Завершения башен утрачены. Дом священника — двухэтажное деревянное здание с упрощенным декором, лишенным стилевых характеристик. Вернее всего, оно сооружено с использованием типового проекта и по внешнему облику напоминает общественную постройку. Рублено из бревен, перевязанных в обло, поставлено на кирпичный цоколь и обшито снаружи поздней вагонкой. Прямоугольный в плане объем, искаженный несколькими разновременными пристройками, покрыт четырехскатной крышей. Фасады с равномерно расставленными оконными проемами завершены гладким карнизом с широким тесовым фризом. Прямоугольные окна на втором этаже сохранили первоначальные рамочные наличники с навершиями-полочками, украшенными несложной пропильной резьбой. Церковная сторожка — одноэтажное кирпичное здание, типичное для рубежа 19-20 вв.; снаружи покрыто известковой обмазкой и побелено. Прямоугольный в плане объем под четырехскатной крышей в нач. 20 в. был усложнен с севера кирпичной пристройкой. Окна этой пристройки, очевидно, расширены в советское время. Фасады первоначальной части украшены узким венчающим карнизом и лучковыми бровками над окнами, на пристройке — лишь карнизом с поясом поребрика. Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 39-40; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 68; Материалы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губернии. Отдел третий для Костромской и Плесской десятин. М., 1912. Вып. 5. С. 36-37; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 2: Костромской и Красносельский районы. Кострома, 2000. С. 185-187. http://svodokn.ru/object/101511390?open=true Добавить комментарий Комментарии и обсуждение В 2007 году шли ремонтные работы. С колокольни был снят колокол - на нем надпись, что он отлит для данного храма в 1799 году. 16 сентября 2007. Построена попечением московского купца Ивана Емельянова в 1829 году. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. Часть I. СПб, 1863. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=06961

Если благоволите принять мое прошение к исполнению, не оставьте уведомить меня о последующем“. 11 ч. Воскресенье. День юбилейного торжества в память пятидесятилетнего служения в епископском сане высокопреосвященного Исидора, митрополита Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского. Я не буду подробно описывать это знаменательное торжество. Подробные сведения о нем изложены: 1) в Сборнике материалов, относящихся к истории сего торжества, изданном в пользу благотворительных заведений, основанных юбиляром, Спб. 1885 г.; 2) в Сборнике статей 3259 , изданном С.-Петербургскою Духовною Академией в память пятидесятилетия святительского служения высокопреосвящен. Исидора, Спб. 1884 г.; 3) в 3128–29 газеты „Новое Время», 1884 г. и проч.... На основании этих источников изложу здесь лишь крат- —341— 1884 г. кия сведения как о высоком юбиляре, так и о его юбилейном торжестве. Высокопреосвященный Исидор (в мире Иаков Никольский) сын диакона села Никольского, Каширского уезда, Тульской епархии; род. 1-го октября 1799 г. По окончании курса в С.-Петербургской дух. академии и по пострижении в монашество, 28 авг. 1825 г. определен бакалавром в ту же академию; 30 окт. I826 г. удостоен степени магистра; 1829 г., по возведении в сан архимандрита, определен в Орловскую семинарию ректором и профессором богословских наук; в 1833 г. перемещен на те же должности в Московскую семинарию; 1834 г. 11-го ноября хиротонии – сан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии; 1837 года 5 июля перемещен в Полоцкую епархию; 1840 г. 5-го июля переведен на Могилевскую кафедру и 1841 г. возведен в сан архиепископа; 1844 г. 12 ноября перемещен на епархию Карталинскую, с званием члена Св. Синода и Экзарха Грузии; 1856 г. 26 августа возведен лично в сан митрополита; 1858 г. 1-го марта назначен митрополитом Киевским; 1860 г. 1-го июля назначен митрополитом Новгородским, С.-Петербургским и Финляндским. Итак, бедный сирота, по словам „Нового времени“ 3128), из бедной хижины сельского дьякона вошел на высшую ступень в государстве, опираясь только на самого себя, а вернее, – скажу от себя, – руководимый особенным Промыслом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Я бы осмелился просить Вас сказать о сем при удобном случае нашему Владыке и Константину Петровичу лично, как ваше мнение. Последний орден Владимира 3-й степени я получил в 1879 году. Если укажут на полученную мной митру в прошедшем году, то можно указать, что это была заслуженная награда по случаю коронации, а теперь такой же экстренной наградой, по случаю сорокалетия службы мог бы быть орден Анны 1-й степени. Простите меня за желание подобного рода. Оно, смею Вас уверить, явилось не вследствие честолюбия, а как я выше изобразил, вследствие некоторого постыжения пред подчиненными. Если благоволите принять мое приглашение к исполнению, не оставьте уведомить меня о последующем». 11 ч. воскресение. День юбилейного торжества в память пятидесятилетнего служения в епископском сане высокопреосвященного Исидора, митрополита Новгородского, С-Петербургского и Финляндского. Я не буду подробно описывать это знаменательное торжество. Подобные сведения о нем изложены: 1) в Сборнике материалов, относящихся к истории сего торжества, изданном в пользу благотворительных заведений, основанных юбиляром, Спб. 1885 г.; 2) в Сборнике статей 396 , изданном С-Петербургской Духовной Академией в память пятидесятилетия святительского служения высокопреосвящ. Исидора, Спб. 1884 г.; 3) в 3128–29 газеты «Новое Время», 1884 г. и проч… На основании этих источников изложу здесь лишь краткие сведения как о высоком юбиляре, так и о его юбилейном торжестве. Высокопреосвященный Исидор (в миру Иаков Никольский) сын диакона села Никольского, Каширского уезда, Тульской епархии; род. 1 октября 1799 г. По окончании курса в С-Петербургской дух академии и по пострижении в монашество, 28 августа 1825 г. определен бакалавром в ту же академию; 30 октября 1826 г. удостоен степени магистра; 1829 г., по возведении в сан архимандрита, определен в Орловскую семинарию ректором и профессором богословских наук; в 1833 г. перемещен на те же должности в Московскую семинарию; 1834 г. 11 ноября хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии; 1837 года 5 июля перемещен в Полоцкую епархию; 1840 г. 5-го июля переведен на Могилевскую кафедру и 1841г возведен в сан архиепископа; 1844 г. 12 ноября перемещен на епархию Карталинскую, со званием члена Св. Синода и Экзарха Грузии; 1856 г. 26 августа возведен лично в сан митрополита; 1858 г 1 марта назначен митрополитом Киевским; 1860 г 1 июля назначен митрополитом Новгородским, С-Петербургским и Финляндским.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

«Не говоря о всех угнетениях, натяжках, обидах всякого рода, коими они придавили нас к земле, так что и людьми назваться не смеем, они под конец изобрели хитрости, против коих и сам сатана не остережется», – говорят крестьяне про своих помещиков в «Аристионе или перевоспитании» В. Нарежного. Отсюда вырастает более широкое переносное значение: «всякое насильственное, искусственное приноровление чего-нибудь к чему-нибудь». Например, у В. И. Даля в «Напутном слове»: «Ошибочная натяжка слов к чужому корню, по одному созвучию, много вредит изучению языка, лишая слово природной связи и жизни» (Даль 1898, 10, с. 261). Ср. каламбуры у О. И. Сенковского в повести «Вся женская жизнь в нескольких часах» (1834): «Все эти господа в синих плащах, которые проходили тогда по Вознесенскому мосту, как раз скажут, что это натянуто, как у г. Бальзака, и что я натянул это... Клянусь честью, я не натягивал. Оно как-то само так натянулось, для большей ясности дела». У И. А. Гончарова в письме к Е. П. Майковой (апрель 1869): «Доказывать, натягивать – я ничего не хотел, а хотел прежде всего рисовать...». Судя по определению значений слова натяжка в словаре 1847 г., такое расширение переносного делового значения прежде всего обнаружилось в применении к словесному выражению, к языку. В словаре 1847 г. отмечен такой оттенок значения в слове натяжка: «неискусное дополнение меры стихов». «Частое употребление союзов и междометий делает в стихах натяжку». «Некоторая натяжка в чувствованиях» (О. Сомов. Обозрение российской словесности//Сев. цветы на 1831 г., с. 13); «Лицо и осанка ее отзывались натяжкою театральной Федры или Клитемнестры» (О. Сомов. Эпиграф вместо заглавия//Комета Белы, альманах на 1833 г., СПб., с. 88); «Это разрушает правдоподобие и отзывается каким-то усилием, натяжкою» (О. Сомов//Сев. цветы на 1829 г., с. 97). У Белинского: «Натяжка у г. Марлинского такой конек, с которого он редко слезает» («Литературные мечтания») (Белинский 1953, 1, с. 84); «У него есть целые огромные повести, как напр. ”Наезды“, которые суть не что иное, как огромные натяжки» (там же, с. 85). Ср.: «Г. Марлинский – писатель не без таланта, и был бы гораздо выше, если б был естественнее и менее натягивался» (там же). Бестужев-Марлинский в своей рецензии на роман Н. Полевого «Клятва при гробе господнем» (1832) писал о Булгарине как авторе «Дмитрия Самозванца», что он «натянут там, где дело идет на чувства, на сильные вспышки страстей» (Моск. телеграф, 1833, 18, сентябрь, с. 216). У Белинского в критической статье о сочинениях Марлинского: «натянутые остроты» (Белинский 1876, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

1) Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. В 5 т. — 3-е изд., испр. и дополн, — СПб., 1905 (сокращенно: Соч.); 2) Приложение к работе иеромонаха Марка (Лозинского) «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия Брянчанинова». Т. I–III. Полное собрание писем епископа Игнатия Брянчанинова. МДА, 1967 (сокращенно: Прилож.). Даны также ссылки на конкретные номера писем с указанием томов в пределах этого Приложения. Александр Стрижев Письма святителя Игнатия Брянчанинова к Н. Н. Муравьеву-Карскому Предисловие В эпистолярном наследии святителя Игнатия Брянчанинова весьма значительное место занимают его письма выдающемуся военному и государственному деятелю Николаю Николаевичу Муравьеву-Карскому [ 1213 ]. Н. Н. Муравьев-Карский принадлежал к тому, по словам Н. Иконникова, «удивительному роду [Муравьевых], который после пяти веков служения России, не подавал ни признака упадка и продолжал поставлять стране людей, делавших Историю» [ 1514 ]. Эти слова полностью можно отнести к поколению, в которое входил Н. Н. Муравьев-Карский, давшему стране одного наместника края, одного генерал-губернатора, контр-адмирала, трех генерал-майоров, сенаторов, Управляющего собственной канцелярией Hukoлaя I, Главного правителя Императорской Российско-американской компанией и т. д., участников Отечественной войны 1812 г., Кавказских и Крымской войн, четырех литераторов, художника, археолога… и из которого вышли восемь декабристов. Сам Н. Н. Муравьев-Карский (1794–1866) принадлежал к числу образованнейших людей своего времени. Профессиональный военный, он участвовал в войне 1812 г. (сражался при Бородине — был награжден, под Тарутином и др.), в действиях русской армии за границей; с 1816 г. служил на Кавказе под начальством А. П. Ермолова, участвовал в Русско-иранской (1826–1828) и Русско-турецкой (1828–1829) войнах; совершил ряд дипломатических поездок в Среднюю Азию, в Турцию и Египет; с конца 1854 по 1856 г. был Главнокомандующим и Наместником на Кавказе. Литературную известность ему принесли мемуары и несколько военно-исторических книг, в которых нашли отражение драматические события его жизни и богатейший военный опыт. Он отличался безукоризненной честностью и прямолинейным характером, из-за чего имел многих недоброжелателей, часто препятствующих его служебной карьере. Обстоятельства, однако, заставляли власть имущих снова и снова обращаться к нему, и он всегда оказывался там, где совершались важнейшие исторические события.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

…инженерного ведомства, где тогда инспекторствовал генерал Ламновский, имя которого было исторически связано с поставкою в казну мрамора, почему его и звали «мраморным». — Петр Карлович Ломновский (правильнее — Ломновский; ум. в 1859 г.) — в 1820-е годы преподаватель, с 1833 по 1844 год, — с перерывами, — инспектор и затем до конца жизни начальник Главного инженерного училища. Очевидно, здесь речь идет о крупных хищениях, связанных с именем Ломновского, так как известно, что в 1845 году, в течение нескольких месяцев, он находился во Флоренции, заготовляя мрамор для постройки Исаакиевского собора (см. «Исторический очерк развития главного инженерного училища, составленный М. Максимовским», СПб., 1869, стр. 70). Ломновский изображен также в рассказе Лескова «Привидение в Инженерном замке» (см. наст. изд., т. 7). 117 Как только у нас возгорелась война с Турциею…— Речь идет о русско-турецкой войне 1828–1829 годов, объявленной в апреле 1828 года. 118 …сам государь Николай Павлович, как явствует из многих напечатанных впоследствии анекдотов, находил себя не в силах остановить это страшнейшее зло его времени. — Речь идет о повсеместном взяточничестве и воровстве царских чиновников, что нашло отражение в воспоминаниях и анекдотах о Николае I (печатались чаще всего в журналах «Русская старина», «Исторический вестник», выпускались отдельными изданиями А. С. Сувориным). Один из авторов такого рода произведений пишет, например, следующее: «Осматривая однажды постройки Брестской крепости, государь в присутствии иностранных гостей, хваливших работы, поднял кирпич и, обратясь к одному из окружающих его лиц, спросил: — Знаете, из чего он сделан? — Полагаю, из глины, ваше величество. — Нет, из чистого золота, — отвечал царь, — по крайней мере я столько за него заплатил. Разумеется, строители крепости почувствовали себя крайне неловко при этих словах» («Рассказы бабушки», А. Я. Бутковской — «Исторический вестник», 1884, т. 18, стр. 623). Во время Крымской войны Николай I однажды сказал наследнику Александру Николаевичу: «— Мне кажется, что во всей России только ты да я не воруем» (там же, стр. 624). Другой автор отмечает: «Тульское шоссе до такой степени было дурно устроено, что через год после сдачи его в губернское ведомство рушилось». Комиссия, назначенная для расследования этого дела, виновных не нашла, и Николай I написал на ее решении: «Шоссе нет, денег нет, и виноватых нет; поневоле дело должно кончить, а шоссе снова строить» («Исторические рассказы и анекдоты» — «Русская старина», 1879, т. 26, стр. 217). 119

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

В. Ф. Певницкого : «Проповедник – посланный Богом или призванный церковию живой свидетель, указывающий народу путь спасения, ведущий в царство небесное. Это дело, ему порученное, он должен совершать со всевозможным усердием, не уклоняясь ни на десно, ни на шуее. Ему указан средоточный пункт в учении о домостоительстве нашего спасения – Иисус Христос, за нас распятый, которого он ни на минуту не должен опускать из внимания. От этого пункта, как радиусы от центра, должны расходиться до далёкой окружности многообразные сочетания разных представлений, вызываемые нуждами слушателей и потребностями времени. Пред взором проповедника, внимательного к своему долгу, великая сокровищница. Бери из неё, что хочешь, и только умей выбирать то, что наиболее необходимо и полезно для того круга слушателей, к которому он обращается со своим словом. Ему не исчерпать богатого содержания, какое заключается в этой сокровищнице. Но всё, чт бы ни говорил проповедник, должно иметь большую или меньшую связь со словом крестным». – Проф. В. Ф. Певницкий . – «Церковное красноречие и его основные законы», стр. 97. Киев, 1906 г. 845 Sermo 49, 2, 321. См. также S. 132, 4, 736–37. Sermo 232, 8, 1111–12. Sermo 137, 15, 762. Sermo 349, 5, 1531–32. 850 Так назывался кафтан, который блаженный Августин носил поверх других одежд. Такой кафтан носили также и миряне. См. J. Bingham – Origines sive Antiquitates ecclesiasticae – tom. I, 2, pag. 419–20. Halae, 1824. Ветринский. – Памятники древней христианской церкви или христианских древностей. – т. I, стр. 418, СПБ, 1829 г. Проф. Герье разумеет под словом «byrrhum» шерстяную или шёлковую рясу, надевавшуюся сверху, в непогоду. – См. соч. его « Блаженный Августин », стр. 104. Москва, 1910 г. 855 См. у В. Ф. Певничкого – «Церковное красноречие и его основные законы», стр. 104, Киев, 1906 г. 857 «Statui autem per sermones id agere, qui proferantur in populis, quas Graeci μιλας vocant». – Enarrat. in ps. 118. Prooemium, – col. 1501. 858 См. Lutz. – Haudbuch der katholischen Kanzelberedsamkeit – s.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

…кабалист-раввин… — У евреев — проповедник и хранитель учения иудаизма (от др. — евр. gabbalach — предание и rabbi — наставник). 160 Загорит, заблестит луч денницы… — Достоевский неточно приводит строки из песни Рахили в драме Н. В. Кукольника «Князь Даниил Васильевич Холмский» (акт II, явл. 2). В оригинале: Загорит, Заблестит Свет денницы… ( Кукольник Нестор. Соч. драматические: В 2 т. СПб., 1852. Т. 2. С. 415). 161 «Всяк за себя и только за себя единственно для себя»… — Эта «основная идея» или «нравственный принцип» западноевропейской буржуазии подвергался Достоевским ожесточенной и глубокой критике еще в «Зимних заметках о летних впечатлениях». 162 Куртаж (от франц. courtage) — вознаграждение маклеру за посредничество при совершении какой-либо сделки. 163 Разве покойный парижский Джемс Ротшильд был дурной человек? — Речь идет о французском банкире бароне Джеймсе Ротшильде (1792–1868). В этом замечании Достоевского чувствуется отголосок герценовских характеристик Джеймса Ротшильда в «Былом и думах» (см.: Герцен А. И. Полн. собр. соч.: В 30 т. М., 1959. Т. 10. С. 135–140). 164 …пишет мне одна благороднейшая и образованная еврейская девушка… — Корреспондентка Достоевского Софья Ефимовна Лурье (см. о ней: XXIII, 379–380). 165 …ну что если тут же к этому освобожденному мужику — нахлынет всем кагалом еврей… — Здесь и ниже Достоевский частично опирается на сообщения тогдашних консервативных изданий, из которых в первую очередь должны быть названы «Книга Кагала. Материалы для изучения еврейского быта. Собрал и перевел Яков Брафман» (Вильно, 1869) и упоминавшаяся выше книга Гриневича. Первая из этих книг была в библиотеке Достоевского (см.: Гроссман Л. П. Семинарий по Достоевскому. М.; Пг., 1922. С. 46). 166 Но «буди! буди!» Да будет полное и духовное единение племен и никакой разницы прав! — Эти слова Достоевского предваряют проповеди старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы». 167 Видел я Росси в Гамлете и вывел заключение, что вместо Гамлета я видел господина Росси. — Итальянский актер-трагик, переводчик Шекспира, драматург, критик и мемуарист Эрнесто Росси (1829–1896), начиная с 1877 г. неоднократно гастролировал в России. 168

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Конвенцию, которую Россия, несмотря на свое членство в (Совете Европы, к сожалению, еще не подписала. Почему? Ведь... " беспамятство - разрушительно... " Лихачев Д.С. Память преодолевает время//Наше наследие. 1988. 1. С. 1. Вересаев В. Записки врача. СПб. 1902 . С. 150. " Не пора ли? "http://Русское слово. 39. 1901. 9 февр. Бильрот Теодор (1829-1894) - один из выдающихся хирургов XIX века. О советских экспериментах по скрещиванию человека с обезьяной//Еженедельник " Вечерняя Москва " . 34. 1994. 25 авг. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., 1997. С. 146. Там же, С. 145. " The Devils " . Harmondsworth: Penquim books. 1971. P. 257. По образу человеческому (клонирование) В конце XIX Фридрих Ницше впервые поставил проблему " человекобожия " в антихристианском смысле. Устами Заратустры он предложил свою версию ее решения в учении о " сверхчеловеке " . Практически одновременно Федор Достоевский сформулировал идею Богочеловечества. С этого времени дилемма " Богочеловечество - человекобожие " становится ведущей для русской философии. В первой половине ХХ века в форме интеллектуальных дискуссий на уровне журнальных публикаций и книг, издаваемых за рубежом, она выглядела весьма абстрактно. В конце ХХ века на уровне биомедицинской практики она наполняется вполне конкретным содержанием. В начале века " человекобожие " - это, как правило, мнящая себя средоточием достоинств, гуманистическая гордыня. В конце века " человекобожие " - это стремление выйти на уровень " творения " , т.е. создания живых организмов с желательными для человека свойствами и параметрами. В 1997 году было создано первое в истории искусственное млекопитающее (овца Долли). Технология этого процесса была названа " клонирование " . Она представляет собой новую форму искусственного размножения живых организмов, при котором из одной родительской клетки взрослого организма получают генетически идентичную особь (или особи). Препятствий логического и теоретического плана на пути к клонированию человека не существует.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2205...

Побуждают татар к пропаганде и мечты о восстановлении былого могущества: путём увеличения численности своей народности татары надеются вернуть политическую самостоятельность - восстановить Казанское царство. В осуществлении этой мечты они надеются найти поддержку в Турции: фанатики-татары убеждены в том, что придёт время, когда турецкий султан победит Россию и поможет татарам жить самостоятельным государством. В справедливости этого убеждают нас сильные брожения среди татар-мусульман и инородцев, подверженных их влиянию, во время войн с Турцией: 1823 - 1829 г.[г.], Крымской кампании, войны 1877 - 1878 г.г. В подтверждение существования среди татар такого политического настроения мы можем найти в этнографической литературе немало указаний, так, напр[имер], М.Лаптев по этому поводу сообщает: «Исторические воспоминания татар, время их политической самостоятельности, не могло исчезнуть в три века совершенно бесследно. Эти воспоминания как ни слабы, как ни бессильны, но в известных обстоятельствах, однако ж, высказываются и проявляются. Хотя, например, в последнюю войну 1854 - 1856 годов в татарском народе ходил говор, что вот явится турецкий султан к ним на помощь и восстановит Казанское царство. Малая привязанность татар к державе русской высказалась в это время в равнодушии и холодности их на призыв правительства содействовать общему благу. Укажем в этом случае, напр[имер], следующий факт: в наборе 1855 года в одном Мамадышском уезде из принятых рекрут бежало до 200 человек. Некоторые из беглых были покровительствуемы казанскими богачами татарами, которые на свой счёт старались отправить их в Бухару. Беглецы-рекруты, на вопрос о причине их побега, обыкновенно отвечали, что сражаться с своими единоверцами противно их Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального Штаба. Казанская губерния. СПБ. 1861-й год. Стр. 232.). Подобное же отношение к Турции наблюдалось и в войну 1877 - 1878 г.г., и тогда обращало на себя внимание большое число дезертиров в войсках.

http://ruskline.ru/analitika/2010/04/20/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010