В 1816–1817 гг., когда швейцарцы испытывали большие лишения, пастор Муральт обратился через графа И.А. Каподистрию (1778–1831) к императору Александру I, с просьбой помочь бывшим соотечественникам. Просьба нашла отклик: императрица Мария Феодоровна прибавила свои 3 тысячи рублей к 100.000 рублям, высланным императором русскому посланнику в Берне Крюднеру. По инициативе пастора Муральта в 1814 году в Петербурге было основано Объединение швейцарцев, помогавшее неимущим соотечественникам на родине и в России. По его образцу возникли такие землячества в Москве и других городах. 700 Объединение решало не только благотворительные, но и культурно-просветительные задачи, располагало библиотекой. На его собраниях обсуждались политические события. Бурные споры вызвала гражданская война в Швейцарии в 1847 году, расколовшая страну на два лагеря. Муральт принял сторону демократов и предсказал победу их над католическим Зондербундом. 701 Но члены объединения не отгораживались и от русской жизни. Через того же Муральта сведения о ней попадали в немецкую печать, и не только в местную «С.-Петерсбургер-цайтунг», но и в «Аугсбургер Альгемайне цайтунг». В 1835 г. на праздновании дней швейцарской Реформации пастор Муральт присутствовал на торжествах как представитель России. К празднованию юбилея Песталоцци в 1845 г. Муральт привлек русскую педагогическую общественность. 702 Пастор Муральт был совершенно бескорыстен; он не только не нажил состояния, но даже оказался на грани разорения из-за основанного им пансиона. Дело в том, что за 20 лет существования училища родители воспитанников задолжали владельцу пансиона 10 тысяч рублей. Когда жена генерала Клингера, одного из лучших друзей Муральта, узнала о стесненных обстоятельствах пастора, она заставила его принять от нее недостававшие ему 10 тысяч. 703 Пастырская и педагогическая деятельность Муральта сочеталась с переводческой. В частности, он перевел книгу русского церковного писателя Андрея Николаевича Муравьева (1806–1874) «Письма о богослужении Восточной Кафолической Церкви» (Спб.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

610 В 1688–1701 гг. курфюрстом Бранденбургским был Фридрих III Гогенцоллерн, в 1701 г. короновавшийся в Кенигсберге как король Пруссии (1701–1713). 611 См.: Минцлов Р. И. Петр Великий в иностранной литературе. Подробный каталог иностранных сочинений о России. СПб., 1872. 612 Старейшая общедоступная библиотека в России. Основана в С.-Петербурге в 1795 г., открыта как публичная в 1814 г. До 1918 г. – Императорская Публичная библиотека. В 1937–1992 гг. – Государственная Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, с марта 1992 г. – Российская Национальная библиотека. 613 Имеются в виду съезды Земского и Городского союзов, а также Военно-промышленного комитета, которые были запрещены командующим Московского военного округа Мрозовским. Одно заседание съезда Земского союза, тем не менее, состоялось, была принята резолюция, после чего съезд был распущен полицией. 13 декабря 1916 г. трудовик Вершинин пытался огласить резолюцию Земского съезда на заседании Государственной думы, однако, председатель Родзянко не позволил ему этого сделать. Тогда социал-демократы и трудовики внесли в Думу запрос о закрытии московских съездов и предложили обсудить его в тот же день. По настоянию министра внутренних дел заседание прошло за закрытыми дверями. Авторы запроса, изложив резолюцию Земского съезда, сняли запрос с очереди. Полемики не состоялось. Но Милюков потребовал внести в повестку следующего заседания Думы обсуждение разъяснений правительства по поднимавшейся еще летом проблеме обеспечения свободы деятельности Всероссийских земского и городского союзов. Предполагалось, что выступить от правительства должны будут министры внутренних дел и военный, однако, ни военный министр Шуваев, ни временно управляющий Министерством внутренних дел Куколь-Яснопольский «не сочли возможным в данный момент дать разъяснения Думе по этому вопросу». В конце концов, обсуждение закрытия московских съездов было оттеснено разгоревшейся полемикой об исключении из состава Думы депутата Лэмпицкого (см. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

52–79. В настоящем случае между печатным изданием проповедей и свидетельством архива замечается противоречие; по данным архива, архим. Макарий должен был произнести только два слова, а между тем известны три: по свидетельству архива, 6 декабря 1845 г. архим. Макарий говорил проповедь в Казанском соборе, а по печатному изданию проповедей (1869 г. и 1891 г.) – в Никольском С.-Петербургском соборе. Для устранения этого противоречия мы предлагаем следующую догадку: во-первых не есть ли слово «По избрании судей» та самая проповедь, какая назначалась Макарию на 28 января 1845 г. и от которой он сначала отказался, а потом, быть может, и произнес, или во всяком случае написал её?; во-вторых слово 6 декабря 1845 г. было произнесено, вероятнее всего, в Казанском, а не Никольском соборе; по крайней мере, в издании 1847 г. оно отмечено произнесенным в Казанском соборе; следов., в позднейшие издания могла вкрасться ошибка. 445 По нашему мнению, даже самое заглавие: «Собрание нескольких слов» показывало, что в это собрание вошли не все проповеди, произнесенные Макарием до 1847 г. 454 За разрешением вопросов об обстоятельствах происхождения и о причинах не напечатания канонического труда Макария мы обращались к племяннику его, прот. П.А. Солнцеву, и достопочтенный о. протоиерей ответил нам 8 января 1895 года следующее: «Канонический сборник, составленный преосв. Макарием, я увидел в первый раз в Харькове. Он находился в канцелярии преосвященного и с ним справлялся архиерейский письмоводитель при решении тех или других епархиальных дед. Мне сказал Владыка о сем сборнике, что он требует пересмотра и исправления, но заняться сим делом он не имеет времени. Кроме сборника, в библиотеке преосвященного находились еще две статьи в рукописи канонического характера о догматическом основании канонического права и историческом; время написания сборника и статей мне неизвестно». 457 См. его «Обозрение богословских наук в отношении к преподаванию их в высших духовных училищах» СПБ. 1814 г. стр. 47.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Кроме списка монастырей и церквей, содержит роспись праздников, таблицы рождения и ущерба луны и пасхалию зрячую. Прочих приложений 1-го издания нет. Описание монастырей, в Росс. Имп. находящихся, и проч. Издание 3-е, исправленное и дополненное. Спб. В тип. И. Глазунова. 1814. (8) 116 стр. В заглавии и в книге не помещено «Известие о церквах», присовокупленное ко 2-му изданию. 4-е издание. М. В тип. С Селивановского. 1817. (8) VII и 226 стр. Заглавие как во 2-м и последующих изданиях. Есть роспись городским праздникам и 2 таблицы. 5-е издание. М. В тип. С. Селивановского. 1819. (8) 226 и приложение: Руководство к познанию неисходимой пасхалии, математич. порядком расположенное, с таблицами. 170 и II стр. К пасхалии приложено несколько таблиц и нравственные стихотворения и нравоучительные статьи в прозе (стр. 101–170). 6-е издание, с дополнением. М. В тип. С. Селивановского. 1822. (8) 208, 170 и 95 стр. В начале помещено краткое историческое известие о существующих ныне в России епархиях, (стр. 1–16), не находящееся в других изданиях. Дополнения составляет: «Энциклопедический и экономический всегдашний календарь, содержащей в себе изображение летосчисления, естественные признаки перемены погод и экономические замечания на каждый месяц, как поступать хозяевам в отношении к земледелию, скотоводству, садоводству и другим домашним упражнениям. Собранный из разных авторов.» 7-е издание. М. В тип. С. Селивановского 1848. (8) 248, 152 и 90 стр. Список монастырей и церквей в том же составе, как и прежде. В конце прибавлено приложение: о летосчислении гражданском и разделении времени и историческое объяснение наименований месяцев; замечания разного содержания на каждый месяц, предсказания погод, или естественные признаки происходящих перемен в воздухе, о аспектах (стр. 1–90). Это то же, что календарь предыдущего, 6-го издания. 8-е издание. С седьмого издания, с исправлениями. М. В тип. С. Селивановского. 1834. (8) 248 и 80 стр. 150) Подробное и верное описание монастырей, находящихся в Росс. Империи, расположенное по азбучному порядку и извлеченное из новейших отечественных писателей. С присовокуплением дневника отечественных воспоминаний и поучительных статей в прозе и стихах. М. В тип. А. Семена. 1829. (8) 416 и 190 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

655 Разумеется время, когда книга о. Солярского (см. предыдущее примечание) еще в рукописи рассматривалась Учебным Комитетом при Св. Синоде. 667 Хотя и небольшой, конечно: чит. наши слова приблизительно в конце текста к 481-му примечанию. 677 Ср. сказанное выше о „Записках“ (чит. текст, следующий за 489-ю ссылкою), который, – скажем мимоходом, – употреблялись в течение некоторого времени, насколько нам известно, даже и в одной из духовных академий (!!!). Впрочем, это было сравнительно давно. 682 Он напечатан в „Сборник отзывов Учебного комитета при Св. Синоде о сочинениях, одобренных для учебных заведений духовного й других ведомств“. Спб. 1877 г., стр. 262–278. 685 Касающееся её „определ. Св. Синода» датировано „24 янв.– 24 февр. 1875 г.“. См. ibid. (т. е., в источнике, указываемом в 684 примеч.) стр. 287.– Чит. ibid, на стр. 278-й заглавие отзыва Учебного Комитета о приготовленном „для второго изд.“ опыте о. Халколиванова. 697 Что испытали в свое время мы сами, изучая в семинарии данную науку по этому учебнику (а отчасти по учебнику о. Солярского): см. текст, следующий за 679-м примечанием. 706 Чит. напр., стр. 21, 22, 27, 119, 66, 596, 639, 647, 655 и почти каждую из остальных. До чего досадны подобные опечатки, можно судить хотя бы по таким примерам: „Воскр. Чт. 1650–51 г.“(стр. 589, 1); „сочин.., писанн... Кочетовым, изд. 1814 г.“ (стр. 27), „еп. Рейнского“... (стр. 66, 1 ) и т. П. 718 На страницах „Христ. Чтения“ (речь об этой статье будет ниже; о ней упоминалось также и выше: см. текст к 437-му примечанию). 721 Ср. у нас выше: текст следующий за 422-м примечанием, ср. также текст к примечаниям: 425–429. 723 Замечание еп.Гавриила (2-е изд. Его op.cit., стр.28) по этому поводу находим возможность применить лишь к некоторым отдельным выражениям книги, очень немногочисленным и являющимся просто исключительными – не больше. 726 Так, он пользуется нем. изданием системы Martensen’a, системою Wuttke (о ней у нас уже была речь: см. текст к примечаниям – 627–632; о Marmensen’e речь будет ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Публичною библиотекою, коей принадлежит все Погодинское «Древнехранилище», обязательства, не может давать посторонним лицам никаких материалов. 3 Отпечатаны между «Письмами разных ученых знаменитому Иннокентию Борисову , Архиеп. Херсонскому» (Чт. в Общ. Ист. и Древн. Росс., 1884 г., кн. 4, стр. 33–35 и 37–38). Издатель их, проф. H. И. Барсов, ошибочно включает их в число писем, адресованных к самому Иннокентию. 4 Все, сейчас наименованные, письма сообщены нам (в копиях) в редакцию Чтений в Общ. Ист. и Др. Российских. 8 Последнее письмо хранится в Рум. Музее (собрание автографов Бецкого), 123 письма хранятся в Моск. Архиве Мин. Иностр. дел (папка 1426). Все они печатаются теперь в журнале «Русский Архив» (1889 г., 5–7). Остальные 7 все еще остаются в рукописи. Цитовать их мы будем однако, не по «Русскому Архиву», так как они опубликованы нами в последнем после уже составления диссертации, и (для краткости) без указания каждый раз места, где они находятся в настоящую пору. Письма же Евгения к тому же Анастасевичу (от второй пол. 1813 г., 1814, 1817, 1821 и 1822 гг,), отпечатанный в «Др. и Новой России» (1880 г., т. 18, и 1881 г., февр.), будут цитоваться обычным порядком. 10 Интересно, что писем, адресованных к самому м. Евгению, сохранилось очень мало: он или сам их уничтожал или они попали после его смерти в чьи-нибудь ненадежные руки (см. письмо Погодина к Максимовичу от сентябр. 1838 г., – «Письма М. И. Погодина к М. А. Максимовичу», Сиб., 1882 г.). 11 Кстати заметим, что в этом же Музее за 1 сохранились и письма Евгения к В. И. Македонцу, в «выдержках» напечатанные в Р. Архиве, 1870 г., 4–5. 12 См. Отчет по Моск. публичному Музею со времени основания его до 1 янв. 1864 г., Спб., 1864 г., стр. 24–26. 13 Хотя бы и не ваше дело указывать недочеты в настоящем « Списке», поскольку они не касаются истории русской церкви, но, не предвидя более случая восстановить истину, мы заметим здесь, что г. Шмурло не внес в число Евгениевских трудов «Магазин чтения, для всякого возраста и пола людей, собранный из разных повестей, сказок, басен, анекдотов, стихотворческих и других кратких сочинений. 4 ч. M. 1789 г. 8º». О «Магазине» этом сам Евгений писал Анастасевичу от 17 мая 1820 г., что он «собран, переведен и частию сочинен Евфимом Болховитиновым в бытность его Московским студентом».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

И стены хоть сотренны, Их кущи разрушенны; Но в сердце зверску желчь Несут, огонь и меч. И цены совещают, Меня как свергнут, чем; Все ждут, все алкают Знать о вреде моем; Благославят устами, Губят, клянут сердцами, Измены строя ков; Но Бог – мой Спас, Покров. Так, Он заступник, слава, Краса моя, венец, Надежда и избава, Владыко и Отец. О смертные! внимайте: Пред Ним лишь преклоняйте И дух ваш и главы; Но суетны суть вы! Вы любите хищеньи, Надеетесь на ложь, Живете в подкрепленьи Неправедных вельмож; Ко роскоши, к богатству, Корысти, святотатству Летят дух, ум, сердца. Увы! – иль нет Творца? Нет, есть! Его держава, В вселенной всей, и суд Всем, милость и управа Его в тот век дадут Нам по деяньям долю. Блажен, Твою кто волю Соблюсть в сей жизни мог, О мой Творец и Бог! 2 октября 1807 Переложение псалма 70 Молитва По высочайшему отсутствию в армию Его Императорского Величества 1807 года марта 16 дня Господи! – воссылают К Тебе свои мольбы; Взор, длани простирают Смиренные рабы: Взгляни сквозь страшны бездны С высот Твоих святых На вздохи, токи слезны, На огнь фимьямов их. Взгляни и виждь, – Россия, Тьмой душ, как звезд, горя, Средь тверди голубыя, Гласит: спаси Царя! Храни его на брани, Покой в пути, спаси; Твои незримы длани Везде над ним носи; Будь твердый щит от злобы, – Ты зришь, сколь враг его Геройских душ свел в гробы Средь зверства своего: Там мать лишилась сына, Там брат пал смерти в дол, Четы здесь половина – И ты, Творец! доколь?.. Доколе токи крови Велишь нам, грешным, лить? Бог благости, любови Жесток не может быть: Престани же от гнева, Рев бури усмири; Хлябь алчную Эрева Перунами запри; Ударь – и с крыл Зефира Снесется тихий день, Благоуханну мира Даст Александр нам сень. 1808 В «Объяснениях на сочинения Державина» (1808) сообщается: «1807марта 16 дня, в которое время на особых листках напечатано, положено на музыку г.Нейкомом и пета была в филармоническом обществе придворными певчими в Петербурге». Упоминаемые «особые листки» – отдельное издание «Молитвы» (СПб., 1807). Победа в Отечественной войне 1812 года отмечена в «Солдатском дифирамбе» Державина, датированном 10 мая 1814 года – днем капитуляции Парижа:

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Затем начались приветствия и подношения безчисленных адресов от различных обществ, городов, учреждений и высших учебных заведений. Приветствия и адреса выражалась многочисленными депутациями августейшему президенту Императорской академии наук великому князю Константину Константиновичу, который, принимая адреса, лично благодарил депутатов за их сочувствие сегодняшнему всероссийскому торжеству. Депутации вызывались по списку. Первыми подходили депутаты с родины Ломоносова, представители крестьян Ломоносовского волостного правления, вторым Архангельское городское общественное управление, Архангельский губернский статистический комитет и общество взаимопомощи урожаю губернии. За ними были депутации Императорской академии художеств, всех русских университетов, Александровской военно-юридической академии, Александровского лицея, артиллерийского исторического музея, Императорской архивной комиссии, Императорского архивного института, духовных и военных академий, вольно-экономического общества, общества народных университетов в СПб и Москве и наконец, более чем от двухсот разных обществ. После поднесения приветствий и адресов августейший президент академии наук прочел длинный перечень приветственных телеграмм, и объявил собрание закрытым. Юбилейное торжество было грандиозным и удалось во всех отношениях («Свет»).   В Москве в Заиконоспасском духовном училище при монастыре того же наименования, где Ломоносов получил первоначальное образование, которое он продолжил в славяно-греко-латинской академии, помещавшейся при этом училище до 1814 г., после панихиды состоялся торжественный акт. Преподаватели прочитали ряд докладов о Ломоносове. Акт закончился кантатой «Слава Ломоносову». Вечером в зале училища состоялось торжественное заседание общества любителей духовного просвещения. Заседание, которому предшествовала панихида, было посвящено памяти Ломоносова. Общество деятелей периодической печати устраивает вечер в память Ломоносова 1 декабря. Этот вечер будет повторением вечера, устроенного в Петербурге.

http://bogoslov.ru/article/2349708

И стены хоть сотренны, Их кущи разрушенны; Но в сердце зверску желчь Несут, огонь и меч. И цены совещают, Меня как свергнут, чем; Все ждут, все алкают Знать о вреде моем; Благославят устами, Губят, клянут сердцами, Измены строя ков; Но Бог – мой Спас, Покров. Так, Он заступник, слава, Краса моя, венец, Надежда и избава, Владыко и Отец. О смертные! внимайте: Пред Ним лишь преклоняйте И дух ваш и главы; Но суетны суть вы! Вы любите хищеньи, Надеетесь на ложь, Живете в подкрепленьи Неправедных вельмож; Ко роскоши, к богатству, Корысти, святотатству Летят дух, ум, сердца. Увы! – иль нет Творца? Нет, есть! Его держава, В вселенной всей, и суд Всем, милость и управа Его в тот век дадут Нам по деяньям долю. Блажен, Твою кто волю Соблюсть в сей жизни мог, О мой Творец и Бог! 2 октября 1807 Переложение псалма 70  Молитва По высочайшему отсутствию в армию Его Императорского Величества 1807 года марта 16 дня Господи! – воссылают К Тебе свои мольбы; Взор, длани простирают Смиренные рабы: Взгляни сквозь страшны бездны С высот Твоих святых На вздохи, токи слезны, На огнь фимьямов их. Взгляни и виждь, – Россия, Тьмой душ, как звезд, горя, Средь тверди голубыя, Гласит: спаси Царя! Храни его на брани, Покой в пути, спаси; Твои незримы длани Везде над ним носи; Будь твердый щит от злобы, – Ты зришь, сколь враг его Геройских душ свел в гробы Средь зверства своего: Там мать лишилась сына, Там брат пал смерти в дол, Четы здесь половина – И ты, Творец! доколь?.. Доколе токи крови Велишь нам, грешным, лить? Бог благости, любови Жесток не может быть: Престани же от гнева, Рев бури усмири; Хлябь алчную Эрева Перунами запри; Ударь – и с крыл Зефира Снесется тихий день, Благоуханну мира Даст Александр нам сень. 1808 В «Объяснениях на сочинения Державина» (1808) сообщается: «1807марта 16 дня, в которое время на особых листках напечатано, положено на музыку г.Нейкомом и пета была в филармоническом обществе придворными певчими в Петербурге». Упоминаемые «особые листки» – отдельное издание «Молитвы» (СПб., 1807). Победа в Отечественной войне 1812 года отмечена в «Солдатском дифирамбе» Державина, датированном 10 мая 1814 года – днем капитуляции Парижа:

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Непосредственная близость таких лиц к судьбам духовно-цензурного дела должна была оказывать на него свое влияние. По крайней мере, согласие взглядов комиссии на тот или другой род произведений далеко не всегда могло быть обеспечено. При различии точек зрения, вполне естественны были пререкания. Даже более: книга, сама по себе жалкая и бесцветная, вдруг могла стать знамением для той или другой партии, а пропуск ее или задержка – символом известноготечения, вызовом на борьбу. По высочайшему учредительному указу от 20 июня 1808 года, комиссии духовных училищ были переданы из канцелярии св. синода все «дела, до духовных училищ относящиеся, с тем, чтобы они с этого времени производились уже чрез ее посредство». А высочайше утвержденный 8 августа того же года доклад комиссии, предоставляя ей право непосредственных межведомственных сношений и всеподданнейших докладов, ссодержит еще одно важное пояснение: «Сверх того, комиссия предполагает представлять на высочайшее благоусмотрение и о тех случаях, кои, хотя не будут заключать в себе общего какого-либо постановления, но в коих, по важности их, или по разногласию мнения, признает она сие нужным, предоставляя в настоящем ее составе доклады сии чинить члену ее т. с. кн. Голицыну» 291 . Этим самым ей обеспечивалась значительная доля самостоятельности. Она могла, в иных случаях, считать излишним даже доводить до сведения синода о своих определениях, раз они относились «к предмету духовных училищ». А так как это понятие слишком растяжимо, то и дела, касавшиеся «направления» книг, можно было, при желании, не докладывать синоду. Таким именно путем и велось, например, известное дело о переводе студентами спб. академии, под редакцией архиепископа Феофилакта «Эстетических рассуждений» Ансильона 292 . И. А. Чистович делает весьма вероятное предположение, когда называет крайние полюсы разыгравшейся в этом деле борьбы именами Голицына и Аракчеева – двух непримиримых соперников. Во время пребывания императора Александра заграницей в 1813–1814 году, роль Аракчеева при нем подвергалась резким колебаниям, конечно, не без влияния Голицына 293 . Обе стороны стали зорко следить друг за другом и, при случае, наносить противникам удары. Архиепископ Феофилакт, по-видимому, тяготел к Аракчееву; Голицын противопоставил ему члена комиссии м. Амвросия и своего избранника архимандрита Филарета (Дроздова) . Для нападения воспользовались упомянутым переводом Ансильона. Это оказалось тем удобнее, что, не дождавшись отзыва члена комиссии Криницкого, Феофилакт издал эту книгу с разрешения светской цензуры. Ректор академии Филарет написал на нее замечания, далеко не отличающиеся выдержкою и объективностью, как не отличаются ею и некоторые его позднейшие, собственно цензурные отзывы. Страшные «- измы», намеки и восклицательные знаки придавали особый колорит этой рецензии, – первоначально даже анонимной 294 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010