• Иосиф Флавий (93 г.): «В то время был мудрый человек, называвшийся Иисусом. Был Он праведен и известен добродетелью. И многие из числа евреев и других народов стали Его учениками. Пилат приговорил Его к смерти на кресте. И те, кто стали Его учениками, не отвергли Его учения. По их словам, Он явился к ним живым через три дня после распятия; потому и был Он, возможно, тем Мессией, о Котором говорили пророки, описывая чудеса. Племя же христиан, получивших от Него своё имя, живо и до сего дня» (Древности 18.33) 10 • рабби Салман Цеви (конец Ib.) писал, что Иисус Назарянин родился в Вифлееме Иудейском в царствование Ирода и был умерщвлён в Иерусалиме при Понтийском Пилате 11 • Плиний Младший будучи проконсулом Вифании производил обстоятельное исследование христианства; и вот что он в итоге пишет императору Траяну в 111 г.: «вся вина их (христиан) состояла в том, что они сходились в известные дни и пели песнь Христу как Богу» (письмо 96) 12 • Публий Корнелий Тацит (115 г.): «виновник этого имени (христианского), Христос, был подвергнут смертной казни при управлении Тиверия прокуратором Понтием Пилатом» (Анналы, 15 кн.; 4 гл.); • Вавилонский Талмуд, раздел Санхедрин (П век): «Вечером накануне Пасхи они повесили Иисуса из Назарета» 13 , и в другом месте: он «был 33-х лет, когда Пинтий Грабитель (то есть Понтий Пилат) убил его Говорят, его мать была из рода царей, но стала женой плотника» 14 • император Адриан (130 г.) в своём письме к Сервиану кратко замечает об александрийцах, что некоторые из них «боготворят Христа» 15 • Марк Корнелий Фронтон (140 г.): «Говорят также, что они (христиане) почитают человека, наказанного за преступление страшным наказанием, и бесславное древо креста» 16 • Цельс (150 г.), полагая распятие Иисуса позором христианства, говорит «о голосе с креста при последнем вздохе, и о землетрясении, и о мраке» 17 ; он же замечает в одном месте, что христиане «допускают многие Лица в Боге» 18 и цитирует в другом слова христианских проповедников: «Я Бог , Я Сын Божий, Я Божественный Дух...» 19 и ещё: «Иисус, возвратившись из Египта, объявил Себя Богом», и в другом месте: «христиане ставят евреям в вину то, что они не веруют в Иисуса как в Бога 20

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

82 Видение «престолов» (7:9–10) написано по мотивам видения Исайи (гл. 6). Аналогичный пассаж мы встречаем также в Книге Еноха: «И я взглянул и увидел возвышенный престол; его поверхность [была] подобна льду, и от него исходило сияние как от солнца, и [раздавались] голоса херувимов. И из-под высокого престола текли реки пылающего огня, так что было невозможно смотреть на него. И Он, Который велик и славен, восседал на нем, и одежда Его была ярче солнца и белее чистого снега» (1Ен 14:18–20). Упоминание об «огненной реке» созвучно некоторым древнеперсидским мифам. 85 Видение огненных колес (арам. TllW? J) восходит к Книге Иезекииля, описавшего фантастические колеса божественной колесницы, причём в одном случае они называются " 2В1КЛ (офаним) (1:15сл.), в другом (галгал – «вихрь») (10:13). 88 Этот стих заставляет думать, что четыре «зверя» – царства сосуществуют во времени, а не следуют один за другим. Некоторые комментаторы, впрочем, говорят в этом случае об остатках прежних «зверей» – царств (Атропатене Мидии, Харакене и т. п.), продолжавших существовать наряду с «царством Еллинским». См.: Collins, 1984. Р. 304. 90 Термин «сын человеческий», «сын человека» (01Н]2 или ЕИЗХ «2) в Ветхом Завете обычно сопутствует слову «человек» и является его синонимом ( Чис. 23:19 ; Ис. 51:12; 56:2 ; Иер. 49:18,33; 50:40 ; Пс. 8:5; 79 /80:18; 143/144:3 и др.). Характерную сентенцию мы встречаем в Книге Иова: «человек (U? UN) есть червь, и сын человеческий (D1N]2) есть моль» (25:6). Так же употребляет термин СПЯ]2 и сам автор Книги Даниила в 8:17. В арамейских текстах, в том числе в кумранских документах, термины t7Mt  2, VI  2 («сын человека») обозначают неопределенное лицо: «некто, некий». См.: Collins, 1984. Р. 305. Однако, в этом стихе автор Книги Даниила использовал арамейский эквивалент этого термина, придав ему совершенно новое, особое значение, что породило впоследствии множество самых разных догадок и предположений. В Книге Еноха, зависимой в данном случае от Книги Даниила, Сын человеческий предстает уже как отдельная личность, особо приближенная к Богу; он называется также Избранником (в отличие от «избранных»), «Сыном жены» и «Сыном мужа» (1Ен 62:5; 69:29). Совершенно также восприняло этот термин христианство, связав его с Иисусом Христом. Согласно Евангелиям, сам Иисус называл себя Сыном человеческим, очевидно, основываясь именно на этом месте Книги Даниила. Среди современных исследователей единого мнения нет. На звание «Сына человеческого» выдвинуты вождь восставших иудеев Иуда Маккавей (X. Шмидт), предстоящий перед Богом архангел Михаил (И. Коппенс), другой архангел Гавриил (Ц. Цеви, П. Веймар), наконец, просто один из ангелов (X. Гарагунис). Все эти кандидатуры недостаточно обоснованы. Вероятнее всего, что «Сын человеческий» в данном случае то же, что и «народ святых Всевышнего» в аналогичных пассажах 7:18, 27, т. е. образное обозначение еврейского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Другой нехристианский источник – это Талмуд 73 , в основе которого лежит Мишна 74 , записанная в I– II веках. В III, IV и V столетиях был составлен комментарий к Мишне. В Талмуде есть упоминание об Иисусе Христе, достаточно неприязненное и сделанное вскользь, что неудивительно, так как Талмуд составлялся в эпоху, когда уже произошло размежевание христианской Церкви с иудаизмом. Однако это еще раз свидетельствует об исторической достоверности Личности Христа. Иудеи воевали не с мифом, а с реальным Иисусом, Который был распят в Иерусалиме. Вот этот текст (трактат Сангедрин, глава 6): «В канун Пасхи повесили Иисуса из Назарета. В продолжение сорока дней глашатай ходил перед ним, крича: “Он должен быть бит камнями, потому что занимался колдовством, соблазнял Израиль и увлек его на восстание. Кто имеет сказать чтолибо в его оправдание, пусть придет и свидетельствует”. Но не нашлось никого, чтобы его оправдать, и его повесили в канун Пасхи». Свидетельство Талмуда почти в точности совпадает с евангельским, за исключением того, что в Новом Завете не говорится о сорокадневной продолжительности процесса. Об обвинениях Спасителя в колдовстве упоминается и в Евангелиях: Фарисеи же сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как [силою] в вельзевула, князя бесовского ( Мф.12:24 ). Также в Новом Завете упоминается и обвинение в том, что Господь увлек народ на восстание: Иудеи же кричали: всякий, делающий себя царем, противник кесарю (Пп. 19:12). Разумеется, Синедриону, не принявшему Христа, Он представлялся соблазнителем. И «повесили» Его в канун Пасхи – датировка этого события совпадает с приведенной в канонических Евангелиях. Таким образом, Талмуд, у которого не было никаких оснований угождать христианам, подтверждает историчность факта Распятия Христа: ведь если бы христиане занимались мифотворчеством, иудеи не преминули бы их в этом уличить. Раби 75 Салман Цеви в трактате «Териак» пишет: «Иисус Назарянин родился в Вифлееме Иудейском при царе Ироде и умерщвлен в Иерусалиме при Понтии Пилате». Это – прямое историческое свидетельство.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Известный рабби Акиба-бен-Иосиф, живший в первую половину II в., казненный при подавлении восстания Бар-Кохбы в 132 г., писал о Христе, опять-таки относя Его смерть и кануну Пасхи, что соответствует христианской традиции 121 . Рабби Салман Цеви писал, что Иисус Назарянин родился в Вифлееме Иудейском в царствование Ирода и был умерщвлен в Иерусалиме при Понтийском Пилате 122 . Но, пожалуй, самое любопытное упоминание о Христе еврейских источников мы находим в Талмуде, где приводится рассказ Элиезера-бен-Гирканоса, известного раввина, жившего с 90 по 130 гг. по Р.Х., своему современнику, знаменитому вышеупомянутому рабби Акибе: «Однажды я гулял по верхней улице Сапо-рии и встретил одного из учеников Иисуса Назарянина, которого звали Иаков из Кефар-Сехании. Он сказал мне: «В вашем законе написано: «Не приноси заработанного блудницей в дом Бога твоего». А можно использовать эти деньги на отхожее место для первосвященника?» Я не знал, что ответить ему. Тогда он сказал мне: «Вот чему учил меня Иисус Назареянин: «Из заработанного блудницей собрала она это и на плату блуднице они это и истратят, из нечистоты пришло и в нечистое место вернется " " 123 . А. Робертсон, приводящий эту цитату из Талмуда, замечает: «Здесь мы имеем свидетельство, относящееся к I веку. Трудно найти повод, который побудил бы какого-либо еврея выдумать эту историю... А если так, то это доказывает, что Иисус Назарянин, выступавший против еврейского священства, жил в I веке, в годы, почти совпадавшие с традиционно принятыми датами» 124 . Как уже указывалось, все эти свидетельства обладают исключительной доказательной силой. Перейдем теперь к свидетельствам, почерпнутым из языческих источников. Следует сказать, что даже самые ранние из них – более позднего происхождения, чем приведенные выше, иудейские; иначе и быть не могло. Обширные области Римской империи находились на значительном удалении от Палестины, и с большим запозданием достигали центра вести, даже много более волнующие общественное мнение, чем сообщения о некоем проповеднике в захудалой провинции, закончившем к тому же жизнь на кресте как мятежник, подвергшийся каре вместе с разбойниками. Поэтому наивно звучат вопросы, почему о Христе ничего не упоминают его римские современники – Сенека, Плиний Старший или Тит Ливий!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

О том же говорят два обнаруженных в 1945 г. оссуария (хра­нилища для костей), относящихся к 50 г. по Р. Х. На них начертано четыре креста и две греческие надписи, из которых первая — это молитва Христу о помощи, а вторая — о воскресении человека, чьи кости покоятся в оссуарии 6 . А значит, в I веке Христа признавали Богом, коль скоро Ему молились. Свидетельством подобного же рода, но более поздним, является одна восточная гемма с рисунком рыбы и надписью: “Иисус Христос, защити!” 7 . Почему рыба? Потому что монограмма ICQUS (по-гречески ‘рыба’) ранними христианами расшифровывалась как Ihsouj Cristoj Qeou Uioj Swthr (Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель). Первые “ихтисы”, обнаруженные на стенах древних катакомб христиан, восходят ко второй половине I века 8 . Наконец, о том же со всей очевидностью свидетельствуют языческие и иудейские писатели первых двух веков по Р. Х., которых никак нельзя заподозрить в намеренном искажении фактов в выгодном для христиан свете. · сириец Мара Бар Серапион (73 г.) в своём “Письме к сыну” пишет: “что выиграли евреи, казнив своего мудрого Царя? Не вскоре ли после этого погибло их царство? Ибо по правде отмстило Божество иудеи, покинутые и прогнанные из царства своего, рассеяны по всякой стране. Не навеки погиб мудрый Царь — Он продолжает жить в Своём учении 9 ”; · Иосиф Флавий (93 г.): “В то время был мудрый человек, называвшийся Иисусом. Был Он праведен и известен добродетелью. И многие из числа евреев и других народов стали Его учениками. Пилат приговорил Его к смерти на кресте. И те, кто стали Его учениками, не отвергли Его учения. По их словам, Он явился к ним живым через три дня после распятия; потому и был Он, возможно, тем Мессией, о Котором говорили пророки, описывая чудеса. Племя же христиан, получивших от Него своё имя, живо и до сего дня” (Древности 18.33) 10 ; · рабби Салман Цеви (конец I в.) писал, что Иисус Назарянин родился в Вифлееме Иудейском в царствование Ирода и был умерщвлён в Иерусалиме при Понтийском Пилате 11 ; · Плиний Младший, будучи проконсулом Вифинии, производил обстоятельное исследование христианства; и вот что он в итоге пишет императору Траяну в 111 г.: “вся вина их (хрис­тиан) состояла в том, что они сходились в известные дни и пели песнь Христу как Богу” (письмо 96) 12 ;

http://pravmir.ru/musulmanskoe-predstavl...

Наиболее ясно сказывается это сходство в употреблении редко встречающихся слов, так называемых нарах legomena. Так, «баг» Дан.1:5 = Иез.25:7 ; «хув» Дан.1:10 = Иез.18:7 ; «цеви» Дан.8:9 = Иез.20:6, 15 ; «келал» Дан.10:6 = Иез.1:7 ; «зегар» Дан.12:3 = Иез.8:2 ; «бен-адам» Дан.8:17 = Иез.2:1, 3, 6, 8 ; Иез.3:1, 3, 4 и т. п. Примером совпадения наречий книги Даниила и Ездры служат такие, напр., выражения: «шему» Дан.6:5 = 1Ездр.4:22 ; «невали» Дан.2:5 = 1Ездр.6:11 ; «питгама» Дан.4:14 = 1Ездр.6:17 ; «сим теем» Дан.5:2 = 1Ездр.5:4 ; 1Ездр.6:1 ; «ди» Дан.5:30 = 1Ездр.5:17 и т. п. Вполне соответствует эпохе написания книги пророка Даниила наличность в ней персизмов и вавилонизмов, т. е. слов, объясняемых из персидской и вавилонской терминологии. Таковы, по указанию экзегетов: «азда» Дан.2:5, 8 от древне-персидского «aranda» – наука; «гаддам» Дан.2:5 ; Дан.3:29 – от персидского «handam» – член; «патбаг» Дан.1:5, 8, 13 – от древне-персидского «patibaga» – трапеза богов; «гедаберим» Дан.3:2, 3 – от древне-персидского «gasbar» – казначей; «пеха» Дан.3:3, 27 – от древне-персидского «paik» – наместник. «Ариох» Дан.2:14 =ассир. Eri Асни, т. е. раб богини Луны; «Мисах» Дан.1:6 =ассир. Misa Achu, т. е. кто как Аку – бог луна; «Седрах» Дан.1:6 =Sudar Achu, т. е. повеление бога Аку; «Авденаго» Дан.1:6 =Abad Nabu, т. е. раб бога Небо; «ашафим» Дан.2:2 =ассир. «assipu»; «табагайа» Дан.2:14 =ассир. «tabihu»; «гашхин» Дан.3:16 =ассир. haspuhu и т. п. Как произведение современника и очевидца описываемых событий, книга пророка Даниила отличается далее полной исторической достоверностью своих сообщений. Таковы, напр., рассказы об отведении в Вавилон иудейских пленников не лично самим Навуходоносором, а по его приказанию Асфеназом ( Дан.1:3 ), о воспитании пленных юношей при царском дворце и в придворных школах ( Дан.1:5–6 ), о разделении халдейских жрецов и правительственных чиновников на различные классы (2 и 4 гл.; Дан.3:3 ), о поставленной Навуходоносором на поле Двир громадной золотой статуе ( Дан.3 ), о сопровождающей ее открытие процессии, о болезни Навуходоносора и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Архимандрит. «Ах, израильтяне! Какие басни распространяют ваши раввины в талмуде о Иисусе Христе! Почти в каждый высказанной мысли видно противоречие; то говорят они, что Иуда, снабженный чудодейственною силою («шем машбия»), не может брать Христа; то они уверяют, что он – Иуда, вступив в число учеников Христовых, узнает каким образом можно взять Христа и предать Его в руки архиереев. Но кто его научил этому? Уж не сам ли Христос вразумил Иуду, как взять Его? Вот до какого заблуждения могли дойти враги Христовы – раввины! Но более всего представляется странным талмудический разсказ относительно самой смерти Спасителя, что Его будто побили камнями, Всем известно, что Христос был распят на кресте. He менее представляется нелепым и то уверение талмуда, что царица Елена способствовала ученикам Христовым провозгласить Его воскресшим и Сыном Божиим. Кто же не знает, кроме талмуда, что святая Елена жила на свете и уверовала в Иисуса Христа через триста почти лет по Его воскресении и вознесении? Вера в Спасителя восторжествовала над ложью врагов Христовых именно потому, что Он есть истинный Мессия, Спаситель мира. В самом деле, мог ли простой человек возвыситься до равенства с Богом и творить гораздо более чудес, чем пророки? Известно, что около времени пришествия Спасителя в мир много явилось между евреями лже-мессий, как, например, являлся Баркохаб (сын звезды), Шабатай Цеви и многие другие; но где они теперь? Память о них исчезла вместе с тем, как исчезли они! Вера же в Иисуса Христа, со времени пришествия Его в мир, и до днесь сохраняется: миллионы людей веруют в Спасителя. Веруют и тому, что Он воскрес. Много бы можно сказать против ложных доводов раввинов, относительно Христа Мессии; но теперь считаю об этом неуместным распространяться». Этим, должно быть, архимандрит хотел закончить речь, но начальник училища, по-видимому, пригласивший его с целию побеседовать с нами о вере, усердно просил архимандрита продолжать свое назидательное пастырское слово. – «Хотя бы его вразумить, – сказал начальник училища, указывая на меня, – в христианской истине». Архимандрит продолжал.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

К этому-то иудео-персидскому «пророку» нам пришло на мысль обратиться за разрешением некоторых своих вопросов, по преимуществу требовавших испытанного восточного чутья и восточной проницательности, в том числе и вопроса о Песни Песней. Не будем рассказывать сколько трудов нам стоило, чтобы завязать сношение с этим «пророком» (без официальной поддержки это было бы для нас невозможно), особенно же чтобы заставить его понять наши вопросы и отвечать на них просто, без и. новых аллегорий. На вопрос о Песни Песней Тайяр сначала засыпал нас выдержками из мидраша, хотя в какой-то особенной своей редакции, потом начал доказывать, что Песнь Песней есть пророчество о Шиббатай Цеви (на основании слов 2:9: domeh dodi litzbi) и наконец, уступая нашему настойчивому желанию слышать объяснение Песни Песней не книжное, но непосредственное, на основании его собственного духовного чутья и восточного миросозерцание, он потребовал нескольких дней отсрочки и 50 пиастров (en kemach en thorah, повторил оп талмудическую пословицу). То, что мы сейчас изложим есть именно разрешение загадки Песни Песней Самуила Тайяра. Разумеется, от него мы слышали только короткие намеки и отрывочные фразы и должны были все это привести в порядок и развить: о многом едва можно было догадываться, так что нам приходилось слова Тайяра, как наполовину поврежденную рукопись восстановлять собственными соображениям. Как бы то пи было, но взгляд купленный нами у Самуила Тайяра представляется нам настолько оригинальным и свежим, на столько непохожим на все то, что привыкла говорить и думать о Песни Песней Европа, что мы считаем себя обязанными не скрывать его более в своем портфеле, как советует Павлюс, но привести в известность людей науки. Если в нем все-таки нет решение загадки Песни Песней, то не указано ли в нём по крайней мере новое надежное направление, в котором нужно вести исследование о нашей книге? Ключом к разъяснению загадки Песни Песней может служить только правильное понятие о том, что называется невестою Песни Песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Из самого же Талмуда видно, что народ собственно не питал ненависти к Иисусу Христу, ибо торжественно встречал Его при въезде в Иерусалим, и что только одни иудейские архиереи предстали пред царицею Еленою и просили ее наказать Иейшу. Если же царица Елена, по уверению Талмуда, видя многочисленные чудеса Спасителя, уверовала в Него, то она уже ни в каком случае не позволила бы евреям надругаться над Ним. И кто же, кроме Талмуда, не знает, что святая Елена жила на свете и веровала в Иисуса Христа чрез триста почти лет по Его воскресении и вознесении? Вера в Спасителя восторжествовала над ложью врагов Христовых, именно потому, что Он есть истинный Мессия, Спаситель мира. В самом деле, мог ли простой человек возвыситься до равенства с Богом и творить гораздо больше чудес, чем Пророки? Если это зависело, как говорят талмудисты, от того, что Христос будто бы случайно узнал о тех мгновениях, в которые можно было испросить у Бога все, даже – равенство с Ним, то почему же до времен Христовых, и после того, никому не удавалось этого сделать? Известно, что около времени пришествия Спасителя в мир много являлось между евреями лжемессии, как например, являлся Баркохав (сын звезды), Шабатай Цеви и многие другие; но где они теперь? Память о них исчезла вместе с тем, как исчезли они! Вера же в Иисуса Христа, со времени пришествия Его в мир, и доднесь сохраняется: миллионы людей веруют в Спасителя и веру свою основывают, между прочим, на томже священном писании, которым руководствуются и сами евреи. 6 Злейшие враги Иисуса Христа однако же оказываются более верующими, чем христианин Ренан, неуступающий им только в нелепости собствснных вымыслов. 7 Несмотря на все эти дикие сплетения и беззастенчивое искажение евангельских сказаний, Талмуд не говорит ни и каком преступлении Иисуса Христа. Так и здесь оправдываются подлинные слова, сказанный Господом: «кто из вас обличит Меня в грехе»? Читать далее Источник: Беседы православного христианина из евреев с новообращенными из своих собратий об истинах святой веры и заблуждениях талмудических, с присовокуплением статьи о Талмуде/соч. А. Алексеева. - 3-е изд., доп. и испр. - Новгород : тип. М. Сухова, 1878. - 320 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

рабби Салман Цеви (конец I в.) писал, что Иисус Назарянин родился в Вифлееме Иудейском в царствование Ирода и был умерщвлён в Иерусалиме при Понтийском Пилате ; Плиний Младший, будучи проконсулом Вифинии, производил обстоятельное исследование христианства; и вот что он в итоге пишет императору Траяну в 111 г.: «вся вина их (христиан) состояла в том, что они сходились в известные дни и пели песнь Христу как Богу (письмо ». Публий Корнелий Тацит (115 г.): «виновник этого имени (христианского), Христос, был подвергнут смертной казни при управлении Тиверия прокуратором Понтием Пилатом (Анналы, 15 кн; 4 гл)»; Вавилонский Талмуд, Санхедрин (II век): «Вечером накануне Пасхи они повесили Иисуса из Назарета », и в другом месте: он «был 33-х лет, когда Пинтий Грабитель (т.е. Понтий Пилат) убил его... Говорят, его мать была из рода царей, но стала женой плотника »; Также в Талмуде написано об Иисусе: «Рабби Елизар сказал: Смотря в будущее, Валаам видел, что будет сын женщины, который возвысится и постарается сделать себя Богом и совратит весь мир... и обманно скажет, что уйдёт, но снова вернётся в конце ». Император Адриан (130 г.) в своём письме к Сервиану кратко замечает об александрийцах, что некоторые из них «боготворят Христа »; Марк Корнелий Фронтон (140 г.): «Говорят также, что они (христиане) почитают человека, наказанного за преступление страшным наказанием, и бесславное древо креста »; Цельс (150 г.), полагая распятие Иисуса позором христианства, говорит «о голосе с креста при последнем вздохе, и о землетрясении, и о мраке »; он же замечает в одном месте, что христиане «допускают многие Лица в Боге » и цитирует в другом слова христианских проповедников: «Я Бог, Я Сын Божий, Я Божественный Дух… » и ещё: «Иисус, возвратившись из Египта, объявил Себя Богом», и в другом месте: «христиане ставят евреям в вину то, что они не веруют в Иисуса как в Бога »; Лукиан Самосатский (160 г.) пишет, что «они (христиане) обожают своего распятого мудреца и живут по Его закону » и что Он «был распят в Палестине за то, что основал этот новый культ (христианство) (О смерти Перегрина) »;

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004    005   006     007