Незаконченность повести Гоголя, ее интригующее читателя предисловие и скрытая ирония автора — заставляют вспомнить Л. Стерна, в особенности его „Сентиментальное путешествие“, хорошо известное к этому времени русскому читателю в переводах. Для русской прозы 20-х и начала 30-х гг. „стернианство“, понятое в значительной мере как формально-композиционная манера, было явлением широко распространенным — см. „Поездку в Ревель“ А. Бестужева-Марлинского (СПб., 1821), роман Якова де-Санглена „Жизнь и мнения нового Тристрама“ (М., 1825–1829), А. Ф. Вельтмана „Странник“ (М., 1831), выражавшие это широкое увлечение Стерном и „стернианством“. Следует отметить, что в повести О. Сенковского „Потерянная для света повесть“, появившейся в 1834 г., уже пародируется это русское „стернианство“ и в частности умышленная незаконченность „Шпоньки“ Гоголя. Пародия Сенковского подтверждает, что современниками незаконченность повести Гоголя рассматривалась как сознательный художественный прием. В плане „стернианских“ традиций может быть объяснено и предисловие Гоголя, иронически мотивирующее якобы случайную незаконченность повести утратой конца рукописи. Можно также указать и на известную перекличку в наименованиях глав у Гоголя — „Дорога“, „Тетушка“, „Обед“ — с „Сентиментальным путешествием“ Стерна: „На улице“, „Муж“, „Ужин“ и т. п. Но лишь этими внешними композиционными приемами, по существу, и ограничивается сходство „Шпоньки“ с произведениями Стерна. Библиографическая справка М. Храпченко. „Н. В. Гоголь“, М., 1936 (гл. IV „Правда жизни и романтика прошлого“, стр. 58–60). Заколдованное место I. Повесть „Заколдованное место“, напечатанная впервые в 1832 г. во второй книжке „Вечеров на хуторе близ Диканьки“, была воспроизведена без существенных изменений во втором издании „Вечеров“ и в первом томе „Сочинений“ 1842 г. (в издании Трушковского 1855 г. листы, содержавшие повесть, Гоголем просмотрены не были). Отсутствие рукописи и каких-либо упоминаний в переписке о „Заколдованном месте“ не дает возможности точно датировать работу Гоголя над повестью. В специальной литературе также не высказывалось никаких соображений по этому поводу. Однако опираясь на то, что „Заколдованное место“ снабжено тем же подзаголовком „Быль, рассказанная дьячком церкви“, которым помечены „Вечер накануне Ивана Купала“ и „Пропавшая грамота“, и изложено в той же манере сказа, можно выдвинуть предположение, что эта вещь, так же как и две другие, принадлежит к группе ранних повестей „Вечеров“ и написана в 1829–1830 гг.: вокруг образа дьячка-рассказчика предполагалась, повидимому, в начальном замысле циклизация сборника, естественно поэтому допущение, что все три связанные с именем Фомы Григорьевича вещи относятся к близкому времени. II.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Литературная деятельность Григоры обнимает почти все области византийского знания, преимущественно же – богословие, философию, астрономию, историю, риторику и грамматику. Здесь надо отказаться от подробного описания его богатого литературного наследия. 1 . Для нас важнее всего «Римская история». В этом труде в 37 книгах изображена история периода времени с 1204 г. по 1359 г., и таким образом он является отчасти дополнением, отчасти продолжением Пахимера, который кончает 1308 годом. Григора лишь в общих чертах изложил события, предшествовавшие его времени: длинный период с 1204 г. по 1320 г. втиснут в первые семь книг. Столь же неравномерно его изложение и в 30 следующих книгах; при изображении догматических споров рассказ невероятно разрастается и становится настоящим сборником актов, лишь отдаленно связанных с историческим повествованием. Таким образом труд этот представляет собой партийное в полном смысле слова произведение, нечто вроде мемуаров; это – субъективно написанная картина величественного церковного брожения умов. Изложение Григоры, как и композиция всего произведения, не везде одинаково, местами даже небрежно, недостаток, легко объясняющийся тем, что большая часть труда написана при чрезвычайно неблагоприятных внешних условиях, десять книг написаны во время заключения в 1352 г. почти в 40 дней. Стилистический образец Григоры – Платон, которому он подражает и в своих диалогах 73 . 2 . Большая часть прочих сочинений Григоры, охватывающих почти все области византийского литературного творчества лежит пока неизданной в европейских и восточных библиотеках. Издания: «Римская история» в латинском переводе (с 3онарой, Никитой и Халкондилом) Lutetiae 1567; Francofortii ad М. 1578. По-гречески изданы сперва книги 1–11. ed. Е. Wolfius (Basileae 1562). Книги 1–24 I. Boivinus 2 voll СВ 1702. Повторено CV 1729. В СВ книги 1–23 ed. I. Schopen 2 voll 1829–30; кн. 24--37 ed. pr. (по скопированной Gr. Вгипп«ом Ватиканской и одной парижской рукописи) I. Веккег 3 voll СВ 1855. Повторено PG CXLVIII, CXLIX 1–502. 37-ю книгу (по обозначению СВ 36-ю) с французским переводом издал Val. Parisot Notices et extraits 17 (1851) 2, 1–406 с заметками о рукописях и историческим комментарием). Есть русский перевод в собрании СПБ. Дух. Акад. «Византийские историки»: «Римская История Никифора Григоры». т. I. СПБ. 1862 (1204–1341).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Н. Оленина, где на литературных вечерах был любимым чтецом-декламатором и своими первыми поэтическими опытами приобрел благосклонное внимание А. С. Пушкина, И. А. Крылова, К. Н. Батюшкова, Н. И. Гнедича. Опыты эти не сохранились до нашего времени, но незаурядное литературное дарование впоследствии нашло свое выражение в его аскетических сочинениях и сообщило им высокую поэзию слова, а по образу изложения, наружной форме и по слогу многие его произведения стали новостью в русской духовной литературе. Преобладающим содержанием их является учение о борьбе с грехом, о внутреннем совершенствовании и духовном возрождении человека через покаяние и очищение сердца от страстей. Прекрасный русский литературный язык творений свидетельствует о том, что автор учился русской словесности в эпоху Жуковского и Пушкина. В письме к игумену Антонию Бочкову свт. Игнатий писал: «Мне очень нравился метод Пушкина по отношению к его сочинениям. Он подвергал их самой строгой собственной критике, пользуясь охотно и замечаниями других литераторов. Затем он беспощадно вымарывал в своих сочинениях излишние слова и выражения, также слова и выражения сколько-нибудь натянутые, тяжелые, неестественные. От такой вычистки и выработки его сочинения получали необыкновенную чистоту слога и живость смысла. Как они читаются легко! В них нет слова лишнего! Отчего? От беспощадной вычистки… Смею сказать, что и я стараюсь держаться этого правила» (Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М.; СПб., 1995. С. 120). Святитель Игнатий также принял для себя за правило и часто повторял совет Н. И. Гнедича, «чтоб сочинения, писанные до сорока лет, без всякого исключения считать решительно неоконченными вследствие незрелости ума, опыта и вкуса, и поэтому не издавать их печатно, а оставлять до этого периода жизни, чтобы пересмотреть, исправить и после этого отдать в печать или уничтожить». (Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М.; СПб., 1995. С. 845). Поэтому ранние литературные труды святителя или не опубликованы, например, «Некоторые советы к сохранению заповедей Господних» (1827), или тщательно переработаны в разные годы и включены самим автором в конце жизни в собрание сочинений, таковы ранние сочинения: «Древо зимою пред окнами кельи» (1827), «Сад во время зимы» (1829), «Плач инока о брате его, впадшем в искушение греховное» (1830) и другие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Иван Кульжинский Кульжинский (Кулжинский) Иван Григорьевич (1803–1884) – поэт, прозаик, педагог, публицист. Сын сельского дьякона. Закончил церковно-приходскую школу, Черниговскую семинарию. С 1823 года – преподаватель в Черниговском духовном училище. С 1825 года – учитель латыни в Нежинской гимназии высших наук, где среди его учеников были Н.В. Гоголь и Е.П. Гребенка. С 1829 – на разных преподавательских должностях. В 1847 году, выйдя в отставку, жил в Нежине. В 1825 году дебютировал в печати со статьей «Некоторые замечания касательно истории и характера малороссийской поэзии», став наряду с М.А. Максимовичем, одним из первых публикаторов и исследователей украинской народной словесности. В 1833 году издал нравоописательный роман «Федюша Мотовильский», о котором Вильгельм Кюхельбекер напишет в сибирском дневнике 19 апреля 1841 года: «Слава Богу, книги у нас в Акше таки водятся, вчера и сегодня я прочел книжку «Библиотеки для чтения» на 41 год, которая, впрочем, порядочная пустошь, и вот теперь вечером небольшой и незатейливый, но хорошенький роман Кульжинского «Федюша Мотовильский»; я на нем отдохнул от модных ужасов и мерзостей». От этих «ужасов» и «мерзостей» Кульжинский тщетно пытался оградить своих современников в своих романах и публицистике, публиковавшихся в основном в «Маяке» и изредка в «Москвитянине», являясь, по словам Аполлона Григорьева, примером «оппозиции застоя». Наиболее показательны в этом отношении его религиозно-нравственные статьи, выходившие отдельными брошюрами: «О преобразованиях и улучшениях в духе святого православия» (СПб., 1858); «Прощальное слово старика-литератора» (СПб., 1873). Первые стихи Кульжинского были опубликованы еще в 1820-е годы в «Дамском журнале», а в последние годы жизни – в журнале «Благовест». О них, но уже не через десятилетие, а через полтора столетия, можно повторить слова Вильгельма Кюхельбекера. Тихая пристань Страшно бушует житейское море! Буйные волны качают ладью... В ужасе смертном, в отчаянном горе, Боже мой, Боже, к Тебе вопию. Сжалься над нами! Спаси и помилуй. С первых дней жизни доселе – борюсь, Дальше бороться нет уже силы... Сжалься, помилуй! – Тебе я молюсь! – К пристани тихой Твоих повелений Путь мой направь и меня успокой... Ты среди всяких житейских волнений Путеводитель, Спаситель Ты мой! Читать далее Источник: Молитвы русских поэтов. XI - XIX : антология/Всемирный русский народный собор ; [сост. В. И. Калугина]. - Москва : Вече, 2010. - 799 с. : ил., портр.; 29 см. - (Тысячелетие русской поэзии).; ISBN 978-5-9533-3023-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Bingham), Ассемана (Ios. Sim Assemanus), Мартена (Ed Martene), Августи (I Chr. W. Augusti), Бинтерима (Ant. Ios. Binterim), Люфта (loh Bapt Luft) и многих других на западе уже давно сделались известными, и их труды необходимы для занимающихся этою двойною наукою. Впрочем, и на востоке и у нас в России также довольно давно эта наука стала обращать на себя внимание ученых сил. Так, между прочим, у нас еще в XVII веке, отчасти переведена с греческого, отчасти же сочинена повелением царя Алексея Михайловича и по совету и благословению патриарха Никона «известная Скрижаль, содержащая в себе толкование божественные литургии с приложением других сочинений» (напечат. в Москве, 1656 г ), возобновленная изданием в начале нынешнего столетия трудами преосв. архиепископа Нижегородского Вениамина (Румовского), под заглавием: «Новая Скрижаль», еще несколько раз потом издававшаяся (1848, 1859, 1870, 1878 гг.), до последнего времени служила главным —475— руководством по литургике. Было не мало частью самостоятельных, частью переводных трудов и других наших отечественных ученых по части науки о богослужении и церковной археологии, каковы: 1) митрополита Гавриила (Петрова): «О служении и чиноположениях Православные Греко-Российския Церкви». Спб. 1792 (потом также издаваемо было не раз); 2) Иродиона Ветринского: «Памятники древней христианской Церкви» и проч. (перевод труда помянутого английского ученого Бингама – «Origines, seu antiquitates ecclesiasticae», Тт. I–V, Спб. 1829–1845); 3) И. Дмитревского: – «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на литургию» и пр. (Μ. 1803. Другие издания: 1807, 1812, 1818:1856); труды протоиереев Дебольского, Серединского (последнего по преимуществу о богослужении западной церкви), Владиславлева, преосвященных: Игнатия, архиепископа Воронежского, Филарета, архиепископа Черниговского, профессоров: Долоцкого, Бобровницкого, Мансветова и др. Начало учено-литературной деятельности о. К.Т. Никольского положено было в 1850-х годах, а интерес к науке о богослужении и церковной археологии возбужден был в нём и еще раньше того, как можно видеть из статьи самого о.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

192. 15 июля; 216. 8 августа; 270. 1 октября); позднее включена в книгу Михайловского «Критические опыты» (СПб., 1894. Т. 3. С. ИЗ—164). ( < < back) Он имел одно виденье со В сердце врезалось ему. — Цитируется стихотворение А. С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный…» (1829). ( < < back) < >< back) > < >< back) > …Гете случалось говорить: «Немецкий писатель — немецкий мученик». — «Разговоры» (II, 265; запись от 14 марта 1830 г.). ( < < back) …он прочел рассказ Чехова «Степь» со на минуту заставила его позабыть страдания. — Отзыв известен в записи В. Фаусека; опубликован в сборнике «Памяти В. М. Гаршина» (СПб., 1889. С. 119—120). См.: Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.: В 18 т. М., 1977. Т. 7. С. 643 (ком- мент. М. П. Громова). ( < < back) …освободить человеческое сердце от бремени жизни. — Ср. в записных книжках Мережковского: «Каждое утро я слышу за стеной своей комнаты унылые бесконечные и терпеливые гаммы какойто прилежной ученицы и думаю — в жизни очень редко бывают мелодии, песни скорби и радости, обычная человеческая жизнь похожа на эти фортепианные гаммы — безнадежные, бесконечные и бесценные» (Записные книжки и письма Д. С. Мережковского/Публ. Е. Андрущенко и Л. Фризмана//Русская речь. 1993. 4. С. 33). ( < < back) Здесь в моем изложении — неполнота и незаконченность почти непоправимые. Кроме Г аршина и Чехова у нас есть другие талантливые представители современной русской художественной прозы. Я не буду пытаться определить, я только намекну на те особенные черты, которые присоединяют их к течению Современного Идеализма. П. Д. Боборыкин, кажется, один из первых ввел в России приемы западноевропейского экспериментального романа. Насколько было возможно, он освободил этот условный род беллетристики от тяжеловесной скуки и придал ему изящную легкость. Но великое современное течение коснулось и русского натуралиста. В едва ли не лучшем из всех произведений Боборыкина, романе–дневнике «Перед чемто» (в «Северном вестнике», умный, чуткий и талантливый наблюдатель современной жизни окончательно порывает с традициями условного натурализма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

Философские попытки объяснения дела, расходящиеся с православно-христианским его пониманием, равно – как и инославно-христианские, автором не одобряются... 275 Вообще речь проф. Чанова – симпатична, а для своего времени должна была иметь некоторое и научное значение. Осмысленная и серьезная, она могла служить хорошим пособием в деле преподавания Нравственного Богословия. Можно, по крайней мере, назвать некоторые, относящиеся к данному периоду (1824–1832 гг.), труды: самостоятельные и переводные. К числу первых относятся: 1) Н. Полозова «Всеобщая нравственность, основанная на религии, с примерами опытности и правилами знаменитейших нравоучителей» (Москва, 1831 г.); 2) N – а «Рассуждение о чувственной любви и пагубных последствиях её» (Спб., 1832 г.); 3) Ф. Эмина «Путь ко спасению или разные набожные размышления, в которых заключается нужнейшая к общему знанию часть Богословии» (Спб. 1824 г., раньше была изд. еще в 1819 г.); 4) П-а «Краткий путь к блаженству» (Москва, 1824 г.) и другие, имеющие вообще назидательный характер и чуждые научности. Из второго рода сочинений могут быть отмечены: 1) Н. Другова: а) «Наставление о смирении, необходимо нужном для всех вообще христиан; с присовокуплением духовных и благочестивых мыслей» (Москва, 1825 г ); б) «Дух утешитель или размышления о некоторых (библейских) словах Духа Святого. способствующих к утешенью скорбящих, на каждый день месяца» (Москва. 1824 г.); в) «Как должно стоять в церкви» (М. 1825 г.); г) «О христианском воспитании детей» (М. 1827 г.); д) « Чтение на пользу скорбящим и ничто в наставление здоровым» (М. 1829 г.); е) «Остережение от господствующих в мире пороков» (М. 1830 г.); ж) «Христианское нравоучение в кратких размышлениях изложенное в пользу всех, истинно-хотящих спастися» (М. 1831 г.) [известны переводные издания о. «протоиерея», принадлежащие и к более раннему времени: а) «Верный и самоотверженный путь ко спасению» (М. 1816 г.); б) «Нравственное изъяснение блаженств евангельских» (М.1818 г.); в) «Христианин, поучающийся истине и добродетели, из созерцания царства натуры и благодати» (18г.); г) «Благочестивые размышления о некоторых предметах христианской веры» (М.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

С. 483. Антрепренер — здесь в значении издатель. В «Униженных и оскорбленных» Достоевский о Краевском-издателе писал: «Чем же он виноват, что в литературе он всю жизнь был только антрепренером? Он смекнул, что в литературе надо антрепренера…» (см.: наст. изд. Т. 4). 226 С. 483. …там про добродетель и нравственность, а там про безнравственность… — Рассуждением о «нравственности и безнравственности» посвящена большая часть октябрьского фельетона Нового Поэта (Современник. 1860. С. 390–395). 227 С. 483. …случилось что-нибудь с Андрей Александровичем! — Речь идет о редакторе «Отечественных записок» А. А. Краевском. 228 С. 484. Еще с детства, почти затерянный, заброшенный в Петербурге… — Автобиографический мотив. Достоевский, привезенный для поступления в Инженерное училище в Петербург в 1837 г., чувствовал себя здесь одиноким, тем более что приехавший вместе с ним брат Михаил был вскоре отправлен в Ревель. 229 С. 484. …спешил с Выборгской стороны к себе домой. — Выборгская сторона — один из окраинных районов тогдашнего Петербурга, отделенный от центральной части города Невой. Панаев в «Заметках Нового Поэта» противопоставляет великолепие Петербурга «бедным лачугам» Выборгской стороны (Современник. 1860. С. 393–397). 230 С. 485. Если бы я не побоялся оскорбить деликатность мыслей г-на — бова, я бы прописал себе тогда в виде лекарства — розог… — Достоевский имеет в виду недавнее выступление Н. А. Добролюбова, который в статье «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами» (1860), настаивал на отмене телесных наказаний в гимназиях и полемизировал по этому поводу с Н. И. Пироговым, допускавшим сечение гимназистов розгами. Отношение Достоевского к этой полемике отразилось в набросках 1861 г. к неосуществленной статье о Добролюбове и Пирогове. 231 С. 485. …образ покойного Фаддей Венедиктовича — написал «Выжигина»… — Ф. В. Булгарин (1789–1859) — агент III Отделения, издатель-редактор официозной газеты «Северная пчела», которую вместе с Н. И. Гречем он издавал более 30 лет. Булгарин вел в «Северной пчеле» еженедельный субботний фельетон «Журнальная всякая всячина», который был посвящен в основном обличению литературных противников в неблагонадежности, а также беззастенчивой саморекламе. Булгарин был автором благонамеренных нравоописательных романов «Иван Выжигин» (4 ч. СПб., 1829), «Петр Иванович Выжигин» (4 ч. СПб., 1831) и др. 232

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Поиск М. национального стиля в храмостроительстве провинции отражает проект храма-памятника Полтавской битве (1833, не реализован), в отделке к-рого использованы килевидные кокошники и тройное окно барабана при сохранении таких элементов классицистической композиции, как план в виде квадрата и пятиглавие, но с куполами необычных пропорций (не реализован). М. принадлежит образцовый проект мечети (1829, использовался до 1843), разосланный в 19 губерний с мусульм. населением. Это здание в виде 8-гранной призмы с завершением в форме усеченной пирамиды с куполком, увенчанным полумесяцем. Проектируя мечеть, М. мог ориентироваться на обмеры древних булгарских памятников XIV в. ( Кириченко Е. И. Градостроительство и власть//Градостроительство России сер. XIX - нач. XX в. М., 2001. Т. 1. С. 242-243). Из гражданских зданий известно о проектах М. богоугодных заведений в Тифлисе, ярмарки в Ростове-на-Дону, училища для детей канцелярских служителей в Смоленске, гимназий в Уфе (1820-1828) и Тифлисе (1832), а также более 10 проектов военных лазаретов (нач. 30-х гг. XIX в.) в Луцке, Остроге, Бердичеве, Тороянове и Каинске и др. городах, карантинных зданий различных размеров во время эпидемии холеры 1831 г., в т. ч. карантина 1-го класса для Евпатории и других портовых городов юга; гостиных дворов в Одессе на Александровской пл. (?), в Измаиле, Симбирске (1822, 30-е гг. XIX в.) и Ростове Великом (30-е гг. XIX в.), городских богаделен. М. проектировал также надгробные памятники ген. И. Г. Гогелю (1834); на Смоленском кладбище в С.-Петербурге - камнерезу П. Е. Доброхотову (1834) и скульптору Мартосу (1835) в виде пилона с акротериями; в Александро-Невской лавре - Чаплиным (1837). Лит.: Петров П. Н. А. И. Мельников//Зодчий. СПб., 1885. 1/2. С. 1-2; Фомин И. Мельников А. И.//Ист. выставка архитектуры. СПб., 1914. С. 57-58; Лейбошиц Н. Я. Мат-лы к творческой биографии А. И. Мельникова//Архит. наследство. М.; Л., 1959. Вып. 9. С. 117-138; Тубли М. П. Авраам Мельников. Л., 1980; Филатов Н. Ф.

http://pravenc.ru/text/2562950.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОРОТНИКОВ Павел Максимович (1810, Ревель, ныне Таллин - 23.04.1876, Москва), хоровой дирижер, композитор, учитель пения. По окончании в 1829 г. 2-го кадетского корпуса в С.-Петербурге (здесь он начал муз. самообразование) служил в военном поселении близ Елисаветграда (ныне Кировоград): сначала в Новгородском кирасирском полку, в 1835-1842 гг. при Корпусном штабе. В 1-й пол. 30-х гг. руководил духовым оркестром поселения, с 1835 г.- симфоническим оркестром и хором (ок. 100 исполнителей) при штабе, приобрел практические навыки в дирижировании и композиции. Продолжая изучать гармонию и контрапункт, преподавал в Елисаветградской школе регентов. В нач. 30-х гг. выступал в столицах как певец с исполнением рус. народных песен. Со 2-й пол. 30-х гг. начал сочинять духовную музыку для смешанного и однородного хоров. 26 февр. 1843 г. в чине ротмистра оставил службу. С 3 марта 1843 по авг. 1848 г.- учитель пения в Придворной певческой капелле , а также в Екатерининском ин-те и Воспитательном доме. Принял участие в подготовке «Обихода нотного церковного пения» (СПб., 1849; совместно с А. Ф. Львовым и Г. Я. Ломакиным ), созданного на основе 2-голосного «Круга простого церковного пения» (СПб., 1830). Задача В. сводилась к обращению параллельных децим (альт и бас) в параллельные сексты (дискант и альт) и сочинению гармонической опоры в 2 нижних голосах. Гармонический стиль, свойственный изданиям капеллы, отличает и собственные сочинения и переложения В. Прот. Василий Металлов писал, что нек-рые песнопения В. хороши «как по звучности и богатству гармонии в пределах умеренных голосовых регистров, так и по правильности просодии текста» (С. 109). В 1848 г. из-за болезни он подал в отставку. С 1851 г. жил и преподавал в Тифлисе (ныне Тбилиси), служил надзирателем Тифлисской дворянской гимназии, затем вернулся в Елисаветград, где в 1854-1859 гг. был устроителем 30 концертов и спектаклей с участием оркестра и хора при Корпусном штабе. В 1860-1861 гг.- дирижер русских спектаклей в Одесском театре, в 1861-1863 гг.- руководитель полкового духового оркестра около Елисаветграда.

http://pravenc.ru/text/155284.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010