Обозрении» за 1863 г.; г) Опыт изъяснения псалма LXVII. Спб. 1814; д) Разговоры между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской церкви, с присовокуплением выписки из окружного письма Фотия, патриарха цареградского, к восточным патриаршим престолам. Спб. 1815; е) Начертание церковно-библейской истории, вышедшее первым изданием в 1816 гуду, но составившееся из уроков ранее читанных в петербургской дух. академии; ж) Записки на книгу Бытия, составившиеся также из уроков, читанных в академии и обработанных для печати в конце 1815 года, а вышедших из печати в 1816 году; 3) к тому же периоду времени академического преподавания относится и составленное Филаретом Руководство к познанию книги Псалмов, особенно систематическому и богословскому, напечатанное впервые лишь в 1872 году в Чтениях в Общ. люб. дух. просв, и другие работы. Слава его, как блестящего проповедника, также была весьма упрочена к тому времени. С 1810 до 1810 года Филаретом произнесено было 24 проповеди , доселе известный в печати. См. сочинения Филарета т. I, Москва, 1873. Из числа этих проповедей очень многие произнесены по особым случаям вызванные особыми обстоятельствами и поручениями. Административный способности Филарета уже успели блестящим образом обнаружиться в устройстве и преобразовании александро-невского училища и духовной академии, благодаря чему уже в 1814 году он сделан был членом комиссии духовных училищ. В виду этого ему даются такие ученые и административные поручения, которые не были бы даваемы человеку заурядному и при том поручения исходящие от высшей власти. Так, наприм. «Изложение разности между Восточною и Западною церковью в учении веры» написано было Филаретом в 1811 году по поручению, исходившему от лица императрицы Елисаветы Алексеевны. Равным образом в 1814 году, когда предписано было праздновать в 25 день декабря избавление России от нашествия галлов и с ними двадесяти язык, Филарету же поручено было составить молебное пение на этот случай. Такому-то человеку поручено было ближайшее руководство и заведывание делом, имевшим значение для всей России, хотя главное (но не ближайшее) наблюдение затем же делом, по иерархическому порядку, принадлежало собственно архиепископу черниговскому Михаилу Десницкому 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Преосвященный Нектарий был и энергичным духовным писателем, много написавшим статей богословского характера в «Церковно-общественном вестнике». Он организовал в Нижегородской епархии «Братство святого Иоанна Дамаскина », состоял почетным членом Церковного археологического общества. Преосвященный Нектарий поучал благочинных бдительно следить за нравственным поведением причта. Видимо, этой строгостью в отношении к подчиненным в вопросах нравственности вызвано и такое мероприятие преосвященного, как закрытие (по разрешению Святейшего Синода) знаменитого Макариева монастыря, находившегося вблизи известной Макариевской (впоследствии Нижегородской) ярмарки. Видимо, близость ярмарки с распущенностью ее посетителей была неблагоприятна для монастыря. На средства закрытого монастыря он великолепно обновил архиерейский дом. Это мероприятие вызвало большое неудовольствие среди жителей Нижнего Новгорода, которые считали преподобного Макария покровителем ярмарки, и они едва не побили преосвященного камнями. Архиепископ Нектарий, несмотря на слабое здоровье, отличался строгой подвижнической жизнью. Литература: Преосвященный Нектарий, архиепископ Харьковский и Ахтырский. – Харьков, 1874. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 17. Булгаков С В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1406, 1416. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 359. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 22, 62, 268, 608, 966. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896. 359. Заслуги преосвященного архиепископа Харьковского Нектария (извлечение из отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1874 год). – СПб., 1876. – С. 6–8.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Не определяя генеалогического родства, отметим, что в Черниговской Духовной Семинарии с 1797 г. учился некто Иван Крыжановский, который в 1814 г. окончил С.-Петербургскую Академию в составе первого её курса (1809–1814 гг.) под 40 (см. у † проф. И.А. Чистовича, История С.-Петербургской Духовной Академии, СПб. 1857, стр. 442) и потом был профессором в Калужской Семинарии (для чего см. дела Ком. Дух. Уч. 1.527 за 1815 г. и 2.010 за 1817 г., а для них ср. Опись документов и дел, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода, с указателями к ней: Дела Комиссии Духовных Училищ 1808–1839 гг., СПб. 1910, стр. 165, 193). 35 Род. 10 октября 1831 г., скончался 26 июля 1888 г. Ср. о нем и Русский биографический словарь, том «Кнаппе Кюхельбекер», стр. 466–467. 38 В интересах полноты и беспристрастия приводим соображения в письмах к нам Л. Ст. Мацкевича (по возможности, подлинными его словами): О еврейском происхождении Смарагда он слышал от своего отца и от других стариков-священников Киевской епархии, знавших семью Смарагда и утверждавших, что дед его был действительно еврей (только после выкрестившийся). Заметить надо, что дед и отец Смарагда жили в те времена, когда Киевская нынешняя епархия принадлежала ещё к составу Польского Государства и когда там была ещё Уния. Вообще, в XVIII веке юго-западный край России кишмя кишел евреями, – и не мудрено, что некоторые из них обращались в христианство ... Не менее натурально, что эти обращения давали выкрестам известные привилегии в глазах тогдашнего Польского правительства, доставляя им права шляхетства, и, между прочим, пролагали путь к занятию священнических мест при тогдашних униатских церквах. Эти церкви находились под патронатством панов-помещиков, которые обеспечивали содержание причтов наделом порядочного участка земли. Паны позволяли строить церковь в новонаселённом имении своём и наделяли пароха её землёй и другими хозяйственными выгодами, на что давали хозяйственную запись, называемую эрекцией (от erigo – воздвигать, строить – церковь ). Не удивительно, что на такие выгоды могли идти и новые шляхтичи из новокрещённых евреев, все эти Крыжановские, особенно размножившиеся в ту эпоху. И, действительно, при Унии были частые примеры, что не только сыновья выкрестившихся евреев, но и сами эти выкресты добивались священства, получая по общему в Польше обычаю (см. стр. 181 начало: « В подкрепление этого тезиса...». – Редакция Азбуки 190, 27 56 См. «Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских» 1911 г., кн. 1, отд. V, стр. 35 и 36–37. 57 См. ibid. 1911 г., кн. 1, отд. V, стр. 36 и 37 (где на строке 16 снизу ошибочно напечатано: «от начальника»).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Писание не только допускает толкование, как словесное, так и духовно-опытное, но и подразумевает его. В учении святителя Филарета так тесно соединяются Писание и Предание, что становится ясным необоснованность самого противопоставления и даже разделения Писания и Преда­ния как источников христианского знания. Слово Божие исходит от Бога, принимает его и свидетельствует об его истинности Церковь . Правило веры – догматы , сформулированные и принятые на Вселенских соборах Церкви – в значительной степени определяют наше понимание слова Божия, что не умаляет значимости личного и непосредственного осозна­ния слова Божия. Священное Писание, являясь непосредственным чистым источником и единым критерием христианского знания, оставляет широкое пространство для вероопределительной деятельности Церкви и богословской интерпретации. Более того, эта церковная интерпретация необходима вследствие особых задач Церкви. Слово Божие, пришедшее в мир в Боговоплощении, открыло Истину, познаваемую, переживаемую и утверждаемую на всех уровнях бытия Церкви, Которая есть «столп и утверждение истины» ( 1Тим 3. 15 ). 2 Изложение разности между Восточною и Западною Церковью в учении веры//Чтения в Обществе истории и древнос­тей российских. 1870. Кн. I. С. 31–44 (или: Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1872. С. 15–33); Обозрение богословских наук в отношении их к преподаванию в высших духовных училищах. СПб., 1814 (или: Собрание мнений и от­зывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам, изданное под редакцией преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского: В 5 т. СПб., 1885–1888. Т. I. С. 123–151); Раз­говоры между испытующим и уверенным о православии Восточной Греко-Российской Церкви, с присовокуплением выписки из окружного послания Фотия, патриарха Цареградского, к Восточным Патриаршим престолам. СПб.., 1815 (или: Филарета, митрополита Московского и Коломенского, творения. М.: Отчий дом, 1994). 3 Изложение разности между Восточною и Западною Церковью в учении веры//Чтения в Обществе истории и древностей российских.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Академия на протяжении всей своей истории указывала и продолжает указывать русским богословам и пастырям подлинно православный, подлинно евангельский путь. Она возвещает вечную, Божественную истину, утверждая на глубоких, исконно русских православных основаниях духовную жизнь. В этой неизменности, с которой Академия служит своему церковному и общечеловеческому призванию, высокому педагогическому и патриотическому долгу, есть своя ценность и глубокий внутренний смысл. По-видимому, Бог благословил труд нашей духовной школы, исторический путь которой, со всеми событиями и явлениями в ней можно действительно назвать жизнью «у Троицы в Академии». Сто девяностолетняя история молчаливо и скромно, но неотъемлемо и праведно возложила на главу ее венец «от каменей честных», как дань благодарности за благороднейший просветительный подвиг созидательного духовного творчества, как святое благословение на дальнейшее служение правде в преподобии истины. Мы молим Господа даровать процветание и ученые успехи нашей старейшей духовной школе – Московской Духовной Академии, да останется она навсегда своим духом юной, полной свежих сил, своим повседневным служением продолжая готовить для Русской Православной Церкви образованных пастырей, благоговейных монахов, умелых регентов и иконописцев. Да будет у Академии слава из века в век, пока сияет чаемый и отражаемый ею свет невечерний, присносущный и незаходимый.   Смирнов С.К . История Московской Духовной Академии до ее преобразования (1814-1870). М., 1879. С. 4.  Там же. С. 11; См.: Чистович И.А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ. СПб., 1894.   Мельков А.С . Митрополит Филарет и Московские Духовные школы//Сборник материалов по итогам научно-исследовательской деятельности молодых ученых в областях гуманитарных, естественных и технических наук в 2003 году. М., 2004. С. 23.   Глубоковский Н . За тридцать лет (1884-1914)//У Троицы в Академии, 1814-1914 гг.: Юбилейный сборник исторических материалов/Издание бывших воспитанников Московской Духовной Академии. М., 1914. С. 742.

http://pravoslavie.ru/193.html

Доколе токи крови Велишь нам, грешным, лить? Бог благости, любови Жесток не может быть: Престани же от гнева, Рев бури усмири; Хлябь алчную Эрева Перунами запри; Ударь – и с крыл Зефира Снесется тихий день, Благоуханну мира Даст Александр нам сень. 1808 В «Объяснениях на сочинения Державина» (1808) сообщается: «1807марта 16 дня, в которое время на особых листках напечатано, положено на музыку г.Нейкомом и пета была в филармоническом обществе придворными певчими в Петербурге». Упоминаемые «особые листки» – отдельное издание «Молитвы» (СПб., 1807). Победа в Отечественной войне 1812 года отмечена в «Солдатском дифирамбе» Державина, датированном 10 мая 1814 года – днем капитуляции Парижа: Успокоили мы царства; Бонопарта и коварства Свергли в бездну адска дна, – Пусть воюет там с чертями, Царь-отец! Ты здрав будь с нами. Дайте чашу нам вина!– пели воины-победители. Но к этой победе Россия прошла через все антинаполеоновские войны. «Токи крови», о которых идет речь в этой державинской «Молитве», начались для России еще в 1805 году, а закончились в победном 1814-м. Эта «Молитва» о том мире, о котором молила Бога и Александра, как Божьего помазанника, вся Россия. Победа была не только выиграна , но и вымолена… Покаяние Помилуй мя, о Боже! по велицей Мне милости Твоей, По множеству щедрот, Твоей десницей Сгладь грех с души моей; А паче тайных беззаконий Очисть – их знаю я. Я знаю их, – и зрю всех пред собою Моих пороков тьму; Се сокрушенной каюся душою Тебе, лишь одному Тебе, – что быть дерзнул лукавым И укрывал мой грех. Но льзя ль кому перед Тобой в чем скрыться, Коль все зришь, слышишь Ты? Как можно на суде в чем оправдиться Пред Тем, Кто и мечты Душ наших и сердец всех знает? Он верно победит. Так, знает, что я зачат в беззаконьи, В грехах родила мать, Что внутрь меня коварство, а вне козни Неправдой правду тьмят, – Ту правду, искру ту премудру, Что Он во мне возжег. Ах! окропи ж меня Ты звезд иссопом, Вод благости Твоей; Омой, Творец, мне грудь Ты слез потопом, Вняв вздох души моей,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Вероятно, в 60-70-х гг. XVI в. К. м. был опричным. В Смутное время К. м. разорялся дважды. Первый раз - в 1609 г., после поражения армии царя Василия Иоанновича Шуйского при с. Клушине, в 20 верстах от Гжатска (ныне Гагарин), от польско-литов. войск под командованием гетмана С. Жолкевского. Монастырские храмы и имущество обители были разграблены. Вторично мон-рь был захвачен в дек. 1617 г. «польскими и литовскими людьми и с черкасы, и с изменники русские воры» армии королевича Владислава, которые «пришли в Можайский уезд и стали в Колоцком монастыре» (Дворцовые разряды. СПб., 1850. Т. 1. Стб. 307). Оккупация мон-ря продолжалась, по-видимому, вплоть до заключения с поляками Деулинского перемирия 1 дек. 1618 г. В 1724-1726 гг. К. м. был приписным к Новоспасскому московскому монастырю ; по штатам 1764 г. отнесен к 3-му классу: мон-рю полагалось иметь 12 чел. братии и получать ежегодно финансирование из гос. казны. Победа над франц. отрядом при Колоцком мон-ре. 1812 г. Гравюра Федорова по рис. Д. Скотта. 1814 г. Победа над франц. отрядом при Колоцком мон-ре. 1812 г. Гравюра Федорова по рис. Д. Скотта. 1814 г. В 1812 г., накануне Бородинского сражения, главнокомандующий рус. армией М. И. Кутузов осматривал с колокольни К. м. буд. ратное поле; к полудню 21 авг. у стен обители сосредоточились главные силы рус. армии, а в самом мон-ре расположился штаб. Однако уже 22 авг. Кутузов принял решение отступить к Бородину, находя эту позицию более удачной для генерального сражения. Именно в обители Д. В. Давыдовым было принято важное решение об организации партизанских отрядов. 24 авг. у стен К. м. арьергардные части рус. армии под командованием генералов П. П. Коновницына и К. К. Сиверса вступили в бой с авангардом французов. В этом бою получил смертельную рану генерал-майор Всевеликого войска Донского И. К. Краснов. Мон-рь был занят французами. По преданию, в К. м. приезжал Наполеон, поднимался на колокольню, осматривал позиции рус. войск перед Шевардинским редутом. 26 авг. в К. м. был устроен госпиталь французской армии. Французы разграбили храм и монастырское имущество, сожгли иконостас и все деревянные постройки. В 1816 г. на восстановление мон-ря из казны Синода было отпущено 10 тыс. р. При игум. Иоасафе на эти деньги был отремонтирован собор, позолочен иконостас, расписаны стены главного храма. Но полностью К. м. был восстановлен только к 1839 г.

http://pravenc.ru/text/1841794.html

Освобождение от крепостной зависимости К. получил только в кон. дек. 1798 г. благодаря ходатайству его друзей - Глинки, актера С. Н. Сандунова, писателя-переводчика Ф. Г. Карина ( Глинка. 1895. С. 177-178; То же. 2004. С. 211-212). Став вольным, К. продолжал жить в доме Бибикова, управлять его оркестром и хором. Вскоре он устроился капельмейстером в Петровский театр, а также «сочинителем музыки» в Московский ун-т, проработав в его стенах ок. 35 лет (однако ноты с его произведениями в архиве ун-та не обнаружены). Изданы тексты его хоров, написанные специально для торжественных университетских собраний, среди них: «Какие жертвоприношенья царю Россия воскурит» (М., 1806), «Сошествие Аполлона, или Золотой век» (М., 1809), «Весть громчайшая несется на крылах с брегов Невы» (М., 1814). Коронацию имп. Александра I К. приветствовал специально написанным хором «Правящий судьбой вселенной» (1801, рукопись: РНБ ОСРК. Ф. 550. Разд. 12. 417). Перу К. принадлежит неск. опер («Наталья, боярская дочь», 1-е исполнение 1800; «Ольга Прекрасная», 1809, и др., сохр. муз. фрагменты опер), многочисленные пьесы для фортепиано (найдено очень немногое), светские вокальные сочинения (публиковались частично в «Журнале отечественной музыки», издававшемся К. в 1806-1809). Особое место в творчестве К. занимают военно-патриотические песни для хора, нередко с роговым оркестром, сочиненные композитором в период Отечественной войны 1812 г. (самой знаменитой является «Военная песнь в честь ген. Витгенштейна: «Защитника Петрова града»» (СПб., 1813)). К. лично знал М. И. Кутузова, т. к. великий полководец приходился Г. И. Бибикову шурином. В 1812-1814 гг. верной помощницей К. в устроительстве патриотических вечеров стала певица Е. С. Сандунова, исполнившая большинство выполненных К. аранжировок рус. народных песен. Главным трудом жизни К. считается публикация «Русских народных песен» (М., 1833-1834. Ч. 1-3; переизд.: М., 1959). Похоронен в Москве на Донском кладбище. В анонимном некрологе сказано: «Он был простой, прямой, добродушный, настоящий русский человек, безыскусственный и добрый, как песни, которые он изучал и собирал с такой любовью... Несмотря на господствовавший тогда вкус к иностранной музыке и на итальянскую школу, в которой он обучался, он остался верным национальному вкусу и все свои знания обратил на пользу русской музыке» (Лит. газета. 1842. 11 янв.).

http://pravenc.ru/text/1683967.html

Именно, уже 29 июня 1813 г. он, «за неусыпные труды по званию ректора и профессора академии, за деятельность в образовании достойных служителей алтаря Господня, назидательные и красноречивые поучения о истинах веры» Всемилостивейше пожалован был прямо орденом св. Владимира 2-ой степ. большого креста, не имев дотоле никаких орденов; в следующем 1814 г., 13 авг., не имея еще никакой ученой степени, был удостоен Комиссиею духовных училищ степени доктора богословия, заслуженной им «светлейшими доказательствами учености священной и церковной, представленными частию в академических чтениях, частию в церковных речах, а особенно в классических сочинениях, обработанных по академическим чтениям и изданных с удостоения и одобрения начальства, и увенчанными искренним осуществлением на деле христианского учения». В том же 1814 г., 27 авг., Филарет был удостоен Высочайшего рескрипта с изъявлением Монаршего внимания за успешное окончание первого академического курса и награжден, по представлению Комиссии духовных училищ, пожизненною пенсиею по 1500 руб. в год, а через три дня после сего именным Высочайшим указом назначен в члены Комиссии дух. училищ, в заседания которой уже и прежде был призываем по разным учебным и другим вопросам. В марте 1816 г., по указу Св. Синода, определен настоятелем московского ставропигиальногоНовоспасского монастыря, а 8 апреля того же года «за успешное обозрение С.-Петербургского и Московского округов и за ревностное служение по части образования духовного юношества», ему, Высочайшим рескриптом, изъявлена совершенная признательность, и в ознаменование Монаршего благоволения Всемилостивейше пожалована панагия. В то же время он облекается новыми знаками Высочайшего к нему доверия. Так, 2 июня 1816 г. он назначается, по Высочайшему указу, членом комитета для решения судебных дел о лицах духовного звания греко-российского исповедания в Финляндии; 16 июля – членом совета Императорского Человеколюбивого общества; 3 марта следующего 1817 г. – членом строительного комитета при СПб.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Ректор МДА прот. Александр Горский. Фотография. Нач. 70-х гг. XIX в. Ректор МДА прот. Александр Горский. Фотография. Нач. 70-х гг. XIX в. Устав 1814 г. настаивал на подчинении академий напрямую КДУ при Синоде, подчеркивая т. о. их общецерковное значение и определенную независимость от местного епархиального преосвященного. Но в МДА все основные дела решал ректор совместно с митр. Московским Филаретом, к-рый определял принципы деятельности МДА. Это позволяет говорить о существовании непрерывной и неизменной на протяжении всего периода московской духовно-академической традиции. Насущной проблемой духовных академий в кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в. был небольшой размер окладов. Хотя большинство преподавателей, несмотря на тяготы, продолжало возделывать «неблагодарную почву» богословской науки ( Потапов В. Н. Письмо к отцу от 22 окт. 1858 г.//ЦГИА СПб. Ф. 2162. Оп. 1. Д. 18. Л. 21 об.), нек-рые увольнялись. Так, к выпуску 1858 г. в МДА освободились 4 преподавательские вакансии. В 1862 г. Министерство народного просвещения, готовясь к введению нового университетского устава, разработало программу подготовки выпускников и молодых преподавателей ун-тов к профессорским званиям, включавшую стажировки за границей. В 1865 г. накануне общих преобразований было проведено нек-рое повышение окладов служащих в академиях из местных средств. Инициатива исходила от свт. Филарета (Дроздова), выделившего из сумм Московской кафедры 7795 р. в год для МДА. С учетом этой помощи ординарный профессор стал получать 1200 р. (вместо 858 р.), экстраординарный - 900 р., бакалавр - 700 р. (вместо 429 р.). Эта мера позволила снять напряжение, но местные средства не был надежной основой материального положения преподавателей. Учебный процесс При открытии МДА в 1814 г. из КДУ были присланы конспект богословских наук, составленный в 1809 г. ректором СПбДА архим. Евграфом (Музалевским-Платоновым), и программа богословского курса с рекомендациями, разработанная ректором СПбДА архим. Филаретом (Дроздовым). Конспект был основан на богословской системе ректора КДА архим. Иринея (Фальковского) , представлявшей собой сокращенный богословский курс преосв. Феофана (Прокоповича) . Программа богословского курса архим. Филарета (Дроздова) - Architectonica Theologica - состояла из 7 разделов: чтение Свящ. Писания и богословие: толковательное (Hermeneutica), созерцательное (Dogmatica), деятельное, или нравственное (Practica), обличительное (Polemica), собеседовательное (Homiletica) и правительственное (Jus Canonicum) ( Филарет Московский, свт. Собр. мнений. Т. 1. С. 123-151).

http://pravenc.ru/text/2564190.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010