое собственное издательство и типография адвентистов седьмого дня. Сюда же было переведено и издание журнала «Эдвент Ревью и Саббат Геральд». Данное издание, сегодня известное как «Адвент Ревью» (Адвентистское обозрение) и являющееся печатным органом всемирной адвентистской организации, выходящее массовым тиражом, в те годы внесло неоценимый вклад в дело объединения первых адвентистов и фактически положило начало формированию Церкви адвентистов седьмого дня. Скромное же начинание Эллен и Джеймса Уайтов со временем получило широкое распространение. В настоящее время во всем мире Церковь адвентистов седьмого дня имеет около 50 издательств, где на современном печатном оборудовании печатается литература более чем на 80 языках мира. Тем не менее, в сороковые-пятидесятые годы XIX в. адвентистское движение еще не вышло из детских пеленок, что объяснялось прежде всего фактом отсутствия у адвентистов седьмого дня своей организации. Путь к организации Церкви, однако, был довольно тернист, т.к.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

О рок-музыке я даже не упоминаю. Группы «Роллинг-Соунз», «Блек Саббат», «Манкисы», «КиСС» и др. – это скотоподобное стадо бесочеловеков. Злобная, всеразрушающая энергия их песен, полученных нередко путем контакта с СПМ, в сочетании с идеологией ныне процветающей религии сатанизма, которая подводит идеологический фундамент под строящуюся в сознании людей башню ненависти к Богу, отчетливо показывает в какую сторону направляют СПМ пресловутый «прогресс» человечества. Доминирование доктрины над личностью «Крестные отцы» религиозной мафии: Хейген, Серулло, Экман, Кэтрин, Кульман, Хинн, Лиардон, Лоо, Роберте, Джойнер, Вайнер, Цонги Чо, Медина, Осборны, Хантеры, Коупленды, Ренеры, Стромбеки и их верные «апостолы " -попугаи: Мадава, Аделаджа, Ледяев, Падун, Гашенко, Майба, Балюк, Валуев и др., – главным своим оружием считают комплекс вины. Назвав всю эту братию «мафией», я не оговорился, так как пастор Алексей Ледяев сам же буквально и заявил: «Наша Церковь – это большая белая мафия, в смысле семья» 55 . Говорил Ледяев о своем движении «Новое поколение», но, вместе с тем, это и всевозможные сектантско-бюрократические структуры с очень претенциозными названиями – «союз», «альянс», «ассамблея», «вселенская», «независимая», «свободная», «полноевангельская» и т.д., – «свои песочницы», как выразился один баптист. Элемент доминирования доктрины над личностью начинает работать в этих структурах и у этих «пасторов» в тот момент, когда возникает конфликт между тем, что человек ощущает на собственном опыте, и тем, что предписывает ощущать ему доктрина или « Церковь ». В тоталитарном окружении истинна только догма, выдвигаемая «крестным отцом», поэтому человек должен узнать ее и привести собственные ощущения в соответствие с ней. Внутреннее ощущение несоответствия действительных и желаемых ощущений порождает комплекс вины. Ситуация беспроигрышная: если ты не исцелился по молитве секты – виноват ты сам! Причину ищи в себе. Не получил «иного языка» – виноват сам. Недостоин за грехи. И человек начинает чувствовать себя в секте изгоем, комплексует по этому поводу, а сектантские лидеры подогревают это чувство – вот, мол, смотрите, что вас может ожидать в случае сомнений и неуверенности в справедливости нашего учения. Это помогает крепко держать рядовых членов в узде. Право на жизнь и право на смерть

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

И в отдельных случаях, когда Бог гневается на некоторых людей, например- при уничтожении Содома и Гоморры, когда говорится о гибели этих городов, там появляется имя Яхве. Почему? Оно же является мерой милосердия? А истолкователи говорят так: уничтожить этих нечестивых - это было милосердие для всех людей. То- есть, даже милосердный Боже иногда проявляет строгость. Потом, есть имя божие «Эль». Это имя встречается не только у евреев, но и у ассирийцев, финикийцев. В арабской традиции оно произноситься как «Аль». Есть имя «Элион»- Господь Всевышний. Это в оригинальном тексте библии. «Эль Шаддай» – Господь Всемогущий, «Эль Олам» — Предвечный Бог; «Эль — Бог живой; «Эль Раи» — Господь видения; «Эль Исраэль» — Господь Бог Израиля; «Эль Гиббор» —Господь- витязь, то есть Господь- воин. И вот такие имена мы встречаем в Ветхом Завете. И когда делались греческие переводы, то старались эти имена по возможности сохранять. Какие имена мы знаем в нашей православной традиции? Прежде всего, мы знаем имя «Саббат» в славянской трансляции Саваоф. Более полное имя Отца славянского и русского рода «Сава-Отче-Хор». … Поэтому «Саваоф» обычно считается еврейским Богом Моисея, и его имя производят от еврейского seba ot/saba (воинство, сонм). … А Израиль, как мы знаем, это новое имя Иакова. Или «Пантократор» в греческой традиции это еврейское имя Бога из Ветхого Завета Шаддай, которое означает: Тот, кто все упорядочил. Спас Вседержитель или Пантократор (от греч. παντοκρτωρ — всевластный, всесильный) — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете. И надо сказать, что в разных текстах Библии, когда специалисты изучают ее на языке оригинала, они видят это чередование имен. И имена эти как раз показывают, как Бог относится к той или иной ситуации. И вот если, например, вспомнить книгу Деяний святых апостолов, то там есть очень интересные примеры того, как именно они ценились, какое отношение было к именам Бога. Например, книга Деяний (Деян. 1,.9): «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику» и далее:

http://radonezh.ru/text/ya-nikak-ne-mogu...

   001    002   003     004    005    006    007