См. также: Обзор: Выявлен отдел мозга, отвечающий за эмоциональную составляющую морально-этических оценок. - Электронный ресурс: http://elementy.ru/news/430487 Соболев А.С. Вызовы молекулярной медицины. - Электронный ресурс: http://www.taday.ru/text/151021.html Сложные системы обладают эмерджентными свойствами (от англ. emergent - «внезапно возникающий»), несводимыми к простой сумме свойств ее элементов. Так, в духе крайнего редукционизма в работах известного физиолога И.М. Сеченова (1829-1905) психология сводилась к нейрофизиологии. В своём классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1863) он обосновывал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности и доказывал, что в основе всех психических явлений лежат исключительно физиологические процессы. Именно в этом состоит суть конфликта ученого с иерархами Русской Православной Церкви и духовной цензурой. Уже в первой половине ХХ в. при рассмотрении деятельности головного мозга даже на исключительно физиологическом уровне выявилась необходимость целостного, холистического подхода. «Старая физиология разложила центральную нервную систему на множество отдельных рефлекторных дуг и изучала каждую из них в отдельности... Из механического представления о рефлексе не построить координированного целого нервной системы: координацию не удается понять как вторичный продукт механической работы; фактически, координация дана уже в самом элементарном из рефлексов... Было бы крайне неправильно из выделенной части пытаться строить целое. Напротив, частность приобретает смысл лишь постольку, поскольку мы откроем ее роль... в целом, которая координирует ее с подобными же другими частями», - писал известный отечественный физиолог, создатель учения о доминанте А. А. Ухтомский (1875-1942)./ Ухтомский А.А. Доминанта. Цит. по: Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 2006, с. 217. Хокинг С. Все ли предопределено? Лекция прочитанная на семинаре клуба «Сигма» в Кембриджском ун-те в апреле 1990//Черные дыры и молодые вселенные. - СПб., 2006. C. 139-152.

http://bogoslov.ru/article/507057

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЬВОВ Федор Петрович (20.06. 1766, Тверь (?) - 14.12.1836, С.-Петербург), рус. муз. деятель, поэт, литератор. Происходил из древнего дворянского (некняжеского) рода. Принадлежал к родственному кругу Н. А. Львова (двоюродный брат), Г. Р. Державина , В. В. Капниста. В доме его отца П. П. Львова воспитывался И. А. Крылов. Военную карьеру (лейб-гвардии Преображенский полк, 1778-1783) еще в юности сменил на гражданскую: с 1783 г. служил в Коллегии иностранных дел, с 1794 г.- в таможне (в т. ч. с 1797 таможенный инспектор в Эстляндской губ.), с 1801 г.- в аппарате реформируемого государственного управления. Был директором в департаменте Мин-ва коммерции (1803-1810), членом комиссии по составлению законов при Гос. совете (1810-1816), секретарем М. М. Сперанского (1810-1812). Автор проекта таможенного устава. В ходе реорганизации комиссии уволен. В 1824 г. по ходатайству А. А. Аракчеева получил должность помощника статс-секретаря Гос. совета и переведен в Департамент военных дел. В 1826-1836 гг. директор Придворной певческой капеллы . В 1827-1833 гг. исполнял обязанности статс-секретаря по Гос. совету в Департаменте гос. экономии. Тайный советник (1829). После смерти Л. в его записной книжке обнаружен проект конституции России. Л. был увлечен муз. и лит. просветительством. Участвовал в фольклорной работе литературно-муз. кружка Н. А. Львова, был членом об-ва «Беседа любителей русского слова». Свои поэтические и лит. сочинения публиковал под псевд. Скимнин (объединены в сб.: Часы свободы в молодости. СПб., 1831. 2 ч.). Л. владел большой нотной б-кой и великолепной коллекцией муз. инструментов. Петербургский дом Л., отца большой, музыкально одаренной семьи (от 2 браков имел 16 детей), был известен литературно-муз. вечерами, спектаклями, в к-рых Л. играл на скрипке в составе струнного квартета и выступал как певец (здесь читал свои басни Крылов, исполнялись сочинения молодого М. И. Глинки ). В 1827 г. вместе с сыном А. Ф. Львовым основал в С.-Петербурге салон «Музыкальная академия».

http://pravenc.ru/text/2110957.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИНГЕМ [англ. Bingham] Джозеф (сент. 1668, Уэйкфилд, Йоркшир - 17.08.1723, Хавант, Гэмпшир), англикан. свящ., один из основателей церковной и христ. археологии в Европе, литургист. Учился в Юниверсити-колледже (Оксфорд). Прочитанная им 28 окт. 1695 г. проповедь в Оксфорде, в ц. св. Марии Магдалины, в разгар споров о Св. Троице стала причиной необоснованного обвинения его в ереси антитринитариев, после чего Б. пришлось покинуть ун-т. Он был назначен ректором в Хедборн-Уэрти близ Уинчестера, и это позволило ему работать в богатой б-ке уинчестерского собора; в 1712 г. Б. стал ректором колледжа в г. Хавант и преподавал здесь вплоть до своей кончины. Имел 10 детей, умер в бедности, т. к. поместил свои сбережения в акции разорившейся в 1720 г. «Компании Южных морей». Имя Б. прославил труд о христ. древностях, над к-рым он работал более 20 лет (Origines ecclesiasticae, or The Antiquities of the Christian Church: 10 vol. L., 1715-1722). Это систематически организованное описание церковной иерархии, обрядов, а также развития церковного календаря в первые 500 лет христианства. Насыщенная исчерпывающей для своего времени информацией, основанная на доступных письменных источниках и прекрасно написанная работа стала излюбленным чтением всех изучавших историю Церкви. Труд много раз переиздавали с комментариями и дополнениями, в т. ч. по сохранившимся черновикам автора. Его перерабатывали, сокращали, делали на его основе бесчисленные компиляции и писали новые исследования. Лучшее переиздание вышло в 1855 г. в Оксфорде в составе 10-томного полного собрания сочинений Б. под наблюдением праправнука автора пастора Ричарда Бингема. К труду Б. восходит составленное И. Я. Ветринским первое на рус. языке крупное церковно-археологическое пособие «Памятники древней христианской Церкви или христианских древностей» (СПб., 1829-1845). Ряд работ Б. посвятил доказательству близости учения франц. гугенотов к анликан. Церкви, а не к англ. диссентерам (1706), написал сочинение в защиту права мирян на крещение (Научная история крещения мирян; 1712-1714). Соч.: The works of the Learned J. Bingham. L., 1726. 2 vol.; Origines ecclesiasticae, or The antiquities of the Christian Church, and other works. L., 1843-1845. 10 vol.; Origines Ecclesiasticae, the Antiquities of the Christian Church, with 2 sermons and 2 letters on the nature and necessity of Absolution. L., 1856. 2 vol. Лит.: Barnard L. W. The Use of the Patristic Tradition in the 17th and Early 18th cent.//Scripture, Tradition and Reason. Edinb., 1988. P. 174-203; DACL. T. 2. P. 905-906 [Библиогр.]. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: БРОК Себастиан Пол (род. 24.02.1938, Лондон) англ. сиролог, специалист по сир. лит-ре, культуре и церковной истории, библеистике, иудаике КИНГСЛИ Чарлз (1819-1875), англикан. священник, писатель, один из самых известных представителей англ. христианского социализма

http://pravenc.ru/text/149205.html

В знаменитых детских песенках А. С. Шишкова, входивших во все хрестоматии, встречается выражение точить балы. Это лучшее доказательство его общеизвестности в русском языке конца XVIII – начала XIX в.: Хоть весною и тепленько, А зимою холодненько, Но и в стуже Нам не хуже. К огонечку Все сберутся, Старый, малый Точат балы И смеются. То же выражение встречается у Нарежного в «Бурсаке»: «...прочие, позади коих был и я, разлегшись на траве, точили балы, рассказывали сказки и присказки и производили самые чудные телодвижения». Когда Пушкин и Баратынский выпустили совместно под одной оберткой две своих поэмы: Пушкин – «Граф Нулин», Баратынский – «Бал» («Две повести в стихах», СПб., 1828), то в «Дамском журнале» (1829, январь, 4) появилась эпиграмма: Два друга сообщась, две повести издали: Точили балы в них, да все нули писали. Слово балы встречается у Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». В «Ночи перед Рождеством» воспроизводится такой диалог между Оксаной и кузнецом Вакулой: «Однако же девчата не приходят... Чтоб это значило? Давно уже пора колядовать. Мне становится скучно. – Бог с ними, моя красавица! – Как бы не так! с ними, верно, придут парубки. Тут-то пойдут балы! Воображаю, каких наговорят смешных историй!» В повести П. Карловича «Предгорное укрепление» («Современник», 1851, т. 26, говорится о гребенском казаке Иване Бородатом: «Он играл и припевал и приплясывал порою, а в промежуток точил балы, острил и задевал то того, то другого из присутствующих; но никто и не думал сердиться, потому что Иван Бородатый – известный шутник и балясник» (ср. Б. М. Эйхенбаум. Л. Толстой, 1928, кн. 1, с. 138). У Н. В. Успенского в рассказе «Хорошее житье» (1857): «Мужики думают, соображают, как ухитриться? – Это, говорит один, того... балы, чтобы, к примеру, на четыре ведра не достало. Врет! вишь гнет экося околесицу: трескать нечего!» (Успенский Н., 1931, с. 21). В словаре В. И. Даля приводятся под словом балы такие народные поговорки и присловья: Полно балы точить, пора голенища строчить. Эти балы семигодовалы, это старо, не проведешь (1880, 1, с. 44).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В описи церковного имущества 1829 года о ней написано: «между церквами имеется колокольня рубленная, на четырех амбарах, трехэтажная» Вероятно, нижний, обшитый тесом ярус был разделен на четыре помещения, использовавшихся для хозяйственных нужд. Третий «этаж» обычно представлял собой непосредственно ярус звона. Колокола «зеленой меди» имели не очень большой вес: 50 пудов, 30 пудов, 12 пудов, (?), 5 пудов, 3 пуда, 3 пуда и 1 пуд. По всей вероятности, колокола отливали в разное время. Наиболее поздние из них имели интересную особенность заводской обработки – подточенный край для создания определенного тона звучания: «1-ый, 2-ой и 3-ий колокола “точеные”; 4-ый, 6-ой и 7-ой “старинные неточеные”; 5-ый и 8-ой “старинные точеные”» В подборах Русского Севера часто встречались колокола голландского литья. Это было связано с активной торговлей западноевропейских «гостей» в северных землях в XVI-XVIII веках. Вопреки распространенному мнению об активном использовании голландских колоколов только в царствование Петра I, покупать их у голландских протестантов начали еще при государе Иоанне IV Грозном. Вплоть до второй половины XVII века их охотно использовали на колокольнях как северных, так и среднерусских земель (например, в Ярославле). Основной «канал сбыта» голландских колоколов проходил через территорию Беломорья. Возможно, термин «старинный точеный», применительно к колоколам, указывает именно на колокола западноевропейского происхождения. Библиография: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1895. Вып. I. С.: 163-166 Известия императорской Археологической комиссии. Спб., 1911. Вып. 39. С.: 115 Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989. С.: 177-180 Красовский М.В. Курс истории русской архитектуры: Деревянное зодчество. Пг., 1916. С.: 264? 265 Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942 Давыдов А.Н. Описи церковного имущества как источник по истории колоколен, колоколов и звонов в деревнях и уездных городах России (на материалах Русского Севера конца XVIII – начала XIX века)//Массовые источники Отечественной истории.

http://sobory.ru/article/?object=13845

В 1827 г. Имп. Российская академия избрала М. действительным членом за лит. труды, а Об-во словесности, наук и художеств - почетным членом. После кратковременного пребывания в должности обер-священника армии и флота П. А. Моджугинского (13 нояб. 1826 - 3 сент. 1827) и ухода на покой в янв. 1827 г. прот. А. А. Торопогрицкого, для которого была учреждена должность обер-священника Главного штаба, Синод попытался упразднить установившееся двоевластие в управлении военным духовенством. На должность руководителя единого военно-духовного правления Синод предлагал кандидатуры придворного прот. Н. В. Музовского, М., как человека «небезызвестного по учености и нравственности и служившего с одобрением в армии», и полевого обер-священника 1-й армии Алексия Карышева, к кандидатуре к-рого сначала склонялся имп. Николай I Павлович . Но 19 сент. 1827 г. государь на соответствующем докладе начертал резолюцию: «Велеть на пробу исправлять должность обер-священника протоиерею Мансветову» ( Боголюбов. 1901. С. 49). М. состоял исправляющим должность до 12 апр. 1830 г., когда был в ней утвержден. Должность обер-священника главного штаба не была упразднена, и ее до 1848 г. занимал прот. Н. Музовский. 6 дек. 1829 г. данная должность имп. указом стала называться «обер-священник главного штаба и отдельного гвардейского корпуса», в его ведение перешли священнослужители гвардейских частей. 1 янв. 1831 г. М. был награжден митрой, было определено «более у Двора не служить», кроме молебнов и архиерейских служб, и оставаться только в военном ведомстве (Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1873. Вып. 3. С. 379). М. в первую очередь пересмотрел и отредактировал инструкцию для благочинных в войсках и на флотах, к-рую составил его предшественник Моджугинский. В ней был учтен опыт инструкции Синода, выданной в 1797 г. 2 полевым обер-священникам, и инструкций, составленных обер-свящ. И. Державиным для благочинного Балтийского флота и самим М. для благочинного Черноморского флота. Эта инструкция обязывала благочинных доносить главному священнику армии и флота о поведении священнослужителей, об их упущениях по должности, о месте их нахождения, о датах военных кампаний. В 1828 г. новая инструкция для благочинных была одобрена Синодом, отпечатана и разослана в военные церкви для руководства.

http://pravenc.ru/text/2561852.html

222 Инспекторская записка о состоян. Акад. от 6 по 26 апреля 1829 г. за 74, в делах Правл. Акад. 229 Письмо помещено у С. К. Смирнова в статье: «Воспоминания об А.В. Г-м». Правосл. Обозр. 1876 г. III. 482. 239 См. письмо к нему В.С. от 21 апр, 1831 г. у О.П. Салмановой. «Из прежнего письма твоего приметно, что у тебя и часов нет свободных, не только дней! Как и чем облегчить твои недосуги. Данные для рассуждений предложения, кажется, не так сухи, чтобы требовали слишком многого мозголому. Совет мой старинный и обыкновенный – громадой не удивишь. Всего не вычерпаешь». 250 Карпентер. Основания физиологии ума с их применениями к воспитанию и образованию ума и изучение его болезненных состояний. СПБ. 1877. Т. 1, стр. 234. 254 Одновременность явлений сознания всегда бывает относительной и обозначает по большей части только их тесную смежность по времени. Вследствие так называемой узости сознания в каждую данную минуту мы можем испытывать только одно или очень немного душевных состояний. Если же нам кажется, что мы одновременно сознаем их много, то это – самообман, который объясняется быстротою их смены. 256 Вот потому то Шиллер и говорит, что человек до тех пор будет погружен во тьму заблуждений, :«Покуда он верит, что счастья венец :Достойным здесь будет наградой. :Нет, счастье ищет порочных сердец, :А чистым земного не надо. :Они на земле ненадолго в гостях – :Жилище и родина их в небесах». (Шиллер, Стихотворение «Слова заблуждения»). 257 Связь эту ясно видел наш отечественный поэт, посылающий жизненному опыту такие горячие проклятия: :«В пошлой лени усыпляющей :Пошлых жизни мудрецов :Будь он проклят растлевающий :Пошлый опыт – ум глупцов». (Некрасов. Песня Ерёмушки). 258 «Чем более мы холодны, расчетливы, осмотрительны, тем менее подвергаемся нападению насмешки. Эгоизм может быть отвратительным, но он не смешон, ибо отменно благоразумен. Однако есть люди, которые любят себя с такою нежностью, удивляются своему гению с таким восторгом, думают о своем благосостоянии с таким умилением, о своих неудовольствиях с таким состраданием что в них и эгоизм имеет всю смешную сторону энтузиазма и чувствительности». Пушкин. Отрывки из писем, мысли и замечания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кроме списка монастырей и церквей, содержит роспись праздников, таблицы рождения и ущерба луны и пасхалию зрячую. Прочих приложений 1-го издания нет. Описание монастырей, в Росс. Имп. находящихся, и проч. Издание 3-е, исправленное и дополненное. Спб. В тип. И. Глазунова. 1814. (8) 116 стр. В заглавии и в книге не помещено «Известие о церквах», присовокупленное ко 2-му изданию. 4-е издание. М. В тип. С Селивановского. 1817. (8) VII и 226 стр. Заглавие как во 2-м и последующих изданиях. Есть роспись городским праздникам и 2 таблицы. 5-е издание. М. В тип. С. Селивановского. 1819. (8) 226 и приложение: Руководство к познанию неисходимой пасхалии, математич. порядком расположенное, с таблицами. 170 и II стр. К пасхалии приложено несколько таблиц и нравственные стихотворения и нравоучительные статьи в прозе (стр. 101–170). 6-е издание, с дополнением. М. В тип. С. Селивановского. 1822. (8) 208, 170 и 95 стр. В начале помещено краткое историческое известие о существующих ныне в России епархиях, (стр. 1–16), не находящееся в других изданиях. Дополнения составляет: «Энциклопедический и экономический всегдашний календарь, содержащей в себе изображение летосчисления, естественные признаки перемены погод и экономические замечания на каждый месяц, как поступать хозяевам в отношении к земледелию, скотоводству, садоводству и другим домашним упражнениям. Собранный из разных авторов.» 7-е издание. М. В тип. С. Селивановского 1848. (8) 248, 152 и 90 стр. Список монастырей и церквей в том же составе, как и прежде. В конце прибавлено приложение: о летосчислении гражданском и разделении времени и историческое объяснение наименований месяцев; замечания разного содержания на каждый месяц, предсказания погод, или естественные признаки происходящих перемен в воздухе, о аспектах (стр. 1–90). Это то же, что календарь предыдущего, 6-го издания. 8-е издание. С седьмого издания, с исправлениями. М. В тип. С. Селивановского. 1834. (8) 248 и 80 стр. 150) Подробное и верное описание монастырей, находящихся в Росс. Империи, расположенное по азбучному порядку и извлеченное из новейших отечественных писателей. С присовокуплением дневника отечественных воспоминаний и поучительных статей в прозе и стихах. М. В тип. А. Семена. 1829. (8) 416 и 190 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Алеша безо всякой предумышленной хитрости начал прямо с этого делового замечания…— Поясняя эти строки, А. Г. Достоевская пишет: „Обычная манера Федора Михайловича, когда ему приходилось говорить с детьми. В своих прогулках по Ст. Руссе Федор Михайлович часто разговаривал с незнакомыми детьми, и дети потом сами к нему подбегали со своими расспросами, такое доверие он сумел внушать им“ (Гроссман Л. П. Семинарий… С. 67). 195 —  Монах в гарнитуровых штанах! — Гарнитуровый — искаженное: гродетуровый; гродетур — легкая шелковая ткань. Фраза представляет собой детскую дразнилку. Насмешка детей над Алешей — одна из деталей, соединяющих жизнеописание этого героя с житиями святых, прежде всего — юродивых. 196 Монстр (франц. monstre) — чудовище, урод. 197 Den Dank, Dame, begehr ich nicht. — Цитата из баллады Фр. Шиллера „Перчатка“ (1797). В переводе Лермонтова (1829): Благодарности вашей не надобно мне! В издании, имевшемся в библиотеке Достоевского, „Перчатка“ дана также и в переводе Жуковского (1831), где цитированный Иваном стих передан так: …В лицо перчатку ей Он бросил и сказал: „Не требую награды“. (Шиллер. Полн. собр. соч. в пер. рус. писателей. Т. 1. С. 643, 78). 198 …извольте взять место-с. Это в древних комедиях говорили: „Извольте взять место“…— Распространенный в XVIII и в начале XIX b. галлицизм (франц. prenez place — садитесь, буквально: возьмите место). 199 Словоерс — звук „с“, прибавлявшийся к концу слов в знак особого почтения к собеседнику. 200 И ничего во всей природе/Благословить он не хотел. — Цитата из стихотворения Пушкина „Демон“ (1823). 201 …господин Черномазов. — „Обмолвка“ героини выявляет внутреннюю форму вымышленной фамилии Карамазов, происходящей от „кара“ (на тюрко-татарских языках — черный) и русского — „мазов“ (см.: Komarowitsch W. Dostojewski und George Sand. S. 205). Со словами тюрко-татарского происхождения Достоевский, по-видимому, познакомился в Сибири. Барон Врангель вспоминает: „Что касается прозвищ, то в Сибири это было в большой моде, особенно между татарами и киргизами: всем давали какую-нибудь кличку; так у меня было наименование «Карасакаль“, т. е. черная борода или, вернее, черные бакенбарды, которые я в то время носил, и усы…“ (Врангель А. Е. Воспоминания о Ф. М. Достоевском в Сибири. 1854–1856 гг. СПб., 1912. С. 67). О фамилии Карамазов см. также: Бицилли П. Происхождение имени Карамазовых//Россия и славянство. Париж, 1931. Бем А. Личные имена у Достоевского//Сборникъ в честь на проф. Л. Милетичъ. София, 1933. С. 431. 202

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Интересны его труды: «О важности богослужебных книг православной Церкви в догматическом отношении» (маг. диссерт.) «Христ. Чтение», 1851 г.; «О богослужебном благочинии Западной церкви». СПБ. 1859 г. (207 стр.); «Особенности в священно-служебных обрядах и обычаях греческой и русской церкви». («Хр. Чт.» 1871 г.). Едва ли не одной из самых красочных фигур на этом фоне должен быть признан прот. Стефан Карпович Сабинин. Воронежец родом (род. в 1789 г.), он окончил СПскую Дух. Академию в составе ее IV курса, т. е. в 1822 г. Один год он преподает немецкий язык в Академии, но потом уезжает заграницу, где проводит почти сорок лет. Первые четырнадцать лет он священствует в Копенгагене, а с 1837 г. в Веймаре. Диапазон его интересов и знаний был поистине редчайший, но главным образом он тяготел к двум областям: ветхозаветному богословию (влияние великого ученого протоиерея о. Г. П. Павского) и к филологии. За 10 лет (1829–1839) им напечатано в «Христианском Чтении» 17 экзегетических этюдов по Ветхому Завету. Им был сделан перевод книги Иова на русский и прозой и стихами. В рукописи осталась его грамматика сирского языка. Академия наук издала его грамматику исландского языка. Им были сделаны переводы саг, написаны исследования о половцах, печенегах, разные филологические этюды. Он был в постоянной переписке с Шафариком, Ганкой, Погодиным. Был избран членом датского «Королевского Общества Северных Антиквариев». Довелось ему в 1857 г. отпевать в Берлине M. И. Глинку. Сам о. Сабинин скончался 14 мая 1863 г. На Сабинине, как редко на ком другом сказались: одаренность нашего духовного сословия, расцветшего в наследственной благодатной атмосфере и исключительно высокий уровень нашей духовной школы, путем долголетней селекции отбиравшей из своей среды таких высоко образованных ученых и разносторонние писателей. Всегда верный памяти своего учителя прот. Павского, Сабинин писал ему из Копенгагена в мае 1830 г.: «Вы возбудили во мне ревность заниматься Ветхим Заветом» 13 . Вот краткий перечень написанных Сабининым и напечатанных в «Христ.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/d...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010