Возник вопрос огромной важности: как поднять уровень, как найти людей, знающих хорошо греческий, латинский, которые могли бы читать отцов в подлиннике, которые могли бы реально заниматься экзегетикой, а не пересказом дореволюционных конспектов лекций!.. Я думаю, что нам нужно серьезно думать о повышении научного уровня учебных заведений, о создании сильной классической филологической основы богословских исследований, о формировании новой школы богословов, экзегетов, патрологов, религиозных философов...» 285 . Данный подход оказывается принципиально важным для сохранения традиции преподавания классических языков в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви, в которых – с учетом возможного перехода на Болонскую систему – классические языки снова оказались на перепутье. Пока что очевидно одно: полноценное созидание будущего совершенно невозможно без тщательнейшего учета опыта прошлого – как положительного, так и отрицательного. Можно только надеяться, что приведение учебного процесса в единообразие с образовательными стандартами как в России, так и за рубежом в целом положительно скажется и на классических языках, суть и цель изучения которых должны сохраниться при изменении ad meliora некоторых формальных особенностей и методологических установок. Литература Агнцев 1889 – Агнцев Д. История Рязанской духовной семинарии. Рязань, 1889. Каченовский 1827 – Каченовский М. Т. Учебная книжка древнего греческого языка. М., 6 1827. Муретов 1914 – Муретов М. Д. Протоиерей Сергий Константинович Смирнов//Памяти почивших наставников 1914. С. 139–274. Проект Устава 1814 – Проект Устава Духовных Семинарий. Ч. 1. СПб., 1814. Ричко 1966 – Ричко Н. Н. Учебное дело Московской духовной академии с 1955 по 1964 учебный год. 1966 (Архив МДА. Машинопись). Смолич 1996 – Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. T. 8. Ч. 1. М., 1996. Уставы 1888 – Уставы Православных Духовных Семинарий и Училищ, Высочайше утвержденные 22 августа 1884 г. СПб., 1888. 2 Подробнее о преподавании классических языков в гимназиях см.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

207 Уставом 1867 г. введено в духовных семинариях так называемое «Практическое руководство для сельских пастырей». При преподавании этого предмета сообщаются некоторые сведения из церковного права. 210 См. Замечания на проект общего устава Императорских Российских университетов. Спб. 1862, I, 7, § 17. 214 Мнение известного Роберта фон-Моля. Замечания иностранных педагогов на проект уставов учебных заведений. Спб. 1863, стр. 22. 217 Филарета, Собрание мнений и отзывов, издаваем. под редакцией Саввы архиеп. тверского. Соб. 1885. I. стр. 127. «Обозрение» это было издано отделано в Спб. в 1814 г. и разослано по духовно-учебным заведениям. Оно же напечатано в «Чтениях и обществе любителей духовного просвещения» за 1872 г. М. (март и апрель) в ст. «Материалы для истории русской церкви». 218 Любопытно сравнить с этим общее начало, которым, под влиянием римских источников, пользовались и знаменитые канонисты XII в.: lex posterior derogat priori. 219 Очевидно начала эти могут служить руководством не только при изложении науки церковного права, но и при его кодификации. 221 В самом Обозрении упомянуты следующие системы. Theophilacti, Orthodoxa doctrina, Sylcestri, Compendium Theologiae, и Jrenaci, Compendium Theologiae Dogmatico-Polemicae; кроме того из иностранных: Buddei, Institutiones Theologiae, Gurtleri, Institutiones Theologiae, и Poireti, Oeconomia Divina. А также: Проколович и Макарий (темешварский). Там же, стр. 139–140. 222 У Фальковского сказано. Ecclesia in terris Militans, ex Protestantium Theologorum sententia, in tres ordines sive status, qui etiam Hierarchise dici solent, dispescitur, nimirum in statum Ecclesiasticum, Politicum et Оесопетісит. Ecclesiasticum volunt esse eum, qui promotioni generis humani ad salutem aeternam inservit; Politicum, qui ejusdem defensioni ac gubernationi invigilat; Oeconomicum denique, qui multiplicationem et propagationem humani generis pro fine habet. Compendium, edit 1827, II, p. 230. Таким образом, «Церковное До- мостроительство» обозначает не что иное, как институт брака: de statu Oeconomico seu conjugali christianorum… Ibid. p. 246. Что в таком смысле понимал «Домостроительство» и автор «Обозрения», это видно из составленного им «Конспекта для производства испытания студентов», где говорится о «трех установившихся положениях видимой церкви, церковном, политическом и экономическом, при чем к экономическому относятся две рубрики: «Происхождение экономического положения», и «Фундаментальный закон о запрещенных браках». Собрание мнений, I, стр. 159, 173.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

697 Например: «Слово, еже заповедал еси с нами от века, и Дух Твой, облеченный Священным письменем, настоит посреде нас ( Агг.2:6 ): оглашает во храмах, собеседует в домах» (Слова и речи. Т. 1. С. 61–62); «Царь славы, сокрывающий неприступное величие свое в осязаемых изображениях и знамениях, видимо сопровождаемый служителями олтаря, но невидимо Ангельскими дори-носимый чинми, силою своего слова отверзает, проникает и наполняет свое жилище» (Там же. С. 176) и т. д. 698 Из устава общества: «I. Единственным предметом общества долженствует быть способствование к приведению в большее употребление Священного Писания без всяких на оное примечаний и пояснений. II. Общество составится из особ всякого вероисповедания, кои токмо по внутреннему убеждению своему в пользу от распространения Священного Писания между всеми состояниями, а наипаче между бедными жителями Государства, в сие Общество вступить и в трудах его участие принять пожелают. III. Поскольку в обширной Российской Империи, сверх господствующего Греко-российского терпимы все прочие христианские исповедания, коим последующие различные нации говорят каждая особенным языком, то посему главное попечение Общества ограничивается тем, чтобы печатные Библии распространять токмо между сими разнонародными обитателями Государства на их языках; а сверх того, буде найдется возможность, стараться доводить Библию и до рук азиатских в России народов, из магометан и язычников, каждому равномерно на его языке» (О библейских обществах и учреждении такового же в Санкт-Петербурге». О библейских обществах и учреждении такового же в Санкт-Петербурге. СПб., 1813. С. 39.). 699 «Вся XIV глава 1 послания к Коринфянам говорит об этом, и то, что мы здесь защищаем, ничем проще не защищается, как теми разнообразными аргументами, которые приводит там Павел…» (ThCh. Р. 237). 700 О цели Российского Библейского Общества и средствах к достижению оной. СПб., 1814. С. 4–5. Или в воззвании 1820 года: «Книга сия, называемая Священным Писанием Ветхого и Нового Завета, есть Слово Божие к человекам, Слово Божие к тебе самому! Помысли, что некогда будешь ты судим по сему Слову: «ибо Иисус Христос, Спаситель наш, сказал Сам: слово, которое Я говорил, оно будет судить в последний день» (Воззвание от Российского Библейского общества. СПб., 1820. С. 2). И далее там же: «Если Бог даровал тебе жену и детей, или вверены тебе другие души, за которые ты должен будешь некогда дать отчет, и ты в тихом кругу своего семейства, как иерей Божий, читаешь между ними Слово жизни для общего вашего блага и спасения… Благо тебе тогда» (С. 7). Ср., например, у святителя Тихона: «Всякий христианин, который имеет себе подчиненных, пастырь им быть должен: хозяин домашним своим, отец детям и прочим домашним…» (Святитель Тихон. Т. 3. С. 353). См. также 1 гл. I кн. об истории Христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Многие из почитателей памяти его, узнавшие и полюбившие его только по нескольким частным случаям и обстоятельствам, без сомнения, еще с большею любовию и почтением будут помнить о нем, когда будут иметь понятие о том обширном поприще, на котором подвизался он с апостольским самоотвержением, служа верой и правдой церкви и отечеству. Вот краткий очерк сего служебного поприща. Получив высшее образование в СПб. Дух. академии под руководством именитого нынешнего первосвятителя московского, бывшего тогда ректором здешней академии, как один из первых магистров первого академического курса, почтеннейший Тимофей Ферапонтович сряду по окончании учения в 1814 году определен был преподавателем философии в той же самой академии; с этою важною обязанностью, которую он исполнял семь лет, с неутомимою ревностию, при постоянном одобрении начальства, вскоре возложены были на него еще две новые не менее трудные обязанности, в 1816г. он рукоположен в священники к церкви Пажеского Его Величества корпуса, где 9-ть лет преподавал закон Божий по изданной им книге: о Богопознании и Богопочитании, и в 1817г. определен действительным членом конференции СПб. Духовной академии и здесь до конца жизни деятельно участвовал в рассмотрении и решении дел о производстве в ученые академические степени, и занимался исполнением различных поручений по части ученой. В 1825г. определен членом комитета для рассматривания вредных книг. В 1826г. из Пажеского корпуса перемещен ко Владимирской церкви, а в 1829г. в протоиереи к Знаменской церкви и определен членом СПб. духовной консистории. Нельзя умолчать здесь о делах великодушия и христианской любви, совершенных им во время эпидемии 1831г. Известно, в какой ужас привела жителей столицы господствовавшая при первом появлении холеры мысль о прилипчивости сей болезни; много было случаев, когда самые близкие родственники не смели подавать помощь своим больным, опасаясь заразиться от них. Не так поступал добрый отец Тимофей Ферапонтович, желая соединить исполнение пастырского долга в отношении к больным с отеческой любовью к своему семейству; он отделил для себя в квартире своей одну комнату, дабы после пастырских трудов над больными, без особенной нужды не иметь опасного для своей семьи сношения с нею.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

39 Этими же основаниями руководилась высшая российская церковная иерархия в порядке дела перевода Библии на русский язык и по официальном возобновлении дела в 1858 году, начавши его опять с книг новозаветных, как увидим далее. 41 Мы разумеем следующие его научные работы: а) Изложение разности между Восточной и Западной церковью в учении веры, написанное по особому поручению еще в 1811 году и напечатанное в 1 книге Чтений в Общ. Истрии и Древностей за 1870 год и затем в Чтениях в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1872 год. б) Рассуждение о нравственных причинах неимоверных успехов наших в настоящей (т. е. 1812 г.) войне. Спб. 1813. Рассуждение это написано также по особому поручению. в) Отрывки из Ансильона с присовокуплением примечаний, показывающих дух сего автора, относящиеся ко времени не позднейшему, как 1813 год, но напечатанные в Правосл. Обозрении за 1868 г. г) Опыт изъяснения псалма LXVII Спб. 1814 д) Разговоры между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской церкви, с присовокуплением выписки из окружного письма Фотия, патриарха Цареградского к восточным патриаршим престолам. Спб. 1815. е) Начертание церковно-библейской истории, вышедшее первым изданием в 1816 году, но составившееся из уроков, ранее читанных в Петербургской дух. академии. ж) Записки на книгу Бытия, составившиеся также из уроков, читанных в академии и обработанных для печати в конце 1815 года, а вышедших из печати в 1816 году. з) К тому же периоду времени академического преподавания относится и составленное Филаретом «Руководство к познанию книги Псалмов, особенно систематическому и богословскому», напечатанное впервые лишь в 1872 году в Чтениях в Общ. Люб. Дух. Просв. и другие работы. 42 С 1810 до 1816 года Филаретом произнесено было 24 проповеди , доселе известные в печати. См. Сочинения Филарета т. I, Москва, 1873. Из числа этих проповедей очень многие произнесены по особым случаям, вызванные особыми обстоятельствами и поручениями. 43 См. послужной список святителя в приложении к сочинениям его (т. 1), изд. 1873–1882. Срав. также биографии его, составленные Н. В. Сушковым, С И. Пономаревым (в Трудах Киев. Дух. Акад. за 1867–1868 гг.), протоиереем Добронравиным (в Странник за 1868 г.) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Другой каждый день терпел побои и в один день был наказан палками до 5-ти раз, «быв привязан накинутой на шею глухой петлей, от чего он был полумертв». Помещик приказывал братьям бить палками престарелого отца, а за неисполнение сего сами биты до бесчувствия: столь же бесчеловечно наказывает помещик и других крестьян: одну из дворовых женщин по наказании палками, в течение целой недели во время людского обеда и ужина, при виде всех людей приказывал каждый раз бить по щекам по 40 раз и «мазать нечистотой». «Повалив одного из своих людей, сгрыз ему нос». Исследование стряпчего губернск. угол. суда и земского исправника подтвердило основательность крестьянских жалоб, и по Выс. распоряжению имение было отдано в опеку 707 . Помещики, на которых поступали жалобы в истязании и угнетении крестьян, часто отделывались простым «внушением». Витебской губ.. Полоцкого Повета, дер. Жарца, поверенные от крестьян жаловались в 1814 г. на помещика Жабровского, который притеснял крестьян своих за то, что они в 1812 г. «добровольно сражались с неприятелем» и за то, что по приказанию ген. от кав. гр. Витгенштейна 22 из них дозволено носить на шляпах кресты, присвоенные для СПБ. ополчения. Полоцкий земский суд не считал наказаний крестьян «немилосердными», но бывшие при наказании крестьян полицейские служители под присягой объявили, что Ж. наказывал крестьян «собственноручно плетью», приговаривая: «вот вам французы, вот вольность, вот вам крест». По мнению исправника, крестьяне наказывались обыкновенной плетью «посредственно и умеренно». Дело осталось без последствий, губернатору внушили следить за обращением помещика с крестьянами 708 . Постановление —469— это состоялось 27 февр. 1817 г., а дело начато было в 1814 г. Александр I к крестьянским жалобам относился всегда очень внимательно, поручая расследование случаев, вызвавших жалобы, комитету министров. Очень часто, когда до сведения императора доходили известия о крестьянских волнениях, он ставил вопрос: не «доведены» ли крестьяне до возмущения жестокостями помещика? Правда, исследования причин неповиновения, нередко пристрастные, не обнаруживали каких-нибудь законных нарушений, но, безусловно, император не оставался безучастным к жалобам крестьян.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Через М. Н. Муравьёва, близкого ему по духу писателя, назначенного тогда товарищем министра народного просвещения, К. обратился за помощью к имп. Александру I, и 31 окт. 1803 г. последовал именной указ о назначении К. придворным историографом с ежегодным пенсионом 2 тыс. р. В янв. 1804 г. К. вторым браком женился на Е. А. Колывановой, сводной сестре П. А. Вяземского , сделавшись его опекуном. Каждое лето К. проводил в Остафьеве, подмосковном имении Вяземских, где работал над «Историей Государства Российского», остальное время - в Москве. К нач. 1805 г. был завершен 1-й том «Истории...», в 1806 г.- 2-й, в 1808 г.- 3-й, к 1811 г.- 4-й и 5-й. «Историю...» К. писал до конца жизни. В 1803-1804 гг. К. издал Собрание сочинений в 8 частях (2-е изд., исправленное и умноженное - М., 1814. 9 ч.; 3-е изд.- М., 1820. 9 ч.) и тем самым подвел итог своему предшествующему творчеству. С этого момента до выхода из печати первых томов «Истории Государства Российского» только несколько раз выступил перед публикой с новыми трудами: подготовил и издал со своим предисловием сочинения в прозе скончавшегося в 1807 г. Муравьёва (Опыты истории, словесности и нравоучения. М., 1810. 2 ч.) и написал несколько стихотворений, в т. ч. «Песнь воинов» (1806) и оду «Освобождение Европы и слава Александра I» (1814). В нач. 1810 г. К. был представлен Ф. В. Ростопчиным вел. кнг. Екатерине Павловне и стал бывать по ее приглашению в Твери. В 1811 г. по ее инициативе написал записку «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» («Записка о древней и новой России»), поданную имп. Александру I в марте 1811 г. (впервые опубл. в Берлине в 1861; в России полностью - в 1900; отд. изд.- СПб., 1914; уточненный текст впервые - в ж. «Литературная учеба» (1988. 4. С. 97-143)). Это краткое обозрение рус. истории, содержащее во 2-й части резкую критику реформ и внешней политики имп. Александра I (который принял записку холодно). Пафос записки - в требовании от императора «более мудрости хранительной, нежели творческой».

http://pravenc.ru/text/1680981.html

44 См. предисловия к изданиям этого сочинения в Чтениях в Общ. Ист. и Древн. за 1870 г. и Чтениях в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1872 г. Ср. также биографии Филарета. 46 Таковы напр. административно-учебные поручения по ревизии не только средних, но и высших духовно-учебных заведений, как то было в 1813 и 1815 годах Не получивши образования в высшем духовно-учебном заведении, Филарет не только делается ректором одного из таковых заведений, но и удостаивается в 1814 году от Комиссии духовных училищ ученой степени доктора богословия (См. послужной список Филарета). Как стилист он уже в 1813 году пользуется такою славою, что знаменитый М. М. Сперанский по поводу появления в этом году книги А. С. Шишкова «О старом и новом слоге», говорит: «я знаю только слог Карамзина и Филарета» (барона Корфа, «Жизнь графа Сперанского, ч. II, стр. 77–78 примеч. Спб 1862). 47 См. Чистовича, цит. статью в Христ. Чтен. за 1872 г. Ч. I, стр. 427 и дал. О самом Михаиле см. у С. К. Смирнова в Истории Троицкой Лаврской Семинарии, стр. 529–530. Москва, 1867; у Филарета Черниг. в Обзоре русской дух. литературы, ч. II, стр. 206 и дал., Чернигов, 1863 и др. 48 Выше мы привели только ту часть этого определения, которая относится собственно к исторической части нашего настоящего исследования. Остальные 15 пунктов будут изложены нами в следующей, критической части. Но в них-то более и виден стиль Филарета, как это может всякий заметить, сличивши эти 15 пунктов, со стороны редакции стиля их со стилем произведений Филарета, несомнительно ему принадлежащих. 49 Г. П. Павский и в истории перевода Библии на русский язык имел столь большое значение и в отношениях к Филарету имел столько точек соприкосновения, что необходимо сказать несколько слов о нем самом и об этих отношениях его к Филарету. Воспитанник первого курса (1809–1814 гг.) С.-Петербургской духовной академии, Павский был учеником Филарета. Будучи же дарований далеко незаурядных (он окончил курс первым магистром), он естественно прямо по окончании курса в академии оставлен был при самой академии для занятия кафедры в ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Перечень основных трудов прот. Г.П. Павского и сочинений, посвященных его жизни и творчеству, можно найти в «Русском Биографическом словаре» (Вольский А. Павский Герасим Петрович. СПб., 1902. С. 108), в «Словаре» А. Родосского (Биографический словарь студентов первых XXVIII-мu курсов С.-Петербургской духовной академии: 1814 – 1869. СПб., 1907. С. 348–349), также у прот. Г. Флоровского в «Путях» (Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 544). Родился Герасим Петрович 4 мая 1787 года в Павском погосте Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии (сейчас село Пава Псковской области) в семье местного священника Петра Макарьева. Фамилия – Павский, по месту рождения, была дана в семинарской среде в соответствии с принятой тогда практикой наречения фамилий, куда, как и полагалось, он был отдан отцом на обучение. В десятилетнем возрасте Герасим Петрович поступил в Александро-Невскую главную семинарию в Санкт-Петербурге. В своей автобиографии, приводимой Н.И. Барсовым , он так писал о начале своего обучения: «В Александро-Невскую семинарию я представлен в 1797 г., по исполнении десяти лет от роду... Впрочем, отец мой, записавши меня в семинарию в июле месяце, отпросил домой еще на полгода. И потому собственно мое учение началось в марте 1798 года. Определен я в самый низший класс – инфиму, но как я и дома уже обучен был чтению как церковных, так и гражданских книг и отчасти письму, то в тот же год переведен был в фару [порядок двух первых классов спутан – автобиографию Г.П. писал в преклонном возрасте, видимо забылось], через год – в грамматику, потом через год – в синтаксиму. Об этих низших классах, соответствующих нынешним приходскому и уездному училищам, сказать нечего. Тогда занимали эти классы латынь, латынь и латынь... От 1802 до 1808 года я проходил курс семинарский от поэзии до богословия». Как отличительные, можно отметить следующие обстоятельства его ученических, семинарских лет. Во первых, безусловно, выдающиеся способности Герасима Петровича. На протяжении всех лет обучения он неизменно возглавлял разрядный список учащихся. Будучи студентом, был назначен преподавателем младших классов. Затем, бедность, почти до крайности (отец Павского не был способен оплачивать его обучение), заставлявшая его оказывать различные услуги менее даровитым, но состоятельным соученикам. Его биограф Н.И. Барсов сравнивает здесь его с Ломоносовым и Яном Гусом – более чем выразительное, типологическое сопоставление, справедливое не только для лет его ученичества, но знаковое в отношении всего его жизненного пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Pavski...

Что делали в темнице с Игнатием, доподлинно неизвестно, но константинопольские христиане говорили, что страдальца жестоко терзали там. Когда кадий вновь призвал к себе Игнатия и увидел, что ни ласки, ни пытки не изменяют твердого исповедника, он определил удавить его. Так святый, повешенный на парма-кани, был задушен 8 октяб. 1814 г. в четверток в 6 часов. Старец Григорий, спустя три дня, за дорогую цену купил мощи мученика и 20 октяб. Прибыл с ними на Афон16). 10 ч. Страдание болгарскиз иноков зографской обители. Имп. Михаил Палеолог думал укрепить слабую империю свою союзом с папою – униею. Уния объявлена им в 1274 г., а в следующем году подвергал он казням осуждавших унию в столице. В 1278 г. издан был им указ вводить унию всеми мерами насилия17). Афонские иноки отправили послание к Михаилу. Здесь они основательно доказали, что ни главенство папы, ни поминание его в церквах, ни совершение евхаристии на опресноках, ни прибавление к символу веры: и от Сына, не должны быть терпимы. «Мы ясно видим, продолжали они, что ты еретик, но умоляем тебя: оставь все это и пребывай в том учении, которое ты принял… Отринь несвятые новые учения ложного знания, прибавляющего к вере догадки»18). Особенно сильные протесты   16) На Афоне чтят память мученика 20 октября, в день принесения мощей на Афон, и еще мая 1. Патерик афонский 2, 306. 318. 17) Пахимера История, стр. 517. 518. Спб. 1862 г. 18) Это послание отыскано о. Порфирием: Беседы п. Фотия, стр. 99. Спб. 1864 г. заявлялись со стороны славянских общин» сербский краль Милютин заявил протест мечом, отобрав у империи несколько городов, где жили славяне19). Гордый Михаил сильно был раздражен. Бродячие крестоносцы, выгнанные из Палестины и укрытые в Романии, заявили Михаилу ревность свою огнем и мечом раздвигать власть папы. Михаил нанял еще турок и татар. Так он в 1238 г. двинулся против Сербии. На пути был теперь ненавистный ему Афон. Чтобы не раздражать греков, он положил и на Афоне. Чтобы не раздражать греков, он положил и на Афоне излить злость свою за унию, особенно на славянах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010