Санкт-Петербург. Домовая церковь Покрова Пресвятой Богородицы при бывшем Николаевском сиротском институте. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Ампир Год постройки:Между 1829 и 1834. Архитектор:Д. Квадри, П.С. Плавов Адрес: г.Санкт Петербург, наб. реки Мойки, 48 на территории РГПУ им. А.И. Герцена Координаты: 59.933788, 30.320018 Проезд:ст. метро " Гостиный Двор " , выход на канал Грибоедова (Екатерининский) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Здание церкви находится во внутреннем дворе институтского комплекса. Это отдельное трехэтажное здание, построенное в традициях русского классицизма. С главным корпусом соединено переходом. Внешний вид фасадов сохранился, только в фронтоне вместо исторического барельефа в советское время появился герб СССР. Проект здания церкви разработал в 1829 г. архитектор Д.Квадри. После его смерти в 1832 году строительством руководил П.С. Плавов, который переработал первоначальный проект. Работы были закончены в 1834 году. В феврале 1834 года церковь была освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. После революции весь комплекс зданий Николаевского сиротского института отошел к Педагогическому институту (ныне РГПУ имени А.И. Герцена). В церкви был устроен клуб. Литература: Длужневская Г.В. Утраченные храмы Петербурга. - СПб, Издательский Дом " Литера " . 2003 Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, находящаяся при С.-петербургском Николаевском сиротском институте и Александринском сиротском доме, прежде была церковью С.-петербургского воспитательного дома. С.-петербургский воспитательный дом, основанный 1 октября 1770 года, находился первоначально близ Смольного Новодевичьего Воскресенского монастыря, на месте, которое ныне занимают градские богадельни. Особой церкви при этом доме не было, и крещение младенцев с другими церковными требами совершалось священниками Смольного монастыря, а погребение умиравших младенцев - причтом Большеохтинского кладбища.

http://sobory.ru/article/?object=10054

9 Последнее поручение повторялось в 1829-м г., по случаю увольнения кн. Мещерского в отпуск за границу. 10 В С.-Петербурге преосв. Никанором, в бытность его викарием, освящены: Свято-Духовская церковь при Кондукторской школе − 25 марта 1827 г.; Александро-Невская при Школе военных кантонистов − 11 сент. того же года; церковь во имя св. великом. Георгия в Технологическом Институте − 11 октября 1831 г.; совершена закладка церкви и дома призрения престарелых и увечных граждан − 21 июня 1831 г. 11 В 1829 г. Преосвященный обозревал церкви в уездах Царскосельском, Лугском, Гдовском и Ямбургском. 12 Все эти поучения завещаны почившим архипастырем Александро-Невской лавре. Вместе с шестью томами «Слов и речей» преосвященнейший Никанор завещал библиотеке Александро-Невской лавры три тома записок по различным богословским наукам, которые преподавал он в вифанской семинарии: 1) «Изъяснение текста в VII главах послания ап. Павла к Римлянам»; 2) «Institutionts Hermeneuticae Sacrae»; 3) «Delineatio Theologiae contemplativae»: том довольно большого объема; в начале его помещён конспект догматического и нравственного богословия. 13 Вместе с книгами пожертвованы разные памятники древности, как то: книги древней печати, древние рукописи, грамоты, медали и монеты. Святейший Синод, когда доведено было до сведения его о таком пожертвовании, объявил преосвященному совершенную признательность. 14 На I-м томе первого из этих изданий собственноручно написано Высокопреосвященным: «Полный курс Свящ. Писания в XXVIII томах жертвую в библиотеку С.-петербургской духовной семинарии в пособие преподавателям, с наставлением св. апостола Павла: да испытывают всё: доброго, здравого учения да держатся». На I-м т. второго издания написано: «Полный курс богословия в XXVIII томах жертвую в библиотеку С.-петербургской духовной семинарии, в пособие наставникам: да извлекают из него что согласно со словом Божиим и учением, еже по благоверию». 15 Разумеем ценные издания, пожертвованные преосвященным митрополитом в академическую библиотеку: 1) Aya Sofia Constantinople, as recently restored by order of H. M. тне Sultan Abdul Medjid; 2) Собрание карт и рисунков к исследованиям о древностях южной России и берегов Черного моря, графа Алексея Уварова, Спб. 1851 г. и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

В годы управления Н. епархией был обновлен иконостас зимнего кафедрального Свято-Троицкого собора Архангельска. Архиерей интересовался историей края, способствовал сохранению и собиранию памятников древности. По его настоянию в мон-рях и приходах епархии возобновилось составление памятных книг, заведенных при Архангельском еп. Вениамине (Краснопевкове-Румовском). Н. вел оживленную переписку с краеведами и коллекционерами, по просьбе одного из своих корреспондентов, Н. П. Румянцева , он организовал осмотр архивов Антониева Сийского и Корельского во имя святителя Николая Чудотворца мон-рей. Также по просьбе Румянцева Н. установил связь с важским купцом М. Н. Мясниковым. Накопив состояние благодаря торговле в Сибири, Мясников отошел от дел и посвятил свою жизнь собиранию материалов по истории и этнографии Севера европ. части России. По совету архиерея Румянцев решил приобрести коллекцию Мясникова, но смерть графа помешала осуществлению этой покупки. Н. погребен в холмогорском Преображенском мон-ре. В 1831 г. еп. Аарон (Нарциссов) сочинил эпитафию на смерть Н., начинающуюся словами: «Ах,/добрый пастырю, как рано ты уснул! Воспитан при ногу Российскаго Платона,/Исполнь премудрости Божественна Закона,/Коль чудным светом ты в Архангельске блеснул!/Блеснул - и лег во гроб, востребован был Небом...» Соч.: Слово в день восшествия на Всерос. престол Е. И. В. ...имп. Александра Павловича, говоренного в крестовой Воскресенской ц., что при доме архиерейском в Ярославле, Ярославльской семинарии, 1818 г., марта 12 дня. М., 1818; Слова, говоренныя в разные времена. СПб., 1823; Слово и речь надгробные. СПб., 1825. Лит.: Отечественные записки. 1829. Апр. С. 63; Вениамин (Смирнов), архим. Обращение в христианство мезенских самоедов: Зап. архим. Вениамина//ХЧ. 1850. Ч. 2. С. 363-384, 410-443; 1851. Ч. 1. С. 64-84; он же. Самоеды мезенские//Вестн. РГО. 1855. Кн. 3. С. 77-140; Шренк А. Путешествие к северо-востоку Европейской России чрез тундры самоедов к сев. Уральским горам, предпринятое...

http://pravenc.ru/text/2564988.html

Епископ Порфирий (Успенский). Книга бытия моего Фрагменты Печатается по: Епископ Порфирий (Успенский) . Книга бытия моего. Дневники, автобиографические записки. Т. VI. Часть 1854 г. Издание Императорской Академии Наук. СПб., 1900. С. 241–246; 323–328. Епископ Порфирий (Успенский) (1804–1885) – выдающийся церковный деятель, востоковед. Образование получил в костромской духовной семинарии и в Санкт-Петербургской Духовной Академии (выпуск 1829 г.); принял монашество, возведен в сан архимандрита, был настоятелем посольской церкви в Вене, в 1843 г. командирован на Восток для изучения проблем Православия. Был назначен начальником Русской Духовной миссии в Иерусалиме, занимал эту должность до начала Крымской войны (1853 г.). В книгохранилище Синайского монастыря открыл знаменитый Синайский кодекс Библии (IV в.); он же нашел и издал 4 беседы Фотия, Патриарха Константинопольского . В 1858 г. архимандрит Порфрий был снова отправлен на Ближний Восток, пробыл там три года, вывез обширную коллекцию старинных книг и рукописей на греческом, арабском, грузинском и других восточных языках, а также на церковнославянском (ныне хранятся в РНБ и БАН). В 1865 г. был возведен в сан епископа Чигиринского, викария Киевской епархии, и скончался в этом сане в 1885 г. Его многотомное сочинение «Книга бытия моего» – важнейший источник сведений по истории Ближнего Востока. Святыни земли Италийской. Фрагмент Печатается по: Епископ Порфирий (Успенский) . Святыни земли Италийской. (Из путевых записок 1854 г.). М., 1996. С. 21–23. Святитель Игнатий (Брянчанинов) . О ереси и расколе. Фрагменты Печатается по: Святитель Игнатий (Брянчанинов) . О ереси и расколе. СПб., 1997. С. 24–27. Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867) – святитель, епископ Кавказский и Черноморский. Окончил курс в петербургском инженерном училище. В 1831 г. принял монашество, долгие годы был настоятелем Сергиевой пустыни (близ Петербурга); в 1861 г. удалился на покой и посвятил себя богословским трудам. Сочинения «Аскетические опыты», «Аскетическая проповедь», «Приношение современному монашеству – правила наружного поведения для новоначальных иноков и советы относительно иноческого душевного делания», «Отечник», «Слово о смерти» и др. выдержали несколько изданий. Протопресвитер Виталий Боровой, А.      С. Буевский. Русская Православная Церковь и экуменическое движение.Фрагменты

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

По возгласе: Святая святым, опять многолетствование старейшего священника сослужащими ему. Оно изложено в виде диалога. Много разностей замечается в изложении чина причащения служащих. Вот, между прочим, как оно описывается в одном служебнике: младший священник берет часть агнца и подает ее старшему с словами: Тело Христово дается рабу Божию такому-то; этот берет часть, подаваемую ему, и в свою очередь передает частицу младшему, таким образом держа частицы в руках, они целуются. Вообще пред причащением и после него положены другие молитвы, чем какие читаются теперь. Заамвонная молитва читается также иная и между прочим одна из них начинается словами: „Господи Иисусе Христе, Спасе нас сподобивый ныне славы Своея». Все эти разности впрочем не составляют чего-либо оригинального русскаго: оне перешли из греческих служебников и составляют варианты современного греческого строя литургии. Русское влияние выражается в употреблении славянского технического языка, в упоминании русских святых и в приспособлении к устройству церквей и некоторым народным обычаям. 1 Пасхальная вечеря у евреев была настоящим ужином. Повлияло ли это на соединение Евхаристии с агапами и совершение ее вечером? 2 Письмо III к еп. Кириаку,–Письма Злат. в русск. пер. СПБ. 1866, стр. 154. Сн. русск. пер. творр. Злат. СПБ. Д. А. III, 453, 447. „Мне говорят: ты крестил после пищи и пития. Если я сделал это, да буду анафема!»... 10 О поминовении см. в Опытах сочинений воспитт. М. Дух. Академии. М. 1822, стр. 13, 16. От кого церковь не принимала даров, см. Иродион Ветринский. «Памятники древней христианской Церкви». С.-Петербург, 1829 г., III ч. V, 180–3, 203. Сильвестра Опыт православного догматического богословия, т. V, стр. 303; изд. 2. К. 1897. Дионисий Ареопагит . о чтении дипт. с им. прин. 253–254. 11 «Иоанн святого Андрея». – Так именовал себя издатель, скромный каноник парижского собора святого Андрея (Cathédrale Saint-Andre). 14 Список литургии был вложен в письме кардинала Вильяма Сирлети (Gugliemo Sirleto) «Иоанну святого Андрея, канонику церкви в Париже», Рим, 16 мая 1582 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

433 На востоке было пять окружных экзархов; александрийский в Египте, антиохийский в Сирии, ефесский в малой Азии, кесарио-каппадокийский в Понтийском округе и гераклейский во Фракии; на западе же такой экзарх был только один, – папа римский. Перв. всел. собор, прав. 6 и втор. всел. собор. прав. 2: книг. правил, стр. 31. 37–38. Спб. 1843 г. 434 Таких епископов, кроме римского, было на западе семь: медиоланский над округом италийским, карфагенский над Африкою, лионский над Галлиею, толедский над Испаниею, эборакский над округом британским, сирмийский над Иллириком западным и фессалоникский над Иллириком восточным. Ветринск. Памятн. древн. христ. церкв. т. 1, стр. 135–136. Спб. 1829 г. 435 Так, Иннокентий 1 (†417 г.) говорит, будто в целой вселенной ничего нельзя решить без сношения с кафедрою римскою, в особенно в делах Веры все епископы должны обращаться к ап. Петру, иначе сказать к самому Иннокентию и его преемникам (Иннокен. 1 Письм. к собор. карфагенскому 416 г.: твор. св. Льва вел. т. 2, стр. 30. Лион 1700 г.). Зосима (†461 г.) на одном из соборов карфагенских выдает правила поместного собора сардикийского за вселенские, чтобы заставить переносить важные дела карфагенской церкви на суд за море – в Рим (Мосгейм. Истор. христ. век. 5, стр. 983). Один из послов Льва великого (†461 г.) называет римскую церковь главою всех церквей (Флери Истор. церк. т. 2, стр. 429. Париж, 1844 г.). Симпликий (†473 г.) и Феликс III (†493 г.) преследуют, судят и осуждают константинопольского первосвятителя Акакия, с твердостию защищавшего достоинство, предоставленное занимаемой им кафедре. Геласий I (†496 г.) утверждает, что римская церковь имеет первенство не от людей и не от соборов, но от самого Иисуса Христа (Флери Истор. церк. т. 2, стр. 527. Париж, 1844 г). Вонифатий III (†606 г.) достигает того, что император Фока объявляет римскую церковь главою всех церквей, а титло «вселенский» предоставляет исключительно за епископом римским, и соборно поставляет не признавать того епископом, чье избрание не будет утверждено словами епископа римского: «желаем и повелеваем (Палатин.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

I, 159 и 173 стр.). Срав. Остроумов. Очерк прав. цер. права, стр. 99. 24 К этому же разряду относит каноническое право и преосв. Антоний. «Церковное законоведение или каноническое право, говорит он, имеет предметом права, законы и постановления церкви Христовой, а целию – определение правильного образа взаимных отношений между собою членов церкви». Догмат. богосл. (введение § 23, 18 стр.). Спб. 1862 г. 31 В подтверждение этого м. Евгений приводит следующий факт: в 1807 г. министр юстиции обращался к новгородскому митрополиту Амвросию за разрешением вопроса «какие покраденные в церкви вещи почитать и судить за святотатство?» В ответ на этот вопрос св. Синод, по представлению м. Амвросия, сделал выписку из градских законов Кормчей книги, которая и была отправлена министру, а потом Правительствующим Сенатом разослана в качестве руководства всем уголовным палатам. Ibid. 244 стр. 36 О значении Кормчей в системе древн. рус. церк. права. Чтен. в Импер. общ. истории... 1847, 3, прим. I. 39 М. Евгений высказал это предположение, имея в виду только сравнительную древность перевода правил в Софийском списке. 40 Обозрение... Москва 1829 г. пред. VI стр. «Тот не может правильно судить о нынешнем положении дел, говорит Розенкампф в другом месте, кто не старался приобресть полных сведений о прошедших; сравнение одних с другими требует познания в обеих». 102 прим. (ко 2 отд.); 101 стр. 53 Первонач. слав.-рус. Номок. 80–81. Несправедливо также бар. Розенкампф называет Кормчую, заключающую в себе полный текст правил «Кирилловскою» на том основании, что будто бы подлинник ея получен был из Болгарии митр. Кириллом II (Обозрение... 10 стр.). На самом же деле из Болгарии была получена Кормчая с кратким текстом правил. Несколько ошибок, по словам проф. Горчакова, допущено Розенкампфом при решении вопроса о происхождении 50 гл. Кормчей книги (О тайне супружества. Спб. 1880 г. 3 стр. ср. 178 стр. 1-е прим.) и др. 73 «В русском церковном праве, говорит в одной из своих монографий преосв. Иоанн, мы видим чистые основания общего права вселенской церкви; право нашей церкви есть право в существе своем древнее – то же, какое и сначала принадлежало церкви восточной и всегда принадлежит церкви истинной, вселенской, – только право, облеченное в новые местные формы и примененное к местным условиям». Об основ. русск. церк. права. Хр. Чтен. 1846 г. IV, 307 стр. В этих словах преосв. Иоанн выразил тот вполне правильный взгляд, что здание – русское церковное право – нужно рассматривать в связи с его основанием – правом восточной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Некоторые принимали пострижение уже во время прохождения ими должности наставников, и иные после довольно продолжительной службы. Из такого значительного числа монашествующих достигли святительства только 47 человек и в числе их трое иноземцев (Болгар). Перечисляем их по порядку курсов. Первого курса (1818) 1 . Владимир Алявдин, магистр. В 1818 году по окончании курса назначен в пензенскую Семинарию инспектором и профессором философии и еврейского языка. Здесь он познакомился с М. М. Сперанским, бывшим тогда в Пензе губернатором, и пользовался расположением преосв. Иннокентия Смирнова , который скончался на его руках. В конце 1820 года Алявдин перемещен по собственному желанию во Владимирскую Семинарию также на должность инспектора. 3десь в январе 1827 г. принял монашество. В октябре сего года переведен в С.-Петербург на должность инспектора Семинарии; в сентябре 1829 в сане архимандрита определен ректором калужской Семинарии; в январе 1835 года рукоположен во епископа Чигиринского, викария киевского; в сентябре 1836 назначен епископом костромским, в ноябре 1812 года переведен на архиепископскую кафедру в Тобольск, где и скончался 20 мая 1845 года. Из сочинений его известны в печати: Речь при погребении епископа пензенского Иннокентия. Жизнеописание Иннокентия, еп. пензенского, напечатанное при первом издании его сочинений. Спб. 1821. Краткое описание киево-златоверхомихайловского монастыря с жизнеописанием св. мученицы Варвары. Киев. 1835. Церковный год или собрание воскресных поучений, говоренных к народу в 1835, 1836 и 1837 годах в Киеве и в Костроме, 2 части. Спб. 1838. Собрание поучительных слов, 2 части. Москва 1838г. 349 2 . Михаил Добров, магистр. По окончании курса определен бакалавром церковной истории при московской духовной Академии. В 1819 году переведен на должность инспектора московской Семинарии. В 1823 г. назначен ректором тверской Семинарии. В 1831 году, 27 сентября, хиротонисан во епископа оренбургского. В 1835 году уволен на покой и жил в загородном архиерейском доме близ Уфы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

95 КИРЕЕВСКИЙ Пётр Васильевич (1808—1856) — фольклорист, публицист и археограф. Многими считался “первым славянофилом .” В 1829—1830 учился в Германии. По возвращении в Россию занялся собирательством народных песен (ему помогали более 30 знакомых, в том числе Гоголь Н.В. , Пушкин А.С .). 96 КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806, 22 МР-1856, 11 ИН) — философ, литературный критик и публицист, один из основоположников славянофильства . Во второй пол.1820-х заметная фигура в литературных салонах . Учился за границей, всерьёз увлёкся проблемой “Россия и Европа.” В 1832 начал издавать журнал “Европеец,” закрытый по доносу (якобы журнал пропагандирует конституцию и революцию ). В к.1830-х наряду с Хомяковым А.С . один из лидеров славянофильства. 97 ПОЛЕВОЙ Ксенофонт Алексеевич, (1801—1867) — писатель, младший брат Николая Полевого; родился в Иркутске, до смерти отца жил в Курске, стараясь пополнить свое образование, а на досуге управлять водочным заводом отца, после смерти которого (1622) вместе с братом переехал в Москву. Когда Николай Полевой стал издавать “Московский Телеграф,” Ксенофонт Полевой ревностно помогал ему. Почти вся черная работа по изданию журнала и деловая переписка лежали на нем. “История вообще, и военная в особенности, — говорит он в своих записках, — была с малолетства моей страстью, теория и история искусств также; по всем этим предметам я писал и переводил для нашего журнала.” После закрытия “Московского Телеграфа” (1834) Полевой редактировал “Живописное Обозрение,” занимаясь также книжной торговлей и издательством. Впоследствии он переехал в Петербург и участвовал в “Отечественных записках” и “Северной пчеле.” С 1856 по 1864 г. издавал “Живописную русскую Библиотеку.” Он стоял далеко ниже брата и по уму, и по дарованиям. Его позднейшие критические статьи в “Северной пчеле” поражают своей ненавистью к литературному движению 40-х годов. Перед братом он преклоняется безусловно, считая его недосягаемым гением, величайшим писателем и необыкновенным человеком. Свои “Записки” (СПб., 1888) он всецело посвящает брату, подробно описывая всю его жизнь. Другие труды его: “Описание жизни Ломоносова,” “О жизни и сочинениях Н.А. Полевого” (СПб., 1860) и несколько переводов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3034...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВВАКУМ (Честной Дмитрий Семенович; 18.09.1801, погост Родик Осташковского у. Тверской губ.- 10.03.1866, С.-Петербург), архим., синолог. Закончил Тверскую ДС и СПбДА, принял монашество, в 1829 г. был рукоположен во иеромонаха и направлен в Китай в составе 11-й Пекинской духовной миссии . Служил в ц. Успения Божией Матери в Пекине, прихожанами к-рой были потомки пленных албазинцев , преподавал в церковноприходском уч-ще при этом храме арифметику, географию и правосл. вероучение на кит. языке. Перевел на кит. молитвы, церковные песнопения, неск. проповедей, при помощи тибет. ламы перевел на тибет. Евангелие от Луки. С кит. на рус. А. перевел неск. трактатов философско-этического содержания. Собирал сведения по истории и географии Маньчжурии, Китая и Кореи. После возвращения из Китая А. составил «Каталог по книгам, рукописям и картам на китайском, маньчжурском, монгольском, тибетском и санскритском языках, находящимся в библиотеке Азиатского департамента МИД» (СПб., 1843). С 1844 г. архимандрит, член С.-Петербургской консистории и духовного цензурного комитета, член конференции СПбДА. В 1852-1855 гг. входил в состав экспедиции вице-адмирала Е. В. Путятина, имевшей целью установление отношений с Японией, исполняя обязанности священника и переводчика на фрегате «Паллада» (экспедиция описана И. А. Гончаровым в романе «Фрегат «Паллада»»). В 1857-1858 гг. А. участвовал в качестве переводчика в российско-кит. переговорах и присутствовал при заключении Тяньцзиньского трактата 1 июня 1858 г. С 1860 г. жил в Александро-Невской лавре , занимался переводами. Соч.: О надписи на каменном памятнике, находящемся на берегу Амура//Зап. Сиб. отд. Геогр. об-ва. 1856. Кн. 2; Наша китайская миссия в 1834 г.//РА. 1884. Ч. 3. Лит.: Савельев П. С. Восточная литература и русские ориенталисты//РВ. 1856. 8; Отчет имп. Русского Географического общества за 1866 г. СПб., 1867; РБС. Т. 1. С. 22-23. Б. К. Кнорре Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника " ИАКИНФ (Бичурин (Пичуринский) Никита Яковлевич; 1777 - 1853), бывш. архим., востоковед, синолог, глава Пекинской духовной миссии в 1807-1821 гг. ИННОКЕНТИЙ (Фигуровский Иван Аполлонович; 1863 - 1931), митр. Пекинский и Китайский, духовный писатель, синолог

http://pravenc.ru/text/62578.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010