Последствия разногласий с графом Н. А. Протасовым оказались печальными для митрополита. Он был поражен параличом, уже вторичным. Владыка Антоний продолжал еще двигаться, присутствовать в Святейшем Синоде, заниматься делами епархии и даже иногда священнодействовать. За полтора года до кончины он окончательно ослаб и был прикован к одру болезни. Таким образом, митрополит Антоний не оправдал тех надежд, которые возлагало на него общество в самом начале его деятельности. А стремление внешним блеском покрыть недостаток внутренних достоинств привело к тому, что современники митрополита Антония нелестно и резко отзывались о нем. Вот как охарактеризовал личность митрополита Антония о. Мирошкин в своих «Материалах» для истории Православной Церкви: «Антоний был барин и сибарит. Он любил жить на широкую ногу, имел роскошный стол, редкий день обедал один, и редкий стол проходил у него без шампанского. Не удивительно, что такая страсть хорошо и много кушать и пить, при довольно тучном телосложении, имела следствием паралич». Сенатор К. И. Лебедев в своих «Записках» писал: «Сего дня умер митрополит Антоний. Ни духовные, ни светские о нем не жалеют. Орудие видов, он уронил значение сана в глазах святош и кощунов; ни жизни, ни учености – ничего в нем не было замечательного. Улыбающееся лицо, большая борода, проворная рука и какая-то неприличная для нас светскость домоустройства». Литература: Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Краткие биографические очерки. – Новгород, 1897. – С. 182–192. Громачевский A. Л. Преосвященный Антоний, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. – СПб., 1880. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича . – СПб., 1913. – С.881–886. Никанор (Бровкович) , архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т, – Одесса, 1913, т. 1. – С. 105, 108–118. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вероятно, в 60-70-х гг. XVI в. К. м. был опричным. В Смутное время К. м. разорялся дважды. Первый раз - в 1609 г., после поражения армии царя Василия Иоанновича Шуйского при с. Клушине, в 20 верстах от Гжатска (ныне Гагарин), от польско-литов. войск под командованием гетмана С. Жолкевского. Монастырские храмы и имущество обители были разграблены. Вторично мон-рь был захвачен в дек. 1617 г. «польскими и литовскими людьми и с черкасы, и с изменники русские воры» армии королевича Владислава, которые «пришли в Можайский уезд и стали в Колоцком монастыре» (Дворцовые разряды. СПб., 1850. Т. 1. Стб. 307). Оккупация мон-ря продолжалась, по-видимому, вплоть до заключения с поляками Деулинского перемирия 1 дек. 1618 г. В 1724-1726 гг. К. м. был приписным к Новоспасскому московскому монастырю ; по штатам 1764 г. отнесен к 3-му классу: мон-рю полагалось иметь 12 чел. братии и получать ежегодно финансирование из гос. казны. Победа над франц. отрядом при Колоцком мон-ре. 1812 г. Гравюра Федорова по рис. Д. Скотта. 1814 г. Победа над франц. отрядом при Колоцком мон-ре. 1812 г. Гравюра Федорова по рис. Д. Скотта. 1814 г. В 1812 г., накануне Бородинского сражения, главнокомандующий рус. армией М. И. Кутузов осматривал с колокольни К. м. буд. ратное поле; к полудню 21 авг. у стен обители сосредоточились главные силы рус. армии, а в самом мон-ре расположился штаб. Однако уже 22 авг. Кутузов принял решение отступить к Бородину, находя эту позицию более удачной для генерального сражения. Именно в обители Д. В. Давыдовым было принято важное решение об организации партизанских отрядов. 24 авг. у стен К. м. арьергардные части рус. армии под командованием генералов П. П. Коновницына и К. К. Сиверса вступили в бой с авангардом французов. В этом бою получил смертельную рану генерал-майор Всевеликого войска Донского И. К. Краснов. Мон-рь был занят французами. По преданию, в К. м. приезжал Наполеон, поднимался на колокольню, осматривал позиции рус. войск перед Шевардинским редутом. 26 авг. в К. м. был устроен госпиталь французской армии. Французы разграбили храм и монастырское имущество, сожгли иконостас и все деревянные постройки. В 1816 г. на восстановление мон-ря из казны Синода было отпущено 10 тыс. р. При игум. Иоасафе на эти деньги был отремонтирован собор, позолочен иконостас, расписаны стены главного храма. Но полностью К. м. был восстановлен только к 1839 г.

http://pravenc.ru/text/1841794.html

Ректор МДА прот. Александр Горский. Фотография. Нач. 70-х гг. XIX в. Ректор МДА прот. Александр Горский. Фотография. Нач. 70-х гг. XIX в. Устав 1814 г. настаивал на подчинении академий напрямую КДУ при Синоде, подчеркивая т. о. их общецерковное значение и определенную независимость от местного епархиального преосвященного. Но в МДА все основные дела решал ректор совместно с митр. Московским Филаретом, к-рый определял принципы деятельности МДА. Это позволяет говорить о существовании непрерывной и неизменной на протяжении всего периода московской духовно-академической традиции. Насущной проблемой духовных академий в кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в. был небольшой размер окладов. Хотя большинство преподавателей, несмотря на тяготы, продолжало возделывать «неблагодарную почву» богословской науки ( Потапов В. Н. Письмо к отцу от 22 окт. 1858 г.//ЦГИА СПб. Ф. 2162. Оп. 1. Д. 18. Л. 21 об.), нек-рые увольнялись. Так, к выпуску 1858 г. в МДА освободились 4 преподавательские вакансии. В 1862 г. Министерство народного просвещения, готовясь к введению нового университетского устава, разработало программу подготовки выпускников и молодых преподавателей ун-тов к профессорским званиям, включавшую стажировки за границей. В 1865 г. накануне общих преобразований было проведено нек-рое повышение окладов служащих в академиях из местных средств. Инициатива исходила от свт. Филарета (Дроздова), выделившего из сумм Московской кафедры 7795 р. в год для МДА. С учетом этой помощи ординарный профессор стал получать 1200 р. (вместо 858 р.), экстраординарный - 900 р., бакалавр - 700 р. (вместо 429 р.). Эта мера позволила снять напряжение, но местные средства не был надежной основой материального положения преподавателей. Учебный процесс При открытии МДА в 1814 г. из КДУ были присланы конспект богословских наук, составленный в 1809 г. ректором СПбДА архим. Евграфом (Музалевским-Платоновым), и программа богословского курса с рекомендациями, разработанная ректором СПбДА архим. Филаретом (Дроздовым). Конспект был основан на богословской системе ректора КДА архим. Иринея (Фальковского) , представлявшей собой сокращенный богословский курс преосв. Феофана (Прокоповича) . Программа богословского курса архим. Филарета (Дроздова) - Architectonica Theologica - состояла из 7 разделов: чтение Свящ. Писания и богословие: толковательное (Hermeneutica), созерцательное (Dogmatica), деятельное, или нравственное (Practica), обличительное (Polemica), собеседовательное (Homiletica) и правительственное (Jus Canonicum) ( Филарет Московский, свт. Собр. мнений. Т. 1. С. 123-151).

http://pravenc.ru/text/2564190.html

Именно, уже 29 июня 1813 г. он, «за неусыпные труды по званию ректора и профессора академии, за деятельность в образовании достойных служителей алтаря Господня, назидательные и красноречивые поучения о истинах веры» Всемилостивейше пожалован был прямо орденом св. Владимира 2-ой степ. большого креста, не имев дотоле никаких орденов; в следующем 1814 г., 13 авг., не имея еще никакой ученой степени, был удостоен Комиссиею духовных училищ степени доктора богословия, заслуженной им «светлейшими доказательствами учености священной и церковной, представленными частию в академических чтениях, частию в церковных речах, а особенно в классических сочинениях, обработанных по академическим чтениям и изданных с удостоения и одобрения начальства, и увенчанными искренним осуществлением на деле христианского учения». В том же 1814 г., 27 авг., Филарет был удостоен Высочайшего рескрипта с изъявлением Монаршего внимания за успешное окончание первого академического курса и награжден, по представлению Комиссии духовных училищ, пожизненною пенсиею по 1500 руб. в год, а через три дня после сего именным Высочайшим указом назначен в члены Комиссии дух. училищ, в заседания которой уже и прежде был призываем по разным учебным и другим вопросам. В марте 1816 г., по указу Св. Синода, определен настоятелем московского ставропигиальногоНовоспасского монастыря, а 8 апреля того же года «за успешное обозрение С.-Петербургского и Московского округов и за ревностное служение по части образования духовного юношества», ему, Высочайшим рескриптом, изъявлена совершенная признательность, и в ознаменование Монаршего благоволения Всемилостивейше пожалована панагия. В то же время он облекается новыми знаками Высочайшего к нему доверия. Так, 2 июня 1816 г. он назначается, по Высочайшему указу, членом комитета для решения судебных дел о лицах духовного звания греко-российского исповедания в Финляндии; 16 июля – членом совета Императорского Человеколюбивого общества; 3 марта следующего 1817 г. – членом строительного комитета при СПб.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

е. раскола).» В 40-х годах был протоиерей Михаил Герасимов. В год освящения настоящего храма протоиереем был Сергий Иоакимов, умерший в 1785 году. Преемник о. Сергия Матфей Афанасьев служил здесь 40 лет (1785–1825) и отличался заботами о благоустройстве собора. При нем устроена церковная ограда. Постройки делались в долг, который погашался с большими затруднениями для соборян. После Афанасьева протоиереями были: Николай Автономов, умерший на 41 году жизни от чахотки; Симеон Лукич Романовский, из диаконов морского корпуса, имевший за уроки Закона Божия ордена и золотые часы; Елисей Герасимович Приморский, перешедший из Сойкина в 1844 году и умерший в 1853 году; Александр Федорович Малоземов, служивший прежде в полковых церквах Финляндии и умерший в 1859 году; Иоанн Степанович Аландский, переведенный в 1862 году в Тосну и там умерший; Василий Степанович Вознесенский, служивший прежде в Сойкине, а в 1872 году перемещенный в Воскресенский Новодевичий монастырь. Он здравствует и доселе; Иоанн Саввич Любимов, поступивший сюда 14 ноября 1872 года, а в 1880 году перешедший протоиереем к Нарвскому собору. В диаконском сане состояли: Петр Андреев (1812–1814); Иоанн Васильев (1814–1842), учитель пения в Ямбургском дух. училище; Иоанн Васильев Орнатский (1842–1866); Василий Иоаннов Орнатский (1866–1869); Иоанн Ильин Николин, умерший в 1882 г. Ныне служат: священник Николай Георгиев Дроздов, кандидат Спб. дух. академии, диакон Евграф Ильинский, из соборных причетников и – псаломщики: Роман Евсевиев Пащевский и Владимир Васильев Окунев. Собор содержится на церковные суммы. Кроме того получает: 1) до 70 р. в год с каменной лавки, пожертвованной собору в 1877 году, ораниенбаумским купцом Парфением Тихомировым; 2) 50 рублей аренды с дер. лавки, построенной купцом Живягиным; 3) 70 р. дохода с дома, завещанного мещанкою Мариею Заботиною; 4) до 80 р. в год с одной квартиры в церковном доме; 5) проценты с капитала в 700 р. Для переделок в соборе, при скудости его собственных средств, были посторонние жертвователи; из них более усердным был упомянутый выше Александр Павлович Орлов, пожертвовавший, в течение 2½ лет, до 3000; при его содействии, при соборе существует прекрасный хор певчих, с регентом, получившим образование в Капелле.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Тогдашний... обер-полицмейстер – Иван Дмитриевич Лужин (1804–1868), свиты е. и. в. генерал-майор, обер-полицмейстер Москвы в 1845–1854 годах. 5 Луи Наполеон III Бонапарт (1808–1873) – фр. император. В 1848 г. избран президентом Франции; когда же срок его президентства истек, он, фактически совершив государственный переворот, 2 декабря 1852 г. провозгласил себя императором Франции под именем Наполеона Третьего. 6 Франц-Иосиф I Габсбург (1830–1916) – император Австрии и король Венгрии (с 1848-го). Во время революционных волнений в Европе, когда в 1849 г. над Австрийской империей нависла угроза распада, Франц-Иосиф устоял на престоле благодаря военной поддержке Императора Николая I. В «благодарность» за это во время Крымской войны император Франц-Иосиф держал свои войска наготове, чтобы в любой момент присоединиться к антирусской коалиции. 7 Наполеон I Бонапарт (1769–1821) – император Франции в 1804–1814 гг. и марте – июне 1815 года. Начал карьеру в армии, был активным участником Великой фр. революции; в 1799 г., совершив государственный переворот, стал перв. консулом и сосредоточил в своих руках всю государственную власть; в 1804 г. провозглашен императором. В июне 1812 г. огромная наполеоновская армия вторглась на территорию России, 25 декабря того же года была изгнана. В 1814 г., после победоносного вступления в Париж рус. армии и войск антифранцузской коалиции, Наполеон отрекся от престола. Отправленный на остров Эльба, он, однако, вскоре бежал и вторично захватил фр. престол. После окончательного разгрома – в битве при Ватерлоо 18 июня 1815 г. – был сослан на остров Святой Елены. 8 Император Александр I (1777–1825) взошел на рус. престол в 1801 г.; центральным событием его царствования была, несомненно, Отечественная война 1812 года. При вступлении наполеоновской армии в Россию часть населения ее западных окраин: поляки, литовцы, жители Курляндии (историческая область на западе Латвии, в 1795 г. вошедшая в состав России), нарушив присягу на верность Императору Александру I, вступили в ряды неприятелей. При отступлении рус. армии из Москвы древнюю столицу покинуло почти все население, кроме раскольников, (см.: Смирнов П. С, протоиер. История русского раскола старообрядства. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1895. С. 107).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

Академия на протяжении всей своей истории указывала и продолжает указывать русским богословам и пастырям подлинно православный, подлинно евангельский путь. Она возвещает вечную, Божественную истину, утверждая на глубоких, исконно русских православных основаниях духовную жизнь. В этой неизменности, с которой Академия служит своему церковному и общечеловеческому призванию, высокому педагогическому и патриотическому долгу, есть своя ценность и глубокий внутренний смысл. По-видимому, Бог благословил труд нашей духовной школы, исторический путь которой, со всеми событиями и явлениями в ней можно действительно назвать жизнью «у Троицы в Академии». Сто девяностолетняя история молчаливо и скромно, но неотъемлемо и праведно возложила на главу ее венец «от каменей честных», как дань благодарности за благороднейший просветительный подвиг созидательного духовного творчества, как святое благословение на дальнейшее служение правде в преподобии истины. Мы молим Господа даровать процветание и ученые успехи нашей старейшей духовной школе – Московской Духовной Академии, да останется она навсегда своим духом юной, полной свежих сил, своим повседневным служением продолжая готовить для Русской Православной Церкви образованных пастырей, благоговейных монахов, умелых регентов и иконописцев. Да будет у Академии слава из века в век, пока сияет чаемый и отражаемый ею свет невечерний, присносущный и незаходимый.   Смирнов С.К . История Московской Духовной Академии до ее преобразования (1814-1870). М., 1879. С. 4.  Там же. С. 11; См.: Чистович И.А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ. СПб., 1894.   Мельков А.С . Митрополит Филарет и Московские Духовные школы//Сборник материалов по итогам научно-исследовательской деятельности молодых ученых в областях гуманитарных, естественных и технических наук в 2003 году. М., 2004. С. 23.   Глубоковский Н . За тридцать лет (1884-1914)//У Троицы в Академии, 1814-1914 гг.: Юбилейный сборник исторических материалов/Издание бывших воспитанников Московской Духовной Академии. М., 1914. С. 742.

http://pravoslavie.ru/193.html

Павел (Доброхотов Прокопий Нилович), еп. Олонецкий и Петрозаводский Родился I июня 1807 года в семье священника с.Большой- Ламовицы, Тамбовской епархии. (У Родосского «Словарь воспитан. СПБ дух. акад.» на стр.337 ошибочно указан год рождения 1814-й. См. «Приб. к «ЦВ» 1900., 20, стр.798). В 1833 г. окончил Тамбовскую духовную семинарию и в 1837 году – СПБ духовную академию и определен учителем Литовской духовной семинарии. 15 декабря того же года утвержден в степени магистра богословия и профессора. 2 ноября 1847 года пострижен в монашество, 8 ноября рукоположен во иеродиакона, а 9 ноября – во иеромонаха. 15 июля 1849 года возведен в сан архимандрита и назначен ректором Полоцкой духовной семинарии и настоятелем Полоцкого Богоявленского монастыря. 21 августа 1851 года – ректор Рижской семинарии. 15 декабря 1855 года – ректор Екатеринославской духовной семинарии. 29 января 1859 года – ректор Могилевской духовной семинарии и настоятель Могилево-Братского монастыря. 23 апр.1863 года – ректор Вятской духовной семинарии. 21 августа 1866 года хиротонисан во епископа Вологодского. С 7 июля 1869 года – епископ Псковский и Порховский. С 23 января 1882 года – епископ Олонецкий и Петрозаводский. В 1887 году праздновал свой 50-летний юбилей служения Церкви Божией в священном сане. В 1891 году – 25-летие в епископском сане. 21 октября 1897 года уволен на покой и назначен настоятелем Московского Высокопетровского монастыря. Скончался 23 апреля 1900 года, 93-х лет от роду. Духовный писатель, археолог, ценитель и собиратель древностей. Его имя тесно связано с историческим и достопамятным событием воссоединения униатов с православием в Западном крае в1839 году, так как начало его деятельности относится к этомувремени. По национальности русский, с отличными дарованиями и прекрасным богословским образованием, он всецело отдался этому великомуделу, когда оно еще начиналось и был одним из сподвижников и сотрудников митрополита Иосифа (Семашко) . Сначала в качестве наставника, новой тогда в Литве, духовной семинарии, а затем, по принятии монашества, в которое пострижен самим митрополитом Иосифом, в качестве начальника духовно-учебных заведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Большое внимание преосвященный Антоний уделял развитию духовного образования в епархии, лично посещал семинарии и духовные училища, награждал и поощрял наиболее достойных воспитанников. В личной жизни был строгим аскетом, отличался величайшей снисходительностью, простотой, искренностью, радушием, приветливостью и совершенною нестяжательностью. Ему свойственна была истинно христианская любовь к ближним, во имя которой он всегда готов был оказать и нравственную, и материальную помощь каждому. Эта высокая христианская добродетель преосвященного Антония особенно проявилась во время тяжкого испытания, постигшего жителей Красноярска. В 1881 году пожаром было истреблено до 2000 домов и различных строений. Преосвященный Антоний возглавил комитет по оказанию помощи пострадавшим, причем помощь оказывалась всем без различия вероисповеданий. Им было роздано до 60 тыс. руб. соответственно действительным нуждам пострадавших. Один из сотрудников епископа Антония по комитету писал: «Если погорельцы удовлетворены более или менее справедливо, то, после Бога, они должны благодарить владыку Антония. Это был воистину служитель Бога, мысливший и действовавший нелицеприятно». Труды: 6 писем к преосвященному Иеремии (Соловьеву) //Рукописный сборник Санкт-Петербургской духовной академии. – А 11/329. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1400, 1414. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М.. 1872, 399. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 16–17. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 220, 221. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 446, 1020. Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1889, 17. – С. 467; 22. – С. 629; 42. – С. 1262.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Петр Тобольский, из здешних студентов, учитель низшей информатории и греческого языка, с 4 сентября 1801 года; в октябре 1802 г. вышел в св. Синод переводчиком. Михаил Суханов, кандидат богословия, из Иркутской семинарии, обучался в здешней академии богословским и философским наукам и, по окончании курса, в 1801–1802 гг. сам обучал простому нотному пению и немецкому языку; по возвращении на родину, в 1805 г. принял монашество, в котором назван Иннокентием и определен префектом семинарии; в 1808 г. произведен в архимандрита Киренского монастыря; скончался 2 мая 1811 г, Степан Ив. Максимович, из здешних студентов, информатор и учитель французского языка, с 4-го сентября 1801 г.; в 1804 г. рукоположен в священника к церкви Рождества пресв. Богородицы, что на Песках. Вениамин, соборный иеромонах, из префектов Костромской семинарии, вызван был на класс риторики 25 сентября 1802 г.; когда и куда выбыл, неизвестно. Иоанникий Флеров, иеромонах, в 1802 г. вызван м. Амвросием из Ярославской семинарии; в 1804 г. февр. 15-го определен законоучителем в Академию Художеств. Скончался в 1808 г., в сане архимандрита Старицкого Успенского монастыря. Гедеон (Гавриил) Федотов, иеромонах, в 1803 г. вызван м. Амвросием из Белградской семинарии, где был учителем математики и французского языка; но в том же году, по распоряжению св. Синода, отправлен был в Российско-Американские поселения, в качестве благочинного над духовенством камчатских и американских церквей, с пожалованием ему наперсного креста; по возвращении из миссии определен наместником здешней лавры; в 1810 году произведен в архимандрита Зеленецкого монастыря; в 1819 г. переведен в Иверский. Никита Орловский, до окончания кура поступил псаломщиком в Копенгаген; по возвращении в Россию в 1803 г. слушал философский и богословский курсы, обучая в то же время младших воспитанников немецкому языку и нотному пению; в 1804 г. определен священником в Копенгаген же; после был законоучителем Морского кадетского корпуса и Александровской мануфактуры; скончался протоиереем Покровской Коломенской церкви. Сочинения его: Краткая российская грамматика (Спб. 1814) и Информатория или начальные основания латинского языка. Спб. 1816 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010