2 декабря – день памяти Святителя Филарета Московского. Замечательный повод для студентов, исследователей поучаствовать в соборном прославлении святого, попросить его помощи в учебе и научной работе. Правда, для внимательной молитвы лучше выбрать не самый день праздника…Святитель, «покровитель учащихся», великий пастырь, у мощей которого в будни нет очередей… Рака с мощами святителя Филарета Московского. Храм Христа Спасителя Его пансион очень скоро стал одним из самых престижных образовательных учреждений столицы (плата за обучение в нем составляла 2000 рублей в год). Судьбы этих людей впоследствии сложились по-разному. Среди выпускников пансиона аббата Николя и иезуитского коллежа, а со временем и их родственников, нашлось место и для будущих декабристов (М.Ф. Орлов), и для тайных католиков (И.С. Гагарин). Будучи студентом Московской славяно-греко-латинской Духовной Академии, Болховитинов одновременно слушал лекции в Московском Университете. Диапазон его интересов был чрезвычайно широк. В 1805 г. он был избран почетным членом Московского университета, в 1806 г. — действительным членом Российской Академии, в 1808 г. — почетным членом СПб. Медико-Хирургической академии, в 1810 г. — почетным членом СПб. Общества любителей наук словесности и художеств, в 1811 г. — почетным членом СПб. Общества беседы русского слова, в 1813 г. — почетным членом Общества истории и древностей при Московском университете, в 1814 г. — почетным членом СПб. Духовной Академии, в 1815 г.. — почетным членом Московского Общества врачебных и физических наук, в 1817 г. —  почетным членом Казанского университета, в 1817 г. — почетным членом Харьковского университета, в 1818 г. — членом Комиссии по составлению государственных законов, в 1822 г. — почетным членом Виленского университета, в 1823 г. — почетным членом Киевской Духовной Академии, в 1827 г. — почетным членом философии Дерптского университета, в 1829 г. — почетным членом С.-Петербургского университета, в 1834 г. — почетным членом Копенгагенского (Датского) Королевского Общества северных антиквариев. Митрополит Евгений приобрел известность и как автор трудов по археологии, русской церковной и гражданской истории, древностям российским, археографии и краеведению…

http://pravmir.ru/svyatitel-filaret-mosk...

221 Материалы для географии и статистики России. Гродненская губерния. И. Бобровского. Спб. 1863. 222 Патрон гродненского монастыря, Михаил Боговитинович, староста слонимский и каменский, владевший обширными имениями на Волыни и за Бугом, по духовному завещанию в 1529 г. отдал монастырь в распоряжение короля. А. Ю. и 3. Р. 1, 91. Конечно сейчас же прибрала его к рукам супруга его, королева Бона, и обратила в доходную статью. 223 Документы Коложского монастыря, собранные бывшим униатским архимандритом его, знаменитым Игнатием Кульчинским, напечатаны в Виленск. Археогр. Сборн. Т. IX, стр. 409–454. 224 Коложский монастырь упразднен по ветхости уже в текущем столетии; братство же переведено в другие здания бывшего римско-католического монастыря, которому и усвоено название Борисоглебского. Бывший женский униатский монастырь при Пречистенской церкви – ныне православный Рождествобогородичный женский монастырь. Гродненская гу6ерния, Бобровского. Ч. II, стр. 778. Спб. 1863. – «Замечательности Северо-западного края» 1867 г., где, между прочим, помещены рисунки развалин и остатков коложского монастыря, а также рисунки супрасльского монастыря. 226 Арх. Модеста – Супрасльский Благовещ. монастырь. Литовск. Епарх. Вед. 1864 г. Летопись и документы Супрасльского монастыря, со времени основания его до 1829 г. напечатаны в Виленск. Археогр. Сборн. Т. IX. Вильна 1870 г. 229 В настоящее время в Ковенской губернии находится только 8 лютеранских и 9 кальвинских приходов. Афанасьева, Ковенская губерния, стр. 506, 518. Спб. 1861. 234 Несколько иначе излагает обстоятельства этого события г. Вл. Антонович, в статье: «Киев, его судьба и значение в XIV–XVI». (Киевская старина, 1882 г. кн. I стр. 20), именно, что Михаил Александрович погиб вследствие обнаруженного заговора его с князем Федором Бельским и одним из князей Гольшанских, овладеть особой короля и заставить его отказаться от великокняжеского престола, на который предполагалось возвесть Михаила. – Михаил казнен был в Киеве 30 авг. 1482 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

112 См.: Книга Правил Святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отцов. 1893. Л. 202–203, 224–226, 231. 113 См.: [ Леонид (Кавелин) ]. Рассказ очевидца о действиях преосвященного Иакова по обращению раскольников Саратовской губернии. СПб., 1862. Преподобный оптинский старец Иларион (в миру Родион Никитич Пономарев) еще до вступления в монастырь Оптина пустынь под покровительством архиепископа Саратовского Иакова (Вечеркова) с 1829 по 1838 г. вел активную деятельность против различных сект. При его непосредственном участии прекратила свою деятельность в Саратове секта скопцов. Благодаря личным трудам будущего оптинского старца принимали Православие и представители других конфессий (лютеране, иудеи). 115 При содействии архиепископа Саратовского Иакова (Вечеркова) в 30-е гг. 19 в. в Саратове была создана противораскольническая миссия «Православное братство». Плодом деятельности миссии стало обращение в Православие около двадцати тысяч раскольников (см.: Леонид (Кавелин) . Рассказ очевидца о действиях преосвященного Иакова по обращению раскольников Саратовской губернии. СПб., 1862). 118 По инициативе святителя Филарета Московского в 1856 г. во время заседания Синода в Москве было принято решение о возобновлении перевода Священного Писания. Однако вследствие отрицательного отношения к переводу святителя Филарета Киевского, которого поддержал обер-прокурор А. П. Толстой, вопрос о переводе вновь был возвращен в Синод. Повторное синодальное определение о начале перевода Библии состоялось 24 января 1858г. Протокол по данному определению был оформлен 20 марта и утвержден императором 5 мая 1858 г. (см.: Чистович И. А. История перевода Библии на русский язык. СПб., 1899. С. 269–294). 122 «Воля плоти есть естественное движение тела с последующим за ним разжжением без помыслов, – которые укрепляются сном и покоем тела, о них и блаженный Петр говорит: не дивитеся еже в вас раждежению ко искушению вам бываемому, яко чужду вам случающуся ( 1Петр. 4: 12 ). И блаженный Павел сказал о них: плоть похотствует на духа, и дух на плоть, потому он и заповедует, говоря: духом ходите, и похоти плотския не совершайте ( Гал. 5: 16 – 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКТЫ АРХЕОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ («Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедициею имп. Академии наук: Дополнены и изданы Высочайше учрежденной комиссией» - ААЭ), серия документов по истории России XIII-XVII вв., изданная Археографической комиссией на основе материалов, собранных в 1829-1830 гг. экспедицией П. М. Строева и Я. И. Бередникова (СПб., 1836. 4 т. Т. 1: 1294-1598/Ред. Я. И. Бередников; Т. 2: 1598-1613/Ред. Н. Г. Устрялов; Т. 3: 1613-1645/Ред. К. С. Сербинович; Т. 4: 1645-1700/Ред. А. А. Краевский). В ААЭ опубликовано 1420 документов: договорные грамоты великих и удельных князей; жалованные, тарханные, губные, таможенные, уставные, судные грамоты; материалы приказного делопроизводства. Около половины всех изданных актов происходят из синодальных, епархиальных, монастырских и церковных хранилищ, наиболее значительные комплексы взяты из архивов Троице-Сергиева , Кириллова Белозерского , Соловецкого в честь Преображения Господня мон-рей. В ААЭ изданы важные источники по истории РПЦ: чины поставлений епископов и митрополитов 1456, 1559 и 1564 гг.; розыскное дело прп. Максима Грека 1525 г.; соборная грамота о бывш. троицком игум. Артемии 1554 г.; наказ царя Иоанна IV Васильевича свт. Гурию (Руготину) при учреждении Казанской епархии 1555 г.; соборное определение об учреждении в Москве поповских старост и десятских священников и диаконов 1594 г. и наказ им свт. Иова , Патриарха Московского, 1604 г.; грамоты и наказы по делам правосл. веры жителей областей, уступленных по Столбовскому миру Швеции, 1619-1629 гг.; дело о перенесении мощей Патриарха Иова 1652 г.; уставы и наказы духовенству и мон-рям различных епархий о церковном и монастырском благочестии; дела о расколе и др. К ААЭ издан «Указатель» лиц, географических названий и предметов (СПб., 1838). Лит.: Павлов-Сильванский Н. П. Погрешности актов Археографической экспедиции//ЛЗАК за 1904. СПб., 1907. Вып. 17; Софинов П. Г. Из истории русской дореволюционной археографии. М., 1957; Эпштейн Д. М. История археографии в дореволюционной России: Учеб. пособие/Моск. ист.-арх. ин-т. М., 1977. [Вып. 1]: Период феодализма; 1979. [Вып. 2]: (Период капитализма). Б. Н. Морозов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63958.html

по ночам огни зажигать из дров или хворосту, или соломы». Указ Петра I о календарной реформе распространялся только на «мирские» дела. С 1700 г. в России существует 2 календарных стиля: гражданский (с 1 янв.) и церковный (с 1 сент.). Лит.: Лурье Я. С. К вопросу о «латинстве» геннадиевского кружка//Исследования и мат-лы по древнерус. лит-ре. М., 1961. С. 68-77; Копреева Т. Н. Западные источники в работе новгородских книжников кон. XV - нач. XVI в.//Федоровские чт., 1979. Л., 1979. С. 138-152; Климишин И. А. Календарь и хронология. М., 19903; Романова А. А. Древнерусские календарно-хронологические источники XV-XVII вв. СПб., 2002. Ю. Э. Шустова В XIX-XXI вв. В нач. XIX в. вопрос о реформе К. стал активно обсуждаться в России. Одним из первых ученых, проанализировавших различие между юлианским и григорианским К., был морской офицер и педагог П. Гамалея ( Гамалея П. Я. Вышняя теория морского искусства. СПб., 1803. Ч. 3; 1804. Ч. 4). Его идеи поддержал В. И. Штейнгейль (Штейнгель; буд. декабрист), указавший, что «рано или поздно ощутим в исправлении календаря надобность» ( Штейнгель В. И. Опыт полного исследования начал и правил хронол. и месяцесловного счисления старого и нового стиля. СПб., 1819. С. 176). В контексте либеральных реформ, проводимых Александром I, появились первые газетные статьи, посвященные календарному вопросу ( Наёк. 2009). В 1829-1830 гг. с инициативой введения нового стиля выступила С.-Петербургская АН, при ней был образован специальный комитет, в к-рый входили известные ученые. Все они высказались за проведение реформы. Введение в России нового, исправленного К. было признано обоснованным и предложено с 19 авг. реформируемого года считать следующим днем 1 сент. На имя имп. Николая I был подан проект реформы. Министр народного просвещения кн. К. А. Ливен в докладе на Высочайшее имя сообщил мнение ученых, однако указал на то, что «вследствие невежества народных масс, неудобства, сопряженные с реформою календаря, далеко превышают ожидаемые выгоды». Реформу К. он представил как дело «несвоевременное, недолжное, могущее произвести нежелательные волнения и смущения умов», «выгоды от перемены календаря маловажны, почти ничтожны, а неудобства и затруднения неизбежны и велики». Имп. Николай I согласился с этими доводами и наложил резолюцию: «Замечания князя Ливена совершенно справедливы». Заседания комитета по календарному вопросу проходили в обстановке строжайшей секретности и стали достоянием общественности только в сер. 60-х гг. XIX в.

http://pravenc.ru/text/1319949.html

128 ) М. Евгений выполнил на деле свою теорию монашеского жития. Он был очень разсчетлив. Но на общее благо никогда не жалел жертвовать из своих средств. 130 После Коронации м. Евгений был пожалован Орденом Св. Апостола Андрея Первозванного, – и потому-то и поручил о. Серафиму выслать ему из ризницы Киево-Софийского Собора Андреевский Орденский крест. 133 Ректор Киевской д. семинарии архим. Кирилл Куницкий, по ходатайству м. Евгения, был вызван в С.-Петербург на чреду – ещё в начале 1826 г. Там, по той же протекции м. Евгения, он был назначен настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря; а принятъ этот монастырь от прежнего настоятеля архим. Иринея и заведывать им до возвращения архим. Кирилла из Спб. предписано было м. Евгением о. игумену Серафиму. Покровскому. 134 Т. е. пакеты на имя архим. Кирилла Куницкого, как уже настоятеля Киево-Выдубицкого монастыря. 135 Максим Фед. Берлинский – известный тогдашний Киевский археолог. – Архим. Варлаам Криниций – настоятель Киево-Никольского монастыря. – Ключарем Киево-Софийского собора был Каллистрат Соколовский, который с 1829 г., по смерти кафедрального протоиерея Стефана Семлновскао, занял место последнего – и был кафедральным Киевским протоиереем до кончины своей – в 1849 г., а на его место назначен был знаменитый в Киеве протоиерей Иоанн Михайлович Скворцев. 137 Архим. Ириней был настоятелем Киево-Выдубнцкого монастыря с 1817 г. Раньше он служил по духовно-училищному ведомству и был ректором Полтавской д. семинарии – в Переяславе – И здесь – на ректуре он попивал; в особенности любил пить водку с соком редиски – и это у него повторялось часто. (Слышано от Ивана Петровича Андриевского, студента Переяславской д. семинарии – выпуска 1825 г., служившего в Одессе по гражданской части и умершего 12 авг. 1894 г. – на 92 г. жизни). 141 Барон Густ. Андр. Розенкампфе – известный русский археолог. В особенности замечательно его сочинение: «Обозрение Кормчей Книги». М. 1829. 142 Полковн. Иосиф Понятовский, богатейший помещик Киевской губернии. Резиденция его была в местечке Бородянке, Киевского уезда, в 50 верстах от Киева. Питейный откуп он держал в компании

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

46 МГ. 1917. 14 марта. 61. C. 1. Подпись: Валентин Свенцицкий . Очевидный факт сервилизма в синодальную эпоху признавал и сам епископат. В 1911 архиеп. Антоний (Храповицкий) от лица иерархов сказал, что «мы и чёрного борова посвятим в архиереи» (Красный архив. 1928. Т. 6. С. 212). В 1914–1915 архиеп. Арсений (Стадницкий) писал в дневнике: «Да! Мы сами сдали свои позиции, и за нас теперь другие думают и делают что хотят и как хотят. Большего рабства Церкви и представить себе нельзя... Правит церковью Оберпрокурор... Синод потерял всякий авторитет и в своих собственных глазах, и в глазах других... Наше молчание справедливо считают трусостью» (цит. по: Иларион (Алфеев) , еп. Священная тайна Церкви. Т. 1. СПб., 2002; Фомин С. Последний царский святой. СПб., 2003. С. 200); «Приниженность Церкви, подчиненность ее государственной власти чувствовалась в Синоде очень сильно... Синод не имел лица, голоса подать не мог и подавать его отвык. Государственное начало заглушало всё. Примат светской власти подавлял свободу Церкви сверху донизу» (Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. M., 1994. С. 181); « Церковь в России была унижена до крайности... Порабощение Церкви государством достигло окончательного развития... Хотелось воскликнуть: доколе, Господи!» ( Иларион (Троицкий) , сщмч. Грех против Церкви//Отдых христианина. 1916. 10). 47 Задолго до исторического перелома и жёстких оценок Свенцицкого духовидцам было ясно: «Гибнет православие... Того и гляди, что вера испарится. Да, чай, уже и начала... Попы всюду спят. Неспящих один–два – и обчёлся» ( Феофан Затворник , свт. Собрание писем. M., 2000. Вып. 2. 215; Вып. 7. 1153); «Видно, грехи наши велицы пред Богом. Не от дома ли Божия начинается суд? He пора ли от служащих в доме сем начаться покаянию? Между степеньми олтаря воскланяться священникам?» ( Филарет Московский , свт. Письмо к еп. Иннокентию от 13 марта 1829); прп. Серафим Саровский предсказывал: «...архиереи земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их» (Настольная книга священнослужителя. Т. 3. M., 1979. С. 601); «Не в этом ли и главная беда, и причина страданий Церкви Христовой? Не потому ли она стала ненавистною многим, что люди, считающие и называющие себя принадлежащими к ней, живут хуже язычников, между тем как истинная христианская жизнь должна бы, наоборот, всех влечь в Церковь ?» (Священномученик Иосиф, митрополит Петроградский: Жизнеописание и труды. СПб., 2006. С. 258); свт. Игнатий Брянчанинов писал: «В высших пастырях ея осталось слабое, тёмное, сбивчивое, неправильное понимание христианства по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающей христианство » (цит. по: Новосёлов М. Письма к друзьям. M., 1994. С. 83).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

язык отдельных фраз преимущественно богословского характера. Миссия архим. Петра стала первой в истории П. д. м., когда все было организовано согласно установленным регламентам и осуществлено в запланированные сроки. Все члены 10-й миссии дожили до возвращения на родину, при этом никто не был выслан из Китая досрочно. По оценке еп. Николая (Адоратского), архим. Петр показал себя истинным монахом, достойным пастырем, искусным политиком и ревностным ученым (Там же. С. 72); за труды в П. д. м. 3 мая 1832 г. архимандрит был награжден орденом св. Анны 1-й степени. Своим преемником архим. Петр выбрал иером. Вениамина (Морачевича), что было подтверждено имп. указом в 1829 г., также согласие на назначение иером. Вениамина главой П. д. м. в кон. 1829 г. дали кит. власти ( Пан Т. А. Некоторые маньчжурские документы о деятельности Пекинской духовной миссии в XIX в.//Православие на Дальн. Востоке. СПб., 2004. Вып. 4. С. 28). В состав 11-й миссии (1830-1841) вошли иеромонахи Аввакум (Честной ; впосл. архимандрит) и Феофилакт (Киселевский), иеродиак. Поликарп (Тугаринов), студенты Г. М. Розов, Е. И. Сычевский. Кроме того, к миссии были прикомандированы врач П. Е. Кириллов, горный инженер А. И. Кованько, худож. А. М. Легашёв, ботаник А. А. Бунге, астроном Е. Н. Фусс и проф. О. М. Ковалевский. В нояб. 1830 г. 11-я миссия в сопровождении подполковника М. В. Ладыженского прибыла в Пекин. Несмотря на сложные взаимоотношения архим. Вениамина и др. членов миссии, в целом ее деятельность можно считать успешной. Еп. Николай (Адоратский) так отзывался о ней: «...ни одна миссия ни прежде, ни после не поставила себя на такую высокую ступень. Самые первые князья и министры посещали русское подворье. Этому способствовали представительный, умный и искусный лекарь, арх. Вениамин, который также умел обращаться с китайцами, и, наконец, художник Легашов...» (Бэй-гуань. С. 78). Архим. Вениамин занимался переустройством Северного и Южного подворий, в т. ч. и покупкой земли, и переговорами с подрядчиками, и изучением кит.

http://pravenc.ru/text/2579896.html

33 а не то, что якобы вознеистовилися и преобидели Божию власть и Божие достояние, и Божий суд преписали на царское имя. 34 Эти правила о Святительском суде перепечатаны у барона Розенкампфа в Обозрении Кормчей, в 1-м изд. М., 1829 и во 2-м (весьма редком) СПб., 1839, 4, стр. 161–172, первого счета. 35 Глаголеши, совопросниче: подобает ли Архиерею бить и ударить и в ссылку сослать? То все чинил Никон, и не мог ся насытить мирскими людьми и духовным чином, всегда… Кто ти сказывает о мечи, яко меч имамы? Ни совопросник тебе о сем что любо вопрошал. Сам ли ты лжешь, или инии тебе рекоша, яко меч имамы, и тем отмщаем? Укажи: кому мечем отмстили о чем любо?.. А еже в Церкви смиряли мы овогда вервицею, а иногда рукою помалу, того не отрицаемся и ныне творити врагом и бесстрашным людем, по образу Христову, и по правилу святых апостол и святых отец… 36 Описание этой Библии (не редкой и в наше время) см. у г. Строева в описи старопечатных книг гр. Ф. А. Толстова, М., 1829, 8, 133. В ней текст перепечатан Острожский; на полях сделано довольно поправок, кроме означенных в предисловии. На заглавном листе план города Москвы. 37 Синтагма Властаря напечатана была в первый раз Беверегием в его Synodicon, Siue pandectae canonum apostolicorum et conciliorum ab ecclesia Graeca receptorum, gr. et lat. Oxonii, 1672, 2 vol. gr. in fol. Властарь помещен во втором отделе 2-го тома, стр. 1–272. Сравни Фабр. Bibl. Graeca XI, 588, ed. Hart. 38 См. Григория Богослова и других святых сочинения, в переводе Епифания Славинецкого, напечатано в Москве, 1665 г., в лист. Здесь в самом заглавии читаем: «Труды же и тщанием его великого государя богомолца, во философии и богословии изящного дидаскала (на поле: учителя) и искуснейшего во еллино-греческом и славенском диалектах, пречестнаго отца, господина иеромонаха Епифаниа. Киевския страны, обитающаго в его государевы богомолий, в царствующем и преименитом граде Москве, в велицей и чюдотворней обители, верховного во ангелех, архистратига Божия Михаила и великого архиереа Божия Алексиа митрополита Киевского и Московского и всея России чюдотворца, зовомыя Чюдов, преведены из печатных книг еллино-греческого языка на славяно-российский вново, в лето от создания мира седмь тысящ 164; а от воплощения Слова Божия 1656». Перевод Властаря, сделанный Славинецким, хранится в Синодальной библиотеке 155, 231 и 228 (в трех списках).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/sv...

…после весенних наших петербургских волнений… — Возможно, что Достоевский намекает на общественные волнения, связанные с выстрелом В. И. Засулич 24 января 1878 г. в петербургского градоначальника генерал-майора Φ. Φ. Трепова и ее оправданием 31 марта 1878 г. судом присяжных. Достоевский присутствовал на суде и был свидетелем демонстрации публики, приветствовавшей оправдательный приговор. Газета «Гражданин», редактором которой в это время былВ. Ф. Пуцыкович, много писала о деле Засулич — см.: 1878. 9 апр. С. 266–267; 15 апр. С. 290–291; 28 мая. С. 410–411 и др. 361 …во времена Анны Монс, единственно чтоб понравиться которой Петр, как известно г-ну Мордовцеву, совершил свою великую реформу. — Достоевский иронизирует над словами писателя-историка Д. Л. Мордовцева (1830–1905) в его историческом романе «Идеалисты и реалисты»: «Анна Монс — иноземка, дочь виноторговца — девушка, из любви к которой Петр особенно усердно поворачивал старую Русь лицом к Западу и поворачивал так круто, что Россия доселе остается немножко кривошейкою» ( Мордовцев Д. Л. Идеалисты и реалисты: Исторический роман. СПб., 1878. С. 129. 362 …вместе с двумя карликами — и шутом Балакиревым… — Мода на карликов во времена Анны Иоанновны получила отражение в хорошо известном Достоевскому с детства романе И. И. Лажечникова «Ледяной дом» (M., 1835). Иван Александрович Балакирев (род. 1699) — доверенный слуга Петра I и Екатерины I. Играл влиятельную роль при Анне Иоанновне, будучи ее официальным шутом. 363 …русские естественные ученые — г-да Сеченов, Менделеев, Бекетов, Бутлеров и tutti quanti. — И. М. Сеченов (1829–1907) — основоположник русской физиологической школы; Д. И. Менделеев (1834–1907) — великий русский химик; A. H. Бекетов (1825–1902) — ректор Петербургского университета, ботаник-морфолог и ботаник-географ, друг молодости Достоевского; A. M. Бутлеров (1828–1886) — химик и общественный деятель. 364 Всех более заслужил симпатии один очень ученый профессор зоологии — что зоология и свет потеряли такую тему! — Имеется в виду издатель журнала «Свет» H. П. Вагнер (1829–1907), зоолог, профессор Казанского и Петербургского университетов, президент общества экспериментальной психологии, а также писатель-беллетрист, известный под псевдонимом «Кот Мурлыка». В 1870-х годах ревностно занимался исследованием спиритических явлений, сотрудничал в «Ребусе» — органе русских спиритов. Познакомился с Достоевским в июле 1875 г. в Старой Руссе. Писатель иронически обыгрывает в фельетоне слово «свет», намекая на название и направление вагнеровского журнала, посвященного пропаганде спиритизма. В наборной рукописи словам «зоология и свет» соответствовал вариант «зоология, свет и „Свет“», причем к слову «Свет» было сделано подстрочное примечание: «Журнал, издаваемый профессором».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010