Норман Л. Гайслер (протестант) Ц Цеви, Саббатай (SEVI. SABBATAI) Саббатай Цеви – это иудейский учитель семнадцатого века, который провозгласил себя Мессией и о котором, как считается, возвещал также один его современник по имени Натан. После смерти Цеви в 1676 г. рассказывали, что его брат Илия пришёл к гробнице и увидел, что она пуста, но пронизана сиянием. Многие его последователи верили, что в действительности он не умер и скоро должен будет дать о себе знать (см. Scholem). Критики доктрины Воскресения ссылаются на Саббатая Цеви в качестве одного из оснований для своих заявлений, будто бы утверждения христианской религии о воскресении не уникальны. Более близкое ознакомление с фактами показывает, однако, что рассказы об этом учителе должны быть с полным основанием отнесены к категории легенд (см. притязания на случаи воскресения в нехристианских религиях). Иисус с самого начала поднялся на высоту, недоступную Цеви. Десятки ветхозаветных пророчеств исполнились через Иисуса из Назарета ещё до Его смерти. А затем Он стал исполнением пророчеств о том, как умрёт Мессия ( Ис. 53 ), и даже о том, в каком приблизительно году это произойдёт (ок. 33 по Р. Х.; Дан. 9:24–26 ). Подробнее пророчества о Иисусе рассматриваются в статье пророчества как подтверждение Библии. Ещё одно отличие состоит в том, что многие последователи Саббатая Цеви отказывались поверить, что он действительно умер и воскрес, так как не верили, что он вообще может умереть. Сам сюжет его исчезновения больше подходит для легенд об апофеозе, когда некий человек обретает статус божества. Опираясь на документы этого течения, исследователь Гершом (Герхардт) Шолем (Scholem) сумел проследить развитие сюжета о том, как брат Саббатая обнаружил, что его гробница пуста. Хотя критики христианства выстраивают теории, будто бы легенды о Христе изменялись и развивались с течением времени, никаких доказательств существования протоевангелий у них нет, зато известно, что по меньшей мере одно или два из имеющихся у нас четырёх евангелий могут быть датированы периодом первых трёх десятилетий после Воскресения (см. воскресение Христа: свидетельства). Несмотря на это, рассказы о жизни, смерти и воскресении Иисуса не изменялись и не обрастали вымыслами по сравнению с изначальными документами, сохранёнными в ортодоксальной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

прот. Александр Мень Лжемессии Лжемессии , лица, притязавшие на мессианское достоинство, либо по самообольщению, либо под влиянием народного легковерия. Впервые термин Лжемессия (греч. ψευδχριστοι, евр. , мешихе шекер) встречается в Апокалипсисе (например, Мк.13:22 ). В Откровении роль Лжемессий играют два апокалиптических зверя и лжепророк ( Откр.13 :1сл.; 20:10). Некоторые экзегеты отождествляют со Лжемессией «человека греха» ( 2Фес.2:3 ) и антихриста ( 1Ин.2:18 ). Древний мир. На появление Лжемессий в период намекает Флавий, говоря о них как о людях, вводивших народ в заблуждение (Война, II, 13; Древн.,ХХ,8). Именно об этих Лжемессиях Христос сказал: «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники» ( Ин.10:8 ). К категории Лжемессий можно отнести одного из первых гностиков, Симона Гиттонского, и ряд лжепророков апостольской эпохи (ср. Деян.8:9 сл., 21:38; Флавий, Война, VI, 5, и др. свидетельства). Источники не дают возможности точно определить характер мессианских притязаний этих лиц. Единственным, о ком определенно известно, что он провозгласил себя Мессией, был вождь антиримского восстания Бар-Кохба (сын звезды), называвшийся позже Бар-Козиба. Документы Бар-Кохбы найдены среди рукописей. Многие иудеи, в т.ч. знаменитый учитель Акиба, признали его обетованным Избавителем. Восстание Бар-Кохбы было подавлено императором Адрианом в 30-х гг. 2 в. Последним из Лжемессий древности был критянин по имени Моисей (5 в.). Средние века. В этот период Лжемессии появлялись главным образом в иудаистской среде. Среди них были Юдган (Иран, 7 в.) и Шерини (Сирия, 8 в.), ведшие борьбу против власти ислама. В эпоху крестовых походов выступил лжемессия Давид Алрои (12 в.), действовавший на территории Ирака и Средней Азии. В 1290 итальянский каббалист Авраам Абулафия провозгласил себя Мессией, но был отвергнут. Новое время. Иудаизм этой эпохи знал немногих Лжемессий , например, каббалиста Исаака Лурию (16 в.), Саббатая Цеви (17 в.), впоследствии перешедшего в ислам. Большинство же Лжемессий появлялось в западном мире под влиянием индийских учений, распространившихся в 20 в. Среди них: Джидду Кришнамурти, вначале связанный с а затем порвавший с ней, кореец Сан Менг Мун, основатель мунистской секты (см. статью интерпретация Библии), непалец гуру Махарадж Джи и другие руководители хилиастических и эсхатологических движений.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

И. зарекомендовал себя последовательным и непримиримым противником хасидизма - религ. движения в иудаизме, возникшего во 2-й четв. XVIII в. на территориях совр. Польши, Литвы, Украины и Белоруссии, к-рое, с его т. зр., могло привести к расколу в еврействе, как это произошло веком ранее в связи с появлением лжемессии Саббатая Цеви . И., считая хасидов прямыми наследниками саббатианства, использовал свой авторитет для борьбы с ними. Будучи знатоком каббалы, он видел большую опасность для единства веры в идеях о превосходстве мистического знания над галахическим; кроме того, он не принимал изменений в молитвенной практике и обрядах, внесенных хасидскими учителями. В нач. 70-х гг. XVIII в. под влиянием И. в Вильно были закрыты хасидские молельни, книги из них сожжены, а хасиды отлучены от общины. В 1772 г. лидеры виленского еврейства послали во все крупные евр. общины письма, призывавшие поступать с хасидами так же, как это сделали в Вильно, и следить за ними до тех пор, пока они не раскаются. Документ об отлучении хасидов был издан в Вильно в нач. 80-х гг. XVIII в. Город стал центром движения против хасидизма (т. н. митнагдима). Несмотря на неоднократные попытки лидеров хасидов встретиться с И. и объяснить ему свою позицию, он отказывался от общения с ними, объявив их (в частности, раббе Шнеура Залмана) еретиками и пантеистами и призвав благочестивых евреев не заключать браки с хасидками. В свою очередь в хасидской среде распространялись сплетни, порочащие И., в результате чего его жизнь в общине осложнилась. Так, в кон. 80-х гг. XVIII в. по ложному обвинению он был заключен на нек-рое время в тюрьму. И. удостоился наименования Гаон, к-рое носили во 2-й пол. I тыс. по Р. Х. главы раввинских академий в Вавилонии. Аскетизм, скромность и праведность принесли ему еще дно почетное прозвание - Хасид, поскольку именно он, по мнению современников, воплощал идеалы евр. благочестия (хасидут). Св. праведник и мудрец, он стал одним из наиболее влиятельных учителей иудаизма, основоположником и символом литов. («литвацкого») ортодоксального иудаизма, прославившегося в последующие 2 века учителями и подвижниками, к-рые следовали разработанному И. кодексу поведения, нормам и обрядам (т. н. минхаг ха-Гра). В 1808-1812 гг. 3 группы учеников И. с семьями (всего ок. 500 чел.) переселились в Палестину, обосновавшись сначала в Цфате (В. Галилея), затем в Иерусалиме. Назвав себя «прушим» (отделенными, т. е. оставившими все земные блага ради изучения Торы), они стали первыми организованными переселенцами из Европы в Св. землю в Новое время и сыграли значительную роль в истории ее заселения евреями.

http://pravenc.ru/text/Илия бен Шломо ...

В случае Саббатая Цеви противоречивы даже свидетельства о том, учил ли Натан, что Цеви не умер. В одном обнаруженном исследователями письме сообщается, что Натан в действительности умер на месяц раньше, чем Цеви, и что фактически они никогда не встречались друг с другом. Библиография : G. Scholem, Sabbatal Seal: The Mystical Messiah. G. Habermas, «Resurrection Claims in Non-Christian Religions»//Religious Studies 25 (1989). Цельс (CELSUS) Цельс был языческим философом второго столетия. Его «Истинная доктрина» (также «Беседа», Discourse) является древнейшим из дошедших до нас произведений, критикующих христианскую веру (ок. 178). Оно известно благодаря ответу на него Оригена в восьми книгах под общим названием «Против Цельса» (Contra Celsum), в которых воспроизведена большая часть рассуждений Цельса. Других письменных источников не сохранилось. Ориген описывает взгляды Цельса как сочетание платонистских (см. Платон) представлений о Боге и греческого °политеизма. В итоге получается неведомый Бог, отдающий власть над человеческим бытием разнообразным демонам. Истинная религия проявляется в сосредоточении помыслов на Боге и в умилостивлении культовых демонов. Следует поклоняться императору, участвуя в общественных праздниках, выполняя общественные обязанности и отбывая службу в армии (см. Douglas, 206). Цельс избирает себе роль беспристрастного языческого наблюдателя, лишённого сильных религиозных чувств. Он хвалит христианство за его учение о Логосе и высокую нравственность, но резко возражает против его исключительности. Он критикует большую часть библейской истории за описания чудес и выражает свою неприязнь по отношению к учению о воплощении и распятии. Он также порицает христианский нонконформизм, который, как он считает, подрывает устои римского законопорядка. Его критика сводится к упрёкам в религиозном суеверии, нетерпимости и политическом нонконформизме. На эти обвинения ответил Ориген . Цельс не сумел оценить историческое свидетельство (см. Новый Завет: историческая достоверность) и философское обоснование библейских чудес (см. чудеса; чудеса: аргументы против). Он также не воспринял свидетельство, подтверждающее божественную сущность Христа (см. Христос: божественная сущность) и уникальность христианства (см. мировые религии и христианство; Христос: уникальность).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

В «Еврейской энциклопедии» сообщается: «…на острове Крите явился лжемессия. Его звали Моисеем, и, подобно последнему, он мечтал повести евреев в Палестину морем. В назначенный им день все его приверженцы собрались у берега и по данному им знаку бросились в воду, где многие и погибли; сам лжемессия исчез… В конце VII в. в Персии объявил себя Мессией Исаак бен-Якуб Обадия… Объявив себя последним из пяти предтеч Мессии, он собрал вокруг себя огромную толпу верующих и поднял восстание против халифа, но был разбит и казнен… В доказательство его истинности приверженцы приводили тот факт, что, будучи безграмотным, он составил несколько книг; во всяком случае, это был основатель первой еврейской секты после разрушения храма. Его ученик Иудган по прозванию “Аль-Раи” (пастырь стада своего народа) объявил себя пророком; последователи считали его Мессией… С Авраамом Абулафией начинается новый ряд лжемессий, находившихся под непосредственным влиянием каббалы. Увлекаясь таинственной наукой, Абулафия пришел к заключению, что он пророк, что и обнародовал, выпустив книгу в Урбино; но уже в Мессине, где он нашел последователей, он провозгласил себя Мессией. Началом мессианской эры он объявил 1290 г.» 387 . Если Евангелия Господа Иисуса Христа проникнуты любовью ко всему роду человеческому, то писания иудейских лжемессий – Якова Кверда, Исаака Лурье, Саббатая Цеви, Якова Франка и Хаима Луццаты – проникнуты узко племенным национализмом, граничащим с расизмом, переполнены рассказами о практической магии, народными суевериями, заклинаниями, рассказами о значимости амулетов и другой языческой чертовщиной. Зайдите в любую синагогу, и вы найдете в ней в продаже книги Хаима Луццаты. О последнем в «Еврейской энциклопедии» сказано: «Одним из последних мечтателей о восстановлении иудейского царства тайной силой каббалы был Моисей Хаим Луццатто, уверовавший в себя как в мессию. Он очень рано познакомился с каббалой, усердно изучал Зогар и написал “Второй Зогар”. Луццатто вынужден был клятвенно обязаться ничего не писать, не печатать, никого ничему не учить. Когда же он вернулся к своим занятиям каббалой, его несколько раз отлучали (от синагоги. – О.С.)» 388 . Мессианское царство Луццаты не наступило, и он умер в полной нищете в городе Акре (Палестина) в сорокалетним возрасте.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Одно так называемое явление «после воскресения», которое Филострат описывает в своём добавлении, представляло собой видение некоему человеку во сне, имевшее место в 273 г., почти через два столетия после смерти Аполлония. Приводится также рассказ о том, что Аполлоний, возможно, на самом деле не умер, а превратился в божество. Это вполне соответствует греческому политеизму. Греки и римляне не верили в воскресение в том же самом физическом теле. Они придерживались представлений, больше похожих на теорию реинкарнаций. Их философы высмеяли апостола Павла, когда тот провозгласил телесное воскресение на холме Ареса, «среди ареопага» ( Деян. 17:19, 32 ). Для греков, веривших в бессмертие, спасение предполагало освобождение от своего тела, а не воскресение в своём теле. Саббатай Цеви . Саббатай °Цеви – это иудейский учитель семнадцатого века, который провозгласил себя Мессией и о котором возвещал также один его современник по имени Натан. Спустя много лет стали рассказывать, будто бы после смерти Цеви в 1676 г. его брат обнаружил, что его гробница пуста, но пронизана сиянием (см. Scholem). Фактически, относительно Цеви высказывались два предположения. Многие его последователи отказывались поверить, что он действительно умер, поэтому они отказывались и верить, что он воскрес из мёртвых. Что бы с ним ни произошло, никто так ни разу и не сообщил, что потом его видел. Такое его исчезновение, как и в случае Аполлония, характерно для легенд об апофеозе. Подобные легенды лишены исторической основы. Да и сама история Цеви не подтверждена никакими свидетельствами. Если бы история Иисуса опиралась на столь фрагментарные материалы, её отверг бы любой серьёзный учёный. Роль Натана спорна. Как сообщается в одном документе, Натан учил, что Цеви никогда не умрёт. Другой источник указывает, что Натан умер за месяц до Цеви и что фактически они никогда не встречались друг с другом (Habermas, «Resurrection Claims», 175). Рабби Иехуда . Рабби Иехуда был значительной фигурой в иудаизме и участвовал в завершении Мишны примерно в 200 г. Согласно Талмуду, после того как рабби Иехуда умер, «он начал перед каждой субботой возвращаться в свой дом с наступлением сумерек». Якобы, когда кто-нибудь из соседей приходил поприветствовать рабби, его служанка давала им от ворот поворот. Когда рабби прознал об этом, он перестал возвращаться, чтобы не соперничать славою с другими добрыми людьми, тоже возвращавшимися к себе домой после смерти (Talmud, 3.12.103а).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Вскоре после смерти Саббатая один из учеников его Мордохей из Айзенштадта, переселившийся в Польшу, стал доказывать, что Саббатай есть истинный Мессия, что он не умер действительною смертью , а чрез три года явится опять и будет продолжать начатое дело спасения. Запутавшись в дебрях каббалистики, Мордохей дошёл до того, что стал считать себя за воскресшего Саббатая и за мессию из дома Давидова. Саббатай, говорить он, не мог совершить спасения, потому что он был богат, а Мессия должен быть бедным; так как он, Мордохей, беден и гоним, то он и есть истинный мессия. Мордохей намеревался было идти в Рим, чтобы приготовить грешный город к мессианскому времени. При этом он предупреждал своих последователей, что обстоятельства заставят его, может быть, принять крещение. Но до Рима он не дошёл и, вернувшись в Польшу, впал здесь в сумасшествие. Почти одновременно с этим явился мессия в Салониках. Это был Иаков Цеви брат вдовы Саббатая, выдававшийся ею за сына умершего лжемессии. Салоникские иудеи охотно уверовали в него и утверждали, что в него переселились души двух мессий одного из дома Давидова, другого из дома Иосифа. На сторону Иакова Цеви стали даже некоторые авторитетные в Салониках талмудисты. Но особенно много примкнуло к Иакову Цеви людей молодых. Этому содействовала составленная им теория спасения. Греховность мира, рассуждал он, может быть уничтожена только преизбытком греха. Отсюда Иаков Цеви для наступления спасения считал необходимым грех и потому допускал полную свободу в отношениях полов. Разврат, царивший среди членов нового царства, возбудил, наконец, негодование ортодоксальных раввинов, и они донесли о новой секте турецкому правительству, требуя расследования и строгого наказания виновных. Чтобы избавиться от этого наказания, сам лжемессия и его последователи приняли магометанство. Иаков Цеви, как истинный мусульманин, отправился даже в Мекку, но во время путешествия умер в Александрии. Из его последователей потом составилась, существовавшая до последнего времени, секта, воззрения и обряды которой представляли смесь магометанства и иудейства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Радуйтесь с пением и песнью и обратите день, который вы прежде проводили в печали, в день ликования, потому что я явился». Авторитет Саббатая был уже так высок, что послание достигло желанной цели у многих, хотя некоторые строгие ревнители талмуда, представлявшие мессию в образе раввина, были смущены посланием и ради него отшатнулись от Саббатая. Стремясь к более широкому поприщу деятельности, С. Цеви в начале 1666 г. решил переселиться из Смирны в Константинополь. Предварительно свою власть над земным шаром он разделил между своими родственниками и учениками, предоставив каждому по целой стране. Между прочим, один бедный еврей получил в дар от мессии одно королевство. Честолюбивые люди предложили бедняку громадные суммы денег за будущую корону, но он, в надежде на большие выгоды, отклонил это предложение. Так велика была самоуверенность Саббатая и вера обманутых им учеников! Однако обстоятельства Саббатая стали складываться совершенно неожиданным образом. Пред самым Константинополем Саббатай был схвачен, как опасный агитатор, и заключён в тюрьму. Но вера в него, как в мессию, была так крепка, что и это обстоятельство её не поколебало. В тюремном заключении Саббатая увидели необходимый момент мессианских страданий, которые, по древнему учению, должны предшествовать славе Мессии. А друзья мессии, между тем, проповедовали всюду о наступлении мессианского царства и распространяли ложные известия о почестях, которых удостоен, будто бы, Сабботай в столице Турции. Толпы уверовавших продолжали поэтому приходить к Саббатаю, и движение не только не прекращалось, но даже всё более разрасталось. Благодаря щедрости своих почитателей, сам Саббатай жил в тюрьме, особенно после того, как он был переведён из Константинополя в Абидос, по-царски. Турецкое правительство, однако же, решило положить конец брожению, охватившему многочисленное еврейское население столицы. С этою целью придуман был план обращения Саббатая в магометанство. Устрашённый угрозами смертной казни, Саббатай Цеви действительно принял ислам и из иудейского мессии превратился в Мехмет-Эфенди, привратника при дворце султана.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

III. Антииудейской теме посвящено опубликованное в 1669 г. в типографии Киево-Печерского мон-ря соч. И. «Мессия правдивый Иисус Христос Сын Божий, от початку света през все веки людем от Бога обецанный, и от людей очекиванный, и в остатныи часы для збавеня (спасения.- Авт.) людского на свет посланый…» - 1-е антииудейское произведение, созданное в Западнорусской митрополии. Трактат при жизни автора был издан на 2 языках: на простой мове (К., 1669) и по-польски (Mesjasz (Messyasz) prawdziwy Jezus Chrystus Syn Boy, od pocztku wiata przez wszystkie wieki ludziom od Boga obiecany... К., 1672). Польск. версия, являющая собой переделанный вариант, вышла по благословению настоятеля Киево-Печерского мон-ря архим. Иннокентия (Гизеля). Об актуальности своего сочинения автор рассуждает в предисловии, где пишет, что на Украине, в Литве и в Польше в 1665-1666 гг. получило широкое распространение учение Саббатая Цеви (Шабтай Цви, Сабет Себи, Забатай Зеби), который большинством евр. общин в Европе и в Азии в 1-й пол. 60-х гг. XVII в. был провозглашен мессией. И. писал о том, что обещания Цеви восстановить Иерусалим и возродить Израильское царство нашли благодатную почву не только среди евреев, к-рые либо торжествовали, покидая дома и имущество, либо целыми днями постились, готовясь к наступлению царства мессии, но и среди христиан «малого сердца и достатка», многие из которых, отринув веру в истинного Мессию Иисуса Христа, стали склоняться к вере в лжемессию. Движение саббатиан оказало значительное влияние на христиан в т. ч. благодаря эсхатологическим ожиданиям, связанным с 1666 г. И. своим сочинением стремился опровергнуть известия о мессианстве Цеви и убедить как евреев, так и христиан, что истинный Мессия - это Иисус Христос. Сочинение создавалось после отъезда И. из Киева, до осени 1668 г. (отзыв архиеп. Лазаря (Барановича) на законченный текст датируется 6 нояб. 1668), когда И. находился на укр. Правобережье. В предисловии автор сообщает, что он собирал материал для книги во время поездок по городам и селам Украины и Литвы, ведя беседы о Мессии в т. ч. с учеными евреями. Предположительно И. мог быть свидетелем евр. погрома во Львове и ознакомиться с распространявшимися погромщиками антисемитскими текстами.

http://pravenc.ru/text/577962.html

Тотчас же решили его сжечь… Почему постановили над ним приговор смерти сожжением? Потому что он божественное имя произнес его буквами». 26  Kidduschin 71а: «Рабби бар-Хана во имя раба Иоханана сказал: Четырехбуквенное имя мудрые обыкновенно передавали своим ученикам один раз в семь лет, но некоторые говорят: два раза в семь лет». Maimonides. Jad chasaka с. 14, § 10: Primi etiam sapientes non docuerunt hoc nomen discipulos suos, et filios suos, quamtumvis honestos, nisi semel singulis septenis [Ведь первые мудрецы не обучали этому имени своих учеников и своих сыновей, даже и самых уважаемых, кроме как однажды в семь лет каждого]. В More Nebochim, Lib. I. cap. 62: Cum nomen hoc discerent temerarii quidam homines, et eo dogmata fidei corrumperent, turn et illud inceperunt occultare, neque amplius id docebant, nisi modestos et verecundos ex sacerdotibus, ut eo benedicerent populo in sanctuario [Когда это имя стали узнавать некие легкомысленные люди и с его помощью ниспровергать догматы веры, тогда его начали скрывать и не особенно ему обучать, разве что воздержанных и скромных из священников, чтобы они им благословляли народ в святилище] (Relandii Decas, p. 286. 425–426). 28  Jer. Sanhedrin X, 1. Здесь рабби Мана говорит о том, что в его время самаряне пользовались тетраграммой в клятвах. Такой смысл данного места удостоверяют: Löw. Gesammelte Schriften. Bd. I. S. 193–194; Dalmann. Adonaj, S. 41, прим. 1; Blau. Zauberwesen, S. 132. 29  У Löw’a приводится из XVII столетия известие. В 1647 году, в месяце Таммузе, в день новомесячия, Саббатай Цеви произнес тетраграмму, в оправдание своего поступка ссылаясь на свое мессианское достоинство (Gesammelte Schriften, I, S. 209). Подробности о Саббатае Цеви см. у Вл. П. Рыбинского «Исторический очерк лжемессианских движений в иудействе». – Труды Киевской Дух Академии, 1901, сентябрь, стр. 112–123. Известие это не совсем ясно. Остается вопросом, как Цеви произнес тетраграмму: действительно правильно или по своему только представлению правильного ее чтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

  001     002    003    004    005    006