8) Прот. Иоанн Яковлевич Благовещенский, кандидат XVIII курса спб. академии (1849 г.), служил сперва при Покровской Коломенской церкви, откуда перешел в 1850 г. на Сенную на место протоиерея Г. Михайлова, переведенного в настоятеля Покровской церкви. По смерти протоиерея Г. Розова, о. Благовещенский, как имевший уже сан протоиерея и давний и старший в причте, назначен настоятелем. Протоиереи и священники, не бывшие настоятелями, кроме служивших в прошлом столетии и выше перечисленных, по порядку времени поступления в причт, были: Прот. Иоанн Троянский, из полковых († 1815 г.). Прот. Ермолай Бедринский (1813 – 1814 г.). На Сенную поступил из священников посольской церкви в Париже, – с Сенной перешел в настоятели к Воскресенской (Скорбященской) церкви, а отсюда в 1816 г. снова переведен за границу в Голландскую миссию. Свящ. Павел Васильев († 1809 г.). Свящ. Алексей Прокопиев (1809 – 1828 г.) «по Высочайше конфирмованному определению Святейшего Правительствующего Синода, отправлен был в августе месяце 1811 г. за противозаконное повенчание брака ротмистра Мейера с баронессою Ралль в Валаамский монастырь на год, в пристойные сану его послушания без разрешения в священнослужении; но пробыл там только 6 месяцев и 9 дней, потому что Его Императорское Величество из особенного снисхождения к просьбе его детей во 2-е число Генваря 1812 г. Всемилостивейше соизволил повелеть, освободить его из монастыря, возвращен был к прежней должности при Успенской церкви» (Клиров. вед. 1831 г.). Потом о. Алексей служил до 1828 г. и за «дряхлостью» от должности отказался, но жил в церковном доме на половинную кружку занявшего его место, Спасосенновского же диакона Василия Чулкова. Свящ. Сергий Томилин, с февраля 1813 г. – диакон, а с мая 1815 г. – священник († 1830 г.). Василий Егорович Чулков, окончивший курс Спб. семинарии, певчий митрополичьего хора, с 1817 г. до 1828 г. – диакон, а с января 1828 г. – священник, всю жизнь свою во священстве отдавал половину доходов, из братской кружки получаемых, сперва отставному священнику А.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

По изложению лекции Филарета отличаются необыкновенной сжатостью, простотой и ясностью, так что во многих местах они походят на пространный конспект. По свидетельству бывших учеников Филарета, богословские его Записки имели собственно назначение облегчить студентам труд приготовления к испытаниям, так как известную часть времени, назначенного для богословских классических занятий, Филарет посвящал с тем вместе толкованию священных книг. Преемник Филарета по ректуре Архимандрит Кирилл не читал сам Богословия до следующего курса, а поручил преподавать его после Филарета инспектору Платону Березину, который и читал по лекциям того же Филарета. Ректор же в это время читал по примеру же Филарета, толкование на св. Писание. Затем для третьего курса (с Сентября 1820 года) Кирилл начал читать Богословие на русском языке. Замечательно впрочем, что хотя Кирилл следовал преимущественно Запискам Ректора СПб. Академии Григория (Постникова) с некоторою, впрочем, разностью в плане и изложении, – но внутренним характером и направлением совершенно сходился с Филаретом. Кроме классических учебных трудов Ректор Филарет был известен и как церковный вития. Из многих его слов тогдашнего времени до нас дошли впрочем, четыре только, напечатанные в синодальной типографии. Первое – говорённое в 1814 году в день Вознесения Господня, в домовой церкви Синодального Обер-Прокурора Князя Голицына; второе – говорённое в 1815 году в звании ещё Инспектора, – в Великий Пяток; – третье, в 1819 году 10 Марта, при отпевании Архиепископа Московского Августина, погребённого в Успенском Соборе в Лавре, сказанное в Свято-Троицком Соборе и напечатанное в синодальной типографии 228 . Первого слова мы не знаем содержание. Но замечательно в судьбе его то, что это слово до последних пор (до 1870 г.) приписывалось Филарету, Митрополиту Московскому, говорившему будто бы в бытность его Ректором Санкт-Петербургской Академии. И вот, при составлении уже последнего хронологического указателя слов и речей Филарета, Митрополита Московского, оказалось, что это слово не его, а принадлежит Филарету, бывшему его сослуживцу, – Инспектору СПб. Академии 229 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Здесь он составил и издал Начертание логики (Спб. 1808 г.) и перевел на русский язык Начальный курс философии, Снелля (Казань, 1813–1814). Лев Далматов, из здешних воспитанников, учитель истории и географии, с 1793 г. В следующем году пострижен в монашество и рекомендован: жизни честной и успехов прекрасных. Дамаскин (Дмитрий) Травинский из воспитанников здешней семинарии определен в 1794 г. учителем истории и географии, потом переведен на класс синтаксимы и грамматики. В 1799 г. определен законоучителем кадетов Инженерного корпуса и произведен в архимандрита Спасокаменского монастыря (Вологодск. губ.). Петр Андр. Словцов, обучался в Тобольской и здешней семинариях и по окончании курса в 1792 г. определен в Тобольскую семинарию учителем философии, красноречия и математики; в июне 1795 г. снова вызван в С.-Петербургскую семинарию на класс красноречия: но вскоре перешел на гражданскую службу в Сибирь, где в чине статского советника был директором Иркутской гимназии и визитатором трех Сибирских губерний. Современники, знавшие Словцова, отзываются о нем, как о человеке с необыкновенными способностями 94 . В литературе он известен Историческим обозрением Сибири, двумя Похвальными словами – Царю Иоанну IV Васильевичу (Спб. 1807) и Пожарскому и несколькими стихотворениями, помещенными в периодических изданиях И. И. Мартынова: «К Сибири», «Китайцам в Петербурге», «Материя» и проч. Тимофей Ал. Вещезеров, из воспитанников здешней семинарии, с 1795 г. учитель немецкого языка, потом французского и риторики; с 1800 г. священник; в 1811 г. по поручению Комиссии дух. училищ обозревал уездные и приходские училища по С.-Петербургской и Псковской епархиям; в 1827 г. избран в члены Конференции здешней академии. Скончался протоиереем кафедрального Петропавловского собора в С.-Петербурге и ректором Петропавловского духовного училища. Алексей Прок. Парвов, обучался в Новгородской и здешней семинариях и по окончании курса в 1795 г. определен учителем низших классов. Скончался священником Успенской церкви, что на Сенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Из них более известны петербургский протоиерей Григорий Мансветов , напечатавший Краткие поучения для воинов (Спб. 1821), Обязанности домашнего общества (1823), Краткое изъяснение на литургию (1822. 1825), Поучение, как стоять в церкви (1824), и весьма известное в свое время сочинение в 6 частях Училище благочестия (1824–1826), и московские протоиереи Иоанн Кандорский, написавший несколько сочинений против вольнодумства, и Николай Другов, издавший Изъяснение евангельских блаженств (М. 1818), Верный путь ко спасению в 3 частях (1816 и 1822), Дух утешитель на каждый день (1820) и др. Важное значение имели сочинения и переводы, направленные против вольнодумства, каковы переводы: Феофилакта Русанова о достоверности Евангелия Бозобра (1803), О превосходстве религии Люзерна (1804) и Против безверия (1806), Смирнова Иудейские письма к Вольтеру (М. 1808 и 1818 г.), Т. Крылова Размышления о важнейших истинах религии Иерузалема (М. 1816 и 1817–1819) и мн. др. Но замечательно, что, кроме указанных выше немногих сочинений, не являлось на свет ни одного труда, который бы касался религиозных ошибок и крайностей наиболее выдававшегося современного настроения общества, – мистического. Еще менее занимал духовную литературу вопрос о расколе и народных сектах; кроме упомянутого сочинения Евгения Болховитинова о духоборцах, притом же в свое время остававшегося под спудом, можно указать разве еще на очень слабое Наставление правильно состязаться с раскольниками ректора рязанской семинарии Иеронима, выдержавшее 3 издания (М. 1807, 1815 и 1825 г.), и не изданные, даже, кажется, совсем затерянные цензурой, обширные тетради против раскольников, особенно Федосеевцев, лучшего в то время знатока раскола, московского единоверческого протоиерея И. Полубенского. На поприще истолкования св. Писания из нижних экзегетов продолжали подвизаться Ириней (Клементьевский) псковский, издавший при Александре свои толкования на пророков (Спб. 1804, 1809, 1816) и на псалмы (М. 1805 второе изд., 1807, 1814), и другой Ириней (Фальковский) Чигиринский, издавший толкования на послания к римлянам (Киев 1806) и к галатам (1807).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

И. Н. Корсунский И. Н. Корсунский Дальнейшим углублением в сравнительный анализ 2 текстов стала статья проф. В. Н. Мышцына . По краткости и выборочности рассмотренного материала работы Горского-Платонова и Мышцына не могут быть признаны полноценными исследованиями, но они оказались доступны широкому кругу читателей. Исследование о переводе LXX проф. И. Н. Корсунского подводит черту под освоением отечественной церковной наукой проблематики одного из основных библейских текстов. Эта фундаментальная работа, в к-рой собраны достижения как зап., так и отечественной школ, до сих пор сохраняет свое значение. Труд состоит из исторической и лингвистической частей; большой интерес представляет филологический анализ LXX. Мысли свт. Феофана нашли воплощение в ряде переводов библейских книг с греч., выполненных проф. П. А. Юнгеровым ; еп. Антонин (Грановский) осуществил даже опыт реконструкции евр. текста Книги Варуха на основе греч. и лат. версий. Б. А. Тихомиров, А. А. Алексеев Платон (Левшин), митр. Московский. Гравюра. XIX в. (РГБ) На рубеже XVIII-XIX вв. были сделаны попытки формулирования важнейших принципов библейской герменевтики. Московский митр. Платон (Левшин) ввел в Троице-Сергиевой ДС систематические занятия по изучению Библии и изложил правила ее толкования в «Инструкции», ставшей для неск. поколений рус. библеистов основным руководством по герменевтике. Архиеп. Феоктист (Мочульский) написал первое рус. руководство по герменевтике «Драхма от сокровища божественных писаний Ветхого и Нового Завета, то есть Сокращение правил при чтении Свящ. Писания к знанию потребных» (М., 1809). Митр. Амвросий (Подобедов) составил «Краткое руководство к чтению книг Свящ. Писания Ветхого и Нового Завета» (М., 1799. К., 18254). Основателем отечественной Б. считается свт. Филарет (Дроздов). Еще в молодые годы, будучи ректором СПбДА в сане архимандрита, он посвятил свои труды толкованию Свящ. Писания, основанному на научной методологии. Его «Записки на книгу Бытия» (СПб., 1816, 1819) и «Опыт изъяснения псалма LXVII» (СПб., 1814) были первыми рус.

http://pravenc.ru/text/149119.html

К. Имп. Александр I, его жизнь и царствование. СПб., 1897. Т. 3; Отечественная война и рус. об-во: Юбил. изд. М., 1911-1912. 7 т.; Военский К. А. Русское духовенство и Отеч. война 1812 г. М., 1912; Краткие ист. сведения о священнослужителях воинских частей, участвовавших в Отеч. войне 1812 г. СПб., 1912; Никольский А. В., прот. Лица «духовного чина» Моск. епархии в их служении Церкви и Отечеству в 1812 г. М., 1912; Розанов Н. Петр. Московские святыни в 1812 г. М., 1912; Смоленская старина. Смоленск, 1912. Вып. 2: 1812-1912: Юбил. изд./Ред.: П. В. Михайлов, Н. Н. Редков; Студитский И. М. Русское духовенство в Отеч. войну 1812 г. Кострома, 1912; Шавельский Г. И., протопр. Военное духовенство в борьбе России с Наполеоном. М., 1912; Тарле Е. В. 1812 г. М., 1959; Бескровный Л. Г. Отечественная война 1812 г. М., 1968; Пуцко В. Г. Калужское духовенство в Отеч. войне 1812 г.//Калужская губ. на II этапе Отеч. войны 1812 г.: Проблемы изучения. Персоналии. Памятники. Малоярославец, 1998. С. 108-114; Ивченко Л. Л. Бородино: Легенда и действительность. М., 2002; Мельникова Л. В. Отечественная война 1812 г. и РПЦ//ОИ. 2002. 6. С. 27-38; она же. РПЦ в Отеч. войне 1812 г. М., 2002; она же. Армия и Правосл. Церковь Рос. империи в эпоху наполеоновских войн. М., 2007; она же. Ангел и демон: Александр и Наполеон в восприятии современников//Родина. 2012. 6. С. 74-76; она же. Московская епархия в Отеч. войне 1812 г.//ЖМП. 2012. 10. С. 84-89; она же. Отечественная война 1812 г. и РПЦ//Моск. ЕВ. 2012. 7/8. С. 138-147; она же. Правосл. Россия против «безбожной» Франции: Свящ. война имп. Александра I//Рос. история. 2012. 6. С. 103-116; она же. Церковь в войне 1812 г.//Рус. история. 2012. 1(20). С. 32-37; она же. Александр Благословенный: Свящ. война рос. императора//Эпоха 1812 г. в судьбах России и Европы: Мат-лы Междунар. науч. конф. М., 2013. С. 390-400; она же. Антинаполеоновская пропаганда в России 1806-1814 гг.: Формирование образа внешнего врага//Французский ежег., 2013: «Русская кампания» Наполеона: События, образы, память.

http://pravenc.ru/text/Отечественная ...

СПб., 1886. С. 354–355. Филарет (Дроздов), архим. Обозрение богословских наук в отношении преподавания их в высших духовных училищах (1814)//Там же. Т. I. СПб., 1885. С. 124. Записки святителей Иннокентия (Борисова) и Филарета (Дроздова) о духовных школах/публ., вступ. ст. и прим. Н. Ю. Суховой//Филаретовский альманах. Вып. 6. М., 2010. С. 83–84. Слово в день обретения мощей Преподобного Сергия 1822 г.//Филарет (Дроздов), свт. Слова и речи. Т. II. М., 1874. С. 116. Там же. С. 116, 119. Там же. С. 117. Слова и речи, во время управления московской пастой говоренные, и житие преподобного Сергия Радонежского и всея России чудотворца, из достоверных источников почерпнутое, синодальным членом Филаретом, митрополитом Московским. М., 1835. С. 517–518. Там же. С. 500, 502. Там же. С. 507. Слова и речи, во время управления московской пастой говоренные, и житие преподобного Сергия… С. 496. Письма преподобному Антонию… Т. 1. С. 233, 259, 338 и др. Беседа к братству Николаевского Угрешского общежительного монастыря 1853 г.//Филарет (Дроздов), свт. Слова и речи. Т. V. М., 1885. С. 229–230. Там же. С. 231. Речь к произнесшему обеты монашества, священнику, студенту Московской духовной академии высшего отделения, октября 1 дня 1848 г.//Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. 1848. Ч. VII, кн. 1. С. 109. Там же. С 110. Речь по случаю совершившегося пятидесятилетия Московской духовной академии. 1 октября 1864 г.//Филарет (Дроздов), свт. Слова и речи. Т. V. С. 563. Слово по освящении храма явления Божией Матери Преподобному Сергию, устроенного над мощами преподобного Михея в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре 1842 г.//Филарет (Дроздов), свт. Слова и речи. Т. IV. С. 197–198. Речь при пострижении в монашество профессора В[ифанской] Д[уховной] С[еминарии]. 20 марта 1849 г.//Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе. 1849. Ч. VIII, кн. 2. С. 311–312. Там же. С. 313.   Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 21-011-44119. Источник:  Сухова Н. Ю. Митрополит Платон (Левшин) и святитель Филарет (Дроздов): концепции «ученого монашества» // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2022. C. 113–128. DOI: 10.24412/2224-5391-2022-39--128 Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/6176226

… брату Пахомовны… вызвал его на дуэль. — Речь идет о подпоручике лейб-гвардии Семеновского полка, члене декабристского Северного общества Константине Пахомовиче Чернове (род. ок. 1803–1825). Секундантом на дуэли был его троюродный брат К. Ф. Рылеев. Известно стихотворение В. К- Кюхельбекера («На смерть Чернова»), впервые напечатанное в кн. 5 «Полярной звезды» (Лондон, 1859). … место на одном из петербургских островов… — Дуэль происходила «за заставой, по Муринской дороге, в парке Лесного института» (Писатели-декабристы в воспоминаниях современников: В 2-х т. М., 1980, т. 2, с. 19); ныне это место напротив домов No 6 и 8 по Новороссийской улице; здесь были поставлены два каменных столба, отмечавших места, хде стояли противники, сейчас это два массивных плоских камня. Две версии дуэли (так же как и два ошибочных варианта имени Черновой —Мария и Аграфена) изложены в названной выше книге — в т. 1 на с. 291 и в т. 2 — на с. 18–19. На месте том, где он умер, она пожелала выстроить церковь… выстроила. — В. Д. Новосильцев скончался на двенадцатый день после дуэли. Церковь Владимира Равноапостольного была построена по проекту архитектора И. Шарлеманя в 1838 г. (она не сохранилась). В 1848 г. рядом с церковью было сооружено орлово-новосильцевское благотворительное заведение «для престарелых и увечных мужчин всех сословий», получившее название Новосильцевской богадельни. Церковь тоже именовалась Новосильцевской. По ним и Граничная улица (у Выборгской заставы, где происходила дуэль) стала называться Новосильцевской (ныне ул. Новороссийская). Екатеринин день отмечается церковью 23 ноября. … Александр Благословенный… — Титул Благословенного был поднесен Александру I b 1814 г. «депутатами св. Синода, Государственного совета и Сената» (см.: Романовы. Царствующий дом Российской империи. СПб., 1878, No 65 — в прилож. к журналу «Русская старина», 1878, No 4, с. XX). Императрица придумала для него какую-то особенную, замысловатую азбуку… — Речь идет о «Бабушкиной азбуке» со вставными анекдотами дидактического характера. Она являлась составной частью учебной библиотеки, составленной Екатериной II для великих князей Александра и Константина Павловичей. В ее «Инструкции князю Н. И. Салтыкову», воспитателю внуков императрицы, указаны «книжицы», по которым они учились: «1. Российская азбука с гражданским начальным учением, 2. Китайские мысли о совести, 3. Сказка о царевиче Хлоре, 4. Разговор и рассказы, 5. Записки, 6. Выбранные российские пословицы, 7. Продолжение начального учения, 8. Сказка о царевиче Февее» (см.: Сочинения императрицы Екатерины II. СПб., 1893, т. 1. Примечания, с. XIII).

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

Уезжал святитель в карете графини, с ее кучером и поваром, в сопровождении нанятого ею доктора. И с дороги, и по прибытии он старался писать к ней как можно чаще, неустанно благодарил, делился своими заботами, старался помочь советом. И в Пензу чего только не посылала Анна Алексеевна – сельтерскую воду, уксус, медицинские рецепты, часы, ткани, деньги. За несколько дней до кончины преосвященного Иннокентия, узнав об ухудшении его здоровья, вновь отправила к нему доктора Яшева. Увы, он уже был бессилен чем-то помочь. Графиня бережно сохранила и переплела оригиналы всех 18 писем к ней св. Иннокентия (позже они попали в библиотеку Московской духовной академии), сняла копии с его писем, адресованных другим лицам – родным, архимандриту Феофану (Александрову), Авдотье Посниковой. Над гробом святителя в Спасском кафедральном соборе Пензы на средства графини установили па-мятник из белого мрамора, а рядом в 1846 г. укрепили металлическую доску с указанием о вечном поминовении 20 близких ей лиц; в их числе, на втором месте после императрицы Екатерины, имя святителя Иннокентия 89 . Список литературы 1 . Бежанидзе Г. В. Концепция союза Церкви и государства святителя Филарета Московского и ее отражение в его деятельности в царствование императора Александра I//ФА. 2017. Вып. 13. С. 75–103. 2 . Бежанидзе Г. В. Святитель Филарет (Дроздов) как человек Церкви в эпоху царствования Александра I//ФА. 2011. Вып. 7. С. 113–140. 3 . Мануил (Лемешевский) , митр. Русские православные иерархи. 992–1892. Т. 2. М., 2003. 4 . Назаренко Е. Ю. Князь Александр Николаевич Голицын: общественно-политические взгляды и государственная деятельность: дис. ... канд. ист. наук. Воронеж, 2014. 5 . Рункевич С. Г. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. 1713–1913. СПб., 2001. 6 . Скабичевский А. М. Очерки истории русской цензуры (1700–1863 гг.). СПб., 1892. 7 . Сухова Н. Ю. Александровская эпоха и духовная школа: реформа 1808–1814 гг.//Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». 2010. С. 55–60.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

При его деятельном участии совершено преобразование духовно-учебных заведений в России. За труды по духовному образованию преосвященный Амвросий первым удостоился звания почетного доктора богословия. Из личных качеств митрополита Амвросия обер-прокурор Святейшего Синода граф Д. И. Хвостов отмечал «мудрую кротость его нрава», обер-прокурор Святейшего Синода князь А. Н. Голицын, несмотря на частые разногласия, увидел в нем «старца сговорчивого, умного и распорядительного». Проповеди Амвросия, по словам Филарета Черниговского , «не отличаются ни блистательными картинами, ни свободным течением речи, но в них есть сила мысли и достаточная чистота русского языка». О кончине митрополита Амвросия современники рассказывали следующее. Однажды вошел он в Знаменский собор. Масло из лампады пред образом Богоматери нечаянно пролилось ему на голову. В тот же вечер он занемог. Следующий день провел в болезни, лекари стали обещать выздоровление. Наутро он причастился Святых Таин, сказал при этом: «Собороваться маслом не надобно, меня соборовала Богоматерь». Через несколько времени сам начал читать отходные молитвы и предал дух свой Господу. Труды: Собрание поучительных слов, говоренных в разное время. – М., 1810, 1825. Руководство к чтению Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М., 1779 и 1803. Молитвы для чтения в больницах поутру и вечером, введены в употребление с 1814 г. Литература: Леонид, иеромонах. История Церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. – Калуга, 1876. – С. 113–114. Никанор (Каменский) , архиепископ. Казанский сборник статей архиепископа Никанора (Каменского). – Казань, Церковное историческое общество, 1909. – С. 482. Сушков Н. В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского. – М., 1868. – С. 46–48. Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ. – СПб., 1894. – С. 1–28. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича . – СПб., 1913. – С. 830–834.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010