(Игумения Таисия. Автобиографиче­ские записки. Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским . М.: Отчий дом, 2007. С. 80.) 195 С пристани «Борки» мы поехали на пароходе к Рыбинску и вниз по Волге на далекую Каму, куда приглашали Батюшку. – В 1908 г. отец Иоанн путешествовал по Волге и Каме на пароходе «Талант», принадлежавшем елабужским купцам Стахеевым. 1 июля отец Иоанн совершил Литургию в имении Стахеевых «Святой ключ» (Котлин. 1908. 149, 3 июля). 197 Все таковые ответы и указания я помню, и записаны они у меня для памяти, а объявить их для всех, тем более в печати, я не решаюсь. – Авт. 198 …к бывшему тогда архиепископу Новгородскому Феогносту... – Владыка Феогност (Лебедев; 1829–1903) – архиепископ Новгородский и Старорусский с ноября 1892 г.; с августа 1900 г. митрополит Киевский и Галицкий. 199 Печатается по изданиям: Таисия, игумения Леушинского монастыря. Отец протоиерей Иоанн Ильич Сергиев как пастырь. СПб., 1893; Таисия, игумения. Пре­бывание отца протоиерея Иоанна Сергиева в Леушинской обители в 1899 году//Русский паломник. 1899. 35; Таисия, игумения. Светлой памяти отца Иоанна Кронштадтского . СПб., 1909; Беседа отца протоиерея Иоанна с настоятельницею Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря игумениею Таисиею. С присовокуплением описания некоторых особенных событий из жизни игумении Таисии. СПб., 1909; Таисия, игумения. Светлой памяти доброго Крон­штадтского пастыря//Кронштадтский пастырь. Б/г, 18. 205 Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства. 206 Наклонил Он небеса и сошел, – и мрак под ногами Его. И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра. И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных. От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные. Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные. Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их. И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного гласа Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего. 207

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

80 Мы не занимаемся решением вопросов ни о сущности мистерий (именно, были ли они средством для передачи высшей, сообщаемой только избранным, мудрости, или же они были не более, как религиозными церемониями, не заключившими в себе и не сообщавшими никакого тайного учения), ни о родах и классах мистерий (древне-греческих, восточных и неоплатонических); не излагаем их истории; не вдаемся в подробное исследование и образ  их совершения, решение всех этих вопросов надолго отвлекло бы нас от главного предмета исследования и не особенно нужно для задачи нашего сочинения, как историко-догматического; притом о всем этом существуют специальные сочинения, к которым мы и отсилаем читателя. Самым капитальным из этих сочинений признается: многоученое, полное фактических данных сочинение Лобека (Aglaophamus, sive de theologiae mysticae graecorum causis libri tres. Reg. Pruss. 1829), далее следует также замечательное сочинение Преллера (Demeter und Persephone ein Cyclus mythologischer Untersuchungen. Hamb. 1837), и ero довольно обширная, коротко излагающая, но вполне обнимающая почти все, что доселе выработано западною наукою о мистериях, статья в Pauly-Real-Encyclopädie der classischen Alterthumswissenschaft (lit. M. Bd. V Stuttg 1848), и наконец сочинение Creuzer (Symbolik and Mythologie der alten Völker 4 Theile 3 Aufl. 1837 ff.). Есть несколько исследований и на русском языке: гр. Уварова (Соврем. 1847 кн. 2), И. А. Чистовича (Древне-греческий мир и Христианство . Спб. 1871 г.) и преосв. Хрисанфа (во 2-м томе его «Истории древних религий» Спб. 1875 г.). 85 Так см. Амос. 7:9: опустошены будут жертвенные высоты Исааковы, и разрушены будут святилища Израилевы (τελετα το Ισραηλ). Прем. Сол. 12:3–5: возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей, совершавшими ненавистные дела волхвований и нечестивые жертвоприношения (ργα φαρμακειν κα τελετς), и безжалостными убийцами детей, и на жертвенных пирах пожиравшими внутренности человеческой плоти и крови в тайных собраниях (κ μσου μστας θισου). Соеденение μυστρια и τελετα см. Прем. Сол. 14:15. Здесь, рассуждая о происхождении идолопоклонства, премудрый говорит, что отец оплакивая своего сына, делает его изображение, почитает его как Бога и передает подвластным μυστρια κα τσ  τελετσ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! ( Мф.23:37 ). Христианское нравоучение не только не подавляет патриотизма, но очищает и возвышает его. 122 Твор. Златоуста. II, 651. Противоположное сорадованию чувство есть зависть; поэтому мы не считаем нужным говорить о несоответствии зависти правде. Это очевидно и бесспорно, что любовь не завидует. 128 Василий В. Слово о любви к бедным. Серг. Пос. 1892 г. Изд. Бог. В. Иначе учили языческие писатели; они приглашали не сострадать несчастному, а презирать его. «Можешь ли ты пасть так глубоко, вопрошает Квинтиллион, чтобы тебе не причиняли отвращение бедные?» (Ульгорн. «Христианская благотворительность в древней церкви». Изд. А. Лопухина . 1900 г. Спб. 135 Твор. Василия В. IV, 115. Здесь осуждается только пренебрежение обязанностью благотворения под предлогом собирания для детей; но умеренная заботливость родителей об обеспечении детей не предосудительна, ибо не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей ( 2Кор.12:14 ). Но как часто люди, в оправдание своего немилосердия ссылаются на детей, а своих прихотей ограничить не желают! 139 139 Твор. Златоуста И, 561. В прологе рассказывается, что один садовник, раздававший все нищим, вдруг вспомнил о чёрном дне и стал копить деньги на случай болезни и старости. Накопил, – и у него открылась язва на ноге. Без пользы пролечил все деньги. Врачи решили отнять ногу. Тут садовник вспомнил свою трудовую жизнь и раскаялся в своей скупости. Явился ему Ангел и спросил: «где же деньги, которые ты собирал». Больной заплакал и сказал: «согрешил я, Господи, прости меня, впредь не буду». Чудесно исцелившись, он с того времени грехом почитал копить деньги. 140 2 Κор. 9:7; Златоуст 13-я бес. на 2-еКор. Рус. пер.1851 г., стр. 189 и 1-я бес. на посл. к Филипписеям, стр.25. 150 Авва Дорофей . Слово о здании и согласии душ. добродетелей. Хр.Чт.35:43–45 (1829-й г.). Согласно с этими размышлениями св. учителя высказался перед смертью Марк Аврелий: «у меня осталось только то, что я отдал» (Hoc habeo, quodcumque dedi).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Арх.: РНБ ОР. Ф. 1. Оп. 1. 1828. 17; 1829. 6; 1830. 39; ИВ РАН. Ф. 7; Гос. ист. архив Чувашской Респ. Ф. 225. Соч.: Ответы на вопросы, к-рые г. Вирст предложил г. Крузенштерну относительно Китая. СПб., 1827; Записки о Монголии. СПб., 1828. 2 т.; История первых 4 ханов из дома Чингисова. СПб., 1829; Ист. обозр. ойратов или калмыков с XV ст. до наст. вр. СПб., 1834. Элиста, 1991; Стат. сведения о Китае. СПб., 1837; Взгляд на просвещение в Китае. СПб., 1838; Кит. грамматика. СПб., 1838. Пекин, 1908; О шаманстве//Отеч. зап. 1839. Т. 6. Отд. 2. С. 73-81; Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение. СПб., 1840; Стат. описание Кит. империи. СПб., 1842. 2 ч. М., 2002; О стат. описании Кит. империи//ЖМНП. 1842. 5. Отд. 2. С. 31-48; Земледелие в Китае. СПб., 1844; Замечания по поводу спора о монгольской надписи времен Мункэ-хана. СПб., 1846; Китай в гражданском и нравственном состоянии. СПб., 1848. 4 ч. М., 2002; О. Иакинф: [Автобиогр.]//Москвитянин. 1849. 8-9; То же//Совр. рус. писатели. М., 1849; Кит. известия о Мангутской пещере в Вост. Сибири. СПб., 1851; Собр. сведений о народах, обитавших в Ср. Азии в древние времена. СПб., 1851. М.; Л., 1950-1953. 3 т.; Автобиогр. записка//УЗ имп. АН по 1-му и 3-му отд-ниям. 1855. Т. 3. С. 665-672; Описание религии ученых. Пекин, 1906; Письма Н. Я. Бичурина к Погодину/Публ., вступ. ст. и примеч.: П. Е. Скачков//Сов. китаеведение. 1958. 3. С. 141-154; Собр. сведений по ист. географии Вост. и Срединной Азии/Сост.: Л. Н. Гумилёв, М. Ф. Хван. Чебоксары, 1960; Ради вечной памяти: Поэзия. Ст., очерки, заметки. Письма. Чебоксары, 1991. Пер.: Лу Хуа-чжу. Описание Тибета в нынешнем его состоянии. СПб., 1828; Ван Бо-Хэу. Сан-цзы-цзинь, или Троесловие, с литографированным кит. текстом. СПб., 1829. Пекин, 1908; Описание Пекина, с приложениями плана сей столицы, снятого в 1817 г. СПб., 1829. Пекин, 1906; Описание Чжуньгарии и Вост. Туркестана в древнем и нынешнем состоянии. СПб., 1829; История Тибета и Хухунора: С 2282 г. до Р. Х. до 1227 г. по Р. Х. СПб., 1833.

http://pravenc.ru/text/200141.html

бытовом и этнографическом применении. – СПб., 1796 Курганов, Письмовник – Курганов Н. Г. Книга писмовник, а в ней наука российского языка, с седмыю присовокуплениями разных учебных и полезнозабавных вещесловий. – СПб., 1777. Курганов Н. Г. Писмовник, содержащий в себе науку российского языка со многим присовокуплением разного учебного и полезно-забавного вещесловия. Ч. 1–2. – 6-е изд. – СПб., 1796. Лекс. вокаб. новым – Лексикон вокабулам новым по алфавит: Рукопись БАН. – СПб., 1910.//Сб. ОРЯС – Т. 88. – 2. Лексикон XVIII в. – Рукописный лексикон первой половины XVIII в. – Л., 1964. Лихтен, Лексикон – [Лихтен И. Ф.] Лексикон российской и французской, в котором находятся почти все Российские слова по порядку Российского алфавита. Ч. 1–2. – СПб., 1762. Макаров, Русск.-франц. сл. – Макаров Н. П. Полный русско-французский словарь. Ч. 1–2. – СПб., 1867. Макаров, Франц.-русс. сл. – Макаров Н. П. Полный французско-русский словарь. Ч. 1–2. – СПб., 1870. Максимов, Крыл. слова – Максимов С. Крылатые слова. – 2-е изд. – СПб., 1899. Словарь русского языка. Т. 1–4. – М., 1957–1961. То же. – 2-е изд. –М., 1981–1984. То же. – 3-е изд. – М., 1985–1988. Мат-лы для термин. словаря – Материалы для терминологического словаря древней России/Сост. Кочин Г. Е.– М.; Л., 1937. Миллер, Польско-росс. сл. – Миллер С. Польско-российский словарь. Т. 1–3. – Вильно, 1829–1830. Михельсон, Метк. слова – Михельсон М. И. Меткие и ходячие слова. Сборник русских и иностранных пословиц, изречений и выражений. – СПб., 1894. Михельсон, Русск. мысль и речь – Михельсон М. И. Русская мысль и речь: Свое и чужое: Опыт русской фразеологии: Сборник образных слов и иносказаний. Т. 1–2. – СПб., 1902–1903. То же. [посмертн. изд.] – СПб., 1912. Михельсон, Ходяч. слова – Михельсон М. И. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов (иносказаний). – СПб., 1896. Наумов, Доп. к Сл. Даля – Наумов И. Ф. Дополнения и заметки к Толковому словарю Даля. – СПб., 1874.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

131 Василий Николаевич Карпов, воронеж., 5-й магистр II к. Киев. акад. (1825), с 1825 до 1829 г. был, вероятно, препод. семинарии, 1829 – бак. франц. языка в Киев. акад., 1831 – бак. философии в той же акад., 1833 – бак. филос. СПб. акад., 1835 – орд. проф., преемник также знаменитого Ф. Ф. Сидонского (2-й маг. VIII к. СПб. акад. 1829 г., † 1873), который, оставив каф. философии, с 1833 до 1835 преподавал только франц. язык. 132 Он посвящал в наше время, как слышно было, много трудов, между прочим, журналу «Странник», издаваемому тогда прот. В.В. Гречулевичем. Говорили, что В.Н. не только писал для этого журнала много статей, но участвовал и в его редактировании, и что вообще издатель «Странника» немало эксплуатировал нашего почтенного профессора. В.Н., как семейный человек, нуждался в добавочных к профессорскому жалованию (858 р. – орд. проф.) средствах. 133 Усердно записывали его лекции и спорили с теми из своих товарищей, которые недостаточно высоко ценили В. Н. Особенно горячим его поклонником был М. В. Родевич, перешедший потом в СПб. университет и служащий ныне в департаменте министерства народного просвещения. 134 У В. Н. Карпова была одна особенность: он плохо запоминал фамилии. По этому поводу между студентами ходило много анекдотов, забавных рассказов. 137 В его «Истории СПб. дух. академии...» (стр. 52–54), как-то очень неясно и даже, нам кажется, фактически не совсем точно передана история перехода психологии из одних рук в другие, если только тут нет корректурной ошибки в цифре года 1859 (стр. 53). То же можно сказать отчасти и об истории новой философии – с Канта. 138 Кирилл Иванович Лучицкий, из Волын. сем., род. в 1815 г., 1-й маг. XIII к. СПб. акад. (1839), в 1851 – экстраорд. проф., а в 1852 г. – уже орд. проф. 140 Михаил Осипович Коялович, гроднен. урож., Виленской сем., 6-й маг. XXI к. СПб. акад. (1855), с 1855 по май 1856 – препод. в рижск. и с.-петерб. семинариях, с 1856 – в СПб. акад. – бак. по сравн. богосл. и расколу, с 1857 – по рус. гражд. и церк. истории. См.: Родосский А.С. «Биографический словарь...», стр. 214–215.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

   ЛЕССИНГ (Lessing) Готхольд Эфраим (1729—81), немецкий драматург, теоретик искусства и литературный критик Просвещения, основоположник немецкой классической литературы. В борьбе за демократическую национальную культуру как средство политического обновления Германии создал первую немецкую “мещанскую” драму “Мисс Сара Сампсон” (1755), просветительскую комедию “Минна фон Барнхельм” (1767). В трагедии “Эмилия Галотти” (1772) осудил социальный произвол, в драме “Натан Мудрый” (1779) выступил сторонником религиозной терпимости и гуманности. Отстаивал эстетические принципы просветительского реализма (книга “Лаокоон”, 1766; “Гамбургская драматургия”, 1767—69).    ФИХТЕ (Fichte) Иоганн Готлиб (1762—1814), немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Профессор Йенского университета (1794—99), был вынужден оставить его из-за обвинения в атеизме. В “Речах к немецкой нации” (1808) призывал немецкий народ к моральному возрождению и объединению. Профессор (1810) и первый выборный ректор Берлинского университета. Отверг кантовскую “вещь в себе”; центральное понятие “учения о науке” Фихте (цикл сочинений “Наукоучение”) — деятельность безличного всеобщего “самосознания”, “Я”, полагающего себя и свою противоположность — мир объектов, “не-Я”. Диалектика бесконечного процесса творческого самополагания “Я” в переработанном виде была воспринята Ф. В. Шеллингом и Г. В. Ф. Гегелем.    ШЕФТСБЕРИ (Shaftesbury) Антони Эшли Купер (1671—1713), граф, английский философ, эстетик и моралист, представитель деизма. Развил учение о гармонии, царящей в мире и человеке, источник которой — Бог. В своих диалогах утверждал идею достоинства и внутренней свободы человека (“Моралисты”, 1709).    ВЕТРИНСКИЙ (Иродион Яковлевич), воспитывался в Санкт-Петербургской духовной академии и кончил курс бакалавром в 1814 г.; затем был там же преподавателем, а с 1818 г. ординарным профессором; в 1814 – 1822 гг. преподавал историю философии, а в 1823 – 1826 гг. – философию; с 1826 г. был цензором главного цензурного комитета, а с 1834 г. — директором могилевской гимназии. Труды его: “Виргилиевой Енеиды песнь первая” (с латинского, СПб., 1820); “Надгробные слова Флешиера” (с французского, СПб., 1824); “На кончину императора Александра I” (элегия, СПб., 1825); “На кончину государыни Елисаветы Алексеевны” (СПб., 1826); “На кончину императрицы Марии Феодоровны” (СПб., 1828); “Памятники древней христианской церкви или христианские древности” (СПб., 1829 – 1845); “Русские письма о счастливой жизни по ее возрастам” (СПб., 1848); “Methaphysica” (СПб., 1821). Кроме того, Ветринский издал “Правила высшего красноречия,” графа Сперанского (с биографией автора, СПб., 1844). М. М.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

(Брокг. – Ефр. «Энцик. Слов.», полут. 32, Спб. 1895 г., стр. 841. Фалькенберга цит. соч. (Спб. 1894 г. стр. 452). 296 «Сборн», «биогр. зам.»: стр. VIII.– Чит. у нас текст, непосредственно следующий за 296-й нашей цитатой. – Ср. в «Сборн»: в „биогр. зам.“ и друг., кроме выше названных, страницы. Автор «биогр. Заметки» – лицо компетентное (покойный проф. Д. В. Поспехов). 298 В 1833 году явилось в русск. (с нем. яз.) перевод А. Галич сочин. Герлаха: «Наука нравов или философическое наставление в добродетели» (Спб.). Об этом мыслителе см., напр., у Брокг.-Ефрона 15-й полут. Спб. 1892 г., стр. 477. О Галиче – в „Обзоре“ арх. Филарета стр. 466. В 1834 году издано в Москве „Направление ума и сердца к истине и добродетели -сочинение, не лишенное значительной назидательности (состоит из «3-х частей»; автор нам неизвестен). 299 Это – «магистр» „VIII-ro курса” Спб. Д. Академии (1829 г.) – товарищ известного прот. Ф. Ф. Сидонского [см. И. А. Чистовича „Истор. Спб. Д. Академии”; Спб. 1857 г., стр. 446], который и „издал“ настоящий „опыт”. 301 В 1835 году вышли также: 1) „Призвание женщины“ (перев. с англ, яз.), 2) Темкина Ошера «Путь очищенный к познанию истинной веры» (вместе с русским текстом издан и еврейский) и др. 302 На обложке книги в одном месте стоит 1836-й г., а в другом 1837-й. Еще раньше выхода в свет данного перевода появился другой – «Хрусталева в Одессе» (как видно из предисловия к С.-Петербургскому). Затем не так давно – в 1892 г. – сочинение Пеллико вышло снова в Спб. под заглавием: «Обязанности человека».Итальянский оригинал издан в первые в 1834 г. (Брокг.-Ефр. «Энциклопед. Словарь», 45-й полут., Спб. 1898 г., статья В. Водовозова: „Пеллико“, стр. 114–115; см. стр. 115). 306 В 1836 г., между прочим, перевед. с немецкого яз. книга Сальча: „О заблуждениях и предразсудках, господствующих в различных сословиях общества“ (ч. I-N). 307 И.А. Чистовича op. cit. (в 301 примч.), стр. 424–426. У А. Н. Надеждина стр. 125–127 (здесь, помимо некоторых интересных подробностей, сообщаются данные об отношении к „Правосл Испов.“ … в последующие годы: в „1839, 1840 гг.“ Нам приводить их нет нужды.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

История 1973 - История русской журналистики XVIII-XIX веков. М., 1973. Казарин 1986 - Казарин В.П. Повесть Н.В. Гоголя " Тарас Бульба " . Вопросы творческой истории. К.: Одесса, 1986. Киселев 1990 - Киселев С.Н. Мысли А.С. Хомякова о географии. М., 1990. Киселев 1991 - Киселев С.Н. Был ли Гоголь новатором в географии? (Об одном историко-научном мифе)//Тез. докл. XXXIII науч. конф. аспир. и мол спец. по истор. естествозн. и техн. М., 1991. Ч. II. Киселев 1996 - Киселев С.Н. Статья Н.В. Гоголя " Мысли о географии " (история создания и источники)//Вопросы русской литературы. 1996. Вып. 2 (59). Киселев 1999 - Киселев С.Н. Русский гений: Николай Данилевский//Крымский архив. 1999. N 4. Кошелев 1984 - Кошелев В.А. Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов (1840-1850-е годы). Л., 1984. Кряжев 1816 - Кряжев В. Новейшая всеобщая география или описание всех частей света. М., 1816. Кулиш 1856 - Кулиш П.А. Записки о жизни Н.В. Гоголя. СПб., 1856. Т. 1., Т. 2. Лонгинов 1915 - Лонгинов М.Н. Воспоминание о Гоголе//Лонгинов М.Н. Сочинения. М., 1915. Т. I. Машинский 1951 - Машинский С. Гоголь. М., 1951. Машинский 1952 - Машинский С. -Гоголь и " дело о вольнодумстве " Литературное наследство. М., 1952. Т. 58. Машинский 1979 - Машинский С. Художественный мир Гоголя. М., 1979. Мережковский 1909 - Мережковский Д.С. Гоголь. Творчество, жизнь и религия. СПб., 1909. Методика 1975 - Методика обучения географии в средней школе. М., 1975. Мильков 1976 - Мильков Ф.Н. Несколько слов о художественном ландшафтоведении//Воронежские дали. Воронеж, 1976. Мильдон 1989 - Мильдон В.И. Чаадаев и Гоголь (Опыт понимания образной логики)//Вопросы философии. 1989. N 11. Михайлова 1952 - Михайлова А.Н. Комментарии//Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: В 14 т. М., 1952. Т. XIV. Мысли 1829 - Мысли, относящиеся к философской истории человечества, по разумению и начертанию Гердера. СПб., 1829. Мысли 1829а - Мысли, относящиеся к философической истории человечества, по разумению и начертанию Гердера//Московский телеграф. 1829. Ч. 29. N 7.

http://ruskline.ru/analitika/2007/02/19/...

61 В старой александроневской академии были прекрасные певчие и музыканты, устраивавшие концерты в зале, на которые съезжались знатные лица из города, и митрополит Амвросий нередко присутствовал на них. (Зап. Виногр. стр. 560. Русск. стар. 1878. 8.) 64 Разрядные списки дают основание для суждения об успехах учеников. В конце книги приложены все списки окончивших курс. Для суждения же об успехах в некурсовые годы и не в одном высшем отделении берем на выдержку списки за некоторые годы. 1818 г. 1826 г. 1836 г. I разр. II разр. III разр. Вне.р. I разр. II разр. III разр. I разр. II разр. III разр. Высш. отд. Средн. Низш. 1-го Низш. 2-го 1829 г. 1835 г. 1841 г. I разр. II разр. III разр. Вне.р. I разр. II разр. III разр. I разр. II разр. III разр. Средн. Низш. 1-го Низш. 2-го 65 Предпис. Комм. 1828 и затем 1829 г. На основании Высочайше утвержд. 6 дек. 1829 г. положения о способах к улучшению состояния духовенства предписано: «детей незрелого возраста и учения удерживать в низших классах, для совершенствования в свойственных предметах учения... дабы получали более зрелое образование и в более зрелом возрасте приступали к священству». 66 Так в 1837 г., вследствие предписания митрополита, переведен в высш. отделение оставленный по молодости (17 л. впрочем) на повторительный курс в среднем, второразрядный воспитанник Н. П., за которого просила преосв. Серафима крестная мать ученика, помещица. 67 Иногда они вновь сдавали экзамен и получали повышение в списке и напр. Н. Дремяцкий (1829 г.) получил после ревизорского экзамена в 1830 г. 1-й разряд, Ив. Надеин (1831 г.), по желанию, остался на повторительный курс и окончил высоко в первом разр. в 1833 г. 68 Предписание акад. правл. от 9 марта 1834 г. В 30-х годах видим нередкие случаи в спб. семинарии назначения из окончивших курс в старшие, комиссары и проч. 70 Об этом было особое предписание Комиссии дух. уч. и в январе того же 1827 года, чтобы профессоры неопустительно требовали от учеников отчета в уроках и в чтении книг по тому или другому предмету (ср. § 20 и 23 введ. к уставу дух. учил.) Иннокентий же между прочим писал: «дабы сей части весьма важной в методе основательного учения, но большею частию оставляемой без внимания, дать прочное направление, кажется, полезно было бы заставить учащих представлять в семинарское правление повременные таблицы, в коих должны быть означаемы книги и проч...»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010